.
(набросок)
.
Евхаристия, как Литургия, есть нечто целое:
– она есть взаимно обусловленное отношение
предвечного,
вечного и временно'го
(
предвечное – это то, чему мы (вернее: это – Тот, Кому мы) причащаемся и которое предстает пред нашим стремящимся к пониманию умом как "устройство" Пресвятой Троицы (вне плана Ее проявления в Мiре, а потому – и как бы предстоящей вечности) в образе Логоса-Слова;
вечное – это тот "будущий век", когда "Бог будет все во всем": мы – в Боге, а Бог – в нас и зерно которого вполне адекватно представлено в образе "Спас в Силах";
временно'е – это последовательно разворачиваемый чин Евхаристической службы);
– в каждом последовательно временн
о'м моменте Евхаристии, как Литургии, содержится одномоментно и каждый ее момент, и все целое сразу;
– Евхаристия, как Литургия, последовательно разворачивается так, что в результате имеет место приращение.
Все это определяет
реальности Евхаристии (а на Евхаристии все – реально), ее "место и время".
.
Рассмотрим только что отмеченное подробнее.
.
Предвечное.
Животворящим ядром Евхаристии, как Литургии, является сошествие Святого Духа "на ны и предлежащие дары": явление того, что наша Жертва Хваления принята Богом, – что Он претворил нас и наши дары в Свой образ, через уподобление Себе как Бого-Человеку, – преложил, включив нас и наши дары во взаимно обусловленные отношения, характерные для Него самого. – Здесь является предвечный момент Евхаристии, как образ "устройства" Пресвятой Троицы вне плана Ее проявления в Мiре (как теперь это нам может быть доступно), воссозданный "установочной" Евхаристией Бого-Человеком.
Такому присутствию Святого Духа непосредственно предшествует Возношение "Твое от Твоих" и последует Причастие Святыми Святых Даров ("Святая – Святым").
– Это и есть явление предвечных отношений Пресвятой Троицы, развернутой как Логос-Слово.
[м.б. описать кратко?]
.
Отмеченные характеристики ядра Евхаристии присутствуют во всей ее ткани. Укажем это на конкретном примере.
Молитвенные слова "
Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков" повсеместны.
Они свидетельствуют о том, что мы направляем ввысь, возносим Богу нечто, подобающее Ему. Что же Человек может иметь такое, что было бы достойно Бога, – как не то, что получено от Него же, как дар-талант, и что приумножено Человеком так, что принимается Богом как Свое? Иными словами, только что отмеченные молитвенные слова есть малый, но как бы и полный, образ Евхаристии. Разберем их немного подробнее.
Мы возносим нечто (как славу), достойное Бога. Богу – Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Т.е. возносим это, достойное, по существу, в предвечное (именно – пред вечное) бытие Пресвятой Троицы, через Ее Имя. Возносим ныне (здесь и сейчас) и присно (всегда и непрестанно), и во веки веков (вечно, всегда, здесь – длящееся бесконечно, до скончания времен).
"Во веки веков" – это, так сказать, фразеологическая формула вечности.
Но, однако, параллельно "во веки веков" у нас имеют место и иные формулы вечности: "в в
е'к в
е'ка" (Воскресные стихиры на "Господи, воззвах", Глас 3), "во в
е'к в
е'ка" (Пс. 20:5,7), "в в
е'к и в в
е'к в
е'ка"* (Пс. 148:6), "во в
е'ки, и в в
е'к в
е'ка", – используемые на Всенощном бдении. А в дониконовские времена была еще и формула "в в
е'к в
е'ком".
.
(* В Синодальном переводе здесь имеют место не три слова, как в Церковно-славянском "в в
е'к и в в
е'к в
е'ка" (сущ., ед. число), а два: "на веки и веки" (сущ., мн. число); в Масоретском варианте на иврите также – два слова, но разных, по Стронгу: 5703 – вечность, вечный и 5769 – долгое время, долго; в варианте же Септуагинты – три одинаковых слова, но в двух разных формах, по Строгну 165 – век, эпоха, эра, вечность: 1. существительное, вин. пад., ед. число, 2. та же форма и 3. существительное, род. пад., ед. число., – с последнего варианта, по-видимому, и сделан перевод на Церковно-славянский.)
.
Однако, так сказать, настоящая вечность, по существу, не есть нечто, длящееся бесконечно долго (но все же – длящееся), как в
е'ки или век
а'. А есть нечто, принадлежащее другому принципу бытия, не
длящемуся, а целостному – исцеленному, которое и выражается немножественным словом век, или формулой "в
е'к в
е'ка". А в дониконовской формуле "в
е'к в
е'ком" еще присутствует и следующий момент: мы славу Богу воссылаем в ве'к (т.е. не только теперь – непрестанно, но и в вечности) и в
е'ком (вечностью) – в вечности и вечностью (ср.: "Бездна бездну призывает", Пс. 41:8). Или: мы славу воссылаем в в
е'к (куда? – в вечность направляем) в
е'ком (при мощи чего? – вечностью).
Иными словами, формула вечности "в
е'к в
е'ка" (и ей подобные) свидетельствует, что Евхаристия имеет место в действительной, настоящей
вечности, оживляемой
предвечной новизной Пресвятой Троицы, через Ее Имя, и являемой в нынешних век
а'х – длящихся (ныне и присно) временах, но собранных как бы в один пучок и устремленных ввысь – гор
е', в (уже) недлящуюся вечность.
(Собственно, любая молитва, которая, скажем, тут же исполняется – в которой слово одномоментно и есть дело: сказал – и тут же бысть, совершается в вечности и вечностью – есть явление вечности. Собственно, в Евхаристии –
всё и
вся именно так: вся словесная служба и есть дело, – совершая, исполняя Евхаристию, в Духе Святом мы совершаем, исполняем вечность.)
В фразеологических же формулах вечности следует соблюсти гармоничный смысловой баланс:
длящегося ("ныне и присно" или "во веки веков") и
недлящегося ("в
е'к в
е'ка" или, скажем, "в
е'к в
е'чный"), – чтобы достойно воссылать в предвечное достойное. Подобно как, например, здесь: "Буди имя Господне благословено
отныне и до
века."
.
Поэтому:
"Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и в в
е'к в
е'ка." (начала Входных молитв и Проскомидии) и "Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и в в
е'к в
е'ка." (начало, так называемой, Литургии оглашенных), – это (само по себе), одномоментно, и как бы две малые Евхаристии – их образы, и начала полной Евхаристии. (Здесь обще употребляемое на данный момент "во веки веков" заменено более уместной, как представляется, формулой вечности.)
В формуле же "ныне и присно, и во веки веков", по существу, два раза повторяется одно и то же – длящееся. То, чем, так сказать, измерить вечность нельзя (подойти к ней можно, но не войти в нее), как нельзя точно измерить, к примеру, жесткой прямой линейкой длину окружности.
.
Таким образом,
предвечное – это животворящее ядро Евхаристии, является как сошествие Святого Духа "на ны и предлежащие дары" (и окруженное Возношением и Причастием) и как Имя 'Отец, и Сын, и Святой Дух'.
.
Вечное.
Вечное (как и временн
о'е) непосредственно переплетено с предвечным (как это было видно в молитвенных словах "
Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и в ве'к ве'ком ").
Вечное – это преобразующее – животворящее присутствие Святого Духа – Духа Истины. (Вся Евхаристия, как Литургия, исполняется в Нем.)
Однако, наиболее явно вечное имеет место как бы в промежутке от "собрания в Церковь" и до Возношения нас и наших даров горе', и после Отпуста.
В словах молитв Трисвятого: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный" и Пресвятой Троице: "Господи, очисти…, Владыко, прости…, Святый, посети…", в которых каждое из трех именных слов может быть наравне отнесено к каждому из Лиц Пресвятой Троицы, также явно присутствует вечное.
.
Временн[I]о'е (некоторые ключевые смыслы).
Временн
о'е в Евхаристии, как Литургии, имеет место в последовательном, восходящем следовании разных вечных моментов, к которым на самой вершине присоединяется и предвечное.
.
Святым Духом собирается Собрание – внешне удаленные друг от друга люди собираются в Собор (в нечто, близко связанное) для Благодарения. Каждый приносит свой личный дар – приумноженный им данный ему Богом дар.
.
Совершается Проскомидия – формируется дар – предложение Собрания, в котором – и плод Богопознания, и плод взаимной любви на пути к Богу, и плод Мiропознания на пути к Богу, и как бы собранные в единый пучок плоды каждого из собравшихся (и, по какой-то причине, оставшихся вне видимых рамок Собора) на пути к Богу.
(А путь к Богу один – Бого-Человек. И Путь к Богу – это Путь в Царство Бога – Царство Пресвятой Троицы, в Собор Ее живых образов, составленных как подобие Ее.)
.
Затем все собравшиеся (именно – как Собор) молятся – обращаются, молвят к Богу, преобразуя свою душу в состояние, в котором человек как бы выносит свое сознание Богу, в стремлении стать Его служителем, молитвенно "разбивает" свое сердце, отказываясь от себя в общении с Богом . Молятся о Мире, принесенным Спасителем, для всего Мiра, детализируя и уточняя моменты этого Мiра.
Данная молитва завершается как бы малой Евхаристической вершиной: "Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, в в
е'к в
е'ком. Аминь." На которой так естественно: "Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя Святое Его. Благослови, душе моя… Хвали, душе моя, Господа. Восхвал
ю' Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь…".
.
А вместе с молитвами разумного Разбойника: "Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егдá прии΄деши во Царствие Твоем." и Блаженными: "Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное…" мы, в перемене ума – в покаянии, радуемся приближению Царства Бога.
И в окружение Сил Небесных готовимся слушать и слушаем премудрую – вечную проповедь Бога-Человека и Его верных служителей, видимых и невидимых.
.
Перед восхождением верных в Святая святых обращаемся к Благому и Человеколюбивому, в надежде и любви, неосужденно последовать за Ним в Горницу Благодарения. Молитвой "Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и в в
е'к в
е'ком." свидетельствуем о нашем стоянии в вечности.
Затем, как бы на крыльях высших ангельских Сил и оставив всякое житейское попечение, мы и наши дары возносимся выше дориносителей, к самому подножию предвечной Пресвятой Троицы – к великолепию Славы Ее. Где мы исповедуем – являем и перемену нашего ума (и признаемся в наших немощах), и заповеданную нам любовь друг к другу, и наше единомыслие. Где мы всем сердцем любовью (как бы и в священном трепете) надеемся, что "поднимутся косяки ворот и древние двери раздадутся ввысь" и выйдет к нам навстречу Царь Славы – Крепость наша, Утверждение наше, Прибежище наше. И что Он наши дары узнает Дарами Своими – Пищей Жизни.
.
Через наше (в трепете) достойное и праведное поклонение Отцу, и Сыну, и Святому Духу – Троице единосущной и нераздельной, через Песнь благословения и благодарения за всё, о нас бывшем, Бого-Человек совершает невозможное для Человека: по нашему обращению Он, благодарив Отца, посылает (как и обещал) Святого Духа на ны и предлежащие Дары.
.
И теперь, приглашенные в Царство Тр
о'ической глубины (воссозданные из небытия в бытие) – радуясь и ликуя, через Царя Славы (воскресшего и вознесшегося, вокруг Которого поется, вопиется, взывается и глаголется победная Песнь) и в Царе Славы и в мы, по-сыновнему, неосужденно в Духе Святом обращаемся: Отче наш!..
.
Очищенные же Святым Духом, откликаясь любовью на Любовь, мы призваны принять Дары – Пищу, посланную Отцом: дабы исполнить Собор в Церковь (в Тело Бого-Человека, отданное за жизнь Мiра – за всех и за вся, любящих нас и ненавидящих). Дабы Спаситель Сам всем был, даруя Свой Мир, Свою Радость и Любовь и приглашая в Свое Царство, которое уже есть, которое еще только зиждится, которое уже грядет в своей полноте. Дабы нам в причастии естества Бога как бы зачать внутри себя Бого-Младенца и возрастать "в полный возраст Христов".
Дабы нам едиными устами и единым сердцем достойно славить и воспевать пречестное и великолепное Имя Его, Отца, и Сына, и Святого Духа – дабы нам всей своей целостностью достойно благодарить Его, ныне и присно, и в в
е'к в
е'ка.
.
А затем мы, внешне удаляясь друг от друга, выходим с Христовым Миром в Мiръ, всякого дела лукавого отворачиваясь, а всякому благому сочетаясь, приумножать принятые Дары, не мерой приумноженные Владыкой. И Его Дары, данные Им в управление каждому, у каждого – свои, по его свойству, по силе и способности. И путь приумножения их – крестный. И освещает этот путь наше благословление Господа во всякое время…