Что нужно знать об истории Афона

Что нужно знать об истории Афона

Что нужно знать об истории Афона

С древности Афонский полуостров был заселен фракийскими и македонскими племенами, затем колонистами с материка - эллинами и пеласгами. Все морские пути, соединяющие Грецию с Востоком, проходили через Афон. Его двухкилометровый пик служил маяком, видным за десятки миль.

На исходе Троянской войны (за 1000 лет до Р.Х.) на месте теперешних больших монастырей язычники основали свои города с народовластием и эллинским многобожием: Олофиксос, где ныне Есфигмен, Дион - где Ватопед, Фиссос - где Пантократор, Клеон - где Ивер, Акроафос у вершины Афона, Харадарий у Дафни, Сколос у Зографской пристани.

Могущественный царь Филипп Македонский подчинил себе афонские города. Процветали они и при преемнике и сыне его Александре Великом (336-323 до Р.Х.), направившем свои усилия на завоевание Востока. По преданию, между своими победоносными походами он три дня отдыхал на Афоне - в пределах нынешней Кареи.

Зодчий Александра Македонского, памятуя, что пик Афона в глазах тогдашней цивилизации был символом вечности, предложил величайшему завоевателю преобразить беломраморную вершину в громадную статую Зевса с городом в левой руке и текущим в море потоком - из правой. Александр благоразумно отказался от тщеславной затеи, сказав, что «жителям такого города нечего будет есть, а из такого источника нечего будет пить».

В 168 году до Р.Х. Афон вместе с Македонией подпал под владычество Рима, и поселения его стали быстро приходить в упадок. До времени принесения сюда христианства дожили небольшие деревни, занимавшиеся разведением виноградников и масличных рощ.

Свет евангельской истины озарил Афон в числе первопросвещенных мест Римской империи. Сама Божия Матерь избрала его в Свой жребий. Около середины I века христианской эры в Аполлонии Афонской (близ городка Иериссос, стоящего на границе Афона с материком) проповедовал на пути из Амфиополя в Солунь Св. апостол Павел.

В первые три века н.э., во времена жестоких гонений на христианство, Афон с его густыми лесами, глубокими ущельями и неприступными утесами давал приют спасавшимся от преследований христианам. Тогда же появились и первые отшельники. Равноапостольный Константин Великий (306-337 гг), подобно тому, что сделал в Святой Земле, и Афон украсил христианскими храмами.

По преданию, их было три - около поселений, на месте которых теперь
Карея, Ватопедский и Иверский монастыри.

При этих храмах возникли и первые обители.

Ненадолго задержанное в развитии при Юлиане Отступнике христианство вполне утвердилось уже при Феодосии Великом (379-395 гг), уничтожившем на Афоне последние следы язычества.

Дочь Феодосия, царица Плакидия, пожелавшая увидеть Святую Гору и восстановленный отцом Ватопедский монастырь, когда прибыла на Афон (382 г.) и входила в Благовещенский храм, услышала от иконы Божией Матери, названной впоследствии «Предвозвестительницей», голос, повелевавший ей удалиться из пределов Афона.

Это событие послужило основанием каноническому установлению, запрещающему женщинам появляться на Святой Горе. В V веке н.э. царица Пульхерия создала две обители - на месте нынешних Есфигмена и Ксиропотама.

Древние афонские монастыри состояли под священноначалием Солунских митрополитов. Обеднение Афона вследствие нашествия в V-VI веках варваров - гуннов, болгар, славян, отрезавших его морское торговое сообщение с Малой Азией, Константинополем и приморской Фракией, повело к выселению со Святой Горы мирских жителей и водворению на ней одних монахов, после чего Афон и сделался «вертоградом Царицы Небесной».

Император Константин IV (668-685 гг) после тяжелых войн с хазарами и персами был вынужден заключить с арабами, принявшими магометанство, соглашение о длительном мире ценой отказа от Сирии, Палестины и Египта, в которых были сосредоточены древнейшие центры христианского подвижничества. На VI Вселенском Соборе, в 680 году, было принято церковное постановление (правило 18) отдать в распоряжение гонимых магометанами монахов разрушенные арабами обители Афона. Царские хрисовулы утверждали за монахами Святую Гору как исключительно им принадлежащее достояние (указ Константина IV, 676 г.), ограждали их спокойствие от посягательств царских служилых и простых людей (указ Василия Македонянина, 872 г.). После этих судьбоносных для православия решений, несмотря на троекратное опустошение Афона варварами (в 670, 830 и 866 гг.), монашеское население его во времена императора Василия Порфирородного (976-1025 гг) достигло 50 000 человек.

Некоторые монашеские поселения, возникшие на рубеже IX-Х веков, стали впоследствии знаменитыми обителями, вошедшими в список основных 20-ти монастырей. Точных сведений о тогдашних обителях и подвижниках не сохранилось.

Преобладающим образом жизни был пустынножительный - келлиотский и отшельнический: пустынных келлий и калив было построено немало по всему Афону. Значительная часть монахов обитала в пещерах и других естественных укрытиях, устраивая в них небольшие часовни.

Из числа подобных строгих аскетов и молчальников особенно знаменит преподобный Петр Афонский - он считается покровителем отшельников,
родом грек, приближенный к византийскому императору военачальник. В 667 году, во время войны с сирийцами, он был взят в плен и заключен в крепость. Поняв, что несчастье случилось с ним по причине неисполненного обета стать монахом, прп. Петр молил Святителя Николая о заступничестве. Святитель вместе с другим дерзновенным молитвенником - Св. прав. Симеоном Богоприимцем - явились преподобному и, испытав его намерение стать иноком, освободили от уз. Святитель помог ему добраться до границы греческой земли. В Риме от Папы принял Петр монашеский постриг и научился правилам иноческого жития. Дальнейший его путь определила Пресвятая Богородица и вместе с тем, спустя шесть веков, подтвердила священный завет о Своем земном уделе. Преподобный Петр в тонком сне увидел однажды в неизреченном свете Пречистую Деву с предстоящим Святителем Николаем, который благоговейно и со страхом вопрошал Ее: «Владычице! Так как Ты изволила сего раба Твоего освободить из плена, то где укажешь ему место для жизни?» Матерь Божия сказала на это: «В Афонской Горе будет покой его: ибо она есть жребии Мой, от Сына Моего и Бога данный Мне, чтобы удаляющиеся от мира и избравшие для себя подвижническую жизнь по своим силам, имя же Мое призывающие с верою и любовию от души, там проводили свою жизнь без печали и за свои богоугодные дела получили бы жизнь вечную. Весьма люблю то место и хочу на нем умножить иноческий чин. Милость же Сына Моего и Бога пребудет вовеки к тем, кои будут там иночествовать, если они исполнят спасительные заповеди. И распространю их в Горе той на юг и север, и возобладают они ею от моря и до моря, и имя их прославлю по всей подсолнечной, и защищу тех, кои в постничестве и терпении будут там подвизаться».

На Афон прп. Петр прибыл морем: корабль сам остановился в том месте, где надлежало ему сойти на берег. Это было в 681 году. Преподобный провел в пещере в пустынной афонской местности 53 года, не видя никого из людей. Одежда его истлела, волосы и борода покрыли тело вместо одежды. Прп. Петр неоднократно подвергался жестоким бесовским нападениям. Бесы являлись то в виде вооруженных воинов, то свирепых зверей. Горячей молитвой к Богу и Матери Божией и многодневными постами преподобный посрамлял диавола, который действовал также и хитростью, преобразуясь в «ангела света». Божия Матерь укрепляла мужественного отшельника и заботилась о его пропитании. Раз в 40 дней Ангел Господень приносил преподобному манну небесную.

С падением Византийской империи в истории Святой Горы произошли большие перемены. Еще до завоевания Константинополя турками (1453 г.) афонцы добровольно подчинились им, видя неизбежность падения Греческого царства и свою беззащитность.

Прежде независимый и владетельный Афон вместе с прочим православным населением падшего государства сделался данником султанов. Поначалу монастыри были обложены подушной пошлиной и десятинными податями; при Селиме II (1566-1574 гг) они были лишены своих доходных владений вне Святой Горы.

Для сбора пошлин и полицейского надзора в 1595 году в Карее водворился особый чиновник от оттоманского правительства. Малые монастыри полностью потеряли свою независимость и под именем келлий стали принадлежать большим, которые стали очень быстро беднеть. От окончательного расстройства их хранила только милостыня христиан-благотворителей из Греции, Сербии, Болгарии, Грузии и особенно России.

Иностранные паломники Афона XVI и XVII веков настолько удивлялись невежеству, отсутствию богословской образованности тогдашних его насельников, насколько с уважением отзывались об их благочестии. Знаменитый русский путешественник по Востоку петровских времен В. Григорович-Барский сдержанно отзывался о нравственном состоянии тогдашних монахов, говоря: «Понеже, не всегда одинаковы суть люди, по временам пременяются».

XVII век открыл Афону чудного святого - преподобного Нила Мироточивого.
Предание 1 версия

Иеромонахом, с молодых лет подвизался он на Святой Горе. После кончины своего аввы избрал новое место в недоступной пещере, в которой соорудил церковь и в течение 50 лет совершал монашеские подвиги, ведомые лишь одному Богу. Преподобный хотел скрыть эти подвиги и по смерти, завещая не открывать своих останков по афонскому обычаю. Господь Сам прославил Своего угодника. Из его гроба через малое отверстие стало изобильно истекать миро, лившееся по отвесной скале к морю, куда за ним приплывали многие корабли с паломниками из разных стран. Когда брали благодатное миро, случались ссоры и даже драки. - неправда, миро текло буквально ручьем, след которого сохранился до сего дня... Тогда преподобный Акакий Кавсокаливит помолился прп. Нилу, и мироточение прекратилось.

Предание 2 версия

Все было не так! Разбойники узнали, что множество людей приплывает за мирром в неприступные скалы. Тогда разбойники прятались в огромном ущелье, которое нужно было миновать для того, чтобы пройти к пещере, воровали паломников и продавали их в рабство в Турцию... Теперь понятно, почему преподобный Акакий Кавсокаливит помолился прп. Нилу, и мироточение прекратилось.


Несмотря на пятисотлетнее мусульманское владычество на Востоке, Святая Гора осталась хранительницей православия. Святогорские монастыри, особенно в XVIII веке, превратились в духовные центры, в истинные очаги культуры, давшие порабощенным балканским народам образованных учителей, священнослужителей, патриархов и богословов. В середине XVIII столетия монахом Космой Лавриотом в Лавре Св. Афанасия была основана знаменитая типография, имевшая огромное значение в просвещении греческого народа. Плодовитым духовным писателем-богословом явился преподобный Никодим Святогорец (1749-1809 гг), известный читателю как автор «Невидимой брани».

В 1821 году, во время греческого национально-освободительного восстания, афонские насельники брали в руки оружие и много помогали повстанцам материально - неправда, афониты даже от разбойников никогда не защищались... . Под этим предлогом турки разместили на Афонском полуострове многотысячную армию. Основную часть сокровищ - икон и документов - монахам удалось надежно укрыть.

После образования независимого греческого государства (1830 г.) Святая Гора еще находилась под властью турок, но афонские обители получили более свободный статус.

Турки к 1820-м годам турки настолько боялись Росси, что арестовывали на Афоне греческих монахов, устраивая допросы. Им предлагалось стандартное обвинение в шпионаже в пользу России...

Монастыри стали постепенно восстанавливаться, пополняться новыми иноками. Избавленные от прежних изнурительных поборов, получая все большие пожертвования, особенно из России, насельники Афона на глазах преображали Святую Гору. В 1864 году Константинопольский Патриарх Софроний III восстановил старинные права монастырей в их границах, в том числе права на скиты и келлии.

Возрождался русский Свято-Пантелеимонов монастырь за счет щедрых пожертвований из России, с которой было налажено прямое пароходное сообщение. Число русских иноков на Афоне год от года росло. В самом начале XX века на Святой Горе подвизались около 7500 монахов, из них 3200 греков, 3600 русских, более 300 болгар, остальные - преимущественно сербы, румыны и грузины.

Статус Афона после освобождения его от турок был определен на Лондонской конференции 1912 года: Святая Гора объявлялась независимым государством, находящимся под покровительством России. Лозаннским соглашением 1923 года было решено присоединить Афон к Греческому государству. С 1926 года Святая Гора стала составной частью Греции.- под условием, защиты греками прав славянских национальностей...

Во время гитлеровской оккупации монастыри Афона сохранили свою автономию и материально не пострадали. Большой ущерб был причинен позже, в ходе Гражданской войны в Греции (1946- 1949 гг), когда военные действия были перенесены на территорию Афонского полуострова. Ныне Афон снова принимает паломников и монахов. В этом - большая надежда на духовное возрождение православия.

http://www.isihazm.ru/?id=561

Комментарии участника: Андрей Рыбак (1)

Всего: 1 комментарий
  
#1 | Андрей Рыбак | 06.03.2019 21:28
  
1
7 интересных фактов об Афоне.

Святая гора - самый крупный монашеский центр Востока и Православной Церкви. Он непрерывно действует на протяжении 1200 лет: во всяком случае, в течение этого периода здесь существовала организованная монашеская жизнь. Помимо взращиваемого здесь монашеского благочестия, на Афоне пребывает множество святынь и реликвий для поклонения, так что Святая гора всегда была местом притяжения паломников из всех православных народов.

На Афоне находится древнейший в мире русский православный монастырь - Ксилургу. По преданию, монастырь Ксилургу был основан во второй половине XI века русскими воинами, принявшими крещение после неудачного похода на Константинополь. Первое письменное упоминание об этом монастыре относится к 1030 году, а в одном из документов XII века обитель Ксилургу прямо названа русской обителью. Прямых доказательств тому, что монастырь основали именно наши предки, нет. Тем не менее многие ученые сходятся во мнении, что этот монастырь был основан именно русскими монахами. Об этом говорит, собственно, его название Ксилургу, что в переводе с греческого означает "обитель древодела", то есть мастера по работе с деревом. Дело в том, что в ту эпоху только русские обустраивали свои жилища и храмы из дерева, в то время как греки пользовались для этого камнем.

Русские правители начали помогать Афону еще в XVI веке. Великий князь Московский Василий III послал на Афон богатую милостыню и разрешил афонским монахам приходить в Россию для сбора пожертвований, что при следующих правителях стало традицией. Можно сказать без преувеличения, что именно благодаря помощи русских царей православные Востока (и в особенности Афон) выжили под тяжелым бременем Османского владычества. Щедрыми благотворителями Афона были Петр Первый и Елизавета Петровна. По сей день в монастыре Святого Павла ежедневно за литургией среди благодетелей монастыря поминаются русские императоры и императрицы. К началу XX века Россия, будучи самой крупной православной державой мира, вела колоссальное строительство на Афоне: строились русские скиты - Андреевский, Ильинский, Новая Фиваида. К этому времени число русских насельников на Афоне превышало половину всех проживающих здесь монахов.

Могилы на Афоне используются по многу раз. Афонских монахов не хоронят в гробах. Их в зашитой монашеской мантии опускают в могилу, сверху укрывают мраморными плитами (для того чтобы предотвратить возможные повреждения костей) и засыпают землей. Затем, по прошествии 3-5 лет, братия монастыря спускается в усыпальницу, вынимает кости монаха из могилы и переносит в Костницу. Дело в том, что Афон расположен в гористой местности с каменистой почвой, и устраивать обширные кладбища не представляется возможным. В частности, при монастыре Святого Павла всего 11 могил. Кости преставившихся монахов в Костнице укладываются особым образом: черепа складываются отдельно, и на каждом черепе обыкновенно указываются имя и годы жизни монаха. Так останки находятся здесь и ожидают Второго пришествия Христова, когда, по пророческому слову 50-го псалма "возрадуются кости смиренные". Именно эта фраза написана на входной двери сюда, в Костницу.

Скит Святой Анны знаменит тем, что здесь находятся нетленные мощи Матери Богородицы. Множество русских паломников-мужчин, которые не могут в святом браке зачать ребенка, приезжают сюда и вымаливают у Богородицы и у святой Анны потомство. В главном храме скита, который по-гречески называется "кириакон", есть икона Богородицы со святой Анной. Под ней находится множество фотографий младенцев, которые родились по молитвам паломников перед этой иконой.

Со времен святого Антония Великого на Афоне действует запрет на доступ сюда женщин - "аватон" (в буквальном переводе "место, куда нельзя пройти"). Не стоит выискивать в этом какого-то пренебрежительного отношения к женщинам. Дело в том, что в древности "аватон" действовал и в женских монастырях, только распространялся он на мужчин. Согласно ныне действующей уставной хартии Святой горы Афон, нарушение запрета карается штрафом или тюремным заключением на срок от двух месяцев до одного года.

В Костнице Андреевского скита покоятся мощи Иннокентия Сибирякова. Потомственный золотопромышленник, миллионер, живший на рубеже XIX и XX веков, в расцвете сил он раздал все свое состояние на благотворительность и нужды Церкви. А затем оставил мир и принял монашеский постриг на Святой горе Афон. Он выделил 420 тысяч рублей на выплаты пособий для рабочих, получивших увечья на приисках а Якутске. А перед тем как уйти на Афон, передал колоссальную по тем временам сумму на завершение строительства на подворье Андреевского скита в Петербурге и на возведение соборного храма здесь, в самом скиту на Святой горе Афон: 2,4 миллиона рублей - это фантастические деньги для того времени. Известно, что скинув мирской костюм и примерив монашеское облачение, Иннокентий Сибиряков воскликнул: "Какая хорошая одежда, нигде не давит. Слава Богу, я так рад, что в нее облачился".
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites