Борис Викторович Шергин, русский писатель, сказочник, художник


Борис Викторович Шергин, русский писатель, сказочник, художник, родился 28 (по старому стилю 16) июля 1896 г. (по другим данным – 1893 г.) в Архангельске, в семье коренных поморов, рыбаков и корабелов. Род Шергиных – очень древний и известный в истории Севера, большинство его представителей были священниками.

Жизнь родителей Бориса Шергина, его собственные детство и юность связаны с Городом (так – с большой буквы – писатель называл в дневниках Архангельск) и с морем. Воспоминания его о родителях, о родном доме овеяны счастьем. Жизнь, полная любви друг к другу, праведных трудов, увлечения «художеством», навсегда становится для него эталоном жизни. Любовь к искусству Севера – к народному поэтическому творчеству и поморской «книжности», иконописи и росписи по дереву, к музыке и слову, ко всей богатейшей народной культуре зародилась именно здесь. Еще в школьные годы Шергин стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни.

С 1903 по 1912 г. он учился в Архангельской мужской губернской гимназии. В 1913 г. отправляется в Москву и становится студентом Строгановского центрального художественно-промышленного училища. Жизнь его теперь делилась между Москвой и Севером, куда он приезжал на каникулы. Этот период был чрезвычайно важным для становления творческой личности Шергина, для формирования его художественного самосознания.

Между тем, в Москве Шергина заметили. Оценили не только его способности художника, но и прекрасное знание народного слова, умение петь былины, талант сказочника. В 1915 г. он знакомится с пинежской сказительницей Марьей Дмитриевной Кривополеновой, которую привезли в Москву фольклористы. В газете «Архангельск» появилась статья Шергина «Отходящая красота» – о выступлении Кривополеновой в Политехническом музее и о том впечатлении, которое она произвела на слушателей. Шергин общается с учеными-фольклористами. В 1916 г. по инициативе А.А. Шахматова он был направлен Академией наук в командировку в Шенкурский уезд Архангельской губернии для исследования местных говоров и записи произведений фольклора.

В 1917 г., по окончании училища молодой человек возвращается в Архангельск и работает в местном Обществе изучения Русского Севера, а затем – в кустарно-художественных мастерских. Признан его вклад в возрождение северных промыслов (в частности, холмогорской техники резьбы по кости). Шергин занимался и археографической работой – собирал старинные книги, альбомы стихов, песенники, древние лоции, записные тетради шкиперов.

В 1919 г. с ним случилось несчастье – попал под трамвай и потерял правую ногу и пальцы левой ноги.

В 1922 г. Борис Викторович переезжает в Москву и становится сотрудником Института детского чтения Наркомпроса. Жил он в подвале, бедно, но постепенно входил в литературную жизнь столицы. В 1924 г. выходит его первая книжка – «У Архангельского города, у корабельного пристанища», оформленная им самим. В ней собраны записи текстов и мелодий фольклорных северных баллад. Но Шергин не просто перелагает эти тексты и мелодии, он преображает их, усиливая поэтическое впечатление. А изящные иллюстрации напоминают о древнерусской живописи. Тройное дарование автора – сказителя, писателя, художника создало удивительную цельность книги.

После выхода второй книги – сборника сказок «Шиш московский» (1930) – Шергин становится членом Союза писателей, делегатом Первого Всесоюзного съезда советских писателей (1934). Он переходит на профессиональную литературную работу, выступает в различных аудиториях, читая как народные сказки, былины, баллады, так и собственные произведения, написанные на основе фольклорных источников, под впечатлением рассказов земляков-поморов, воспоминания о детских и юношеских годах. Выходят сборники «Архангельские новеллы» (1936), «У песенных рек» (1939).

Книга «Поморщина-корабельщина» (1947) появилась вскоре после выхода печально знаменитого партийного постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград» и подверглась сокрушительному разгрому официозных критиков. Автора обвиняли в любви к старому поморскому быту, в консерватизме, в отсутствии связей с современностью. Естественно, после этого перед ним закрылись двери всех издательств. Жил Шергин по-прежнему в подвале, был полуслеп (не мог фактически ни читать, ни писать).

Лишь в 1957 г. удалось издать очередную книгу – «Поморские были и сказания»; она вышла в «Детгизе» с иллюстрациями знаменитого графика В. Фаворского. В 1959 г. появляется один из самых объемных сборников писателя – «Океан море русское», а в 1967 – самое полное из прижизненных изданий – «Запечатленная слава».
На родине Шергина, в Архангельске, сборник его произведений «Гандвик – студеное море», впервые был издан лишь в 1971 г.

В конце 1970-х и начале 1980-х книги Шергина издавались и в столице, и в Архангельске довольно часто и большими тиражами.

Умер Шергин 30 октября 1973 г. в Москве.

Уже после смерти мультфильмы по его сказкам («Волшебное кольцо», «Мартынко» и другие) сделали имя Шергина достаточно популярным.

Комментарии (5)

Всего: 5 комментариев
  
#1 | Сергей И. »» | 01.11.2011 12:22
  
2
Вот он, древний род коренных поморов! Также, как и род Ломоносова, например. Эти северные рода донесли, передавая из поколения в поколение, былины и сказания Киевской Руси. А былины о русских богатырях были срозданы в 10-11 веках, не позднее. То есть эти вроде бы простые северные крестьянские рода насчитывали в своей родословной по 700-800 лет! Такой родословной не каждая королевская династия могла гордиться. В народе такой древний поморский род называли "высокий род". К ним за песнями, сказаниями и былинами до сих пор, может быть, ездят собиратели фольклера. В одном северном селе такие охотники за нароными преданиями познакомились с одной местной жительницей, которя наизусть знала 80000 песен, былин, сказаний! Для справки, у Пушкина всех поэтических строк около 50000, у Блока и Есенина примерно по 30000, у Рубцова около 5000(правда,только напечатанных.Рубцов говорил,что всего у него раза в три больше). Конечно, Пушкин, Блок, Есенин, Рубцов написали сами, а сельская сказительница знала наизусть не свои сочинения, а донесенные ей и ею из глубины веков. Но каков объем! Из этих 80000 5000 вообще не были до того известны ученым собирателям народного творчества. Местная кличка у этой женщины была обидная, Наталья-вралья. Но таким,как она, при жизни надо памятники ставить. А каково северное народное пение, когда собравшиеся на несколько десятков голосов без нот и дирижеров поют северные народные песни, перед исполнением которых пасует знаменитое итальянское бельканто!

(Белька́нто (итал. bel canto — «красивое пение») — техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, лёгкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и изощрённых местах мелодического рисунка. В бельканто голос — это инструмент певца.)
  
#2 | Сергей И. »» | 01.11.2011 12:42
  
2
Не просто так в корне слова север стоит Вера. Се Вера! Зри в корень!
  
#3 | Сергей И. »» | 01.11.2011 23:06
  
1
Писатель Волков, отсидевший по 58 статье 25 лет в лагерях, прожил тем не менее 90 с лишним лет. О том мрачном периоде своей жизни он написал книгу "Погружение во тьму". Но познакомившись с судьбой поэта Николая Рубцова, сказал: "Ну, это уж вообще какое-то погружение во тьму!" Думаю, то же самое он сказал бы о русском писателе Шергине.
  
#4 | Сергей И. »» | 03.11.2011 18:42
  
1
Вот еще один певец Севера, Константин Бадигин.
К. С. Бадигин — капитан дальнего плавания, один из известных советских исследователей Арктики. Он был руководителем знаменитого дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов» через Северный Ледовитый океан, продолжавшегося 812 дней. Участникам легендарного дрейфа за выполнение научных исследований и проявленное при этом мужество было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Это звание присвоено и К. С. Бадигину.
Автор художественных романов и повестей: "Путь на Грумант", "Чужие паруса", "Покорители студеных морей", "Корсары Ивана Грозного", "Секрет государственной важности", "Кольцо великого магистра", "Кораблекрушение у острова Надежды", "Ключи от заколдованного замка", "На затонувшем корабле", "По студеным морям".
  
#5 | Андрей Рыбак »» | 04.11.2011 00:53 | ответ на: #4 ( Сергей И. ) »»
  
2
Открыл бы Сергей отдельную тему с его произведениями. Люди бы почитали
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites