Если ты не успеваешь все простить человеку за 5 минут, то ты бесноватый.

Геронда Григорий и отец Исидор

«ДЕЛАЙТЕ ВСЕ, КАК Я»: О ЕДИНСТВЕННОЙ ПРОПОВЕДИ ГЕРОНДЫ ГРИГОРИЯ

Сегодня исполняется 40 дней по преставлении ко Господу геронды Григория (Зумиса), игумена святогорского монастыря Дохиар. Чем больше дней проходит, тем ярче проступает образ аввы в воспоминаниях тех, кто прошел его школу. Предлагаем рассказ человека, который предпочел скрыться под именем Mαθητής[1].


– В первый раз меня в Дохиар привез мой духовник. Монастырь еще не был отремонтирован и освещался керосиновыми лампами, а геронда Григорий, несмотря на множество тяжелых болезней, был полон сил. Каждое утро перед послушанием старец собирал паломников в архондарике и около часа беседовал с ними. Хотелось бы описать одну из этих бесед, раскрывших для меня богословие нашего геронды.

В это утро в архондарик пришли два молодых монаха, студенты-богословы. Когда выдалась возможность, они через переводившего отца Макария стали задавать вопросы старцу. Речь их была наполнена академической терминологией, и сейчас я даже не могу вспомнить содержание беседы. Но неожиданно отец Григорий сказал им:
– Вы прелюбодеи и поэтому не можете стать священниками.


Возникла неловкая пауза, но спустя некоторое время отцы попытались объяснить старцу, что под влиянием господствующей долгое время в нашей стране антихристианской идеологии ими были совершены смертные грехи, в которых они покаялись и даже приняли постриг. Выслушав их, старец ответил:

– Всю свою жизнь священник произносит только одну проповедь: делайте все, как я. Но я вижу плесень, насаженную в вас сатаной, и поэтому вы никогда не сможете сказать этих слов.
Но отцы не соглашались со старцем и попытались рассказать ему о сложной ситуации, сложившейся на постсоветском пространстве, о нехватке священнослужителей для возрождающихся храмов. Старец резко встал, взял посох и, выходя из архондарика, сказал:
– Вы подобны покупающим геенну огненную за собственное золото.
На склонах, окружающих Дохиар, растет около 3000 оливковых деревьев, поэтому две недели я вместе с отцами и остальными паломниками, стоя на коленях, собирал оливки, а ночью шел на богослужение. Конечно, было тяжело, но вид того, как пожилые отцы и даже старенький отец Харалампий, отстояв целую ночь в стасидии, работают наравне со мной, придавал сил для борьбы с внутренними протестами.
Помню свой первый день на сборе оливок. Отец Серафим даже не успел объяснить мне специфику новой для меня работы, как получил по голове палкой от старца. Геронда возмущался:
– Все начинается с разговоров, переходит в дружбу и заканчивается полным расстройством монашеской жизни.



Мое идеалистическое представление о жизни в Афонском монастыре – с достоинством, в спокойствии и взаимной дружбе – за две недели послушаний растаяло, как дым.

Но настоящим искушением для меня стало ежедневное общение со старцем. По утрам в архондарике собиралось до 50 паломников для беседы с герондой Григорием, и каждый день некоторые из них уходили покрасневшими от стыда. Каждое утро я словно переносился в апостольские времена, когда церкви были наполнены говорившими языками и пророчествующими. Мне неловко здесь писать о виденном и слышанным мною. Хотя все это происходило при множестве свидетелей и не является тайной Исповеди. Осознание того, что потемки моей души утратили свою непроницаемость, стало серьезным испытанием для моей психики.
Мой духовник всегда повторяет, что твердая духовная пища не для каждого, и неофиты должны начинать с молока. Через две недели мы с духовником, несмотря на предложение сделать из меня настоящего монаха и сильный шторм, заказали маленькую моторную лодку и поплыли в Уранополис. Духовник полетел в родной Донской монастырь Москвы – чистить периодически засоряющуюся канализацию, а я – учиться в Европу.


Я словно переносился в апостольские времена, когда церкви были наполнены пророчествующими
Наверное, помня мое сокрушительное поражение во время первого посещения Дохиара, духовник питал меня молоком, объясняя, что я напрасно смущаюсь от приключающихся со мной неприятностей и человеческих восстаний.
– Картины благополучия в сердце твоем рисует лукавый, а путь каждого христианина лежит на Голгофу, – говорил он.
А когда я однажды спросил его, как мне узнать, что Господь слышит мою молитву, он ответил:
– Когда сердце твое плачет, тебя слышит Христос.
Несколько лет я пытался вместить эти слова в своем сердце, и они истолковали мне проповедь геронды Григория.

Возвращаясь в обитель едва живой, старец через пару дней сам выходил на стройку

После окончания обучения, по благословению духовника, я опять приехал в Дохиар. В монастыре полным ходом шла реконструкция, а здоровье нашего старца очень сильно пошатнулось. У него отказали обе почки, и он находился в больнице. Когда осенью 2012 года его привезли в монастырь, он выглядел так, что у старых монахов текли слезы. Но каждый раз, возвращаясь из больницы после очередного осложнения, по прошествии нескольких дней старец восставал, словно феникс, для продолжения своей единственной проповеди:
– Делайте все, как я.

Каждую минуту он проповедовал нам Христа Распятого. Геронда очень плохо видел, испытывал сильные боли в ногах, но, опираясь на жезл, мог отстоять целую ночную службу, а потом днем, едва добравшись к нам на бетонные работы с двумя палочками в руках, до вечера стоял в цементной пыли. Сколько раз я, уставший, присаживался в стасидии, но, подняв глаза и увидев стоящего в алтаре старца, со стыдом вставал. Восходя на Голгофу, сам геронда из последних сил тащил за собой всю братию, и я не помню ни одного, кем бы он пренебрег.

Старец был человеком, который сокрушал наши сердца и учил их плакать по 20 часов каждый день. Бетонные работы в Дохиаре были настоящей каторгой, от рассвета до заката, бегом, под постоянный крик старца. Четыре часа сна, судороги в ногах, служба до утра, трапеза с ледяной родниковой водой, и снова – тележки с бетоном или тяжеленные камни, и взыграние сердца от изнурительного труда. Работа по праздникам, работа по воскресеньям… Геронда, превращающийся из немощного старчика в неистового корсара, сокрушающего как трудника, так и монастырского духовника, но при этом с дерзновением обещающий:
– Господь помилует вас за ваши искалеченные руки.

Очень тяжело было физически, но еще тяжелее было морально – не обижаться на сокрушающего тебя человека. Но, видя реальные примеры отцов, отпустивших руку старца и унесенных бесами в темную бездну, каждый вечер я шел в келлию отца Григория и брал благословение. Когда я на Исповеди признался геронде в том, что мне удается побороть все обиды на него до вечера, он ответил:
– Если ты не успеваешь все простить человеку за 5 минут, то ты бесноватый.

Однажды, после послушания, отец Сисой попросил помочь ему с расшивкой камня. Пришли и два других отца – Ефрем и Исидор. Работали мы ночью и, не опасаясь старца, разговорились с отцом Исидором, сравнивая произведения архимандрита Софрониия (Сахарова) и Евангелие. В 3 часа утра, прямо с послушания, мы отправились в храм, а после службы – в трапезную. Во время трапезы старец говорит:
– Православие не знает ни Софронологии, ни Паисиологии, ни Парфирологии, но я хочу вам напомнить о самаритянке, которой знание пророков позволило увидеть Христа. Читайте Священное Писание.
Старец говорил, что молитвенный подвиг необходимо начинать с сокрушения наших каменных сердец
Богословие геронды было чистым и трезвым, например, он очень настороженно относился к широкому распространению аскетической литературы. Сам будучи настоящим подвижником и молитвенником и имея своими учителями преподобных Филофея и Амфилохия, он предупреждал об опасности сосредоточения внимания только на приобретении навыка и плодов молитвы. Старец говорил нам, что молитвенный подвиг необходимо начинать с сокрушения наших каменных сердец, переполненных страстями, чтобы в конце жизни, несмотря на приобретенный навык молитвы, нам не потерпеть катастрофу, на ликвидацию последствий которой времени уже не хватит.
Действительно, Дохиар заметно отличается от остальных святогорских монастырей и скитов – и не только трудовыми послушаниями. В нем не увидишь трудников и иноков, ходящих и творящих устно Иисусову молитву, даже встретить инока с четками вне кельи сложно.


Я трижды разговаривал с герондой о молитве. Первый раз – когда во время службы ко мне подошел пожилой инок и сказал:

– Как ты можешь молиться и не слушать это восхитительное византийское пение?
Я попросил пойти со мной к старцу отца Мартирия, переводчика. На мой вопрос, можно ли молиться во время службы, геронда ответил, что молитву необходимо творить всегда и везде, если хочешь творить поклоны, не смущайся и не стесняйся, – так же, как и если у тебя текут слезы.
Во второй раз мы говорили с герондой о молитве, когда я получил SMS на утаенный от старца мобильный телефон... Сообщение так меня расстроило, что я несколько дней не мог совершать правило. Когда отец Мартирий перевел старцу, что произошло, тот запричитал:
– Ай-ай-ай, ну как ты мог?! Посмотри, у меня множество духовных детей на материке, и я не могу их оставить без помощи, но каждый раз, когда я разговариваю с ними по этому телефону (в келье старца стоял стационарный телефон), молитва оставляет меня.


Ну, а в третий раз старец пришел сам и отчитал меня (я выкинул в мусорное ведро недоеденную лапшу):
– Ты совершил очень плохую вещь для своей молитвы.
Утром на трапезе старец опять вернулся к произошедшему:
– Незачем нам подсматривать в замочную скважину, чтобы увидеть, молится ли человек. Тот, кто имеет молитву, любит все вокруг себя, каждое растение, каждый камушек и лапшу, он никогда не выкинет ее в помои!
Спустя несколько месяцев монастырский врач отец Ефрем опять напомнил мне о случившемся, однако вот каким образом:
– Помнишь, старец говорил о лапше? Это он сказал обо мне.


Старец преображался во время служения литургии: перед тобой с потиром в руках стоял беззащитный ребенок, такую проповедь кротости сыграть невозможно. Когда во время службы мне удавалось вместо отца Иоанникия встать в стасидии, находящейся сзади игуменского места, я всегда ощущал благоухание, исходящее от геронды. Первое время, причастившись, я отходил от Чаши, как это принято в наших храмах, и шел запивать освященной водой. Только спустя месяц старец подошел ко мне на стройке и потихоньку прошептал:

– После Причастия мы не поворачиваемся ко Христу спиной.
Для многих на Святой Горе и за ее пределами старец был соблазном, искушением и камнем преткновения. Искушались пустынники, прошедшие через Дохиар, из-за каторжного труда, мешающего им совершать молитву, искушались зилоты и патриоты из-за отказа старца влезть на баррикады для борьбы за чистоту Церкви, соблазнялись в монастырях из-за высказываний старца о том, что деньги Британской королевской семьи гибельны для Афона. Вероятно, искушались премьер-министр Греции и Британский принц, которых геронда не впустил в свой Дохиар. Искушался и Константинопольский Патриарх, когда на его вопрос – «Зачем старец набрал этих русских?» – старец встал и ушел, сказав на ходу: «Как не принять тех, кого посылает Богородица?» – и, несмотря на запрет Патриарха, незадолго до своей кончины постриг последнего русского монаха – отца Кириноса.

Наш геронда был добрым деревом, принесшим добрые плоды. Вспоминаю насельников Дохиара...
Отец Амфилохий – духовник братии, с детства находящийся при старце, истинный проповедник смирения, по молитвам которого совершались чудеса. Когда смотришь на отца Амфилохия, проходящего по храму, крестящегося и прикладывающегося к иконам, то сразу осознаешь, как гордо все это время ты ходил и крестился в храме, с чувством собственного достоинства прикладывался к святым образам. Сколько раз я задавал ему вопросы – и получал неизменный ответ:
– Что я могу знать, ведь мой старец еще жив.
И он, как мальчик, бежал всякий раз на гору, в монастырь, чтобы спросить своего геронду то о том, то о другом.

Отец Харитон – аскет и молитвенник. Помню, около десяти лет назад один мой знакомый, атеист, продекан одного европейского университета, решил получить очередной грант на работу об Афоне. Впервые в жизни он зашел в православный храм Святых Архангелов в Дохиаре и встал в стасидию. В этот день служил отец Харитон. Он кадил в храме, и когда поравнялся со стасидией, в которой стоял этот исследователь, тот не выдержал и заплакал. Отец Харитон был живой проповедью смирения и покаяния, о существовании которых мой европейски образованный спутник даже не подозревал. Впоследствии он был крещен в Дохиаре и даже прожил там некоторое время.

Отец Теолог, о котором можно сказать – вот эллин, в котором нет лукавства (ср. Ин. 1, 47). Когда после трудовых послушаний он пел на службе, это было самым трезвым пением на Святой Горе.
Написав так о братии, я не боюсь навредить им своей похвалой – они, как и их старец, не бороздят Интернет.


Когда у меня подходил к концу срок защиты малого доктората, то, придя к геронде, я попросил его благословения на поездку в университет, но старец ответил:
– Оставайся в монастыре. Здесь, на стройке, с тачкой в руках, ты напишешь свою докторскую, а Господь поставит тебе оценку.
Но спустя некоторое время он попросил меня заказать на фабрике богемские паникадила к дохиарской чудотворной иконе Божией Матери «Скоропослушница», и я поехал в университет. Через неделю я начал помогать на стройке, да так, что ночью садился выпить чаю, а утром открывал глаза с холодным чаем в руке. В университет я уже не вернулся, защита прошла с тачкой в руках, как сказал мой старец, а иначе и не могло быть.
Дохиар, который мы знали, – это был наш старец. Я верю, что он так же, как и раньше, будет защищать свой монастырь и не оставит никого из нас без своей помощи.


Подготовила Ольга Орлова
http://www.pravoslavie.ru/117562.html

Комментарии участника: Феориев Х.Р. (5)

Всего: 5 комментариеввсе комментарии ( 47 )
#10 | Феориев Х.Р. | 06.12.2018 15:45
  
0
Слово Бог заимствовано от иранского baga (доля) , возможно и санскрита bhagas — «податель благ» как и рай произошёл от фарси иран. В любом случае этимология и вкладываемый смысл в слово - разные. Элохимы Троицы не три бога , а один Единый Бог, а если долю или подателя благ, вставить в Евангельский текст от Иоанна 1,1-5, получается несуразица

Искони было слово и слово было от Бога
и Бог было слово,се было искони у Бога
и тем вся быша и без него ничтоже не бысть
еже бысть.в том жизнь была и жизнь была
свет человекам и свет во тьме светится
и тьма его необятъ

Слово элохимы в храме Христа Спасителя подразумевает нас как язычников, поэтому мы не соответствуем заповедям Ноя.
#18 | Феориев Х.Р. | 06.12.2018 21:08
  
11
Христианский патриарх не имеет права уравнять Св.Троицу и магометанского... Аллах – лучший из хитрецов (Коран, 3:51—54), даже во спасение.
Почему христиане первых веков не поклонялись чужим богам, а шли ко львам.?
Какое согласие Христа с велиаром?
Не слушайте иезуитов - Ткачёва,Кураева,Смирнова....у них 99% ласкает слух , но и вброс яда незаметного и умышленного..

Осипов оказался более чистым православным

#39 | Феориев Х.Р. | 11.12.2018 00:44 | ответ на: #38 ( Инна Ш. ) »»
  
0
Во времена Златоустаго не было магометан
В Коране Аллаху Магомета придаются все свойства не Бога, а диавола: он — «Бог мститель» (3, 3); хитрый (3, 4; 7); ненавистник (40, 10); он создал людей для геенны (7, 178; 11, 120). Он повелевает ссекать головы неверным (47, 4). Он сотворил смерть (67, 2). Он источник зла (4, 80); Он повелевает платить злом за зло (42, 37). Он отвергает Божество Христа (5, 76-79)… Кто же Аллах, как не диавол?)

Вот что пишет Иоанн Златоуст по поводу им подобных иудеев, в "Слове против иудеев"



Нет ничего жалче иудеев: они всегда идут против собственнаго спасения. Когда надлежало соблюдать закон, они попрали его; а теперь, когда закон перестал действовать, они упорствуют в том, чтобы соблюдать его. Что может быть жалче тех людей, которые раздражают Бога, не только преступлением закона, но и соблюдением его?
Поэтому и Христос сказал: “Враги Моя оны,
иже не восхотеша Мя, да царь был бых над ними, приведите семо, и
изсецыте предо Мною” (Лк. 19, 27).
а когда Бог оставит, то какая уже надежда на спасение? Когда оставит
Бог, тогда место то делается жилищем демонов. Конечно, иудеи скажут, что
и они поклоняются Богу. Но этого сказать нельзя: никто из иудеев не
поклоняется Богу. Кто говорит это? Сын Божий. “Аще Отца Моего бысте
ведали, — говорит Он, — и Мене не ведали бысте: ни Мене весте, ни Отца
Моего” (Ин. 8, 19). Какое еще можно привести мне свидетельство,
достовернее этого? Итак, если они не знают Отца, распяли Сына, отвергли
помощь Духа, то кто не может смело сказать, что место то (синагога) есть
жилище демонов? Там не поклоняются Богу, нет — там место идолослужения.
Итак, подумайте, с кем имеют
общение постящиеся теперь? С теми, которые кричали: “Распни, распни”
(Лк. 23, 21); с теми, которые говорили: “Кровь Его на нас и на чадех
наших” (Мф. 27, 25). Осмелился ли бы ты подойти к осужденным за
покушение на Верховную власть и говорить с ними? Не думаю. Как же
странно, с таким старанием избегать сделавших зло человеку, а с
оскорбившими Бога иметь общение и поклонникам Распятого праздновать
вместе с распявшими Его? Это не только глупо, но и крайне безумно. А как
некоторые считают синагогу местом досточтимым, то необходимо сказать
несколько и против них. Почему вы уважаете это место, тогда как его
надлежит презирать, гнушаться и убегать?
Книги не придают святости месту, но что
душевное настроение собирающихся в нем оскверняет его, расскажу вам одну
древнюю историю. Птолемей Филадельф, собирая отовсюду книги и узнав, что
у иудеев есть Писания, преподающие учение о Боге и о наилучшем
устройстве жизни, вызвал из Иудеи мужей и чрез них перевел эти Писания и
положил их в храме Сераписа (он был язычник), где и доселе находится
этот перевод пророческих книг. Что же? Ужели храм Сераписа из-за этих
книг стал свят? Нет, сами они святы, но месту не сообщают святости.
Ибо скажи
мне: не нечестиво ли то место, где живут демоны, если даже и не стоит
там идол? А место, где собираются христоубийцы, где преследуют крест,
где хулят Бога, не знают Отца, поносят Сына, отвергают благодать Духа,
где еще находятся и самые демоны, — такое место не более ли пагубно? Ибо
там (в языческом капище) нечестие явно и очевидно и не так легко
привлечет или обольстит человека умного и здравомыслящего; но здесь, в
синагоге, иудеи, говорящие о себе, что поклоняются Богу, отвращаются
идолов, имеют и почитают пророков, этими словами устраивают только
большую приманку и ввергают в свои сети людей простых и неразумных по их
неосторожности. Значит, нечестие как у иудеев, так и у язычников
одинаково, но обольщение у первых действует гораздо сильнее, потому что
у них не виден ложный жертвенник, на котором они закалывают не овец и
тельцов, а человеческие души. Словом, если ты уважаешь все иудейское, то
что у тебя общего с нами? Если иудейское важно и достойно уважения,
значит, наше ложно; но если наше истинно, а оно и в самом деле истинно,
то иудейское исполнено обмана. Говорю не о Писаниях, нет — они привели
меня ко Христу, но (говорю) о нечестии и нынешнем безумии иудеев. Но
пора уже показать, что там, в синагоге, живут и демоны, и не только в
этом месте, но и в самих душах иудеев. “Егда же нечистый дух, — сказал
Иисус Христос, — изыдет от человека, приходит сквозь безводная места,
ища покоя; и не обретая глаголет: возвращуся в дом мой, отнюду же
изыдох. И пришед, обрящет празден, пометен и украшен. Тогда идет и
поймет с собою седмь иных духов, лютейших себе, и вшедше, живут ту: и
будут последняя человеку тому горша первых. Тако будет и роду сему
лукавому” (Лк. 11, 24-26; Мф., 12, 43-45). Видишь, что демоны живут в
душах их, и нынешние — еще лютее прежних.
вследствие нечистоты собирающихся в нем. Так надобно судить и о
синагоге. Если там не стоит идол, зато живут демоны.
#42 | Феориев Х.Р. | 11.12.2018 11:00 | ответ на: #40 ( Инна Ш. ) »»
  
0
глаголя ему iисус: азъ есмь путь и истина и живот. ни кто же придеть къ Отцу токмо мною. Ин 14,6
О культурологии мусульман мы не говорим, не подменяйте.
Если действительно хотите разобраться, послушайте мученика от магометан Свящ. Даниила Сысоева, убиенного во храме, сразу после исповеди.

#45 | Феориев Х.Р. | 12.12.2018 16:01 | ответ на: #44 ( Невеселый Роман ) »»
  
1
ибо ныне православие отравлено аполлинариевой ересью приписок

Поясните что вы имели ввиду?

Фраза из знаменитой речи вселенского Патриарха Иеремии II, обращённой к царю Федору Иоанновичу, в которой он подтвердил и благословил идею России как Третьего Рима: “Так как Первый Рим впал в аполлинариеву ересь, а второй Рим, Константинополь, находится под властью неверных турок, то твоё великое Российское царство, о благочестивейший государь стало Третьим Римом и ты один под небесами являешься Христианским Императором для Христиан всего мира”.

Вроде Вы не глупый ,но постоянно оскорбляете оппонентов от чего и общаться нет желания, оказалось это от ереси Аполлинария(не свойственного ни кому разума)., ну и приписок от ветхого царствующего Рима.

не мните, яко прiидохъ разорити законъ, и пророки: не прiидохъ разорити, но наполнити.Мф 5,17.
слышасте яко речено бысть древьниимь: не убиеши иже бо убиеть повиненъ есть суду.
азъ же глаголю вамъ яко вьсякъ гневаяся на брата своего без ума повиненъ есть суду. иже бо речеть брату своему рака повиненъ есть съньмищу. а иже речеть буэ повиненъ есть геоне огненеи Мф 5; 21,22
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites