Почему говорят Бог попустил. Но попускает ли Бог?

Серьезное восхождение не бывает легким

Со Светлым Христовым Воскресением! Святые Апостолы молите Бога обо мне. С праздником иконы "Живоносный источник".


Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах,
более в темницах и многократно при смерти.
От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного;
три раза меня били палками, однажды камнями побивали,
три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской];
много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках,
в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников,
в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне,
в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении,
часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. [2 Кор 11:23-27]

Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго.

Мир вам братия и сестры.

Как только вокруг нас произойдет нечто не вписывающееся в устоявшиеся нормы, то тут же можно услышать, мол это Бог попустил. Будь это стихийное бедствие, унесшее многие жизни, или из ряда вон выходящее беззаконное истребление одних людей другими по странным, зачастую безумным мотивам. Почему человеческий ум хочет отмерять эти события от Бога, от Его участия? А в данном случае, если попустил, значит участием не вмешательства, надо полагать? Люди в недоумении, и особенно те, кто в Бога не верит вовсе. Они всякий раз указывают верующим, мол смотрите, ваш Бог попускает твориться столь чудовищному смертоубийству. И считают, исходя из этого, что наш Бог убийца, или, как минимум, соучастник убийц. В ответ, как правило, звучит нечто невразумительное, что не может никак удовлетворить пытливый ум, и он претыкается от этого. Такого человека к Богу-убийце на веревке не подтащишь, ибо он считает, что даже лично он сам в данной ситуации поступил бы иначе, и не дал бы стихиям и/или беззаконникам убивать безвинных. В целом, в какой то мере этот человек прав. Но прав он, только лишь поверхностным зрением. Более внимательное рассмотрение этого непростого вопроса показывает, что Любовь Бога Троицы нисколько не поколебалась, и не изменилась от временных обстоятельств происходящих в мире, но как раз только лишь Любовь и принимает всяческое участие в минимизации влияния смерти, орошая мир верой, надеждой и любовью, задающим вектор в Обители, где отсутствует всяческое страдание вообще.

Давайте рассмотрим причины страданий и смерти в окружающем нас мире более внимательно. И после этого ответим сами себе честно, попустил ли Бог страдать лично каждому из нас и миру в целом, или мы сами являемся причиной этому.

Первое. Дар свободы, которым нас наделил Создатель, меч обоюдоострый. Если им пользоваться безпечно или вызывающе, противясь здравомыслию, то можно пораниться самому, и/или нанести смертельную рану окружающим и миру. Это может понять даже ребенок. Но, этот дар божественный, и он дает нам великий шанс стать богом по благодати. Многие скажут, зачем мне такой дар, если я могу неправильно им воспользоваться. В таком случае, тот кто это говорит, наверняка считает себя мыслящей, разумной личностью. Правда, отняв у личности свободу, она таковой уже не будет. Ибо у нее отнимется богоподобная способность мыслить в Боге и чудотворить, что присуще только лишь свободным существам. Выбор невелик, либо ты свободная личность, либо безличное существо человек-робот. Теперь делай выбор кем бы ты хотел быть. Если личностью, то придется нести обоюдоострый меч свободы в своих ножнах. Так устроил Бог и в этом, если хотите и есть то самое попущение, на которое так часто сваливаются все обсуждения, не способные объяснить то или иное из ряда вон выходящее трагическое явление. Вот здесь и произошел водораздел. Бог попустил, а другими словами, даровал нам жить свободно, и стать Себе подобными по благодати. Дар великий и нести его надо со всяким смирением и вниманием, чтобы не навредить, как себе, так и окружающему.

Второе. Окружающий нас мир зиждется на законах, как материальных, так и духовных. Они тесно взаимосвязаны, что мы все больше и больше понимаем, опираясь на исследования естествоиспытателей. Всякий закон, является ограничителем. И это тоже понятно. Одни летают, другие плавают под водой, третьи живут под землей, и у каждого из этих существ свой ареал обитания, ограничивающий их определенными свойствами, позволяющими им жить в этой среде, и в то же время не дающими возможность жить иначе. Например, вряд ли мы найдем рыбу парящую в небе, как орел, а птицу живущую все время под землей, как крот. Все эти законы показывают каждому из существ его место в пространстве, и советуют не переходить грань возможного, чтобы не повредиться или не погибнуть вовсе. Человек, с одной стороны, как всякое живое существо, также ограничен естественными границами обитания, но он еще со второй стороны, по дару богоподобия, несет в себе способность творить и расширять свое влияние, и за счет духовной составляющей в первую очередь. Духовность человека накладывает на него нравственные ограничители, которые не позволяют ему переступать некие нормы, способные повредиться самому или ближнему. Существование в рамках закона не нарушает равновесия мира, но преступление хотя бы одного из них, выводит мир из равновесного состояния, и он начинает разрушаться. Кто-то скажет, что это Бог попустил, но надо бы сказать, что это естественное следствие отступления от того или иного закона через свободу выбора. Преступления, либо от непонимания, либо от сознательного желания делать напротив. Бог здесь, как мы понимаем не причем, это наш ошибочный выбор. Ибо, те кто не следуют за Богом, те непременно будут ошибаться, поэтому, чтобы не было лукавого объяснения, что не виноват я, это Бог попустил этому случиться, надо оставить для первоклашек. Мы то уже умудренные опытом, и дело на поверку, оказывается в нас самих. Мы нарушаем баланс в мире, нарушая нравственные и естественные законы, но почему-то на кого-то хотим перенести ответственность за трагические последствия.

И третье. Самое интересное. Бог даровал нам через свободу стяжать подобие в Любви. Любовь есть единственный Закон Бытия, Он же Сам Бог. В Ней одной и есть полная реализация свободы в Боге. Все чтобы не пожелала благоразумная, послушная и созревшая в Любви личность, то будет исполнено непременно и в тот же час. Такой личности можно доверить все, что она не пожелает, ибо она уже не способна нарушать гармоничное существование в окружающем ее Бытии, и, значит, границы такой личности расширяются безконечно, так как нет в Боге конца, как нет и начала. Более того, уже всякое дело, живущего святой жизнью человека, может быть осуществлено, пусть, даже, оно выходит за рамки ограничивающих его законов. Такие люди жили и живут на Земле, но их всегда не так много, хотя Спаситель показал Путь всем без исключения. И в этом наше упование. Вот такие святые, с дерзновением берут на себя сложные рубежи чудотворения, и только лишь они могут сказать на поверку, что им Отец Небесный попускает быть исследователями и первопроходцами. Но они, в отличие от большинства, как раз никогда не перенесут свою ответственность на Бога. Ибо вполне осознанно, испросив Его благословения, ради любви к ближним, идут на жертвенный подвиг, как это и сделал наш Бог Иисус Христос. Ему же Слава честь и поклонение всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав! Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Комментарии (90)

Всего: 90 комментариев
  
#61 | Троицкий Рувим »» | 04.05.2017 13:23 | ответ на: #60 ( Андрей Рыбак ) »»
  
3
Твои слова уличат тебя в лукавстве, ибо ни Христос, ни я, ни разу не употребили слова "выкуп"...
  
#62 | Андрей Рыбак »» | 04.05.2017 13:26 | ответ на: #61 ( Троицкий Рувим ) »»
  
0
Следи за своими размышлениями и будь внимателен впредь. Это еще не все что тебе имею сказать про искупление, но пока промолчу.
  
#63 | Троицкий Рувим »» | 04.05.2017 13:28 | ответ на: #62 ( Андрей Рыбак ) »»
  
3
Ты, доверяя больше человеческим размышлизмам, уже начинаешь спорить со Христом Воскресшим...
От гордости это - не иначе...
  
#64 | Андрей Рыбак »» | 04.05.2017 13:31 | ответ на: #63 ( Троицкий Рувим ) »»
  
-1
Воскресший Спаситель ты хочешь сказать. Воистину Воскрес.

И твои купли продажи иудейские хорошо ужились на паписстком западе, откуда к нами и переползли на Русь Святую, от чего и пала Русь в итоге. Тонко работаешь на лукавство.
#65 | Эрик »» | 04.05.2017 13:33 | ответ на: #60 ( Андрей Рыбак ) »»
  
2
Кому выкуп был принесен?

По состоянию на нулевой год от Рождества Христова дело обстояло так:

1.По методологии Божией праведности и судов, следовало бы весь род людской на земле уничтожить...;
2.Наподобие Всемирного Потопа смывается всё человечество и оставляется пара праведников, либо Адам и Ева №2;
3.На Предвечном Совете этот вопрос был обсуждён и было принято другое решение: Сын принесёт жертву Отцу за грех человечества, тем самым искупив нас всех дорогой ценой... .

Жертва принесена была Отцу, и выкуп тоже.
  
#66 | Троицкий Рувим »» | 04.05.2017 13:34 | ответ на: #64 ( Андрей Рыбак ) »»
  
3
Я лично ничего не покупаю и не продаю. А переть против Незыблемой Истины Христовой - переть супротив Рожна.
Тяжело, наверно, тебе...
  
#67 | Андрей Рыбак »» | 04.05.2017 13:39 | ответ на: #65 ( Эрик ) »»
  
-1
И ты на этом совете наверняка присутствовал?

Господи помилуй, до чего же странные измышления.

В мир пришел Спаситель, а не выкупитель. Имя у Него Спаситель. Спаситель Сам Лично, будучи Богом в равной степени с Отцом, принимает решение Спасать погибающих в иудейском иге людей.

Как Он сам себе выкуп приносит? Вдумайся в такое.

Слава свт. Григория Богослова почитай на этот счет.
  
#68 | Андрей Рыбак »» | 04.05.2017 13:41 | ответ на: #66 ( Троицкий Рувим ) »»
  
-1
Иго Мое благо и бремя легко есть.

Твои ветхие истины не Истинны. Мир уже давно другой.
  
#69 | Троицкий Рувим »» | 04.05.2017 13:46 | ответ на: #68 ( Андрей Рыбак ) »»
  
3
Да! Далеко уже мир зашёл "вперёд" Христа Воскресшего, ежели Его Слова "уже стали" Ветхими Истинами)))

То ли ещё будет((((
  
#70 | Андрей Рыбак »» | 04.05.2017 13:48 | ответ на: #69 ( Троицкий Рувим ) »»
  
-1
Пустозвонство в теме не приветствуется. Здесь разговор по существу. Твоя тупиковая позиция с торговлей с лукавым понятна. Вопрос исчерпан.
  
#71 | Троицкий Рувим »» | 04.05.2017 13:51 | ответ на: #70 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
Действительно, говорить больше не о чем, с теми, кто Слова Господни именует "пустозвонством"...
#72 | Эрик »» | 04.05.2017 13:53 | ответ на: #67 ( Андрей Рыбак ) »»
  
2
Как Он сам себе выкуп приносит? Вдумайся в такое.

Вот предположим, что вы единовластный царь некого государства. Вы установили некие Законы этого государства.

Через некоторое время вы сами нарушили закон. Что делать? Если вы честны и праведны, то приносите себя на суд этого Закона, или заменяете чем-то.

Бог предпочёл заменять отступление от Своего Закона не только казнями по Закону, но и искупительными жертвами.

В нашем случае этой жертвой за грехи человечества выступил Его Единородный Сын, который искупил нас, и искупил нас от Ветхого Закона, и спас нас, и утвердил Новый Завет на Своей Крови. И это всё на алтаре и жертвеннике Божиего правосудия!
  
#73 | Андрей Рыбак »» | 04.05.2017 13:58 | ответ на: #72 ( Эрик ) »»
  
0
Это иудейское представление о мире. Чисто обмирщенное. Имело место когда то.

Послушай как мыслит святитель Григорий Богослов, если хочешь понять суть Царственных Неизреченных глаголов.

Кому и для чего пролита сия излиянная за нас Кровь — Кровь великая и преславная Бога и Архиерея и Жертвы? Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена искупления дается не иному кому, как содержащему во власти; спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как сие оскорбительно! Разбойник получает цену искупления, получает не только от Бога, но Самого Бога, за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить и нас! А если Отцу, то, во-первых, каким образом? Не у Него мы были в плену. А во-вторых, по какой причине Кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна? Или из сего видно, что приемлет Отец не потому, что требовал или имел нужду, но по Домостроительству и потому, что человеку нужно было освятитъся человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силой, и возвел нас к Себе через Сына посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покорствующим? Таковы дела Христовы; а большее да почтено будет молчанием

(свт. Григорий Богослов, 15, 175—176).
#74 | Т. Георгий »» | 04.05.2017 14:00
  
5
Гордецам, конечно все по барабану, но, почитаем Писание:

От руки́ áдовы избáвлю я́ и от смéрти искуплю́ я́: гдѣ́ пря́ твоя́, смéрте? гдѣ́ остéнъ твóй, áде? утѣшéнiе скры́ся от óчiю моéю:/Ос.13:4/

Бы́ша же и лжи́вiи прорóцы въ лю́дѣхъ, я́коже и въ вáсъ бýдутъ лжи́вiи учи́телiе, и́же внесýтъ éреси поги́бели, и искýпльшаго и́хъ Влады́ки отметáющеся, приводя́ще себѣ́ скóру поги́бель./2 Пет.2:1/

Христóсъ ны́ искупи́лъ éсть от кля́твы закóнныя, бы́въ по нáсъ кля́тва: пи́сано бо éсть: прóклятъ вся́къ вися́й на дрéвѣ:/Гал.3:13/

да подзакóнныя искýпитъ, да всыновлéнiе воспрiи́мемъ./Гал.4:5/

ни крóвiю кóзлею нижé тéлчею, но своéю крóвiю, вни́де еди́ною во святáя, вѣ́чное искуплéнiе обрѣты́й./Евр.9:12/

и пою́щихъ я́ко пѣ́снь нóву предъ престóломъ и предъ четы́ри живóтными и стáрцы: и никтóже можáше навы́кнути пѣ́сни, тóкмо сíи стó и четы́редесять и четы́ри ты́сящы искýплени от земли́./Отк.14:3

вся́кое разверзáющее утрóбу óслю премѣни́ши овцéю: áще же не премѣни́ши, искýпиши é: и вся́каго пéрвенца человѣ́ча сынóвъ твои́хъ да искýпиши:/Исх.13:15/

Вѣ́мъ бо, я́ко присносýщенъ éсть, и́же и́мать искупи́ти мя́,/Иов:19:25/

И это еще не все.......
  
#75 | Андрей Рыбак »» | 04.05.2017 14:03 | ответ на: #74 ( Т. Георгий ) »»
  
-2
Читать Писание надо еще уметь. Копировать без комментариев сюда ничего не следует.
  
#76 | Троицкий Рувим »» | 04.05.2017 14:08 | ответ на: #73 ( Андрей Рыбак ) »»
  
3
Еще раз попытаюсь тебе объяснить простыми Словами, что Искупительная Кровь Христова Влилась в сердца Принявших Её Верою и Любовию. И, некогда окраденные умом, Искуплены были Ею от собственного же скудоумия. Ибо лукавый никак не может Её Принять, будучи безплотным, Отец Же Небесный Един Искони С Сыном Единородным И Духом Святым.
Передавй Привет Григорию, которому ты веришь больше, чем Христу))))
#77 | Т. Георгий »» | 04.05.2017 14:08 | ответ на: #75 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
Это всех касается, или только меня? А то ведь начну следить и предъявлять.
  
#78 | Андрей Рыбак »» | 04.05.2017 15:01 | ответ на: #76 ( Троицкий Рувим ) »»
  
0
Когда пытаешься объяснять, видно, что до святителя тебе еще надо дорости.

Сие же есть кровь Моя иже за вы изливаемая во оставлнние грехов. На память.
Слова искупительная не вижу.
  
#79 | Троицкий Рувим »» | 04.05.2017 15:14 | ответ на: #78 ( Андрей Рыбак ) »»
  
5
Пусть святители Возрастают В Истине, я же умаляться стану, чтобы быть всегда с Господом.

А слово Искупивший, Христос Воскресший Употребляет в Откровении О Суде, Говоря:

Я есть Единородный Божий Великий Первосвященник, Кровию Своею Освятивший Люди: Архиерей Благ Грядущих. Начальник Жизни - Жизни Вечной, Соприсносущее Слово Отчее. При Понтийстем Пилате Распятый за грехи всего мира, падшего человечества. Искупивший вас Честною Своею Кровию от рабства сатанинского и от справедливого проклятия и смерти вечныя, за нарушение Святейших Заповедей Отца Моего Небесного. Вы по Справедливому Суду Божиему подверглись бы казни вечной. Но Я, Любя вас, за вас казнь на Кресте Принял Пречистою Моею Плотию и Принес Умилостивительную Жертву на Всемирном Жертвеннике - Голгофском Животворящем Кресте - Отцу Моему Небесному. И Он Возвратил вам Свое Благоволение и, как сыновей Своих Любимых, Соделал Наследниками Благ Моих!

Если кто хочет поспорить, тот пусть ко Христу Воскресшему обращается напрямую. Может быть и Будет им Ответ Лично От Господа Славы.
Только ненавязчиво рекомендуем всем таковым проследить за своими сердечными интонациями)))
#80 | Кирилл Д. »» | 04.05.2017 16:36
  
6
Митрополит Макарий (Булгаков) пишет: «Вся тайна нашего искупления смертию Иисуса Христа состоит в том, что Он, в замен нас, уплатил своею кровию долг и вполне удовлетворил Правде Божией за наши грехи, котораго мы сами уплатить были не в состоянии; иначе, - в замен нас, исполнил и потерпел все, что только требовалось для отпущения наших грехов» (Догматическое богословие. Т. 2. с. 148).

Это утверждение согласуется со святоотеческим воззрением на этот предмет. Несколько выдержек из святых отцов:

Св. Афанасий Великий:
«Смерть была необходима; непременно надлежало быть смерти за всех людей, потому что надлежало быть уплате общего долга, лежавшего на всех людях».

Св. Кирилл Иерусалимский: «мы были врагами по причине греха; и Бог определил смерть грешнику. Чему же из двух надлежало быть: по правосудию ли надлежало умертвить, или по человеколюбию нарушить определение? Но примечай премудрость Божию: Он сохранил и истину определения, и силу человеколюбия».

Св. Григорий Палама: «Вот почему ради этого Он подверг Себя смерти, которой не был должен, но которой Он подвергся ради нас, дабы нас, подвергнувшихся смерти в силу долга (Епофиломенос) освободить (или "искупить" - Литроситэ) от рабства диаволу и смерти; смерти же, имею в виду, и по духу и по телу, во времени и в вечности; потому что за нас - повинных по причине греха, - дав в искупление Свою - невинную по причине безгрешности - Кровь, Он искупил нас от вины, отпустив нам грехи и рукописание их на Кресте разорвав, искупил нас от тирании диавола».

Св. Иоанн Дамаскин: «Он умирает, приемля за нас смерть, и за нас приносит Себя в жертву Отцу; ибо мы согрешили пред Отцем, и Ему надлежало принять цену искупления за нас, чтобы таким образом нам освободиться от осуждения».

Св. Максим Исповедник: «Своим пришествием Он освободил и искупил естество человеков, порабощенное тлению, подвергшееся смерти через свое грехопадение и тиранически управляемое диаволом. Невинный и безгрешный, Он заплатил за людей весь долг, словно Сам был виновен, возвратив их к благодати Царствия и отдав Себя Само в выкуп и искупление за нас. Вместо наших тлетворных страстей Он принес Свою животворную страсть – целительное и спасительное врачество всего мира».
  
#81 | Андрей Рыбак »» | 04.05.2017 18:33 | ответ на: #80 ( Кирилл Д. ) »»
  
0
Эта тема про попущение. Про искупление другая открыта.
#82 | С. Александра »» | 08.05.2017 13:43
  
3
1. Святоотеческое учение о попущении Божием
Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет о Промысле:
]Святитель Игнатий Брянчанинов
«Одно совершается по воле Божией; другое совершается по попущению Божию; все совершающееся совершается по суду и определению Божиим. По этой причине судьбы Божии часто называются в Писании судом Божиим. Суд Божий всегда праведен; праведен еси, Господи, - говорит Пророк, - и прави суды Твои (Пс. 118, 137)».

Преп. Иоанн Дамаскин, обобщая святоотеческое учение о Промысле, объясняет:
Преподобный Иоанн Дамаскин
«То, что зависит от Промышления, происходит или по благоизволению Божию, или по попущению. По благоизволению Божию происходит то, что бесспорно – добро. По попущению же – то, что не является бесспорно добром. Так, Бог часто попускает и праведнику впадать в несчастья, дабы показать другим сокрытую в нем добродетель: так было, например, с Иовом.

…Следует иметь в виду, что выбор дел находится в нашей власти, исход же их зависит от Бога.[/U] При этом исход добрых дел зависит от божественного содействия, ибо Бог, по Своему предведению, праведно содействует тем, которые по правой совести избирают доброе. Исход же дурных дел зависит от божественного попущения, от того, что Бог, опять по Своему предведению, праведно оставляет человека, предоставляя его собственным силам.

…Оставление человека Богом бывает двух видов: одно спасительное и вразумляющее, другое – означающее конечное отвержение. Спасительное и вразумляющее оставление бывает или для исправления, спасения и славы терпящего, или для возбуждения других к ревности и подражанию, или для славы Божией. Совершенное оставление бывает тогда, когда человек, несмотря на то, что Богом все сделано для его спасения, остается, по собственному произволу, бесчувственным и неисцеленным, или, лучше сказать, неисцелимым. Тогда он предается конечной гибели, как Иуда. Да сохранит нас Бог и да избавит от такого оставления.

… Следует также иметь в виду, что все горестные события, если люди принимают их с благодарностью, посылаются им для спасения их и, без сомнения, приносят им пользу.

Первое Его хотение называется предваряющей волею и благоизволением и зависит только от Него. Второе же хотение называется последующей волею и попущением и имеет свою причину в нас. При этом попущение, как мы выше сказали, бывает двух видов: попущение спасительное и вразумляющее и попущение, означающее отвержение человека Богом и ведущее к полному наказанию. Все это не находится в нашей власти.

Что касается находящегося в нашей власти, то добрых дел Бог хочет Своею предваряющею волею и благоволит им, дурных же дел Он не хочет ни Своею предваряющей, ни Своею последующей волею, но Он попускает свободной воле творить зло; ибо то, что делается по принуждению, не разумно и не является добродетелью.

Бог промышляет о всех творениях, оказывая нам благодеяния и вразумляя чрез посредство всякого творения, даже чрез посредство самих демонов, как это видно из случившегося с Иовом и свиньями».


Преп. Ефрем Сирин пишет:
Преподобный Ефрем Сирин, учитель покаяния
Все от Бога — и благое, и скорбное[/U]. Но одно по благоволению, а другое по домостроительству и попущению. По благоволению — когда живем добродетельно, потому что угодно Богу, чтобы живущие добродетельно украшались венцами терпения; по домостроительству — когда согрешая, бываем вразумляемы; по попущению же — когда и вразумляемые не обращаемся. Бог промыслительно наказывает нас, согрешающих, чтобы мы не были осуждены с миром, как говорит апостол: “Судимы от Господа, наказываемся, да не с миром осудимся” (1 Кор. 11, 32).

Архимандрит Рафаил (Карелин) так объясняет смысл понятия «попущение» Божие:

«Богословы различают в воле Божьей два аспекта: желание Божие и попущение Божие. Желание Божие это абсолютная воля Божия, которая хочет вечного спасения для венца Своего творения – человека. Бог хочет блага для нас больше, чем мы хотим этого сами. Но абсолютная воля Божия встречает препятствие в свободной воле человека, которая колеблется между добром и злом.

… И вот конфликт между божественной и человеческой волей порождает ту относительную волю Божию, которая называется попущением. Бог попускает направление человеческой воли не только в сторону добра, но и зла. Если бы Бог физически пресекал зло, то тогда свобода стала бы фикцией, более того, все человечество было бы обречено на уничтожение: ведь каждый из нас совершал тяжелые грехи, где его спасало только долготерпение Божие.
Индивидуальные грехи, соединяясь вместе, как капли дождя в поток, превращаются в общественные бедствия и катаклизмы – и это попущение Божие. Человек теряет то, что казалось ему самым дорогим в жизни – и это попущение Божие. Но не всегда попущение – только следствие греха. Искушения, испытания и скорби могут быть посланы праведнику, чтобы в терпении и противостоянии греху еще больше просияла его святость».
Св. Иоанн Тобольский показывая, что именно попускает Бог, объясняет различие между мнимым злом (бедствиями и скорбями, которые посылаются Богом для нашего излечения от греха) и злом настоящим (то есть грехом), которое Бог не хочет, но лишь попускает:

«Для лучшего уразумения …попущения Божьего необходимо различать два рода попускаемых зол.

Первый род зол включает в себя разные огорчения, тяготы, болезни, нанесение обид, или бесчестия, как то: приведение в нищенство (оскудение), заключение в тюрьме, недуги, изгнание (ссылка), смерть - все это не может быть даже названо в тесном смысле злом, а только горьким лекарством, посылаемым нам от Бога для душевного врачевания нас.

Второй род зол, называемый в собственном смысле злом - это наши грехи (преступления Божьих заповедей).

Первого рода зло попускает Бог по желанию своему или как казнь для нечестивых безбожников, или как меру исправления для сынов (и дщерей). О зле второго рода, то есть о грехах, нельзя сказать, что Бог желает их совершения, он их только попускает. Все, что действительно существует в мире, пребывает в нем по желанию и слову Божьему, по воле Которого "все ... начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин. 1, 3)».

2. Почему Бог попускает грех
Причина греха заключается в злоупотреблении свободной волей, дарованной Богом Своим созданиям. Наша свободная воля – это образ Божий в нас. Без свободной воли невозможно существование личности, невозможна добродетель, любовь, духовная жизнь и совершенствование. Существо, лишённое свободы воли – всё равно, что автомат, робот, запрограммированный на определённые действия. Одарив человека свободной волей, Бог, будучи благим, не отбирает Своих даров, не посягает на свободу тварей, но уважает её, даже когда воля тварей противоречит Его воле. В последнем случае Бог попускает Своим созданиям творить их волю, но и самое зло, которое они делают, Он претворяет в добро для вразумления и исправления людей.

Святитель Иоанн Тобольский пишет о тайне и непостижимости благого Промысла Божия:

«Грех существует по несовершенству, лжи и лукавству неповинующихся Богу сотворенных Им разумно-свободных существ; потому грех и произошел первоначально и ныне происходит против желания Божия, не от Бога, по Его, однако, попущению. Причина попущения греха скрывается до времени в тайне совершеннаго и непогрешимаго Божия мироправления, или Его Промысла. Богу совершенно известно все будущее, и Он может легко не допустить ненавидимаго Им греха, но попускает его, желая из зла произвести добро, из неправаго правое, для вразумления и исправления людей, дабы они видели, какия последствия влечет грех и по отношению к согрешившему, и по отношению к его ближним, к обществу.

Бесконечная благость Божья никогда бы не попустила быть на земле таким злым беззакониям, если бы отсюда она не производила величайших благ, и сделанное по злобе не обращала бы во спасение.

Бог попустил умножиться братней зависти против неповиннаго Иосифа, но попустил для какого благодеяния? не для спасения ли от голодной смерти не только его родителей, братьев и родственников, но и всего Египта? Попустил Бог нечестивому Саулу всячески озлоблять кроткаго, незлобиваго Давида, но не для пользы ли самого Давида и всего царства Еврейскаго? Да, для величайшей пользы не только их, но и всего рода человеческаго, чрез потомка Давидова, Христа Спасителя нашего. …чрез попущение Божие завистливые первосвященники, фарисеи и старейшины еврейские, по зависти, предали на распятие Единороднаго Сына Божия, Иисуса Христа, и это попущение обратилось во спасение всего рода человеческаго. Таким образом, от каждого попущения происходят и открываются нам величайшие богатства славы Божьей и Его благодеяний каждому человеку и всему роду человеческому. Отсюда открываются нам благость Божья и милосердие Его, щедроты, всемогущество и величество, предвидение и промысел Его»

Подобную мысль высказал и блаженный Августин:[U]"Бог признал лучшим злое обращать в доброе, нежели вовсе не попускать зла.
Потому что Бог, будучи всеблагим, никаким образом не допустил бы зла в делах Своих, если бы Он не был столь всемогущ и благ, чтобы не мог от зла произвести благое, доброе".

Также справедливо говорил учитель Феофил:[/I][/COLOR] "Непостижимо Бог вмешивается в наши заблуждения и в наши грехи, не для похвалы их или принятия соучастия в них, но гнушаясь ими, ненавидя и исправляя их. Бог производит из зла много доброго, подобно тому, как бы Он огонь превратил в воду".
[B]Старец Паисий Святогорец
говорил о спасительности всего, что Бог попускает с нами случиться:

«Бог не попускает испытание, если из него не выйдет чего-то хорошего. Видя, что добро, которое произойдет, будет больше, чем зло, Бог оставляет диавола делать свое дело.[/U] Помните Ирода? Он убил четырнадцать тысяч младенцев и пополнил небесное воинство четырнадцатью тысячами мучеников-ангелов. Ты где-нибудь видела мучеников-ангелов? Диавол обломал себе зубы! Диоклетиан, жестоко мучая христиан, был сотрудником диавола. Но, сам того не желая, он сделал благо Христовой Церкви, обогатив Ее святыми. Он думал, что истребит всех христиан, но ничего не добился — только оставил нам в поклонение множество святых мощей и обогатил Церковь Христову.

Бог уже давно мог бы расправиться с диаволом, ведь Он — Бог. И сейчас, стоит Ему только захотеть, Он может скрутить диавола в бараний рог, [на веки вечные] отправить его в адскую муку. Но Бог не делает этого для нашего блага. Разве Он позволил бы диаволу терзать и мучить Свое создание? И, однако, до какого-то предела, до времени Он позволил ему это, чтобы диавол помогал нам своей злобой, чтобы он искушал нас, и мы прибегали к Богу. Бог попускает тангалашке искушать нас, только если это ведет к добру. Если это к добру не ведет, то Он ему этого не попускает.[U] Бог все попускает для нашего блага. Мы должны в это верить. Бог позволяет диаволу делать зло, чтобы человек боролся. Ведь не терши, не мявши — не будет и калача. Если бы диавол не искушал нас, то мы могли бы возомнить о себе, будто мы — святые. И поэтому Бог попускает ему уязвлять нас своей злобой. Ведь, нанося нам удары, диавол выбивает весь сор из нашей пропыленной души, и она становится чище. Или же Бог позволяет ему набрасываться и кусать нас, чтобы мы прибегали к Нему за помощью. Бог зовет нас к Себе постоянно, но обычно мы удаляемся от Него и вновь прибегаем к Нему, только когда подвергаемся опасности.

… люди злые или невнимательные — которые, не желая этого, делают нам зло, — готовят нам воздаяние. "Не будь искушений, — никто бы не спасся", — говорит один Авва. Почему он так утверждает? Потому что от искушений происходит немалая польза. Не потому, что диавол был бы когда-нибудь способен сделать добро, нет — он зол. Он хочет разбить нам голову и бросает в нас камень, но Добрый Бог... ловит этот камень и вкладывает его нам в руку. А в ладошку другой руки Он насыпает нам орешков, чтобы мы покололи их этим камнем и покушали! То есть Бог попускает искушения не для того, чтобы диавол нас тиранил. Нет, Он позволяет ему искушать нас, чтобы таким образом мы сдавали экзамены на поступление в иную жизнь…

Пока человек жив, у него много работы, дабы сделать свою душу лучше. Пока он жив, у него есть право на сдачу духовных экзаменов. Если же человек умрет и получит двойку, то из списка экзаменуемых он отчисляется. Пересдачи уже не бывает».

3. Ничто не происходит без воли Божией
Для того, чтобы мы могли правильно, в соответствии с волей Божией о нас, с пользой для нашего спасения, относиться к скорбям, надо твёрдо знать и помнить, что ничто из того, что происходит с нами в жизни, не случается вне воли Божией. При этом Промысл Божий посылает каждому человеку только такие искушения, наказания (от слова «наказ», урок) которые необходимы именно ему для его спасения.

Преп. Исаак Сирин:

…будь паче уверен, что Хранитель твой с тобою, и мудрость твоя во всей точности да удостоверит тебя, что, вместе со всеми тварями, и ты состоишь под единым Владыкою, Который единым мановением приводит все в движение, и колеблет, и укрощает, и ускоряет. Ни один раб не может сделать вреда кому-либо из подобных ему рабов без попущения о всех Промышляющего и всем Управляющего. И ты немедленно восстань и дерзай. Если и дана иным свобода, то не во всяком деле. Ибо ни демоны, ни губительные звери, ни порочные люди не могут исполнить воли своей на вред и пагубу, если не попустит сего изволение Правящего и не даст сему места в определенной мере. Он и свободе не попускает приводить все в действие. А если бы не было то, не оставалась бы в живых никакая плоть. Господь не позволяет, чтобы к твари Его приближалась власть демонов и людей и исполняла на ней волю свою. Поэтому говори всегда душе своей: «Есть у меня оберегающий меня Хранитель, и ни одна из тварей не может явиться предо мною, разве только будет повелено свыше.
Св. Иоанн Тобольский говорит о том, что все несчастия и бедствия происходят по воле Божией:

«Все в мире, даже по виду злое (кроме греха), происходит по воле Божией.[/U] Богословы объясняют это таким способом. Начало зла (в собственном смысле) есть грех. В каждом грехе заключается:

1) причина, его производящая, и

2) ея неизбежныя последствия - исправление наказанием.

Причина греха есть лживость или своеволие горделиваго грешника; наказания же вообще (как исправительныя, так и казни), будучи горькими последствиями своей причины, происходят по воле Божией, как причине не греха, но исправления или уничтожения онаго.

Итак: если мы из понятия греха отбросим его причину - лживость и своеволие, то не будет ни одного из горьких или злых его последствий, которое бы не происходило по воле Божией или было бы Ему неугодно. Как горести греховныя частнаго человека, так и мирския, обыкновенно называемыя естественными, бедствия, как-то: голодовки, засухи, моровыя поветрия и тому подобныя, часто не имеющия непосредственнаго отношения ко греху частнаго лица, происходят по воле Божией. А потому все бедствия и горести человеческия положительно происходят по воле Божией ради достижения праведных целей Промысла Божия; один только грех противен Богу (подобно тому, как зло противно добру, или ложь противна истине), но попускается Богом ради ненарушения личной человеческой воли, или его свободы».
Св. Василий Великий пишет:

«Бог по особенному домостроительству предает нас скорбям, по мере веры каждого посылая и меру испытаний.

…поелику мы творения благого Бога и состоим во власти Того, Кто устрояет все до нас касающееся, и важное и маловажное, то не можем ничего потерпеть без воли Божией; и если что терпим, оно не вредно, или не таково, чтобы можно было промыслить что-либо лучшее».
[/I][/COLOR][/B][/U]





[

Св. Василий Великий:


«Еще злом называем что для нас трудно и болезненно для ощущения: телесную болезнь, телесные раны, недостаток необходимого, бесславие, ущерб имения, потерю родных. Между тем каждое из сих бедствий мудрый и благий Владыка посылает нам к нашей же пользе. Богатство отнимает у тех, которые употребляют его худо, и тем сокрушает орудие их неправды. Болезнь насылает тем, кому полезнее иметь связанные члены, нежели беспрепятственно устремляться на грех. Смерть насылается на тех, которые достигли предела жизни, какой от начала положен в праведном суде Бога, издалека предусмотревшего, что полезно для каждого из нас.

… А голод, засухи, дожди суть общие какие-то язвы для целых городов и народов, которыми наказывается зло, преступившее меру. Посему, как врач, хотя производит в теле труды и страдания, однако же благодетелен, потому что борется с болезнию, а не с больным, так благ и Бог, Который частными наказаниями устрояет спасение целого. …

Поэтому болезни в городах и народах, сухость в воздухе, бесплодие земли и бедствия, встречающиеся с каждым в жизни, пресекают возрастание греха. И всякое зло такого рода посылается от Бога, чтобы предотвратить порождение истинных зол. Ибо и телесные страдания, и внешние бедствия измышлены к обузданию греха. Итак, Бог истребляет зло, а не от Бога зло. И врач истребляет болезнь, а не влагает ее в тело. Разрушения же городов, землетрясения, наводнения, гибель воинств, кораблекрушения, всякое истребление многих людей, случающееся от земли или моря, или воздуха, или огня, или какой бы то ни было причины, бывают для того, чтоб уцеломудрить оставшихся; потому что Бог всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями».

Св. Григорий Богослов:

Злом называем мы и то, что для нас тягостно и неприятно, как, например, болезнь и язвы телесные, недостаток в необходимом, бесславие, потерю имения, лишение родных, что благой Господь посылает для нашей пользы. Богатство отнимает Он у тех, кто плохо им пользуется, подвергаясь другим порокам. Болезни посылает тем, для кого полезнее иметь узы, чем беспрепятственно стремиться к греху. Смерть приходит, когда кончится срок жизни, от начала назначенный каждому по праведному суду Бога, Который предвидит, что для каждого полезно.[U] Голод, засуха и чрезмерные дожди - это общие бедствия для городов и народов, наказывающие за чрезмерное развращение. Как врач благодетельствует несмотря на то, что причиняет боль телу, потому что борется с болезнью, а не с больным, так и Бог благ, когда частными наказаниями устраивает спасение в целом.



Преподобный Амвросий Оптинский:
Болезни и неприятные случаи посылаются нам к пользе нашей душевной, и, прежде всего, к смирению нашему, и к тому, чтобы вели жизнь свою осмотрительнее и рассудительнее.

Господь лучше нас знает, что для нас полезнее, а потому-то и посылает кому здоровье, а кому и нездоровье. За все же слава и благодарение Милосердному Господу, Который не по беззакониям нашим творит с нами и не по грехам нашим воздает нам; но если и наказывает нас, то с пощадением.

…Болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали вы праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены…



Святитель Феофан, Затворник Вышенский:

«У Бога о болезненном и здоровом состоянии совсем другие мысли, чем у нас, и они отстоят от наших, как небо от земли. Бывает, что Бог болезнию укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы.

Господь отнимает силы, чтобы хоть этим остепенить человека. Он уж не знает, как по-другому исправить. И милости, и скорбные посещения - все переиспытано, и все не в прок. Час же смерти приблизится, что делать тогда окаянному человеку?.. В болезни хоть и самой легкой, смерть, может, и придет на память, чтоб дать душе самым делом испытать, что поминание последних дней жизни отвращает от греха.

Посылает Бог иное в наказание, как эпитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от какой страсти, и для многих других причин.

Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. ... Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа есть, и случайно ничего не бывает. И вслед за этим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ея тяжесть обычную от многих забот».



Епископ Александр Милеант пишет о пользе скорбей:

«…скорби имеют свою светлую, положительную сторону. “Сетование лучше смеха, — замечает премудрый царь Соломон на закате своего жизненного пути, — потому что при печали лица сердце делается лучше!” (Ек. 7, 3).

…Дело в том, что зло так сплелось с нашим существом, так вросло в наше сердце, что процесс освобождения от него всегда сопряжен с болью. …

Христианская вера расширяет кругозор верующего человека и дает ему возможность видеть временное на фоне вечности. Страдания невинных не напрасны: они средство к получению большей награды на Небе. Так, согласно евангельской притче, многим казалось, что жизнь жестоко обидела нищего Лазаря. В то время, как он голодал и беспомощно страдал от язв лежа у ворот богача, тот ежедневно пиршествовал и веселился. Ни богач, ни его друзья не выражали Лазарю даже малейшего сочувствия. Когда Лазарь умер, никто не пришел на его похороны. С житейской точки зрения, его жизненный жребий — сплошная несправедливость. Однако, приподнимая завесу, за которой начинается иной мир, Евангелие дает нам увидеть, что с физической смертью прекратилась не жизнь, а лишь страдания Лазаря. Теперь за свое терпение и незлобие он удостоен великой награды. Таким образом, переступив порог временной жизни, человек вступает в мир, где царствует абсолютная справедливость. Поэтому в трудные минуты жизни надо напоминать себе, что “нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас” (Рим. 8, 18).

Кроме внешних скорбей и препятствий, связанных с проповедью, апостола Павла удручала еще какая-то физическая немощь, какой-то непонятный внутренний недуг, доводящий его порой до полного изнеможения, который он называет “жалом ангела сатаны” в своей плоти. Апостол трижды усиленно молил Бога избавить его от этого недуга, препятствующего ему совершать апостольское служение. Но Господь, вместо исцеления, явился ему Сам и сказал: “Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя в немощи совершается”. Поняв, что недуг послан ему для духовной пользы: чтобы научить его надеяться не на свои силы, а на помощь Божию, — апостол пришел к такому решению: “Я более охотно буду хвалиться немощами своими, чтобы обитала во мне сила Христова … Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа. Ибо когда я немощен, тогда я силен!” (2 Кор. 12, 7-11).

Вот новое и подлинно ценное откровение о пользе скорбей! Принимаемые со смирением и надеждой на Бога, они привлекают к страдальцу божественную силу, которая во много раз превышает его естественные силы и делает человека орудием Промысла Божия для спасения множества людей и даже целых народов.

…Итак, страдания неизбежны в этой временной жизни. Они, с одной стороны — следствие нашей личной греховности, нравственной испорченности других и общего несовершенства этого временного мира. С другой стороны, в руках премудрого промысла Божия скорби становятся орудием вразумления и исправления.

И таков духовный закон, что не только терпеливо принимаемые страдания, но всякое духовное усилие вообще, всякое добровольное лишение, всякий отказ, жертва — трансформируются в богатство внутри нас. Парадоксально, но действительно так: чем больше мы теряем внешне, тем больше приобретаем внутренне. Вот почему “трудно богатым войти в Царствие Небесное”, — потому что в них не совершается этой замены на небесные, нетленные блага.

Страдания, с точки зрения внутреннего роста, ценны не сами по себе, а только по своим результатам. Теряя земное счастье, человек становится лицом к лицу с высшими ценностями, начинает иными глазами смотреть на себя и на свою временную жизнь, обращается к Богу. Отсюда следует, что земное счастье, связанное со всегдашней памятью о Боге, не исключающее напряженной духовной жизни, — есть безусловное добро. Подобным образом и страдания, если они озлобляют или принижают человека, не преображая его, не давая благотворной реакции, — есть сугубое зло».


Из святоотеческого учения следует, что не только телесные скорби христианину надо принимать как из благотворящей руки Божией, но также и зло, которое причиняют люди.
[/B]
Преп. Макарий Оптинский пишет:

«Всякое слово друг от друга, трогающее и потрясающее вашу сердечную глубину, есть посланное от Бога обличение к познанию себя и исправлению»

Св. Иоанн Тобольский:
святитель Иоанн (Максимович),Тобольский
«Многие обманываются, по своему крайнему невежеству думая, что только зло, проистекающее от естественных причин, (именно: наводнения, землетрясения, неурожаи, неблагоприятныя атмосферическия явления, повальныя болезни, внезапная смерть и т.п.) происходит по воле Божией; ибо по большей части такия несчастья не имеют прямого отношения ко грехам. Но злостныя деяния, происходящия от противозаконнаго умысла человеческаго, от неправды (каковы: ругательныя слова, насмешки, обманы, подлоги, хищения, обиды действием, грабежи, разбои, убийства и т.п.), приключаются, по мнению названных выше людей, независимо от воли Божией и Его Промысла, но единственно по человеческой злобе и развращенной людской воле, которая сама причиняет и наносит ближним своим всякое зло. А потому не только в минувшее, давно-прошедшее время, но и в настоящия времена нередко слышны жалобы: "Оскудение в пропитании и необходимых средствах для жизни произошло не от Бога, а от лихоимцев". Жалобы эти - жалобы людей, неведущих Бога: оне не достойны христианина.

Если Бог не есть начало нравственнаго нашего падения (которое одно и есть истинное зло) и быть им не может: "Чисто бо око Его еже не видети зла" (Аввак. 1, 13), и "возлюби правду, и возненавиде беззаконие" (Пс. 44, 8), то вполне истинно, что всякия бедствия, проистекающия от вторичных причин, разумных или разума не имущих, каким бы образом ни произошли, происходят все по воле Божией, ниспосылаются Его крепкою десницею, по Его смотрению и Промыслу. Возлюбленный! Бог направил руку на ударение тебя; Бог подвинул язык обидящаго или клеветника на поругание или оклеветание тебя; Бог дал нечестивому силу на твое низложение. Сам Бог устами пророка Исайи подтверждает это, говоря: "Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня... Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это" (Ис. 45, 5, 7), Яснее подтверждает это пророк Амос: "Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы" (Амоса 3, 6)? как бы говоря: нет ни одного бедствия, которое было бы не по воле Божией, которая злой умысл попускает, а к приведению его в исполнение указывает способ и подает силу».
Как относиться ко злу и скорбям. Смирение и рассуждение

«Любящим Бога… все содействует ко благу» (Рим. 8, 28), - говорит Священное Писание.

Это значит, что христианин, понимая, что всё в его жизни происходит по воле Божией ради его спасения, должен переносить скорби так, чтобы не выйти из воли Божией о себе, мужественно и терпеливо, смиряясь и каясь, не предавая любви Божией. И тогда любое искушение и любая скорбь станут для него ступенькой в Царствие Небесное, привлекут к нему Божию благодатную помощь и принесут обильный духовный плод. И напротив, если тот, кого постигла скорбь, станет роптать на Бога и отчаиваться, то этим он лишь усугубит своё положение, лишившись помощи Божией, а плода духовного, ради которого Бог посылал ему Свой «наказ», сам себя лишит.

Священное Писание наставляет: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12, 21).

Святые отцы, следуя Слову Божию, учат, что обиды, причиняемые нам людьми, надо принимать как посланные от Бога спасительные лекарства, и не винить, не ненавидеть обижающих нас, но напротив, видеть в них своих благодетелей, показывающих нам наши страсти и немощи, чтобы мы могли исправиться. Бог попускает людям согрешить против нас именно потому, что для нас полезно перенести эти скорби от ближних.

Преп. Макарий Оптинский наставляет свою духовную дочь:

Когда будешь относить всё к Богу и принимать скорбные случаи с самоукорением, считая себя достойною оных, то удобно и легко понесёшь; а если, напротив, будешь укорять других и считать виновными своей скорби, то более на себя их навлечёшь и отяготишь свой крест… как мы познаем сокровенные в нас страсти? И как можем оные истребить? Не долготерпением к нам ближних, но от нашего к ним долготерпения. Они показывают нам лежащие в нас страсти, но каким образом? Смотрением Божиим, то есть Бог посылает их сделать нам что-нибудь неприятное и противное, чтобы от того узнали, что есть в нас страсти и попеклись бы о искоренении оных, а виновников сего считать благодетелями,по слову аввы Дорофея, «о еже укоряти себе, а не ближнего». Конечно, скоро невозможно уврачевать сии болезни, но, познав свою немощь и укоряя себя, получать будешь облегчение".

Св. Иоанн Тобольский:

Зная, во-первых, что попущения Божьи бывают не без справедливых причин, во-вторых, что вся сила и все лучшее содержится в том Божьем о нас намерении, с которым сделано попущение, и которому сопротивляться нам нисколько не следует - обязаны мы тем более осмотреться и исправить себя раскаянием перед Богом в своих погрешностях. В попущениях Божьих - добрая ли воля, злая ли она - но она работает Богу, и с каким бы намерением она не работает, однако в конце концов все совершается для достижения наилучших целей.

все святые все то, что встречалось с ними в жизни, приятное или неприятное, приписывали воле, действию Божию потому что они не обращали своего внимания на чужие грехи, но все поступки людские разсматривали, как Божий дар или Божие попущение за свои грехи. Святые разсуждали так: всеблагий Бог никогда бы не попустил ничего злого, если бы Он не знал, что оттуда Он произведет многочисленныя и великия благодеяния.

Для успокоения себя при нанесении нам обид известно одно только верное средство: когда тебя кто обидел или оскорбил, ты не обращай своего внимания на злость оскорбителя, но обратись к правосудному Богу, попустившему обидеть тебя твоему противнику, и не воздавай ему злом за сделанное тебе зло: ибо оно попущено Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и неизвестных тебе до времени. Этого обычая держались все святые угодники Божии: они не разыскивали, кто и за что их оскорбил, но всегда обращали сердца свои к Богу, смиренно признавая справедливость Божия попущения; и потому они считали нанесенныя им обиды за благодеяния для себя, а своих противников - за благодетелей, говоря: вот наши истинные благодетели.

Преп. Макарий Оптинский:

Мы видим и несомненно веруем, что Промысл Божий, пекущийся о всякой твари, а вместе с тем и о нас, устраивает так быть для нашей душевной пользы, отводя нас от чего-нибудь неполезного или искушая веру нашу, иных же и наказуя за грехи, и с покорностью воле Его несем тяготу, на нас налагаемую по Его правосудию. Людей же, причиняющих нам скорби, должны почитать орудием, коим Бог действует в деле нашего спасения, и молиться за них. Другим же средством вы не можете найти себе утешения, а паче когда требуете от людей, чтоб вас любили, но, смотря сквозь завесу самолюбия, не вините себя...

Не знаю, почему вы опасаетесь гонения от известной особы? Может ли кто сделать вам оскорбление, если не попустит Бог? А когда что случится, то надобно принимать это с покорностью воле Божией, смиряться и считать оскорбляющих нас орудиями Промысла Божия: за сие Господь и избавит из рук их.[/I]
[/B]
Преп. Лев Оптинский:[/B]

Где же ты оставила Промысл Божий, пекущийся о всех, а купно и о тебе, и устрояющий все на пользу, и попустительными случаями дающий нам средство к познанию своих страстей и искоренению оных, а ты все винишь людей.

Св. Иоанн Тобольский говорит:

«…все бедствия и горести человеческия положительно происходят по воле Божией ради достижения праведных целей Промысла Божия…Таким же образом Провидение Божие бодрствует и о нас, и бодрствует неопустительно[U], так, что и малейшия наши телесныя стеснения не оставляет незамеченными у Себя. Вследствие этого каждому из нас, при телесной невзгоде, следует разсуждать так: болезнь эта или другая невзгода, - произошла ли она от моей неосторожности, или по злобе человеческой, или от чего-либо другого, - во всяком случае, приключилась не без Божия Провидения, которое определило ее соответственно моим силам, так что ея начало, ея тяжесть (ослабление или усиление) зависит от Него. Равным образом от Провидения Божия зависит способ врачевания и исцеления оной. Оно вразумляет врача и указывает на средства, или же противодействует всему, ибо и доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство - от Господа (Сирах. 11, 14). Равным образом, должно во всех приключениях, бывающих с нами, разсуждать, что они предвидены и допущены Богом.

[U]Весьма благоразумно и благочестиво рассуждать, что всякое зло, беда или несчастие есть для нас спасительное наказание, посылаемое на нас свыше, но не Бог есть причиной нашей вины, т.е. греха, неизбежно влекущего за собою наказание по правде Божией».


[B]Св. Иоанн Тобольский
объясняет, что «восставать на причину бедствия - не значит мешать Божьей воле»:

«Спросит нас кто-либо: если верно, что все бедствия постигают нас по воле Божьей, не напрасно нам противиться Его святой воле?

…мы не можем знать подлинного намерения Божьего о нас, а узнаем уже впоследствии о нем.

Объясним это на примере болезни. По какой бы причине ни началась она, нет никакого сомнения, что на то была воля Божья. Однако же больному неизвестно намерение Божье о времени продолжения его болезни, а потому не воспрещается больному прибегать к различным средствам исцеления себя от болезни. Когда же он, после употребления многих врачующих средств, не получит выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божья, чтобы ему терпеть продолжительную и тяжкую болезнь.

Так смиренно рассуждай каждый болеющий брат, что Богу еще угодно продержать тебя в болезни. Но так как ты не знаешь, имеет ли Бог намерение, чтобы ты страдал до смерти, то безгрешно можешь прибегать к средствам врачевания для получения здоровья или хотя бы для получения облегчения. Безгрешность врачевания доказывается и тем еще, что если Богу неугодно возвратить тебе здоровье, то Он может лишить всякое средство врачебной его силы.

Таким же образом следует рассуждать о врагах и войнах. Бог многократно попускал неприятелям покорять израильский народ своему гнету с тем, чтобы народ этот не бесчинствовал, не забывал бы о Боге своем, и израильтяне, пока не сознавали на то воли Божьей, сопротивлялись своим врагам. Но иначе они поступили, когда пророк Иеремия возвестил им волю Божью покориться Навуходоносору-царю. Равным образом, начавшийся пожар, если он при всем старании народа и пожарной команды не мог быть погашен, явно свидетельствует, что суд Божий решил, чтобы дом не только был подожжен, но и сгорел совершенно для испытания терпения друзей Божьих и в наказание врагов. Подобным образом следует рассуждать о воле Божьего благоволения и во всех других приключениях с нами.

…тот, кто старается погасить пожар, победить своего врага, уврачевать болезнь - тот сопротивляется не воле Божественной, наказывающей нас за неправды наши, но противопоставляет себя той причине (вине), которая преследует его, и которую ненавидит сам Бог. Дом подожжен по злобе или ненависти, корыстолюбию - все эти побуждения к поджогу виновны и грешны, но сопротивляться им не возбранено всякому. Кто врачует болезнь, тот не воле Божьей сопротивляется, но человеческому страданию …сопротивляется болезнетворным причинам. Так же: кто оружием сопротивляется врагу, сопротивляется не Богу, но тому, кто несправедливо начинает войну

Во всех подобных происшествиях защищать себя и все свое не запрещено и даже обязательно, если не откроется, что по особенным причинам, такая защита неугодна Богу».



Св. Иоанн Дамаскин объясняет, как надо, исходя их православного понимания Промысла, правильно понимать некоторые выражения Священного Писания о воле Божией и зле:
[B][COLOR=#003300][I]
«Надобно знать, что в божественном Писании есть обыкновение называть Божие попущение Его действием, как когда (например) апостол говорит в послании к Римлянам: «или не имать власти скудельник на брении, от тогожде смешения сотворити ов убо сосуд в честь, ов же не в честь?» (Рим. 9, 21)? Конечно, Сам Бог делает это, и то, ибо Он один есть Создатель всего; но честными или бесчестными делает сосуды не Он, а собственное произволение каждого. Это видно из того, что говорит тот же апостол во втором послании к Тимофею: «в велицем дому не точию сосуди злати и сребряни суть, но и древяни и глиняни: и ови убо в честь, ови же не в честь. Аще убо кто очистит себе от сих, будет сосуд в честь, освящен и благопотребен Владыце, на всякое дело благое уготован» (2 Тим. 2, 20-21). Ясно, что очищение бывает по доброй воле, ибо апостол говорит: «аще кто очистит себе».

Сообразно с этим, обратное допущение указывает, что, если кто не очистит себя, то будет сосудом не в честь, бесполезным для Владыки и достойным того, чтобы разбить его. Поэтому предыдущее изречение, а равно и это: «затвори Бог всех в противление» (Рим. 11, 32) и это: «даде им Бог духа нечувствия, очи не видети и уши не слышати» (Рим. 11, 8), – все это должно понимать не так, как будто Сам Бог сделал это, но так, что Бог только попустил…»


http://verapravoslavnaya.ru/?Popushenie_-_alf
#83 | Эрик »» | 08.05.2017 16:35 | ответ на: #82 ( С. Александра ) »»
  
1
Плач Иеремии 3
37 Кто это говорит: «и то бывает, чему Господь не повелел быть»?
38 Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?

39 Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои.
40 Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу.
41 Вознесём сердце наше и руки к Богу, [сущему] на небесах:
42 мы отпали и упорствовали; Ты не пощадил.
43 Ты покрыл Себя гневом и преследовал нас, умерщвлял, не щадил;
44 Ты закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва наша;
45 сором и мерзостью Ты сделал нас среди народов.
46 Разинули на нас пасть свою все враги наши.
47 Ужас и яма, опустошение и разорение - доля наша.

48 Потоки вод изливает око моё о гибели дщери народа моего.
49 Око моё изливается и не перестаёт, ибо нет облегчения,
50 доколе не призрит и не увидит Господь с небес.

/это написал один из великих пророков Божиих. По преданию именно он спрятал "Ковчег Завета"/
  
#84 | Андрей Рыбак »» | 08.05.2017 18:11 | ответ на: #83 ( Эрик ) »»
  
0
«В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью" (Иак 1:13-14).

А вот что говорит святой Апостол Иаков, видевший Славу Божию на Фаворе.
  
#85 | Андрей Рыбак »» | 08.05.2017 18:32 | ответ на: #82 ( С. Александра ) »»
  
-3
Метод книжника. Когда человек не разумеет сути, то пишет много ссылок не относящихся зачастую к обсуждаемому вопросу. Не женское это дело.
#86 | Эрик »» | 08.05.2017 18:38 | ответ на: #84 ( Андрей Рыбак ) »»
  
2
1Кор.10 12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.

Иак.1 2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
5 Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, - и дастся ему.

Мф.6 13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твоё есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Так что с этими искушениями не всё так ясно и однозначно. Много вопросов и непоняток. Кто искушает и зачем?
  
#87 | Андрей Рыбак »» | 08.05.2017 18:50 | ответ на: #86 ( Эрик ) »»
  
-1
Все понятно внимательному не книжному взгляду.

Посмотри заглавное сообщение и житие Апостола Павла. Кто ему по твоему устроил такую сладкую жизнь. Отец или кто?
#88 | С. Александра »» | 08.05.2017 20:18 | ответ на: #85 ( Андрей Рыбак ) »»
  
3
А я не своемудрствую и своего ничего здесь не говорю,согласна с вами-что я грешная могу знать то. Святые! давно все сказали,только слову Господа Иисуса Христа да Его угодников вменяю,больше никому.
#89 | С. Александра »» | 08.05.2017 20:21
  
3
Андрей,(не в обиду)а с чего вы решили, что у вас лучше всех здесь духовное зрения и понимание слов святых?Только лишь на основании того ,что вы мужчина и что вы общались с духоносными людьми? ?Ну так как известно и Ииуда был близок к Христу, но погиб, а разбойник вот спасся..Кроме того у вас большая гордыня(хоть чуть кто скажет не по вашему, вы сразу его в черный список..смешно право..)и Святых так же отправляете в чс с их словом противоречащим вашей теме?Ну-ну..Для чего же вы тогда регистрируете на своем портале женщин если считаете ,что даже помещение ими слов Святых угодников Божиих будет противоречить слову апостола Павла?или это только слов Святых нельзя помещать?
  
#90 | Андрей Рыбак »» | 08.05.2017 20:23 | ответ на: #89 ( С. Александра ) »»
  
-5
Апостола Павла прочтите о месте женщины. Не ваше это дело.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU