Желание «пожертвовать» или заплатить деньги за что-либо духовное (за требы, святую воду, святыни и т.п.) – это смертный грех симонии. Можно платить только за материальные предметы и жертвовать только на содержание храма и священнослужителей.
Симония - это, в первую очередь, грех мирян, а не только духовенства, ибо покупка таинства рукоположения ничем не отличается от покупки других таинств. Таинства за деньги совершаться не будут, т.к. их совершает не священник, а Дух Божий. Все, кто крестился или венчался за деньги (а так же оплачивал другие таинства) – должны каяться в грехе против Духа Святого.
Молиться за деньги – так же смертный грех. Нельзя оплачивать ни молитвы на литургии, ни саму литургию («заказная литургия», «сорокоуст», «неусыпаемая псалтырь» и т.п.). Так же нельзя поощрять мошенников, продающих «заочные» заказные литургии и сорокоусты в монастырях, на Афоне и т.п., особенно по-интернету. ...
ХУЛА НА ДУХА СВЯТОГО –
МЕРЗОСТЬ ЗАПУСТЕНИЯ НА СВЯТОМ МЕСТЕ
Братья и сестры!
Все мы наблюдаем и являемся свидетелями массового охлаждения людей к Богу. Налицо все признаки кончины века: доселе небывалое падение нравов, государствами узакониваются различные беззакония и т.п. Причины называются самые разные, но все согласны в одном: падение начинается и заканчивается в нашем отношении к Богу.
Давайте начнем с первых шагов ко Христу. В душе у нас зазвучал Божий призыв. Мы откликнулись и, естественно, пошли в храм. Смотрим ценник на таинства, с помощью которых предлагается вступить с Ним в общение и… в этот момент происходит в душе самое важное и страшное: выбор. Это первый шаг к Богу: на каких условиях мы будем общаться с Ним? Что это будет: недостойная торговля, Ты мне, я – Тебе, или бескорыстная любовь?
Самое простое – удовлетворить свое желание просто купить то, что предлагает прейскурант, оправдывая себя примерно так: мы не виноваты, церковь нам предложила – мы согласились. А как же Бог? Он тоже должен участвовать в этой греховной сделке? А если Он не захочет, значит мы ничего не получим, кроме самообмана? ...
Сребролюбие (Иудин грех) есть идолослужение, сказал апостол (Кол. 3, 5). Считает ли себя идолослужителем хоть один из тех, кто забыл о Христовой заповеди нестяжания для пастырей (Мф. 10, 8, Лк. 12, 15, Мф. 19, 27)?
По учению святых отцов и Евангелия, служение страстям есть служение идолам. Разного рода злоупотребления (таинствами, иконами и т.п.) с целью наживы есть самая крайняя и отвратительная форма идолослужения. До такого нечестия не доходили даже языческие жрецы.
«Богоугодная» треботорговля, продажа святой воды, масла и прочего, что освящено на мощах, чудотворных иконах, в Иерусалиме, на Афоне, продажа святынь, что это, разве не кощунство? В христианстве есть только одна святыня – Христос, поэтому ни благодать ни святыни не продаваемы. Соборные правила отлучают таковых от Церкви и предают анафеме.
Деньги «из ничего». Нет, не от «духа святого» — от МБХХС — слышали о таком «звере»? Кощунство? — Ну, что вы, это же сам патриарх благословил! Следующий шаг — банк «Сионской горницы» в Иерусалиме?
Существует Банк Святого Духа, святого Георгия, св. Елизаветы и даже супермаркеты апостолов «Piotr i Pawel». Хотели банк «Ортодоксия» открыть, да оказалось с греками труднее договориться, чeм с католиками. Так католические бесы «переходят в православие».
Да, служителям алтаря позволено питаться «от благовестия» (1Кор. 9, 13,14). (Не от банковского же лихоимства или от купли-продажи «духа», это понятно (Деян. 8, 18-25). Но что значит «питаться» - обеспечить себе полный пансион? Послушаем, как понимали Евангелие и апостола святые отцы: «Когда я только начал проповедовать, — писал св. Косьма Этолийский, — меня посетил помысел: почему бы мне не брать деньги за свою проповедь (а, надо сказать, я был сребролюбцем и любил деньги).
Читая святое Евангелие, я нашел слово, которое говорит Христос наш: «Даром дал Я тебе Свои дары, даром и ты давай их братьям твоим: даром наставляй, даром исповедуй, а если возжелаешь какой-либо награды, неважно, большой или малой, — хотя бы и одну монету, — будешь умерщвлен и ввергнут в геенну огненную, ибо невозможно служить Богу и диаволу» («Слова», М., 2009, с. 70). Поэтому и сам апостол Павел и другие апостолы питались, в основном, трудами своих рук (1Кор. 4, 12).
Священники не имеют права не только требовать деньги за свою «работу» (служение), но и торговать чем бы то ни было, даже от лица «церкви» (торговля запрещена не только в храме, но и в ограде: 76-е правило 6-го Вселенского Собора), а должны работать по найму, если это необходимо, что церковными канонами не возбраняется. Заботиться же «о столах» в церкви повелевается дьяконам, а не священникам (Деян. 6, 2). А народ, будьте уверены, все сделает для того, чтобы такой бескорыстный и святой батюшка жил лучше всех.
А чревоугодников, или сребролюбцев, естественно, кормить не станет. Понятно, что отменять прейскуранты для таковых смерти подобно. Они готовы торговать хоть индульгенциями, т.к. ничего другого, кроме как продавать свои «требы», не умеют.
Во времена св. Косьмы Этолийского (XVIII в.) нашелся только один «священник, торговавший Христом (требами), и тот умер злой смертью, как Иуда. Бог пресек его жизнь», - рассказывает св. Косьма («Слова», М., 2009, с. 125). А сейчас это массовое явление.
Апостолы не позволяли себе жить на одни пожертвования, но «порабощали» тело (1Кор. 9, 27), (т.е. не только духовно окормляли паству, но и работали физически), а если и принимали, то на крайнюю нужду (Фил. 4, 5-17) и на «восполнение недостатка» (2Кор. 11, 8, 9), а не на полный пансион. «Имея пропитание и одежду будем довольны тем», - заповедует апостол (1Тим. 6, 8).
«Бог благословил труд, а обман проклял, - говорил св. Косьма Этолийский. Теперь вы поняли, что будет с теми, кто одержим сребролюбием? Если вы христиане – живите своим трудом». (К сожалению, многие трудятся не для хлеба насущного, а для угождения чреву и в угоду сребролюбию).
Еще в начале XVI века преп. Нил Сорский, пытаясь защитить нестяжательность, выступал против всякой роскоши, богатства и имений в Церкви как унижающих ее и противоестественных, но его голос был отвергнут – процесс языческого обмирщения церкви был уже необратимым и привел к расколу XVII века, Петру Первому, Октябрьской революции, и в конце концов, к так называемой «перестройке». И приведет к еще худшему, ибо Церковь (и особенно монастыри) является «закваской» общества и обуславливает его благополучие.
Св. Филарет в XIX веке писал: «Как скучно видеть, что все монастыри хотят богомольцев. Правда, им недостает иногда способов для их привлечения, но больше недостает нестяжания». Закон духовный известен: чем больше внешнего, тем меньше внутреннего, но «Если и надлежит объявить войну чему внешнему, то не шляпам священнических жен, а великолепным рясам архиереев и священников». Найдется ли сейчас святитель, подобный Филарету, который скажет правду о современных церковных проблемах?
Иные возразят: зачем соблазнять верующих и обсуждать этот позор? Но, простите, верующих давным-давно уже соблазнили, еще задолго до революции, и люди с этим соблазном давно примирились. Что же нам теперь, опять ожидать гнева Божьего? Нет, надо бить в набат, если еще не поздно, и не говорить, а кричать:
Люди! Покупая таинство или молитву в церкви, вы своими руками копаете себе ров погибельный! Разве не существует у церкви другого «бизнес-рукоделия», чтобы прокормиться? Снимайте же скорее прейскуранты на таинства, не платите деньги за молитву «о здравии» или «за упокой», чтобы не подвергнуться осуждению вместе с продавцами этих «молитв». Неужели совести больше не осталось ни у пастырей «молитвенников», ни у паствы? Или трудно дать батюшке денег не за молитву, а просто так, «на жизнь»?
Разве не стыдно «за ящиком» спрашивать: «сколько стоит молитва о упокоении»? Новичку было бы стыдно, а «торговцы молитвами» отвечают бойко: «ну, произнести имя на ектении стоит не дорого, но если хотите, чтобы ваше имя «пошло в чашу» это подороже. Называется это «литургия заказная».
Если священник не прочитал ваше имя перед жертвенником (не вынул частичку из просфоры, которые потом высыпаются в чашу), значит и Господь не вспомнит (не омоет Своей Кровью), а чтобы «омыл» — плати. Так хитро продают таинство Евхаристии (омытие Кровью оплаченного имени) нынешние сребролюбцы. Примерно такого рода кощунственное «действо» совершается за поминальным столом. Пусть кто-нибудь объяснит: чем этот грех по своей сути отличается от симонии?
Думаете, грех симонии ложится только на торговцев «духом»? – Отнюдь нет. Апостол Петр угрожает погибелью именно желающим приобрести что-либо духовное за деньги (Деян. 8, 20). И каяться и молиться о прощении предлагает тоже нам, «покупателям»: «может быть отпустится нам этот грех» (Деян. 8, 22)? «Продавцов» же благодати, согласно Соборным правилам, Церковь вообще должна предавать анафеме.
Но что мы видим сегодня? Наша церковь не только не отлучает и не анафематствует, но всячески благословляет тех и других. Нам предлагается покупать не только церковные требы (таинства), но даже молитву.
Церковными властями (ЗАО РПЦ МП следует отличать от РПЦ) весьма приветствуется этот «духовный бизнес»: жертвовать в монастыри и храмы «на молитву». Особо «духовно продвинутые» делают это «виртуальным» способом – по интернету. То есть, за виртуальные деньги покупают «виртуальную» молитву в Иерусалиме, на Афоне и т.д.
Некоторые позорные нтернет-сайты («simvol-veri.ru», «moleben-online.ru» и др.) зазывают покупателей «благодати» таким языческо-католическим сладкозвучием: «верующий, за которого приносится на Престоле очистительная жертва, (?!) получает благодать, освящение, и отпущение грехов». Даже заочно.
Точно как в синагоге, даже присутствовать на молитве не надо, можно его купить! Вот такой у нас «символ веры» от Иуды, продающий благодать и отпущение грехов через «очистительную жертву» (пожертвование)! Ну, чем не индульгенция? Пусть католики завидуют!
Попутно вам продадут (оптом) «Святую Землю», по которой ходил Христос, воду с Иордана с «благодатным» антибиотиком и даже «небесную родину» (место на кладбище в Иерусалиме, где покойникам рай гарантирован).
Наша языческая совесть останется вполне довольна такой «покупкой», (еще бы – купил себе и родственникам «навечно» благодать по 180$ за душу). Однако нормальный человек засомневается: что-то здесь не так.
Если у меня много денег, то я хоть во все монастыри пошлю, всем батюшкам и матушкам, это не будет означать, что я «помолился». Еще хуже, если какой-то «виртуальный» батюшка «молитвенно» протарабанит: «помяни, Господи 120 Татьян и 1200 Николаев, но не больше, Господи, пусть платят»! Забытым или «неоплаченным» не повезло: молитвы «церкви» их уже не спасут.
Неужели не понятно: если сам я палец об палец не ударил, чтобы ради любимых понудить себя на какой-то подвиг, а веду себя как типичный язычник, то все мои пожертвования останутся не только бесплодными, но навлекут беду и гнев Божий. Господь не примет оплаченные молитвы.
Когда священник опускает в чашу «вынутые» частицы, то говорит: «Омый, Господи, грехи поминаемых здесь…» (в Церкви). Не «мною поминаемых», а поминаемых нами, предстоящими и молящимися. Понятно, что объяснять это прихожанам экономически невыгодно. Но ведь нам нужен духовный результат, а не финансовый, а он, понятно, будет сильнее, ведь мы знаем, о ком молимся. Господь слышит только сердечную молитву, а не «механическую».
Сегодня не только наши отечественные, но даже афонские монастыри не прочь «помолиться» за деньги. Один интернет-сайт от имени афонских старцев обещает недорого «молиться» вместо нас на Афоне и даже делает снисхождение для тех, кто не может или не умеет платить по интернету - мол, имена прочитываются, но не в церкви, а «келейно» (заказывают «молитвы» через интернет-сайт «isihazm.ru»). За церковную молитву все же придется заплатить. Прошу прощения за тех, кто на весь мир позорит афонскую нестяжательность, злоупотребляя их добрым именем.
Христос с угрозой предупреждает тех, кто ограничивается «десятиной» и оставляет главное: «Горе вам...» (Мф. 23, 23). Горе нам, что мы заботимся лишь о внешней стороне поминовения: панихиды, сорокоусты, записки, свечи и т.п., и без малейшего подвига со своей стороны хотим «помочь» другим.
Естественно, за усопших и живых молиться можно и нужно, но в первую очередь тем, кто проявляет любовь к своим близким, отдавая священнику имена своих знакомых. Только деньги за это ни давать, ни брать нельзя. «Небесная канцелярия» их не примет, ибо любые неправедные деньги (лихоимство или «духовные» покупки) вопиют на небо (Сир. 4, 6). Такой «заработок» ничем не отличается от воровства, а воры Царства Божия не наследуют (1Кор. 6, 10).
Так происходит языческое надругательство над молитвой и над наивностью верующих.
Однако это не наивность, это убитая совесть. Скажите тем, кто «покупает» или «продает» «неусыпаемую псалтырь», что это кощунство - и они удивятся: что же здесь плохого – платить за «молитвенный труд»? Одна только досада – бесы в аду наличными не возьмут, придется платить «натурой».
Встречаются и отчитки «за разумную плату». Одно имя – 1 копейка. Вот где бесам потеха! Теперь понятно, почему сами «выгоняльщики»-экзорцисты порой становятся бесноватыми: это плата, или, лучше сказать, расплата за «молитвенный труд». Ибо в сребролюбивую душу вместе с причастием входит не Христос, а сатана, как у Иуды (Ин. 13, 26).
Нам заповедано не искать корысти ни от чего (2Кор. 7, 2), тем более от духовного. За такое святотатство (Рим. 2, 22), когда даром принятое отдается не даром (Мф. 10, 8) раньше лишали сана и предавали анафеме (Седьмой Всел. Собор, прав. 5; Четвертый Всел. Собор, прав. 22, 7), ибо благодать не продаваема (Трулльский Собор, прав. 22, 23).
Суть греха святотатства состоит в том, что духовное оценивается вещественным и бесценное отдается за прах. Все, кто этим занимается, и «покупатели» и «продавцы» - отлучаются от Церкви (св. Григорий Неокессарийский, прав. 3). Не говорю уже о злоупотреблениях «кружками» - о присвоении пожертвованных на церковь денег, это святотатство сугубое, как, впрочем, и вымогательство церковных денег под предлогом сборов «на епархию».
Господь посрамляет нашу уверенность в Его всепрощении. Если Бог есть Любовь, то это не значит, что Ею можно злоупотреблять. Безмерная надежда на милость Божию это тоже грех хулы, поэтому неудивительно, что Ананию и Сапфира вынесли мертвыми. Людям после такого рода грехов (кощунственное обращение со Святым Духом) лучше не жить, равно как и соблазнителям (Мф. 18, 6), т.к. их покаяние, по-видимому, уже не будет принято.
Мы не хотим понимать, что потребительское, языческое отношение к благодати или к Богу, что одно и то же, (оплачивание «духовных услуг», в данном случае) – это кощунство, которое навлекает гнев Божий. Жуткое словосочетание — православное язычество!
Нельзя, конечно, мерять всех под одну гребенку. Многие действительно приходят в церковь не за «чем-то», а «для чего-то». Т.е. для того, чтобы ощутить благодать и радость церковного единства, проявить свое благоговение к Богу, явленному через каких-то святых, почтить Божию Матерь или помолиться, не преследуя никаких меркантильных, потребительских интересов.
Однако не так среди духовенства. Наша иерархия издревле привыкла святотатственно отождествлять себя с церковью, поэтому без зазрения совести, подобно католикам, делает все, что выгодно «мне и церкви».
Но ведь Церковь - это мы с вами, а не «трансцедентная» нам иерархия («единомысленная» любовь иерархии с народом – такая редкость в наше время). Когда мы переживаем радость единства в Церкви, это и есть благодать. «Да будут едино» - цель нашей религии (Ин. 17, 21), - писал св. Порфирий Кавсокаливит. Едины с Богом и между собой.
Благодать – это когда мы соединяемся с радостями и печалями всех людей, как с родными, болеем о спасении их, забывая себя. Нет ничего прекраснее этого». А если нет благодати единства в Церкви, что тогда? Ее ведь не восполнить и не заменить ничем, ни чудотворными иконами, ни мощами.
Сегодня умудряются зарабатывать на всем, даже на святынях. Так, под предлогом «духовной пользы», церковная касса пополняется неправедными деньгами. Для торговцев святынями словосочетания «чудотворная икона» или «чудотворные мощи» стоят очень дорого. Это надежный бизнес на века.
Предвидя кощунственную торговлю своими костями св. Серафим Вырицкий завещал не выкапывать своего тела: «Не хочу, чтобы моим телом торговали». Мы знаем, что заработанные таким способом деньги ни в церковь приносить нельзя, ни на добрые дела употреблять, ибо это не просто цена обмана, а цена кощунственного использования святынь: икон, мощей и т.п. Однако в православии с давних времен настолько укоренился такой вид заработка, что каждая церковь стремится иметь у себя хоть какую-нибудь святыню.
Даже в синагоге есть жесткие правила о «жертвенных» деньгах: «цена крови», «цена обмана», надо прибавить: «цена кощунства» и т.д. Потому и разрушается периодически церковь как организация то татарами, то чекистами, что она строится и стоит на греховных иудиных деньгах, вопиющих на небо. Всем известно, что духовный кризис всегда сопровождается политическим.
Св. Косьма Этолийский писал: «Вы ищете неправедных доходов, чтобы жить на них? Но из-за них же Господь умертвит вас и вы отправитесь в ад. Полученное неправдой проклято и не может принести никакой пользы».
А по какому «харизмометру» оценивают благодать продающие таинства Христовы (допустим, крещение, венчание, а то и рукоположение) наши христо-торговцы? Нынешние фарисеи обсуждают цену Неоценимого, а в это время Христос, невидимо стоящий, только смотрит на них с немым укором: «Зачем продаете Меня за деньги, подобно Иуде»?
— «Нет, Господи, мы продаем только потраченное на это время». Разве это оправдание? Или все-таки отречение? Христос не наказал и даже не укорил Петра за его отречение, а только кротко спросил: «любиши ли Мя»?
Златоуст говорил: «Ни один сребролюбец никогда не станет христолюбцем», а кто не любит Господа Иисуса Христа, по слову апостола, да будет проклят (1Кор. 16, 22)! Остается только, согласно Исаии, посыпать голову пеплом и дать место гневу Божьему. У Него любви побольше будет.
А как реагирует на это народ? Если когда-то люди имели внутреннее чутье и просто снисходили к немощам своих «отцов» или барина (ну, чудит барин, на то он и барин), то сейчас закон совести у народа искажен до предела. Если сегодня люди спокойно мирятся с тем, за что раньше анафематствовали – это уже признак духовной смерти.
Поэтому и страшно выносить эти вопросы на всеобщее обсуждение — свои же братья и распнут, а народ «за послушание» еще и поддержит. Оправдание будет «гениальное»: «ты что, самый святой? — нам семью кормить надо»! Думаю, сейчас Христу не дали бы послужить людям и трех лет, распяли бы заново.
Убить меня мало за такие слова, правда? А лучше распять, что и сделали со Христом тогдашние «епископы». «Змеи, порождения ехиднины (ехидна убивает свою мать, чтобы родиться. – ред.), как избежите вы от осуждения в геенну» (Мф. 23, 33), и «кто внушил вам бежать от будущего гнева» (Мф. 3, 7)? Это не я, это Христос спрашивает у нынешних сребролюбцев и у всех подражавших им и соблазнившихся.
Разве Христос кого-то соблазнил этими словами? Я не пророк Иоанн и не Христос и не готов, подобно им, умереть за правду. Она сейчас никому не нужна, такое впечатление. Просто наболело, и не только у меня. Вот и выплеснул на бумагу эту горечь. По большей части, чужую (народную) горечь и возмущение.
Я, бывает, езжу «автостопом», и частенько водители возмущаются: почему так дорого стоит покрестить или повенчать? И каждый раз приходится «выкручиваться» и уходить от вопроса.
Мне ясно только одно: находиться на послушании у таких пастырей — дело диавольское. Так пишут святые отцы: «Если последуешь за сребролюбцем или миролюбцем, то будет послушание твое делом диавольским»! Или у св. Паисия Святогорца: «Действуя во имя послушания можно заниматься мирским своеволием, если в Церкви или в монастыре царствует мирской дух».
Однако закон любви понуждает меня молиться за их грехи, как за свои собственные, как это бывает в одной семье, ибо когда болеет один член — болеет все тело. И пусть эта боль перерастет в Петрово покаяние, а не в Иудино озлобление или отчаяние.
Почему у народа не болит душа за свою Церковь, т.е. за самих себя? Почему мы должны, порой, платить за благодать Божию в своем храме? Или будем ждать пока придет Христос и выгонит из храма всех торговцев святынями? Что же, и сейчас не найдется никого, кто бы поддержал Христа в Его ревности за Свою Церковь (Ин. 2, 13-17)? Если Он показал пример, то мы, Его ученики, должны поступать так же.
Церковь должна сама себя защищать, ведь Церковь – это мы с вами. Тело Церкви – народ, Глава Церкви – Христос, а не патриарх или епископ. Мы знаем, что иерархия создана Богом для Церкви, а не Церковь для иерархии. Если Церковь возьмет в руки плеть и прогонит тех, кто превратил ее в вертеп разбойников (где они делят деньги), вот тогда и произойдет оживление веры.
Такая Церковь получит силу побеждать врагов и устоять перед лицом приближающегося Армагеддона. Храм – это место не для бизнеса и не для купли-продажи Духа Святого. Это место исключительно для молитвы.
Как апостол Андрей погнал язычество за пределы Киевской Руси, так и нам подобает встать за свою веру и погнать из Церкви христопродавцев и корыстолюбивых содомитов (которые тоже сегодня иногда встречаются). Христос показал нам, как это делается. Симонию и содомию Господь долго не терпит. Нельзя забывать Божьих уроков истории.
Покаянная молитва Господи, исповедую Тебе грех мой. Ничего от Тебя не сокрыто. Прости мне тайное и необдуманное желание сердца моего приобрести за прах безценную благодать Твою. Не взыщи с меня греха сего ни в сем веке, ни в будущем. Если я соблазнил деньгами Твоих служителей – не наказывай их меня ради грешного.