|
Отдай вещество - прими Дух. |
Святой Апостоле Иоанне и Преподобный отче Ниле Сорский молите Бога обо мне.
[Деян 20:35] Блаженнее давать, нежели принимать
Отдай вещество - прими Дух. Афонская поговорка
"Различно в нас происходит борьба, или брань мысленная, сопровождаемая победою или поражением, учат святые Отцы:
прежде возникает представление помысла, или предмета (прилог),
потом принятие оного (сочетание), далее - согласие с ним (сложение),
за ним - пленение, или порабощение от него, и, наконец, страсть". прп. Нил Сорский
Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго.
Мир вам братия и сестры.
Со времен Христа Иисуса, окончательно стало понятно, что мир, который окружает человека после его рождения, погряз в чувственных похотях и житейской гордости. Нет в мире вещественном того, что гарантирует душе жизнь с избытком и тем более вечно. Вещество, или другими словами материя, привязаны ко времени, а то, что временно, то и проходит, то и смертно. Поэтому Спаситель и сказал: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам.
[Ин 14:27] Что это может означать.
А означает это следующее. На Афоне говорят: "Отдай вещество - прими Дух". Человек, привязавший себя к земным, чувственным попечениям не способен взлететь на высоту парения орла, не способен созерцать с Небесных высот. Он способен ползать, как змей на брюхе, и питаться тленом земной, вещественной премудрости. Участь этого змея строить причинно-следственные цепочки из опыта предыдущих знаний. В этих логических цепочках нет главного, в них все мертвое и нет Духа, который выше логики, и Который всегда творит все новое, да и саму логику в том числе.
Что может получить живущий стяжанием вещественного, материального, да и даже душевного. Этот горе стяжатель связывает себя путами закона, которые сам от страха за свои тленные богатства на себя и накладывает. Вся его жизнь становится сущим адом, в котором нет, в конечном итоге, даже малейшей логики не говоря уже о благоразумии. А нет в такой жизни ее потому что страх заставляет такового идти на всякое уже безумство в силу потери разума. А потерявший разум вскоре теряет и рассудок, что граничит уже с окончательной потерей своего лица. Посмотрите на нынешних законодателей и спросите себя, может ли человек в здравом уме создавать такие законы, которые сейчас принимаются.
Блаженнее отдавать, чем принимать, говорится в Деяниях и этот закон Бытийный. Он действует вне времени, ибо так поступает Сам Бог. Он отдает все и даже Жизнь Сына Единородного, чтобы хотя бы некоторые поняли суть свободы, и спасли свою душу из цепких пут змея стяжательства. Как только человек научается отдавать, то его посещает благодать Божия, ибо отдающий делает это по любви, а там где любовь, там и Бог. Если кто-то еще этого не испытал, попробуйте совершить хоть раз такой поступок. От чистого сердца пожертвуйте чем то дорогим человеку нуждающемуся, и послушайте после этого свое сердце. Думается, что то, что вы сможете услышать будет значительно превосходить то с чем вы расстались.
Человек, перед тем, как вступить на иноческий путь, раздает все свое имение, и оставляет родных и близких, которые привязаны еще к вещественному миру стальными канатами. Это делается не просто по традиции. Так осуществляется начальный взаимообмен вещества на Дух. Разве может монах, восполнить Ангельский чин, если в нем будут стремления к вещественному, тленному, временному. Очевидно, что нет. Поступайте и вы так же, пусть пока вы еще и не иноки, но это необходимо и для мирян, чтобы не закиснуть в тлене своих пристрастий.
Во все времена, и даже со времен апостольских, многие вступившие на путь спасения искушались мирскими попечениями, и в итоге попадали в плен приобретенных пристрастий. Трезвенные иноки прекрасно знали для чего следует хранить свой ум от всего обмирщающего душу. Они следили за прилогами и, благоразумные из них, отсекали их Иисусовой молитвой, не вступая с ними в сочетание, а после в согласие и уже за ними пленение и страсть. Получивший страсть стяжательства, а все страсти привязывают к тлену и веществу в конечном итоге, не может уже выпутаться из сетей самостоятельно. Ему требуется внешняя помощь. Да и если помощь придет, крылья и члены этого горе стяжателя окажутся покалечены, и ладно бы если только они. Калечится душа, зияющая после этого черными дырами уныния и отчаяния.
Не ходите по пути стяжателей, как это делали во все века, да и во времена прп. Нила Сорского в том числе. Пойми монашествующие того времени суть монашеского спасения, которые им объяснял Нил Сорский, напитавшийся этим знанием на Афоне, не получили бы мы череду смертельных падений и даже отпадений от Бога, на протяжении многих веков и вплоть до нынешнего времени. Стяжать худо, а стяжать монаху просто абсурдно. Если ты монах, то следуй за Христом, Который сказал юноше, спросившему Его "чего еще недостает мне?": Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
[Мф 19:21]
Мир преобразится, если всякий наполнится Духом нестяжания. Отдай вещество и прими Дух.
Слава Пресвятой Троице, Господу нашему Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и всем святым в Любви просиявшим.