Братская могила. Старая Рязань.

Братская могила. Старая Рязань


Момент установки на фото.

В 1237 году монгольская конница впервые пришла на Русь. Первым крупным русским городом на ее пути была Рязань, столица Рязанского княжества. Рассказывать эту историю, наверное, не надо, ее и так все знают. Или должны знать. Расскажу то, что мало кому известно. По замечанию одного писателя, судьба Рязани схожа с судьбой древнего римского города Помпеи. Оба города погибли полностью, живых не осталось. Но в римском городе жителей засыпало пеплом вулкана, а в Рязани после пятидневной осады были вырезаны все жители. Монголов, по рассказам археологов, конечно было не 100 тысяч. У каждого монгольского воина в заводе было 8-10 коней. Он их менял время от времени. К тому же конина кроме всего прочего служила воинам питанием. Монгольские кони, неприхотливые, коренастые, мохнатые, привыкшие к морозам могли, конечно, подобно оленям, добывать копытами корм из-под снега, но где же на миллион коней найти корма? Войско составляло всего 30-40 тысяч. Но и этого было достаточно против 5-10 тысяч жителей русского города ( от младенцев до стариков).

Каждое лето на городище ведутся археологические раскопки. Лет тридцать тому на останце надпойменной террасы правого берега Оки археологи обнаружили братскую могилу рязанцев, погибших при монгольском нашествии. Похоронены по православному обычаю, ориентированные на восток. Преобладают молодые люди, вероятно, воины. Правда хоронили в конце декабря, в сильные морозы, собрав погибших после того, как ушли монголы. Тела замерзли, поэтому сложить покойникам руки на груди не удалось. Землю отогревали кострами, захоронение неглубокое. На братской могиле положили валун серого гранита, на полированной поверхности которого написали слова из летописи: "Кто же не восплачется о гибели стольких людей народа русского..." У одной местной жительницы дом стоял недалеко от той братской могилы. Еще до раскопок, когда о захоронении ничего не было известно, она рассказала начальнику археологической экспедиции, что накануне каждого престольного праздника ей чудится как бы из подпола, из-под земли доносящееся хоровое церковное пение. После этого археологические раскопки завершились открытием братской могилы. Тот гранитный камень поверхностью со словами из летописи почти равнялся с землей, поэтому с дороги его не видно. К тому же каждое лето там вырастает бурьян, в котором и конник с головой скроется. Мы решили исправить этот недостаток. Я взял двух плотников и дней за 8 мы из бревен срубили пятиметровый поклонный крест на могилу. Срубили по-плотницки, одними топорами, без рубанков. Крест основанием не закопали в землю, а по северному варианту поставили в сруб в виде усеченной пирамиды. Подняли и установили крест как закончили работу, не ориентируясь на какую-либо дату. Но как оказалось, это случилось накануне Воздвижения Креста Господня.

Комментарии участника: Сергей И. (27)

Всего: 27 комментариеввсе комментарии ( 46 )
  
#2 | Сергей И. | 09.11.2011 15:44
  
5
С молитвой, это само собой. Плотники были православные, утренние и вечернии правила каждый день читали. Вот еще дополнение к основному тексту. Когда поднимали и ставили крест, подошло несколько человек посмотреть. Просто зрители. Но в момент установки все испытали сильнейшее потрясение. Одному предпринимателю, видно, трудно было стоять и он присел на бревна. Я рассказал этот эпизод двум собеседникам, один из которых был священник. Ответ мирского человека был таков: "Мы (он один из тех двух плотников) крестом замкнули землю и небо." Ответ священника: "Ну, это понятно, благодать пошла, вот все ее и почувствовали."
  
#4 | Сергей И. | 09.11.2011 18:04
  
6
Открою "секрет". Со временем мы планировали ( и не отказались от этого замысла) срубить на месте братской могилы (или рядом) шатровую часовню-памятник. Как раз к месту, на крови. Возможно, впервые за 770 лет. К месту и слова святого отца Иоанна Кронштадского : "На костях мучеников, как на крепком фундаменте, воздвигнется Русь новая, по старому образцу". К месту и слова схимонахини Макарии из с. Темкино: "Возрождение России начнется со святых мест". Чем Старая Рязань не одно из таких мест? В народе это городище издавна величают Святая Гора. Есть профессиональные плотники-реставраторы, есть проект (и не один, можно выбрать лучший). Препятствий основных два. Первое, это то, что нужно разрешение министерства культуры, поскольку земля считается историко-архитектурным заповедником. Обращения в министерства успехом не увенчались, но,как ни странно, вопрос этот разрешился сам собой. Другое препятствие - деньги. Такая часовня будет стоить недешево. На помощь Абрамовича, к примеру, рассчитывать трудно, а когда сами наскребем - как получится.
  
#5 | Сергей И. | 09.11.2011 23:06
  
5
Мало кто знает, что такое настоящая плотницкая рубка. (Как и то, как выглядят настоящие плотницкие топоры). Обработанная поверхность получается гладкая, слабоволнистая, ровная, приятная на ощупь, без шереховатостей и заноз, очень выразительная. Один человек, осмотрев нашу работу, сказал, что никогда не представлял, чтобы топорная работа могла быть такой красивой. Пренебрежительный смысл выражению "топорная работа" придают презирающие ручной труд. Тогда как смысл слова строить значит быть с Троицей.
  
#6 | Сергей И. | 10.11.2011 12:53
  
3
Если уж пошла беседа о Старой Рязани, то как не вспомнить Евпатия Коловрата? Местные дети с начальных классов знают о нем от учителей. Но, к удивлению моему, в других местах и не все взрослые слышали эту историю. Однако, большинство все-таки знает (или должно знать). Как-то пришлось беседовать с одним юристом, исповедующим православие. Человек из Москвы, но влюблен в Рязанщину и бывает здесь. Я знаю о Евпатии Коловрате со школы да из художественной литературы. Он, кроме того, прочел где-то в летописи. Поэтому не согласился с моими знаниями. "Какие 1000-1500 воинов в отряде Евпатия?"- сказал он. "Откуда ему взять столько профессионалов, когда во всей рязанской княжеской дружине было всего 700 воинов, обученных с детства! У Коловрата было всего 200 человек. Конечно, не с бору по сосенке, а профессионалов, но всего 200. Но готовых на все. Когда город их был испепелен, все жители погибли на стенах во время осады или потом вырезаны, кто-то, возможно, уведен в полон: дети, родители, жены... Что еще остается православному воину? Прятаться по лесам, куда монголы не любили заезжать? Только месть! И Евпатий очень удачно выбрал время и место. Не иначе, как за его войском ангелы стояли. Батыево войско построилось в походную колонну. Не шибко большую, эдак 20000-30000 тысяч. И тут вдруг на пути у него отряд русских воинов. Разворачиваться конникам по глубокому снегу в боевой порядок на виду у неприятеля, по всему видно, готовому на все? Жертвы будут большие. Решил хан пуститься в дипломатию. Послал толмачей с такими предложениями: "Чего хочешь-то, добрый молодец? Золота? Дам. Пленных? Отпущу. А хочешь, иди ко мне на службу, мне такие рисковые нужны!" Коловрат ответил кратко: "Мы хотим смерти". (Не уверен, что именно так он ответил, говорят, это не по-православному. Ну, может быть, примерно так.) Но хан Батый, прошедший с боями пол-мира, понял, что таких не купишь, не испугаешь. Да, наверное, и не обманешь. Делать нечего, надо сражаться. Послал тысячу - вырубили. Еще одну - тот же вариант. А отступать нельзя, по войску и так уже поползли слухи, что мертвые рязанцы восстали. Смерти подобно. Подкатили китайские камнеметные машины и закидали камнями. И своих, и чужих, сошедшихся в общей круговерти. По-другому не получалось. Когда к Батыю принесли тело Евпатия, то хан сказал: "Мы во многих странах бывали и многих удальцов видали. Но таких удальцо и таких резвецов мы не знали. Эти воины крылаты. Если бы он был жив, я хотел бы иметь его против своего сердца." После чего велел оставшихся в живых русских воинов отпустить, отдав им тело боярина Евпатия и воздав воинские почести".

Где честная могила Евпати,
Знают ясные зори с курганами.
Знала старая песня про витязя,
Да и ту унесло вихрем-вихорем.

(Старинная песня).
  
#8 | Сергей И. | 10.11.2011 23:50 | ответ на: #6 ( Сергей И. ) »»
  
4
К месту и ко времени всплыло из глубин памяти стихотворение "Фреска".

Темноликий и огневолосый,
Весь в лучах заходящего дня,
Прорываясь сквозь сумрак белесый,
Над обрывом он вздыбил коня.

И глаза его в сумрачном блеске,
Разгораясь, как темный алмаз,
С полустертой столетьями фрески
Неотступно летели на нас.

Живописца в монашеской келье
Видно, мучили страшные сны,
Если он не ушел от похмелья
Забродившей в душе старины.

И, должно быть, каноны святые
Нарушая, он вспомнил о том,
Как рубился с ордою Батыя
На таком же коне боевом.

И тогда, словно гул издалече,
Захлестнув заповедный предел,
В нарастающем грохоте сечи
Донеслось к нему пение стрел.

И возник перед ним, как виденье,
Этот всадник на голой стене,
Уносящийся вихрем в сраженье
Со стрелою, застрявшей в броне.

Он схватил свои кисти в восторге,
Чтоб навеки тот миг удержать,
Словно некогда сам, как Георгий,
Вел на недруга русскую рать.

В полумраке пустого собора
Позабыв про еду и про сон
Он писал то, что встало для взора
Из клубящейся дали времен.

Он писал не для тьмы и покоя,
Не для нимбов и ангельских крыл,
Он в отважное сердце героя
Неуемную страсть перелил.

И летит его всадник крылатый,
Всех архангелов краше сто крат,
Принимая на светлые латы
Бурной жизни победный закат!
  
#9 | Сергей И. | 11.11.2011 18:34
  
3
Стихотворение "Фреска" принадлежит перу поэта Рождественского. Не Роберта, другого. В интернете отыскать про него не смог, поэтому воспроизвел по памяти. Написано в самый разгар "застойного" (застольного) периода. Малоизвестно; хорошо еще, что не запрещено. Вот отрывок из летописи "Разорение Рязани".
"Евпатий же Коловрат, исполин силою, разрубил Хостоврула на полы. И много татарской силы посек. И убояша татары такой богатырской силы, и отступиша, и наводиша многочисленные пороки, и меташа большие камни, и едва убиша. И когда принесли к Батыю тело Евпатия, то хан сказал: "Мы во многих странах бывали и многих удальцов видели, но таких удальцов и таких резвецов мы не знали. Эти люди крылаты. Если он был бы жив, я хотел бы держать его против своего сердца". С оставшимися в живых ратниками отряда Евпатия тоже был разговор. На вопрос, кто вы и почему так много вреда принесли мне, те отвечали: " Мы люди русские, воины боярина Евпатия, пришли с честью проводить тебя, великий хан. Да мало нас, не успевали всем чаши наливать".
Один из археологов, участвующих в раскопках городища, сказал, что надо всегда с вниманием относится к народным преданиям и легендам. Они никогда не возникали на пустом месте. Он слышал, что еще до недавних времен местные старики поклонялись каким-то семи дубам. Его профессиональное чутье, сказал он, подсказывает ему, что там и надо искать могилу Евпатия Коловрата. Впрочем, всему свое время. Лет пять тому археологи раскопали фундамент одного из соборов Ст.Рязани, а возле него усыпальницу рязанских князей. Анализ ДНК показал, что один из них из рода Рюриковичей. Да зря раскопали, не ко времени.
  
#10 | Сергей И. | 12.11.2011 00:02
  
3
Только что позвонил товарищ из Лондона, сокрушался, что я так его позорю в интернете. Обещал помочь деньгами. Посмотрим.
  
#12 | Сергей И. | 12.11.2011 13:18
  
4
Благодарю за интересное сообщение и фото. Да, про колунообразные топоры я тоже знаю. Такие плотницкие топоры воссоздал доктор исторических наук Попов. Такими, по его мнению, они были на Руси до Петра. Петр ввел новую форму, позаимствованную у Европы. Но те, реставрированные колунообразные, но острые, как бритва, рубят хорошо. Правда, техника рубки особая. Но и результат хороший. Про форму будущей часовни мы думали. Многие советуют вообще поставить каменную. И долговечнее, говорят, и не сгорит. Но, во-первых, рубленная шатровая больше отвечает духу того времени. А что касается долговечности, то в Норвегии, где внимательно следят за памятниками старины, есть деревянные здания чуть ли не 14 века. Главное, говорят норвежцы, фундамент и крыша. А про поджоги заранее волноваться не нужно. Найдем силы оградить.
  
#14 | Сергей И. | 12.11.2011 13:44 | ответ на: #11 ( Фокин Сергей ) »»
  
2
Сергей, данный тобою сайт мастеров по булатным изделиям прямо искушение. Такие топоры и охотничьи ножи, что горящие глаза разбегаются. Такие формы, такие узоры по лезвиям! Раньше ведь знатоки проверяли клинок не по остроте лезвия, а по узору. Чем сложнее узор стали, тем она качественней. Иной клинок ковали в несколько тысяч слоев несколько лет. И стоил он целое состояние. Прямо хоть бежать к сибирякам и на последние деньги купить изделие, а потом выходить на большую дорогу просить милостыню. Авось, подадут.
  
#15 | Сергей И. | 12.11.2011 13:52 | ответ на: #13 ( Фокин Сергей ) »»
  
1
Да, по поводу что-либо вместе срубить, непременно срубим, если дело с часовней в Ст.Рязани "выгорит". ( Но не часовня!) Я не великий мастер-реставратор, но плотницкие курсы плотников-реставраторов все же окончил и немного рубил. По профессии инженер-геолог, но в данный момент работы по изысканиям нет, так что тоже гуляю по интернету.
  
#17 | Сергей И. | 12.11.2011 14:12 | ответ на: #16 ( Фокин Сергей ) »»
  
1
Кузнец по плотницкому инструменту и в Подмосковье есть. Он отковал мне большой и малый плотницкие топоры по весьма умеренной цене и хорошего качества. (Качество топора, а не его цена).
  
#19 | Сергей И. | 12.11.2011 14:29 | ответ на: #18 ( Фокин Сергей ) »»
  
1
Все равно спаси Бог за сведение. У какого мужчины, будь он хоть бухгалтером, не загораются глаза при виде настоящего клинка?
  
#22 | Сергей И. | 13.11.2011 14:15 | ответ на: #21 ( Фокин Сергей ) »»
  
1
Не знаю, есть ли. Но идея хорошая. Спрошу.
  
#23 | Сергей И. | 13.11.2011 14:44
  
3
А пока вот для любителей загадочных историй. Думаю, к месту и ко времени. Дело происходило в Ст. Рязани летом прошлого года. Дом родителей стоит недалеко от церкви. По вечерам, когда спадала жара, а это значит часов в 10 вечера (все помнят ту аномальную жару) я на паперти церкви занимался силовой гимнастикой дря развития сухожилий. Для пользы дела заодно смотрел на звездное небо, обратившись лицом на запад (куда же еще на паперти?). Картина была привычная: правее созвездие Большой Медведицы, еще правее Полярная звезда, а прямо по курсу под углом примерно 45 градусов к горизонту какая-то звезда, которую я уже считал своею звездой, так она мне примелькалась. А рядом с нею, чуть правее и чуть ниже другая, тускнее и меньше. И вот как-то эта бледная звезда вдруг загорелась так ярко, как будто включили реостат и увеличили ток, ее питающий. Так продолжалось несколько минут. Затем она опять побледнела. На следующий вечер это повторилось. Небо было чистое, без облаков. С огнем самолета или спутника не спутаешь, их повидал. На следующий день рассказал об этом явлении родственникам. " Не ты один видел"-, сказали те. К их соседям приезжали гости из Москвы, тоже наблюдали. Как люди, связанные с конструкцией самолетов, они сразу сказали, что это не самолет. Самолет на одном месте не висит, а спутник, если и висит, то огнями не играет.
  
#26 | Сергей И. | 13.11.2011 18:06 | ответ на: #25 ( Фокин Сергей ) »»
  
1
Пора изменить свое отношение к пророкам. На Руси их, как будто, камнями не побивали (как некоторые), но настало время им верить еще при их жизни.
  
#29 | Сергей И. | 13.11.2011 18:26 | ответ на: #28 ( Фокин Сергей ) »»
  
2
Китайская мудрость говорит, что большое несчастье жить во времена перемен. А может быть, напротив, нам повезло встретить изменение к лучшему во всем мире впервые за многие тысячи лет?
  
#31 | Сергей И. | 20.11.2011 18:15
  
6
Еще одна история про Старую Рязань. Одна местная жительница этого села несколько лет назад была старостой в местной церкви. Рассказывала, что как-то вечером она после службы делала в храме уборку. Вдруг скрипнула открывающаяся дверь.( А дверь там не такая, чтобы открыться от дуновения ветра). "Оглянулась", - рассказывает,- "а в дверях Николай Угодник стоит. Не успела я спросить ни о чем, как он пропал". Я спросил, почему она решила, что это был Николай Угодник. Может быть, это явился кто-либо иной. "Раньше в нашей церкви стояла икона Николая Угодника. Потом ее взяли в Спасск (ближайший районный город). Вот какой он на иконе был, такой он и в дверях явился". Надо сказать, Анна Федоровна не такой человек, кто склонен к мистике или выдумке. С уважением к ней относятся и бывалые археологи, работающие каждое лето на раскопках. Один из них сказал, что надо внимательно относиться к народным преданиям. Они никогда не бывают на пустом месте.
Когда другой раз мы поставили поклонный крест на месте выхода святителя Василия Рязанского, она сказала, что место выхода на самом деле метров на 40 сместить бы надо. Это народная память, которая передается из поколение в поколение уже 700 лет.
  
#32 | Сергей И. | 21.11.2011 18:52
  
6
Еще одна мистическая история на тему Ст. Рязань. Лет пять тому археологи обнаружили во время раскопок фундамент собора столицы Рязанского княжества. Рядом с фундаментом находилась усыпальница рязанских князей. Анализ ДНК показал, что один из князей принадлежит роду Рюриковичей. Интересное и значительное открытие. Но группа студентов-балбесов в погоне за романтикой облюбовало это место для вечерних посиделок у костра. Вплоть до глубокой ночи. Само собой, сопровождались эти посиделки песнями под гитару и употреблением спиртных напитков. Но, вероятно, терпение хранителей покоя князей иссякло. Однажды во время такого "отдыха" сидельцам явились какие-то беспалые существа в белых одеждах и с белыми глазами. И сказали, чтобы духу этих горланов здесь больше не было. Наверное, сказали убедительно. Так, что те студенты на следующий день с утра собрались и уехали из археологического лагеря домой в Москву. И на следующий год, презрев приглашение, уже не приехали. Некоторые скептики объясняют эту мистику просто. Допились ребята до белой горячки, вот и вся мистика. Не знаю, судите сами. Как сказал А. С. Пушкин:
Воображайте, дело ваше!
Я не намерен вам помочь.
  
#33 | Сергей И. | 23.11.2011 10:59
  
5
Жизнь иногда сочиняет пьесы смешнее любого анекдота, как бы ни фантазировал его автор. Как сказал Бальзак: "Случай самый величайший романист мира. Мне остается только быть его секретарем." Вот одна пьеса из-под пера такого романиста. Археологам надоело ходить за водой на источник. Решили пробурить скважину на территории своего летнего лагеря. Вызвали буровиков из Рязани. Но буровики оказались невезучие. Скважина пошла наискось, водоносный горизонт прошли, а в завершении всего еще и оборвали снаряд на глубине 18-20 метров. Поехали после этого бурить в тот же день кому-то еще - и такое же невезение. Облом в прямом и переносном смысле. К вечеру вернулись опять к археологам и попросили предоставить им какую-нибудь палатку для ночлега. Им отвели самую большую палатку, где хранились инструменты. Буровики от расстройства чувств выпили и легли спать. Ночью в лагерь проникли местные ребята с "романтической" целью. Увидели большую палатку и решили, что там больше всего студенток. Вошли в нее и в темноте, не разглядев, кто там, начали будить буровиков со словами: "Девочки, а вот и мы". Можно представить чувства работяг, уставших, с похмелья, злых от неудачи, когда их среди ночи будят таким образом. Не разговаривая долго, они схватили первое, что попалось под руку, (то есть лопаты) и пошли гонять искателей романтических приключений по территори лагеря. Кого огрели по спине лопатой, кому поставили "фонарь" под глаз. А утром обратились с жалобой к руководству экспедиции: "Студенты у вас какие-то извращенцы. К нам сегодня ночью приставали. Мы кое-кому из них отметки поставили". Руководство произвело утренний смотр студентов. Вроде все целы, никто не побит. Буровики уехали, но в гости к студенткам после этого уже никто не приходил.
  
#35 | Сергей И. | 22.02.2012 01:54 | ответ на: #34 ( светлова любовь ) »»
  
4
Пока что выполнена только программа-минимум. Поставили поклонный крест, а планировали часовню. Надеюсь, со временем поставим. Но молитвы сочувствующих сыграют, может быть, большую роль, чем мастерство строителей. Мне повезло родиться в тех местах, вот и вся заслуга. Если уж брать с кого пример, то с Евпатия Коловрата со дружиною.Если все воины современной России скажут: "Всем бы нам так" и поступят так, все батыи разбегутся (если успеют).
  
#36 | Сергей И. | 02.09.2013 21:27
  
3
Ещё одна небольшая зарисовка об этих местах. Как-то окончил курсы пчеловодов. Но как говорят опытные пчеловоды, какие бы курсы ни окончил, опыт придёт только с практикой. А какая там практика, когда каждое лето пропадаю где-то в экспедиции. Но вот однажды появилось такое "окно". Поставил для пробы на участке три улья. Кто-то посоветовал попросить священника освятить пасеку. Мысленно собирался это сделать, но всё никак не решался. Пока сам священник не подошёл и не попросил вставить новую раму в окно церкви. Тогда я осмелел и в свою очередь попросил его освятить пасеку, благо, дом стоял рядом с церковью. Так состоялся "бартерный обмен". Священник освятил. Это было утром, после службы. К вечеру я решил посмотреть, как работают пчёлы. Уже подходя к улью, у которого и проходило освящение, услышал какой-то тревожный гул пчелиной семьи. Подошёл и увидел картину. Весь рой почему-то сидел на передней стенке улья и тревожно (вернее, возбуждённо) гудел. Я снял крышку и проверил рамки. Они все оказались полны мёда, запечатанного в сотах. Пчёлы, оказывается, требовали фронт работ и поэтому возмущённо гудели.Поспешил поставить новый корпус с новыми рамками. Пчёлы вернулись в улей и принялись за работу. Забастовка окончилась.
  
#38 | Сергей И. | 02.09.2013 23:15 | ответ на: #37 ( Фокин Сергей ) »»
  
0
Мало,всего два года. Но хоть научился делать ревизию, удалять лишние маточники, предотвращать роение, отличать рабочих пчёл от трутней, а среди рабочих пчёл молодых от старых. Трудно разглядеть в большом рое матку, но при внимательном осмотре можно. На практике испытал, что не страдаю аллергией к пчелиному яду и могу выдержать десятка два жал (если правильно так сказать) одновременно.
  
#40 | Сергей И. | 02.09.2013 23:46 | ответ на: #39 ( Фокин Сергей ) »»
  
0
Работа есть, когда есть экспедиция. Между экспедициями свободен. А где этот Исток?
  
#43 | Сергей И. | 03.09.2013 10:18 | ответ на: #42 ( Фокин Сергей ) »»
  
4
Ока меандрирует, то бишь течёт извиваясь по плоской поверхности. От этого много образуется приокских лугов. На описываемом мною месте луга уходят до горизонта. По мнению специалистов пойма Оки в этих местах не уступает по плодородию пойме Нила, а луговые травы по качеству не хуже трав альпийских лугов. В войну, когда взрослые мужчины были на фронте, женщины и подростки вручную выкашивали луга, метали стога и за зиму вывозили их. А в разгар "разгула демократии", когда не иначе, как искусственно, "ряформами" колхозы развалили, половина лугов некошеными уходит под снег. Тогда как в хорошее лето успевали скосить два раза: руно и отаву. Радость одним пчеловодам. Если раньше после покоса пасеку из лугов можно было вывозить, то теперь держи до осени. Пчеловод, который дал мне для начала три улья, оглядев окрестности, сказал, что никогда не видывал такого количества трав и цветов: в одну сторону до горизонта окские луга, в другую городище Старая Рязань всё в полевых цветах в несколько ярусов, далее липовый лес. Три улья на нашем участке, хоть поставили их в последний день мая, дали мёда больше, чем вся его пасека под Владимиром. Не зря 800 лет назад это место выбрали для стольного города.
  
#44 | Сергей И. | 04.09.2013 10:58
  
2
Впрочем, мистика в этих краях бывает и сегодня. И не всегда радует своими знаками обитателей нашего мира. Церкви в Ст. Рязани примерно 270 лет. Священников, служивших в ней, хоронили неподалёку от церкви. Надгробные плиты из известняка за это время наполовину ушли в землю, надписи стёрлись, но высеченные на верхней грани кресты остались. Да и без этого ясно, что это надгробные плиты. Так и лежали они все эти 100 - 270 лет. Но приехав в этом году в село, я с удивлением заметил, что ни одной плиты нет, а земля вокруг церкви выровнена, вероятно, бульдозером или грейдером. Спросил местных жителей, что тут натворили и кто. Оказалось, кому-то пришло на ум убрать мешающие надгробные плиты, место выровнять и устроить стоянку для приезжающих машин. Для удобства. Один из свидетелей этого действа, приехавший из Рязани в село для покупки дачного участка, спросил у грейдеристов, что они творят. Те ответили, что их наняли, сами они вроде как ни при чём. Понятное дело, сами бульдозеристы или грейдеристы не приехали бы по своему хотению ради такой работы. Кто-то их нанял. Плиты собрали в одну кучу и отволокли подальше. Теперь могилы, ничем не обозначенные, будут топтать ногами и давить колёсами машин люди, даже не подозревающие о своём участии в этом осквернении. За что, вероятно, им в вину это не будет поставлено. Но всего через месяц один из тех грейдеристов нелепо погиб. Помогал брату рыть погреб. Рухнула стена погреба, брат сумел спастись, а его засыпало песком. Второй разоритель старинного кладбища вроде как жив, но, говорят, с ним тоже творится что-то неладное. Погибшего звали Владимир, друзьями мы с ним не были, но росли на соседних улицах, поэтому он знаком мне с детства. Когда я с рюкзаком проходил по дороге к дому мимо него, он, если видел, всегда подвозил на своём джипе. Так что, кто сочтёт возможным, может помолиться за упокой души усопшего Владимира. Конечно, они могли отказаться от такой работы, но кто-то же их нанял.
  
#45 | Сергей И. | 05.09.2013 11:03 | ответ на: #44 ( Сергей И. ) »»
  
4
Как поётся в песне бывшего десантника поэта Л.Ефремова:

"Там Родину давят протектором "Вольво",
Подумать об этом и страшно, и больно.
Такая палитра, такая натура.
Дрожите, бычьё, в бой идёт десантура
В тельняшках неписанных наших законов!
Эх, мне б автомат да с полсотни патронов.
Тогда бы вы вряд ли надменно сказали,
Что дескать, не мы вас в Афган посылали".

Что тут добавить?

Завтра уходим в решительный бой мы,
Дайте к стволу запасную обойму.
  
#46 | Сергей И. | 23.10.2016 17:01
  
0
http://youtu.be/J2w9PgIoDo4
Знакомые всё лица.

Старая Рязань. Здесь бродил Евпатий Коловрат
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites