Снайпер 1047-го стрелкового полка 62-й армии Сталинградского фронта, Герой Советского Союза.
Родился он 23 марта 1915 года в селе Еленинка Карталинского района Челябинской области в семье крестьянина.Окончил семь классов неполной средней школы. В 1930 году окончил строительный техникум в городе Магнитогорске, где получил специальность арматурщика.
С 1937 года служил на Тихоокеанском флоте, где его зачислили писарем артиллерийского отделения. После учёбы в Военно-хозяйственной школе его назначили начальником финансовой части на Тихоокеанском флоте, в бухте Преображение. В этой должности его и застала война.
Великая Отечественная война
К лету 1942 года старшина 1-й статьи Зайцев подал пять рапортов с просьбой направить его на фронт. Наконец командир удовлетворил его просьбу и Зайцев убыл с сослуживцами в действующую армию. Ночью 21 сентября 1942 года полк, в составе которого был Зайцев, переправился через Волгу, сходу вступив в бой с фашистами в нескольких сотнях метрах от берега. Начались бои за Сталинград для тихоокеанцев.
По началу командиры с недоверием относились к Зайцеву, не впечатляла внешность: мал ростом, телосложение не богатырское, да и послужной список на хозяйственных должностях. Но уже в первых схватках с врагом Зайцев показал себя смелым бойцом и незаурядным стрелком. Однажды командир батальона подозвал Зайцева и показал в окно. В 800 метрах бежал немецкий солдат. Моряк тщательно прицелился. Раздался выстрел — и немец упал. Через несколько минут на том же месте показались ещё два солдата противника. Их постигла та же участь. Снайперский счет был открыт. В награду Зайцев вместе с медалью «За отвагу» получил снайперскую винтовку. К тому времени из простой «трёхлинейки» он убил 32 солдата противника. Вскоре о нём заговорили в полку, дивизии, армии. В.Г. Зайцеву было порученно создать и обучить снайперскую группу.
В Зайцеве сочетались все качества, присущие снайперу, — острота зрения, чуткий слух, выдержка, хладнокровие, выносливость, военная хитрость. Он умел выбирать позиции, маскировать их; обычно скрывался от врага там, где они не могли и предполагать русского снайпера. Прославленный снайпер бил врага беспощадно. Только в период с 10 ноября по 17 декабря 1942 года в боях за Сталинград В. Г. Зайцев уничтожил 225 солдат и офицеров противника, в том числе 11 снайперов, а его товарищи по оружию в 62-й армии — 6000.
Однажды Зайцев пробрался к сгоревшему дому и залез в полуразрушенную чёрную печь. Из этой необычной позиции были хорошо видны два входа во вражеские блиндажи и подход к подвалу дома, где немцы готовили пищу. 10 фашистов сразил в тот день снайпер.
Одной тёмной ночью Зайцев пробирался к передовой узкой тропинкой. Где-то невдалеке укрылся фашистский снайпер; его надо уничтожить. Минут 20 Зайцев осматривал местность, но притаившегося вражеского "охотника" обнаружить не удалось. Плотно прижавшись к стенке сарая, моряк высунул рукавицу; её сильно рвануло из руки.
Осмотрев пробоину, он перешёл на другое место и проделал то же самое. И снова выстрел. Зайцев прильнул к стереотрубе. Начал тщательно просматривать местность. На одном из холмов мелькнула тень. Здесь! Теперь надо фашиста выманить и взять на прицел. Всю ночь пролежал Зайцев в засаде. На рассвете немецкий снайпер был уничтожен.
Действия советских снайперов встревожили врагов, и они решили принять срочные меры. Когда наши разведчики захватили пленного, он сообщил, что в район Сталинграда из Берлина доставлен на самолёте чемпион Европы по пулевой стрельбе, руководитель Берлинской школы снайперов, получивший задание уничтожать советских снайперов, и прежде всего, "главного Зайца", как его начали называть фашистские солдаты.
Снайперский поединок с немецким «сверхснайпером», которого сам Зайцев в своих воспоминаниях называет майором Кёнингом (согласно Артуру Кларку — начальник школы снайперов в Цоссене, штандартенфюрер СС Гейнц Торвальд), особенно пославил нашего снайпера. Зайцев, в свою очередь, получил задание уничтожить его лично от комдива Н. Ф. Батюка. После того как у одного из советских снайперов был разбит пулей оптический прицел, а другой в том же районе был ранен, Зайцеву удалось установить позицию противника. О последовавшем затем поединке Василий Григорьевич написал:
«Было понятно, что пред нами действует опытный снайпер, поэтому решили его заинтриговать, но первую половину дня необходимо было переждать, потому что блеск оптики мог нас выдать. После обеда наши винтовки были уже в тени, а на позиции фашиста упали прямые лучи солнца. Из-под листа что-то заблестело — снайперский прицел. Меткий выстрел, снайпер упал. Как только стемнело, наши пошли в наступление и в разгар боя мы из-под железного листа вытащили убитого фашистского майора. Взяли его документы и доставили их командиру дивизии».
«Я был уверен, что вы эту берлинскую птицу подстрелите», — сказал командир дивизии. Сейчас винтовку майора Кёнинга можно посмотреть в музее вооруженных сил в Москве. В отличие от всех стандартных как немецких, так и советских винтовок того времени, у которых увеличение прицела было лишь в 3-4 раза, так как с большим увеличением могли работать лишь виртуозы, винтовка начальника берлинской школы имела увеличение в 10 раз. Именно это говорит об уровне противника, с которым пришлось столкнуться нашему снайперу.
Василию Зайцеву не довелось вместе с боевыми друзьями отпраздновать день победоносного завершения грандиозной Сталинградской битвы. В январе 1943 года, выполняя приказ командира дивизии о срыве немецкой атаки на правофланговый полк силами снайперской группы Зайцева, в которой на тот момент было лишь 13 человек, взрывом мины был тяжело ранен и ослеп. Лишь 10 февраля 1943 после нескольких операций, сделанных в Москве профессором Филатовым, к нему вернулось зрение.
Вскоре В. Г. Зайцеву были присвоены офицерское звание и звание Героя Советского Союза. Всю войну он продолжал служить в армии, в рядах которой начал свой боевой путь, возглавлял школу снайперов, командовал миномётным взводом, затем был командиром роты. Он громил врага в Донбассе, участвовал в битве за Днепр, сражался под Одессой и на Днестре. Май 1945 года капитан В. Г. Зайцев встретил в Киеве — снова в госпитале.
В военные годы Зайцев написал два учебника для снайперов, а также изобрёл применяемый до сих пор приём снайперской охоты «шестёрками» — когда одну и ту же зону боя перекрывают огнём три пары снайперов (стрелки и наблюдатели).
В Берлине он побывал после окончания войны. Там встретился с друзьями, прошедшими боевой путь от Волги до Шпрее. В торжественной обстановке Зайцеву была вручена его снайперская винтовка с надписью: "Герою Советского Союза Зайцеву Василию, похоронившему в Сталинграде более 300 фашистов".
Ныне эта винтовка хранится в Волгоградском музее обороны города. Рядом с ней помещена табличка: "В период уличных боёв в городе снайпер 284-й стрелковой дивизии В.Г. Зайцев из этой винтовки уничтожил более 300 гитлеровцев, обучил снайперскому искусству 28 советских бойцов. Во время ранения Зайцева эта винтовка передавалась лучшим снайперам части".
Послевоенные годы
После окончания войны демобилизовался и поселился в Киеве. Был комендантом Печерского района. Заочно учился во Всесоюзном институте текстильной и лёгкой промышленности. Работал директором машиностроительного завода, директором швейной фабрики «Украина», возглавлял техникум лёгкой промышленности.
Скончался 15 декабря 1991 года. Был похоронен в Киеве на Лукьяновском военном кладбище, хотя его последним желанием было быть похороненным в сталинградской земле, которую он защищал.
31 января 2006 года прах Василия Григорьевича Зайцева был торжественно перезахоронен в Волгограде на Мамаевом кургане.
Источники:
1. Великая Отечественная война 1941-1945: Энцик.-М.: Сов.энциклопедия, 1985.
2. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениз., 1987
3. СамсоновА.М. Сталинградская Битва. М. Наука 1968
4. Зайцев В. За Волгой для нас земли небыло. Записки снайпера.
Царство небесное воину Василию. Был в Сталинграде и ещё один легендарный снайпер, Чехов. О нём нужно рассказать отдельно. В наше время своим воинским искусством и подвигами прославился полковник Поповских. Офицер ВДВ, создал особое подразделение по борьбе с террористами и снайперами противника. Это подразделение остановило бойню в Приднестровье. Нанятые снайпера, сражаясь на стороне Молдавии, отстреливали людей, стоящих в очереди, идущих по улице. Задачей их было посеять панику. Но появились специалисты по снайперам под командованием полковника Поповских и начали отстрел этих снайперов. Теперь уже запаниковали наёмники. Деньги деньгами, а жизнь дороже. И срочно сбежали. Подразделение Поповских также переломило войну в Чечне, в начале которой наши войска несли большой урон именно от снайперов. Из-за совершенства современных снайперских винтовок (бур, взломщик ...) от снайперских пуль потери составляли едва ли не четвёртую часть от общего числа. В самый разгар этой войны этот герой был обвинён в убийстве журналиста Холодова из МК. Поповских, якобы, подсунул ему "дипломат", который при открытии взорвался. На суд вызывались офицеры подразделения. В качестве свидетелей. В результате все данные о них: имена, адреса и пр. были рассекречены. Один из офицеров этого подразделения сказал примерно так. Зачем нам такие театральные представления с взрывами заминированного портфеля в редакции газеты? Если бы нужно было ликвидировать этого журналиста, мы бы свернули ему шею где-нибудь в подъезде и оформили бы всё, как бытовое убийство. Дело велось 1,5 года, постоянно разваливаясь из-за надуманности обвинений. Но полковник отсидел полтора года, пока не был оправдан. Полтора года в тюрьме сидел лучший специалист по снайперам, когда каждый четвёртый солдат в Чечне гиб от снайперской пули. Назвать это можно никак иначе, как заказ и предательство.
Стоит обратить внимание на два кодовых слова: "заказ" и "предательство". Заказ, конечно, от внешнего врага. А вот предательство, это уже дело рук своих выродков. У выродков нет родины, но ведь откуда-то они появились.
Снайпер Анатолий Иванович Чехов. До войны работал на химическом заводе. Великая отечественная война выявила в нём талант необыкновенного стрелка. В сентябре 1942 года его 39-й гвардейский стрелковый полк подошёл к горящему Сталинграду. Чехов отличался тем, что стерёг врага в основном на возвышенностях, чтобы его нельзя было обнаружить по выстрелам, изготовил глушитель, не стрелял при плохом освещении. Кроме того, старался, чтобы перед ним или за ним была светлая стена. Однажды за два дня он уничтожил 17 врагов. На улицах Сталинграда Чехов уничтожил 256 гитлеровцев. Ему было 19 лет, когда генерал Родимцев прямо на передовой вручил ему орден Красного Знамени. Кроме того, он учил снайперов дивизии, к ноябрю в дивизии было несколько десятков снайперов, на их счету было более 2 тыс. врагов.
В 1943 году под Киевом Анатолий Чехов был тяжело ранен, снайперу оторвало взрывом стопу ноги. Поправившись, он пошёл работать газосварщиком.
Сын казахских степей тулеугаЛи абдыбеков уничтожил 397 немцев был трижды представлен к герою и не одного получил про него даже забыли в советское время погиб 23 февраля 1944 немцы прозвали его черной смертью это разве справедливо надо чтить героев хоть они не русские
#4|Михаил»»|20.03.2014 20:51| ответ на: #3 ( Казах ) »»
0
совершенно с вами согласен. У них не было национальностей они сражались за Родину и не важно казах грузин или русский!