Организаторы Критского Собора хотели бы быть "Вселенскими", но на деле остаются "Стамбульскими"
автор Михаил Тюренков
Слышен ли в последние недели в стенах константинопольской Святой Софии протяжный глас муэдзина, созывающего именующих себя "правоверными" на традиционную пятничную молитву? Не знаю. Знаю лишь, что в наших широтах вместо специально обученного служителя с минаретов льются возгласы электронные. Думается, в стремящейся в Евросоюз Турции этим техническими новшествами обучены не в меньшей степени.
Но вопрос не в этом. Конечно, братья и сестры-мусульмане имеют полное право собираться на пятничный и не только пятничный намаз. И в святом граде, прозванном "Стамбулом", для того мест немало. Вопрос даже не в самом факте вызова, каковым несомненно является возвращение одному из главных символов Православия – цареградскому Собору Святой Софии, Премудрости Божией – функции мечети "Айясофйя". Несмотря на многолетний культурно-музейный статус оного, закреплённый включением в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Вопрос в том, смогут ли сегодняшние наследники последних христианских служителей Святой Софии (хотелось бы сказать "православных", но не стоит забывать, что в 1453 году Константинопольская Церковь была униатской, греко-католической) ответить на этот вызов? Корреспондент +Царьграда+, находящийся в эти дни на Крите, где 10 Поместных Православных Церквей (представляющих лишь около 15% православной паствы мира) собрались на Собор, именуемый ими "Святым и Великим", публично задал вопрос его организаторам:
"Обратится ли Собор к властям Турции в связи с началом совершения исламских обрядов в великой святыне христианского мира – храме Святой Софии, а также в связи с тем, что знаменитая школа на острове Халки все еще остается закрытой, несмотря на многие просьбы вновь открыть ее и многолетнее ожидание добрых перемен?"
Вторая часть вопроса связана с другим вызовом: противозаконным закрытием ещё в 1971 году турецкими властями знаменитой Халкинской богословской школы – единственной на территории Турции семинарии Константинопольского Патриархата (к слову, Патриарх Варфоломей в 1961-м окончил именно её).
Казалось бы, чей глас, как не Критского Собора, до сих пор пытающегося претендовать на "Всеправославный" статус, был бы услышан не только в Турции, но по всей ойкумене. И быть может, даже "наши западные партнёры", курирующие турецкую политическую элиту, не могли бы к нему не прислушаться. Но вслушаемся в ответ +Царьграду+ одного из организаторов и официальных спикеров Собора архидиакона Иоанна Хрисавгиса:
"На самом деле, я не знаю ответа на этот вопрос. Собор еще не закончился. И подобное заявление может быть сделано. Я не знаю, стоял ли этот вопрос в повестке дня. Я не знаю, стояли ли в повестке дня индивидуальные вопросы каждой конкретной Поместной Церкви в отличие от более общих вопросов.
Но я точно знаю, что одним из положительных результатов работы этого Собора является то, что индивидуальные вопросы каждой конкретной Поместной Церкви доводятся до сведения всех других Церквей. И я знаю, что Вселенский Патриарх делал некоторые заявления по этому вопросу из Стамбула, что он встречался с людьми, принимающими решения, и я думаю, что во время бесед с Предстоятелями и иерархами других Церквей это – одна из тем, о которой он говорит. И возможно, мы получим поддержку с их стороны даже после завершения Собора".
Переводя с языка церковно-дипломатического: "Вы нам наступили на больную мозоль, и конечно же, нам хотелось бы поставить этот вопрос; однако, как говорится: хочется, но колется!" А если уж совсем открыто, то: "Константинопольский Патриарх Варфоломей не готов рисковать тем, что имеет". А имеет он, напомню, очень скромный статус Предстоятеля одной из самых малочисленных Православных Церквей, чья резиденция милостью турецких властей находится в одном из стамбульских кварталов (Фанар).
А теперь "внимание: вопрос!" Только уже не организаторам Критского Собора, они явно ничего не решают. А всем православным христианам, и в первую очередь реальным наследникам Церкви града равноапостольного Царя Константина и его Империи. Церкви Третьего Рима:
"Может, нам все-таки стоит созвать вслед Критского Собора православного меньшинства Собор православного большинства? И поставить на нем реально важные и наболевшие проблемы, стоящие сегодня перед всей христианской ойкуменой?"
«Он мудрый человек и один из тех, кто способен сформулировать видение будущего Украины, направление реформ и того, как необходимо менять систему государства», – сказал Пайетт в интервью.
Нельзя не согласится с послом США в том, что Шевчук внес огромный вклад в изменение государственной системы Украины. Святослав Шевчук сделал очень многое для победы евромайдана и последующей легитимизации и укреплении режима Вальцмана-Гройсмана.
Действующий глава американской дипломатической миссии в Киеве Пайетт был назначен послом в августе 2013 года. Он является своего рода специалистом по государственным переворотам и «переформатированию» православных государств в русле колониальной зависимости от США. Вскоре Пайетт покинет Украину, где он был одним из главных организаторов евромайдана, и начнет работу в должности посла США в православной Греции (см. Все, что ни делает Господь, – к лучшему. О закономерном приходе к власти в Греции атеистов), в которой ширятся антиамериканские настроения...