Несколько слов

Небо над Абхазией - 1.09.1013 г.,



Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа,




Небе́снаго кру́га Верхотво́рче Го́споди,
и Це́ркве Зижди́телю,
Ты́ мене́ утверди́ в любви́ Твое́й,
жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние,
еди́не Человеколю́бче


Иногда нам кажется, что все эти евангельские слова — это некий недостижимый идеал. Совсем нет! Очень многие люди так живут, и необязательно мы их причисляем впоследствии к лику святых. О многих мы и не знаем, но именно благодаря тем, кто так живет, мир существует. Вот почему мы должны принимать серьезно слово Божие. Не отвергать его, не насмехаться, как порой бывает, а очень серьезно над ним размышлять и принимать к исполнению. Мир, построенный по Божиему замыслу, — это прекрасный мир. И мы способны участвовать в его созидании, положив в основу жизни своей замечательные слова: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
***
/из проповеди после Литургии в Михайловском кафедральном соборе г. Ижевска,
15 октября 2017 года/




Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе,


Начало духовного подвига связано с огромными самоограничениями. Не может воспитать свой дух тот человек, кто живет по закону плоти, кто стремится удовлетворять свои потребности, кто хочет добиться почитания со стороны окружающих и, наконец, властвовать над ними. Все, что рассматривается в мире как успех, абсолютно не соответствует тому, что можно назвать успехом духовным. Здесь действительно всё наоборот: не стремление к господству над другими, а уединение; не достижение силы и власти, а отказ от них.

По такому пути шел и святой преподобный Сергий Радонежский, когда избрал жизнь в глуши, в лесу, в одиночестве, — конечно, даже не представляя, что вокруг него соберутся ученики и будет построен большой монастырь, который затем станет главной обителью Святой Северной Руси. А ведь случилось именно так — без всякого стремления преподобного Сергия к достижению всех этих целей.

Вот пример того, что происходит в духовной жизни человека, если он не ставит перед собой цели, никак не связанные со спасением души. Если он не устремляется к ложным целям, если не отдает ради них все свои силы, все свое разумение, все свое время, то у него возникает пространство для духовной жизни, что так необходимо, особенно современным людям. И, может быть, пандемия, которая действительно захватила весь мир и потребовала от людей налагать на себя очень большие самоограничения, то есть, в каком-то смысле, жить не по закону похоти, многому нас научит.

В самом деле, если у людей не хватает разумения, силы воли, подлинного целеполагания, чтобы жить не по закону похоти, то Господь вдруг призывает всех нас изменить свою жизнь — ради своего здоровья и ради того чтобы избежать преждевременной кончины. Уединение, отказ от достижения целей, которые еще вчера казались важными и необходимыми, — действительно, Сам Бог предоставляет нам возможность о многом подумать, многое переосмыслить.

Быть может, род человеческий дошел до некой точки, и, чтобы она не оказалась точкой невозврата, Господь погружает нас в такую ситуацию, чтобы мы могли увидеть тщетность того, чему отдаются лучшие годы жизни, все силы, все напряжение ума и воли. Поэтому главный вывод, который мы должны сделать из напасти, обрушившейся на весь род человеческий, — это то, что такие события не могут происходить вне Божественного Промысла. Это очень сильный и, может быть, даже последний звонок для всех нас. Звонок, сигнал от Самого Господа и Спасителя нашего, от Творца мира и Промыслителя, с тем чтобы мы действительно научились иначе мыслить, иначе относиться к каждодневным своим обязанностям, научились преодолевать суету жизни и больше думать о главном — о спасении души. И да поможет нам Господь усвоить этот удивительный урок, который одномоментно предается всему человеческому роду.

***
/из проповеди в день памяти преподобного Сергия Радонежского,
8 октября 2020 года/




Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас,


Исповедь не может быть механическим перечислением грехов, многие из которых уже оставлены и совершенно не актуальны. Странно, когда люди пожилые начинают каяться в том, в чем обычно стесняются каяться молодые. Такое впечатление, что от молодости до старости не было ни одной исповеди. Почему-то вспоминаются грехи молодости, а что же грехи сегодняшнего дня, в том числе у пожилых людей? Разве они отсутствуют? Автоматическое, бездумное перечисление грехов не имеет ничего общего с подлинной исповедью. Каяться надо в том, в чем ты считаешь необходимым покаяться, — в грехах, которые совестью твоею обличаются.

Вот тут-то и наступает самое, может быть, сложное — покаяться в том, в чем тебя обличает совесть и даже в том, в чем ты иногда сам себе боишься или стыдишься признаться. Исповедь дает возможность очищения души, разума, чувств. Исповедь дает возможность обрести подлинное освобождение от греха и начать жизнь с чистого листа. И хотя этот чистый лист довольно быстро заполнится грехами, но важно, чтобы каждый раз, приходя к покаянию, мы имели способность и силу подлинно приносить таковое пред крестом и Евангелием и раскрывать пред Богом свою душу, испрашивая прощения грехов.
***
/из проповеди после Литургии в Зосимовой пустыни,
16 марта 2019 года/





Господи, очисти грехи наша, Владыко, прости беззакония наша,
Святый, посети и исцели немощи наша,


Если человек совершает грехи, но сознает, что поступил плохо, — он раскаивается пред Богом. Лучше приносить покаяние в храме, но не всегда это возможно. Поэтому каждый день, заканчивая свой день, мы должны анализировать свои слова, свои поступки перед сами собой и пред Богом и говорить: «Господи, я поступил плохо, я произнес неправильные слова, — прости меня, помоги мне избегать этих плохих поступков или слов!» Тогда мы корректируем нашу жизнь, мы вновь настраиваем себя на ту самую программу, которую Бог вложил в нашу природу. А если мы оправдываем, даже наедине с собой, свои поступки, иногда отвратительные, то мы разрушаем нравственную основу собственной природы.
***
/из проповеди после Божественной литургии в Троицком соборе г. Анадыря,
7 сентября 2016 года/




К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,
гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,
в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:
Влады́чице, помози́, на ны́ милосе́рдовавши,
потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний,
не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи́,
Тя́ бо и еди́ну наде́жду и́мамы.
(Дважды)


Сегодня по милости Божией происходит возрождение веры. Все больше и больше людей понимают, что жить нужно по Божиему закону, а иначе наступает круговерть, которая сбивает с пути, и уже не видно дороги, все смешивается, превращаясь в некое заполненное чужой волей пространство. Но любовь к Богу возвышает человека над всем, делает его очень сильным, вооружает правильной философией жизни, с которой он никогда не расстается. Любовь к Богу, исполнение Божиих заповедей делает нас жизнеспособными, в том числе способными сопротивляться злу, под какой бы личиной это зло нам ни являлось. Жизнь по Божьему закону есть единственная жизнь с большой буквы, а все остальное ― лишь существование.
***
/из проповеди после Литургии в Троицком храме г. Реутова,
11 июня 2017 года/



Не умолчи́м никогда́, Богоро́дице,
си́лы Твоя́ глаго́лати,
недосто́йнии:
а́ще бо Ты́ не бы предстоя́ла моля́щи,
кто́ бы на́с избaвил от толи́ких бе́д,
кто́ же бы сохрани́л до ны́не свобо́дны?
Не отсту́пим, Влады́чице, от Тебе́:
Твоя́ бо рабы́ спаса́еши при́сно от вся́ких лю́тых.





Помо́щник и Покрови́тель
бы́сть мне́ во спасе́ние;
се́й мо́й Бо́г, и просла́влю Его́,
Бо́г отца́ моего́,
и вознесу́ Его́,
сла́вно бо просла́вися.
/Исход 15;1-2/



Вонми́, не́бо, и возглаго́лю, и воспою́ Христа́, от Де́вы пло́тию прише́дшаго



На недви́жимом, Христе́, ка́мени за́поведей Твои́х утверди́ мое́ помышле́ние


Услы́ша проро́к прише́ствие Твое́, Го́споди,
и убоя́ся,
я́ко хо́щеши от Де́вы роди́тися и челове́ком яви́тися, и глаго́лаше:
услы́шах слу́х Тво́й и убоя́хся;
сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди




От но́щи у́тренююща, Человеколю́бче,
просвети́, молю́ся, и наста́ви и мене́ на повеле́ния Твоя́,
и научи́ мя, Спа́се, твори́ти во́лю Твою́
Псалтирь 62;2, 118;45



Возопи́х все́м се́рдцем мои́м к ще́дрому Бо́гу, и услы́ша мя́ от а́да преиспо́дняго,
и возведе́ от тли́ живо́т мо́й



Согреши́хом, беззако́нновахом, непра́вдовахом пред Тобо́ю,
ниже́ соблюдо́хом, ниже́ сотвори́хом, я́коже запове́дал е́си на́м;
но не преда́ждь нас до конца́, отце́в Боже
/Даниила 9;5-6/



Его́же во́инства небе́сная сла́вят, и трепе́щут Херуви́ми и Серафи́ми,
вся́ко дыха́ние и тва́рь, по́йте, благослови́те и превозноси́те во вся́ ве́ки


Безсе́меннаго зача́тия рождество́ несказа́нное, Ма́тере безму́жныя нетле́нен Пло́д; Бо́жие бо рожде́ние обновля́ет естества́; те́мже Тя́ вси́ ро́ди, я́ко Богоневе́стную Ма́терь правосла́вно велича́ем



Помилуй мя, Боже, помилуй мя
+++ +++ +++

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
     
4
Покаяние есть отказ от отчаяния -

Преподобный Иоанн Лествичник
/Лествица, слово 5/
+++ +++ +++
  
#2 | Леночка Борисовна »» | 10.10.2020 07:32
  
3
Пока из наших уст, помимо нашей воли, не вырвется признание во всех ошибках нашего прошлого, пока из наших недр не вырвется крик боли и раскаяния – мы не увидим спасения.

/Пётр Яковлевич Чаадаев/
+++ +++ +++
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites