Праздник Преображения Господня всегда почитался в русском православном народе. Особое значение он имел для Русской Армии. Это полковой праздник всех частей гвардейской артиллерии, а также 20-ти полков русской армии, в том числе старейших ― 10-го Новоингерманландского и 28-го Полоцкого пехотных. В этот день служились в полках молебны, совершались крестные ходы, отдавались особые почести полковой иконе.
Но наиболее ярко его духовное значение его для Русской Армии выражалось в том, что именно в день Преображения во всех военных училищах, после выпускных экзаменов, происходило производство юнкеров в офицеры. По окончании обучения юнкер обретал новый статус, преображался в офицера. В Императорской Армии это преображение было не только метафорой, но и определенной духовной реальностью. В христианском государстве, строящемся на принципе симфонии властей, государственная служба и, в особенности, служба воинская имеет глубокое духовное значение. Империя и Церковь по аналогии с Божественной и человеческой природой Христа "нераздельны и неслиянны". Император, являющийся верховным Возглавителем всех вооруженных сил, не есть простое гражданское должностное лицо, каким является глава государства при демократически-светском государственном устроении. Император является видимым проявлением Божественного присутствия в истории.
Царь Николай II проверяет качество солдатской пищи
Понимание монарха как помазанника Божьего и живого Его Образа в русской консервативной мысли превосходно выражено Н.В. Гоголем в «Выбранных местах из переписки с друзьями»:«Поэты наши прозревали значение высшее монарха, слыша, что он должен наконец сделаться весь одна любовь, и таким образом станет видно всем, почему государь есть образ Божий, как это признает покуда чутьем, вся земля наша Всё полюбивши в своем государстве, до единого человека всякого сословья и званья, и обративши все, что ни есть в нем, как бы в собственное тело свое, возболев духом о всех, скорбя, рыдая, молясь и день и ночь о страждущем народе своем, государь приобретет тот всемогущий голос любви, который один только может быть доступен разболевшемуся человечеству и которого прикосновенье будет не жестко его ранам, который один может только внести примиренье во все сословия и обратить в стройный оркестр государство. Там только исцелится вполне народ, где постигнет монарх высшее значенье свое ― быть образом Того на земле, Который сам есть любовь». Отечество, православное царство ― это тоже не есть только некоторая территория с некоторым населением. Это место пребывания Благодати Святого Духа, Дом Богородицы. Если Храм ― это «Небо на земле», то и всё земное православное Отечество ― это зримый образ Отечества небесного. Воинская служба, следовательно, не есть служба интересам одного лица (как в секуляризованной, обмирщенной монархии) или большинства населения (как при демократии). Это служба, прежде всего Богу и, затем, Царю, как Его образу, и Отечеству, как месту Его пребывания. Вообще, для русского религиозного сознания особенно характерно желание видеть Божественное присутствие в конкретном человеке. Через волю Императора реализуется Божественный промысел. Значит, и возглавляемые Императором вооруженные силы - орудие исполнения Божественного промысла, а не инструмент реализации частных экономических и политических инструментов. Можно, вспомнить слова А.В.Суворова, обращенные к войскам:«С нами Бог! Он наш генерал». Воинская иерархия есть подобие иерархии церковной. Не случайно требования, предъявляемые к супруге офицера сходны с каноническими требованиями, предъявляемым к супруге священника. Соответственно, офицерский чин не есть лишь внешнее юридическое отличие. Подобно тому, как при рукоположении в священный сан сообщаются особые благодатные дары, необходимые для совершения таинств и пастырства так же и при производстве в офицерский чин особый духовный статус защитника Царя, Церкви и Родины, человека чести и долга. Производство в чин осуществляется от имени Императора, который получил особую благодать при помазании и венчании на Царство. «Молитвенное же освящение Церкви царская власть получала в обряде венчания на царство, которым установлялась некая брачность. ... Здесь установлялась особая, священно-эротическая связь с народом, ощутимая только для Церкви и существовавшая поверх всякого правового утилитаризма и государственного устройства... Земной царь в этом свете становился как бы некоей иконой Царя царей, на которой в торжественные священные миги мог загораться луч Белого Царства»(С.Н.Булгаков. Свет Невечерний). И эта благодать, которой обладает Император, «Первый дворянин» передавалась и далее, офицерам и всем дворянам. Вновь хочется подчеркнуть это значение христианской любви, которая связывала русского офицера с Царем, с одной стороны и с солдатами ― с другой.
Преображение Господне
В военной среде как нигде более мог быть реализован тот идеал служебных отношений, который был обозначен Н.В. Гоголем:«Еще скажу вам слово насчет любви и всеобщего расположения к себе, за которыми многие так гоняются. Заискивать любви к себе есть незаконное дело и не должно занимать человека. Смотрите на то - любите ли вы других, а не на то - любят ли вас другие. Кто требует платежа за любовь свою, тот подл и далеко не христианин. О, как я благодарен за то, что еще от детства вселил в меня Бог непонятное мне самому чувство бежать от всяких неумеренных излияний, даже родственных и дружеских, как от чего-то приторного и неприятного. Как это верно, что полная любовь не должна принадлежать никому на земле. Она должна быть передаваема по начальству, и всякий начальник, как только заметит ее устремленье к себе, должен в ту же минуту обращать ее к поставленному над ним высшему начальнику, чтобы таким образом добралась она до своего законного источника, и передал бы ее торжественно в виду всех всеми любимый царь самому Богу». Таким образом государственная жизнь, должна была основываться на «кругообороте любви» - от Царя, через все ступени служебной лестницы до низших чинов и, обратно - через офицерскую и чиновную иерархию к Царю. Разумеется, далеко не всегда в повседневной жизни реализовывался дворянский и офицерский идеал. Но и Спаситель дал своим ученикам увидеть свою Божественную славу лишь в избранный день, в день Преображения. В жизни офицера именно на поле боя, в момент подвига и самопожертвования, наступал тот момент, когда уходило всё внешнее и будничное, когда в полной мере проявлялась его духовная высота.
Я решил таки сопроводить песенку комментарием.
Позволю себе высказать мнение.
Уважаемая Синезия!
Во-первых, я благодарю Вас за темы на форуме – спаси Бог!
Полагаю, что в День Преображения Господня так и нужно рассматривать любой аспект нашей жизни, тем более тот, который заинтересовал Вас – Русскую армию.
Но так как Русская армия и в праздники, и в будние дни одна и та же то, пожалуй, не мешает, для полноты размышлений о ней, добавить побольше... ну, что ли – жизненности.
А то царская армия у Вас, какая-то рафинированная, а между тем армия и рафинад, согласитесь, ни как не коррелируют!
А Вы знаете! Может быть Вы и правы – «рафинированная»! Судя по неудачам армии на рубеже веков... Но «рафинад», в данном случае, относится к командованию армией и ни как не к окопным офицерам и солдатам.
Простите за банальность: жизнь – штука сложная. Как мы теперь понимаем: ни праздники, не молебны и прочие хорошие дела, не помешали Рабоче-Крестьянской Красной армии одолеть ту, о которой размышляете Вы.
Так, что, с учетом ошибок прошлого, пожелаем нашей современной армии, поменьше «рафинада», а побольше хорошего оружия, вкусного и здорового солдатского пайка, побольше боевой и технической подготовки, и главное – толковых командиров.
А Вам, Синезия, желаю здоровья и многая, и благая лета!
Вы, разгребая исторические завалы, работаете на логос, и это мне нравится. Мы русские обделены логосом, (в сравнении с западным человеком), поэтому люди мы чрезвычайно душевные, отсюда у нас в голове слипается одно с другим: юнкера с кадетами, две русские революции, Ленин с Троцким, и этот ряд можно продолжить до бесконечности. Для нас отделять мух от котлет – это нож по сердцу, а вот материнская вещая тьма, где все перетекает во все – вот это наше, это родное. Все бы ничего, но только история земли закончиться, а русские так ничего и не поняли, на дворе апокалипсис, а мы, так себе, дрейфуем помаленьку – блаженненькие! …Зачем Днепрогэс строили!? ))
А логос? Логос это солнце! Это очень яркое солнце и много света, но для нас, по преимуществу людей лунного света, не нужно столько света! ))
Вот мы с Вами и ищем наш родной Русский логос, и мы его найдем, непременно – мы же «Симургл»!
Честь, хвала и награда от Господа тем офицерам кто принял мученические венцы!
Они исполнили свой долг.
..............................................................................................................................................................................
Ниже, я приведу некоторые фамилии тех царских офицеров, которые так же честно исполняли свой долг, но уже в РККА, РККФ, НКВД, НКГБ.
Я не буду Вас просить дать оценку их выбору, что бы Вы по горячности своей, не наговорили лишнего.
И далее – дискутировать с Вами я не буду.
70 000 — 75 000 царских офицеров (около 43%) воевали на стороне красных, в том числе 252 генерала. А также 14 390 офицеров перешли из белой армии в красную. (В.В. Кожинов. Россия век XX (1901-1939) с.с. 180, 182)
А. Брусилов (генерал от кавалерии), А.М. Зайончковский (гвардейский генерал от инфантерии), М.Д. Бонч-Бруевич (генерал-майор / генерал-лейтенант), А.А. Балтийский (генерал-лейтенант), А. Верховский (генерал-майор), А. Снесарев (генерал-лейтенант), В.В. Чернавин (генерал-лейтенант, командир 2-го гвардейского пехотного корпуса), А. Цуриков (генерал от кавалерии), Д. Парский (генерал-лейтенант), В. Клембовский (генерал от инфантерии), А. Незнамов (генерал-майор), В. Альтфатер (адмирал / командующим морскими силами Республики), А. Векман (капитан 2-го ранга), С. Каменев (полковник / Главкомом Вооруженных сил Республики), П. Лебедев (генерал-майор, начальника штаба 3-й армии / начальник Штаба РККА), И. Вацетис (полковник), А. Свечин (генерал-майор), Г. Хвощинский (генерал-майор), А.И. Корк (подполковник), И.П. Уборевич (подпоручик), В. Лазаревич (подполковник), Н. Петин (полковник), А. Самойло (генерал-майор), В. Глаголев (полковник), А. Егоров (подполковник / маршал), В. Гиттис (командующий Петроградским военным округом), П. Сытин (генерал-майор / советник Председателя РВСР), Н. Какурин (полковник), И. Троицкий (подполковник), С. Готовский (полковник лейб-гвардии), В. Готовский (полковник лейб-гвардии, начальник штаба Кавказской Туземной (дикой) дивизии), С.И. Добровольский (полковник), П. Ермолин (штабс-капитан), А. Виноградов (подполковник), Н. Соллогуб (полковник), А. Де-Лазари (подполковник), И. Захаров (капитан), А. Виноградов (подполковник), С. Корф (штабс-капитан, служил в армии Колчака), С.Г. Бежанов-Сакварелидзе (полковник), В.А. Ладыженский (капитан), Д. Зуев (полковник гвардии, служил в ставке Верховного Главнокомандующего — императора Николая II), Г. Гай (Бжишкян) (штабс-капитан).
С. Буденный (драгунский вахмистр), М. Тухачевский (гвардии поручик Семеновского полка), В. Чапаев, Г.К. Жуков, К. Рокоссовский, Б.М. Шапошников (полковник), А.М. Василевский, А.И. Антонов, М.Г. Ефремов, Ф.И. Толбухин, Л.А. Говоров (прапорщик), И.Х. Баграмян (прапорщик).
Возвращенцы: Я. Слащев, Секретев, Н. Скоблин («Самый «старый корниловец», своего рода воплощение и один из символов «белого дела», самый молодой белый генерал, «герой белого дела». Вел переговоры с Ф. Дзержинским о возвращении в СССР), Е. Достовалов (с 1919 г. начальник штаба в Добровольческом корпусе, 1-м корпусе, 1-й армии. «Занял откровенно «пробольшевистскую» позицию и фактически перешел на сторону Советской власти»), А. Кельчевский (авторитетный военный ученый, профессор Академии Генерального штаба), В. Сидорин в (1919 г. возглавлял Донскую армию), П. Дилакторский (полковник, бывший офицер белой армии генерала Е. Миллера)
И маленькое дополнение:
Список генералов и полковников Генштаба служивших в РККА:
АЛЕКСЕЕВ Яков Иванович (генерал-майор), АНДЕРС Александр Карлович (полковник), Артамонов Николай Николаевич (генерал-майор), АУЗАЙ Андрей Иванович (генерал-майор), АФАНАСЬЕВ Федор Михайлович (полковник), АХВЕРДОВ Иван Васильевич (генерал-лейтенант), БАЛУЕВ Петр Семенович (генерал от инфантерии 2 раз.), БАРМИН Александр Александрович (полковник), БАРМИН Иван Александрович (генерал-майор), БАТАШЕВ Михаил Никитич (полковник), ВЕСЕЛАГО Иван Васильевич (полковник), ВОЛКОВ Сергей Матвеевич (генерал-майор), ГАМЧЕНКО Евгений Спиридонович (генерал-майор), ГАРФ Вильгельм Евгеньевич, (полковник), ГЕДЕВАНОВ Николай Константинович (полковник), ГЕРАРДИ Андрей Андреевич (генерал-майор), ГЛАГОЛЕВ Василий Павлович (полковник), ГРИГОРОВ Александр Михацлович (полковник), ГУТОР Алексей Евгеньевич (генерал-лейтенант), ДАНИЛОВ Николай Александрович (генерал от инфантерии), ДИДЕНКО Анатолий Михайлович (генерал-майор), ДИТЦ Отто Германович (полковник), ДЯГИЛЕВ Валентин Павлович (генерал-майор), ДЬЯКОВ Владимир Авраамович (полковник), ЕВРЕИНОВ Константин Леонидович (генерал-майор), ЕГОРЬЕВ Владимир Николаевич (генерал-лейтенант), ЕЛИЗАРОВ Николай Степанович (генерал-майор), ЗАГОРОДНИЙ Михаил Андреевич (полковник), ЗАЙЧЕНКО Захарий Иванович (генерал-майор), ЗЕМЦОВ Сергей Иванович (полковник), ИЛЬИН Владимир Александрович (полковник), КАДОШНИКОВ Андрей Федорович (генерал-майор), КАЗАЧКОВ Александр Михайлович (полковник), КАМЕНСКИЙ Михаил Павлович (генерал-майор), КАННЕНБЕРГ Василий Ричардович (полковник), КАНЬШИН Петр Павлович (генерал-лейтенант), КАРПЕНКО Александр Саввич (полковник), КЕДРИН Владимир Иванович (генерал-майор), КОЗАКОВ Владимир Гаврилович (полковник), КОРОЛЬКОВ Георгий Карпович (генерал-лейтенант), КОСТЯЕВ Федор Васильевич (генерал-майор), КУДРЯВЦЕВ Николай Алексеевич (полковник), КУЗНЕЦОВ Матвей Никифорович (полковник), ЛЕБЕДЕВ Михаил Васильевич (генерал-майор), ЛУЧИНИН Владимир Васильевич (полковник), ЛЮДНИЦКИЙ Леонид Леонидович (полковник), МАРТЫНОВ Евгений Иванович (генерал-майор), МАХРОВ Николай Семенович (генерал-майор), МЕНЬЧУКОВ Евгений Александрович (генерал-майор), МОРОЗОВ Николай Апполонович (полковник), МОСОЛОВ Константин Яковлевич (полковник), МУРАТОВ Владимир Павлович(генерал-майор), МЫСЛИЦКИЙ Николай Григорьевич (генерал-майор), НАЦВАЛОВ Антон Романович (полковник), НОВИЦКИЙ Василий Федорович (генерал-лейтенант), ОГОРОДНИКОВ Федор Евлампевич (генерал-лейтенант), ПАВЛОВ Никифор Демьянович (генерал-майор), ПЕСТРИКОВ Николай Сергеевич (генерал-майор), ПЛЮШЕВСКИЙ-ПЛЮЩИК Григорий Александрович (генерал-майор), ПОЛИВАНОВ Алексей Андреевич (генерал от инфантерии), ПОТАПОВ Николай Михайлович (генерал-лейтенант), ПУТЯТА Григорий Васильевич (генерал-майор), РАТТЕЛЬ Николай Иосифович (генерал-майор), РОДКЕВИЧ Николай Николаевич (полковник), РУБИН Александр Николаевич (полковник), РЯБИНИН Александр Александрович (полковник), САТТЕРУП Дмитрий Владимирович (генерал-майор), СВЕЧНИКОВ Михаил Степанович (полковник), СЕДАЧЕВ Владимир Константинович (генерал-майор), СЕЛИВЕРСТОВ Иван Иванович (генерал-майор), СЕМЕНОВ Николай Григорьевич (генерал-майор), СЕРЕБРЕННИКОВ Иван Константинович (генерал-майор), СИВЕРС Яков Яковлевич (генерал-майор), СИТНИКОВ Александр Николаевич (полковник), СОКИРО-ЯХОНТОВ Николаевич (генерал-лейтенант), СОКОВНИН Михаил Алексеевич (генерал-лейтенант), СУВОРОВ Андрей Николаевич (генерал-майор), СУЛЕЙМАН Николай Александрович (генерал-майор), СУШКОВ Владимир Николаевич (генерал-майор), ТАУБЕ Сергей Фердинандович (генерал-майор), ТИГРАНОВ Лев Фадсевич (генерал-майор), ТОКАРЕВСКИЙ Вячеслав Константинович (полковник), ТЮЛИН Михаил Степанович (генерал-лейтенант), ХЕНРИКСОН Николай Владимирович (генерал-майор), ЦЫГАЛЬСКИЙ Михаил Викторович (генерал-майор), ЧЕРНЫШЕВ Виктор Николаевич (полковник), ЩЕТКИН Николай Осипович (генерал-лейтенант), ЯКИМОВИЧ Александр Александрович (генерал-майор)
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке —
И роешь и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!..
О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!..
О, бурь заснувших не буди —
Под ними хаос шевелится!..
Разрешите, лично Вам, как вариант, предложить: Следует жить, и шить сарафаны и легкие платья из ситца!
.........................................................................................................................
У Вас в тексте, ув. Мотря, имеется характерная фраза – "выхватил глаз!". ))
Интересные дела…
Вот Вы, например, заметили, что один был не офицер, а прапорщик. Другой заметит, что такого-то шантажировали, третий скажет – у этого не было выбора, четвертый возразит всем, указывая на тех, кто сознательно пошел служить Родине....
И все будут правы. И что? Что дальше делать-то будем? О России думать будем, или каждый вцепиться за то, что «выхватил его глаз», за свою, так сказать, индивидуальную правду, и – станем насмерть!?
А вот у святых, например, написано, что на земле истины или по-другому – правды – нет, но есть правдоподобие.
Подобие – это значит нечто схожее или похожее, но не совсем то. В нашем случае – наполовину «неправда».
Я предлагаю Вам, в своем тексте поискать – где то, а где другое.
Это, во-первых.
В-вторых. В святых книжках есть такая фраза: «Судьбы Божьи – оправданы в купе».
Вопрос Вам: Кому и для чего Святым Духом было явлено это «Слово»..?
……………………………………………………………………………….
Ув. Мотря, когда Вы разберетесь, что в Вашем тексте «правда», а что «неправда», то ту часть где «неправда», смело меняйте на слово «Хаос».
И тогда, быть может, Вы поймете – от чего, и от кого, бывают революции и войны.
Ж.Ы.
Ув. Мотря! Мои вопросы, разумеется риторические.
Я не хотел бы продолжать этот разговор. Я не учитель, и не правдознатель...