Святитель Иоасаф Белгородский. День памяти - 22 декабря
Иоасаф Белгородский, в Крещении – Иоаким, принадлежал к прославленному роду Горленко, известному во всей Малоросси.
Иоаким происходил из Полтавской губернии (местечко Прилуки), родился 8 сентября 1705 года.
Его отец, Андрей Димитриевич, был военным, дослужился до чина полковника. Как сам он, так и его супруга, Мария Даниловна, были набожными и богобоязненными людьми.
Планируя будущее своего сына, супруги желали, чтобы он унаследовал дворянские имения и пошёл по стопам отца. Но Божественный Промысл начертал для него иной путь.
Когда Иоаким пребывал в детском возрасте, Господь открыл Свою волю об отроке через отца. Как-то раз, сидя на крыльце, тот увидел в лучах солнечного заката Богородицу. Пречистая Дева стояла на воздухе, Её сопровождал ангел, а возле Её ног пребывал Иоаким. Он стоял перед Ней на коленях и сердечно молился. Затем Богородица сообщила, что его молитва услышана. В сей же миг ангел Небесный слетел и облек Иоакима в мантию архиерея. Ошеломленный таким поворотом событий, отец, вдруг, спросил у Владычицы, а что Она оставляет им, родителям? Ответа он не услышал.
Иоаким воспитывался в страхе Божьем и христианской любви. Пришло время, и родители, несмотря на печаль от предстоящей разлуки, отправили его для обучения в Киевскую академию. Здесь, при содействии Божьем, он возгорелся стремлением к монашеской жизни.
Ко времени завершения образования, на 16-м году жизни, Иоаким уже расположил своё сердце к принятию пострига. Однако, вернувшись к родителям и боясь опечалить их этим замыслом, до поры скрывал свой сердечный настрой.
Некоторое время спустя Иоаким, сославшись на необходимость завершения образовательного курса, отбыл в Киев. Затем он отправился в пустынную Спасо-Преображенскую Киево-Межигорскую обитель.
Поступив в монастырь, предался смиренному послушанию и молитве. Иногда, когда позволяли обстоятельства, он уединялся в пещере для богомыслия и молитвы.
Опасаясь, как бы через родительское вмешательство не прервалось его пребывание в обители, Иоаким оставил в Киеве слугу, и тот, получая из дома послания, доставлял их в монастырь. По мере того как Иоаким составлял ответные письма, слуга отправлял их домой от его имени.
В 1725 году Иоаким, пройдя положенные послушнику испытания, принял рясофор с наречением имени Иларион. После этого он открылся родителям, горячо прося у них прощения за обман и за то, что решился на столь важный шаг без их благословения.
Два года спустя, в 1727 году, рясофорного Илариона вызвали в Братскую Киевскую обитель. Здесь он был пострижен в мантию и получил новое имя – Иоасаф (в память и честь индийского царевича Иоасафа).
В январе 1728 года Иоасаф был рукоположен во иеродиакона и определён в Киевскую академию преподавателем низшего класса.
В должности учителя он проработал три года, после чего духовное начальство отправило его для сбора пожертвований (на ремонт академических корпусов) по территории Малороссии.
В 1734 году иеродиакон Иоасаф был назначен на должность экзаменатора при Киевской кафедре.
Вскоре он был посвящен в иеромонаха.
В 1737 году архиепископ Рафаил Заборовский поставил отца Иоасафа игуменом Лубенско-Мгарского Преображенского монастыря. Он смиренно исполнил волю архиерея, хотя в силу того же смирения – неохотно: не считал себя, грешного, достойным такого высокого звания.
Под начало игумена перешла и другая обитель, Красногорская, а также несколько местных церквей.
Несмотря на трудности, связанные с руководством братией и монастырским хозяйством, а также на нездоровье, отец Иоасаф не ослаблял строгости аскетических подвигов.
В сентябре 1744 года, при содействии императрицы Елизаветы, он удостоился звания архимандрита. Вскоре его вызвали в Москву. Здесь, в январе 1745 года, отец Иоасаф получил назначение на должность наместника Свято-Троицкой Сергиевой обители. Это послушание длилось до июня 1748 года.
В 1748 году архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского.
В августе того же года он прибыл на кафедру, в Белгород. В день приезда, несмотря на усталость от длительного путешествия и физическое недомогание, он отслужил в кафедральном соборе Божественную литургию.
Вверенная святителю епархия отличалась удручающей бедностью жителей. Многие дети священнослужителей, а особенно сироты, не имели достаточных средств для оплаты содержания в духовных училищах. Это сказывалось на их образовательном уровне. Реагируя на ситуацию, святитель, как мог, оказывал нуждавшимся материальное содействие.
С целью обустройства епархии и улучшения положения дел он лично объезжал территорию, не исключая отдаленных регионов. В целях повышения нравственного уровня населения посещал жилища своих подопечных, как богатых, так и бедняков, преподавал им уроки христианской нравственности.
Много стараний прикладывал он для поднятия духовно-нравственного уровня среди духовенства, зорко следя не только за тем, как совершается богослужение, но и за тем, с каким внутренним расположением священнодействуют пастыри. Одно из его требований, например, обязывало священников, пребывающих в ссоре с другими священниками, не приступать к богослужению до тех пор, пока они не придут к примирению.
За нарушение церковного устава и личных распоряжений святитель мог подвергнуть ослушника строгому наказанию.
Так, однажды, обозревая епархию, он остановился в доме у иерея. Ночью святитель мучился от бессонницы и необъяснимого страха. Вдруг, всмотревшись, он обнаружил, что на полке, рядом с кухонной утварью, в одной из бумажных обёрток, находятся Святые Дары. От увиденного епископ пришёл в ужас. Бережно положив святыню на стол, он молился всю ночь, прося Бога, чтобы Он отвратил от священника грозную кару. Наутро святой Иоасаф объяснил пастырю, в чём состояла его неправота, а затем лишил его сана.
В другой раз, войдя по внушению свыше в один из храмов, он обнаружил нетрезвого причетника и тоже лишил его звания.
В силу особой ревности и высочайшей праведности отец Иоасаф стяжал такую близость к Создателю, что был наделён от Него даром прозорливости.
Однажды он призвал к себе для беседы священников. Один из них выделялся необычайно редким возрастом: ему было 130 лет. После беседы, благословив приглашённых, епископ распустил их по своим делам и обратился к старцу с вопросом, что за грех его связывает, и отчего он не может так долго умереть? Старец же, словно не знавший за собой чрезмерного греха, и считавшей своё долголетие результатом Божественной милости, изумился, но под пристальным взором архиерея всё же понял, о каком грехе идёт речь. Когда-то давно, когда он был ещё в молодых летах, с ним произошёл такой случай. Он отслужил Литургию и уже собирался уходить. Но в этот момент его остановил помещичий посланник, потребовавший отслужить Литургию вторично, ради его господина. Пастырь пытался было объяснить, что это в принципе невозможно, так как противоречит канонам, но его объяснения не имели успеха. Тогда, боясь гнева помещика, он предпочел подчиниться. Когда приступил к совершению службы (на одном и том же престоле), услышал таинственный голос, потребовавший остановиться. Священник дрогнул, но страх перед барином оказался сильнее страха Господня, и он продолжил вершить беззаконие. Голос вновь повторил иерею, чтобы тот не дерзал творить зло, дабы не подпасть под проклятие. Иерей же в безумии огрызнулся: Сам будь проклят!, и продолжил литургисать.
Услышав эту историю, святитель оторопел и указал престарелому пастырю, что тот проклял Небесного вестника, хранителя места. Затем распорядился воздвигнуть походную церковь и отслужить на месте того святотатства Божественную Литургию. После этого он разрешил старца от его грехов. Очистившись покаянием, примирившись с Владыкой и ангелом, старец почил. Его тело было погребено там же, и святитель лично участвовал в его отпевании.
Незадолго до смерти святой Иоасаф пожелал свидеться со своими родителями. Испросив разрешения у Синода, он по-христиански простился со своей паствой и отбыл в Прилуки.
Выйдя навстречу к любимому сыну, отец испытал замешательство. Как христианин он должен был поклониться архиерею, но как отец сам мог рассчитывать на поклон. Когда сын выходил из кареты отец, как бы случайно, уронил свою трость. Едва он нагнулся, чтобы её поднять и одновременно сделать поклон, сын уразумел его замысел, поклонился родителю и подал ему упавшую трость. Затем они обнялись.
Погостив в отеческом доме, святитель Иоасаф направился в Белгород. Шёл сентябрь 1754 года. По пути, в селе Грайворон, он занемог, а через два месяца умер. Перед самой кончиной он исповедал грехи, причастился Тела и Крови Христовых. Смерть наступила 10 декабря 1754 года.
Иногда кажется, что поразительные чудеса происходили в далекой древности. Например, выпрямление скорченной женщины, которая наполнила храм хрустом своих костей, выпрямляясь по слову Иисуса Христа. Или совершенно слепые люди были исцеляемы Господом от прикосновения Его Божественных рук.
Конечно, множество чудес было совершено и святыми апостолами. И все же, это было давно…
А в наше время машиностроения и отрицания многими людьми Бога, казалось бы, ничего чудесного не должно было происходить.
И все же, произошло! Произошло поразительное чудо многочисленного исцеления и явного осязания благодати Христовой, поданной многим людям через святителя Иоасафа Белгородского! И все случилось в 1911 году.
Прилагаем рассказ архимандрита Досифея с описанием чудес, произошедших при перенесении святых мощей свт. Иоасафа Белгородского:
“Когда я учился в Санкт-Петербургской духовной академии, у нас было некое соревнование среди соучеников: кто лучше скажет проповедь. Хорошо говорили, многим слушавшим и нам самим нравилось, а вера настоящая мало у кого была. Все холодно говорили, выхолощенно, хотя и красиво. И как характерно, что, когда предложили направить преподавателя на торжества по случаю открытия мощей свт. Иоасафа, – все отказались: зачем, мол? Ехать смотреть на темный народ, жаждущий чуда, какие могут быть чудеса в наше время? Бросили жребий! Пришлось ехать мне. Ехал с неохотой – выполнял послушание. Приехал – и зашевелилось что-то внутри – такое увидел, что невозможно было оставаться спокойным.
Мощи святителя Иоасафа БелгородскогоСо всех концов России съехались больные, калеки, столько страданий и боли — трудно смотреть. Наконец прибыл император со своей семьей, и было назначено торжество. Я стоял на торжествах уже с глубоким волнением, не верил и все же ждал чего-то. Трудно нам сейчас представить себе это зрелище — тысячи и тысячи больных, скрюченных, бесноватых, калек, слепых лежали, стояли по обеим сторонам пути, по которому должны были пронести мощи святителя. Особенно мое внимание обратил один скрюченный, на него нельзя было смотреть без содрогания: все части тела срослись — какой-то клубок мяса и костей. Я ждал: что же сможет получить этот человек? Можно ли ему чем помочь? И вот вынесли гробницу с мощами святителя Иоасафа — такого никогда не видел и вряд ли уже увижу — почти все больные, стоящие вдоль дороги, исцелялись: слепые прозревали, глухие слышали, немые начинали говорить, кричать и прыгать от радости, у калек выпрямлялись больные члены. С трепетом, ужасом и благоговением смотрел я на все происходящее и не выпускал из виду того скрюченного. Когда гробница с мощами святителя поравнялась с ним, он раздвинул руки — раздался страшный хруст костей, будто что-то разрывалось и ломалось внутри его, и он стал выпрямляться с усилием — и встал на ноги. Какое потрясение было для меня! Я подбежал к нему со слезами, потом схватил какого-то журналиста за руку, стал рассказывать ему все, просил записать… В Петербург я вернулся другим человеком — верующим».
Нужно иметь сердце чистое и добрую душу, чтобы верить в Господа всем умом безгранично, понимая, что для Него ничего нет невозможного.
Слава Господу Богу, не забывающих нас грешных, и подающих Свою благодать и помощь, по молитвам святителя Николая Чудотворца, святителя Спиридона Тримифунского, Святой блаженной Матроны Московской и многих других святых “Семья и Вера”
23 декабря мы молитвенно чтим память славного и достойного сына Церкви святого Иоасафа Белгородского.
Очень близкий к нам святой Иоасаф Белгородский
Святой Иоасаф Белгородский родом из Украины. Родителями его были очень достойные, богатые и славные люди.
Святости нельзя научить. Когда Иоасафу было около пяти лет, его отцу явилась Божья Матерь, Которая покрыла епископской мантией маленького Иоасафа и сказала: «Довлеет Мне молитва твоя». Отец понял, что его ребёнок молитвенник.
В дальнейшем Иоасаф поступил на богословское обучение в Киево-Братскую школу, потом принял монашество. Удостоился быть архимандритом разных монастырей, проповедовал пред лицом Екатерины II. Занимался обустройством Троице-Сергиевой Лавры. Нес множество важных административных послушаний.
Иоасаф Белгородский и Богородица
Святого Иоасафа избирают епископом города Белгорода, в котором какое-то время не было епископской кафедры. Когда святой приехал в этот город, к нему подскакал на одной ножке местный блаженный юродивый и доложил всю ситуацию: «Церкви бедны, паны вредны, губернатор козюля». Пробыл святой Иоасаф в Белгороде епископом очень недолгое время, примерно пять лет. Очень часто он переодевался по ночам в одежду простого человека, чтобы не быть узнанным, и раздавал милостыню. Ведь в те времена епископ был в большом почете, окружен многими людьми. Ему невозможно было быть неузнанным. Но каждому хочется быт простым человеком. Человек устает от почестей. Вот Иоасаф в простой одежде часто покидал свои епископские палаты и приходил в самые простые и бедные жилища с милостыней.
Святой Иоасаф многие ночи проводил молитвы, наделен был даром прозорливости. Спал очень немного, ел мало.
В келье святого были часы с курантами, которые каждый час отбивали какую-то мелодию. И каждый этот час, когда били куранты, святой Иоасаф благословлял такой молитвой: «Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О Господи Иисусе Христе Сыне Божий! В час смерти моея приими дух раба Твоего, в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
И когда очередной час пробил, он покинул этот мир. Святой Иоасаф умер довольно в молодом возрасте. Перед смертью посетил своих родителей, сказал, что видятся в последний раз.
Святой Иоасаф закончил свою жизнь как известнейший, уже тогда простому народу, духовный человек.
В 1911 году в царствование императора Николая II святой Иоасаф был прославлен. Нужно отметить, что в царствование государя-императора Николая II было совершено прославление множества святых, таких как патриарх-мученик Ермоген Московский, святой Феодосий Черниговский, преподобного Серафима Саровского и других.
Святой Иоасаф Белгородский был канонизирован без всякого сомнения и с большой радостью. Мощи его были открыты 1911 году прошлого столетия 23 декабря. Тогда Белгород посетило не менее трети России. Люди со всего мира стекались к его мощам помолиться Богу. Он был очевидно весь нетленный.
Существует такое авторитетное мнение, что человек не может быть весь нетленный. Святые, прославленные нетлением, не должны быть целиком нетленными. То есть какую-то дань тлению нужно заплатить. Вообще нетление не предполагается для всех святых. От преподобного Серафима Саровского остались только святые косточки. Все остальное земля забрала и потом отдаст в Воскресение мертвых.
Мощи святителя Иоасафа Белгородского
Нетленные мощи святого Иоасафа
Святой Иоасаф Белгородский остался нетленным практически полностью. Только одна пятка на левой ноге подвержена тлению. Он очевидно нетленный. И источник благодатных чудес от него был поразительный. Но порадоваться людям об этом было дано недолго. Ибо до 17-ого года оставалось всего каких-то шесть лет.
После Февральской, Октябрьской революций наступает новая полоса истории нашего Отечества. Святого Иоасафа сначала никто не тронул. Но вскоре была известная кампания осквернения мощей, начавшаяся со Свирского монастыря на севере. Потом Троице-Сергиева Лавра, когда при большом стечении народа комиссары и всякого рода новое начальство открывали гробы праведников, поднимали и описывали части тела. Есть документальные кадры, как вертит в руках голову преподобного Сергия какой-то комиссар в очках и фуражке. Люди были в ужасе.
Одному из праведных священников явился преподобный Сергий в эти годы, когда это священник молился, взывая о том, как преподобный Сергий допускает такое святотатство, издевательство. Молитвами отца Сергия поляки с литовцами отошли от стен его обители, а свои же издеваются над его мощами. Преподобный Сергий ответил: «Над людьми издеваются, пусть и надо мной издеваются». То есть он разделил чашу скорбящих верующих людей.
Троице-Сергиева лавра
Такому же поруганию был подвергнут и святой Иоасаф Белгородский. Атеисты пытались всячески доказать и научно обосновать чудеса, нетленность и другие духовные явления. А святой Иоасаф был полностью нетленный. И эти атеисты предположили, что церковники знают древние секреты бальзамирования. А Киево-Печерские святые нетленны, потому что микроклимат в пещерах очень хороший. Такие доводы они предлагали, чтобы поколебать веру слабых людей.
Святого Иоасафа раздели догола и привезли в музей атеизма и положили под стеклянный гроб на позор и обозрение всем как мумифицированное тело. А рядом, в доказательство правильности своих идей положили тело какого-то коммуниста-большевика. Люди с тайным страхом приходили в этот музей, чтобы перекреститься и приложиться к мощам великого человека в такой странной раке. И так продолжали молиться.
И по воле Божьей так случилось, что в скором времени тот большевик засмердел так невыносимо, что нужно было его вынести вон из музея, потому что невозможно было туда зайти. А когда святой Иоасаф остался один, то и его убрали как ненужного. Святого бросили в подвал хранилище главного музея атеизма нашей страны, который располагался в Казанском соборе города Санкт-Петербурга. Там же как нечто ненужное лежали в мешке святого преподобного Серафима Саровского.
Когда государственная система начала колебаться и религия потихонечку в нашей стране стала более свободной, то эти мощи были чудесным образом найдены.