Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается,
светлеется Тройческим единством священнотайне.
( Всенощное бдение, степенна 4-го гласа)
Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его.
(Лк. 11:28)
Аннотация
Данный текст – это попытка кратко и, по-возможности, в полноте передать суть Евхаристии-Благодарения, как литургического последования, здесь-и-теперь образующего и являющего "живое сердце" Церкви Спасителя Иисуса Христа: "…да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, {так} и они да будут в Нас едино…"(Ин. 17:21)
Данный текст – это как бы определение Литургической Евхаристии. Все моменты и пункты данного определения укорены в Евангелии, в литургической словесной ткани и в Богооткровенной тайне сакрального живого Имени Всевышнего, на русском языке звучащем как "Господь и Существующий (Сущий)" и бытийно раскрываемой через Дар пребывания в живом Имени "Иисус Христос".
Данный Дар – это Дар Свыше, Дар Бога: он преобразует всю жизнь получившего его. Передать его кому-то другому – вот просто так – невозможно. Но хотя бы указать на него – возможно и нужно. Однако, и это невозможно без Него…
У каждого человека в его распоряжении – его личный Дар от Бога, как его личное призвание, призыв Свыше. Откликнувшись на который он призван приумножить этот личный Дар и принести его приумноженным Богу, как свое личное благодарение Ему, – тем самым реализуя себя во всей доступной ему полноте.
Литургическая Евхаристия – это то место, где каждый ее участник призывается жить самой глубиной человеческой природы – предельным бытийным смыслом, получать благовременные помощь и наставления на своем жизненном пути, в своем делании Дара Бога.
Это – то место, где Народ Бога, ведомый Предстоятелем Собора, призван создать условия, чтобы снова и снова действовал Спаситель – БогоЧеловек Иисус Христос, как бы вновь и вновь проходя весь Свой земной путь – как бы вновь и вновь совершая Свой подвиг спасения Мiра.
Это – то место, где человек получает силу делать то, что самому ему сделать никак не возможно, и делает это невозможное.
Это – то место, где что человек мыслит во благом и говорит, то и происходит. А мысль и слова эти – о подвиге Спасителя и иже с Ним, о Пресвятой Троице и о человеке. Призванном, в меру своего личного Дара от Бога, делать то же, что и Спаситель: строить с Ним Царство Его Мира – Царство Пресвятой Троицы.
Поэтому, Духом Святым Сам Спаситель и верные Ему собираются в Собор, чтобы была явлена Пресвятая Троица через Народ Бога – чтобы была исполнена Церковь Спасителя.
Каждый из собирающихся приносит плоды (какие есть у него на данный момент) своего делания личного Дара Бога: Иисус Христос (как воплотившийся Бог и как Его явленное и живое, сакрально бытийное Имя) – Свою распятую Плоть (уже рожденную и как бы вновь рождаемую на Проскомидии, но, – здесь и теперь, – еще не вознесенную); Богородица – БогоМладенца; Силы Небесные – свою готовность служить; Народ Бога – зреющий плод строительства мирной жизни и каждый из человеков – свою жажду, свое вопрошание, свое стремление слушать, слышать и исполнять, свои промахи и ошибки входе этого исполнения… Предстоятель Собора собирает эти Дары в одно целое.
Далее – начинается умное восхождение на умный Фавор – Горницу священнодействия.
(Словесный и ритуальный смысловой образ происходящего на Литургической Евхаристии является живым символьным местоприсутствием взаимно обусловленных действий Спасителя и Его Народа. Данный образ есть умный образ, как место встречи Бога и человека, – Бога, призывающего человека в Свое Царство.)
Собор представляет пред Богом (через прошения ектеньи и антифонное пение и моление) имеющийся у него на данный момент Соборный мир – плоды строительства мирной жизни, призывая в помощь Мир свыше и исповедуя Петровым исповеданием Сына Человеческого. Кланяется Спасителю и через исповедание Новозаветных блаженств и как бы на крыльях Сил Небесных (через молитву Трисвятого пения и само пение) умно входит во Святое – в место соучастного слушания вечной проповеди Спасителя и Его верных учеников. В место, где Спаситель еще (как бы) не прославлен – Отец Духом Святым еще не явлен в полноте.
Слышание Евангельского Слова вновь и вновь побуждает нас с живой верой и от всей крепости нашей обратиться ко Христу. Умоляя Его (через молитвы Верных и Предстоятеля о себе) силою Святого Духа сделать нас способными предстать Его Славе и чистым сердцем священнодействовать – принести Ему искреннее и действенное благодарение и вознести от всей крепости хваление. Умоляя Его действовать здесь и теперь. – Святым Духом Соборный мир претворяется в Христов Мир.
Далее (через Херувимскую Песнь) Народ Бога совместно со служащими ему высшими Ангельскими Силами, как бы на их крыльях, вслед за Спасителем (каждый – со своим даром, жаждой и намерением) умно входит в Святое Святых – Горницу Благодарения (восходит на вершину умного Фавора).
Через исповедание взаимной любви (возглас "возлюбим другу друга" – "целование мiра") Народ Бога возвещает (Символ Веры) свое ведение Бога Любви – Троичного Бога и Его домостроительства спасения (Его Троичное Имя и земной путь Грядущего, – Сына Человеческого, – в Его сакральном, еще от Ветхого Завета, Имени "Господь") – священнодействует: Христов Мир Духом Святым претворяется в живого действующего Христа Спасителя.
Находясь в Христе Спасителе, Народ Бога от всего сердца, как бы с предельной надеждой, устремляется к Всевышнему: "Поем Тебя, Благодарим Тебя, Благословим Тебя и Молимся Тебе".
– Таким живым образом действенно подражая здесь Христу Спасителю. Образуя и символьно являя и вознося ввысь здесь свое предельное (как бы в тетра-формном словесном образе 'Поем-Благословим-Благодарим-Молимся') умное единое видение сакральной Тайны Пресвятой Троицы, в подлинности своей не доступной и высшим Ангельским Силам.
И в этом возносящемся Приношении Народа Бога, – через Предстоятеля Собора, – Духом Святым священнодействует БогоЧеловек:
Благодарит, Благославляет и Освящает – Являет (через возносимую Плоть Сына Человеческого) 'Святым Духом Сыновний Свет Отца' (таинственную бытийную сакральность живого Имени 'Иисус Христос') и Причащает этому Свету Свой Народ.
А этот Свет есть живой предвечный Троический Свет Всевышнего, как бы вновь и вновь обновляющий здесь первозданной чистотой все Мiроздние, а прежде – жаждущего из самой глубины своего сердца человека.
Народ Бога:
– как бы сокрушенно бья себя в грудь и радостно от всего сердца благодаря о соучастном ведении Тайн действующего Спасителя и Тайн Богостроительного Мiроздания ради Имени Иисус Христос,
– и благодаря о причастном видении действующего Спасителя (пребывая в Нем через Его Имя и неся его в себе через Его Плоть),
спускается с умного Фавора работать в Духе Святом принятый Дар – во всем подражать Спасителю:
да святится предвечно и всегда, от века и до века Имя Твое, Отец наш Небесный, да придет Царствие Твое в Сыне Твоем через Волю Твою в Духе Святом Твоем насущным для нас хлебом…
– Каждый из Народа Бога, в меру своего Дара от Бога, растит в своем сердце Христов Мир (как своего Бого-младенца) и участвует (созидая ее) в познавательно-практической деятельности, конечной целью которой является целостное познание Истины (в Боге, в ближнем своем и себе, в Его Творении) и исполнение Его Правды. – Каждый из Народа Бога призван жить так, чтобы это делание становилось его жизнью во Христе.
"И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня" (Евр. 8:11).
Благодарности
Весьма признателен своей младшей дочери за труд предварительного прочтения данной статьи и за вопросы, позволившие мне несколько "разгрузить" текст. Также признателен прочитавшим статью в первоначальной версии и их комментарии.
Приложение.
(из молитвы преп. Исаака Сирина)
Пробуди во мне силу изумления Тобою, дабы оно пересилило принуждение естества. Возбуди во мне видение тайн Твоих, дабы я осознал то, что было вложено в меня в Святом Крещении. Ты дал мне Путеводителя: да покажет Он мне славу Твою во всякое время. Светом и солью мира предназначил Ты мне быть: да не стану я камнем преткновения для друзей моих.
Поток тайн Христовых, подобно волнам океана, захлестывает разум мой. Хотел бы я, Господи, умолкнуть перед ними и не говорить, но они оказались подобными горящему пламени в сердце моем, пожигающему кости мои. Тайна Твоя ошеломляет меня, но принуждает меня взирать на нее. В молчании она указывает мне: «Не медли приблизиться из-за страха грехов своих, о грешник, ибо именно через размышление о них скверна греха будет удалена из разума твоего».
Ее делал не я.
Это - из ролика писателя Мирослава Бакулина "Сретение".
Стихи Бродского читает Шмеман, с муз. сопровождением митр. Илариона.
===
Вероятно, чтобы показать некое обобщение человека вообще, как каждого человека.
Русский на дух не переносит это слово. Вот так латиняне и подменили православие.
А иудеи все пыжатся свою литургию создать
Живите с Богом и будете святыми, а так одни игры в пустое. Богу наши жертвоприношения не нужны. Ему нужно наше сердце полное Любви. Это очень просто. Смиряешься изо всех сил и получаешь благодать. Гордым то Бог противится. Слыхал ведь.
По вере вашей да будет вам. Один Наставник- Христос. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. И верьте, Отец в вас. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
Конечно, если Символ Веры как бы - только отвлеченный текст, кем-то когда-то написанный, - просто утверждение и описание некоторых событий, никак не затрагивающий его произносящего, и произносимого как бы - ну, "просто так", как стих... То, естественно, - никакого вЕдения нет.
Так и Имя 'Иисус Христос' - просто имя, а не живое местоприсутсвие вЕдения и вИдения...
Гайка, сама по себе, есть просто гайка, болтается там-сям или лежит без надобности.
Гайка на болте - это уже туда-сюда...
Крепежное резьбовое соединение в ответственном механизме - это важно. - Тут может потребоваться и гайка с особой резьбой и уникально легированная...
====================
Литургическая Евхаристия - имеет основание в самой себе. Всем своим составляющим предает особый смысл.
В ней живет вся история Человека и человеков. В ней нашла себя самая глубина умного делания. Она - лучший детоводитель ко Христу.
В ней и Символ веры живет самой своей глубиной. Отче наш открывает правильные акценты. Имя 'Иисус Христос' образуя-открывает свой истинный смысл.
....
Андрей, честно, я не знаю, что тебе ответить по существу.
И ответ, который я сегодня вот написал, я услышал утром на Евхаристии. Целый день носил его внутри, смотрел на него, "кто он такой". И только вечером написал.
Если ты что уточнишь, может и я что найдусь ответить... )
Вся жизнь человека, как бы, призвана быть сотканной из живого общения Бога и человека, - это его, человека, живой смысл. Даже единая ВСТРЕЧА накладывает неизгладимый отпечаток на все его существо - он становится ЖАЖДУЩИМ.
И потом всю жизнь: услышь меня, Господи / душа моя, не забывай всех воздаяний Его / "мили ся деем" - из последних надежд и вер, и сил, - как а тексте Златоустого, и перед преложением Даров, и перед причастием народа.
И ведь Он - отвечает, неожиданно и негаданного. И человек жаждет и еще больше, и тяготится самим собой, своими образами и мыслями... И умирает, ибо не умерев не возможно принять Бога, какой Он есть....
И вот ВСЕ ЭТО - Литургическая Евхаристия.
====
И так, какой вопрос напрашивается?
И таки где сложно то?
Сложно, что имя "Господь" во время Авраама и до Моисея было известно многим, - только это не меняло их жизни.
А Моисею Он открылся живым Именем.
Сложно Евангельский текст?
Сложно со своим уставом приходить в Церковь и отказаться от своих неправильных установок?
Сложно быть честным?
Сложно услышать Молитву, такой, какая она есть?
То есть можно сказать что мы совместно благодарим Бога. Без зауми и дополнительных смыслов. Так будет проще и понятнее. А для чего нам это надо все время делать, это вопрос второй и он тоже простой как и первый.
Нет ничего удивительного в такой реакции. Православные - есть и тёмные и светлые. Есть просвещённые, а есть невежественные и есть фанатики. Есть ищущие Истину и "уже нашедшие"! Есть называющие себя православными крипто-православные…!
Вопрос и правда, похоже, коснулся принадлежности к эгрегорам-обителям.
Обращение к БОГУ по имени, а так же служба религиозная даёт связь-проход в жизни и в посмертии к Адресату.
И вопрос - кому молились и молятся не только иудеи, но и православные - это вопрос жизни и смерти. А так же вопрос власти и разделения на две фракции - Церковь-Общину Жизни и фракцию смерти. Одни трудятся над Окончанием Тьмы и приближают Царство Света. Другие ждут Конец Света. Поэтому и "минусуют" те, кто чувствуют, что катятся во тьму, а им Свет Истины бьёт в глаза. Но, Дай БОГ - опомнятся.
С Покровом!
Не так конечно все заумно, но что-то в этом есть. Смотри на жизнь святых и все встанет на свои места. Они хорошо фильтровали лукавство своей простотой и смирением.