Основная ошибка Католицизма - юридическая теория искупления

папа и патриарх

Иеродиакон Иоанн (Курмояров). Основная ошибка Католицизма - юридическая теория искупления

Сегодня для довольно большого количества людей, интересующихся историей христианской Церкви, схизма 1054 года между Римом и Константинополем чаще всего представляется как некое недоразумение, возникшее в силу определенных внешнеполитических обстоятельств и потому никак не связанное с серьезными разногласиями религиозно-мировоззренческого характера.

Увы, но мы должны со всей определенностью констатировать тот факт, что подобное мнение является ошибочным и не соответствует действительности. Схизма 1054 года явилась итогом глубинного расхождения между христианским Востоком и Западом в понимании самой сути христианской веры. Более того, на сегодняшний день можно с уверенностью говорить о том, что православие и католичество представляют собой принципиально различные религиозные мировоззрения.

В чем опасность догматизации богословского юридизма


В предыдущей статье на эту тему мы коротко описали суть различий, акцентируя внимание на изложении православного мировоззрения. В данной работе нам бы хотелось более подробно поговорить об основной сущностной ошибке католицизма – ошибке, которая, по нашему мнению, лишает христианское благовестие его евангельской основы и выводит католическое богословие в поле языческого миросозерцания. Основная причина, побудившая нас сделать такой радикальный вывод, – на протяжении всей своей многовековой истории западное христианство, в отличие от восточного, мыслило в большей степени юридическими и моральными категориями, нежели онтологическими.

Митрополит Сергий (Страгородский) в книге «Православное учение о спасении» писал по этому поводу следующее: «Христианство с самых первых своих исторических шагов столкнулось с Римом и должно было считаться с римским духом и римским способом или складом мышления, древний же Рим, по справедливости, считается носителем и выразителем права, закона. Право (jus) было основной стихией, в которой вращались все его понятия и представления: jus было основой его личной жизни, оно же определяло и все его семейные, общественные и государственные отношения. Религия не составляла исключения – она была тоже одним из применений права. Становясь христианином, римлянин и христианство старался понять именно с этой стороны – он и в нем искал, прежде всего, состоятельности правовой… Так получила себе начало юридическая теория, которая состоит в том, что помянутая аналогия труда и награды признаются (сознательно или бессознательно, открыто или под строкой) подлинным выражением самого существа спасения и потому ставятся в качестве основного начала богословской системы и религиозной жизни, между тем как учение Церкви о тождестве добродетели и блаженства оставляется без внимания… Главная опасность этой точки зрения в том, что при ней человек может считать себя как бы вправе не принадлежать Богу всем своим сердцем и помышлением: в правовом союзе такой близости не предполагается и не требуется; там нужно соблюдать только внешние условия союза. Человек может и не любить добра, может оставаться прежним себялюбцем, он должен только исполнять заповеди, чтобы получить награду. Это как нельзя более благоприятствует тому наемническому, рабскому настроению, которое делает добро только из-за награды, без внутреннего влечения и уважения к нему… В правовом союзе человек стоит пред лицом Божиим совсем не в положении безответного, всем Ему обязанного грешника: он наклонен представлять себя более или менее независимым, обещанную награду он ожидает получить не по милости Божией, а как должное за его труды» (1).

Так, внешние дела человека приобрели в западном христианстве «свою особую» самодовлеющую ценность – цену, уплаты которой вполне хватало для личного спасения и оправдания перед Богом.

В результате появилось учение о Боге Творце как о страстном, антропоморфном существе, Справедливом Судии, воздающем человеку добром за добро и наказанием за злые поступки! В догматах этого учения (сильно напоминающего языческую теорию о природе божественного) Господь предстает пред нами как некий «самодержец, хан, царь», постоянно держащий в страхе своих подданных и требующий от них неукоснительного исполнения его заповедей-предписаний.

Именно западный юридизм, автоматически перенесенный в богословскую сферу, явился причиной возникновения в Католической Церкви таких явлений, как папский примат, юридическая концепция искупления, доктрина о «двух мечах», учение о сверхдолжных заслугах святых и индульгенциях и т. д.

По той же причине в западном христианстве исказилось и само понимание смысла духовной жизни. Было утрачено истинное понимание учения о спасении – спасение стали видеть в удовлетворении желаний Всевышнего Бога (причем желаний исключительно судебно-юридического характера), начали считать, что неукоснительное соблюдение установленных правил, регулярное участие в обрядах, покупка индульгенций и совершение разного рода добрых деяний дают человеку некую «гарантию» достижения вечного блаженства!

Экскурс в историю вопроса

Как было сказано выше, реальность, в которой правовые нормы являлись определяющим началом в отношениях между людьми в Римской империи, наложила свой отпечаток и на все западное христианство. Появившись только как педагогическое средство, как образный пример для лучшего понимания евангельского благовестия, со временим юридизм стал претендовать на то, чтобы занять главенствующее место в понимании христианского учения о спасении (2).

Первые попытки объяснения его сути в исключительно юридических категориях можно увидеть уже у гностиков, а чуть позднее в учении Феодора Мопсуестийского и Нестория. В том числе укоренению юридических категорий в западном богословии мы обязаны Блаженному Августину и другим отцам Западной Церкви.

Но все же первым систематизатором этой богословской концепции с уверенностью можно считать Ансельма Кентерберийского, который положил в основу своих рассуждений рационалистический метод, тем самым решив вывести библейскую историю искупления из необходимых логических оснований, при этом выразив ее в сугубо юридических категориях:

«Первородный грех, по мнению Ансельма, состоял в превышении человеком своих полномочий, в вольном нарушении обязательств и, следовательно, установленного Творцом «правового» порядка… Такой поступок, явившийся прямым оскорблением и поруганием чести Законодателя, потребовал от обидчика соразмерного вине удовлетворения Божественному правосудию… Но, совершив грех против бесконечного Бога, конечный человек не в состоянии принести достаточного для оправдания и примирения с Ним воздаяния и, значит, должен быть законным и справедливым образом обречен на разрыв с Богом и вечное осуждение… Однако, Бог берет сатисфакционные обязательства на Себя и, вочеловечившись, замещает в этой «тяжбе» грешника Собой, Своей смертью на Кресте выплачивает его долг… Учение Ансельма Кентерберийского об искуплении было принято большинством католических богословов следующих поколений» (3).

Решающим фактором того, что эта концепция окончательно закрепилась в католическом богословии, являются определения Тридентского Собора (для католиков – Вселенского), в которых хотя и говорится о грехопадении Адама как утрате святости и перешедшей на все последующие поколения людей искажения человеческой природы, все же делается основной акцент на идею искупления как посредническую заслугу Иисуса Христа, примирившего нас Своей Крестной жертвой с Богом:

«На базе решений Тридентского Собора во 2-й половине 16-17 вв. появилось множество спекулятивно-схоластических интерпретаций темы искупления, в основном в испанских и французских богословских школах, которые концентрировались главным образом на субтильных морально-правовых моментах соотношения божественной справедливости и необходимого способа эквивалентного удовлетворения за грех. В вопросе о том, кому была принесена Христом на Кресте искупительная Жертва, подавляющее большинство католических богословов выступало за то, что она была принесена Богу Отцу, а не диаволу» (4).

Правовые, вероучительные установки господствовали в католическом богословии вплоть до середины XX века. Но даже несмотря на то что в решениях Второго Ватиканского Собора была сделана робкая попытка расширить понимание искупительного подвига Христа (попытка, которая получила свое продолжение в так называемой теологии освобождения), все же основополагающий характер юридического понимания искупления остался в западном богословии неизменным.

Юридизм в современном католическом богословии

Свидетельством этому могут служить многочисленные труды католических богословов и вероучительные документы Католической Церкви. Так, например, недавно почивший Папа Римский Иоанн Павел II в своей книге «Верую во Иисуса Христа Искупителя» сослался на указанные нами решения Тридентского Собора:

«…Ни один человек, пусть даже самый святой, не был в состоянии как человек взять на себя грехи всех людей и "за всехˮ принести жертву. Только Сам Христос был способен к этому… Его Самопожертвование имело безграничную ценность… Личность Христа как Божественного Лица превышает и охватывает всех людей, делает возможной искупительную жертву "за всехˮ. Эта Божественная трансцендентность Личности Христа дает возможность Ему "представлятьˮ перед Отцом всех людей. В этом смысле понимается "заместительныйˮ характер Искупления, совершенного Христом: от имени всех, – а также – за всех. "Своими святейшими страданиями Он заслужил нам оправдание на древе крестаˮ, - учит Тридентский Собор (Декрет об оправдании, разд. 7, 1547 г.: DS 1529, Denz.799)» (5).

А вот что пишется по этому поводу в Католическом Катехизисе, формулировки которого также основываются на решениях Тридентского Собора:

«Своим послушанием до самой смерти Иисус стал страждущим Отроком, Который поставил Себя на наше место, "принес Свою жизнь в жертву умилостивления, чтобы оправдать многих и принять на Себя их винуˮ. Иисус возместил нашу вину и принес Отцу удовлетворение за наши грехи» (6).

Так и хочется спросить авторов Католического Катехизиса: почему Бог не мог простить человека без того, чтобы получить что-то взамен? К чему весь этот торг? Что он дает человеку? Ведь люди продолжают грешить, а многие и слушать ничего не хотят о Христе и его Крестной Жертве. Да и заместительная жертва не избавила человека от греха и страстей. Какой тогда в ней смысл?

Католические богословы отвечают на эти вопросы так: в результате заместительной жертвы Христа человек стал оправдан перед Богом, и этого оправдания вполне достаточно для нашего спасения. В Католическом Катехизисе читаем: «Оправдание отделяет человека от греха, противоречащего любви Божией, и очищает от греха его сердце. Оправдание следует за инициативой Божиего милосердия, дарующего прощение. Оно примиряет человека с Богом. Оно освобождает от рабства греху и исцеляет» (7).

Однако мы видим, что оправданный и «освобожденный от греха» две тысячи лет назад в результате Жертвы Христовой человек продолжает грешить. И происходит это потому, что сам по себе оправдательный приговор, вне зависимости от того, как он был принят, не может изменить осужденного. Проблема католического богословия в том и состоит, что, по меткому замечанию А. С. Хомякова, западное богословие превратило отношения между Богом и человеком в бесконечную судебную тяжбу, в процессе которой можно четко установить, кто и перед кем виноват, кто должен понести наказание, но при этом проблема исправления грешника, проблема исцеления падшего человечества от греха и страстей не решается в принципе.
Для того чтобы оценить, насколько значимо сегодня в Католической Церкви юридическое богословие «заместительной, искупительной жертвы», достаточно посмотреть труды современных католических богословов, которые в своих рассуждениях на тему Искупления все как один ссылаются на труды Ансельма Кентерберийского (8) и документы Тридентского Собора.

Бунт Лютера против богословского юридизма

Без преувеличения можно сказать, что юридическое богословие в итоге внесло решающий вклад в формирование Католической Церкви как таковой: ее обрядов, правил, канонических норм, учения о папском примате, чистилище, об индульгенциях, о первородном грехе, о сверхдолжных заслугах святых и т. д. В том числе оно наложило существенный отпечаток и на учение о духовной жизни, что непосредственно сказалось на вере людей, исповедующих католическую веру.

Не удивительно, что рано или поздно в недрах Католической Церкви должен был вспыхнуть огонь негодования против юридического подхода в учении о спасении. И этот огонь вспыхнул в сердце католического священника и монаха Мартина Лютера. Причем с такой силой, что разгорелся в грандиозный пожар, увлекший в раскол значительную часть западного христианского мира.

Лютера глубоко возмущала практика индульгенций (9), которые раздавались, а чаще всего продавались, верующим людям за деньги. В одном из своих тезисов, с которых, собственно, и началась Реформация, он писал: «…Ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается» (10).

Более того, в своем «Большом катехизисе» Лютер говорит об индульгенциях как о дьявольской уловке, обосновывая эту мысль тем, что многие люди вместо того чтобы иметь чистую совесть и жить с окружающими в мире и согласии, пытаются выкупить у Бога свои грехи посредством паломничества и покупки индульгенций в монастырях.

Сщмч. Иларион Троицкий о покаянии в Католической Церкви

К сожалению, бунт Лютера не возымел никакого воздействия на Ватикан и, как мы уже говорили, на Тридентском Соборе богословский юридизм во всех своих проявлениях прочно закрепился в учении Католической Церкви. В качестве примера приведем некоторые выдержки из работы сщмч. Илариона (Троицкого) «Покаяние в Церкви и покаяние в Католичестве»:

«…Католическая покаянная практика и доселе идет все тем же путем, проложенным в обход добродетели, подвига и нравственного совершенствования. Многие из проявлений покаяния католического в настоящее время могут служить лишь забавным зрелищем для интернациональной толпы туристов; однако верующий в папу католик и теперь еще надеется получить спасение и прощение грехов чрез индульгенции. Вот что пишет профессор В. А. Керенский, наблюдавший католическую жизнь в вечном городе. Доселе рядом с папой совершается торговля индульгенциями, совершается публично по многочисленным храмам Рима. До какой бесцеремонности доходит при этом римская курия, можно судить по следующим примерам. Посещая одну из наиболее известных в Риме церквей – Сареlla sancta sanctorum, помещающуюся недалеко от латеранского дворца, я увидел в этой капелле довольно высокую лестницу по которой лезли на коленях верующие, и около лестницы большую толпу любопытствующих туристов, смотрящих на это странное, на первый взгляд, явление. Мое недоумение однако ж разрешилось после того, как я прочитал наклеенную недалеко от лестницы следующую индульгенцию, напечатанную на латинском, итальянском, немецком и французском языка: "Папа Лев IX в 850 году и Пасзалис в 1100 г. обещают прощение грехов 9-ти лет за каждую из 28 ступеней этой лестницы, если только верующий с приникновенной головой, сокрушенным сердцем и воспоминаниями о страданиях Иисуса Христа взойдет по этой лестницеˮ» (11).

Несмотря на то что после Второго Ватиканского Собора ситуация с индульгенциями приобрела более сдержанный характер, чем описанная в работе сщмч. Илариона, все же и сейчас нередко можно услышать о том, как Ватикан продает индульгенции известным спортсменам, звездам эстрады и кино и прочим знаменитостям.

Современная Католическая Конституция Indulgentiarum doctrina установила 20 практических норм, вносящих изменения в практику индульгенций. На основе этих двадцати норм 29 июня 1968 г. Апостольская пенитенциария выпустила «Руководство по индульгенциям», в котором содержатся условия получения индульгенций, действующие и в настоящее время (12). В том числе, насколько это известно автору данной работы, до наших дней сохранился и обряд восхождения на коленях по лестнице в церкви – Сареlla sancta sanctorum.

Православная Церковь и святоотеческий юридизм

Богословски образованные читатели могут нам возразить: мол, и у св. отцов Православной Церкви можно найти множество высказываний юридического характера – о наказаниях Божиих за прегрешения, о том, что Христос взял на Себя человеческие грехи, и т. д. Действительно, св. отцы часто формулировали свои наставления в юридических категориях, но все же для них это был только педагогический прием, с помощью которого легче донести до определенной части верующих людей христианские истины.

Как писал по этому поводу свт. Григорий Нисский: «…Неблагочестиво почитать естество Божие подверженным какой-либо страсти удовольствия или милости, или гнева, этого никто не будет отрицать даже из мало внимательных к познанию истины Сущего» (13).

Возражая против догматизации юридизма и вытекающего из него антропоморфизма в богословии, ему вторит и свт. Иоанн Златоуст: «Когда ты слышишь слова "ярость и гневˮ в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых» (14).

Именно поэтому «Византийское богословие не произвело каких-либо значительных разработок учения Павла об оправдании, выраженного в его Посланиях к Римлянам и Галатам. Греческие патристические комментарии к таким фрагментам, как правило, истолковывали идею искупления через подмену в более широком контексте победы над смертью и освящения. Греческие отцы никогда не развивали этой идеи в направлении теории Ансельма об "удовлетворенииˮ» (15).

Примечания:
1) Митрополит Сергий (Старогородский). Православное учение о спасении. Часть 1. Происхождение правового жизнепонимания. Католичество // Эл. ресурс: http://pravbeseda.org/library/books/strag1_3.html
2) Статья «Искупление» // Православная Энциклопедия. Т. 27. М., 2011. C. 297.
3) Там же. С. 298.
4) Иоанн Павел II. Верую в Иисуса Христа Искупителя // Эл. ресурс: http://www.agnuz.info/app/webroot/library/135/83/index.htm
5) Катехизис Католической Церкви. М.: Культурный центр «Духовная Библиотека», 2001. С. 156–157. Настоящий перевод «Катехизиса Католической Церкви» пересмотрен на соответствие латинскому оригиналу.
6) Там же. С. 465.
7) Ансельм Кентерберийский. Почему Бог стал человеком и Искупление. Материалы второго международного симпозиума христианских философов. Высшая религиозно-философская школа. Санкт-Петербург // Эл. ресурс: http://www.agnuz.info/app/webroot/library/36/373/
8) Индульгенция – (в буквальном переводе с латинского «снисходительность», «милость») грамота об отпущении грехов, выдаваемая католической церковью от имени Папы Римского за деньги и за какие-н. заслуги перед церковью (Л. П. Крысин. Толковый словарь иноязычных слов русского языка. М.: Русский язык, 2002. С. 272).
9) Мартин Лютер. 95 тезисов // Эл. ресурс: http://www.reformed.org.ua/2/31/
10) Сщмч. Иларион (Троцикий). Покаяние в Церкви и покаяние в Католичестве // Эл. ресурс: http://pravbeseda.ru/library/index.php?id=523&page=book
11) Статья «Индульгенция» // Православная Энциклопедия. Т. 22. М., 2009. C. 642.
12) Св. Григорий Нисский. Против Евномия. Творения. Ч. VI. Кн. II. М.,1864. С. 428–429.
13) Беседа на Пс. VI.-2. Творения. Т. V. Кн. 1. СПб., 1899. С. 49.
14) Прот. Иоанн Мейендорф. Византийское богословие. Глава «Искупление и обожение». Минск: Лучи Софии, 2001. С. 231–233.

http://www.orthedu.ru/uchposob/sravnit-bogoslov/14961-osnovnaya-oshibka-katolicizma.html

Комментарии (143)

Всего: 143 комментария
  
#61 | Троицкий Рувим »» | 19.12.2018 14:37 | ответ на: #54 ( Андрей Рыбак ) »»
  
-13
Почему же пе приобщился?
Все Верные Приобщились Познанию Истины и Утвердились в Вере.
А для человеческого исследования, в Ланчанском Чуде, Бог Дал людям Своё Человеческое Естество. Божеством же Своим, как и прежде, Превосходит разуменье не только человеков, но и Ангелов.
  
#62 | Андрей Рыбак »» | 19.12.2018 14:41 | ответ на: #59 ( Т. Георгий ) »»
  
-3
Это все что смог родить твой возбужденный ум. Тебе аргументы вопиющие показывают, то твое самомнение не желает их понять. Отдохни, развейся, сходи в лес на лыжах, может начнешь вмещать потихоньку. Хотя вряд ли тебе святые Восточной Церкви указ. Изучай свт Григория Паламу, если Алексей Ильич Осипов тебе не нравится.
  
#63 | Троицкий Рувим »» | 19.12.2018 14:41 | ответ на: #60 ( Андрей Рыбак ) »»
  
-13
И Отец - Утешитель, И Сын Утешитель, И Дух Святой - Утешитель Истинный.

Но, когда Говорит Я с Вами, то Говорит О Себе Самом.

Ты просто Лично ещё пока с Ним не Знаком...
  
#64 | Андрей Рыбак »» | 19.12.2018 14:42 | ответ на: #63 ( Троицкий Рувим ) »»
  
-1
Не знаком, но тривиальные лживые трюки при том различать как то получается. Кто то все таки подсказывает, однако
  
#65 | Троицкий Рувим »» | 19.12.2018 14:46 | ответ на: #64 ( Андрей Рыбак ) »»
  
-13
Что, ж, Предоставим Господу Разрешить все недоумения.

Только ведь есть и те, которые подсказывают ложь...
...К тому же, впервые встречаюсь с мнением о том, что лукавому когда - либо было "выгодно" утверждать Чудесами Истину Боговоплощения.
  
#66 | Андрей Рыбак »» | 19.12.2018 14:52 | ответ на: #56 ( Инна Ш. ) »»
  
1
УЧЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ
   
   В ответ Варлааму святитель Григорий Палама изложил следующее учение о Сущности и энергии Бога.
   Бога нельзя отождествлять только с Его Сущностью, ибо Моисею на Синае Бог не сказал: «Я есть Сущность», – но: «Я есть Сущий» (Исх. 3:14). Сущность заключена в Сущем, а не наоборот158. Итак, в Боге, кроме Сущности, различаются еще Три Лица и природная энергия. Вечность (нетварность) Божественной энергии святитель Григорий обосновывает так: если бы Бог не имел ведения, предведения, творчества, Промысла, действия и т.д., то Он не был бы Богом. Или если бы силы эти приобрел со временем, то Он некогда был несовершен, т.е. не был и Богом. «Если же Он от вечности имеет в Себе эти силы, то безначально и вечно – не одно Существо Его, а вечна и каждая из этих сил». В подтверждение своей мысли он приводит слова святого Максима Исповедника: «бытие, и жизнь, и святость, и могущество суть действия Бога, не со временем приобретенные»159. Если все тварные существа имеют свои природные действия, то, тем более. Бог, Творец всего, никогда не был без действия и жизни. Он всегда был благим, праведным и премудрым. Его вечная слава сияла еще прежде бытия мира (Ин. 17:5). Таким образом, в Едином Боге есть Сущность и Ее энергия. Причастность к Богу – это приобщение к Его энергии. В этом смысле следует понимать слова Апостола Петра, что верные должны стать причастниками Божеского естества (2 Пет. 1:4). Ниже приводятся основные положения учения святителя Григория160.

1. Между Сущностью и сущностной энергией Бога имеется «богодостойное различие». Они «различаются без расхождения». Сущность существует Сама по Себе, а энергия нет. Сущность – причина энергии. Сущность не допускает причастности к Себе, а энергия допускает причастность к Себе. О Сущности можно говорить только в единственном числе, а об энергии и в единственном, и во множественном числе. Сущность не именуема, а энергия именуется.

2. Энергия есть «нетварная и природная благодать и озарение, неисходно выходящие» от Божией Сущности.

3. Различая в Боге Сущность и природную энергию, мы не вводим двубожия и не нарушаем Божией простоты, ибо и ум человека, по мнению святого Григория Нисского, никто не назовет сложным только потому, что, кроме своей сущности, он имеет еще различные действия, способности и познания.

4. К энергии можно прилагать имя «Божества», т.к. энергия не отделима от Сущности Бога. Один и Тот же Бог пребывает в Своей неприступной Сущности и одновременно всецело Себя сообщает в Своей благодати; Божественные энергии – Сам Бог. Они – особый образ бытия Бога вне Его Сущности.

5. Согласно с Преданием – говорить, что Сущность выше энергии (потому что энергия исходит из Сущности, а не Сущность – из энергии).

6. Причастность Богу есть причастность Его энергии. «Когда мы говорим, что Божественная Сущность приобщима не в Самой Себе, а в Своих энергиях, мы остаемся в границах благочестия»161.

7. Свет Преображения не сотворен, но есть вечное сияние Божества. «Бог именуется Светом не по Своей Сущности, а по Своей энергии»162.

   Божественный Свет бывает видим чувственным зрением и умом, ибо «когда достойные получают духовную и сверхъестественную благодать и силу, они и чувством, и умом видят то, что превосходит всякое чувство и ум. Как – это ведает Один Бог и испытывающий такие действия»163.

   Святой Марк Ефесский объясняет некоторую недосказанность в сочинениях древних святых отцов по вопросу о Божественных энергиях мудрой икономией Церкви: «Не надо удивляться, – говорит он, – что мы не встречаем у древних ясного и четкого различения между сущностью Божией и Его действованиями. Если в наше время, после торжественного утверждения истины и всеобщего признания Божественного единоначалия, сторонники светской науки причинили по этому поводу столько затруднений Церкви и обвинили ее в многобожии (имеются в виду Варлаам и его последователи), чего бы не сделали в прежние времена те, которые гордились своей суетной мудростью и искали лишь случая, чтобы уловить учителей Церкви в каких-либо ошибках. Поэтому богословы более настаивали на простоте Божества, нежели на имеющихся в Нем различениях. Не следовало принуждать к признанию различения энергий тех, кто с трудом допускал различие Ипостасей (Лиц Святой Троицы). С мудрой осторожностью Божественные догматы были раскрыты сообразно временам, причем Божественная Премудрость использовала для этого безумные нападки ереси»164.



www.azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskoe-bogoslovie-kastalskij/1_8_9
#67 | Инна Ш. »» | 19.12.2018 15:06 | ответ на: #58 ( Андрей Рыбак ) »»
  
3
Причем здесь вразумление. Это лукавый трюк латинян. Они потеряли веру в Христа и стали молиться сатане вместе с иудеями. И сатана им подкинул этот трюк. а дальше по вере вашей да будет вам. вот и среди православных не могут вместить подмены никак.

Не знаете какого вы духа потому что

В 8 веке еще была Единая церковь . Но это не важно. Если Ланчанское Чудо -от Бога ( а все по воле Бога), то ваши слова могут быть клеветой. И это страшно.


https://azbyka.ru/lanchanskoe-chudo


Ланчанское чудо

(66 голосов: 4.38 из 5)

Шел VIII век от Рождества Христова. В Церкви Сан-Легонций старинного итальянского города Ланчано совершалось Таинство Евхаристии. Но в сердце одного из священников, служившего в тот день Литургию, вдруг возникло сомнение, истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. Хроники не донесли до нас имени этого иеромонаха, но зародившееся в его душе сомнение стало причиной Евхаристического чуда, почитаемого до сей поры.

Священник гнал от себя сомнения, но они назойливо возвращались вновь и вновь. «Почему я должен верить, что хлеб перестает быть хлебом, а вино становится Кровью? Кто это докажет? Тем более, что внешне они никак не изменяются и не изменялись никогда. Наверное, это всего лишь символы, просто воспоминание о тайной вечере…»

…В ту ночь, когда Он был предан, Он взял хлеб… благословил, преломил и подал ученикам Своим, говоря: «Примите, вкусите: сие есть тело Мое, которое за вас преломляется во оставление грехов». Также и чашу, говоря: «Пейте из нее все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов».

Со страхом произносил священник святые слова Евхаристического канона, но сомнения продолжали мучить его. Да, Он, жертвенный агнец, мог Своей Божественной властью обратить вино в кровь, а хлеб – в Плоть. Все мог Он, пришедший по воле Отца Небесного. Но Он ушел давно, оставив этот грешный мир и дав ему в утешение Свои святые слова и Свое благословение: И, может быть, Свои Плоть и Кровь? Но возможно ли это? Не ушло ли подлинное Таинство причастия вместе с Ним в мир горний? Не стала ли святая Евхаристия лишь обрядом – и не более того? Тщетно пытался священник восстановить в душе мир и веру. Между тем, пресуществление произошло. Со словами молитвы он преломил Евхаристический Хлеб, и тут крик изумления огласил небольшую церковь. Под пальцами иеромонаха преломляемый Хлеб вдруг превратился во что-то другое – он не сразу понял, во что именно. Да и в чаше было уже не вино – там была густая алая Жидкость похожая на… Кровь. Ошеломленный священник смотрел на предмет, который был у него в руках: это был тонкий срез Плоти, напоминающий мышечную ткань человеческого тела. Монахи окружили священника, пораженные чудом, не в силах сдержать изумления. А он исповедал перед ними свои сомнения, разрешенные таким чудесным образом. Окончив святую литургию, молча упал на колени и погрузился в долгую молитву. О чем молился он тогда? Благодарил за данный свыше знак? Просил прощения за свое маловерие? Мы этого не узнаем никогда. Но подлинно известно одно: с тех пор в городе Ланчано двенадцать веков хранятся чудесные Кровь и Плоть, материализовавшиеся во время Евхаристии в церкви Сан – Легонций (ныне Сан – Франческо). Весть о чуде быстро облетела тогда близлежащие города и области, и в Ланчано потянулись вереницы паломников.

Прошли века – и чудесные Дары стали объектом внимания ученых. С 1574 года над Святыми Дарами велись различные опыты и наблюдения, а с начала 1970-х годов они стали проводиться на экспериментальном уровне. Но данные, полученные одними учеными, не удовлетворяли других. Профессор медицинского факультета Сиенского университета Одоардо Линолди, крупный специалист в области анатомии, патологической гистологии, химии и клинической микроскопии, проводил со своими коллегами исследования в ноябре 1970 и в марте 1971 годов и пришел к следующим выводам. Святые Дары, хранящиеся в Ланчано с VIII века, представляют собой подлинные человеческие Плоть и Кровь. Плоть является фрагментом мышечной ткани сердца, содержит в сечении миокард, эндокард и блуждающий нерв. Возможно, фрагмент плоти содержит также левый желудочек – такой вывод позволяет сделать значительная толщина миокарда, находящаяся в тканях Плоти. И Плоть, и Кровь относятся к единой группе крови: АБ. К ней же относится и Кровь, обнаруженная на Туринской Плащанице. Кровь содержит протеины и минералы в нормальных для человеческой крови процентных соотношениях. Ученые особо подчеркнули: более всего удивительно то, что Плоть и Кровь двенадцать веков сохраняются под воздействием физических, атмосферных и биологических агентов без искусственной защиты и применения специальных консервантов. Кроме того, Кровь, будучи приведена в жидкое состояние, остается пригодной для переливания, обладая всеми свойствами свежей крови. Руджеро Бертелли, профессор нормальной анатомии человека Сиенского университета, проводил исследования параллельно с Одоардо Линоли и получил такие же результаты. В ходе повторных экспериментов, проводившихся в 1981 году с применением более совершенной аппаратуры и с учетом новых достижений науки в области анатомии и патологии, эти результаты вновь были подтверждены:

По свидетельствам современников чуда, материализовавшаяся Кровь позже свернулась в пять шариков разной формы, затем затвердевших. Интересно, что каждый из этих шариков, взятый отдельно, весит столько же, сколько все пять вместе. Это противоречит элементарным законам физики, но это факт, объяснить который ученые не могут до сих пор. Помещенная в античную чашу из цельного куска горного хрусталя, чудесная кровь уже двенадцать веков предстает взорам посещающих Ланчано паломников и путешествующих.
  
#68 | Андрей Рыбак »» | 19.12.2018 15:19 | ответ на: #67 ( Инна Ш. ) »»
  
-1
От Бога Любовь и Истина. Все остальное на веру, которую следует принимать трезво. Это так называемое чудо претендует хранить в сосуде природу Бога, что по себе невозможно.
  
#69 | Троицкий Рувим »» | 19.12.2018 15:28 | ответ на: #68 ( Андрей Рыбак ) »»
  
-13
Твои слова отдают монофизитством.
Частицы Человеческой Природы Бога Вочеловечившегося Хранит в Себе Ланчанское Чудо
  
#70 | Андрей Рыбак »» | 19.12.2018 15:35 | ответ на: #69 ( Троицкий Рувим ) »»
  
-1
Худо когда нет понимания сути явления. Если для тебя присутствие природы Бога в виде Его плоти и крови в колбе приемлемо, то мне это не вместить. Всем ясно что Сущность Бога в тварном мире не познаваема.
#71 | Т. Георгий »» | 19.12.2018 15:38 | ответ на: #68 ( Андрей Рыбак ) »»
  
12
Предлагаю пройти тест.

Тест

https://azbyka.ru/test/evharistija
  
#72 | Троицкий Рувим »» | 19.12.2018 15:40 | ответ на: #70 ( Андрей Рыбак ) »»
  
-13
Бог Наш - Бог Вездесущий.
И, если ты не можешь допустить Его Реальное Присутствие в Чаше, то, тем более, не можешь Его Вместить в себе...
#73 | Инна Ш. »» | 19.12.2018 15:40 | ответ на: #68 ( Андрей Рыбак ) »»
  
4
Андрей, мне кажется, вы стали заложником своей собственной интерпретации Ланчанского Чуда "Это так называемое чудо претендует хранить в сосуде природу Бога, что по себе невозможно..". Это может быть не так. Это может быть Чудо, раскрывающее возможности нашего Творца и Его желание укрепить людей в христианской вере. И все. Остальное- по вере и по Библии..
  
#74 | Андрей Рыбак »» | 19.12.2018 15:47 | ответ на: #72 ( Троицкий Рувим ) »»
  
-2
Ты начал лукавить однако.

В той чаше где мясо и кровь не могу принять, ибо это просто невозможно по природе Сущего Бога.
А в Той где преображенные Энергиями Бога вино и хлеб принимаю. И Причащаюсь при этом.
  
#75 | Андрей Рыбак »» | 19.12.2018 15:49 | ответ на: #73 ( Инна Ш. ) »»
  
-3
Я Вам скопировал небольшой текст и выделил нужные места. Вместите их и будет. Мантры не проходят. Если Вы хотите убедить себя, то мне то это зачем.
  
#76 | Троицкий Рувим »» | 19.12.2018 16:04 | ответ на: #74 ( Андрей Рыбак ) »»
  
-13
Тебя никто не заставляет есть Плоть Христову в виде мяса и пить Кровь Его с эритроцитами, лейкоцитами и проч. форменными элементами Крови. И Преблагий Бог, Любя человека, Преподаёт Самого Себя в Пищу и Питие Нетленное именно в Виде Хлеба и Вина Евхаристии.

Когда же люди сомневаются в том, то, Во Укрепление Веры, неоднократно в Истории Повторялись Чудеса, подобные Ланчанскому Чуду:

Свт. Григорий Двоеслов, папа Римский (604)
Из Жития Святителя Григория Двоеслова:
Нельзя умолчать и о страшном чуде, сотворенном молитвами сего великого архиерея Божия над Пречистыми Христовыми Тайнами. Некая женщина, очень известная в Риме, принесла просфоры к Божественному алтарю; в это время Божественную литургию совершал сам святейший папа Григорий. И вот, когда он преподавал людям Божественное причастие, приступила и женщина та причаститься Святых Тайн. Но когда она услышала слова Григория: «преподается животворящее тело Господа нашего Иисуса Христа», то засмеялась. Тогда папа Григорий, задержав свою руку, спросил ее:
   – Чему же ты смеешься?
   – Мне странно, владыка, – ответила она на это, – что хлеб, который я испекла из муки своими руками, ты называешь Телом Христовым.
   Святой, видя ее неверие, помолился Богу, и тотчас же хлеб, по виду своему, преложился в действительное человеческое тело. И это окровавленное человеческое мясо видели не только женщина та, но и присутствовавшие в церкви люди; все, видевшие это чудо, прославляли Христа Бога и еще более утверждались в вере, нисколько не сомневаясь, что в Пречистых Тайнах под видом хлеба преподается истинное тело Христа, а под видом вина – истинная кровь Его. После того святой папа снова помолился, и вид тела человеческого претворился опять в хлеб. Тогда женщина та причастилась с великим страхом и твердою верою, приняв хлеб, как тело Христово, а вино – как кровь Христову.
#77 | Инна Ш. »» | 19.12.2018 16:18 | ответ на: #74 ( Андрей Рыбак ) »»
  
3
А почему вас не смущает тот факт , что слово "Энергия " не встречается в Библии ни разу?
А в Той где преображенные Энергиями Бога вино и хлеб принимаю. И Причащаюсь при этом

Учение- учением, но ведь есть предупреждение на эту тему

8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. ( Гал 1)

Как с помощью "энергий" объяснить рождение свыше , по духу ? Кровь здесь ближе к пониманию сути, когда речь идет о вечной Жизни
  
#78 | Андрей Рыбак »» | 19.12.2018 16:27 | ответ на: #76 ( Троицкий Рувим ) »»
  
-2
Ну что сказать то. Это же не то о чем идет речь в этой теме.
Мало ли кто и как может вразумить глупцов. Как там было, видели глаза удержаных как надо и куда надо. Этого им хватило чтобы не смеяться.
но здесь в этой теме речь идет о том, что вы природу Бога разместили в колбу на 1000 лет и верите этому.
Вот то чудо из чудес.

По поводу моего причастия, я предпочитаю причащаться также как это и делали Апостолы сидя рядом с Богом и вкушая хлеб и вино, которые они знали как становятся плотью и кровью. Не как у вас, а как есть на самом деле.
  
#79 | Андрей Рыбак »» | 19.12.2018 16:29 | ответ на: #77 ( Инна Ш. ) »»
  
-1
А Любовь, Благодать, Святой Дух встречаются ли?
#80 | Инна Ш. »» | 19.12.2018 16:36 | ответ на: #79 ( Андрей Рыбак ) »»
  
2
само собой )))

ЛЮБОВЬ
Фильтр:

Быт 43:30 ...потому что воскипела любовь к брату его,..
2Цар 1:26 ...любовь твоя была для меня превыше любви женской...
Пс 108:4 ...за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;..
Пс 108:5 ...за любовь мою – ненавистью...
Притч 10:12 ...но любовь покрывает все грехи...
Притч 15:17 ...Лучше блюдо зелени, и при нем любовь,..
Притч 27:5 ...Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь...
Еккл 9:6 ...и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли,..
Песн 2:4 ...и знамя его надо мною – любовь...
Песн 8:6 ...ибо крепка, как смерть, любовь;..
Песн 8:7 ...Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь,..
Иер 2:33 ...Как искусно направляешь ты пути твои, чтобы снискать любовь!..
Мал 1:2 ...А вы говорите: в чем явил Ты любовь к нам? –..
Мф 24:12 ...и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;..
Ин 13:35 ...если будете иметь любовь между собою...
Ин 17:26 ...да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет,..
1Пет 4:8 ...Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу,..
1Пет 4:8 ...потому что любовь покрывает множество грехов...
2Пет 1:7 ...в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь...
1Ин 2:5 ...в том истинно любовь Божия совершилась:..
1Ин 3:1 ...Смотрите, какую любовь дал нам Отец,..
1Ин 3:16 ...Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою:..
1Ин 3:17 ...как пребывает в том любовь Божия?..
1Ин 4:7 ...потому что любовь от Бога,..
1Ин 4:8 ...потому что Бог есть любовь...
1Ин 4:9 ...Любовь Божия к нам открылась в том,..
1Ин 4:10 ...В том любовь, что не мы возлюбили Бога,..
1Ин 4:12 ...и любовь Его совершенна есть в нас...
1Ин 4:16 ...И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог,..
1Ин 4:16 ...Бог есть любовь,..
1Ин 4:17 ...Любовь до того совершенства достигает в нас,..
1Ин 4:18 ...но совершенная любовь изгоняет страх,..
1Ин 5:3 ...Ибо это есть любовь к Богу,..
2Ин 1:6 ...Любовь же состоит в том,..
Иуд 1:2 ...милость вам и мир и любовь да умножатся...
Рим 5:5 ...потому что любовь Божия...
Рим 5:8 ...Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем,..
Рим 12:9 ...Любовь да будет непритворна;..
Рим 13:10 ...Любовь не делает ближнему зла;..
Рим 13:10 ...итак любовь есть исполнение закона...
1Кор 8:1 ...но знание надмевает, а любовь назидает...
1Кор 13:4 ...Любовь долготерпит, милосердствует,..
1Кор 13:4 ...любовь не завидует,..
1Кор 13:4 ...любовь не превозносится, не гордится,..
1Кор 13:8 ...Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся,..
1Кор 13:13 ...А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь;..
1Кор 13:13 ...но любовь из них больше...
1Кор 16:24 ...и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе...
2Кор 2:4 ...но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам...
2Кор 2:8 ...И потому прошу вас оказать ему любовь...
2Кор 5:14 ...Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так:..
2Кор 13:13 ...и любовь Бога Отца,..
Гал 5:22 ...Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость,..
Еф 3:19 ...и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову,..
Еф 6:23 ...Мир братиям и любовь...
Флп 1:9 ...и молюсь о том, чтобы любовь ваша...
Флп 2:2 ...имейте одни мысли, имейте ту же любовь,..
Кол 3:14 ...Более же всего облекитесь в любовь,..
2Фес 1:3 ...и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,..
2Фес 3:5 ...Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию...
1Тим 1:5 ...Цель же увещания есть любовь...
Откр 2:4 ...что ты оставил первую любовь твою...
Откр 2:19 ...и любовь,..
Прем 6:18 ...а забота об учении – любовь,..
Прем 6:18 ...любовь же – хранение законов ее,..
Прем 16:21 ...Ибо свойство пищи Твоей показывало Твою любовь к детям...
Сир 1:14 ...Любовь к Господу – славная премудрость,..
Сир 9:9 ...от нее, как огонь, загорается любовь...
Сир 25:2 ...это – единомыслие между братьями и любовь между ближними,..
Сир 40:20 ...но лучше того и другого – любовь к мудрости...
Сир 44:27 ...который приобрел любовь в глазах всякой плоти,

ЛЮБОВЬ – Симфония для Библии: https://bible.by/symphony/word/11/804/
  
#81 | Троицкий Рувим »» | 19.12.2018 16:37 | ответ на: #78 ( Андрей Рыбак ) »»
  
-13
А как Иконописное Изображение Тысячелетиями Хранит в Себе Неискажённый и Нетленный Облик Бога Вочеловечившегося? Да иногда в кивоте, под стеклом...
Отец Небесный Говорит, что Святая Икона - Это Отпечаток Души Благоволившего Изобразиться на Ней Существа: Та же Евхаристия, только в красках. И Иконы Кровоточат, когда кругом умножается неверие и глумление над Истиной...

Чего только Благий Бог не Сделал, нашего Ради Спасения!
#82 | Павел Феориев »» | 19.12.2018 16:38
  
0
В евхаристии происходит преложение, а не преосуществление. Это таинство полностью повторяет чудо Благовещения. Человеческая природа во Христе присутствовало не в виде "особой богочеловеческой природы", а как неслитное соединение двух природ в единой ипостаси-Лице. Так и с Дарами. Природа нашего тела ничем не отличается от природы хлеба и вина. Дары едины, а вот природы две.



Существует три рода отношения к евхаристии: евхаристическое монофизитство - как у католиков, евхаристическое несторианство - как у протестантов, и православное учение - халкидонское.
Монофизитство - слияние природ с образованием новой природы, которая может, например, материализоваться.
Несторианство - Бог отдельно, хлеб отдельно - соединение символическое.
Халкидонство - неслитное и нераздельное, неизменное и неразлучное соединение Бога и Даров.

Пусть причащаются белков, жиров и гемоглобином.
#83 | Кирилл Д. »» | 19.12.2018 16:53 | ответ на: #76 ( Троицкий Рувим ) »»
  
3
Более того, по Преданию, допускалось продолжить принесение Даров и причаститься только в том случае, если Тело и Пречестная Кровь Господа вновь приобретали вид вина и хлеба. А в "Ланчанском чуде" это было невозможно... т.к. так и остались Плоть и Кровь в своей видимой природе. Об этом есть подробное описание... сейчас не найду.
#84 | Кирилл Д. »» | 19.12.2018 16:54 | ответ на: #10 ( Павел Феориев ) »»
  
3
> Нет в чаше евхаристии никакого мяса!

Ничего себе заявления... и полное отстутствие благоговения - "мясом" называть Тело Христа... по-жидовски, однако!

Сплошные безбожники собрались. Истино верую, что под видом Хлеба Жизни и Вина причащаюсь Его Пречистого Тела и Пречистой Крови. А канибализм - у безбожников. О канибализме говорили жиды, т.к. подслушивали собрания верных и слыша слова о Теле Христовом и Крови Его думали, что приносится в жертву человек, а потому слухи распостраняли о канибализме в христианстве. Ну они же жиды были, а вы вторите им...

В Ланчанском чуде не только Кровь и Тело (часть мышцы сердечной), но пять шариков - суть Кровь Господа каждый в отдельности, как и в совокупности имеют один и тот же вес! В этом есть посрамление физики и науки как плода человеческого, что в свою очередь свидетельствует о том, что каждая отдельная поместная Церковь имеет ту же полноту в себе, что и в совокупности ВСЯ ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. В то время их было пять (!), что собственно отражено в Житии преп.Максима Исповедника: "– Какой ты церкви: Византийской, или Римской, Антиохийской, Александрийской, или Иерусалимской? Ибо все эти церкви с подчиненными им областями находятся в единении."
  
#85 | Андрей Рыбак »» | 19.12.2018 16:56 | ответ на: #80 ( Инна Ш. ) »»
  
0
Вот Бог Себя и проявляет в мир через Свою Любовь, Нетварные Энергии Благодати. Так учит Православная Церковь.
  
#86 | Андрей Рыбак »» | 19.12.2018 16:58 | ответ на: #81 ( Троицкий Рувим ) »»
  
1
Бог Своими Энергиями проявляет Себя в мир. Но Свою природу в мире Он не держит в колбе. Окститесь наконец то.
  
#87 | Андрей Рыбак »» | 19.12.2018 17:00 | ответ на: #84 ( Кирилл Д. ) »»
  
-1
Еще один католик появился. Сердечная мышца Бога говоришь?
#88 | Павел Феориев »» | 19.12.2018 17:01 | ответ на: #84 ( Кирилл Д. ) »»
  
0
не мясо , а сердечная плоть .Прости Господи
  
#89 | Андрей Рыбак »» | 19.12.2018 17:04 | ответ на: #82 ( Павел Феориев ) »»
  
0
Ну хоть один православный в теме. Спаси Господи.
  
#90 | Троицкий Рувим »» | 19.12.2018 17:07 | ответ на: #86 ( Андрей Рыбак ) »»
  
-13
Я надеюсь, ты не станешь спорить с тем, что Нетварные Энергии Благодати Святого Духа Божественны по Своей Природе.

Так вот из Этих Самых Божественных Энергий и Соткал Всемогущий Христос Весь Видимый и Невидимый мир, в т. ч. и Хрустальную Чашу, Хранящую Священные Частицы Ланчанского Чуда.
Именно Поэтому мы Именуем Бога Вездесущим.

Н забывай о Свойствах Божьих...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU