28 июля. Мучеников Кирика и Иулитты. Равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия.

15 июля по старому стилю / 28 июля по новому стилю
суббота
Седмица 9-я по Пятидесятнице. Глас 7.
Поста нет.

Мчч. Кирика и Иулитты (ок. 305).
Равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия (1015). Собор Киевских святых.
Мч. Авудима (IV).
Сщмч. Петра Троицкого диакона (1938).


Утр. – Ин., 36 зач., X, 9–16, или Мф., 55 зач., XIII, 44–54 1. Лит. – Равноап.: Гал., 200 зач., I, 11–19. Ин., 35 зач. (от полу'), X, 1–9.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия II вместо 36-го зачала Евангелия от Иоанна можно прочесть 55-е зачало Евангелия от Матфея.

Богослужение совершается по уставу великого праздника.
После литургии совершается молебен по особому чину.


Согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля богослужение следует совершать «по уставу великого праздника». По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в этот день надлежит ежегодно совершать торжественные богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви с совершением по окончании литургии молебна по особому чину.

На утрене величание: «Величаем тя, святый равноапостольный великий княже Владимире, и чтим святую память твою, идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго».

Тропарь равноапостольного великого князя Владимира, глас 4:
Уподо́бился еси́ купцу́, и́щущему до́браго би́сера,/ славнодержа́вный Влади́мире,/ на высоте́ стола́ седя́ ма́тере градо́в,/ богоспаса́емаго Ки́ева:/ испыту́я же и посыла́я к Ца́рскому гра́ду/ уве́дети правосла́вную ве́ру,/ обре́л еси́ безце́нный би́сер – Христа́,/ избра́вшаго тя, я́ко втора́го Па́вла,/ и оттря́сшаго слепоту́ во святе́й купе́ли,/ душе́вную вку́пе и теле́сную./ Те́мже пра́зднуем твое́ успе́ние,/ лю́дие твои́ су́ще,// моли́ спасти́ся держа́вы твоея́ Росси́йския нача́льником и мно́жеству владо́мых.

Кондак равноапостольного великого князя Владимира, глас 8:
Подо́бствовав вели́кому апо́столу Па́влу,/ в седи́нах, всесла́вне Влади́мире,/ вся я́ко младе́нческая мудрова́ния, я́же о и́долех тща́ния, оста́вль,/ я́ко муж соверше́нный, украси́лся еси́ Боже́ственнаго Креще́ния багряни́цею,/ и ны́не, Спа́су Христу́ в весе́лии предстоя́,// моли́ спасти́ся держа́вы Росси́йския нача́льником и мно́жеству владо́мых.

Величание:
Велича́ем тя,/ святы́й равноапо́стольный кня́же Влади́мире,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ и́долы попра́вшаго// и всю Росси́йскую зе́млю Святы́м Креще́нием просвети́вшаго.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Рим.14:6–9; Мф.15:32–39)
И в другой раз насытил Господь чудным насыщением сопровождавший Его народ, дабы показать, что Он готов всегда щедро наделять народ верующий. Он мог это делать и всякий раз, но не делал, чтоб не отучить от обычного образа жизни, Им же заведенного, утвержденного и поддерживаемого. Таково и общее Божие промышление. Главные всеобъемлющие действия промышления совершены вначале при устроении всех вещей; но, устроив все и пустив в ход, Бог не связал Себя ничем, а оставил за Собою свободу привтекать, когда нужно, и чрезвычай­ною помощью. Он действует, как хозяин в доме, который заводит порядки и, поддер­живая их, не вяжет себя, однако, ими, а относится к ним властно, с хозяйственным благонамерением.
Противники веры не понимают значения Божия промыш­ления и, расширяя его в мыслях своих далее должных пределов и не видя осуществления своих соображений на деле, отвергают самое промышление. Того промышления, которого они требуют, точно нет; но несомненно есть такое, какое угодно учредить и содержать Самому Господу Богу.


Икона мучеников Кирика и матери его Иулитты
Кирик был сыном знатной женщины из Иконии, святой Иулитты. В трехлетнем возрасте мученически пострадал вместе с матерью во время гонения Диоклетиана в городе Тарс.

Во время пыток матери младенец Кирик плакал и рвался к ней. Правитель Александр пробовал ласкать его, но мальчик вырывался и кричал: "Пустите меня к матери, я христианин". Правитель швырнул ребенка с высоты помоста на каменные ступени, мальчик покатился вниз, ударяясь об острые углы, и умер.

Мощи святых Кирика и Иулитты были обретены в царствование святого равноапостольного царя Константина (+337). В честь святых мучеников близ Константинополя был устроен монастырь, а недалеко от Иерусалима воздвигнут храм.

Князь Владимир
Святой равноапостольный великий князь Владимир. Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внук святой равноапостольной Ольги, сын Святослава († 972). Мать его, Малуша († 1001) – дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его, Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.

«Вещая дева» Малуша стала христианкой (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов. Тем и полюбилась она суровому воину Святославу, который, против воли матери, сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей «ключницы», пленницы, рабыни с сыном Святославом, наследником великого Киевского княжения, отправила Малушу на свою родину в весь неподалеку от Выбут. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир – владеющий миром, владеющий особым даром мира.

В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую Землю меж тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли, Олег, в Новгороде – Владимир. Первые годы княжения мы видим Владимира яростным язычником. Он возглавляет поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, «давшего великую волю христианам», и вступает 11 июня 978 года в Киев, став «единодержцем» Киевского государства, «покорив окрестные страны, одни – миром, а непокорных – мечем».

Молодой Владимир предавался бурной чувственной жизни, хотя далеко не был таким сластолюбцем, каким его иногда изображают. Он «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры.

Но Господь готовил ему иное поприще. Где умножается грех, там, – по слову Апостола, – преизобилует благодать. «И прииде на него посещение Вышнего, призре на него Всемилостиве око Благого Бога, и воссияла мысль в сердце его, да разумеет суету идольского прельщения, да взыщет Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое». Дело принятия Крещения облегчалось для него внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежных полководцев Варды Склира и Варды Фоки, каждый из которых уже примеривал царскую корону. В трудных условиях императоры, братья-соправители Василий Болгаробойца и Константин, обратились за помощью к Владимиру.

События развивались быстро. В августе 987 года Варда Фока провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь, осенью того же года послы императора Василия были в Киеве. «И истощились богатства его (Василия), и побудила его нужда вступить в переписку с царем Руссов. Они были его врагами, но он просил у них помощи, – пишет о событиях 980-х годов один из арабских хронистов. – И царь Руссов согласился на это, и просил свойства с ним».

В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны, что было для византийцев неслыханной дерзостью. Принцессы крови никогда не выходили замуж за «варварских» государей, даже христиан. В свое время руки той же Анны домогался для своего сына император Оттон Великий, и ему было отказано, но сейчас Константинополь вынужден был согласиться.

Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам шесть тысяч варягов, принять святое Крещение и при этом условии получить руку царевны Анны. Так в борьбе человеческих устремлений воля Божия определила вхождение Руси в благодатное лоно Церкви Вселенской. Великий князь Владимир принимает Крещение и направляет в Византию военную подмогу. С помощью русских мятеж был разгромлен, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные неожиданным избавлением, не торопятся выполнить свою часть уговора.

Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир «вборзе собра вся своя» и двинул «на Корсунь, град греческий», древний Херсонес. Пал «неприступный» оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Удар был настолько чувствителен, что эхо его отозвалось по всем Византийским пределам.

Решающий довод снова был за Владимиром. Его послы, воевода Олег и Ждьберн, прибыли вскоре в Царьград за царевной. Восемь дней ушло на сборы Анны, которую братья утешали, подчеркивая значительность предстоящего ей подвига: способствовать просвещению Русского государства и земли их, сделать их навсегда друзьями Ромейской державы. В Тавриде ее ждет святой Владимир, к титулам которого прибавился новый, еще более блестящий – цесарь (царь, император). Надменным владыкам Константинополя пришлось уступить и в этом – поделиться с зятем цесарскими (императорскими) инсигниями. В некоторых греческих источниках святой Владимир именуется с того времени «могущественным басилевсом», он чеканит монеты по византийским образцам и изображается на них со знаками императорской власти: в царской одежде, на голове – императорская корона, в правой руке – скипетр с крестом.

С царевной прибыл посвященный святым Патриархом Николаем II Хризовергом на Русскую кафедру митрополит Михаил со свитой, клиром, многими святыми мощами и другими святынями. В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил святого Андрея Первозванного, свершилось венчание святого равноапостольного Владимира и блаженной Анны, напомнив и подтвердив исконное единство благовестия Христова на Руси и в Византии. Корсунь, «вено царицы», был возвращен Византии. Великий князь весной 988 года отправляется с супругой через Крым, Тамань, Азовские земли, входившие в состав его обширных владений, в обратный путь к Киеву. Впереди великокняжеского поезда с частыми молебнами и несмолкающими священными песнопениями несли кресты, иконы, святые мощи. Казалось, сама Святая Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли, и обновленная в купели Крещения Святая Русь открывалась навстречу Христу и Его Церкви.

Наступило незабываемое и единственное в русской истории утро Крещения киевлян в водах Днепра. Накануне святой Владимир объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг». Священное желание святого князя было исполнено беспрекословно: «в одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом».

Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося молитвами святого равноапостольного Владимира в русском народе, во всей его жизни, во всем мировоззрении. В чистых киевских водах, как в «бане пакибытия», осуществилось таинственное преображение русской духовной стихии, духовное рождение народа, призванного Богом к невиданным еще в истории подвигам христианского служения человечеству. – «Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря Православия явилась, и Солнце Евангельское землю нашу осияло». В память священного события, обновления Руси водою и Духом, установился в Русской Церкви обычай ежегодного крестного хода «на воду» 1 августа, соединившийся впоследствии с празднеством Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, общим с Греческой Церковью, и русским церковным празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (установленным святым Андреем Боголюбским в 1164 году). В этом соединении праздников нашло точное выражение русское Богословское сознание, для которого неразрывны Крещение и Крест.

Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие требища, иссечь истуканов, а на месте их рубить по холмам церкви, освящать престолы для Бескровной Жертвы. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути «из варяг в греки» – словно путеводные знаки, светочи народной святости. Прославляя храмоздательные труды равноапостольного Владимира, автор «Слова о законе и благодати», святитель Иларион, митрополит Киевский, восклицал: «Капища разрушаются, и церкви поставляются, идолы сокрушаются и иконы святых являются, бесы убегают, Крест грады освящает». С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, святой Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников (память 12 июля). Великолепный храм, призванный стать местом служения митрополита Киевского и всея Руси, первопрестольным храмом Русской Церкви, строился пять лет, был богато украшен настенной фресковой живописью, крестами, иконами и священными сосудами, привезенными из Корсуня. День освящения храма Пресвятой Богородицы, 12 мая (в некоторых рукописях – 11 мая), святой Владимир повелел внести в месяцесловы для ежегодного празднования. Событие было соотнесено с существовавшим уже праздником 11 мая, связывавшим новый храм двойной преемственностью. Под этим числом отмечается в святцах церковное «обновление Царьграда» – посвящение святым императором Константином новой столицы Римской империи, Константинополя, Пресвятой Богородице (в 330 году). В тот же день при святой равноапостольной Ольге освящен в Киеве храм Софии – Премудрости Божией (в 960 году). Святой равноапостольный Владимир, освятив кафедральный собор Пресвятой Богородицы, посвящал тем самым, вслед за равноапостольным Константином, стольный град Земли Русской, Киев, Владычице Небесной.

Тогда же святым Владимиром была пожалована Церкви десятина, почему и храм, ставший центром общерусского сбора церковной десятины, нарекли Десятинным. Древнейший текст уставной грамоты, или церковного Устава, святого князя Владимира гласил: «Се даю церкви сей Святыя Богородицы десятину из всего своего княжения, и тако же и по всей земле Русской от всего княжья суда десятую векшу, из торгу – десятую неделю, а из домов на всяко лето – десятое всякого стада и всякого жита, чудной Матери Божией и чудному Спасу». Устав перечислял также «церковных людей», освобождавшихся от судебной власти князя и его тиунов, подлежавших суду митрополита.

Летопись сохранила молитву святого Владимира, с которой он обратился к Вседержителю при освящении Успенского Десятинного храма: «Господи Боже, призри с Небесе и виждь, и посети винограда Своего, яже насади десница Твоя. И сверши новые люди сии, им же обратил еси сердце и разум – познати Тебя, Бога Истинного. И призри на церковь Твою сию, юже создал недостойный раб Твой во имя Рождшей Тя Матери, Приснодевы Богородицы. Аще кто помолится в церкви сей, то услыши молитву его, молитв ради Пречистой Богородицы».

С Десятинной церковью и епископом Анастасом некоторые историки связывали начало русского летописания. При ней были составлены Житие святой Ольги и сказание о варягах-мучениках в их первоначальном виде, а также «Слово о том, како крестися Владимир возмя Корсунь». Там же возникла ранняя, греческая редакция Жития святых мучеников Бориса и Глеба.

Киевскую митрополичью кафедру при святом Владимире занимали последовательно митрополиты святой Михаил († 15 июня 991), митрополит Феофилакт, переведенный в Киев с кафедры Севастии Армянской (991–997), митрополит Леонтий (997–1008), митрополит Иоанн I (1008–1037). Их трудами были открыты первые епархии Русской Церкви: Новгородская (первым ее предстоятелем был святитель Иоаким Корсунянин († 1030, составитель Иоакимовской летописи), Владимиро-Волынская (открыта 11 мая 992 года), Черниговская, Переяславская, Белгородская, Ростовская. «Сице же и по всем грады и по селам воздвизахуся церкви и монастыри, и умножахуся священницы, и вера православная цветяше и сияше яко солнце». Для утверждения веры в новопросвещенном народе нужны были ученые люди и школы для их подготовки. Поэтому святой Владимир со святым митрополитом Михаилом «начаша от отцов и матерей взимати младые дети и давати в училище учитися грамоте». Такое же училище устроил святитель Иоаким Корсунянин († 1030) в Новгороде, были они и в других городах. «И бысть множество училищ книжных, и бысть от сих множество любомудрых философев».

Святой Владимир твердой рукой сдерживал на рубежах врагов, строил города, крепости. Им построена первая в русской истории «засечная черта» – линия оборонительных пунктов против кочевников. «Нача ставити Володимер грады по Десне, по Выстри, по Трубежу, по Суле, по Стугне. И населил их новгородцами, смольнянами, чудью и вятичами. И воевал с печенегами и одолевал их». Действенным оружием часто была мирная христианская проповедь среди степных язычников. В Никоновской летописи под 990 годом записано: «Того же лета приидоша из болгар к Володимеру в Киев четыре князя и просветишася Божественным Крещением». В следующем году «прииде печенегский князь Кучуг и прият греческую веру, и крестися во Отца и Сына и Святого Духа, и служаше Владимиру чистым сердцем». Под влиянием святого князя крестились и некоторые видные иноземцы, например, живший несколько лет в Киеве норвежский конунг (король) Олаф Трюггвасон († 1000), знаменитый Торвальд Путешественник, основатель монастыря святого Иоанна Предтечи на Днепре под Полоцком, и другие. В далекой Исландии поэты-скальды назвали Бога «хранителем греков и русских».

Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира: по воскресеньям и большим церковным праздникам после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, славословили хоры, «калики перехожие» пели былины и духовные стихи. Например, 12 мая 996 года по поводу освящения Десятинной церкви князь «сотвори пирование светло», «раздавая имения много убогим, и нищим, и странникам, и по церквам и по монастырям. Больным же и нищим доставлял по улицам великие кады и бочки меду, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все приходили и ели, славя Бога». Пиры устраивались также в честь побед киевских богатырей, полководцев Владимировых дружин – Добрыни, Александра Поповича, Рогдая Удалого.

В 1007 году святой Владимир перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна. После ее кончины князь вступил в новый брак – с младшей дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена, внучкой императора Оттона Великого.

Эпоха святого Владимира была ключевым периодом для государственного становления православной Руси. Объединение славянских земель и оформление государственных границ державы Рюриковичей происходили в напряженной духовной и политической борьбе с соседними племенами и государствами. Крещение Руси от православной Византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения. Главным врагом святого Владимира стал Болеслав Храбрый, в планы которого входило широкое объединение западнославянских и восточнославянских племен под эгидой католической Польши. Это соперничество восходит еще ко времени, когда Владимир был язычник: «В лето 6489 (981). Иде Володимер на ляхи и взя грады их, Перемышль, Червень и иные грады, иже есть под Русью». Последние годы Х столетия также наполнены войнами святого Владимира и Болеслава.

После кратковременного затишья (первое десятилетие ХI века) «великое противостояние» вступает в новую фазу: в 1013 году в Киеве был раскрыт заговор против святого Владимира: Святополк Окаянный, женившийся на дочери Болеслава, рвался к власти. Вдохновителем заговора был духовник Болеславны, католический епископ Колобжегский Рейберн.

Заговор Святополка и Рейберна был прямым покушением на историческое существование Русского государства и Русской Церкви. Святой Владимир принял решительные меры. Все трое были арестованы, и Рейберн вскоре скончался в заточении.

Святой Владимир не мстил «гонящим и ненавидевшим» его. Принесший притворное покаяние Святополк был оставлен на свободе.

Новая беда назревала на Севере, в Новгороде. Ярослав, еще не столь «мудрый», каким он вошел позже в русскую историю, ставший в 1010 году держателем Новгородских земель, задумал отложиться от своего отца, великого князя Киевского, завел отдельное войско, перестал платить в Киев обычную дань и десятину. Единству Русской земли, за которое всю жизнь боролся святой Владимир, угрожала опасность. В гневе и скорби князь повелел «мосты мостить, гати гатить», готовиться к походу на Новгород. Силы его были на исходе. В приготовлениях к последнему своему, к счастью несостоявшемуся, походу креститель Руси тяжело заболел и предал дух Господу в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года. Он правил Русским государством тридцать семь лет (978–1015). из них двадцать восемь лет прожил во святом Крещении.

Готовясь к новой борьбе за власть и надеясь в ней на помощь поляков, Святополк, чтобы выиграть время, пытался скрыть смерть отца. Но патриотически настроенные киевские бояре тайно, ночью, вывезли тело почившего государя из Берестовского дворца, где сторожили его люди Святополка, и привезли в Киев. В Десятинной церкви гроб с мощами святого Владимира встретило киевское духовенство во главе с митрополитом Иоанном. Святые мощи были положены в мраморной раке, поставленной в Климентовском приделе Десятинного Успенского храма рядом с такой же мраморной ракой царицы Анны...

Имя и дело святого равноапостольного Владимира, которого народ назвал Красным Солнышком, связано со всей последуюшей историей Русской Церкви. «Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали», – засвидетельствовал святитель Иларион. Подвиг его продолжили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви – до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором (в 1589 году) Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.

Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.

Но церковное почитание святого князя началось на Руси значительно ранее. Митрополит Иларион, святитель Киевский († 1053), в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у раки его в Десятинном храме, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина, и сравнивает его апостольское благовестие Русской Земле с благовестием святых апостолов.

Му­че­ник Аву­дим Те­не­дос­ский по­стра­дал за Хри­ста в IV ве­ке при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане.

Собор Киевских святых
Собор Киевских святых, празднование Русской Православной Церкви
Празднуется 15 июля

Празднование Собора Киевских святых было установлено решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 10 февраля 2011 года. Празднование внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 июля 2012 года [1].

Празднование было приурочено к 15/28 июля, дню памяти равноапостольного великого князя Владимира. Вначале был утвержден основной список святых. 15 мая 2013 года распоряжением митрополита Владимира в Собор был включен апостол Андрей Первозванный.

В лике Киевских святых прославляются:
Ап. Андрей Первозванный (+ ок. 67, память 30 ноября)
Равноап. кн. Ольга (+ 969, память 11 июля)
Мч. варяг Иоанн (+ 983, память 12 июля)
Мч. варяг Феодор (+ 983, память 12 июля)
Свт. Михаил, митр. Киевский (+ 992/998, память 15 июня, 30 сентября)
Равноап. вел. кн. Владимир (+ 1015, память 15 июля)
Блгв. кн. Борис, страстотерпец (+ 1015, память 2 мая, 24 июля)
Блгв. кн. Глеб, страстотерпец (+ 1015, память 2 мая, 24 июля, 5 сентября)
Прп. Моисей Угрин, инок Печерский (+ ок. 1043/после 1051, память 26 июля)
Блгв. кн. Ярослав Мудрый (+ 1054, память 20 февраля)
Прп. Дамиан Пресвитер, инок Печерский (+ 1062-1074, память 5 октября)
Прп. Варлаам, игум. Печерский (+ 1065, память 19 ноября)
Свт. Николай, еп. Переяславский (+ 1072)
Прп. Антоний Печерский (+ 1073, память 10 июля, 2 сентября)
Прп. Феодосий Печерский (+ 1074, память 3 мая, 14 августа, 3 сентября)
Прп. Матфей Прозорливый, ин. Печерский (+ 1078-1088, память 5 октября)
Прп. Никон Великий, игум. Печерский (+ 1088, память 23 марта)
Свт. Николай, еп. Тмутараканский (+ 1089)
Свт. Лука, еп. Белгородский (+ не ранее 1089)
Свт. Исаия, еп. Ростовский (+ 1090, память 15 мая, 23 мая)
Прп. Исаакий Затворник (+ ок. 1090, память 14 февраля)
Прмч. Григорий Печерский, Чудотворец (+ 1093, память 8 января)
Свт. Стефан, еп. Владимиро-Волынский (+ 1094, память 27 апреля)
Свт. Марин, еп. Юрьевский (+ не ранее 1095)
Свт. Герман, еп. Новгородский (+ 1096)
Прмч. Василий Печерский (+ между 1096-1099, память 11 августа)
Прмч. Феодор Печерский (+ между 1096-1099, память 11 августа)
Прмч. Евстратий Печерский (+ 1097, память 28 марта)
Прп. Ефрем Печерский, митр. Переяславский (+ ок. 1098, память 28 января)
Свт. Ефрем, еп. Суздальский (Ростовский) (рубеж XI и XII вв.?)
Прп. Иеремия Прозорливый, инок Печерский (2-я пол. XI, память 5 октября)
Свт. Иларион, митр. Киевский (2-я пол. XI в., память 21 октября)
Прп. Агапит Лекарь, инок Печерский (рубеж XI-XII вв., память 1 июня)
Прп. Алипий Иконописец, инок Печерский (рубеж XI-XII, память 17 августа)
Прпп. Двунадесять зодчих и иконописцев Великой церкви Печерской (рубеж XI-XII)
Прп. Марк Гробокопатель, инок Печерский (рубеж XI-XII, память 29 декабря)
Присп. Никон Сухой, инок Печерский (рубеж XI-XII, память 11 декабря)
Прпп. Феофил Слезоточивый, инок Печерский (рубеж XI-XII, память 29 декабря)
прп. Леонтий, игумен Зверинецкий (XI-XIII)
прп. Маркиан, игумен Зверинецкий (XI-XIII)
прп. Михаил, игумен Зверинецкий (XI-XIII)
прп. Иона, игумен Зверинецкий (XI-XIII)
прп. Мина, игумен Зверинецкий (XI-XIII)
прп. Климент, игумен Зверинецкий (XI-XIII)
прп. Мануил, игумен Зверинецкий (XI-XIII)
прп. Андроник Пещерник, инок Зверинецкий (XI-XIII)
прп. Феодор Калика, инок Зверинецкий (XI-XIII)
прп. Леонтий, игумен Зверинецкий (XI-XIII)
прп. Маркиан, игумен Зверинецкий (XI-XIII)
прп. Михаил, игумен Зверинецкий (XI-XIII)
прп. Иона, игумен Зверинецкий (XI-XIII)
прп. Мина, игумен Зверинецкий (XI-XIII)
прп. Климент, игумен Зверинецкий (XI-XIII)
прп. Мануил, игумен Зверинецкий (XI-XIII)
прп. Андроник Пещерник, инок Зверинецкий (XI-XIII)
прп. Феодор Калика, инок Зверинецкий (XI-XIII)
Прп. Прохор Лебедник, инок Печерский (+ 1107, память 10 февраля)
Свт. Никита, еп. Новгородский (+ 1108, память 31 января, 30 апреля, 14 мая)
Прп. Пимен Многоболезненный, инок Печерский (+ ок. 1110 г., память 7 августа)
Прп. Анна (Янка) Киевская (†1112)
Прп. Нестор Летописец, ин. Печерский (+ 1113-1116, память 27 октября)
Прмч. Кукша, инок Печерский (+ после 1114, память 27 августа)
Свт. Мина, еп. Полоцкий (+ 1116, память 20 июня)
Свт. Феоктист, еп. Черниговский (+ 1123, память 5 августа)
Блгв. кн. Владимир Мономах (+ 1125)
Прп. кн. и ин. Никола Святоша, Черниговский, Печерский (+ 1143, память 14 октября)
Блгв. вел. кн. и ин. Игорь, страстотерпец (+ 1147, память 5 июня, 19 сентября)
Прп. Онисифор Исповедник, инок Печерский (+ 1148, память 9 ноября)
Свт. Симон, епископ Суздальский (+ 1-ая пол. XII в.)
Свт. Нифонт, еп. Новгородский (+ 1156, память 8 апреля)
Свт. Константин, митр. Киевский (+ 1159, память 5 июня)
Прп. Еразм, инок Печерский (+ ок. 1160, память 24 февраля)
Блгв. кн. Ростислав (+ 1167, память 14 марта)
Прп. Афанасий Затворник (в Ближних пещерах почивающий), инок Печерский (+ ок. 1176, память 2 декабря)
Прп. Герасим Вологодский (+ 1178, память 4 марта)
Прп. Поликарп, архим. Печерский (+ 1182, память 24 июля)
Прп. Илия Муромец, ин. Печерский (+ ок. 1188, память 19 декабря)
Прп. Арефа, инок Печерский (+ не позже 1190, память 24 октября)
Прп. Тит, инок Печерский (+ 1190, память 27 февраля)
Свт. Лаврентий, еп. Туровский (+ 1194, память 29 января)
Прп. Иоанн Многострадальный, инок Печерский (+ между 1173-1214 гг., память 18 июля)
Прп. Никодим Просфорник, инок Печерский (+ XII в., память 31 октября)
Прп. Спиридон Просфорник, инок Печерский (+ XII, память 31 октября)
Свт. Симон, еп. Владимирский и Суздальский (+ 1226, память 10 мая)
Сщмч. Лукиан Печерский (+ 1240, память 15 октября)
Свт. Серапион, еп. Владимирский (+ 1275, память 12 июля)
Свт. Петр Московский, митр. Киевский (+ 1326, память 24 августа, 21 декабря)
Свт. Феогност, митр. Киевский (+ 1353, память 14 марта)
Свт. Алексий Московский, митр. Киевский (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая)
Свт. Дионисий, архиеп. Суздальский (+ 1385, память 26 июня, 15 октября)
Свт. Киприан, митр. Киевский (+ 1406, память 27 мая, 16 сентября)
Прп. Стефан Махрищский, игум. (+ 1406, память 14 июля)
Свт. Арсений, еп. Тверской (+ 1409, память 2 марта)
Прп. Феодор, кн. Острожский и ин. Печерский (+ ок. 1410, память 11 августа)
Свт. Фотий, митр. Киевский (+ 1431, память 27 мая, 2 июля)
Прп. Игнатий, архимандрит Печерский (+ 1435, память 20 декабря)
Свт. Иона Московский, митр. Киевский (+ 1461, память 31 марта, 27 мая, 15 июня)
Свт. Феофил, архиеп. Новгородский (+ ок. 1482-1484, память 26 октября)
Прп. Косма Яхромский, игум. (+ 1492, память 18 февраля, 14 октября)
Сщмч. Макарий, митр. Киевский (+ 1497, память 1 мая)
Прав. кн. Иулиания Ольшанская (+ ок. 1540-1550, память 6 июля)
Свт. Петр (Могила), митр. Киевский (+ 1646, память 31 декабря)
Сщмч. Афанасий (Филиппович), игум. Брестский (+ 1648, память 20 июля, 5 сентября)
Свт. Феодосий (Углицкий), архиеп. Черниговский (+ 1696, память 5 февраля, 9 сентября)
Свт. Димитрий (Туптало), митр. Ростовский (+ 1709, память 21 сентября, 28 октября)
Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский (+ 1715, память 10 июня)
Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский (+ 1731, память 9 февраля, 26 ноября)
Свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский (+ 1754, память 4 сентября, 10 декабря)
Свт. Павел (Конюскевич), митр. Тобольский (+ 1770, память 4 ноября)
Свт. Софроний (Кристалевский), еп. Иркутский (+ 1771, память 30 марта, 30 июня)
Сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский (+ 1772, память 28 февраля)
Прп. Досифея Китаевская, Киевская затворница (+ 1777, память 25 сентября)
Прп. Александра (Мельгунова), Дивеевская (+ 1789, память 13 июня)
Прп. Олимпиада (Стригалева), Арзамасская (+ 1828)
Прп. Елена (Бехтеева), инокиня Киево-Флоровская (+ 1834, память 23 марта)
Свт. Мелетий (Леонтович), архиеп. Харьковский (+ 1840, память 12 февраля)
Свт. Антоний (Смирницкий), архиеп. Воронежский (+ 1846, память 10 мая, 20 декабря)
Прп. Феофил Киевский, блаженный, иеросхим. (+ 1853)
Прп. Парфений (Краснопевцев), иеросхим. Печерский (+ 1855)
Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский (+ 1857)
Свт. Филарет (Амфитеатров), митр. Киевский (+ 1857, память 21 декабря)
Прп. Вонифатий (Виноградский), игум. Феофановский (+ 1871) [3]
Прп. Димитра (Егорова), Киево-Введенская (+ 1878)
Прп. Паисий (Яроцкий), блаженный, ин. Печерский (+ 1893)
Свт. Феофан (Говоров), еп. Тамбовский, затворник Вышенский (+ 1894, память 10 января)
Прп. вел. кн. Анастасия, ин. Киево-Покровская (+ 1900, память в четверг Светлой седмицы)
Прп. Иона Киевский, в схиме Петр (+ 1902)
Прп. Гавриил, архимандрит Афонский (+ 1905)
Прп. Алексий Голосеевский (+ 1917)
Сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Киевский (+ 1918, память 25 января)
Сщмч. Иоасаф (Жевахов), еп. Могилевский (+ 1937, память 22 ноября)
Сщмч. Константин (Дьяков), митр. Киевский (+ 1937)
Присп. Кукша Одесский, схиигум. (+ 1964)

Комментарии участника: Лидия Новикова (2)

Всего: 2 комментария
#1 | Лилия Никул | 27.07.2018 13:30
  
1
Ну, вот, Крестный ход 2018 состоялся!
По предварительным данным приняло участие 250 (!!) тысяч человек. СПЛОШНАЯ ЛЮДСКАЯ РЕКА РАСТЯНУЛАСЬ ОТ ВЛАДИМИРСКОЙ ГОРКИ ДО КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ. Потрясающее зрелище!
И как не препятствовали власти, это настоящее ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ! Превозошгло все ожидания. Это самый многочисленный Крестный ход на последние годы.
28 ИЮЛЯ 2018 года Крестный Ход в Киеве на Крещения Руси на Владимирской горке


ДО СЛЁЗ! РАДОСТЬ!!!

250 000!!!!!!!!!!!
Можем!!! Потому что ЕДИНЫ!
Потому что с нами Бог!
#2 | Лилия Никул | 27.07.2018 13:39
  
1
С Днём Крещения СВЯТОЙ РУСИ!!!

Слово в день памяти св. князя Владимира
   Тропарь великого Божьего угодника равноапостольного князя Владимира начинается такими словами: «Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире».
   Как это уподобился он купцу, ищущему драгоценных жемчужин? Он искал среди всех вер самую святую, самую чистую, самую правую, и он нашел ее в вере православной.
   Он нашел драгоценное сокровище, бесценный бисер Господа Иисуса Христа. А найдя его, крестился сам и крестил весь русский народ.
   О как огромно было значение этого события!
   Он крестил весь русский народ; он уподобился великому равноапостольному Константину, императору Византийскому, который утвердил во всей Римской империи веру христианскую.
   Но тот жил уже в IV веке по Р.Х., когда свет христианства разлился по всей его империи. А русский князь Владимир был темным язычником, жил во тьме язычества. Он знал только своих ложных богов, и смотрите, несмотря на то, что его сердце не озарял еще свет Христов, он познал все значение, всю драгоценность веры христианской, и он крестил весь русский народ.
   Над чем больше всего должны призадуматься мы, когда помышляем о крещении Руси? Мы прежде всего должны изумляться тому, с какой огромной быстротой, с какой силой во всей земле Российской утвердилась вера христианская: уже два сына св. Владимира – Борис и Глеб – стали мучениками, стали святыми.
   И вскоре, вскоре после крещения Руси возникло на Руси монашество, возникла Киево-Печерская лавра, появились Господом явленные величайшие светочи веры Христовой – преподобные Антоний и Феодосий, и вся Лавра населилась множеством преподобных.
   И знаете вы, как много гробов этих святых, этих преподобных сохранилось и до наших дней, как много мощей их почивает и ныне в пещерах Киево-Печерской Лавры.
   Свет Христов стал разливаться отсюда, из этих тесных пещер: с самых ранних времен велико было число иноков Киево-Печерских, воссиявших миру христианскому, велико число святителей, вышедших из нее, как святитель Никита, епископ Новгородский, Серапион-епископ, а за ними и многие другие.
   Шло время, и все больше, все ярче и ярче разливался свет Христов по земле русской. Воссияли народу нашему святители Петр, Алексий, Филипп, Иона и Гермоген. Светом Христовым из лесов дальнего севера, из своих дальних обителей, светили миру великие угодники Божии, преподобные Кирилл Белозерский, Нил Сорский, Зосима и Савватий Соловецкие. Светили миру также величайшие святые как Сергий Радонежский, как Серафим Саровский.
   Так было не только в России, не только при крещении Руси. Божия сила с такой поразительной быстротой обращала людей не только в эти годы, а и гораздо ранее, за много веков до крещения Руси.
   Знаем из жития мучеников, что часто-часто бывало подобное: язычников, даже тех воинов, которые истязали и мучили святых, вдруг внезапно озарял свет Божественный.
   Они, совершенно не зная учения Христова, видели, как страдали мученики за Христа, видели, с какой твердостью, с какой решимостью претерпевали они ужаснейшие муки за Христа – и внезапно обращались ко Христу, внезапно осиявал их свет Христов.
   И они, эти язычники, эти грубые воины, объявляли себя христианами и становились тоже мучениками, ибо злые мучители избивали их во множестве. Это изумительно, это поразительно, с какой огромной силой, с какой несказанной быстротой имя Христово, слово Христово обращало из тьмы язычества к свету христианства души человеческие.
   Когда крестил святой Владимир русских людей, тогда очень многие, большинство, пожалуй, даже огромное большинство, с великой радостью восприняли благодать крещения.
   Они вдруг внезапно поняли всю ложность, всю суетность своей языческой религии. Внезапно озарил их свет Христов, и они всем сердцем возжелали правды Божией.
   Однако не все, ибо знаем из истории, что долгие годы после крещения Руси шла борьба между язычеством и христианством. Было немало закоренелых язычников, противившихся принятию веры Христовой. Это тоже немаловажный факт.
   Народ разделился на тех, которые увидели в проповеди о Христе великий Божественный свет, увидели правду Христову, и на тех, которые не хотели видеть этой правды, держались своих языческих богов.
   Это то, что происходило во все века, что происходит и до сих пор, ибо род человеческий делится на две части: на тех, сердце которых воспринимает с блаженной радостью учение Христово, и на тех, которым чуждо или ненавистно это учение, которые отвергают его, закрывая глаза свои от яркого света Христова, ослепляющего их.
   В то давнее время, когда крестил Владимир Русь, не было еще того, что видим в мире теперь: не было еще той глубокой социальной неправды, неправды государственных и общественных отношений, которая возросла позже – возросла до невыносимости.
   Люди, которых крестил св. Владимир, были чужды того стремления, которое воодушевляет людей нашего времени: они не помышляли о правде социальной, ибо тогда не велика еще была социальная неправда.
   Они помышляли о правде Божией, о правде высшей, и потому с такой радостью открыли свои сердца пред проповедью этой высшей Божьей правды.
   А те, которые в дремучих лесах противились проповеди о Христе, стремясь сохранить свою языческую веру, они кто такие? Это люди, которым не нужна Божия правда, которым нужна только правда земная.
   Это были люди, не стремившиеся к высшей правде, не помышлявшие о вечности, о Царстве Божием, а помышлявшие только о том, чтобы здесь на земле прожить жизнь беспечно, сытно, в довольстве.
   Потому было достаточно для них их идолов, олицетворявших их низменные стремления к благам земным. Они не хотели расстаться с этими благами, не нужна им была высшая правда, потому всеми силами защищали они язычество. Но в конце концов правда Христова победила: погибли языческие боги, исчезли с лица земли. А теперь что видим мы? Видим, что огромные массы народа с великим воодушевлением и радостью приветствуют тех, кто говорит о правде земной, о правде государственных и общественных отношений.
   Велика эта правда, чиста эта правда, и все стремятся к ней, стремимся и мы – христиане. И мы не терпим неправды, не терпим того, что сильные и богатые угнетают бедных и слабых.
   И мы хотим равенства, и мы враги войны, той проклятой войны, которую затевают те, которым нужна власть золота, власть денег.
   Но мы стремимся не только к этой социальной правде, мы алчем и жаждем правды Божией, мы алчем и жаждем того, чтобы воцарился среди людей не только мир земной, но и мир высший, нисходящий от Бога.
   Слышите: мы ищем высшей Божьей правды. Мы радуемся ей так, как радовалась лучшая часть народа русского, который крестил святой Владимир во имя высшей Божьей правды.
   Все ли помышляем о ней, все ли стремимся к ней? Нет близких к язычеству?
   А близок к язычеству тот, кто помышляет только о благах земных, кто отвергает Божию правду. Если есть среди вас такие, обратитесь ко Христу, обратитесь к высшей Божественной правде. Будьте подобны тем русским людям, которые восприняли свет Христов, крещенные святым Владимиром.
   Обратите сердца свои к Богу нашему, Спасителю нашему Иисусу Христу и от Него ждите, чтобы Он водворил, если не на этой земле, то в своем горнем Иерусалиме Свою Божественную правду.
   Стремитесь все к высшей правде.
   И да поможет нам Господь Иисус Христос в этом стремлении и да воздадим все мы славу Ему за то, что озарил Он древних предков наших Своим светом Божественным, а нам, далеким потомкам их, дал быть проводниками этого высшего света.
   Аминь.
   28 июля 1951 г.
Святитель Лука(Войно-Ясенецкий)
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU