"Присоединился к вашей молитве перед Царицей Небесной и молился Ей об избавлении всех вас от постигшей повальной болезни. Успокойтесь"

Святой Иоанн Кронштадский

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ И КОРОНАВИРУС


В кризисные моменты истории в поисках ответов на вызовы времени часто возникает желание представить, как бы поступили в нынешней ситуации те или иные исторические герои. В нынешний коронавирусный 2020 год возникло много новых проблем для церкви, как служить, как причащать, как обезопаситься от вируса. В Мемориальной Квартире св.Иоанна Кронштадтского приходится слышать разные мнения паломников, что отец Иоанн никогда бы не причащал пластмассовыми разовыми ложечками, не окунал бы лжицу в спирт. Другие говорят, что батюшка не был формалистом и для него внешняя сторона была не важна, он ее не всегда соблюдал, например, проводил общую исповедь или частое причастие.
Чтобы адекватно ответить на этот вопрос, нужно найти в жизни подвижника сходную ситуацию и посмотреть, как он вел себя в ней.
Ответ я получил совсем недавно причем неожиданным образом.
В Мемориальной Квартире мы много лет собираем книги, фотографии, личные вещи Всероссийского пастыря. Обычно их приносят лично. Но в этот раз мне написали в интернете.
В конце ноября мне Вконтакте написала Наталья Корткерос: «У нас умер папа (Владимир), разбирали его библиотеку и там есть одна небольшая брошюра о св.Иоанне Кронштадтском. Вот фото этой брошюры. Если Вам она интересна - напишите пожалуйста... Может она для Вас (или музея) важна?»
Я ответил, что все, что связано с именем св.Иоанна Кронштадтского нам дорого и интересно, что мы с благодарностью примем брошюру об отце Иоанне. Через несколько дней наша сестра-сотрудница встретилась с Натальей и получила в дар книгу.
Я успел ее уже увидеть и прочитать. Эта дореволюционная книжечка заключала статьи-воспоминания об Иоанне Кронштадтском, которые публиковались сразу после его кончины в газете «Ведомости С.-Петербургского градоначальничества». Эта одна из крупнейших столичных газет «всегда охотно помещала воспоминания из жизни о.Иоанна Кронштадтского». Хотя книжечка была небольшая, но воспоминания в ней оказались ценными и малоизвестными.
Буквально, на первых же страницах я прочитал историю на интересующую меня тему о том, как о.Иоанн вел себя во время холеры в Кронштадте. Речь шла о холерной эпидемии в России нач.1890-х гг., усилившейся голодными 1892-93 годами. Только в эти два года было зарегистрировано 620 тысяч больных, из которых половина умерли.
Приведу полностью это интересное свидетельство, рассказанное со слов капитана I ранга «К.»:



1-я страница книжки об Иоанне Кронштадтском, сохраненная Владимиром Латкиным

«В России была холерная эпидемия. От страшной болезни погибло много народа.
Морское начальство приняло все меры к тому, чтобы холеру не занесли в Кронштадт, боясь за жизнь наших славных моряков. С Петербургом сообщение было почти прервано, а все приходившие из Балтийских портов из Швеции, Дании и Финляндии коммерческие суда подвергались карантину, и команде не разрешалось выходить на берег до разрешения командира порта.
Раз пришло шведское судно — большой грузовой пароход «Густав Адольф» - и остановилось на большом рейде. С парохода сигнализировали, что «есть холерные больные».
Случайно узнал об этом отец Иоанн и, когда катер с врачами и санитарами готов был отчалить от пристани к Купеческой гавани на берегу появился батюшка:
Рейд в Кронштадте. Нач.ХХ в.
-Остановитесь! Подождите меня!
-Куда вы, батюшка? Ведь мы едем на холерный пароход!
-И я с вами.
Это было так сказано таким твердым, не допускающим возражения голосом, что служителям медицины пришлось принять на борт и этого чудесного врачевателя недугов и душевных, и телесных.
На иностранном пароходе представились тяжелые картины... Холерные больные корчились в судорогах... У некоторых ноги сводило так, что они коленями касались почти подбородка. Заразные извержения всюду были разбросаны по палубе и в каютах.
Окинув быстрым взглядом окружающую ужасающую обстановку, отец Иоанн резко спросил, обращаясь к русским врачам:
-Кто говорит из вас по-шведски?
Нашелся доктор, живший одно время в Стокгольме.
-Я, батюшка, говорю по-шведски...
-Ну, идем!... Скажи капитану, чтобы он приказал вынести всех больных на палубу!
Повеление было исполнено...
Отец Иоанн осенил себя крестным знамением и подошел к больным.
-Переведи! - властно сказал он доктору, сопровождавшему его. - Святый целитель Пантелеимон, моли Бога о сих страждущих чадах.
Долго молился отец Иоанн...
Доктор, прерывавшимся от рыданий голосом, переводил на шведский слова его молитвы, стоя на коленях.
...Больные, несмотря на свои нестерпимые мучения, постепенно стали прислушиваться к словам молитвы и, незаметно для них самих, но на глазах у здоровых начали распрямляться их судорожно согнутые конечности, прекратились извержения... Замолкли хрип и стоны...
И при благоговейной тишине звучал металлический голос отца Иоанна и прерывистый взволнованный голос случайного переводчика...
Отец Иоанн, благословив всех больных, уехал с парохода и, повинуясь, совету врачей, провел назначенный ими срок в карантине, в морском госпитале.
Как было потом удостоверено морскими и крепостными властями в Кронштадте, на пароходе «Густав Адольф» ни одного случая смерти от холеры за время стоянки его на рейде не было.
Приблизительно месяца через четыре капитан парохода Липанен прислал отцу Иоанну письмо с просьбой прислать портрет батюшки с собственноручной надписью. Отец Иоанн исполнил желание шведского морехода и послал портрет. Русскую подпись поставил сам, а приветствие на шведском языке написал все тот же переводчик-доктор.
Не раз в Морском офицерском собрании заходила речь об этом событии, и многие из молодежи говорили:
-Но ведь, как рисковал наш батюшка!!!
-Не забудьте, что он отец Иоанн! - отвечали старые морские волки». (Сс.4-7.)

Свое повествование мемуарист завершает словами: «Нам современникам жизни досточтимого отца Иоанна трудно и преждевременно высказывать свое мнение о содеянном им. Об этом в достаточной полноте скажет история». Видимо, пришло в наше время истории сказать свое слово. Кронштадтский пастырь преподает нам пример крепкой и мужественной веры исполнения пастырского долга. Он понимал всю опасность посещения корабля (после проходит даже карантин в Морском госпитале), но тем не менее исполняет свой долг, свидетельствуя иноверным Истину Православия. Это чудо Дорогого Батюшки укрепляет всех верующих во времена нынешней пандемии.
-------------------------------------------
------------------------
"Присоединился к вашей молитве перед Царицей
Небесной и молился Ей об избавлении всех вас от
постигшей повальной болезни. Успокойтесь.

/Телеграмма Городскому голове Новомосковска К.Ф. Жирову
Первая половина октября 1892. Кронштадт /

Телеграмме была предпослана следующая редакционная
заметка: «Г-н Скориков из Новомосковска сообщает пора-
зительный случай, свидетельствующий как о прозорливо-
сти отца Иоанна, так и о силе его молитвы перед Господом.
В 1892 г. в городе Новомосковске появилась холера в весьма
тяжелой форме. Умирало до 20 человек в день, так что в те-
чение полутора месяцев умерло до 400 человек. Удрученные
граждане вытребовали из близ лежащего Самарского мона-
стыря чтимую икону Божией Матери и устроили всенародное
молебствие. После молебствия несколько граждан просили
городского голову Жирова послать отцу Иоанну телеграмму
с просьбой помолиться об избавлении Новомосковска от эпи-
демии. Жиров послал отцу Иоанну телеграмму, но ни сло-
вом в ней не упомянул о всенародном молебствии. Каково же
было всеобщее изумление, когда в тот же вечер была получе-
на от отца Иоанна ответная телеграмма А через сутки
холера бесследно исчезла» (Свет. 1909. 28 янв., № 27). Сооб-
щение об исчезновении холеры в Новомосковске подтверж-
дается заметкой «От врачебного отделения Екатеринослав-
ского Губернского правления», где сообщается о количестве
заболевших холерой и умерших от этой болезни на 12 октября
в Екатеринославе и уездных городах губернии — Мариуполе,
Бахмуте, Павлограде и др. Новомосковска в этом простран-
ном списке нет (Екатеринославские ГВ. 1892. 13 окт. № 95).
В Екатеринославской губернии эпидемия прекратилась толь-
ко в ноябре (Там же. 1892. 31 нояб. № 103)."

Отецъ-Геннадiй Беловоловъ

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
#1 | С. Александра »» | 02.01.2021 17:43
  
3
А это рассказ митрополита Нестора (Анисимова). В 22 года по благословению отца Иоанна он стал иеромонахом и уехал на Камчатку миссионером. Из его воспоминаний "Моя Камчатка".
ЧАЕПИТИЕ У ПРОКАЖЕННОГО
В один из моих объездов края я попал в отдаленное от населенных пунктов место. Суровая северная пустыня поразила меня своим безлюдьем. И вдруг везущие меня собаки неожиданно опрометью бросились в сторону через непроходимый, густой кустарник, так что мой возница не успел и даже не в силах был удержать собак. Обычно подобные случаи объясняются тем, что собаки, учуяв какого-либо зверя, бросаются за ним вдогонку. Но на этот раз история была другая.

Прорвавшись с моей нартой через кустарник, собаки притащили нас к одинокому, низенькому срубу-избушке. На пронзительный лай из сруба вышел молодой камчадал. Вслед за ним с изумленным взором показалась молодая женщина. Как выяснилось, мы въехали в запрещенное место. Оказывается, здесь жил прокаженный, он-то и встретил нас.

Увидев их, испугавшихся за меня и моих спутников, я спросил мужчину, изуродованного лепрой:

- А это кто?

- Это моя жена, но она вполне здорова.

Узнав с моих слов, что я епископ, оба они принялись упрашивать меня зайти к ним в избушку и окрестить недавно родившегося ребенка.

Жилище их состояло всего из одной комнаты. Этот сруб и скудную обстановку в нем они соорудили своими силами. В самодельной люльке, подвешенной к низенькому потолку, безмятежно спал младенец. В углу на полочке я заметил бумажную иконку и огарок восковой свечи. В избушке было гнойное зловоние: правая сторона лица и тела мужчины были покрыты гнойниками от бугорчатой проказы.

Супруги засуетились. Для крещения младенца они согрели воду. Затем женщина достала из ящика деревянную чашу-купель. При этом она объяснила, что еще до рождения ребенка сама выдолбила из пня эту купель в надежде, что когда-нибудь ей удастся тайком позвать в опасную зону батюшку из Ключевского селения для крещения ребенка. Я окрестил младенца и, по просьбе родителей покумившись с ними, остался на целый день их гостем. Мои каюры, управлявшие собаками, оставались вдалеке, ожидая меня у костра, где они устроили себе обед.

За чаепитием я узнал, что молодой человек неожиданно заболел проказой и его тотчас же изгнали из селения как опасно заразного. На мой вопрос, как же совершенно здоровая женщина оказалась с ним здесь, в пустыне изгнания, жена ответила просто, без рисовки и совершенно искренне:

- Ведь я - его законная жена. Мне жалко его, моего друга и спутника жизни. Я добровольно навсегда пришла с ним в эту безлюдную местность, помогаю ему в домашней работе и ухаживаю за ним. А теперь вот у нас радость - есть сыночек крещеный! Никуда я от них, моих дорогих, не уйду.

Ребенок, как я убедился, был совершенно здоров. Питалась эта трогательно дружная семья рыбой из речной протоки, ягодой и кореньями. Меня особенно поразили сооруженные ими деревянные нары - это общее супружеское ложе, где вместе с заживо разлагающимся прокаженным спит его здоровая жена.

Какова дальнейшая участь моих неожиданных пустынных кумовьев - не знаю, но я навсегда сохранил в сердце память об этих замечательных людях. Особенно запала в душу эта маленькая, худенькая женщина с большим любвеобильным сердцем.
#2 | С. Александра »» | 02.01.2021 17:53
  
2
Другой рассказ: ПАСХА В ЛЕПРОЗОРИИ
С наступлением Пасхи так ясно и радостно снова и снова вспоминается и отпечатывается в сердце трогательно-умилительное пасхальное богослужение на Камчатке в 1908 году, в незабываемом дорогом моем детище - изолированной в то время от мира колонии прокаженных. При мне же, в начале нынешнего века, в эту колонию были собраны больные лепрой из различных глухих мест Камчатки, ютившиеся до этого в суровой пустыне, будучи изгнаны из родных селений и юрт как заразные.

Созданная при моем участии колония прокаженных состояла из трех уютных деревянных домов на морском берегу, среди гор. В одном доме ютились страдающие лепрой женщины и дети. В другом - такие же больные мужчины, а в, третьем доме, стоявшем за изгородью, жила медицинская сестра А.М. Урусова. Эта женщина прибыла сюда добровольно, отозвавшись на наши призывы послужить неизлечимо больным страдальцам.

Самоотверженное служение сестры, ее ласковая, сердечная забота о несчастных и уход за ними значительно успокаивали больных, не давая им впасть в уныние. Умело отвлекая их от отчаянных намерений покончить жизнь самоубийством, рассеивая их мрачные думы, она своими заботами скрашивала их безотрадную жизнь. Словно ангел-хранитель, покрывающий их страдания лаской и любовью, являлась дорогая сестрица-мать, как нежно и совершенно справедливо называли больные сестру милосердия. Она обмывала им раны и струпья.

В колонию я периодически приезжал на собаках и привозил для ее насельников продукты питания и каждому, согласно возрасту и полу, различные материалы для работы и рукоделия, а также журналы, книги, игрушки детям, различные игры, чтобы отвлечь несчастных от гнетущих мыслей.

В одной из комнат я устроил скромную церковь в честь святого праведного многострадального Иова и совершал там богослужения, уделяя время для бесед и общения с насельниками этой колонии. Между нами установились близкие, дружеские отношения и взаимопонимание. За период моего полувекового священнослужения Православной Христовой Церкви мне приходилось встречать светлый праздник Пасхи и совершать пасхальное богослужение в самых неожиданных и разнообразных условиях. Я возносил молитвы, прославляя воскресшего Христа, в суровой камчатской пустыне, занесенной снежным бураном; в туземных юртах; на корабле в открытом море; на суровом берегу Великого океана; на передовых позициях в войну 1914-1915 годов; в лазарете; в дореволюционных тюрьмах; в монастыре; в Московском Кремле; в Константинополе; в Египте (Александрии); в Китае; в Японии. Но особенно запомнилась Пасхальная ночь в камчатской колонии прокаженных, где я оставил частицу своего сердца.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU