Откровение


ОТКРОВЕНИЕ.

Старый монах стоял на берегу Великой реки и смотрел, как внизу, под ним, несет она быстрые свои воды невидимо и совершенно безшумно. Монах знал эту реку, знал ее норов и ее обманчивое спокойствие.

На этой реке к нему незаметно подступила старость, а вместе с ней пришли и новые сомнения. На семидесятом году монашества он вдруг понял, что ничего не достиг своими духовными трудами. Ничего. А ведь его числят старцем, он может и сейчас, по Божьей Воле, предвидеть будущее – он прозорлив, и, по молитве его, Бог даровал здравие не одному человеку. Скоро ему девяносто, но он все так же крепок, только иллюзии о себе рассеялись. Унесли их воды этой большой реки. Единственное, что не подвергалось его сомнению - Евангелие, - это был тот камень, на котором он твердо стоял среди стремнины безумного и грешного мира. Что же до писаний святых отцов – именно здесь вкралось первое несогласие, когда же на смену восторженному и вседоверчивому чтению неофита , пришла нажитая в молитве и постах духовная мудрость , он нашел, что многие отцы… противоречат друг другу. Сперва это показалось ему кощунством, но с годами он понял – так и есть, по-разному смотрят на один и тот же предмет святые отцы. Но и он, и в этом уже сомнений не было , смотрит на многие вещи не так, как они. Он долго и настойчиво молился о вразумлении – ответа не было. Лечить мог, жизнь духовных чад видеть мог, о грехах своих, которых нажил так много, что, казалось, они вот-вот совсем вдавят его в глину, молился ночи напролет, и Господь послаблял его страдания, а вот постичь свое несогласие со святыми прошедшего времени не удавалось. Скорее наоборот, трещинка эта становилась трещиной.

Получается, они - знали, а он не видит. Но почему и они не сходятся во многом, почему и Евангельские притчи каждый из них объясняет по-своему?

- Здесь сохранилась еще некая доля первобытного величия Творения. Смотри, сколько малых и средних рек вливается в большую реку в этом месте.

Старый монах вздрогнул от неожиданности, никогда в этом месте не встречал он человека. Да, и откуда ему здесь взяться – на сотню километров во все стороны нет людских поселений, и монастырек его выше по течению километров за пять, и четверо насельников, считая вместе с ним, - собранные по воле Божьей беглецы закрытых коммунистами обителей, больные и малоходящие, отлучаются из монастыря только по крайней нужде, и то недалеко. Огород-кормилец рядом, рыбу ловят на малой речке у монастыря, и, Слава Богу, рыбы много. Остальное завозит пароход в навигацию – соль, муку, крупы, инструмент, одежду - да, и что, собственно, им, старым монахам, нужно?

- Ты откуда? – спросил старый монах, повернув на звук чужого голоса седую голову, и с удивлением разглядывая своими добрыми , с пеленой многолетнего тумана глазами молодого красивого инока, еще безбородого , невесть откуда забредшего в эту глухомань в своем переливчатом и чистом подряснике.

- Жизнь каждого инока – своя, особая, как, впрочем, и жизнь всякого человека, не похожа на иные жизни людей. Вон, глянь, сколько рек, и у каждой свое русло, свое течение, свое дно, своя вода. Одна течет в каменных берегах и иных не знает, и, если ты ее спросишь, - какой на плотность грунт – она скажет – каменный, твердый. Другая речка, - вон та, - течет в болоте, - и дно ее илистое, - спроси у нее, - какой на твердость грунт, - и она скажет - мягкий кашеобразный, а эта большая река течет через разные места, знает разный грунт, и воды, впадающих в нее рек, приносят ей новые знания. И все же, вон ту гору, эти реки видят каждая из своего русла – одна справа, другая слева, иная с севера, иная с востока. И, значит, опишут они эту гору по-разному, - одна опишет крутой обрыв, другая пологий спуск с лесом… Они и спорить будут, не понимая, что их противоречивый рассказ – вовсе не противоречие.
И только небо они опишут одинаково.

- Небо над всеми одно, - согласился старый монах, дивясь мудрости, не по годам, странника.

- Так и люди, каждый видит Гору со своей стороны. Люди, как реки, - у каждого свое русло. И только Небо над всеми – одно. Но что люди знают о Небе?

Старый монах смотрел на размытые контуры горы, на дельты рек, видел, что даже цвет воды, впадающих в широкий разлив рек, разный.

- Так вот почему святые отцы… - он повернулся к страннику.

Странник ушел. Лес начинался в нескольких шагах от обрыва, но был прозрачным и, старик сообразил, что стоял в раздумье достаточно долго.
Мир и покой, и какая-то непонятная радость вдруг охватила старца.

- Теперь я знаю, почему ничего не знаю… - сказал он вслух, подняв глаза на Небо.

На реке из-за мыска вынырнул кораблик с пестрыми людьми на палубе.
« Ко мне,» - догадался старец и медленно пошел берегом в сторону своего монастыря.


Егор Нос.

Комментарии участника: Андрей Рыбак (1)

Всего: 1 комментарийвсе комментарии ( 2 )
  
#1 | Андрей Рыбак | 04.02.2012 13:15
  
2
Есть две проеции познания. Одна от земли, другая от Неба. С Неба лучше видно земное устроение.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU