Ин.13:34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга;
как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга.
35 По тому узнают всё, что вы Мои ученики,
если будете иметь любовь между собою.
1Ин.3:13 Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас.
14 Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев;
не любящий брата пребывает в смерти.
15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца;
а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей.
16 Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою:
и мы должны полагать души свои за братьев.
17 А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде,
затворяет от него сердце своё, - как пребывает в том любовь Божия?
Патерик:
Некто спросил старца: "Почему нынешние подвижники не получают благодатных даров, как древние?" Старец ответил: "Потому что тогда была любовь, и каждый поднимал ближнего вверх; ныне любовь охладела, и каждый влечет ближнего вниз. По этой причине мы не удостаиваемся получить благодать".
Старец сказал: "Я никогда не желал дела, полезного мне и неполезного брату моему, веруя, что приобретение брата есть мое приобретение".
Преподобный Пимен Великий:
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15, 13). Если кто услышит огорчительное слово и, будучи в состоянии отвечать таким же словом, преодолеет себя и не скажет или, если кто, будучи обманут, перенесет это и не станет мстить обманщику, тот полагает душу свою за ближнего.
Святитель Василий Великий:
Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого.
Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя.
Святитель Иоанн Златоуст:
Что может сравниться с любовью? Ничто. Это - корень, источник и мать всех благ. Это - добродетель, сопряженная с удовольствием и приносящая одну непрерывную радость искренне усвоившим ее.
Преподобный Исаак Сирин:
Нет иной стези к духовной любви, которою начертывается в нас невидимый образ Божий, если прежде всего человек не станет милосердным по подобию Небесного Отца, явившего нам Свое совершенство в милости. Господь заповедал повинующимся Ему полагать милость в основание богоугодной жизни.
Преподобный Нил Синайский:
Блажен человек, который всякого человека почитает как бы богом после Бога.
Преподобный Исаак Сирин:
Не могут приобрести любви к людям те, которые любят мир.
Преподобный авва Дорофей:
"Спаситель говорит: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22, 39). Не обращай внимания на то, как далеко ты отстоишь от этой добродетели, чтобы не начать ужасаться и говорить: "Как можно возлюбить ближнего, как самого себя? Могу ли я заботиться о его скорбях, как о своих собственных, и особенно о скрытых в его сердце, которых не вижу и не знаю, как свои?" Не увлекайся такими размышлениями и не думай, чтобы добродетель превышала твои силы и была неисполнима. Но положи начало с верою в Бога, покажи Ему твое произволение и старание - тогда увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели. Представь себе две лестницы: одна возводит вверх на Небо, другая низводит в ад, а ты стоишь на земле между ними. Не думай и не говори: "Как я могу взлететь от земли и очутиться вдруг на Небе?"... Это, конечно, невозможно, да и Бог не требует этого от тебя, но берегись, чтобы не сойти вниз. Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй. А позже начнешь мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается. И так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это значит возлюбить "ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22, 39)".
"Что значит сказанное Апостолом: «воля Божия благая и угодная и совершенная?» (Рим. 12, 2). Все бывающее бывает или по благоволению Божию, или попустительно, как сказано у Пророка: «Аз Господь Бог, устроивый свет и сотворивый тму» (Ис. 45, 7). И еще: «или будет зло во граде, еже Господь не сотвори» (Ам. 3, 6). Злом здесь названо всё, что отягощает нас, т. е. всё скорбное, бывающее к наказанию нашему за порочность нашу, как то: голод, мор, землетрясение, бездождие, болезни, брани - всё сие бывает не по благоволению Божию, но попустительно, когда Бог попускает этому находить на нас для нашей пользы. Но Бог не хочет, чтобы мы сего желали или сему содействовали. Например, как я сказал, бывает попустительная воля Божия на то, чтобы город был разорён, но Бог не хочет, чтобы мы - поелику есть Его воля на разорение города - сами положили огонь и подожгли оный, или чтобы мы взяли топоры и стали разрушать его. Также Бог попускает, чтобы кто-нибудь находился в печали или в болезни, но хотя воля Божия и такова, чтобы он печалился, но Бог не хочет, чтобы и мы опечаливали его, или чтобы сказали: так как есть воля Божия на то, чтобы он был болен, то не будем жалеть его. Этого Бог не хочет; не хочет, чтобы мы служили таковой Его воле. Он желает, напротив, видеть нас столь благими, чтобы мы не хотели того, что Он делает попустительно.
Но чего Он хочет? Хочет, чтобы мы желали воли Его благой, бывающей, как я сказал, по благоволению, то есть всего того, что делается по Его заповеди: чтобы любить друг друга, быть сострадательными, творить милостыню и тому подобное - вот воля Божия благая".
Преподобный Симеон Новый Богослов:
Человеколюбие есть подобие Богу, так как оно благотворит всем людям, и благочестивым и нечестивым, как и Сам Бог благотворит.
Преподобный Никодим Святогорец:
Любовь к Богу не имеет меры, как любимый Бог - предела и ограничения. Но любовь к ближним имеет предел и ограничение. Если ты не будешь держать ее в подобающих пределах, она может отдалить тебя от любви к Богу, причинить большой вред, даже погубить тебя. Воистину ты должен любить ближнего, но так, чтобы этим не причинить вреда своей душе. Делай все просто и свято, не имей в виду ничего, кроме угождения Богу. И это охранит тебя в делах любви к ближним от всяких неверных шагов.
Святитель Тихон Задонский:
"Не любящий брата пребывает в смерти",- пишет апостол (1 Ин. 3, 14). Такой хотя телом и живет, но душою мертв. Ибо как тело душою, так душа Духом Христовым оживляется. А где нет христианской братской любви, там нет Духа Христова. "Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего" (1 Ин. 3, 10). Но там, вместо того, дух неприязни: ибо душа или находится в благодати Божией и благодатью оживляется, или не имеет благодати и лишается жизни духовной. Одно из этих двух непременно следует: где нет жизни духовной, там смерть духовная, так же как где нет жизни телесной, там телесная смерть. За смертью духовной следует смерть вечная, если душа не воскреснет истинным покаянием.
Св. Игнатий (Брянчанинов):
Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу, потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого нашего ближнего, а во Христе - Бог.
Воздавай почтение ближнему, как образу Божию, почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей.
Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия - и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.
И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию,- что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатков любви.
Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя бы к одному человеку, то ты - в горестном самообольщении.
Храни совесть по отношению к ближнему: не довольствуйся одной благовидностью твоего поведения.
Всякий православный христианин, если захочет перейти от нерадивой жизни к жизни внимательной, если захочет заняться своим спасением, должен, во-первых, обратить внимание на отношения свои к ближним.
Любовь к Богу заключается в любви к ближнему, и тот, кто возделал в себе любовь к ближнему, вместе с нею стяжает в сердце своем неоценимое духовное сокровище - любовь к Богу.
Причина... любви (к ближним) одна - Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем.
Достигший любви к врагам достиг совершенства в любви к ближнему, и ему сами собой отворились врата любви к Богу.
Не ищите и не ожидайте любви от людей; всеми силами ищите и требуйте от себя любви и сострадания к людям.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский:
«Люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна - образ Божий. Иногда слабости людей очевидны, когда, например, они бывают злобны, горды, завистливы, жадны. Но помни, что и ты не без зла, а может быть, в тебе его даже больше, чем в других. По крайней мере в отношении грехов все люди равны: «все», сказано, «согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23); все повинны перед Богом, и все нуждаемся в Его милосердии. Поэтому надо терпеть друг друга и взаимно прощать, чтобы и Отец наш Небесный простил нам согрешения наши (см. Мф. 6, 14). Смотри, как много любит нас Бог, как много Он сделал для нас и продолжает делать, как Он наказывает слегка, а милует щедро и благостно! Если хочешь исправить кого-нибудь от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами. Сами мы больше портим, чем помогаем, например, своей гордостью и раздражительностью. Но возложи «на Господа заботы твои» (Пс. 54, 23) и от всего сердца молись Ему, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека. Если Он увидит, что твоя молитва проникнута любовью, то непременно исполнит твою просьбу, и ты вскоре увидишь перемену в том, за кого молишься: «вот - изменение десницы Всевышнего» (Пс. 76, 11).
Помни, что человек - великое и дорогое существо у Бога. Но это великое создание после грехопадения стало немощным, подверженным множеству слабостей. Любя и почитая его, как носителя образа Творца, переноси также и его слабости - различные страсти и неблаговидные поступки - как слабости больного. Сказано: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать... Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Рим. 15, 1; Гал. 6, 2).
Ох! как мне противно это диавольское злорадство о грехе ближнего, это адское усилие доказать его истинную или мнимую слабость. И люди так поступающие еще смеют говорить, что они уважают и всеми силами стараются исполнять закон о любви к Богу и ближнему! какая же тут любовь к ближнему, когда даже в великих и святых людях намеренно хотят видеть и отыскивать темные пятна, за один грех чернят всю его жизнь и не хотят покрыть греха ближнего, если он действительно есть? забыли они, что любовь вся покрывает (1 Кор. 13, 7)».
Преподобный Никон Оптинский:
Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на его пороки. Нельзя холодностью отстранять от себя людей.
Любви Святой И Истинной Премудроустроенье
Небесный Град Соединяет из Камней.
И Камни Эти Драгоценные Нетленны:
Се - Души и Тела Господних Всех Людей.
Един Светильник Града и Едино Тело
Единым Духом Истины Животворимое Всегда.
Прославим Всетворца Молитвою и Делом:
Блаженны Все, Воротами Вошедшие Сюда!!!
Как Рувим видит это размышление о Христовой Церкви некого свящ.Фёдора Людоговского?
Что не так? Может он чего-то не понял? Может он под влиянием неких навязанных догм?
/от себя добавлю, что я с ним не согласен по ряду моментов/
"А какое отношение все эти люди имеют к Христовой Церкви?
СВЯЩЕННИК ФЕДОР ЛЮДОГОВСКИЙ
Размышления, опубликованные на странице фейсбука отца Федора, которые являются ответом на другие фейсбучные размышления — протоиерея Андрея Лоргуса.
***
Понимаю и разделяю боль о. Андрея. Но я бы несколько сместил акценты — и, соответственно, сделал бы иные выводы.
Для многих из нас отправной точкой в подобных рассуждениях является РПЦ. Но давайте на всякий случай напомним себе, что Церковь — в каком бы то ни было смысле — не сводится к РПЦ. РПЦ — одна из 15 (или 14) поместных православных церквей. А если учитывать и автономные церкви, то наберется десятка два, если не три, таких единиц.
Но я убежден, что вселенская церковь — это не только православные церкви. Это и католики, и лютеране, и баптисты, и копты, и армяне, и мн. др. Можно было бы на всё это посмотреть и еще шире, но сейчас не будем уходить от темы.
Теперь обратимся к Церкви-в-высшем-смысле-слова. Эта Церковь — Тело Христово, Невеста Агнца — является предметом нашей веры (см. символ веры). Она невидима, ее присутствие таинственно, ее границы неотчетливы. Мы знаем и верим, что силы ада ее не победят — но этого никто не обещал ни, скажем, исчезнувшей Карфагенской церкви, ни пока еще существующей РПЦ.
Как соотносится Церковь-в-высшем-смысле-слова с земными структурами? Можно привести такую аналогию. Православные богослужебные книги печатаются в два цвета. Обычно красные буквы стоят на своих местах, но бывает, что они оказываются не совсем там, где надо. Глаз не обманешь: мы можем взять карандаш и нарисовать контуры буквы на правильном месте. И здесь даже полумиллиметровое смещение красной буквы будет очень заметно. А если большая красная буква оказалась вообще не на той строке, поверх маленьких черных буковок? А если она вовсе не пропечаталась? А если таких непропечатанных красных букв и слов — большинство? Тогда, наверное, надо предъявить претензии издателю, типографии и т. д., потребовать поменять экземпляр. А если претензии не примут — ну тогда в топку такую книжку. Либо придется сидеть и вручную прописывать все красные буквы и слова, которые из-за технического сбоя не пропечатались в книге.
Примерно так же обстоит дело и с церковными структурами. Идеальное соответствие их правил и порядков Евангелию если и встречается, то крайне редко. Обычно имеется тот или иной зазор. Но что делать мирянам и клирикам (епископы сплошь молчат — видимо, их всё устраивает), если зазор — это уже не зазор, а практически полное отсутствие «красных буковок»? Что если правила и порядки не просто недоевангельские, а прямо антихристианские — лживые и бесчеловечные? Что если с высших уровней церковных структур мы слышим проповедь войны и ненависти, видим заигрывание с низменными инстинктами толпы, понимаем, что основной смысл в функционировании этой суперструктуры — деньги и власть, власть и деньги?
Тогда возникает резонный вопрос: а какое отношение все эти люди имеют к Христовой Церкви? По какому праву они узурпировали власть? Почему они считают себя необходимыми посредниками и проводниками к Богу? С какой стати мы должны «смиряться», то есть принуждать себя быть слепыми и безответными, а в конечном счете — безвольными и лживыми?
Если красная буква не пропечаталась, то, может, стоит нарисовать ее самим? Или взять другую книгу? Или сочинить новую? Или обойтись без книг, а молиться своими словами?
Раньше я был убежден, что спасение возможно лишь в той церкви, в учительных книгах которой правильно изложены все догматы. Всего несколько лет назад мне было дико подумать о каких-то иных юрисдикциях и конфессиях. Еще не так давно я верил, что апостольское преемство и иерархия — вещи настолько важные, что ради них можно закрыть глаза на «отдельные недостатки».
Но теперь я понимаю, что эти вещи, в определенных условиях неплохие и даже полезные, у нас превратились в идолов, в жертву которым мы приносим и себя, Церковь, и самого Христа.
Послушание епископу имеет смысл тогда, когда тот сам пребывает в послушании у Христа. Догматы важны лишь постольку, поскольку они служат любви, а не ненависти. Сохранение апостольского духа, духа Нового завета, Нового договора — неизмеримо важнее механической непрерывности цепочки рукоположений.
И если форма входит в очевидное и трагическое противоречие с содержанием, — тогда становится понятным, что форму нужно менять. Иначе изменится содержание — а там уже и форма будет безразлична.
Так что когда до меня с высоких кафедр доносятся призывы к послушанию, единству и прочие круглые и правильные словеса — я понимаю, что всё это сознательные манипуляции, имеющие целью подавление всякой свободной мысли и живой совести, это эксплуатация Христа и Его Благой вести жадными и бессовестными людьми.
Спасибо, но я в эти игры больше не играю. «Посудите сами, справедливо ли пред Богом слушаться вас больше, чем Его?»"
Отче Небесный! Да Будет Воля Твоя! (см. Ин. 6, 46)
Отче Наш
Молитва Господня
Православный Хор
На личном опыте Научен, что, кроме Господа Бога Единого, нет и не может быть никакой Твердыни, на Которую можно было бы Полагаться. И, впоследствии, Сам Отец Небесный Утвердил меня в мысли, что Един только Корень Упования Пребудет Неподвижен и Неискореним: На Господа Бога, Единого В Трёх Лицах - Отца Безначального, Сына Единородного И Духа Святого, и Всесильные Молитвы Пречистой Богородицы Марии.
Отец же Небесный Говорит:
Кто не последует Святому Евангелию, тот не будет участником Вечной Жизни: мерзок тот и возненавиден будет Отцем Моим и Мною, кто неправо верует и отделяется от основанной Святой Церкви, тот хотя бы совершил сверхчеловеческие подвиги и посты, милостыни, изнурение плоти, и не входит дверями Моей Святой Церкви - тот вор и разбойник.
Постараюсь ничего не добавлять от себя к Сказанному Господом, предоставляя каждому возможность самостоятельно Осмыслить Слова Бога Всевышнего, Которые переданы мною Верно.
Аминь!
Царю Небесный
O Heavenly King
Вселенская Страсть Пресвятой Богородицы
О Тебе Радуется, Благодатная, всякая тварь
Совет Превечный
ЦАРИЦЕ НЕБА НА ЗЕМЛЕ – БОГОРОДИЦЕ МАРИИ:
Радуйся, Дочь Отца Безначального :
Радуйся, Наставнице Жития Безпечального!
Радуйся, Мати Сына Присносущного:
Радуйся, Стамно Хлеба Жизни Насущного!
Радуйся, Невесто Духа Святого:
Радуйся, Присноблаженства Верных Основа!
Радуйся, Таиннице Любви Триединого Бога:
Радуйся, в Царство Незаходимого Света Дорога!
Радуйся, Всехитрецу Слову Плоть Взаимодавшая:
Радуйся, Девство и Рождество Сочетавшая!
Радуйся, без крови и слёз Родившая:
Радуйся, Вере, Надежде и Любви Научившая!
Радуйся, гордыню диаволю Смирением пред Богом Поправшая:
Радуйся, ложь, как паутину Растерзавшая!
Радуйся, Ангелов Удивление:
Радуйся, Рождшая Человекам Спасение!
Радуйся, Венцом Совершенного Разума Венчающая:
Радуйся, Двери Райские Верным Отверзающая!
Радуйся, Путь Древа Жизни Указующая:
Радуйся, недуги грехов Врачующая!
Радуйся, прародителей Избавление:
Радуйся, Рая Эдемского Хранение!
Радуйся, Пророков Исполнение:
Радуйся, Благодати и Истины Приумножение!
Радуйся, Апостолов Величание:
Радуйся, Нетленным Браком Сердец Венчание!
Радуйся, Девственных Целомудрие:
Радуйся, Избавление от суемудрия!
Радуйся, Честного Супружества Ограждение:
Радуйся, Чад Отца Небесного Умножение!
Радуйся, Иерусалима Небесного Украшение:
Радуйся, Замыслов Творца Совершение!
Радуйся, Веры Правой Стена Нерушимая:
Радуйся, Надежды Непостыдной Купина Неопалимая!
Радуйся, Живоносный Исток Воды Нетления:
Радуйся, Источающая Всем Исцеления!
Радуйся, Чаша Нетленной Любви Неупиваемая:
Радуйся, Животворной Росой Орошаемая!
Радуйся, Вместилище Неоскудевающей Благодати:
Радуйся, Божья Дочь, Богоневеста и Богомати!