Среди экстремалов тоже встречаются артисты. В их числе главный тренер сборной России по артистическим видам парашютного спорта, выходец из Нижнего Новгорода Валерий Розов. Между прочим, он и в кино снимался: в фильме "День Д" в качестве каскадера дублировал Михаила Пореченкова а еще участвовал в написании киносценариев о парашютном спорте и бейс-джампинге (правда, ни один из них так и не дошел до стадии съемок).
Время бросать камни
Нижегородским журналистам Валерий Розов тоже продемонстрировал фильм вернее, видеоролик о прыжке с высочайшей вершины Альп Монблана, который спортсмен совершил в июле этого года. "Высота прыжка 3900 м над уровнем моря, перепад до ледника со скалы 800 м, время в свободном падении 35-40 секунд", - озвучивает Валерий Розов сухие цифры. Эмоциональный накал передать невозможно, ведь по сложности и смелости этому прыжку нет равных в мире.
"Для меня прыгнуть с новой горы все равно что для альпиниста впервые покорить вершину", - говорит Валерий Розов. Кстати, именно он, уроженец Нижнего Новгорода, слывет изобретателем уникального вида спорта под названием бейс-клайминг, объединившего альпинизм с бейс-джампингом прыжками с парашютом с фиксированных объектов.
"Для начала я придумываю, откуда хочу прыгнуть, изучаю фотографии, видео, получаю консультации. Затем решаю, как попаду на эту точку (маршрут выбирается по возможности простой), - делится техническими подробностями Валерий Розов. Оказавшись на месте, я с помощью своих нехитрых приспособлений оцениваю пригодность точки для прыжка например, бросаю камни вниз, пытаясь эмитировать полет собственного тела. Если меня все устраивает, я говорю: "Все окей, мы здесь прыгаем . "Костюм-крыло" с перепонками между рук и ног замедляет мою вертикальную скорость падения, увеличивая скорость по горизонту, что позволяет мне во время прыжка почувствовать себя настоящим пилотом. Мне кажется, что я лечу, хотя это падение".
К слову, скорость полета прыгуна со скалы может достигать 250 км/ч. Неудивительно, что Валерий Розов сравнивает такой прыжок с телепортацией: только что ты стоял на высочайшей вершине мира и вот через несколько секунд оказываешься у подножья, только что летел и вдруг в окружении рожденных ползать. Валерий Розов переживал это не раз. В списке его достижений, помимо прыжка с Монблана, единственный в мире прыжок в кратер вулкана на Камчатке, прыжок в Антарктиде и самый высокий в Европе бейс-прыжок. Не обошел вниманием спортсмен и родной город: три года назад он совершил прыжок над Чкаловской лестницей к ее подножью.
На грани жизни и смерти
Именно здесь, в Нижнем Новгороде, когда-то все началось. У меня было очень спортивное детство. Когда я жил в Нижнем Новгороде, я занимался очень многими видами спорта: скалолазанием и альпинизмом, прыгал с трамплина , - вспоминает Валерий Розов. По его словам, начать путь к своему спортивному триумфу могут и сегодняшние юные экстремалы. Для этого в нашем городе созданы все условия: альпинистские секции, аэродромы, где совершаются прыжки с парашютом, объекты, пригодные для бейс-джампинга. Помимо тренировок, неплохо бы соблюдать минимальную диету. "Чем ты легче, тем лучше ты летишь", - напоминает Валерий Розов. Сам спортсмен, по его собственным словам, в еде непривередлив, но лишнего себе не позволяет.
Профессиональный альпинист, неоднократный чемпион и призер страны по альпинизму, двукратный чемпион мира по скайсерфингу, чемпион X-Games, рекордсмен мира по парашютному спорту, автор многих уникальных бейс-прыжков со сложнейших горных вершин. Вдобавок тренер сборной России, идеолог, организатор и руководитель Русского Экстремального Проекта , ориентированного на проведение уникальных спортивных экспедиций и экстремальных акций. Удивительно, как все это может поместиться в биографию одного человека да еще человека, постоянно рискующего жизнью.
"Прыжки в горах это всегда очень сложно. Бывали ситуации, когда я чудом спасался, - вспоминает Валерий Розов. В таких ситуациях меня поражает, что мозг в решающий момент отказывается бороться за жизнь собственного организма. Он посылает тебе сигналы: Успокойся, еще несколько секунд и весь этот ужас закончится . В такие мгновения продолжаешь что-то предпринимать для своего спасения только на уровне автоматизма".
Победить страх
Казалось бы, после такого отказаться от экстрима на веки вечные. Как, чудом оставшись в живых, снова рискнуть и встать на край обрыва? Как справиться со страхом? Мне известно огромное количество разновидностей страха от простого волнения до по-настоящему парализующего чувства. По-моему, единственный способ победить страх это вообще с ним не бороться. Главное не концентрироваться на нем. Страх это нормальное чувство , - отвечает Валерий Розов.
Сегодня экстремал без ложной скромности признается, что по числу рискованных достижений и покоренных вершин он опережает многих, может быть, даже всех. Правда, своим трем сыновьям Валерий Розов повторения своих успехов не желает. "Они время от времени пугают меня тем, что начнут прыгать с парашютом. Я как отец не хочу, чтобы они этим занимались", - признается он.
"Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья —
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог." ( А.С. Пушкин).
Как вы думаете, кто обещает в таких случаях человеческому сердцу "неизъяснимы наслажденья"? Неужели это Бог, а может это всё-таки обман? Наверное, надо об этом подумать и задать один вопрос: [ради чего риск?] И постараться самому себе честно на него ответить.
Очень странно видеть восхваление экстремальных видов спорта на сайте считающим себя православным. Хотя бы православные должны знать, что жизнь дана Богом человеку с определенной целью: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5, 48). [Риск для жизни оправдан только в случае, если человек по основной заповеди рискует своей жизнью ради Бога или спасения других людей.] Даже психологи не являющиеся православными относят занятие экстремальными видами спорта к скрытому суициду (косвенное самоубийство) – "вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода."
Убеждена, что даже распространение материалов рекламирующих экстремальные виды спорта является грехом.
Конечно, риск всегда присутствует в жизни. Главный вопрос: ради чего человек рискует? А что касается ваших детских воспоминаний, то наверняка эти катания на горках сопровождались соответствующими мамиными предупреждениями. А вниз мы смотрим как раз тогда, когда, как нам кажется, мы развлекаемся. Ведь для того чтобы начать смотреть вверх надо сначала отказаться от подобных "развлечений".
Психологи называют это зависимостью. Аддикция (англ. addiction — склонность, пагубная привычка) - чрезмерная привязанность к чему-либо. Интересно что исторически это слово восходит к латинскому addictus — "тот, кто связан долгами (приговорен к рабству за долги). Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти". Очевидно, что это имеет непосредственное отношение к евангельским словам "всякий, делающий грех, есть раб греха" (Ин. 8:34).
По поводу рекламы зависимого поведения Господь предупредил:..."а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. [Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит"[] (Мф. 18:6-7).]
Вы напрасно иронизируете. Проблема не в самолётах, а в том с какой целью их используют. Поэтому я повторяю вопрос: ради чего риск? Постарайтесь ответить честно на этот вопрос хотя бы самому себе.
Мне в связи с Вашим ответом вспомнилась школьная цитата из рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького, а именно слова старой цыганки Изергиль, которая рассказала о "достойном пане", воевавшем против турок на стороне греков: «Что ему греки, если он поляк? А вот что: он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. [В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам.] И те, который не находят их для себя, — те просто лентяи и трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно...». Желание подвига весьма похвально. Только надо сначала определиться с содержанием термина, что мы считаем подвигом? Если мы православные, которые понимают смысл, цель и скоротечность этой нашей жизни, то зачем нам нужен предлагаемый Вами "экстрим"? К настоящему христианскому подвигу это не имеет отношения, скорее наоборот, уводит от подвига создавая приятную иллюзию мужества. Кстати, в этой связи уместно напомнить второе искушение Христа в пустыне:" Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: [не искушай Господа Бога твоего]. (Мф.4:5-7). Евфимий Зигабен: "и это написано во Второзаконии (6,16). Искушает же Бога тот, кто повергает себя в очевидную опасность, когда не вынуждается к тому никакою необходимостью, по одной только уверенности в Боге".
В том, что Вы видите нечто другое, нет ничего удивительного. Грех, как известно, в первую очередь помрачает разум. Но я не могу оставить без ответа Ваше сравнение самоубийц со святым апостолом Павлом. Святой апостол, по-вашему, что искал приключений? Ведь различие целей очевидно!
Действительно, есть работа, которая требует особого мужества, но целью этой работы является, как правило, спасение других, в том числе, пострадавших от увлечения экстремальными видами спорта.
И вот ещё пример настоящего мужества: .
Вы искажаете поставленный вопрос перенося средства на цель. Возвращаю Ваше внимание к основному вопросу [ради чего риск?] Да, спецназ тренируется гораздо серьёзнее, чем экстремалы, но этим они готовят себя к соответствующей работе. А вышеуказанные Вами альпинисты действительно работают на высотных работах, но, к сожалению, в большинстве случаев для того чтоб заработать средства для своих следующих походов в горы. То есть для себя, для собственного удовольствия. Видите разницу в мотивации их действий? Если Вы считаете себя православным, то наверняка должны знать, что стоит за этим так называемым "удовольствием".
Не могу оставить без внимания Ваше замечание о "культурном достоянии", которое мы приобрели благодаря экстремалам, а именно: видео -, фотоматериалы и т.п.
В связи с этим мне вспомнился поступок св. царя Давида, когда воины принесли ему воды с риском для своих жизней. Это замечательный пример для всех:
" И захотел Давид пить, и сказал: кто напоит меня водой из колодца Вифлеемского, что у ворот? Тогда трое этих храбрых пробились сквозь стан Филистимский и почерпнули воды из колодца Вифлеемского, что у ворот, и взяли и принесли Давиду. [Но он не захотел пить ее и вылил ее во славу Господа, и сказал: сохрани меня Господь, чтоб я сделал это! не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? И не захотел пить ее.] Вот что сделали эти трое храбрых!»(2 Цар. 23:15-17).
Прекрасный пример, но как и св. ап. Павел, он свидетельствует о Ваших заблуждениях. Во-первых, свящ. Игорь никогда не был экстремалом! Он был профессиональным спасателем, причём очень хорошим, в связи с чем пользовался огромным уважением. Во -вторых, он крестился в зрелом возрасте, принял священный сан, усердно потрудился на пастырской ниве и принял мученическую кончину за проповедь Христа.
Что касается мотивации и цели своих действий, то она в руках каждого человека, надо только постараться не обманывать самому себя, вот для этого и надо употребить всё своё мужество.
С миром принимаю! Не претендую на то, чтобы нравиться, но в данном случае прошу Вас вернуться к моему первому комментарию. Дополнительное обсуждение проблемы "гибельных наслаждений" в рамках данной темы излишне. Я включилась в эту дискуссию исключительно по причине наличия на православном сайте рекламы экстремальных видов спорта, считая своим долгом указать на несоответствие подобных материалов православному мировоззрению. То, о чём я написала это азы, которые обязаны знать лица позиционирующие себя православными. Благодарю за внимание!
Снова возвращаемся к нашему вопросу о цели. Разве указанный Вами священник ходит с детьми в горы для развлечения? Вы можете предположить, что он учит детей рисковать своей жизнью ради мирской славы, собственного удовольствия, денег и т.п.? Лично я уверена, что этот священник в первую очередь учит детей жизни во Христе, а то в каких условиях он это делает, это его личный выбор.
Если Вы хорошо знаете биографию о. Игоря, то вспомните, что когда он занимался альпинизмом, он ведь даже не был крещён. А после крещения он совершил христианский подвиг!
Простите меня, но я уже ответила на эти вопросы. Дело не в том, кем человек был, а кем он стал. Проблема не в экстремальных ситуациях, а в том, почему мы в них оказываемся и какую цель при этом преследуем. В разделе этого сайта "спорт-экстрим" я не видела безвредных материалов не только с православной, но даже с психологической точки зрения.