Абстракция Реальности Юрия Нагулко.


Юрий Нагулко

Кредо

Абстракция Реальности – квинтэссенция события, эпизода, важного для небольшого или большого количества людей. Попытка понять мораль, этику происходящего на протяжении длительного периода времени и сконцентрированную в одной вспышке, в одном кадре. Взаимоотношения людей, выраженные через любовь и ненависть, часто диаметрально противоположные, но естественные, без позы и нарочитости. Познание сущности духовной жизни сквозь призму бесконечности времени, проявленное в искусстве прошлого, в религии, в философии целых поколений. Это не просто отклик на бытовую историю, пусть даже и страшную, сконцентрированную в войнах, катастрофах, когда исчезают целые народы.

Абстракция Реальности – попытка пройтись по нити, которая связывает древнего человека с нашим современником. Взаимоотношения Бога и людей, важность духовности, высокой морали, столкновения Света и Тьмы – вопросы вечные и неоспоримо повторяющиеся из века в век. Красота и уродство во взаимном притяжении и отталкивании творят единый мир, такой разнообразный и давно не стремящийся к гармонии. Возрождение духа посредством линий и красок, единовозможной стилистикой для такой задачи. Мир без идеализации, но любимый, не нуждающийся в правках и коррекции. Доминанта любви и сочувствия ошибающимся. Это скорее похоже на музыку романтиков, чем на какофонию современного города. В многоэтажности искусства – коридор, ведущий к Свету, наполненный страстями, свободой, далеко неоднозначной, требующей вдумчивого размышления, сопоставлений и просто беседы, для познания призвания и цели человеческой жизни. Все это невозможно без глубокого знания техник живописи, истории, философии, религий и, что очень важно, психологии. Такая живопись – довольно сложный и опасный инструмент, обращаться с которым нужно предельно осторожно, без самонадеянной уверенности в собственной правоте.

Познакомиться с творчеством автора можно на сайте - http://nagulko.com

Комментарии (508)

Всего: 508 комментариев
#421 | Георгий О. »» | 06.03.2013 14:47
  
6
Юрий Нагулко Вид на пустынножительство. Афонский пустынник
#422 | Георгий О. »» | 14.03.2013 03:23
  
7
Юрий Нагулко Борис и Глеб


15 марта в древнем городе Чернигове открывается выставка живописи Юрия Нагулко "Координаты Вечности".

Выставка проходит в Национальном культурно-историческом заповеднике( древний детинец) "под куполом" музея-храма(коллегиум)


"Чернігів Стародавній" (Национальнй историко-архитектурный заповедник)

Адрес: 14000, г. Чернигов, ул. Преображенская, 1

http://nagulko.com/
#423 | Георгий О. »» | 16.03.2013 10:04
  
6











#424 | Георгий О. »» | 16.03.2013 10:31
  
5

Открытие выставки Юрия Нагулко в Национальном культурно историческом центре древнего Чернигова.

Все выглядело несколько непривычно. Само открытие в 10-00 утра, старинное здание бывшей "бурсы" с храмом и колокольней, и большай коллекцией икон "традиционных" и "народных".
Не удивительно, что имеенно такая обстановка оказалась органичной для тех циклов картин художника, над которыми он работал несколько лет. "Фрески" и "Абстракция реальности" просто "впаялись" в старые стены коллегиума, они словно были созданы для этих стен, - сказал Дмитрий Корсунь, известный киевский искусствовед, писатель, историк и художник. Реальность времени, его быстротекучесть, всполохи далеких событий в памяти, - все здесь. Вчера и сегодня, сплелись на этой выставке в единую цепь истории, когда, обернувшись, вдруг осязаешь неимоверно далекое, забытое, но вот оно - не далее вытянутой руки.Здесь не "картинка жизни", а жизнь, - потаенная и духовная, - как, когда посеял зерно и лег спать, и не видишь, как оно всходит, выбрасывает колос... Здесь время течет и плавится от накала духовной брани, от избытка чувст и множества страстей.
Некоторые картины побывали в Европе и Америке. Что-то в этих их странствиях вошло в них помимо энергии автора, что-то добавилось от множества смотревших на них глаз, приемлющих и отрицающих, и от этого они стали, как старое вино, - соединился образ древности на них с духом современности, царящей вокруг. И от этого они стали более "современны", более читаемы, нежели те многие "репортажи" на злобу дня, что заполонили актуальные форумы, выставки и галереи. В них вечность и вечное. Не справка, "выписанная" на состоявшееся событие, а ВЕЧНОСТЬ, то что вчера, сегодня и в грядущем.
У каждого свой путь.
Вдруг ощутил какая пропасть между самой прекрасной репродукцией и подлинником, авторской картиной...



































  
#425 | Андрей Рыбак »» | 16.03.2013 12:31 | ответ на: #424 ( Георгий О. ) »»
  
6
Бог в помощь и во Славу Божию.
#426 | Анна Гор. »» | 18.03.2013 06:52
  
4
Спаси Бог. Здравия, помощи и милости Божьей мастеру Георгию.
#427 | Георгий О. »» | 06.04.2013 15:46
  
4
Юрий Нагулко "Благовещание" 2003 год
#428 | Георгий О. »» | 10.04.2013 14:17
  
5
Юрий Нагулко Птицы летят на север
#429 | Георгий О. »» | 17.05.2013 04:14
  
4
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Пасхалия обычно проходит в раздумиях. Иногда и не замечаешь этого роя потаенных мыслей. Их много. Хорошо, если идет молитва и они отсекаются. Во всем этом оркестре
помыслов чаще ни одной нужной, - все приходят из-за левого плеча. Хорошо, если благодать найдет и очищает, но, чтобы пришла, - самому приложить нужно немалый труд. Да, и откуда знать волю Сотворившего все.
Но есть ЛЮДИ.

Юрий Нагулко. Мудрецы.



Когда слегка приоткрывается завеса тайны, а она приоткрывается совершенно по немысленным законам, нам совсем непонятным, вдруг видишь иными глазами Божье творение. Видишь разные действия, вселенную, и ужасаешься своей жизни. Все у тебя на ладони, все перед тобой. Через глубины сердца, в бесконечной пучине необъятного твоим разумом мира. И замираешь, пораженный величием его, и, видишь всю суетность собственного прозябания. И заплачешь от безсилия. Где сила? В чем сила твоя?
То, что еще мгновение назад казалось достойным мечтания вдруг умаляется. Иное просто невыносимо смердит. Что слава, деньги, почести здесь. Что принесут они нам в этой стремительно короткой жизни, которая, как молния, сверкнет, и нет ее, с чем войдем в пределы вечные, чего удостоимся там?
Но есть и здесь ЛЮДИ.


Юрий Нагулко. Странствия.



Хорошо знать такого человека, спрашивать, учиться, следавать.
#430 | Георгий О. »» | 20.05.2013 03:53
  
5
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


Юрий Нагулко. Хлеб
#431 | Георгий О. »» | 02.06.2013 16:29
  
4
Юрий Нагулко "Острова".
#432 | Георгий О. »» | 14.06.2013 08:51
  
2
Юрий Нагулко "Утро"
#433 | Георгий О. »» | 14.07.2013 13:21
  
5

В большой праздник под монастырем собрался большой парк дорогих машин. Владыки приехали поздравлять юбиляра, и иереи известные приехали, богословы, чиновники... Люди же "простые" толпились после праздничной литургии во дворе. Кто-то желал взять благословение у почитаемого владыки, кто-то пытался что-то неимоверно важное для себя спросить, были просто зеваки. Но были и недовольные.
- Машины эти на какие деньги куплены? - слышалось в мокрой от пота толпе.
- Эх, был же патриарх сербский Павел, - вспомнил кто-то.
- И сейчас есть Владимир, - не согласилась старенькая женщина.
- А что ж он им разрешает народ так презирать? Да, и сам на "мерсе" разъезжает, - раздражился невидимый.
- Так и Павел, патриарх, что мог сделать, - тихонько сказала старушка. - И он допускал. Каждый перед Богом в ответе за свою душу. За чужую ответчиков нет...
- А пример, искушения...
- Вот ты, - послышался спокойный голос из глубины толпы, - знаешь "мерседес", "бентли", и все дорогие машины знаешь. И будь первая возможность, тут же пересядешь в такую, и плевать хотел на таких, - каким есть сам сегодня. Вся разница между вами в том, что ему до лампочки на какой машине его повезут. Ему что "мерс", что тачка строительная - все одно. А мог бы, - и он так делал, когда был здоров, - пешком бы ходил, пехом. Да не может. А для тебя разница будет. Ты без стада в гору не полезешь, и денег хочешь, и машину, и дом, и шофера в черном костюме. Кто не хочет, тот и не осуждает, и разговоров об этом не ведет. Не надо, и все, - хорошо, что имеется.
- Да, - согласился кто-то, - не предмет - грех, а отношение к нему...
- Идут, идут...
- Владыко, благословите...


Юрий Нагулко. "Ковчег"

Главное, Великим постом, - не есть друг друга!

Блаженнейший митрополит Владимир.




Своим образом жизни Патриарх Павел стал близок всем, его, как своего, родного, воспринимали не только православные верующие, но и представители других конфессий, и даже те, кто называет себя атеистом.

Отсюда и столько рассказов, историй, шуток, главным героем которых является сербский духовный глава. Они лишь укрепляют мнение о патриархе Павле как о народном, святом человеке. И в каждой из них свой духовный урок. В каждой из них патриарх Павел - скромный человек великой добродетели. Великий духовник.


Не на сиротские деньги

Учил он и других жить скромно. Так случилось, что когда у него как у правящего епископа монахини из монастыря Сопочане близ Нового Пазара просили благословения купить „фичо" (самый маленький в то время автомобиль - "запорожец"), чтобы им было легче возить из города необходимое для монастыря, и чтобы не ездить на автобусе, потому что в дороге случались и разные искушения, он отказал. Объяснение было таким: „Не дело покупать машину на деньги, которые вам жертвуют сироты и бедные, а еще может случиться, что вы поедете по лужам да и забрызгаете их!"

В то время, пока он был епископом Рашско-призренским, он долго избегал покупки автомобиля и для своих и для нужд епархии. Он говорил: „Пока в каждом сербском доме на Косово не будет машины, не будет и у меня." Но в конце концов, согласился приобрести только один „варбург", потому что стоил дешево и был удобен для перевозки разных товаров для нужд церкви и других вещей.

Епископ Павел редко ездил на нем, потому что чаще всего ходил пешком. От монастыря до монастыря, от церкви до церкви, по всей епархии вдоль и поперек… и не знал он, какие бывают автомобили.. Когда однажды его приехал навестить епископ жичский Стефан, с которым они были очень близки еще с времен духовной семинарии, и они отправились на "пежо" владыки по епархии, воскликнул владыка Павел:
- Эх, брат, Стефан, до чего же хорош этот твой „варбург"!


Одна мантия

Так же аскетично продолжал жить владыка Павел и когда перебрался в Белград, после избрания на высшую церковную должность.
Как и прежде у него была всего одна мантия. Сестра Агица, которую он часто навещал, подшучивала над ним: „Что ты за патриарх, когда у тебя всего одна мантия?" На что новоизбранный патриарх отвечал: „Зачем мне больше, я не могу надеть одновременно две!"



Мерседес"

Жители Белграда часто встречали патриарха Павла на улице, в трамвае, в автобусе… Однажды, когда он поднимался вверх по улице короля Петра, где находится Патриархия, один известный священник, одного из самых известных белградских храмов догнал его на новейшем роскошном „мерседесе", остановился, вышел и обратился к патриарху:
- Ваше Святейшество, позвольте я подвезу Вас! Только скажите куда нужно…
Патриарх , не желая ему отказать, сел в машину, как только машина тронулась, разглядев как роскошно выглядит эта машина, патриарх спросил:
- А, скажи мне отче, чья же это машина?
- Моя, Ваше Святейшество! - как бы похвалился протоиерей.
- Остановитесь! - потребовал патриарх Павел.
Вышел, перекрестился и сказал священнику:
- Бог Вам в помощь! И пошел своей дорогой.


По очереди

А однажды, когда он возвращался на трамвае в Патриархию, случилось нечто невероятно. В переполненном трамвае , который ехал к главному городскому вокзалу, кто-то воскликнул: „Вот, смотрите, Патриарх!" и стал пробиваться к нему под благословение. За ним двинулись и другие, началась настоящая давка. Водитель остановил трамвай и потребовал, чтобы все, кроме патриарха, вышли на улицу. Оставив открытыми только одни двери , сказал : „А теперь по одному…" И так все, без толкучки подходили под благословение Святейшего.


Видит, что хочет

В Патриархии часто вспоминают один диалог между патриархом и дьяконом (который всюду его сопровождал) перед отъездом на службу в церковь на Бановом холме.
- Как поедем, на машине? - спросил диакон, подсказывая ответ.
- На автобусе! - решительно ответил патриарх.
А теплое утро обещало жаркий день. Дьякону страшно не хотелось ехать городским транспортом.
- Далеко, в автобусе душно, давка…- старался уговорить патриарха дьякон.
- Поехали! - кратко и твердо отвечал Его святейшество, уже шагая вперед, решительно, со звоном, ударяя жезлом по асфальту .
- Но… - семеня за ним, дьякон выдвинул новый, как ему казалось неопровержимый аргумент - Ваше Святейшество, лето, многие идут купаться на Аду Циганлию (белградский пляж), в автобусах полно полуголых людей…не удобно..
Патриарх на минуту остановился, повернулся к своему помощнику и сказал:
- Знаете, отче, каждый видит то, что хочет!


Зачем тебе вспышка?

Один из самых известных сербских фоторепортеров Вицан Вицанович пришел, чтобы сфотографировать патриарха для своего журнала.
Но, будучи атеистом, он не знал точно, как надлежит обратиться к патриарху. В ходе съемки, желая объяснить, как нужно встать, чтобы получился хороший снимок, он сказал:
- Ваше светлейшество…..
На что Патриарх спросил:
- Если я сам светлейшество, то зачем тебе вспышка?



Но, когда выпьем…

Его Святейшество не знал празднословия, но бывало, что он словом „жертвовал собой", ради назидания. Так случилось, что один гуляка, который нередко проводил время в ресторанчике „Знак вопроса", напротив Патриархии, как только видел, что патриарх идет мимо Патриархии или Кафедрального собора, всякий раз перебегал улицу, чтобы взять благословение. И однажды, заикаясь сказал:
- Ваше святейшество, мы с тобой лучшие люди в этом Белграде!
Патриарх, видя, что тот не вполне твердо стоит на ногах, ответил :
- Да, твоя правда, но видит Бог, когда напьемся, то хуже всех.
Конечно, патриарх никогда не пил, но таким образом, он взял на себя часть греха этого человека и с юмором, чтобы не обидеть его, указал на слабость и порок, которым тот страдал.


Не мешайте нам

В период, когда владыка Павел был избран за патриарха сербского, множество делегаций и многочисленные высокие иностранные представители выражали желание встретиться с Его святейшеством. Его сотрудникам это не очень нравилось, так как они боялись, что новый патриарх может растеряться и не будет знать как себя вести, так как большую часть жизни он провел в монастыре, живя монашеской жизнью, и не имел опыта мирской дипломатии.

Попросил об аудиенции и очень тогда активный американский посол в Белграде Уоррен Циммерман. Патриарх принял его в Патриарших палатах. Посол передал приветствия и поздравления от имени американского народа, от имени американского президента и от себя лично. И после разговора на общие темы, посол спросил патриарха:
- Чем мы можем вам помочь?
Патриарх взглянул на него и ответил просто:
- Ваше превосходительство, а Вы не мешайте нам и так вы нам поможете!
Циммерман растерялся, не зная что ответить. Но время показало, что это была самая мудрая просьба.

(Из книги Йована Янича „Будем людьми")

Перевод с сербского Светланы Луганской // "Православие и мир"




Невозможно превратить землю в рай,
надо помешать ей превратиться в ад.


Патриарх Сербский Павел



Кто угодно может меня унижать, но унизить меня может только один на свете человек — я сам.

Патриарх Сербский Павел






Выбросив совесть, не ищи справедливости...




Не обижай человека, - предупредил Господь. - Когда он смутится, заплачет и попросит помощи... Я помогу!





http://www.liveinternet.ru/users/kirena_snake/post179833773
#434 | Георгий О. »» | 13.08.2013 07:47
  
4

На Афон сборы недолгие, - рюкзак, - в нем футболки, белье, несессер со всем самым необходимым, фотоаппаратура, подарки знакомым. На душе - умиротворение, - и борьба. Искушения поджидают на каждом шагу, - в ответ рождается неприрывная молитва, словно прохладный ветерок остужающая раскаленное тревогами сердце. Почему-то внутренний голос говорит, - домой собрался, домой... С каждым годом спутников все меньше. И этот сужающийся круг сопаломников, стремится к единице.
Лететь недолго. Разве что, рейс непрямой, где-то пересадка без нервов и тревог, взлет-посадка, - Солоники.
Как всегда жарко, именно лазурное море, охристая трава, ломкая и хрустящая, низкие горы. В аэропорту соединяемся и едем.
Мне нравится Греция. Неспешная жизнь, негустые городки и селения, оливковые рощи, виноградники, кипарисы. В Македонии, а мы едем по Македонской земле, производств не видно, мирная сельская и рыбацкая жизнь течет, как и столетие назад. Внешние различия, - реклама, автомобили, антенны, катера, - внутреннего ритма не изменили. Какое мне дело до экономики, если и многим местным жителям до нее дела нет.
Уранополис, - маленький городок, с тавернами вдоль моря, гостинничками, оливковыми рощами, множеством магазинчиков, башней. На этот раз он непривычно притихший, молчаливый. Сиеста похоже растянулась здесь на сутки. Все сонное, неспешное, - заколдованное царство.
В ресторанчике морепродукты приготовлены неплохо, греческий кофе отменный. Диамонитирион, заказанный заранее, получен, капитан катера нашел нас за столиком. Выходим в море.




Катер идет быстро. Огибаем мысок, впереди видно три монастыря, - Дохиар, Ксенофонт и наша цель, - Пантилиимон. Чуть ближе к нам пристань монастыря Зограф. Такой приятный влажный морской ветер трепает волосы.Через минут сорок катер описывает круг и причаливает к совершенно пустынному пирсу Пантелиимона. По каменному спуску бежит монах и приветливо машет рукой. Мы - дома.


В кельях снимаем рюкзаки и спешим на вечернюю службу. Успели точно. Служба в храме Покровы Пресвятой Богородицы. Храм прекрасен, благодатен, просторен по афонским меркам.
Отец Макарий, - исповедник Пантилиимона, - подлинно человек Божий. Усталости нет, только неспешная тихая молитва в сердце, и губы повторяют слова священника.
С балкона храма открывается прекрасный вид на монастырь. Кажется, что не уходил отсюда никогда. Видишь изменения, но они как бы происходили на твоих глазах... ты это помнишь!


После службы вкуснейший монастырский ужин. Людей в огромной гулкой трапезной мало. Чтец после благословения читает размеренно житие... Есть не хочется.
Ноги ведут к морю. Удивительно красиво...


Рыбаки удят с берега рыбу, несколько монахов и мирян тихо беседуют на спуске. Причудливо изогнулись агавы... Вечер. Солнце медленно опускается за едва приметный соседний полуостров.


После отдыха - повечерие, - неутомительная благостная служба, где успокаиваются прыгающие от переизбытка впечатлений мысли, затихает перед ночной молитвой сердце. Грядет афонская жаркая ночь, - с легким морским бризом, убаюкиваюшим шумом моря и безкрайним звездным небом. Каждая ночь, как целая жизнь, со своими тайнами, радостями и страхами.


Отдых короткий, - в четыре утра первая утренняя служба, еще со звездным небом, с мерцанием в полумраке лампад и свечей, поставленными голосами чтецов, хором. Нужно поспать, но сон уходит. Остается усталость, которая, со временем, вдруг непонятно начинает рассеиваться в молитве...

#435 | Георгий О. »» | 13.08.2013 14:56
  
4

В темноте заходим в архондарик. По привычке копаюсь в кармане, ищу фонарик, но... щелчек выключателя и зажигаются энергосберегающие лампы. Новость. В душе... горячая вода. А мне после воспаления легких холодной мыться нельзя было.
Заканчивается первый афонский день. Небо пылает звездами, поют в ночи птицы. И это не нарушает удивительной тишины. Густой и прозрачно-невидимой.Зной чувствуется, но, залетающий в окно легкий морской бриз, потихоньку охлаждает келью. В это же время прошлым летом было значительно жарче. И Слава Богу!
Во дворе ни души. Лишь в некоторых окнах по кругу горят огоньки, - Афон молится за весь мир.
На этот раз перед службой в било не ударяли. Братия собирается в храм Покровы Богородицы в полной тишине. Лишь кое-где вспыхнет фонарик. В храме спокойно и торжественно скользят тени монахов, паломников, прикладываются к иконам, становятся в стасидии.На душе мир и благость. Усталость не чувствуется, - ее нет!
Размеренно течет день. Мы просимся на послушание. В бесконечно длинном помещении, похожем на ангар, чистим чеснок. Через два часа пальцы пекут так сильно, что ничего не помогает, - оказывается чистка чеснока в таких количествах, - дело непростое. Нас меняют. Идем пластать осьминогов.


Прямо под нами пирс и море невероятной синевы. Иногда пролетит катер, паромы ползут неспешно. Паломников пока мало. А ведь вся эта кухонная работа для них. Говорят, прибудет пятьсот человек, и всех нужно накормить. Праздник. Панигир.


Готовимся к исповеди, посещаем удивительного исповедника. После таких бесед удивительно легко, а ведь еще не исповедались...

#436 | isihazm »» | 13.08.2013 16:01
  
4
НА СВЯТОЙ ГОРЕ АФОНСКОЙ

Расплескалась синева на пол-неба,
Над Святою Горою рассвет,
Как давно на Афоне я не был,
В каждом шорохе слышу привет.

Ах, как часто ночами ты снился,
Дорогой неизведанный край,
Где поют неизвестные птицы,
Средь цветов, прилетев невзначай.

Вдалеке нам дорога петлится,
И на самой верхушке горы,
Как у ласточки - хатка ютится,
Над хребтом, где обрывы круты.

Даль морская на фоне безбрежном,
Бирюзовою лентой скользит,
Облака завиваются нежно,
И алеющий воздух дрожит...

Приближаются грома раскаты,
В облачках из-за каменных круч,
Их настойчиво гонит куда-то
Пастух и бродяга серебряных туч...

И прохладное утро вдыхая,
Где алеет Афона Простор,
Я молитвы по четкам считаю.
Слышу братский монашеский хор...

http://www.isihazm.ru/?id=1412&c_pid=2
#437 | Георгий О. »» | 14.08.2013 10:48
  
5

После обеда отдых. Непродолжительный, но достаточный для восстановления сил. Усталось как бы присутствует, но ее не осознаешь, не обращаешь на нее внимания. Тяжелее всего утром, - непривычно вставать в три ночи, быстро собираться и выходить . Но постепенно к этому привыкаешь, и сон начинает одолевать уже на утрене, где-то с середины службы(на Афоне утреня служится как положено - утром) ближе к литургии. Если бороться со сном активно, - он рассеивается.
Идем к знакомому монаху. У него необычная келья, - все иконы, и бумажные, в ней мироточат. Есть и чудом означенная икона Господа нашего Иисуса Христа. Но отец М. на послушании, а до вечерни остается немного времени. Сажусь возле мраморного фонтана под колокольней. Тихо, неспешно собирается на службу братия. Службу перенесли в главный храм - великомученика Пантелеимона. Он меньше верхнего, в нем "теплее", но убранство прекрасное.


Паломников пока немного, служба течет стройно и размеренно. Не жарко, или, лучше сказать, жара терпимая. Мысли не мечутся, ум стоит в сердце, удивительно спокойно на душе. Истинно, здесь молятся за весь мир, и каждый, вновь прибывший, без осознания этого вливается в хор просящих милости заблудшему миру. Какое-то таинство покрывает храм, невидимо поют с хором невидимые, и твой ангел рядом с тобой повторяет слова молитвы.


Монахи после дневных послушаний уставшие, но строгие к себе, привычно справляются с нахлынувшей усталостью. К концу службы лица строго спокойные, радостные.
Последние возгласы. Ужин.


В храме полумрак. На исповедь пришло людей немало. Насельники монастыря впереди, поломники за ними. У каждого свои горести, свое покаяние, свои вопросы. И со всем этим справляется один человек, - исповедник монастыря отец Макарий. Как повезло тому, кто первую свою исповедь совершил у этого достойнейшего старца. Множество людей открыли здесь свое сердце, есть они и среди моих товарищей. Непросто осудить все свое прошлое, всю свою долгую, грехом опутанную жизнь в одной исповеди, в короткий промежуток времени. Стыдно, тяжело, невыносимо. И только опытный помощник, прозорливец, выведет тебя на нужную дорожку, поможет смыть всю грязь, накопившуюся в душе за долгие годы . Становится понятным, почему греческая церковь назначает исповедников после долгой проверки, иереев с большим опытом, приобретших любовь к исповедующимся, любовь и сочувствие.
#438 | Георгий О. »» | 15.08.2013 08:22
  
5

Много написано об Афоне. Каждый описывал свое видение, свою правду - поэтому все воспоминания и паломников, и командированных с делегациями, и белых священников субъективны. Как, впрочем, и эти записки.
Много романтики, много розовых фантазий. Но афонская жизнь много прозаичнее и... духовнее. Есть в ней некая тайна, вполне осязаемая, доступная. Подлинные чудеса человеку свойственно воспринимать без удивления. Ему хочется чудес факирских, с шумом, с огнем, с возникновением из ничего попугаев. Так устроено наше сознание, ведущее непрерывную брань с нашим умом за обладанием первенства над нашей же душой.
Наслушавшись радостных рассказов, мы забывает про труд, - самое главное на Афоне. Труд духовный и труд телесный. А он-то и есть - соль афонского монаха. Весь смысл стяжание Духа Свята, - нечеловеческий порой труд. Одно дело бороться только за себя, за свое спасение в умеренном климате собственной квартиры, и иное - молитва за весь мир, на всенощном бдении доходящая до четырнадцати часов подряд, когда уже и тело умерло, но ум все так же сосредоточен в сердце, - иначе все эти четырнадцать часов - напрасны. Конечно, долгие месяцы и годы подготовки, руководство старца, все это приносит плод, - по нашим меркам двухжильную выдержку и стальную волю. Только и на Афоне монахи падают. Пусть это случается по иной синусоиде, но случается, и мало кому в итоге удается достигнуть обожения, но и достигнув этой третьей ступени подвижничества, нередко снисходят - по малой оплошности - в начало.
Мудрый воспринимает все это качание без истерики. Встал после падения, и пошел. Кто-то в который раз, но спокойно. Бывают и провалы, - люди возвращаются в мир. А это подлинная трагедия. Нарушивший обеты, не может ожидать исполнения обетов по отношению к себе. Братия за таких молится до конца. И случается, - беглецы в раскаянии возвращаются, и часто достигают не только созерцания, но и обожения.
Здесь не работает наша логическая схема оценки событий и вещей, здесь все по-другому. И чудеса, а они постоянны на Афоне, воспринимаются как само собой разумеющиеся.
Мир убивает в людях природную силу сопротивления злу, выдавая это зло за... успешность. Огражденный успехом от своих близких, человек оказывается неожиданно в полной изоляции и одиночестве. И, что самое страшное, - он настолько уведен миражом мирских благ во мрак преисподней, что в его душе исчезает всякий свет. Бог рядом с ним, а он - неимоверно далеко от Бога.
Афон. Его можно любить, но можно и ненавидеть. Искушения здесь сбивают с пути. Но по искренней молитве Владычица покрывает тебя святым Свои Омофором от нападения этих и от твоего собственного безсилия.
#439 | Георгий О. »» | 16.08.2013 13:57
  
4

И снова звездная афонская ночь, жаркая, с ветром. После молитвы ложусь на жесткую постель в келье. Спать недолго, и, в отличии от первой ночи, сон приходит мгновенно.
Бьют в било. Быстро собираюсь и спешу в храм святого Пантелиимона. Занимаю "свою" стасидию. На этот раз жду причастия и поэтому борьба со сном потребует больших усилий, - чувствую усталость. Знаю, что после утрени, на литургии все это пройдет, а после причастия и вовсе станет легко. Но впереди почти пять часов погружения в собеседование... И всеже радостно и мирно на душе. Больше стою по стойке смирно, не замечая физических усилий, - плавно течет служба. Спокойно начинается литургия. Причастие. Слава Богу за все!



После службы подходит архимандрит о. Иоанн. Знакомимся. Как всегда удивительная история, маленькое чудо. Именно он перевел книгу об отце Тихоне, часть которой я поставил на портал перед отъездом. Он, как и все паломники, поселился в архондарике над морем. Приносит мне книгу об отце Тихоне и толстую свою. Все на Афоне открывается постепенно, без спешки. Даже при очень быстрой смене "кулис" все плавно перетекает из одного события в другое. Чувствуешь, - при усилии и молитве, здесь нет ничего невозможного, но следует помнить - все мне можно, но не все полезно.




Ждут два парома с паломниками. Их прибудет много - панигир в монастыре! Придут сиромахи, греческие монахи, многие прилетят издалека, всего на день-два. Кто-то получил здесь исцеление душевное или физическое, кто-то всецело уповает на молитвы великомученика Пантилиимона и ждет исцеления, кто-то лишь робко надеется на помощь святого по неполноте веры. Как попадают на Афон толком никто не знает. Но все здесь чего-то ищут, со многими совершаются большие перемены, многие круто меняют свою жизнь. Но случается и иное, - с человеком ничего не происходит.


Идем на монастырское кладбище. Заходим в костницу. Черепа в основном белые, но есть и восковые, есть даже темно восковые, - по афонскому признаку такой череп принадлежит человеку святому. В былые времена монаха хоронили и спустя три года тело извлекали. Если оставался только скелет - хорошо, если человек не истлевал, закапывали снова и молились всем монастырем за его душу. У грешных кости темные, у достойных - белые, признак святости - восковый цвет костей.



Чуть выше костницы, на терассах кресты. Новые и давние.



Кругом буйство афонского лета, буйство жизни.

#440 | Георгий О. »» | 17.08.2013 04:22
  
3

Афон. Молодое деревце лимона с плодами. Монастырь Пантелеимон
#441 | Георгий О. »» | 17.08.2013 17:05
  
3

Афон. Августовский зной. Монастырь Пантелеимон
  
#442 | Андрей Рыбак »» | 23.08.2013 16:11
  
1
Спаси Бог, Георгий. Как на Афон съездил. Надеюсь на продолжение.
#443 | Георгий О. »» | 23.08.2013 16:46 | ответ на: #442 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
Мир тебе, Андрей! Никак не доберусь посидеть в тишине. Преображение, монахи с Афона были, ездил в знакомый тебе монастырь, - панигир там был в честь иконы-святыни. И прочая... А писать есть о чем. Иное дело, - нужно ли это кому-нибуть? Богородица и святой Георгий сильно там помогли. Слава Богу за все.
#444 | Настя »» | 24.08.2013 04:14
  
2
Мир всем!
Ваши впечатления о Святыне, ее божественной силе, красоте духовной и земной,-необходимы. Это не просто моно-диалог, а рассказ-молитва.
Храни вас Господи!
#445 | Георгий О. »» | 24.08.2013 07:26
  
4
Афон. Кладбище монастыря Пантелеимона.


Всякое кладбище, даже расположенное в центре города, удивляет и напояет нас удивительной тишиной. Это какое-то особое состояние человека, который по той или иной причине пришел в такое место. Мне кажется, что на самом деле, тишина эта не внешняя, тишина эта внутри нас есть. И уже внутриннее состояние воздействует на все наши ощущения. Есть люди, которые боятся кладбищ, им неприятно приходить сюда, они всячески этого избегают. На самом деле, причина здесь в страхе перед неминуемой смертью, нежелание думать о ней, а, значит, неготовность к переосмыслению своей жизни. Легче жить с закрытыми глазами и не думать о возмездии за все содеянное. Отрицание мысли о смерти, - не безверие, человек всегда во что-то верит, такое отрицание, - отрицание Христа Бога, нежелание очиститься и жить по Его заповедям. Как точно все эти ссостояния Господь очертил в притче о сеятеле!
Здесь, на Афоне, все та же тишина в сердце, когда безмолвно стоишь перед крестами, смотришь на холмики-воспоминания. Уходят помыслы, лишь молитвенно шевелятся губы. Разговоры тихие. Здесь лежит такой-то, здесь такой-то. В жизни... и неожиданно понимаешь, что на самом деле, ты, который находился рядом с покойным долгое время, не знаешь его, не можешь оценить его действий, его подвига или падения. Знаешь отдельные поступки, но этого недостаточно, ты не знаешь главного, - чем он жил подлинно, чем страдала его душа и чему радовалась в тишине.
На этот раз все тоже. Мой спутник приглушенно рассказывает о знакомом новопреставленном молодом старце. Он, оказывается, и не знал, что он, столь молодой, был старцем, и все его впечатления о нем, его характере, совсем не соответствуют жизни покойного. Мой спутник был сильно удивлен, когда ему в руки попал дневник монаха. Читая и, слушая воспоминания близко его знавших по монастырю, он никак не мог сложить новый образ. Тот, кого он знал, был погруженным в себя, молчаливым и строгим. А, оказалось, он был сама любовь к Богу и людям, - тайное всегда становится явным, однако для всего свое время.
Да, - не суди и судим не будешь...

Афон. Мраморная ротонда с питьевым фонтанчиком. Монастырь Пантелеимон.


Впереди удивительная афонская ночь, - бдение, праздничное пение попеременно греческих и наших певчих, удивительно несхожая мелодика, и плавность перетекания одних национальных традиций богослужения в другие. Раскачивание паникадил, торжество, смена усталости радостью, и наоборот.
Мы идем отдыхать, предварительно договорившись о встрече с моим старым знакомым о. М.


Афон. Монастырь Пантелеимон. Внутренний дворик.


Уже дома, прибывший вслед за мной с Афона о. И., говорит, просматривая мои записи, - мы не молимся за весь мир, мы так не говорим. Он монах весьма ученый, - обучался в Москве, Лондоне и Афинах, много написал сам, много перевел на русский, его суждения, впрочем, как и высказывания многих афонцев, непривычны нашему уху. В них смирение и точность. В нескольких словах иногда бездонная глубина, иногда мягкий укор. Для них все - реальность, - и этот мир, и мир Гори. Нет иллюзий и романтики. Они не фантазируют, - они реально радуются и реально страдают. Они такие же как и мы... и не такие. Мой знакомый говорит, что всегда отличит афонца в толпе монахов. И это правда.
Вспоминаю слова старца Порфирия, - за всех я молюсь одинаково, - Господи, Иисусе Христе, помилуй мя... За всех вот так! А за всех, - значит, за весь мир. Потому как благополучие этого мира зависит от состояния наших душ, нашей веры и направленности наших действий. Зло - уничтожает его, любовь - созидает и творит. Всякая враждебность, всякая ненависть попаляет и наши судьбы и судьбы наших близких. Есть о чем подумать. Мы не молимся за весь мир, мы молимся за свое добрае расположение к этому миру, за получение дара любви к падшему, и, таким образом, мы молимся за спасение его через воскресение оскверненных грехом душ.
#446 | Георгий О. »» | 25.08.2013 16:22
  
5

Спал часа полтора. На Афоне жарко. Перед нашим приездом ночной дождь остудил камни, и некоторое время было терпимо, даже относительно комфортно, но камни снова накаляются.
Спускаемся со своего этажа в архондарике, пересекаем пустой внутренний дворик монастыря и снова поднимаемся уже в здание насельников. О.М... ждет нас у входа и проводит к себе.
Когда попадаешь в келью афонского монаха, трудно предугадать, какой мир тебе откроется за незнакомой дверью. Каждая келья, как и всякий дом, несет отпечаток характера своего хозяина. Она говорит достаточно много о своем постояльце. Так много, что иные противятся приходу гостей... Но часто внешнее бывает обманчиво, особенно здесь, в стенах афонских монастырей. Неухоженная келья не обязательно принадлежит лентяю и неряхе, а блистающая чистотой - трудяге и любителю порядка. Правда, в стенах монастыря Пантелеимона неухоженных келий нет... В иных местах случаются, здесь же строгая, как я понял, требовательность и дисциплина. Вообще, весь монастырь можно было бы выставить образцом аккуратности, ухоженности и чистоты. Хорошо это или плохо не мне судить.
Впрочем, в келье о. М... я не первый раз. Заходим, ничего практически не изменилось с прошлого моего приезда. Как я уже говорил, в келье о. М... почти все иконы мироточат. На одной из них лицо Господа нашего Иисуса Христа, если смотреть на просвет, покрывается кровавым потом. В прошлый приезд мне довелось снимать эту дивную икону.





Поскольку впереди ночное бдение, о. М... предлагает нам кофе и чай. После молитвы пьем кофе. Разговор идет неспешный. У нас немного времени , хотя, здесь время течет по иному графику, - она пространно, как в моем детстве, без спешки и суеты. За день много успеваешь, иногда несколько дней на Афоне растягиваются на многие недели по количеству пережитого, прочувствованного и сделанного. Это удивительно. Эта другая жизнь изумляет и притягивает, но и пугает. Она, при всей понятной видимости, таинственна и неизведанна. Как горная река в тихом месте величественна и ласкава, но за поворотом буйствующая и мечущаяся в стремительном полете со скал. Одно дело, быть здесь паломником, иное, - служить на Афоне Богу.
Многие хотели бы здесь остаться, но, походив, поразмыслив, тихо возвращаются на свою родину. Афону нужны подвижники.
#447 | Георгий О. »» | 28.08.2013 16:51
  
4

На Афоне особый устав жизни. Он сильно отличается от того, к чему мы привыкли дома. Мы со товарищи на этот раз решили на несколько дней стать афонитами, пожить их жизнью, исполнять все, как они. До этого мы были просто паломниками. Переходили, переезжали из одной обители в другую, были больше похожи на перекати-поле - сиромах, афонскую вольницу. Впрочем, так поступает основная масса приезжающих.
Взяли благословение и, скажу честно, - жить в строгом соответствии с правилами афонских монастырей сложнее. И это, если учесть, что наши послушания были не самыми трудными.
Вспомнилось, как о. Антонин спрашивал, - как ты думаешь, зачем человек идет в монастырь, и становится монахом?
Чтобы служить Богу.
Нет, чтобы служить братии.

Не буду самовольничать, переписывая график жизни афонитов. Он таков:


Суточный устав монашеского общежития на Святой Горе Афон


Суточный устав монашеского общежития на Святой Горе Афон разделяется на три части. Первая – это общее богослужение. Каждый день в три часа утра начинается богослужение в храме: полунощница, утрення, часы, Божественная Литургия. А в великие Господские и Богородичные праздники совершается всенощное бдение. Богослужебные устав просиходит из Палестины и Константинополя, поэтому он несет в себе определенные особенности.
Последование службы в храме на Святой Горе Афон, ночное тайноводство в тексты молитв, заставляют человека почувствовать, что служба – это небо на земле. Ведь небо и земля, временное и вечное, чувственное и мысленное – все соединяется в светлое прославление Господа. Все смиряет душу. Свет лампад, голоса чтецов и певцов, движения в храме – выражают смиренный характер смиренного Бога.
Вторая часть – это послушание. Каждый год любой монах должен выполнять послушание (архондарик, кухня, сад, церковь, канцелярия и т.д.). А кроме того, он должен участвовать в общих работах. Слово послушание «диаконима» в греческом языке происходит от глагола «диаконо», который означает: «стараюсь принести свою любовь братьям». Приношение любви – это и пребывание в молитве и памяти Божией.
Третья часть – личная молитва и поучение, собственный подвиг в келье. Здесь монах разговаривает с Богом и всей своей душой погружается в Слово Божие, а так же творит молитву «Господи Иисусе Христе помилуй мя».
Действительно, Святая Гора – это особая земля, отделенная морем и посвященная Божией Матери. На этой земле нет ничего, кроме молитвы Творцу – тайной и таинственной, и сердца, которое в совершенстве постигло таинство Благодарения Бога за жизнь всего мира.


Святая Гора Афон
http://www.isihazm.ru/?id=384&sid=45&iid=1527
#448 | Георгий О. »» | 29.08.2013 15:21
  
4

Вечерня. Повечерие. И, наконец, начинается панигер. Множество паломников, незнакомых монахов, трое владык. Вспоминаю прошлый год. Сияние свечей, огромное звездное небо, раскачивающиеся паникадила, неустанное пение на двух языках, и усталость. Время спресовывается, - не год, дни отделяют меня от прошлогоднего праздника.
Мы с В... сидим на ступенях возле храма в честь великомученика Пантелеимона, внутри идет торжественная служба. В ночном воздухе повисло таинственное присутствие невидимого, люди заходят и выходят. И В... вдруг начинает рассказывать мне свою афонскую история, - историю чуда, резко изменившего всю его жизнь. Сколько таких историй может поведать эта святая земля, сколько людей приходили сюда невесть зачем, а уходили - с пережитым ощущение присутствия в их жизни Христа. И я знаю таких. Для них Афон стал началом жизни, потому как до него они были мертвецами, живыми мертвецами.
С В... мы познакомились зимой в поездке. Ехали в маленький монастырь на юге. Мороз был лютым. Храм в монастыре не отапливался, и все, приходящие на службу, приносили с собой небольшие круглые коврики. У нас ковриков не было, но были хорошие горные ботинки на толстой тяжелой подошве. К конце службы я понял. - бабушкин коврик лучше моих добротных ботинок, - ног почти не чувствовал.
Потом неожиданная встреча здесь, на Афоне. Домой летели вместе...
Прошел год.

На этот раз, по милости Божьей, усталости почти нет. Служба течет неспешно, радостно. В воздухе витает дух любви и взаимопонимания. Как не хватает нам этого духа в суетном нашем повседневье.
Знакомый инок подходит к моей стасидии и жестом предлагает выйти на воздух. Все так же садимся на ступени. Он рассказывает о своих открытиях. Рассказывает радостно, вовлекая меня в свою радость. Почему мне, - думаю. - И радуюсь.
Поднимаю голову и смотрю на небо. Действительно, обожившемуся человеку и звезды подчиняются, нет для него ничего невозможного. Каков же был Адам до грехопадения? Каков он был до потери рая? И внутри само-собой рождается - Верую, Господи!
Говорим о молитве, о силе молитвы не только святых, но каждого искренне просящего и славящего Бога.
Что есть Афон для меня? Почему я снова и снова приезжаю сюда, что здесь ищу? Не знаю. Но уверен, - если не приеду, лишусь чего-то очень важного, неповторимого, чего нигде больше не найду. На земле много святынь, но Афон для православного - откровение, разъяснение, чудеса. Здесь живут рука об руку люди сегодняшние, и люди, закончившие свой земной путь, - святые. Здесь так близко от тебя Господь и Богородица, что постоянно ждешь, - вот сейчас Она выйдет из двери храма, или появится на горной тропинке... Впрочем, сила веры дает человеку чувствовать Христа рядом с собой в любой точке земли. Но здесь, на Афоне, все же "звезды ближе".

  
#449 | Андрей Рыбак »» | 01.09.2013 13:59 | ответ на: #443 ( Георгий О. ) »»
  
3
Миру точно не нужно. Желающим спастись пригодится.
#450 | Георгий О. »» | 01.09.2013 16:20 | ответ на: #449 ( Андрей Рыбак ) »»
  
3
Спаси Бог.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU