Икона Божией Матери «Взыграние Младенца»

20 ноября (7 ноября ст.ст.) в Православной Церкви установлено празднество в честь иконы Богородицы «Взыграние младенца».
Любопытно, что этот день – 20 ноября, случайно или не случайно, знаменует день, в который Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1959 году декларацию прав ребенка, а в 1989 году - Конвенцию о правах ребенка. В 1954 году ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня ребенка (Universal Children's Day) как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.

Икона Божией Матери «Взыграние младенца» – одна из самых любимых в русском народе икон. Эта икона отвечает за полноту материнства, поэтому в православном христианстве было принято перед родами служить молебен с акафистами Божией Матери в честь Ее икон «Взыграние младенца» и «В родах помощница». Беременность и предстоящие роды – события, которые показывают Божественное величие жизни, поэтому в Древней Руси носить дитя под сердцем старались с молитвою. Также перед этой иконой молятся женщины, желающие иметь детей.
Иконографический тип «Взыграние Младенца» считают разновидностью одного из основных типов изображения Божией Матери - Умиление (или Елеуса), который передает особенно трепетное отношение между Богородицей и Младенцем. Эти образы предзнаменуют крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. На иконах этого типа между Богородицей, символизирующей идеал человеческого рода, и Богомладенцем нет расстояния, они прижимаются щекой к щеке, их любовь безгранична. К иконографическому типу Елеуса также относятся образы Богоматери «Владимирская», «Ярославская» и др.

По мнению исследователей, жанровый характер изображения «Взыграние младенца», скорее всего, сформировался из повествовательных евангельских сцен, в первую очередь композиции «Сретение Господне». Движение Младенца Христа более всего напоминает позу Младенца в сцене Сретения, где Он часто показан влекомым силой своего жертвенного предназначения от Матери на руки Симеона, предвозвещающего страстной путь Спасителя, что соответствует текстам проповедей, посвященных принесению Богомладенца в храм.

Некоторые наиболее ранние изображения Богоматери Взыграние Младенца сохранились в Македонии, где они были известны под названием Пелагонитиссы (от названия Пелагония – географическая местность в Македонии, где особо почитался этот древний образ). Икона, подчеркивающая тему материнства и будущих страданий Богомладенца, получила широкое распространение в поствизантийском искусстве, особенно в славянских странах.

Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что иконография образа имеет византийское происхождение, хотя существуют и другие предположения. Точно известно, что в Византийской империи этот образ почитался древней чудотворной святыней. На Руси эта иконография распространилась в XVI-XVII веках, и уже, именно, в русской традиции икона получила название «Взыграние младенца», таким образом «Взыграние младенца» считается русской иконой древнего письма, написанной с греческого образца (в Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством»). Русское название извода не являлось ни литературным эпитетом, ни топонимом, и имело в то время распространение преимущественно в среде иконописцев и любителей иконописи. Случаи использования его в качестве сопровождающей надписи на самих иконах были редкими.

Согласно преданию, на Руси икона Божией Матери «Взыграние младенца» была явлена 7 ноября 1795 года (20 ноября н.ст.) в восемнадцати верстах от Москвы и в шести с половиной верстах от станции Люберцы Московско-Казанской железной дороги, при деревне Гремячевой, в древнем Николо-Угрешском монастыре (г. Дзержинский Московской области). Этот монастырь был основан Димитрием Донским в честь победы на Куликовом поле в 1380 году, на месте обретения другой иконы - святителя Николая Чудотворца. Явление чудесного образа, так много говорившего русскому сердцу, ободрило князя перед битвой. Великий князь воскликнул: «сия вся угреша сердце моего» (согрела сердце мое) – и дал обет в случае победы создать на этом месте монастырь, в котором впоследствии и явилась чудотворная икона Божией Матери, получившая название «Взыграние младенца».

Во времена советской власти, сопровождавшейся разорениями обителей, икона Божией Матери «Взыграние младенца» считалась утраченной. И только в 2003 году возрожденному Николо-Угрешскому монастырю от неизвестной женщины была пожертвована икона Божией Матери, которая по описанию была очень схожа с утерянной. По словам священнослужителей, когда образ привезли в монастырь и установили на место, где он когда-то стоял, то последние сомнения рассеялись – домой вернулась утерянная святыня. Ныне образ «Взыграние младенца» находится в алтаре Спасо-Преображенского собора.

Известные списки иконы - московская и костромская иконы Божией Матери «Взыграние младенца» хранятся в Государственной Третьяковской Галерее. Иконы Богоматери того же имени имеются и в Московском Новодевичьем монастыре, а также в Ватопедском монастыре на горе Афон.

Икона Божией Матери «Взыграние младенца» – одна из самых любимых в русском народе икон. Эта икона отвечает за полноту материнства, поэтому в православном христианстве было принято перед родами служить молебен с акафистами Божией Матери в честь Ее икон «Взыграние младенца» и «В родах помощница».

Беременность и предстоящие роды – события, которые показывают Божественное величие жизни, поэтому в Древней Руси носить дитя под сердцем старались с молитвою. Считалось, что беременная женщина должна была вести благочестивый образ жизни. Внутри нее Господь творит душу и тело человека, и как ни в какой другой период жизни во время беременности женщине необходимо было заботиться о своей душе, быть любящей, милостивой, доброй, кроткой, правдивой, улучшать свои душевные качества, не допускать пороков и совершения грехов. Носящей во чреве следовало удерживаться от раздражения, гнева, зависти, гордости, пустословия, злобы, испуга, страха и уныния во всех их проявлениях. В Древней Руси полагали, что все чувства, мысли, поступки, которые наполняют мать в период ожидания ребенка, непременно в той или иной степени передадутся малышу. Также перед этой иконой молились женщины, желающие иметь детей. Уже после родов служили молебен иконам Богородицы: «Млекопитательница» и «Воспитание». Это помогало наладить грудное вскармливание и правильно воспитывать ребёнка.

Как молиться перед иконой
Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (имя) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившагося из Тебе, Христа Бога нашего, да укрепит ю силою своею свыше. Аминь.

О, Преславная Матерь Божий, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дщери Евы. Вспомни, о, Благословенная в женах, с какою радостью и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности, и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешиться от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь мира, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня. Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты, Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь.

По материалам: iconkuznetsov.ru

Комментарии участника: Андрей Рыбак (1)

Всего: 1 комментарийвсе комментарии ( 7 )
  
#1 | Андрей Рыбак | 20.11.2011 03:05
  
7
Пресвятая Богородица спаси нас!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU