Абстракция Реальности – квинтэссенция события, эпизода, важного для небольшого или большого количества людей. Попытка понять мораль, этику происходящего на протяжении длительного периода времени и сконцентрированную в одной вспышке, в одном кадре. Взаимоотношения людей, выраженные через любовь и ненависть, часто диаметрально противоположные, но естественные, без позы и нарочитости. Познание сущности духовной жизни сквозь призму бесконечности времени, проявленное в искусстве прошлого, в религии, в философии целых поколений. Это не просто отклик на бытовую историю, пусть даже и страшную, сконцентрированную в войнах, катастрофах, когда исчезают целые народы.
Абстракция Реальности – попытка пройтись по нити, которая связывает древнего человека с нашим современником. Взаимоотношения Бога и людей, важность духовности, высокой морали, столкновения Света и Тьмы – вопросы вечные и неоспоримо повторяющиеся из века в век. Красота и уродство во взаимном притяжении и отталкивании творят единый мир, такой разнообразный и давно не стремящийся к гармонии. Возрождение духа посредством линий и красок, единовозможной стилистикой для такой задачи. Мир без идеализации, но любимый, не нуждающийся в правках и коррекции. Доминанта любви и сочувствия ошибающимся. Это скорее похоже на музыку романтиков, чем на какофонию современного города. В многоэтажности искусства – коридор, ведущий к Свету, наполненный страстями, свободой, далеко неоднозначной, требующей вдумчивого размышления, сопоставлений и просто беседы, для познания призвания и цели человеческой жизни. Все это невозможно без глубокого знания техник живописи, истории, философии, религий и, что очень важно, психологии. Такая живопись – довольно сложный и опасный инструмент, обращаться с которым нужно предельно осторожно, без самонадеянной уверенности в собственной правоте.
Интересное искусство делает Плавинский. Я его запомнил с момента, когда мне на глаза попались его "Евангелие" и "Крест". То Евангелие было непривычно ветхим, с какими-то клубнями не то картошки, не то тапинамбура, а, может...
Странный нонкомформизм.
Стоит посмотреть и это.
Мир Вам!
ЗАВТРА - СВЯТОЙ ВЕЧЕР - СОЧЕЛЬНИК.
Не знаю как у Вас, а у меня на душе тихая радость - Христос, Бог мой, вот-вот должен родиться в заброшенном вертепе иудейского городка Вифлеем.
Приближается удивительная, сияющая звездами, ночь Рождества Христова. Хорошо встретить ее в храме... А не получается - от сердца возблагодарить Христа за спасение, и попросить прощения ...
Во все века художники славили эту Великую Ночь - ночь Рождества Христова. Каждый видел ее по-своему, но все писали с особой любовью.
Добра Вам.
(почти все картины кликабельны)
Бартоло ди Фреди. Рождество Христово.
Ханс Мульчер. Рождество Христово.
Гуго ван дер Гус. Рождество Христово.
Гуго ван дер Гус. Рождество Христово.( Алтарь Портинари)
Иероним Босх. Рождество Христово.
Антонниаццо Романо. Рождество Христово.
Фра Филлиппо Липпи. Рождество Христово.
Мартин де Восс. Рождество Христово.
Юрий Нагулко. Рождество Христово. Волхвы.
Григорий Гагарин. Рождество Христово.
Диего Веласкес.
Микельанджело Караваджо.
Эдвард Берн Джонс.
Дирк Барендц.
Альбрехт Альтдорфер.
Джотто.
Доменико Гирландайо.
Жорж де ла Тур.
И закончим на сегодня прекрасным, как мне кажется, витражом...
Спаси Вас Бог, дорогой многоуважаемый премилый Георгий! За Ваши замечательные темы, иконы, картины, сообщения! От Вас идет сама Любовь. Как хорошо, что Вы всегда здесь, с нами, рядышком. Нам просто повезло! и Слава Богу!
Мир Вам, Георгий! Хорошо, что просвещаете нас, через живопись известных художников. Иногда, просматривая Ваши комментарии, кажется, что Вы тоже склонны к рисованию. Вы не пытались рисовать? ... или ... как искусствовед можете нас просвещать...
Может быть Вам тоже попробовать порисовать... у Вас получится искренне это точно... здесь дело не в мастерстве, а в творческом порыве ЛЮБВИ...
Мир Вам, Марина! От Ваших слов таким теплом веет. Почему-то вспомнил Вифлеем, на улице был промозглый холод, а в храме - душа пела и согревала все физическое мое тело. И я рад, что Вы рядом.
Спаси Бог.
Мир Вам, Вера! Спаси Бог за теплые слова. Дело в том, что я воспринимаю христианство, и как культуру в том числе. Здесь особенно резко проявляется разделительная линия между добром и злом. Особенно опасно, что зло в культуре часто "косит" под добро. Лицемерие и ложь здесь легко сбивают с пути или, того хуже, - настраивают слабых на неоправданный фанатизм и агрессию... Вы о такой культуре тоже писали.
Рисование - дело сложное... Говорить же о живописи и о христианстве легко, - многие годы паломничал по миру православному, по музеям и форумам. Люблю Византию и ее культуру... А пишу, как умею, как думаю.
Спаси Бог.
ВОЗМОЖНО, СЕГОДНЯ, НАКАНУНЕ САМОЙ ТАИНСТВЕННОЙ НОЧИ В ГОДУ, ЛУЧШЕ ВСЕГО ПОГРУЗИТЬСЯ В АБСТРАКТНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ БЫТИЯ - ПОТОМУ ЧТО НЕВОЗМОЖНО УМОМ ПОСТИГНУТЬ ВСЕ ВЕЛИЧИЕ ЭТОГО СОБЫТИЯ - РОЖДЕСТВЕНСКОЙ НОЧИ.
ИМЕННО В ИКОНЕ, КАК МНЕ КАЖЕТСЯ, ОТРАЖАЕТСЯ, КАК В ЗЕРКАЛЕ, ВСЯ ЭТА ГРАНДИОЗНОСТЬ НЕПОСТИЖИМОГО ДЕЙСТВИЯ ТВОРЦА - ЕГО ЗЕМНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ.
КОГДА ПОСЛЕ ПЕРВОЙ ЗВЕЗДЫ СЯДЕТЕ ЗА ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ, ПРОЧИТАЕТЕ МОЛИТВУ, ПОМЯНИТЕ, КТО ЗАХОЧЕТ, И МЕНЯ, ГРЕШНОГО Георгия.
Добра вам.
СПАСИ БОГ.
Трудно было выбирать. Здесь собраны иконы в разных техниках, разных школ и стран. И все они едины в одном - славят Рождество Господа нашего Иисусу Христа.
Мир Всем!
Случается, что безумный вихрь времени теряет скорость - и время течет, как в ветхие времена, спокойно и рассудительно. Для выходящего из затвора человека, - раскрывается мир нексколько иначе, чем для человека, живущего в постоянном суетном потоке жизни... Как хорошо видеть все детскими глазами... все удивительно, но хочется назад - в пустыньку, где можно спрашивать и просить Творца.
Интересно смотреть на Господа нашего Иисуса Христа - и видеть его совершенно юное, ангельское лицо ... без бороды...
В парижском дворце Пти Пале я наткнулся на совершенно незнакомые мне работы Тиссо, о котором говорил выше, в Гамбурге на литургии в храме прп. Иоанна Кронштадского интересно вели себя дети...
Джеймс Тиссот. Возвращение блудного сына.
Интересная трактовка художником притчи о блудном сыне - время не имеет значения, и это так.
На Святки, между Рождеством и Православным Новым Годом я попал в Париж. Бывал в этом городе очень часто и, как мне казалось, ничего общего у меня с ним не было... даже после странного случая в конце диспута с протестантами возле здания ЮНЕСКО. Несколько лет назад на Рождество я сильно отравился и пришел в себя только после литургии в храме св. Александра Невского... Ничего с нами не происходит, да, и не может произойти без воли Всевышнего. Получается, - что-то меня ведет на берега Сены, может быть, те святейшие реликвии, что хранит этот город, или дух первой православной эммиграции, знаменитой парижской православной школы ...
Кажется, что может найти православный человек на вечерних улицах Парижа кроме вульгарной рекламы самовлюбленности и эгоизма? Оказывается - везде жизнь! Впрочем, если пожелаете, смотрите сами.
Спаси тебя Бог, Георгий и дай Бог здравия Елене и тебе. Так вот он какой ночной Париж. Арабов не видно на фотографиях, или они уже спят или их просто там нет. Снега нет, зима вроде бы. Но если тебе нравится, то и Слава Богу.
Мир тебе, Андрей! Точно знаю, что везде православные люди живут, и в Париже тоже. Там у них нет нужды "косить под всех", скорее наоборот, лучше скрывать свою веру - но они не скрывают! В Париже - терновый венец Спасителя! Почему-то не у нас, а в Париже... Впрочем, город, как город, есть хорошее, есть плохое...
Будет время, выложу дневной Париж и музеи. Храмы православные - разговор особый. Они Благодатны!
Относительно Господа в ангельском обличье - без бороды - есть много икон. Тема - Еммануил... но и Вседержитель! А на Небе, тут вот какая мысль - для чего-то Творец дал Адаму бороду, и в предании - Иисус Христос - Новый Адам.
Спаси тебя Бог Георгий. Думаю, что правильно исповедующих Бога больше, чем мы думаем. Альпинизм это показывает. На горе нет не эллина не иудея. Там всяк стоит перед смертью и значит отдает отчет, что стоит перед Богом. Париж наверное не будет исключением.
Не помню, сколько раз в году выносят паломникам и горожанам Парижа терновый венец Господа, но это, естественно, великое событие для каждого человека.
Чтобы не говорили протестанты, прикосновение к ТАКОЙ СВЯТЫНЕ непостижимым образом влияет на судьбы многих людей. Не венцу ведь поклоняемся - а Господу нашему, Творцу и Создателю Иисусу Христу Сыну Божию.
Что ж, город, в котором хранится эта реликвия, - Париж,- как и все великие города живет своей жизнью, последние времена на всякий лик накладывает свой отпечаток - одни это замечают, другие - нет.
Но, Слава Богу, мы живы, и у каждого из нас есть время исправить свою жизнь искренним покаянием и добрыми делами.
Париж дневной.
всякое утро начинается с уборки
и с ремонтов и реставрации; эта в Лувре
Сена в январе с высокой водой
довольно хмуро, но... красиво
вокзал, ставший известным музеем - д Орсе, похож на большой корабль
люди зарабатывают себе на жизнь по разному.
возле Орсе
на улице январь - холодно...
военный патруль на улице - для Парижа дело привычное
можно и так... находиться во времени
возвращаемся к реке
на приколе
взлетная площадка
вода цвета холодного какао
сад Тюильри - во все времена года - место размышлений, прогулок и отдыха
имперская мощь наполеоновской Мадлен
людей с собаками много - в Париже проблема одиночества среди себе подобных, как и у нас...
только искренняя вера избавляет человека от этой страсти, выходит...
из окон Лувра видны небоскребы и прекрасные дворцы
чего унывать - вперед
люди и их творения
Парижская Пинакотека интересна своими неординарными всеобъемлющими выставками, снаружи же - ничего особенного
уличные кафе наполнятся к вечеру
Елисейские поля в январе...
Гран Пале...
раньше мы гордились своими зелеными насаждениями в городах, теперь...
Пти Пале - необыкновенно красив. если Гран Пале - скорее ипподром и знаменитая толкучка актуального искусства fiac, то Пти Пале - торжественное собрание аристократов...
внутрь музея Пти Пале мы, если Бог даст, еще зайдем, теперь же полюбуемся внутренним открытым двориком
красиво... вспоминаю слова Федора Достоевского - красота спасет мир. возможно, в наше время правители так упирают и приучают людей к контенпаральному искусству, что это уродство - дорога в... ад
Уход художников от духоносных икон в мирскую живопись , графику и скульптуру начался давно... Я не говорю о каменных, глиняних, золотых фигурах и фигурках разномастных божков - в основном женских. Каменный и бронзовый век - время почти полной потери монотеизма, возвращение людей к допотопной жизни, но... Бог не оставил неверных рабов! И все началось снова.
Авраам вышел из шумерского Ура, оставив отца Фарру, вышел с женой-сестрой Саррой, которая все еще прятала от него фигурки семейных божков... Нелегко им было...
Для чего я это пишу? Православную икону протестанты и прочие иконоборцы норовят поставить в один ряд с теми божками-идолами, которые прятала от мужа Сарра. На первый взгляд, здравого смысла здесь маловато. Изображение Христа и женская фигурка с гиперболизированной женственностью, но им так не кажется.
По преданию икона пошла от апостола и евангелиста Луки, он перевый написал лик Богородицы.
Обретя титул государственной религии, христианство могло свободно развиваться - начался процесс борьбы с внутренними ересями.
Византийская икона - чудо, перекочевавшее во многие страны и, приобретшее там свои национальные черты.
Два параллельных мира - Рим и Эллада... римляне оказались хорошими учениками в древнем мире, но и в средние века они взяли у византийцев лучшее и трансформировали мозаику, фреску и икону в... сегодняшнее искусство!
Вот такой процесс обмирвщления святыни.
Но Симоне Мартини еще оставался итальянским, или правильнее, сиенским... византийцем. Я его очень люблю. Особенно его "Благовещение"
Симоне Мартини (1284-1344)
Блистательную страницу художественного наследия треченто представляет живописная школа «нежной Сиены», которую иногда величают «обольстительнейшей королевой среди итальянских городов». Развитие живописи шло здесь по иному пути, нежели во Флоренции. Реформа Джотто была воспринята сиенскими мастерами только частично; гораздо больше значили для них традиции Дуччо и художников, работавших на рубеже 13 —14 веков в Ассизи. Сиенской живописи с ее лиризмом и тяготением к изысканной условности в гораздо большей мере, чем флорентийской, оказались близки также традиции готики. И в то же время некоторые новые для 14 века тенденции воплощаются в творчестве сиенских мастеров более смело и ярко.
О сиенской живописи той поры, более консервативной, но и более лирической, чем флорентийская, мы можем судить по прекрасному ее образцу — «Мадонне» Симоне Мартини (Эрмитаж). Здесь уже нет мощи и эпической монументальности Джотто, но трудно оторваться от блестящих золотом и синевой радужных композиций, тонко очерченных небольших грациозных фигур.
Не материальной крепостью формы, не раскрепощением движения, а прелестью цвета и певучестью линий пленяют нас иконы сиенских мастеров. И великая византийская традиция, и «куртуазный» международный стиль, и позднеготическая французская миниатюра, и даже персидская миниатюра нашли в них свое отражение. И однако, законное место этих икон — в искусстве Предвозрождения.
Своеобразие и обаяние сиенской школы особенно полно выразились в творчестве Симоне Мартини (упомин. с 1315, ум. в 1344г.), самого выдающегося из живописцев 14 века. Искусство Симоне Мартини особенно далеко от флорентийского варианта треченто. Ему присуща тончайшая духовность, нередко столь возвышенно-отрешенная, что она как бы очищена от конкретных человеческих эмоций. Так, в сияющем золотом и драгоценными вишневыми, темно-зелеными, блекло-красными тонами алтаре Людовика Тулузского (Неаполь, Национальные музеи Каподимонте, 1317) фигура молодого кардинала с кротким, поистине ангельским лицом предстает как некий отвлеченный и, как ни парадоксально это словосочетание, светски-рафинированный символ святости.
В степень высочайшей духовности возведено у Симоне Мартини и поэтическое движение чувств. Таково прославленное «Благовещение» (1333, Флоренция, Уффици): являющиеся на фоне мерцания золота фигуры Марии и ангела наделены и отвлеченной красотой причудливого знака и стремительным порывом чувств, пронизывающим изощренную каллиграфию линий, легких и сильных, летящих и чеканно застывших, полных живого трепета и свивающихся в орнаментальные виньетки. В работах Мартини отточенно-элегантная линия, несущая в себе отвлеченную красоту узора и след живого, легкого движения руки мастера, играет исключительно важную роль. В то же время его привлекает сияние золота, горение эмалево-густых красок. Все это сближает станковые работы Мартини с произведениями западноевропейской готики. Больше того, Мартини, проведший последние годы жизни при папском дворе в Авиньоне, оказал несомненное влияние на формирование самого рафинированного варианта готической живописи 14 века. И в то же время его искусство не только принадлежит Италии, но и воплощает устремления, связанные с формированием элементов предренессансного и репессансного художественного мышления.
Уже первая его работа — грандиозная фреска «Маэста» (1315; 7,63Х Х9,7 м), занимающая целую стену главного зала сиенского Палаццо Пубблико, лишена иконности Дуччо, хотя и написана всего через несколько лет после одноименной композиции последнего. Сцена триумфа богоматери предстает в ней и как небесное видение, сияющее на темно-синем фоне золотом и легчайшими оттенками голубого, розового, золотистого, и как торжественная церемония, а все изображение, окаймленное широким декоративным бордюром, уподобляется драгоценному ковру. Облаченная в парчу, увенчанная короной, величавая и женственная мадонна Мартини далека от византийских прототипов; она предстает в облике царицы, а в ее свите появляются как бы сошедшие со страниц куртуазных романов белолицые и розовощекие молодые женщины и юноши с томным, нежно-задумчивым взглядом узких глаз.
Время как-то незаметно заносит песком, проворно бегущих дней, потрясающую культуру величайшей православной державы - Византии.
Вся история человечества построена западными хронистами так, что как бы и не было этих 1100 лет кровавой борьбы, трагедий, побед - и поражения уже окончательного - могучего и, одновременно, больного государства...
Вчера был день Марка Эфесского - архиепископа, единственного, не принявшего унию из всего высшего духовенства Византии... Правда была на его стороне... Может быть это именно та болезнь, которая убила государство василевсов?
Нельзя представить себе объем культурного наследия Византии. И где все это сейчас? Венеция, Равенна, Киев... остальное растеклось по Европе после взятия крестоносцами Константинополя. Осколки былого величия я разыскиваю давно... Они, оказывается, существуют в каждом европейском городе и... у нас - в Киеве компактно, в остальных городах Руси - фрагментарно. И, Слава Богу, князья Киевской Руси преобретали и прививали православную культуру Византии в славянской среде, и в среде вассальных племен...
На этот раз я снимал в Лувре. Франкам досталась огромная доля добычи - святыни, золото, реликвии, книги... Надо отдать им должное, многое они переплавили и пустили в обиход, но святыни сберегли.
В тихих залах не так много экспонатов, но качество их высокое...
прекрасные лики
это лицо мне особенно понравилось, всмотритесь... напоминает частично сохраненные мозаики взорванного Златоверхого Михайловского монастыря в Киеве.
рушили православие с корней и у нас...
кресты нательные
удивительной красоты икона "Преображение" - греки были великими мастерами мелкой и крупномасштабной мозаики, похожую по стилю икону я видел в Берлинском музее...
св. Георгий Победоносец
крест настольный
короли в те времена умели сидеть в седле и... владели прекрасно оружием
Мир вам!
Зима уходит, а мы... остаемся. На время, но, Слава Богу, дождались весенней капели, а там цветение, тепло, лето, одним словом. И всеже грустно - уходит еще одна зима, еще одна масленица на календаре...
Что ищет человек на земле, взлетая на воздух, погружаясь в глубины океана, карабкаясь на скалы... оглядись - вот оно, искомое, - в тебе и от тебя - в Мир.
В следующем году все это будет другим...
И солнце сквозь ветви будет светить по-другому. Что-то выростет, что-то исчезнет...
И этот лаврский спуск изменится - другие облака, другие люди... но дух, царящий в этих стенах - Свят всегда!
Подворье древнейшего собора в восточной Европе в снегу...
Мороз - залог чистого воздуха и снега...
Когда молчат колокола, говорят помыслы...
Зимнее одиночество...
Свет миру... он вечен, - изначально был и пребудет во веки...
Вспомнилась Земля Обетованная. Зимой. Совсем мирная. Кругом святыни. Люди, камни, солнце...
... и Назореем наречется.
Пальмы Назарета.
Свет в храме.
Жилище Иосифа и Марии...
Улочка в Назарете.
Магдала. Родник, у которого Господь исцелил Марию...
Эти камни помнят... тепло стоп Христа. Сюдой его вели после ареста в Гефсимании к Анне.
Да, неказистое строение... храм Георгия Победоносца В Лоде(Лидде). Здесь, в крипте, покоятся в прекрасной мраморной раке мощи великого мученика, Здесь я стоял литургию. Точно также служат в Антиохийской ЦЕРКВИ - В СИРИИ.
ГОСПОДИ, ВЛАДЫКО НАШ! СОХРАНИ ПОД КРЫЛОМ ТВОИМ БРАТЬЕВ НАШИХ - ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН СИРИИ. УКРОЙ ИХ ОТ ЛИХОГО ОКА УБИЙЦ, СОХРАНИ ЦЕРКОВЬ АНТИОХИЙСКУЮ В ЦЕЛОСТИ. УКРЕПИ ДУХОВНО ВСЯКОГО ВЕРНОГО, ПОСЕЙ В ДУШАХ ИХ СЕМЕНА НАДЕЖДЫ СБЫВАЮЩЕЙСЯ. ДА СЛУЖАТ ТЕБЕ ВОВЕК! НО, ВПРОЧЕМ, ДА БУДЕТ НА ВСЕ ТВОЯ СВЯТАЯ ВОЛЯ. АМИНЬ!
Великий Пост рождает непростые размышления, невидимо сканирует содеянное - получается в итоге как бы препарация собственной души. Какие мы на самом деле, - без иллюзий придуманных побед, отраженных в кривых зеркалах гордыни. Какой багаж несем в своем сердце? На что способны?
Случись нам сесть в "вагон", что именно сегодня скажем в свою защиту? Сколько весят наши добрые дела и сколько - грехи. Что перевесит?
Страшный Суд, Сербия.
Праведники святые. Сирия.
Страшный Суд. Фрагмент.
Страшный Суд. Фрагмент.
Поразмысли, душа моя, над кривыми дорожками во тьме, что влекут тебя в погибель. И о столбовой дороге во мрак подумай. Уходи в тесноту светлого пути, - сначала невыносимо тяжелого, - и такого легкого в конце.
Юрий Нагулко. "Весь мир." Музей Пересопницкого Евангелия.
Мир Вам!
Каждый раз после долгих раздумий история возвращается в этот древний город.
Иерусалим! На самом деле все дороги ведут не в Рим, а к тебе - на Всемирное пепелице Ветхого мира. Нового ты не принял. По гордыне. Ты думал, что мировое первенство - в блеске драгоценных каменьев, в золоте и славе... Да, плотник в простом хитоне оказался не твоим царем - ты разумел царя иначе - в дворце среди вельмож. И ты ошибся. Настоящий Царь - назорей в простом хитоне, который был и есть Царем всего мира, тобой отвергнут.
Ты все еще жив, конечно, но в тебе нет уже прошлого величия - Храм разрушен. Ты сделал это своими руками. По безумию и гордыне. Грустно, Великий Город.
Твое нутро все еще источает тепло и ждет... Последнего дня. Как много ты видел, и как мало приобрел мудрости. Что помешало тебе сделаться креугольным камнем мира?
Юрий Нагулко. "Тени Иерусалима."
Тени прошлого и тень настоящего, кажется, ты смирился, или, нет, - затаился в ожидании "своего" мессии. Ты прозевал, лампа твоя потухла раньше срока, а "масла" ты не накопил. Конечно, Мессия придет - но это будет Его Второе пришествие... и Он уже не будет твоим Царем - будет конец этого мира, а, значит, и твой конец. И всеже, почему-то история продолжает петлять твоими кривыми улочками... Как долго все это будет продолжаться? Как долго...
Мир Вам! Пришла весна, как-то тихо и незаметно, все еще идет снег... Православный мир погрузился в размышления и покаяние - Великий Пост. Хорошо, если духовным трудами сподобишься обрести мир в сердце, - тогда там поселится любовь. Что может быть выше этого? В любви наше общение со Творцом...
Все еще идет снег... и солнце, уже весенние, греет лицо... капель, лужи на дорогах, птичья радость. Весна.
Юрий Нагулко. Копна.
Пока все еще так... Но совсем скоро - завтра...
Юрий Нагулко. Весенний разлив.
Юрий Нагулко. Большая вода.
Юрий Нагулко. Снег сошел.
Юрий Нагулко. Дыхание весны.
Юрий Нагулко. Серебрянная весна.
Юрий Нагулко. Красная весна.
Хорошего всем настроения, любви, душевного покоя. Благодати Божьей.