Иоанн Дамаскин (ок.675 - ок.749) - теоретик иконописи

Иоанн Дамаскин (ок.675 - ок.749) - теоретик иконописи

Иоанн (Иоанн-Мансур), прозванный Дамаскиным - великий поэт, крупнейший богослов и борец за православие. Он родился в Дамаске, в богатой и знатной христианской семье, получил разностороннее и глубокое образование. Отец позаботился, чтобы преподавателем даровитого и впечатлительного мальчика был христианин. С этой целью он выкупил раба-монаха, под руководством которого Иоанн изучил философию, математику, астрономию и музыку.

Сначала Иоанн служил при дворе Омейядов, затем удалился в монастырь Св.Саввы (близ Иерусалима), где и прожил до самой смерти.

Иоанн Дамаскин был разносторонне одаренным человеком, интересным во многих отношениях. Его духовное наследие огромно, оно составляет бесценное сокровище Церкви.

Предание называет Иоанна автором замечательных церковных песнопений, в которых христианский мир до сих пор черпает мудрость, силу и утешение. Считается, что именно он составил пасхальный канон, могучий гимн "Воскресение Христово видевше", замечательные надгробные молитвы. Лаконичность и живость языка, трогательный лиризм и глубина мысли - все это делает Дамаскина величайшим поэтом Византии и всего христианского мира. Не случайно его прозвали "златоструйным". Одним из первых он составил календарь дней памяти христианских святых и подвижников.

С поэзией Дамаскина тесно сливается и его музыкальная деятельность. Ему принадлежат первая церковная система нот и оформление большинства христианских песнопений в сборники "Типикон" и "Октоих".

Еще более Иоанн Дамаскин известен как богослов. Он создал фундаментальный труд "Источник знания", состоящий из трех частей: в первой, "Диалектике", излагаются философские идеи Аристотеля, во второй, "Книге о ересях", перечисляются и анализируются учения, противоречащие христианству, а в третьей, "Точном изложении православной веры", систематизируется православное вероучение.
Это была система идей о боге, сотворении мира и человеке, определяющая его место в этом и в потустороннем мирах. Он рассмотрел и обобщил как естественнонаучные представления древних, так и догматы своих предшественников-богословов, и тщательно отобрал те из них, которые ни в коей мере не противоречили канонам вселенских соборов.

Основным методом работы Дамаскина была компиляция (в соответствии с его девизом "Не люблю ничего своего") на основе аристотелевской логики. С этой точки зрения богословие Дамаскина даже по средневековым меркам было лишено оригинальности. Однако он сделал то, что неодходимо было сделать: благодаря устранению из церковных догматов противоречий православное вероучение было приведено в более-менее стройную систему.

Этот труд оказал огромное влияние на будущие поколения не только православных, но и католических богословов (Фомы Аквинского). Для православной Церкви сочинение Иоанна Дамаскина до сих пор является основным источником основ христианского вероучения.

Однако с точки зрения художественной культуры Иоанн Дамаскин интересен нам прежде всего как яростный противник "иконоборчества" и создатель теории Священного образа, положившей начало канонизации иконописи.

Согласно его теории:

Изображать святых можно, но в символическом и аллегорическом виде.
Можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены из Священного писания, Жития Святых).
Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца.
Изображения святых необходимы - они украшают храмы, заменяют книги неграмотным, постоянно напоминают о подвигах во имя веры. Однако икона - не картина, а священный образ, поклоняясь иконе, мы поклоняемся тому, что на ней изображено ("первообразу"), а не мастерству художника - иконы должны быть анонимны.
Иконы чудотворны, так как несут в себе часть божественной силы того, кто на них изображен.
Последний довод он подкреплял примером из собственной жизни.

Халиф заподозрил Иоанна-Мансура в шпионаже в пользу Византии и приказал отрубить ему кисть правой руки, что и было сделано незамедлительно.


Иоанн приложил отрубленную кисть на место, всю ночь усердно молясь об исцелении иконе Богоматери, по преданию написанной самим евангелистом Лукой.
Наутро кисть приросла. В ознаменовании этого чуда Дамаскин прикрепил к серебряному окладу чудотворной иконы в знак вечной благодарности руку, отлитую из чистого серебра. Сейчас она находится в монастыре Хилардар (Афон, Греция).

Так возник один из канонических образов Богоматери - Богоматерь-Троеручица.

http://mirasky.h1.ru/byzpnt/damaskin.htm

Комментарии участника: Андрей Рыбак (4)

Всего: 4 комментариявсе комментарии ( 8 )
  
#2 | Андрей Рыбак | 04.12.2011 14:19 | ответ на: #1 ( Георгий О. ) »»
  
1
Рад слышать, Георгий. Дело тонкое на мой взгляд. Ты про Холуи заметил. А кто это и где?
  
#4 | Андрей Рыбак | 04.12.2011 19:21 | ответ на: #3 ( Георгий О. ) »»
  
0
Спаси Бог, посмотрел на карте. Это в Ивановской области.
  
#6 | Андрей Рыбак | 04.12.2011 20:34 | ответ на: #5 ( Вера В. ) »»
  
1
Вера, я попрошу Вас не давайте больше ссылки на сомнительные ресурсы. Это против наших правил. Найдите нармальный адекватный сайт и без проблем.
  
#8 | Андрей Рыбак | 04.12.2011 20:43 | ответ на: #7 ( Вера В. ) »»
  
1
Будьте внимательны. На тот сайт заходить страшно. Не только реклама глупая и навязчивая, но и трояны в каждой ссылке.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites