Будучи совсем молодым охотоведом, работал как то в магаданской тайге с одним старым и опытным охотником. На мой вопрос: «Деда, а какая самая лучшая приманка на соболя?»,- он очень серьёзно ответил – «Э-э-э, паря, соболь ловится только на мороженые сопли».
С тех пор я много «соплей поморозил» на великих просторах России, занимаясь как экспедиционной, так и туристической деятельностью и проблемами «выживания» интересовался всегда и везде. Перечитал много литературы на этот счёт и со временем понял, что пишут её, в основном, теоретики а не практики и очень часто дают рекомендации, которые способны только усугубить положение терпящего бедствие человека.
Например, ставится вводная – вы заблудились в тайге и вам надо выжить. Идут рекомендации о постройке жилища и способах ловли зверей, птиц и рыб. Но авторы не понимают главного: без пищи организм человека уже на второй – третий день начинает слабеть, этому способствует и мощная психологическая нагрузка (на грани паники). И вот, в эти самые работоспособные дни, ему предлагают потратить на строительство жилища и охоту с рыбалкой, вместо того, чтобы хоть как то сориентировавшись, идти изо всех сил в поисках выхода, и при этом максимум внимания обратить на ноги, чтобы сразу не сбить их в кровь.
Пытаться заниматься охотой и рыбалкой, не имея оружия и снастей – пустая трата времени. Профессиональный охотник, имея опыт и необходимые приспособления и тот очень часто остаётся без добычи, куда уж тут дилетанту с голыми руками. Строительство жилья и попытка охоты имеют смысл, если вам предстоит на одном месте прожить какое то время, никуда не торопясь. Ваша же задача – унести ноги, пока они в состоянии передвигаться. Алгоритм действий должен быть такой: представить в уме, или начертить на земле грубо карту местности, сориентировав её по сторонам света – река течёт оттуда туда; дорога проходит где то здесь; посёлок примерно там.
Я заблудился где то в этом квадрате, значит мне нужно идти вот в этом направлении. Любой встреченный ручей выведет вас на нужную реку, (если это не водораздел), а на реке вы рано или поздно наткнётесь на жильё. Основная трудность – выдержать направление движения, чтобы не пойти по дуге. В тёмное время суток передвигаться нежелательно – можно получить серьёзную травму и заблудиться ещё больше.
Если у вас нет спичек – просто наломайте побольше лапника, сделайте большую кучу где-нибудь в сухом месте у валежины, выворотня, под разлапистой елью и заройтесь в неё. Насчёт спичек – приучите себя даже в магазин за хлебом идти со спичками в кармане а уж в лес – тем более, позаботившись, чтобы они были в герметичной упаковке. Расслабляться себе с долгим сном не позволяйте – с рассветом, пока есть силы, надо идти. Диких зверей в лесу бояться не следует, они далеко слышат идущего человека и на глаза ему не покажутся. Увидеть в лесу медведя или волка – это большая удача даже для охотника, но она очень редко случается. Идите, ломая сучья и время от времени покрикивая, если не хотите полюбоваться зверем в дикой природе. При необходимости форсировать реку, полностью разденьтесь, чтобы одежда и обувь сохранились сухими. И если река глубокая, найдите на берегу 2-3 коротких брёвнышка, свяжите их лозой и плывите толкая перед собой, положив на плотик одежду. В крайнем случае, можно набить сухой травой, застёгнутую на все пуговицы верхнюю одежду и плыть, чуть придерживаясь за неё. А вообще надо включать свои мозги – существует масса вариантов, исходя из местных условий, значительно облегчить себе жизнь. Главное – правильно поставить перед собой задачу а потом уже искать возможности для её решения.
Грядущие социальные бедствия, когда «спасение утопающих» будет предоставлено самим «утопающим» уже запланированы мировым и «нашим» правительством. Маргарет Тетчер – эта старая ведьма уже не опасаясь, во всеуслышание заявила, что: «международное сообщество считает экономически целесообразным проживание в России 15 миллионов человек». То есть они открыто планируют оставить в живых лишь одного из десяти человек, а эти ребята слов на ветер не бросают. Следовательно, нам надо готовиться к тому, что в час «Ч» наши города окажутся обесточенными и обезвоженными со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если это случится зимой – агония будет более короткая. Но нам надо выжить для того, чтобы победить. А значит, в своём соотечественнике надо видеть в первую очередь не конкурента за выживание а соратника. Теоретически, из города лучше уйти – там начнётся жестокая борьба за выживание, но практически это уже не поможет, так как беженцы заполонят и сметут все ближайшие пригороды, где их никто не ждёт с распростёртыми объятьями. Единственным разумным решением, (хотя и мало реальным) является заблаговременное покидание мегаполисов, распределение по сельской местности и создание запасов первой необходимости. Тема достаточно глубокая, но я коснусь пока небольшой части.
Городской коллапс продлится долго, если не навсегда, пока из 10 человек не вымрут 9, как это и запланировано, следовательно, всё традиционное обеспечение: продуктовое, медицинское, социальное будут свёрнуты и вам придётся всё это взять на себя. Вы готовы? Если ещё нет, так постарайтесь хоть как то подготовиться. Расшифровывать, надеюсь, не надо. Некоторые «специалисты по выживанию» рекомендуют завести крупную собаку, которая будет охранять вас от ненужных знакомств. Нужно ли это? Безусловно. Но не только для прямого назначения. Минус большой собаки в том, что она много кушает а в то время, когда у вас запас харчей очень ограничен и нет никаких поступлений – это весьма отрицательный фактор. Плюс же её в том, что чем крупнее собака, тем больше в ней мяса, и как бы вы к ней нежно не относились, её придётся скушать – лишний пищевой конкурент вам в это время совершенно ни к чему. Вопрос вроде бы простой. Теоретически. Практика же поставит очень много вопросов по любому, даже «мелкому» поводу и их надо будет грамотно, просчитав на несколько ходов вперёд, решать. Но вернёмся к нашей собачке. Кушает она больше вас. Поэтому надо будет сразу определиться: или кормить её, расходуя свои запасы продуктов, или нет. Держать и не кормить можно лишь в том случае, если отпускать её на самостоятельные поиски пищи. Это чревато тем, что однажды из поиска она не вернётся, послужив пищей более расторопным поисковикам. В любом случае, она обречена, поэтому, по логике вещей, собаку забить следует сразу, пока она не очень исхудала и не подорвала ваши продуктовые запасы. Угрызения совести – фактор очень серьёзный, но когда приходится выбирать между жизнью человека и жизнью животного (даже очень вам симпатичного), вопрос должен решаться сразу и однозначно.
Технику забоя опущу. Она не эстетична, замечу лишь, что она зависит от наличия у вас тех или иных средств и очень постарайтесь, чтобы вашей животине было принесено как можно меньше страха и боли. Это и для вас будет спокойней. В зимнее время вопрос с сохранением мяса решается проще: его надо сразу разделить по порциям и разложить в пакеты, чтобы мясо не иссыхало. Если пакетов нет – облить куски холодной водой несколько раз, для образования глазури изо льда. Летом, если мясо не законсервировать, оно через пару дней пропадёт. Проще всего засолить, если есть соль; можно закоптить, если есть на чём или подвялить, оберегая при этом от мух. Шкуру, снятую ковром, не засаливая растянуть и прибить на деревянной стенке, мездрой наружу, волосом внутрь. Она вам ещё послужит как теплоизоляционный коврик (который при необходимости можно будет скушать) и как добрая память о вашем бедном пёсике. Надо будет серьёзно озаботиться о возобновляемом запасе продуктов а это (если вы не делаете ставку на грабежи и убийства), возможно лишь в сельской местности да и то проблематично. На сегодняшний день в большинстве регионов России, при отсутствии промыслового пресса, резко возросла численность бобра. Он занял все мыслимые и немыслимые стации. В своё время, бобр был желанной добычей охотника – приёмная госцена крупной шкуры равнялась среднемесячной зарплате советского человека. Сейчас он никому не нужен…, но бобр представляет собой неплохой запас (до 20 кг.), жира (на любителя)и мяса. При соответствующей практике, добывать его можно фактически, круглогодично как специальной сетью с крупной ячеёй, так и капканами. Кстати, капканами несложно поймать бродячих собак и кошек на свалках. Противно, конечно, но до тех пор, пока кушать не захотелось по настоящему.
Ну и главное. Спасти на какое-то время свою шкуру, загубив при этом безсмертную душу – не имеет никакого смысла. Почему лишь на Руси есть поговорка – «Сам погибай а друга спасай»? Да потому, что русский православный человек в первую очередь всегда заботился об участи своей души, которой рано или поздно, но обязательно придётся давать ответ Богу. И от того как наша временная плоть вела себя в сей жизни, отвечать будет в вечности наша безсмертная душа. «Нет большей любви, если кто положит душу свою за други своя» -это слова Христа, которые две тысячи лет назад легли на благодатную почву русской души и дали великие всходы. Именно эти всходы и пытаются растоптать в нас наши заклятые друзья из-за кордона и внутренней пятой колонны, устраивая нам кузькину мать. Вот об этом никогда не забывайте. И пусть при любых обстоятельствах, все ваши действия будут подтверждением того, что вы прежде всего – Человек. .
Что то здесь не так. Их одежда, постельные принадлежности, солнечная батарея, говорят о том, что они давно уже не отшельники, и с деньгами знакомы. А огромное количество мешков (мука, крупы и т.д.) говорит о том, что всё это сюда можно забросить только на вертолёте. Другого варианта не вижу, если они на самом деле живут так далеко от населёнки. До Лыковых им далековато. Но, тем не менее, их стойкость вызывает уважение.
То, что к ним попало, на себе в высокогорье не занесёшь. Это во-первых.
Во-вторых, если они живут скотоводством, то надо понимать, что в высокогорье пасти скот можно только летом, зимой там глубокие снега, а скотина кушает каждый день. Следовательно, на зиму они должны спускаться с гор туда, где круглый год есть пастбищные корма. Или завозить сюда большие объёмы сена. Ничего похожего на сенные хранилища около их домика я не увидел. В ролике прозвучало, что они обменивают молоко на то, что им необходимо. Это как? Молоко скисает в течение 1-2 суток, и каждый день его на себе не потаскаешь до далёкой населёнки - это и экономически не выгодно - обуви стопчешь больше, чем выручишь от продажи. Да и кто у них купит это молоко - деревенские жители внизу? у них тоже скотина есть. С мясом та же самая проблема.
Мне кажется. что этот летний домик находится не в высокогорье, а недалеко от их зимних пастбищ, иначе, как на такую высоту и расстояние перегонять весь свой скот, да к тому же у них двое детей инвалиды, их то как туда поднимать?
Почитай книгу "Птицы небесные" Симона Афонского, он там описывает как живут скотоводы в горах Абхазии. Они кочуют вверх - вниз весной и осенью.
"Семья 80-лет живёт в горах и не знает, что такое деньги и телевизор... Их случайно нашли альпинисты."
Вот так просто, как говорится в ролике, не бывает. Причины я назвал, почему так не бывает. И всё. Не более того. Не надо принимать за чистую монету, то, что говорят по телевизору.
До соседнего села трое суток ходьбы. Ходят два сына раз в полгода. Носят на обмен молоко, мясо и шкуры. Сразу вопрос: сколько и какой продукции они могут унести зараз. Уверен, что у них нет хороших рюкзаков, а значит у каждого по мешку, в который влезет не более 20 кг. из которых не менее 5 кг. одежда для ночёвок и харчи. Оставшиеся 15 кг. делим на три: 5 кг. молока (простокваша будет за три дня), 5 кг. шкур (2 овечьих или 0,5 коровьей), 5 кг. мяса. Стоимость этой продукции - копеешная, тем более в дикой деревне, куда они ходят, наверняка есть своя скотина и нет денег.
"Несколько овец, коров и кур" - потребуют в зимний стойловый период очень много кормов. Одной корове на зиму надо 3 тонны сена, а "несколько коров" потребуют промышленной заготовки кормов, чего в высокогорье невозможно. Одна корова выпивает в день не менее 50 литров воды, а у них "вода в нескольких километрах от дома".
Ну, что-то тут не вяжется...