Абстракция Реальности Юрия Нагулко.


Юрий Нагулко

Кредо

Абстракция Реальности – квинтэссенция события, эпизода, важного для небольшого или большого количества людей. Попытка понять мораль, этику происходящего на протяжении длительного периода времени и сконцентрированную в одной вспышке, в одном кадре. Взаимоотношения людей, выраженные через любовь и ненависть, часто диаметрально противоположные, но естественные, без позы и нарочитости. Познание сущности духовной жизни сквозь призму бесконечности времени, проявленное в искусстве прошлого, в религии, в философии целых поколений. Это не просто отклик на бытовую историю, пусть даже и страшную, сконцентрированную в войнах, катастрофах, когда исчезают целые народы.

Абстракция Реальности – попытка пройтись по нити, которая связывает древнего человека с нашим современником. Взаимоотношения Бога и людей, важность духовности, высокой морали, столкновения Света и Тьмы – вопросы вечные и неоспоримо повторяющиеся из века в век. Красота и уродство во взаимном притяжении и отталкивании творят единый мир, такой разнообразный и давно не стремящийся к гармонии. Возрождение духа посредством линий и красок, единовозможной стилистикой для такой задачи. Мир без идеализации, но любимый, не нуждающийся в правках и коррекции. Доминанта любви и сочувствия ошибающимся. Это скорее похоже на музыку романтиков, чем на какофонию современного города. В многоэтажности искусства – коридор, ведущий к Свету, наполненный страстями, свободой, далеко неоднозначной, требующей вдумчивого размышления, сопоставлений и просто беседы, для познания призвания и цели человеческой жизни. Все это невозможно без глубокого знания техник живописи, истории, философии, религий и, что очень важно, психологии. Такая живопись – довольно сложный и опасный инструмент, обращаться с которым нужно предельно осторожно, без самонадеянной уверенности в собственной правоте.

Познакомиться с творчеством автора можно на сайте - http://nagulko.com

Комментарии (508)

Всего: 508 комментариев
#391 | Георгий О. »» | 02.09.2012 18:59
  
5
Мир Вам! Дивен мир - Божье творенье. Жаль, что не часто удается в него вглядываться, суета мирская отвлекает. А ведь зря. Большая книга. И неповторимая. Божья.


Юрий Нагулко. Вечер на море.


Юрий Нагулко. Тайна звездной ночи.


Юрий Нагулко. Лунная ночь.


Юрий Нагулко. Ночные размышления


Юрий Нагулко. Край озер.


Юрий Нагулко. Вечная Ольвия.


Спаси Бог.
#392 | Георгий О. »» | 06.09.2012 14:32
  
4
Мир Вам! Мы все постоянно чего-то ждем. Кто с тревогой, кто, едва сдерживая дрожь радости. Немногие ждут осени, но она, тем не менее, приходит с точностью курьерского поезда. И какая же это красавица. Говорят, на излете лет красавицы особенно прекрасны...

Осенняя тишина особая. Она напоминает затаившуюся в глубине разума тихую светлую грусть, сопряженную, однако, с такой же радостью. И не разделить эту грусть, вспыхнувшую невероятным золотым блеском увядания, с тихой радостью ожидания перемен. Происходит что-то невидимое нашему глазу внутри нас и поражающее невероятной красотой вокруг нас, в природе. Все в мире наделено смыслом. Нет у Великого Творца безсмысленного действия.


Когда-то очень давно мне пришлось пожить на тихом хуторе. Это особая жизнь, даже не дереверская, она больше похожа на жизнь маленького разнополого монастырька, затерявшегося где-то в глубинке. Там все неспешно, без суеты, - веками налаженный уклад не принимает бешеной гонки... за успехом, деньгами, славой. Там свои, извечные, ценности. Большая икона Спаса, и чуть поменьше - Богородицы - в красном углу дома. И обязательный Никола Угодник, и лампада. А какая там осень с прозрачным холодным воздухом и лазурным небом.
Как быстро мы все это утеряли! Но случается в моих странствиях, я нет-нет, да, и наткнусь на такой островок затерянного мира. И тогда по детски радуюсь обретенной на несколько дней, или даже часов настоящей жизни. Какой же у нее "вкус", у этой "прошлой" жизни.


Я знаю людей, которые не представляют себя вне городской культуры, без ее комфорта и ночных мистерий. Их я жалею больше всех остальных людей. Как легко потеряться в этой теснине высоток и вечеринок, таких же безсмысленных, как безмерные шкафы с дорогой, ни разу не использованной одеждой... Наблюдая мир вокруг, мир первозданный, или хотя бы остатки этого мира, переводишь взгляд в себя. Тебе ничего не мешает, никто не теснит тебя в безсмысленный маскарад лукавых карнавалов, туда, где тебя, собственно, нет.
Тиха жизнь в маленьких городках и селах. Скука, - подумал кто-то. Да, там могут жить люди, постигшие нечто тайное и неуловимое - в себе! Они не оглушают себя наружным скрежетом молоха-города в стахе предстать... Они пытаются жить...
Осень здесь ласковая, нежная и добрая.



Я не знаю, что чувствует ваше сердце,когда прислушивается к шороху падающих листьев. Мое торжествует. Но тихо, чтобы не захлебнуться в нахлынувшем потоке любви.

...Но сердцу ближе вы, осенние отливы,
Когда усталый лес на почву сжатой нивы
Свевает с шепотом пожолклые листы,
А солнце позднее с пустынной высоты,
Унынья светлого исполнено, взирает...
Так память мирная безмолвно озаряет
И счастье прошлое и прошлые мечты.

Николай Огарев
"ОСЕНЬЮ"


Спаси Бог.
#393 | Георгий О. »» | 13.09.2012 14:05
  
5
Мир Вам! Пришла осень. Ее присутствие разлито в воздухе, - удивительно чистом, прохладном и густом. Звук в таком просторе летит стремительно и звонко, ударяется о стены, камни и деревья, рождая протяжное эхо. В зеленом убранстве кое-где уже мелькают золотые седины увядания. Тишина вокруг оглушительная. Покой и мир ложатся на сердце. Хочется молчать и молиться.
Китаева пустынь - место особое. Здесь, в пещерах, подвизался святой Досифей(Досифея), удивительная женщина в мужском одеянии, монах среди монахов, к которой ходили на поклон с просьбамы многие "сильные мира сего", включая царей. Сюда, по освященной традиции того времени, пришел юноша Прохор Моншин и получил от схимонаха Досифея благословение идти для спасения в Саровские леса. Здесь вел непрерывную брань с бесами, спасая множество людей, наш современник, старец схиархимандрит Феофил(Россоха). Удивительное место на святой земле.

Вечернее солнце на просвет ласкавое, нежное. Зелень плакучих верб все еще искрится голубыми всполохами


Монастырские пруды такие же древние, как и эта земля, до сегодняшнего дня изобилуют рыбой. Здесь часто можно встретить рыбаков, которым никто не припятствует в их промысле.


Тихо шепчутся плакучие вербы...


Скамейка из древности, нехитрая, но удобная


Тусклое золото, освещенных вечерним солнцем деревьев, перевернулось в холодную воду пруда


Безветрие и молчание


Солнце и тени на уютных аллеях создают причудливые полосы


Красота этой поры завораживает


В тихих водах дикие утки ведут свою безконечно однообразную жизнь


Отражение


Утки кормятся от людей, и совершенно их не боятся. К монахам приучены давно и всегда ждут от них подаяния


Причудливые изгибы стволов деревьев


Младенцам среди этой красоты уютно. Воздух здешний целебен и душист


Здесь близко соприкасается мир с монашеством и ведет душеспасительную беседу


Незримое боренье летних красок с осенними


Радость бытия


На ладони человека... весь мир, потому как только он - сотворец Богу по предназначению


Безмолвие начала осени и безмолвие человека гармоничны


Сквозь редколесье - воды


Начало подъема к пещере затворника. Именно этой тропинкой проходили сановники, цари, монахи, миряне много веков. По этой крутизне поднимался и будущий Серафим, а при том подъме Прохор


Вид за спиной


Среди ветвей, от пещеры Досифея открывается вид на храм


По грубым ступеням спуск прямо... в древнее капище Перуна. На деревьях иконы


Монах неслышно шевствует вдоль пруда


Над водой замирает день


Иногда всплеснет в тихих водах рыба


Разные здесь рыбаки водятся


Такая тишине, что ушам больно


Фрагмент жизни


Купола храма и свечи елей


Последние лучи на вершинах елей


Редко случается такое безлюдье на монастырском подворье


Идет вечерняя служба.


Вот такой день Усекновения Главы Господня Предтечи и Крестителя Иоанна В Китаевой Пустыни ранним вечером. Многолюдье литургии сменилось тишиной размышлений...

Спаси Бог.
  
3
Спасибо Георгий, за чудные кадры и весточку с тех мест, место Святое и действительно завораживает прямо с экрана, 2 раза по милости Божьей была в Китаево,такая тишина такое особое благодатное умиротворение и благодатное спокойствие,какая радость!!!Слава Богу!


Преподобная мати Досифея моли Бога о нас.
#395 | Георгий О. »» | 13.09.2012 15:47 | ответ на: #394 ( Лидия Новикова ) »»
  
1
Мир Вам! Китаево - место святое и особое. Отсюда многое начиналось и многое начнется. Афонский иеромонах повторял здесь - КАКАЯ ТИШИНА. ЗДЕСЬ ДАЖЕ ДЫШАТЬ СТАРАЕШЬСЯ ТИХО.
Спаси Бог.
#396 | раба БОЖИЯ любовь »» | 19.09.2012 09:29 | ответ на: #319 ( Георгий О. ) »»
  
7
Я родом с этих мест.,читаю ваши строки. душа плачет.спасибо.да хранит вас.Господь
#397 | Георгий О. »» | 29.09.2012 22:21
  
3
Мир Вам! Действительно, - находишь, где не должно быть, и спотыкаешься на ровной дороге от реасслаблености. Вот наткнулся в "исихазме" на дивную мудрость:



ОТЕЦ ГОВОРИЛ: ЕСЛИ БЕС ПОДОЙДЕТ, ПЕРЕКРЕСТИСЬ САМ И ПЕРЕКРЕСТИ ЕГО - ОН ОТОЙДЕТ, А ЕСЛИ ЖЕНЩИНА ПОДОЙДЕТ, СКОЛЬКО ХОЧЕШЬ ЕЕ КРЕСТИ - ОНА НЕ ОТОЙДЕТ. НУЖНО ОТОЙТИ САМОМУ...

ЕЛЕНА

#398 | Георгий О. »» | 30.09.2012 18:27
  
6
Мир Вам! Как-то все само по-себе возвращается к монашеской теме. Афон. Знаю, что многие и не слышали о такой земле. Может случиться, им и без нее полнота подлинной жизни - Истина, - открыта. Счастливые люди. Но почему-то, я не "завидую" им.
"Будете молиться на всякой горе"... И все же зов Афона не затихает в моем сердце... моя гора здесь... и там... и гора Афон.
Куда соберутся оставшиеся воины Христовы в последние годы существования сего мира? И какими они будут, после всего пережитого и увиденного. Тверже металла и ласкавее ягненка. Наитруднейшее испытание - их удел, вся земля - их поле брани. Вся земля, вместившаяся в таком маленьком человеческом сердце. Здесь или победишь, или будешь низвергнут в бездну. Другого нет и не будет!
Иверская икона Богородицы уйдет с Афона... И последняя литургия на земле будет совершена на Святой Горе. Последняя! Это та, которая Христова!
Святая Гора. Афон. Третий удел Богородицы.

Юрий Нагулко. Мир Силуана Афонского


Свет на Афоне всепроникающий, разлитый даже в тени. И это не просто свет солнца. Эх, если бы мы умели видеть...


Юрий Нагулко. Диалог I


Вспомнились ночные беседы возле огня, присутствие тихой радости, и умиротворения. Так бывает накануне больших событий, участником которых тебе придется быть помимо твоей воли.
#399 | Георгий О. »» | 03.10.2012 13:04
  
4
Мир Вам! Духовный мир насквозь пронизан нетварным светом Творца. Кто видит его - высок в подвиге своем и достиг многого. Тяжело достичь таких высот, но не менее тяжело на них устоять в этом мире. Потому и принято не величать святостью достойных людей при жизни, а... " посмотрим, как будет умирать." С точки зрения сего мира - "полный бред", а на самом деле, тонкая грань сохранения многого, возможно, главного, чего не сохранили иные христианские конфессии. Жестоко? Не думаю! Отсечение всего ненужного, избавление от мусора душевного - наипервейшая задача на пути Гори. Вот обвиняют нас в нелицеприятности, а ведь лицеприятность - великий грех, лукавство. Спрашивают, чем можем хвалиться за время оно, - ничем, токмо Христом! Поминают инквизицию, братоусобицы, войны, - так не всяк со Христом на щите, - Христов в сердце своем! Смеются над косностью нашей, неизменчивостью. А что можно изменить или прибавить к уже данному Христом, и доработанного святыми отцами под водительством Духа Свята? Отсебятину, мудрование, витийство житейское, - но это путь в яму. Это слава у людей и мерзость у Бога. Много есть и заблудших, но сердце каждого раскрыто перед Христом. Он все и всех видит. Я же последний и худший из вас. Простите кого обидел, и помолитесь о грешном рабе Божьем.

Юрий Нагулко Святитель




Портрет старца Амвросия Оптинского


Михаил Нестеров Старец - раб Божий


Святой Серафим Саровский и Александр I
#400 | Георгий О. »» | 21.10.2012 16:18
  
4
Мир Вам! Удивительное действительно рядом. Время, на самом деле, течет совсем не так, как мы его воспринимаем своим поврежденным сознанием и умом. Мы не видим предмета в целом, а только его проекцию в наше сознание. Ни глубины, ни широты. А время вокруг РАЗНОЕ! Со всех эпох, и весь опыт мира перед нами. Но не видим! Не можем видеть закрытыми глазами души.


Юрий Нагулко. " Мирное время. Формула безсмертия"
#401 | Георгий О. »» | 25.10.2012 18:09
  
6
Юрий Нагулко "Возвращение домой"

Если сердце с молитвой всецело слилось,
Значит, сердце твое во Христе родилось.
В ближнем – зависть к тебе, а у недруга – злоба,
Значит, к горнему Царству ведут тебя оба.
К чему мир нас влечет? - К разочарованью.
К чему Бог нас зовет? - Как всегда – к покаянью..
.



Монах Симеон Афонский
#402 | Георгий О. »» | 28.10.2012 22:08
  
4
Мир Вам! Удивительные люди эти святые. Прячутся от общества, а многие их знают, и в истории прославлены. Говорят о себе как о худших любого и всякого, а по жизни первыми называются. Говорят, что ничего доброго на земле не сотворили, а после них - столбовая дорога для духовного здравия многих, и когорты исцеленных.

Юрий Нагулко Святые Руси. Агапит-целитель, князь-инок Никола Святоша, Алипий-иконописец изограф.


Юрий Нагулко Агапит-целитель


Юрий Нагулко Князь-инок Никола Святоша


Юрий Нагулко Алипий - первый иконописец изограф
  
#403 | Андрей Рыбак »» | 28.10.2012 22:21 | ответ на: #402 ( Георгий О. ) »»
  
4
Молите Бога о нас отцы святые. Спаси Бог, Георгий
#404 | Георгий О. »» | 30.10.2012 22:48
  
4
Мир Вам! Октябрь на исходе - завтра последний день. Время, слава Богу, мирное, хотя тревога висит в воздухе. Сколько еще спокойных дней нам удастся прожить? Осень эта, - несомненно красавица. Особенно на юге. Теплая, красочная, с легкой грустинкой летающих паутинок. А как Творец нарядил природу. С какой любовью одел в пурпур и золото.




Девичий виноград. Эх, где те девицы?


Стрелы заката


Величие старости


Загадочный взгляд. Господи, на все воля Твоя!


Хрупкая тишина, как неокрепший первый ледок


Золотое время природы


Камерный оркестр октябрьского вечера


Тихое стояние на Покрову


Лидия, которую французы и за виноград не считают. Но как прекрасна!


Студеная лазурь ручья


Дубы у моих соседей через горку


Монастырские пруды отражают небо и весь прибрежный мир


Восход луны над тишиной лесов




Начинается новый день. Такой таинственный и неизвестный


Октябрь позади. Дела его мы знаем.Знаем радости и разочарования. Знаем, где и когда посетила нас любовь, и где она простужалась на холодном ветру осени, и уходила совсем больная. И являлась снова, чтобы согреть нашу остывшую душу... Мир Вам и дому Вашему!
Спаси Бог.
#405 | Георгий О. »» | 01.11.2012 15:51
  
2
Юрий Нагулко " Покров "
#406 | Георгий О. »» | 07.11.2012 22:34
  
5
Мир Вам! Ноябрь. Дело к зиме. Все прозрачно. Тихо. Умиротворенно. И очень прохладно. Но уже пообвыклись, попростужались, покашляли. И все же в этой стылой пустыне последнего месяца осени есть своя какая-то прелесть. Какая-то неповторимость. Это скорее грусть, как бы и нет в этой продуваемой всеми ветрами голой природе ликования, даже улыбки нет. Но есть иное.
Свадьбы, Димитровский день. Рождение и умирание. Все своим чередом.
И приходящие на святые места...

Ждут свадьбу


Все торжественно и прозрачно


Там, за вратами, иной мир. Святыня


В народе это святое место, где из грота, сливаясь, истекают два родника, называют просто - Святой Николай.


Совсем недавно здесь возвышались вековые дерева, теперь поднимаются молодые...


Тихо и спокойно


Ель


Величие ноября в его бездонном небе


Удивительно, но вербы все еще сохраняют свой летний наряд, все еще зеленеют среди стылой прозрачности окружающего мира. Ждут первого мороза...


Спаси Бог.
#407 | Георгий О. »» | 27.11.2012 12:51
  
4
Мир Вам! В своей пустынной жизни, как бы издалека, мне все чаще приходит на ум, что подмена живого и подлинного на искусственное и мертвое в этом бытии, сделана слишком вульгарно. Ее видно, как белый шов на темной ткани, и каким же нужно быть слепым, чтобы не воскликнуть - А король-то голый! Вдруг наступил момент, когда я перестал ездить на всякие Арт-"города", биеналле, форумы, перестал ходить на современные выставки контемпарального искусства, оставив себе только старые музеи. Вспомнился Пикассо - человек противоречивый, насмешник, всегда носивший маску и страх перед смертью, - его слова, - Чему можно научиться у моих современников? Для этого существует Лувр. Действительно, когда я смотрю на безразличные лица, со скользящим взглядом, современных зрителей, вижу, как они просто гуляют по громадным пространствам очередного форума искусства, встряхиваясь по привычке лишь при виде чего-то необычного - кучи навоза, паленых трупов животных, подвешенной дохлой коровы, меня охватывает тревога. Неужели все - конец! НЕУЖЕЛИ ЧЕЛОВЕК ПЕРЕШЕЛ ГРАНИЦУ, И СТАЛ... ТОЛЬКО ЖИВОТНЫМ, С ЖИВОТНЫМИ ИНСТИНКТАМИ, ЛИШЕННЫЙ УМА, СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ И СПОСОБНОСТИ ДУМАТЬ. Меня давно не раздражает то, что стоит и висит в залах, - среди всего этого безумия, но безумия не природного, и, значит, гениального, а безумия выдуманного, "под"! попадаются работы на грани, интересные, подлинно творческие. Таких мало, настолько мало, что ходят в основном не смотреть, а "тусоваться", И гнилинка - принцип голого короля, - ползет, как ни странно, от интеллигентных с виду, но лишенных собственного мнения, зависимых рабски, ничего не понимающих в искусстве, но вдруг разбогатевших людей. Богатство пришло, а мудрость нет, привычки и воспитание остались те же. Со временем я начал понимать, что вся эта хитрая механизация, все эти игры в искусство - хитрая и небезуспешная попытка подменить жизнь, веру, искренние чувства суррогатом. Это своего рода атеизм, но уже прикладной. Ловушка для зависимых от чужого, создаваемого по плану, мнения. Стал присматриваться к людям, все это приводящим в исполнение, и неожиданно понял, - они не просто зарабатывают деньги. Одни из них искренне верят в свой бред, не замечая своего зомбирования, оккультизма и извращений, иные насмехаются над зрителем открыто, не комуфлируя своей издевки. Корабль дураков стал больше, в нем нашли место богатые и бедные, мирские мудрецы и всевозможные авантюристы и проходимцы.
Так же, как православие прекрасно своей гармонией, так и искусство - отражением божественного света, созданием мира живого, дышащего всем спектром радости или горя. Не механический дизайн, не украшательство или намеренное уродство, - а жизнь, вера, надежда, любовь!
Мне кажется, что многие ушедшие художники, особенно великие, сегодня актуальны, как никогда.
Конечно, они не ангелы. Жизнь прошлась по ним тяжелым катком испытаний, и не все ее выдержали. Но порывы их были искренними, как у малых детей, не заумь, лукавство и хитрость, а открытость, тайна, молитва.
Таков Альбрехт Дюрер. Это художник, требующий сосредоточенно рассматривания, всецелого погружения в его непростой мир. Чистота и грех мира переплелись на его полотнах и листах, стали дышащей средой, способной рождать нечто новое в умах людей всегда, в разные эпохи и времена.

И, если живопись его все еще остается, пусть и новаторской, но достаточно традиционной, то графика, гравюры - далеко уходят вперед, во времена ему неизвестные. В своих досках и листах - он пророк. Думаю, часто он и сам не мог осознать глубину сотворенного, сознанием не доходил до развернутой его же рукой картины мира. Откуда это, и что это?
Но начать следует с живописи...

Кто мог предположить, что этот мальчик станет со временем известным всему миру во все времена.

И этот молодой щеголь. Какая разница между внутренним и внешним


Эту монограмму знает каждый хоть немного знакомый с искусством


Альбрехт Дюрер
Поклонение Святой Троице [1511]
Алтарь Ландауэр, Музей истории искусств, Вена


Paumgartner-Altar. после 1503(1503).



Heller-Altar. 1508-1509.



Праздник четок 1506, Национальная галерея, Прага
кликабельна



Paumgartner-Altar. после 1503(1503). Центральная часть


Левая створка


Фрагмент правой створки




Marienaltar, Mittelbild und Flügel, Gesamtansicht.1496



"Массовое убийство мучеников"



Семь скорбей Марии, Год исполнения: Около 1494-1497.



Адам и Ева . Год исполнения: 1507.



Четыре апостола . Год исполнения: 1526.



Двенадцатилетний Христос среди книжников . Год исполнения: 1506.



Автопортрет. Какой настороженный и внимательный взгляд. Это уже не мечтатель. Жизнь уже показала ему свою изнанку



Мадонна с чижом



Христос
#408 | Георгий О. »» | 03.12.2012 13:48
  
5
Юрий Нагулко "Мирное время"

Мир Вам! Во времена спокойствия твоей души, когда в тебе действует благодать, когда все мирно, и никто, и ничто тебя не может вывести из равновесия, - помни, что это звоночек к испытаниям и искушениям. Правильно в народе говорят о черных и белых полосах. У каждого свой путь и свое чередование полос, друг от друга они отличаются продолжительностью во времени в меру каждого. Будь настороже, особенно, когда очень радостно! В этой жизни нельзя ни на минуту расслабляться. Ни на минуту!
#409 | Георгий О. »» | 16.12.2012 22:45
  
4
Мир Вам! Все чаще на ТВ, в СМИ, просто в разговорах встречаются нападки на православную икону. И, если раньше, наверняка можно было догадаться, что исходят они от протестанта или сектанта, то сегодня мы словно возвращаемся в века иконоборчества, - люди, декларирующие себя православными, сомневаются или совсем отрицают икону.Многие идут еще дальше, - пародируют икону. И забывают. Тот, кто отрицает святые изображения - не православный. Это решение Вселенского Собора.
Как легко выйти в открытую дверь, и как тяжело потом ее найти. Выходишь из света в прекрасное, и вдруг попадаешь во тьму, - и нет свечи.
Я сам долго не понимал иконописи. Почитал, но сказать, что икона мне нравилась, не мог. Нужно время, иногда много времени, чтобы мир иконы вдруг открыл перед тобой свою священную завесу, и ты умилился, пришел в радость, заплакал. А, когда первая кулиса упадет, упадет и вторая, затем третья...
Есть иконы и иконы чудотворные. Первые напоминают и часто вызывают радость при рассматривании, возле вторых чувствуется присутствие Изображенного.




СОВРЕМЕННАЯ ИКОНОПИСЬ

г р е ч е с к и й о п ы т






Известный греческий иконописец, автор многих книг по истории византийской иконы и по технике написания икон, профессор Богословского факультета Афинского университета Георгиос Кордис уже второй раз посещает Россию. 6 и 7 февраля господин Кордис провел лекцию и мастер-класс в Православном народном университете в Петербурге, которые посетили несколько сот человек. “Воде живой” удалось взять у легендарного мастера эксклюзивное интервью.

– Господин Кордис, как Вы начали заниматься иконописью?

– Во время обучения в Богословской школе я встретился с кипрским монахом и иконописцем отцом Симеоном Симеу. Он познакомил меня с искусством иконописи, и именно его я могу назвать своим учителем. К тому времени у меня уже была некоторая художественная подготовка, я занимался светской живописью, работал в разных стилях и даже писал экспрессионистические полотна. Под руководством отца Симеона я начал изучать не только технику и технологию написания иконы, но и историю, и богословские основы иконописи. Мой учитель говорил мне: “Ты можешь научиться прекрасно писать изображения Христа и святых, но, если ты не любишь тех, кого ты пишешь, – ничего не получится. Нужно жить жизнью Церкви, нужно иметь глубокую веру, и только тогда ты сможешь писать иконы”. Его слова до сих пор имеют для меня очень большое значение.

– Было ли у Вас какое-нибудь классическое художественное образование?

– Несколько лет я жил в Бостоне, в США, и окончил несколько специализированных курсов эстетики, теории и истории иконописи, параллельно обучаясь в школе искусств при Бостонском музее. Естественно, что в основном я старался заниматься изучением средневековой живописи.

– Необходимо ли иконописцу классическое художественное образование?

– По моему мнению, классическое образование не только не необходимо, но в некоторых случаях может и помешать. Все основные понятия в классическом искусстве совершенно иные, чем в иконе. То, как понимает свою работу светский художник, в корне отлично от того, как должен осмыслять свою работу иконописец.

– Как происходит обучение иконописи в Греции?

– В Греции нет специализированных иконописных школ, подобных школам в России. Человек, который хочет обучиться иконописи, приходит учиться не в учебное заведение, а к конкретному мастеру. В наше время почти в каждом греческом приходе существует иконописная мастерская. В одной из таких мастерских, в Богословской школе при Афинском университете, преподаю я со своими ассистентами. И я уверен, что это наилучший метод обучения, так как только работа в бригаде рядом с профессионалом может воспитать хорошего иконописца.

– В иконописных школах России процесс обучения иконописи организован по принципу постепенного освоения материала. Так, например, сначала ученики рисуют орнаменты, элементы архитектуры и пейзажа, а затем переходят к работе с прорисями. Как организовано обучение в греческих мастерских?

– В течение первых двух лет главной задачей является изучение традиционного языка иконописи, и только когда этот язык будет старательно изучен, можно приступать к написанию самостоятельной иконы.

Обычно мы начинаем с рисунка. И стараемся научить человека тому, как нужно самостоятельно и свободно рисовать. Конечно же, копируются древние образцы, но копирование никогда не является механическим воспроизведением, каждый раз мы стараемся объяснить основные принципы построения фигуры, той или иной композиции. Фактически весь первый год обучения бывает посвящен рисунку: рисуют человеческую фигуру, несложные композиции и учатся работать яичной темперой. В течение второго года продолжается работа над рисунком и более серьезно идет работа над сложными и большими по размеру композициями. Углубленно изучаются технологии работы яичной темперой, пишутся живописные изображения. К третьему году учащиеся уже знают достаточно много о принципах построения как одиночной фигуры, так и многофигурных сложных композиций, они уже достаточно свободно владеют рисунком и техникой яичной темперы. Только после двух лет интенсивной работы им доверяют написание иконы.


– Только на третий год?

– Да, только на третий год. Композиции, которые пишутся в течение первых двух лет, пишутся на бумаге, наклеенной на доску. Эти работы еще не являются иконой, это учебные работы, в которых художник учится правильно строить лик и фигуру в различных ракурсах, сложные композиции. Мы стремимся к тому, чтобы наши ученики могли самостоятельно создавать, например, сцены из жизни того или иного святого по тексту жития.

– Сколько должен работать иконописец, чтобы стать хорошим мастером?

– На мой взгляд, чтобы стать мастером, надо работать пятнадцать-двадцать лет. Надо много рисовать. И, когда вы сделаете ваш восемнадцатитысячный рисунок, вы к чему-то приблизитесь.

– Существуют ли какие-нибудь особые направления развития, школы иконописи в Греции?

– Да, это важный вопрос. Греческие художники-иконописцы потратили примерно три десятилетия на копирование. Но уже сейчас начинают появляться иконописцы, которые стремятся немного обновить традицию. Конечно же, у каждого художника существуют свои личные предпочтения. Кто-то пишет более яркими красками, кто-то делает очень светлые и декоративные изображения, кто-то пишет фигуры с удлиненными пропорциями. Но есть целый ряд мастеров, которые, оставаясь внутри традиции, стараются воспринять ее более индивидуально. Среди них есть очень хорошие мастера. И я думаю, что это стремление к творческому восприятию иконописи очень важно.

– Как Вы можете определить направление, в котором работаете?

– Для меня очень важен процесс написания иконы по принципу контрапоста, то есть когда, например, в изображении фигуры присутствуют два направленных в разные стороны движения. Это очень сложное и глубокое понятие о закономерности и гармоничности соотношений частей фигуры или композиции. Для меня очень важно, чтобы композиция в иконе была построена по этому принципу.


– Чем для Вас является икона?

– Икона для меня это присутствие. При помощи контрапоста я стараюсь создать возможность общения и взаимодействия между зрителем и изображением того святого, который представлен на иконе. Многие святоотеческие тексты говорят нам о том, что для древних мастеров это было, пожалуй, важнейшим качеством в иконе. Иконы писались не для того, чтобы украсить церковь, но для того, чтобы церковь освящалась присутствием изображенных на ней святых. Икона осуществляла связь между святым и молящимися. И в своих работах я пытаюсь сделать возможным это присутствие.

– Как организован Ваш рабочий день?

– Практически каждый день я веду занятия в университете, обычно я читаю две или три лекции, что требует серьезной подготовки. К сожалению, у меня остается в день всего несколько часов для самостоятельной работы. Это очень сложно, но пока что эта проблема остается неразрешимой.

– На мастер-классе Вы показали виртуозное владение иконописной техникой. Чуть больше чем за три часа Вы написали довольно большой образ святого Иоанна Дамаскина. Всегда ли Вы работаете так продуктивно, и случается ли Вам писать несколько икон в один день?

– Да, так обычно и получается. Когда я с бригадой расписываю какую-нибудь церковь, обычная дневная норма составляет десять, а иногда и пятнадцать квадратных метров. Бригада состоит из пяти-семи человек, и это мастера очень высокой квалификации, работа всегда ведется очень слаженно и четко. Я делаю рисунок для всех композиций, потом идет второй человек, который смахивает уголь и накладывает первый слой, затем следующий человек продолжает его работу. Таким образом прокладываются все основные цвета и делается все доличное письмо. После этого я пишу все пробела и тени на одеждах, пишу лики и иногда руки, а мои ассистенты доделывают все, что осталось, – нимбы, надписи – и заканчивают работу.


Жены-мироносицы у Гроба Господня.
Икона работы Георгиса Кордиса

– Ваша палитра очень скупа и состоит всего из четырех цветов. С чем это связано?

– Да, действительно, в своей работе я использую лишь четыре пигмента – титановые белила, черную, охру желтую и охру красную из Геркуланума. И я очень редко привлекаю другие цвета. Такую палитру использовал древнегреческий художник Полигнот, так работали древние иконописцы. Я слышал и читал об этом методе работы очень много, но никогда не использовал на практике. И лишь побывав на конференции, посвященной средневековой греческой иконописи, я достаточно много узнал об этой системе и решил попробовать сам. Я был сильно поражен, увидев, что при помощи этих четырех составляющих можно создать все необходимые для живописи цвета. Особенно сильно начинаешь ощущать преимущества такой системы живописи, когда расписываешь церковь. Результат получается удивительным: с одной стороны, можно достичь любой яркости цветов, а с другой, сохраняется общее единство и гармония всех изображений. Цвет присутствует, но росписи в целом выглядят очень гармоничными, контрастными, но не слишком активными.

– Отдаете ли Вы предпочтение какому-то определенному периоду в развитии византийского искусства?

– Нет, такого периода нет. Я люблю Византию, мне нравится русская школа иконописи, мне нравятся другие школы. В любой традиции, школе, в любом направлении всегда есть особая выразительность и красота.

– А какими личными качествами, по Вашему мнению, должен обладать иконописец?

– Невозможно стать хорошим иконописцем без личного опыта церковной жизни. Мне кажется, что самое важное – это вера, личная вера человека в Бога. А если нет веры то, что же тогда ты будешь писать? Ведь невозможно нарисовать то, что ты не познал на своем опыте.

– Как вы понимаете творчество в Церкви?

– На мой взгляд, творчество в Церкви – это когда ты говоришь то же самое, что было сказано до тебя, но говоришь это самостоятельно, от себя самого, изнутри себя. И перед иконописцами стоит именно эта проблема. Вопрос не в том, чтобы создать новый образ Христа, но чтобы произнести эту икону из себя, из своей глубины, вынести этот образ из своего внутреннего мира. Очень часто мы копируем внешние черты, форму иконы, но мы не “проживаем” этот образ; я думаю, что это – самая большая проблема современной иконописи.

– На протяжении XX века русская иконописная традиция сохранялась благодаря работе реставраторов и подвижническому труду немногочисленных иконописцев. Как развивалось греческая иконопись в XX веке?

– Работа современных греческих мастеров во многом базируется на работах иконописца Кондоглю, который работал с 1920-х годов. Именно он примирил современную иконопись с византийским искусством. Он побывал на Афоне, посмотрел множество памятников и решил начать работать в византийском стиле, для того чтобы вернуть византийский стиль в церкви. Практически всех современных иконописцев Греции можно назвать его последователями.

– Современному иконописцу доступно огромнейшее количество изображений, созданных в различные эпохи, принадлежащие к разным школам и стилям. Как не потеряться во всем этом многообразии? Как найти себя в мире этих образов?

– Это действительно является проблемой. И вы будете обязательно повторяться, если ваша работа будет основана на книгах. Традиция передается от человека к человеку, от мастера к ученику. И только метод обучения у мастера, – тот метод, о котором я говорил в самом начале, – может вам дать уверенность в том, что вы делаете. Если у вас есть талант, вы можете работать лучше и больше, чем ваш учитель, а ваши ученики – еще лучше. Традиция передается людьми, а не книгами.

– Вы занимаетесь иконописью более тридцати лет. Как Вам удается сохранять творческое отношение к работе?

– Во-первых, я не храню собственные рисунки. Я стараюсь их выбрасывать и, берясь за новую работу, я начинаю ее каждый раз с нуля. Я стараюсь не повторяться. Рисунок делается каждый раз по-новому. Так же я не храню собственных икон. У меня есть несколько, все остальные я раздариваю. И еще очень важный момент: когда я работаю, то стараюсь каждый раз находить новое решение для поставленной задачи. Нужно каждый раз рисовать заново именно для того, чтобы изображение, сделанное тобой, соответствовало тому месту, где оно будет располагаться. Так, в каждой церкви я пытаюсь каждый раз определить, найти, что именно будет подходить для этой церкви, и никогда не повторяю того, что я уже сделал.


– Как Вы относитесь к иконам, написанным в реалистической манере, а не в так называемом “каноническом стиле”?

– Здесь мое мнение не так много значит, но подобную ситуацию мы можем наблюдать во всей современной Церкви. Вспомним, к примеру, некоторых современных святых, о жизни которых нам известно достаточно много. Так, мы доподлинно знаем, что некоторые из них молились перед изображениями Христа и святых, написанными в реалистической манере. Мы можем вспомнить святых Серафима Саровского, Нектария Эгинского и других. Во многих церквях в России и в Греции и во всем православном мире есть чудотворные иконы, написанные не в византийском стиле. Это факт, и мы не можем его оспаривать. Я считаю, что наилучшим стилем для создания иконы может быть назван стиль, традиционный для того или иного региона, этот стиль может наилучшим образом передать дух Церкви. Но если художник в какой-нибудь общине в Африке, Китае или в Японии попробует написать икону Христа и постарается сделать изображение достойным образом, как настоящую икону, это будет икона. Мы не можем сказать, что это не икона. В качестве примера можно привести Евангелие. Евангелие переводят на многие языки мира. Когда мы переводим его, мы не меняем содержание, и мне кажется, что нам не следует так «догматически» относиться к понятию стиля. Нам нужно сохранять нашу традицию, и я уверен, что византийская традиция является наилучшей для иконописцев, но мы не можем возводить ее в догмат.

– Скажите, пожалуйста, несколько слов о Вашей книге, которая готовится к печати на русском языке.

– Я не знаю, как будет переведено название книги на русский язык. В английской версии книга называется “Icon as Communion. The Ideals and Compositional Principles of Icon Painting” (“Икона и община. Идеи и композиционные принципы иконописания”). Эта книга о византийской технике иконописи. Я пытаюсь рассказать о тех основах, на которых базируется византийский рисунок, объяснить, почему мы рисуем так, а не иначе. Также большое внимание в книге уделено назначению линии в византийской традиции; речь идет о взаимосвязи между разными элементами иконы и взаимосвязи между иконой и зрителем. И, конечно же, все теоретические объяснения проиллюстрированы моими рисунками.

– Вы во второй раз принимаете приглашение на проведение мастер-класса в России. Чем для Вас важна это поездка?

– Каждый раз я уезжаю из Греции для того, чтобы встретить людей, любящих иконопись, для того, чтобы обменяться с ними опытом. Именно это является для меня главной целью. И я рад, если опыт моей работы будет полезен для моих коллег. Я не имею в виду прямое заимствование техники и продемонстрированных мной приемов, я говорю об адаптации этого метода для своей работы. Конечно, существуют языковые проблемы, так как немногие русские говорят по-английски, тем более на греческом языке. Но благодаря переводчикам, общение возможно. И я могу сказать, что очень многое люди говорят не словами, а глазами. И я думаю, что это тоже очень важная часть общения.


Беседовали Ольга Шаламова и Филипп Давыдов
Фото: Станислав Марченко “Гость из Греции”.
Мастер-класс по иконописи“Вода живая”
#410 | Георгий О. »» | 24.12.2012 00:48
  
4
Мир Вам! Слава Богу, мы перестали бояться - очередная дата конца света отошла в лету! Календарь майя, как, впрочем, и все остальные левые пророчества, оказался мыльным пузырем. Наша вера, полная вера, или хотя бы уже и не в горчичное, но в маковое зерно, оказалась не таковой, как мы думали. Как точен Спаситель в своих словах, речах, притчах. И как мало мы Ему верим.
Никто не знает, - только Бог. И тут майя со своим календарем, и мы верим им, а не Христу. Вот как!
А зима продолжается, такое впечатление, что снег этот лежал всегда, и мороз, и непременно по ночам переметало дорогу. И чем больше техники, тем мы неуклюжее, и неподвижнее. Все больше напоминаем неумелых детей, - выруби электричество - и все, пропали! Ну, а если газ...
Впрочем, до потопа времена года отсутствовали, деревья не имели годовых колец, и никто не знал зимы, снега. мороза. Согласитесь, в пустыне, в жарких странах, если мы там задержались, зима нам снится. Не знаю, возможно вам нет, но мне - обязательно снится.
Эти снимки сделаны на этот раз под Киевом, в достаточно укромном месте. И снег здесь лег необыкновенно глубокий. И мороз. Мы, отправившись в воскресенье на службу, сели по окна авто в сугроб, и только к обеду откопались и выбрались. А в доме горели дрова в камине, в домашней часовенке теплились свечи и мерно струился огонек лампады. Было тепло и ясно на душе. А на Николу Зимнего мы все же причастились, и неважно, что путал этот, как-то все пережилось. И о календаре майя никто не думал. Слава Богу за все.

В первые дни декабря снег пошел как-то не резко, легко, и ничего не предвещало заносов


маленький прудик сильно прихватило, рыбе несладко, но детям радость - каток готов


и тут снег повалил всерьез


снежные шапки на деревьях стали расти угрожающе быстро... но как красиво


Ели все ниже опускали свои ветви-лапы


прекрасный вид как бы сквозь террасу, такая изумительная перспектива


а снег все шел, покрывая плотным ковром все еще свежую зелень можжевельников, туй, тисов



все ниже склонялись ветви деревьев, склонила на лед голову молодая береза


вечером фонари горели уже в толще снега, так необычно и замечательно


а утром небо очистилось и все стало выглядеть, как на рождественской открытке, хотя до Рождества еще...


такое синее холодное небо в декабре редкость


тишина стоит необыкновенная


и блистание снега


свет и тени


Савва принес самые короткие дни, и продлятся они до Рождества, а там день пойдет в рост, к весне


и ели похорошели от солнечного света, совсем красавицы


и этот короткий день быстро двигается к своему концу, и низкое солнце так быстро клонится к горизонту


вечер наполнил землю иными красками, иной красотой


пришли с востока облака, засветились матовым светом


а некоторые деревья от тяжести снега легли на землю и пейзаж стал другим, знакомым и не знакомым


сосулька


взошел молодой месяц


зажглись фонари


спокойствие


наступает ночь


и новое утро засветилось у горизонта клеберовской оранжевой полоской


небо расчищалось


спиралью сворачивая шарообразные облака


под снегом замерла всякая жизнь, всякое движение


утро набирало силу, синие краски становились голубыми, тени светлели


фонари еще не потушили и они горели в утренней синеве контрастно теплыми шарами


яркий эллипс в небе подчеркнул торжество света... начинался новый день.


Мне здесь всегда удивительно хорошо, и, собирая дорожный чемодан, я думал, что по милости Божьей скоро снова вернусь в эту величественную красоту, окружающую мать городов Русских
#411 | карина »» | 24.12.2012 12:58
  
4
Лепота!!!
Говорить не хочется только созерцать.
#412 | Георгий О. »» | 10.01.2013 12:57
  
4
Мир Вам! С Рождеством!
Не знаю, как у вас, а у меня на Рождество всегда масса сюрпризов. И, в основном, все в житейском плане, мягко говоря, испытательные. Всегда вспоминается приснопамятный Николай Васильевич Гоголь с его "Вечерами на хуторе близ Деканьки". Как бы там ни было, а я очень люблю этот праздник. Христос рождается! Славим Его!
И в этот раз не обошлось... Серьезные были искушения. Это потом над ними подсмеиваешься, а, когда вдруг перед самым отъездом из дому в храм на праздничную литургию, машина, с работающим двигателем, вдруг защелкивается, а второго ключа нет... Поразмыслив над вечными своими Рождественскими злоключениями, я неожиданно почувствовал внутреннюю благодарность за все эти испытания. Каждое Рождество запомнилось тем или иным случаем, и вся эта череда "случайностей" учила меня терпеть, спокойно переносить тяготы и лишения даже в праздник. И еще стало понятным вот что - никогда, ничто не происходит без пользы для человека, если он стремится исправить свой путь к Богу. Всякая неприятность и искушение - для твоего роста, очищения от скверны и размышления над грехами. Худо, если ты стал никому не интересен...

На Рождество мы прилетели из Гамбурга, где мирно встретили Новый Год по григорианскому календарю. Где жизнь сильно отличается от нашей, и, надо сказать, мне не нравится. Хотя, конечно, там есть свои радости и много хорошего. Особенно всегда меня приятно удивляли немцы, своей исключительной вежливостью и желанием помочь, и не только желанием, но и реальной помощью. Этого у них не отнять. Хамство там не в моде.
В воскресенье мы были на литургии в большом и красивом храме Иоанна Кронштадского. Хорошо было на душе, радостно от лицезрения причастия людей диаспоры, и грустно от своего стояния в сторонке.
В Гамбурге прекрасный музей - Кунцхалле. Кому доведется быть в этом ганзейском городе - обязательно сходите. И еще на рыбный рынок, и на...

У них Рождество уже закончилось, когда мы прибыли, и на носу был Новый Год, который они празднуют в основном петардами и салютами.


Гамбург - город сырых ветров, холодного дождя и пронизывающего ветра. Это зимой. Он стоит на Эльбе, а не на морском побережье, как многие думают. Воды там побольше, чем в Венеции, и... 2000 мостов. А раз так, значит, много чаек, и прочих морских птиц


Но даже эта серость, и свинцовое небо имеют свою неповторимую красоту


Птиц кормить нельзя, но... их кормят. Так же, как водители не показывают поворот при маневре. Меня это удивило.


Готика, она и есть готика


И фигуры на золотых шпилях


Вода в Гамбурге везде. Большие и красивые берега и вот такие, иной красоты.


Сперва было хмуро и в совершенном безснежье мне показало, что на улице ноябрь, но стоило пробиться солнцу, - и уже был март


И везде утки, в любой мало мальски широкой канавке


Меня всегда привлекало отражение в воде, И в природе, и в искусстве. В этом есть какая-то особая, "зеркальная", двойная красота


Золотой отблеск, луч, отражение...


А рождественско-новогодние базары все еще радовали глаз блеском мишуры и елочных разноцветных шаров, множеством безделушек


Фигуры диких зверей, которых все меньше в природе


Детские карусели, такие же, как во всем мире. И этот удивительный народ - дети. Будьте, как дети!


Ратуша... Все старое здесь новое. Союзники в конце войны превратили город в сплошную руину


Ратуша удивительно красива. Башенки, скульптура, позеленевшая медь кровли, внутренний дворик с фонтаном


Вертеп в центре города


И снова каналы, вода, отражения


Небо, почерканное самолетными полосами


Закончилась воскресная служба в храме Иоанна Кронштадского. Здесь звучат разные языки, и приходят сюда разные люди. Православные!


Православный храм - бывшая кирха, освящен, тогда митрополитом , а сейчас патриархом Кириллом


Гамбургское метро, частью подземное, все же больше наземное с вот такими видами на своих остановках. Нам непривычно


Северное небо. Ганзейское


Умирают деревья и здесь. Аккуратно


Зеленые крыши


2000 мостов, но каждый имеет свою изюминку


Дома, деревья, вода


Послевоенная новая кирха с редким здесь голубым небом


Облака в кронах деревьев


Причудливые формы деревьев. Их здесь много, и к ним так бережно относятся. Спиленное - редкость


Чистое небо здесь редкость


Но как красиво


Форма и содержание


Художественный музей в Гамбурге замечательный. Самая большая картина


Двое


Кто-то приходит сюда с раскладным стульчиком. Внимание и сосредоточенность. Попытка понять современное изо


Словно музыка из жестяной банки


Зато много НИЧЕГО


Классика


Здесь можно найти картину любого автора, на любой вкус, от средневековья до наших дней. Дали и столь любимого им Мейсонье, причем, хорошего качества


Тонкие нюансы света


Холодный дождь с пронизывающим до костей ветром





И под стеклянным козырьком старик-шарманщик, - современный человек, но с такими старыми добрыми мелодиями



Красивых домов много, но каждый особенный



Новогодний город без снега


как везде куда-то спешат прохожие


Деревья в гирляндах из тысяч лампочек


Таким я увидел в этот раз Гамбург, - ганзейский торговый город, северную Венецию.


С Рождеством Вас и наступающим Новым Годом! Со святым Василием и Меланкой, с Крещением! Дай Бог здравия души и тела!
#413 | Анна Гор. »» | 10.01.2013 18:01
  
4
С Рождеством! Христос рождается! Славим Его!

Георгий, счастья вам и добра. Исполнения всех желаний. Доброго Нового года, счастливого Рождества, светлых Праздников и радости.
#414 | Георгий О. »» | 09.02.2013 19:14
  
3
Мир Вам!

Вот и приблизилось время исповедничества. После Собора - кому куда. У каждого свой путь на Небо.

Юрий Нагулко. У последней черты (Грани Вечности) 2011 г.
#415 | Георгий О. »» | 09.02.2013 19:25
  
4
Дивно вот что. На Соборе не присутствовал Блаженнейший Владимир. В это время он, поддерживаемый молодыми дьяконами, совершенно больной телом, служил литургию... Один владыка со священниками. Обычно в трапезном храме владык много... а тут только он. Случайностей не бывает.



кликабельно
  
#416 | Андрей Рыбак »» | 09.02.2013 19:36 | ответ на: #415 ( Георгий О. ) »»
  
5
И то верно. Зачем мараться политикой подковерной. Кому то надо Богу служить.
#417 | Георгий О. »» | 10.02.2013 15:23
  
5
Мир Вам!
У христиан две книги перед глазами. Первая - Святое Писание, - Ветхий Завет и Новый Завет, вторая же - сотворенный Богом, - тварный мир, - вселенная, природа и мы, люди.
Книга природы сложна и прекрасна. Кто не боится банальности, не страшится и осуждения, и, поэтому, радуется тому, что видит, и говорит, как видит.. Жить в ладу с совестью, - значит, быть с Богом.
- Э, да так не бывает! - слышишь высокоумное на всякой выставке.
- А вот, бывает!

Серия " Многоцветная зима".

Юрий Нагулко. Зимние холмы моего детства.


Юрий Нагулко. Дом старого рыбака


Юрий Нагулко. Многоцветная зима



Юрий Нагулко. Первая звезда



Юрий Нагулко. Зимний город. Защитник



Юрий Нагулко. Рождение нового дня



Юрий Нагулко. Синее молчание
#418 | Георгий О. »» | 01.03.2013 21:07
  
6
Юрий Нагулко Рассвет. Преподобный Нестор летописец
#419 | Анна Гор. »» | 02.03.2013 23:29 | ответ на: #417 ( Георгий О. ) »»
  
3
Воздушно и невесомо, в хрустально-золотом свечении. Храни вас Господь, Георгий.
#420 | Анна Гор. »» | 02.03.2013 23:39 | ответ на: #418 ( Георгий О. ) »»
  
2
Молитва

Преподобному Нестору Летописцу

О преподобне отче, премудре наставниче и Боголюбезне подвижниче Несторе Летописче!
Предстояй со дерзновением престолу Вечныя Славы, не забуди нас грешных и недостойных,
бурями страстей отягченных, и ходатайством твоим непрестанным защити страну нашу,
тебе присную, и соотчичи твоя от всяких зол и скорбей.
Утверди сердца наша в православней вере, отечество свое научи любити и в братолюбии
крепце пребывати. Настави нас на стези спасения, да молитвами твоими, заступниче наш,
внидем в вечное Царство славы, восхваляюще Господа
и прославляюще твое заступление во веки веков.
Аминь
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites