Евхаристия -- таинство Царства: за жизнь Мiра (ч.2: 2-ая половина)

.
(набросок)
.
Евхаристия, как Литургия, есть нечто целое:
– она есть взаимно обусловленное отношение предвечного, вечного и временно'го
(предвечное – это то, чему мы (вернее: это – Тот, Кому мы) причащаемся и которое предстает пред нашим стремящимся к пониманию умом как "устройство" Пресвятой Троицы (вне плана Ее проявления в Мiре, а потому – и как бы предстоящей вечности) в образе Логоса-Слова; вечное – это тот "будущий век", когда "Бог будет все во всем": мы – в Боге, а Бог – в нас и зерно которого вполне адекватно представлено в образе "Спас в Силах"; временно – это последовательно разворачиваемый чин Евхаристической службы);
– в каждом последовательно временно'м моменте Евхаристии, как Литургии, содержится одномоментно и каждый ее момент, и все целое сразу;
– Евхаристия, как Литургия, последовательно разворачивается так, что в результате имеет место приращение.
Все это определяет реальности Евхаристии (а на Евхаристии все – реально), ее "место и время".
.
Рассмотрим только что отмеченное подробнее.
.
Предвечное.
Животворящим ядром Евхаристии, как Литургии, является сошествие Святого Духа "на ны и предлежащие дары": явление того, что наша Жертва Хваления принята Богом, – что Он претворил нас и наши дары в Свой образ, через уподобление Себе как Бого-Человеку, – преложил, включив нас и наши дары во взаимно обусловленные отношения, характерные для Него самого. – Здесь является предвечный момент Евхаристии, как образ "устройства" Пресвятой Троицы вне плана Ее проявления в Мiре (как теперь это нам может быть доступно), воссозданный "установочной" Евхаристией Бого-Человеком.
Такому присутствию Святого Духа непосредственно предшествует Возношение "Твое от Твоих" и последует Причастие Святыми Святых Даров ("Святая – Святым").
– Это и есть явление предвечных отношений Пресвятой Троицы, развернутой как Логос-Слово. [м.б. описать кратко?]
.

Отмеченные характеристики ядра Евхаристии присутствуют во всей ее ткани. Укажем это на конкретном примере.
Молитвенные слова "Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков" повсеместны.
Они свидетельствуют о том, что мы направляем ввысь, возносим Богу нечто, подобающее Ему. Что же Человек может иметь такое, что было бы достойно Бога, – как не то, что получено от Него же, как дар-талант, и что приумножено Человеком так, что принимается Богом как Свое? Иными словами, только что отмеченные молитвенные слова есть малый, но как бы и полный, образ Евхаристии. Разберем их немного подробнее.
Мы возносим нечто (как славу), достойное Бога. Богу – Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Т.е. возносим это, достойное, по существу, в предвечное (именно – пред вечное) бытие Пресвятой Троицы, через Ее Имя. Возносим ныне (здесь и сейчас) и присно (всегда и непрестанно), и во веки веков (вечно, всегда, здесь – длящееся бесконечно, до скончания времен).
"Во веки веков" – это, так сказать, фразеологическая формула вечности.
Но, однако, параллельно "во веки веков" у нас имеют место и иные формулы вечности: "в ве'к ве'ка" (Воскресные стихиры на "Господи, воззвах", Глас 3), "во ве'к ве'ка" (Пс. 20:5,7), "в ве'к и в ве'к ве'ка"* (Пс. 148:6), "во ве'ки, и в ве'к ве'ка", – используемые на Всенощном бдении. А в дониконовские времена была еще и формула "в ве'к ве'ком".
.
(* В Синодальном переводе здесь имеют место не три слова, как в Церковно-славянском "в ве'к и в ве'к ве'ка" (сущ., ед. число), а два: "на веки и веки" (сущ., мн. число); в Масоретском варианте на иврите также – два слова, но разных, по Стронгу: 5703 – вечность, вечный и 5769 – долгое время, долго; в варианте же Септуагинты – три одинаковых слова, но в двух разных формах, по Строгну 165 – век, эпоха, эра, вечность: 1. существительное, вин. пад., ед. число, 2. та же форма и 3. существительное, род. пад., ед. число., – с последнего варианта, по-видимому, и сделан перевод на Церковно-славянский.)
.
Однако, так сказать, настоящая вечность, по существу, не есть нечто, длящееся бесконечно долго (но все же – длящееся), как ве'ки или века'. А есть нечто, принадлежащее другому принципу бытия, не длящемуся, а целостному – исцеленному, которое и выражается немножественным словом век, или формулой "ве'к ве'ка". А в дониконовской формуле "ве'к ве'ком" еще присутствует и следующий момент: мы славу Богу воссылаем в ве'к (т.е. не только теперь – непрестанно, но и в вечности) и ве'ком (вечностью) – в вечности и вечностью (ср.: "Бездна бездну призывает", Пс. 41:8). Или: мы славу воссылаем в ве'к (куда? – в вечность направляем) ве'ком (при мощи чего? – вечностью).
Иными словами, формула вечности "ве'к ве'ка" (и ей подобные) свидетельствует, что Евхаристия имеет место в действительной, настоящей вечности, оживляемой предвечной новизной Пресвятой Троицы, через Ее Имя, и являемой в нынешних века'х – длящихся (ныне и присно) временах, но собранных как бы в один пучок и устремленных ввысь – горе', в (уже) недлящуюся вечность.
(Собственно, любая молитва, которая, скажем, тут же исполняется – в которой слово одномоментно и есть дело: сказал – и тут же бысть, совершается в вечности и вечностью – есть явление вечности. Собственно, в Евхаристии – всё и вся именно так: вся словесная служба и есть дело, – совершая, исполняя Евхаристию, в Духе Святом мы совершаем, исполняем вечность.)
В фразеологических же формулах вечности следует соблюсти гармоничный смысловой баланс: длящегося ("ныне и присно" или "во веки веков") и недлящегося ("ве'к ве'ка" или, скажем, "ве'к ве'чный"), – чтобы достойно воссылать в предвечное достойное. Подобно как, например, здесь: "Буди имя Господне благословено отныне и до века."
.
Поэтому:
"Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и в ве'к ве'ка." (начала Входных молитв и Проскомидии) и "Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и в ве'к ве'ка." (начало, так называемой, Литургии оглашенных), – это (само по себе), одномоментно, и как бы две малые Евхаристии – их образы, и начала полной Евхаристии. (Здесь обще употребляемое на данный момент "во веки веков" заменено более уместной, как представляется, формулой вечности.)
В формуле же "ныне и присно, и во веки веков", по существу, два раза повторяется одно и то же – длящееся. То, чем, так сказать, измерить вечность нельзя (подойти к ней можно, но не войти в нее), как нельзя точно измерить, к примеру, жесткой прямой линейкой длину окружности.
.

Таким образом, предвечное – это животворящее ядро Евхаристии, является как сошествие Святого Духа "на ны и предлежащие дары" (и окруженное Возношением и Причастием) и как Имя 'Отец, и Сын, и Святой Дух'.
.
Вечное.
Вечное (как и временно'е) непосредственно переплетено с предвечным (как это было видно в молитвенных словах "Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и в ве'к ве'ком ").
Вечное – это преобразующее – животворящее присутствие Святого Духа – Духа Истины. (Вся Евхаристия, как Литургия, исполняется в Нем.)
Однако, наиболее явно вечное имеет место как бы в промежутке от "собрания в Церковь" и до Возношения нас и наших даров горе', и после Отпуста.
В словах молитв Трисвятого: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный" и Пресвятой Троице: "Господи, очисти…, Владыко, прости…, Святый, посети…", в которых каждое из трех именных слов может быть наравне отнесено к каждому из Лиц Пресвятой Троицы, также явно присутствует вечное.
.

Временн[I]о
(некоторые ключевые смыслы).
Временно'е в Евхаристии, как Литургии, имеет место в последовательном, восходящем следовании разных вечных моментов, к которым на самой вершине присоединяется и предвечное.
.
Святым Духом собирается Собрание – внешне удаленные друг от друга люди собираются в Собор (в нечто, близко связанное) для Благодарения. Каждый приносит свой личный дар – приумноженный им данный ему Богом дар.
.
Совершается Проскомидия – формируется дар – предложение Собрания, в котором – и плод Богопознания, и плод взаимной любви на пути к Богу, и плод Мiропознания на пути к Богу, и как бы собранные в единый пучок плоды каждого из собравшихся (и, по какой-то причине, оставшихся вне видимых рамок Собора) на пути к Богу.
(А путь к Богу один – Бого-Человек. И Путь к Богу – это Путь в Царство Бога – Царство Пресвятой Троицы, в Собор Ее живых образов, составленных как подобие Ее.)
.
Затем все собравшиеся (именно – как Собор) молятся – обращаются, молвят к Богу, преобразуя свою душу в состояние, в котором человек как бы выносит свое сознание Богу, в стремлении стать Его служителем, молитвенно "разбивает" свое сердце, отказываясь от себя в общении с Богом . Молятся о Мире, принесенным Спасителем, для всего Мiра, детализируя и уточняя моменты этого Мiра.
Данная молитва завершается как бы малой Евхаристической вершиной: "Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, в ве'к ве'ком. Аминь." На которой так естественно: "Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя Святое Его. Благослови, душе моя… Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю' Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь…".
.
А вместе с молитвами разумного Разбойника: "Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егдá прии΄деши во Царствие Твоем." и Блаженными: "Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное…" мы, в перемене ума – в покаянии, радуемся приближению Царства Бога.
И в окружение Сил Небесных готовимся слушать и слушаем премудрую – вечную проповедь Бога-Человека и Его верных служителей, видимых и невидимых.
.
Перед восхождением верных в Святая святых обращаемся к Благому и Человеколюбивому, в надежде и любви, неосужденно последовать за Ним в Горницу Благодарения. Молитвой "Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и в ве'к ве'ком." свидетельствуем о нашем стоянии в вечности.
Затем, как бы на крыльях высших ангельских Сил и оставив всякое житейское попечение, мы и наши дары возносимся выше дориносителей, к самому подножию предвечной Пресвятой Троицы – к великолепию Славы Ее. Где мы исповедуем – являем и перемену нашего ума (и признаемся в наших немощах), и заповеданную нам любовь друг к другу, и наше единомыслие. Где мы всем сердцем любовью (как бы и в священном трепете) надеемся, что "поднимутся косяки ворот и древние двери раздадутся ввысь" и выйдет к нам навстречу Царь Славы – Крепость наша, Утверждение наше, Прибежище наше. И что Он наши дары узнает Дарами Своими – Пищей Жизни.
.
Через наше (в трепете) достойное и праведное поклонение Отцу, и Сыну, и Святому Духу – Троице единосущной и нераздельной, через Песнь благословения и благодарения за всё, о нас бывшем, Бого-Человек совершает невозможное для Человека: по нашему обращению Он, благодарив Отца, посылает (как и обещал) Святого Духа на ны и предлежащие Дары.
.
И теперь, приглашенные в Царство Тро'ической глубины (воссозданные из небытия в бытие) – радуясь и ликуя, через Царя Славы (воскресшего и вознесшегося, вокруг Которого поется, вопиется, взывается и глаголется победная Песнь) и в Царе Славы и в мы, по-сыновнему, неосужденно в Духе Святом обращаемся: Отче наш!..
.
Очищенные же Святым Духом, откликаясь любовью на Любовь, мы призваны принять Дары – Пищу, посланную Отцом: дабы исполнить Собор в Церковь (в Тело Бого-Человека, отданное за жизнь Мiра – за всех и за вся, любящих нас и ненавидящих). Дабы Спаситель Сам всем был, даруя Свой Мир, Свою Радость и Любовь и приглашая в Свое Царство, которое уже есть, которое еще только зиждится, которое уже грядет в своей полноте. Дабы нам в причастии естества Бога как бы зачать внутри себя Бого-Младенца и возрастать "в полный возраст Христов".
Дабы нам едиными устами и единым сердцем достойно славить и воспевать пречестное и великолепное Имя Его, Отца, и Сына, и Святого Духа – дабы нам всей своей целостностью достойно благодарить Его, ныне и присно, и в ве'к ве'ка.
.
А затем мы, внешне удаляясь друг от друга, выходим с Христовым Миром в Мiръ, всякого дела лукавого отворачиваясь, а всякому благому сочетаясь, приумножать принятые Дары, не мерой приумноженные Владыкой. И Его Дары, данные Им в управление каждому, у каждого – свои, по его свойству, по силе и способности. И путь приумножения их – крестный. И освещает этот путь наше благословление Господа во всякое время…

Комментарии (16)

Всего: 16 комментариев
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 03.03.2017 15:41
  
6
Сергей, ты диссертацию пишешь или для людей?
  
#2 | Костюченко Сергей »» | 04.03.2017 04:18 | ответ на: #1 ( Андрей Рыбак ) »»
  
-1
Диссертация же как раз для людей и пишется, - ну так принято))).
Та часть, которая посвящена непосредственно чинопоследованию, вся состоит из аллюзий текста Литургии. Зная ее текст (и, так называемый, тайнопроизносимый), нетрудно заметить, что здесь в статье содержаться чуть иные смыслы, не те, с которыми приходят служители и миряне на Службу.

Вместе с тем, ворона умеет только каркать. Но плоха та ворона, не мечтающая о трели соловья.
Я эти предварительные наброски размещаю с целью, посмотреть реакцию, нет ли категорического отторжения. Ну, и с надеждой, может кому-то захочется что сказать или прокомментировать, а я с удовольствием отвечу оппоненту диссертанта и постараюсь учесть замечания....
Очень хочется -- "для людей".!)))
  
#3 | Андрей Рыбак »» | 04.03.2017 04:35 | ответ на: #2 ( Костюченко Сергей ) »»
  
1
Главное не отойти от Истины, и Бог управит
  
#4 | Троицкий Рувим »» | 04.03.2017 04:52 | ответ на: #2 ( Костюченко Сергей ) »»
  
-1
Едва ли это не трель соловья, Сергей!

Только прежде чем что - либо утверждать о Времени - Вечности, не худо, пожалуй, Услышать То, Что Говорит об Этом Господь...
  
#5 | Костюченко Сергей »» | 04.03.2017 06:52 | ответ на: #3 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
На этом пути сопутник или случайный встречный могут сослужить исключительную роль.
  
#6 | Костюченко Сергей »» | 04.03.2017 06:57 | ответ на: #4 ( Троицкий Рувим ) »»
  
-1
Форма времени может быть разная, от дискретных последовательных тактов, до логически-иерархических смысловых переходов, - это то, что мы, находясь в данной телесной храмине, можем волне адекватно воспринять и понять.
  
#7 | Троицкий Рувим »» | 04.03.2017 07:13 | ответ на: #6 ( Костюченко Сергей ) »»
  
-1
На мой взгляд, Самое Существенное для нас То, что Время - Вечность: Одно из Свойств и Проявлений Бытия Единого Истинного Бога, В Котором мы все Живем и Движемся и Есмы.
Мир Вам!
  
#8 | Костюченко Сергей »» | 04.03.2017 07:24 | ответ на: #7 ( Троицкий Рувим ) »»
  
0
Спаситель же пришел не отвергнуть Мiръ, а спасти его. Как и с человеком: отвергнуть грех, греховное, и принять всего человека.
У Григория Паламы в его "Триадах..." есть такая мысль о науке: ~ надо, говорит отсечь у нее голову и хвост, а все остальное - пригодно...
  
#9 | Троицкий Рувим »» | 04.03.2017 07:36
  
-1
На Афоне приветствуется любая светская образованность, с той лишь особенностью, что дальнейшее продолжение мирского образования не Благословляется, ибо Всякой Боголюбивой Душе Следует паче всего прочего Заняться Наукой Наук и Искусством Искусств - Спасением и Благоукрашением Безсмертной и Ангелоподобной Души...

Песенка о печальной части наук(((((((

Под Сенью Благодати Крыл
Созрел мой Разум к Важному Познанью:
Куда Своё Ты Сердце Обратил,
С Той Стороны Ты Богатеешь Данью.

Мой Ум, что Царь,
А подданный – Вниманье,
И, если умножаю я земных познанья,
То в Мудрости моей глубокая Печаль.

Но, лишь к Творцу я Очи Сердца Устремлю,
Нетварный Свет Животворит мне Душу,
И умираю я для мира и Люблю,
Как Тот Дельфин, Что Выпрыгнул на Сушу...
  
#10 | Костюченко Сергей »» | 04.03.2017 15:41 | ответ на: #9 ( Троицкий Рувим ) »»
  
-1
К слову.
Автор "Силуана афонского" после многих лет умного делания занялся изучением языков в монастырской библиотеке... (привожу по памяти)
     
-1
Да! Вся Соль Вечного Евангелия в Этих немногих Словах:
Люби, и делай, что хочешь.
Но Первая Любовь - Главнейшая.
     
-1
Если навыкнуть Непрестанной Молитве, то все стороны человеческой Жизни Во Христе становятся Евхаристичным Приношением:
- Твоя от Твоих, Тебе Приносяще О Любящих Тебя и Соблюдающих Слово Твоё!!!

Когда во Святилище Сердца Непрестанно Возсылается Хвала и Благодарение Господу, и ум и руки могут продолжать делать что - либо Во Славу Бога Всевышнего. Мне, например, удавалось совместить с Молитвой и несложные математические рассчёты...
...Но Богомыслие в Истине и Поминовение пред Богом всех знаемых (ныне здравствующих и отошедших в Вечность) - Слаще.

Вся Жизнь Во Христе становится Песнью Песней!!!!!!!

Молитва Господня Творится с Охотой:
Она Услаждает утробу мою.
Когда же Молитве мешает работа,
Оставь её лучше, работу твою...

#13 | Павел Феориев »» | 06.03.2017 05:22
  
0
В вашей работе за "века", нет слова векы. а оно тоже что то подразумевает.?

и невведи насъ въ напасть, нъ избави ны отъ неприязни,
яко твое есть царствие и сила и слава въ въкы амин Мф 6:10
Остромирово Евангелие.
  
#14 | Костюченко Сергей »» | 06.03.2017 05:54 | ответ на: #13 ( Павел Феориев ) »»
  
0
Вероятно, это - "веки".
В греческом оригинале, каким я пользуюсь, в данном месте Евангелия вообще нет никаких "времен".
Тут же - переводческие проблемы могут быть, проблемы исторического дрейфа смыслов и способа выражений, переходящих в устойчивую смысловую аберрацию - искажение первоначального смысла. Таких примеров много, причем, касающихся не каких-то мелочей, а принципиальных моментов.

Ну, а если говорить по существу о формулах вечности и времен, то эта проблема, вообще говоря, вторичная, если не третичная. Это -- следствие главного: человеческое измерение Церкви не выросло еще в полный возраст Христов. Отсюда - не вполне правильное понимание своей веры, отсюда не вполне правильные действия, в том числе и на Евхаристии, отсюда - перекосы и в чине, и в понимании происходящего на Службе...
#15 | Павел Феориев »» | 06.03.2017 07:52 | ответ на: #14 ( Костюченко Сергей ) »»
  
0
Читал иследования что Остромирово Евангелие или как тогда назывались Евангельские апракосы Евухией, она не соответствуют греческому тексту во многих местах.
Вопрос в том на сколько подлинны греческие списки, если Остромировская ксерокопия с подлинника, доступна каждому.
Вот выдержки из шестого тома С.Нилуса и они не соответствуют ни Септуагинте ни Вульгатте . Какая из них экзегетика или это просто умышленная аберрация на основе логического вывода.
Др.еврейский текст Второисаии(546-538 до Р.Х.)...цари их будут тебя нянчить,а их супруги,царицы,будут твоими кормилицами.:лицом до земли будут они кланяться тебе и лизать прах ног твоих,тогда ты узнаешь ,что я -Яхве...твои притеснители в междоусобии отдадут на съедение своё собственное тело,так что они будут опьянены своей кровью,как молодым вином.И всякая плоть Будет знать что я-Яхве (Ис 49,22-26)Третьеисаии(475-450 до Р.Х.)"Чужестранцы будут пасти ваш скот,иноплеменники будут у вас земледельцами и виноградарями,а вы будете называться священниками -Яхве...вы будете поедать достояние языческих народов,украшаться их драгоценностями.."(Ис.61,5-6.)
  
#16 | Костюченко Сергей »» | 06.03.2017 09:01 | ответ на: #15 ( Павел Феориев ) »»
  
0
... - безбрежное море...

Как и Евхаристия: Она настолько глубока, что осмыслить и описать Ее в хоть какой-то приемлемой полноте не представляется возможным.
Я решился сконцентрироваться на некоторых ключевых моментах.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU