Евхаристия – таинство Царства Бога: за жизнь Мiра – Мiру Мир
к ключевым смыслам – опыты молитвы, веры и целостного осмысления
Аннотация.
Данная статья – исследовательская, как авторский опыт смыслового комментария к Евхаристии. Это – опыт понимания ключевых смыслов Евхаристии, обретаемых в ее собственном словесном теле (непосредственно – в словесной Службе). – На известном Библейском материале и на известном материале последования Евхаристии показана возможность обретения как бы неизвестных, но легко узнаваемых смыслов.
В данной статье принято за основу, что главный ключевой смысл Евхаристии – это соработничество Бога и Человека в деле строительства Небесного Царства, как на Небе, так и на Земле. И показано, что это, по существу, есть явление в Мiръ Пресвятой Троицы через исполнение Церкви – явление ликующей радости Встречи Лица- к-лицу.
В статье также показано, как этот главный ключевой смысл Евхаристии, во-первых, определяет ее, как таковую. Во-вторых, полагает целостность ее чина и, в данной связи, образует и структурирует его, образуя восемь ключевых смыслов последования Евхаристии: собирание Собора; собирание Соборного дара; собирание Соборного мира; поклонение Христу и вход во Святое; преложение Соборного мира в Христов Мир; вход в Святое Святых; собирание Христова Мира в Христа; опыт полноты Троического Богопознания.
И, в-третьих, целеполагает ее целостное восприятие и понимание и, как следствие, также целеполагает личное (активное) участие в ней каждого из собравшихся в Церковь. И, в этой связи, побуждает его вносить во все проявления своей жизни слышанное и виденное на Евхаристии.
...
В данной статье предпринята попытка изложения (непосредственно через текст ее последования), так сказать, собственных смыслов Евхаристии, Евхаристии – как бы самое по себе. Как бы – помимо и вне жесткой привязки к конкретным обстоятельствам истории становления ее чина и к исторически образовавшимся моментам ее понимания и толкования.
Ибо: Евхаристия, по существу, пришла из области вечного, даже, правильней, – из предвечного (от Пресвятой Троицы, а не от человеков), постепенно прорастая во времени и в Народе Бога. Она образована Свыше (как бы – из предначертанного, предзаданного). Она есть явление Пресвятой Троицы через исполнение Церкви, как Ее (Троицы) подобного образа.
(Поэтому Евхаристия вовлекает – содержит в себе квинтэссенцию всей Евангельской истории, в некотором роде и превосходя ее. А в Евангельскую историю, в свою очередь, вовлечена, в преобразованном виде, вся история Мiра. Евхаристия – это созидание Народа Бога: да будете едины вы, как едины Мы. (См. Ин. 17:22))
Данная статья – изложение возможного понимания ключевых смыслов Литургической Евхаристии, обретаемых в ее собственном словесном теле (непосредственно – в словесной Службе): на известном материале последования Службы показана возможность обретения как бы неизвестных, но легко узнаваемых смыслов.
Квинтэссенция которых представляет из себя следующее:
– собирание Собора;
– собирание Соборного дара;
– собирание Соборного мира;
– поклонение Христу и вход во Святое;
– преложение Соборного мира в Христов Мир;
– вход в Святое Святых;
– собирание Христова Мира в Христа;
– опыт полноты Троического Богопознания;
и заключаемая обращением к Христу Спасителю сделать участников Евхаристии достойными в их земной жизни Его Воскресение петь и славить.
Данные восемь ключевых смыслов Литургической Евхаристии есть последовательно-целостное развертывание главного ключевого смысла Евхаристии: явление в Мiръ Пресвятой Троицы через исполнение Христовой Церкви.
Сама Литургическая Евхаристия образуется именно Собором Христа Спасителя, Его Народа и Небесных Сил, сослужащих Народу.
Вполне уместно сказать: участие в ней имеет место через соответствующие личные молитвенные действия каждого ее участника, непосредственно сопряженные с доступным разумным пониманием происходящего и его ви'дением, и через личное активное присутствие Бога-Человека.
Скажем так: если какая-то задача не стала личной проблемой, решаться она будет неважно, – т.е. решаться не по существу – не решаться в принципе. Когда ситуация созревает, то находится тот, в ком эта задача становится личной: для него ее решение становится, в пределе, проблемой его жизни и смерти.
В Человеке Иисусе Христе из Назарета Галилейского Бог обрел Себя, поскольку Он Сам, через Деву Марию, и образовал Его. Но для Спасителя – для человечества Бого-Человека – вся Его жизнь стала предельным подвигом, по предельности своей равной подвигу (если и не больше того), так сказать, подвигу Пресвятой Троицы в Первом акте творения. Приход же Спасителя был бы невозможен, если б не было соответствующего подвига Мариам и подвига Его учеников.
Евхаристия – это то место, где откликнувшиеся на слышанное от Бога, как в школе, становятся учениками божественного Учителя и призываются идти в Мiръ и делать совершенно то же, что и их Учитель – Бог и Человек, и Его Мать.
Литургическая Евхаристия призвана стать личным делом – личным подвигом каждого.
Сегодня стоял на Евхаристии и пытался жить услышанное.
И под конец услышались слова: "Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. / Дух Твой благой поведёт меня в землю правды."
Это - из 142 Псалма, вот сейчас его перечитал еще раз...
Какое же! животворное богатство мы имеем в нашей Церкви!