Духовные силы – ум, воля, сила (исхис)

12
17 марта 2016 в 01:06 17795 просмотров 20 комментариев
Духовные силы – ум, воля, сила (исхис)

Сила духа

Происхождение слова «человек»

Можно выделить несколько версий происхождение слова «человек», одна из версий - Происходит от старословянского (православного) целовече, и состоит из двух слов, цело-целое, вече-сбор, то есть слово человек обозначает собранное в целое, в единое. То есть человек это есть живое существо объединяющее в себе одновременно Тело, Душу, Дух.

Позов А. Основы древнецерковной антропологии

…Духовная способность силы лежит в основе всякого ре-лигиозного усилия, и аскетического в особенности: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). «Ищите… стучите… просите» —говорит Иисус.

В основе всех этих усилий лежит сила исхис. Наблюдение и опыт показывают, что действие во всех его трех частях все более эксотеризирустся. Действие — путь от внутреннего человека к внешнему, как бы выход Я из скрытых глубин к периферии. Если деятельность ума и воли протекают на планах духовном и душевном, то деятельность силы, будучи по природе духовной, проявляется в телесных формах. Особенность каждой из духовных сил в том, что ум есть дух в духе, душе и теле; воля есть дух в душе и теле, а сила есть дух в теле. Отсюда — другая особенность духовных сил. Каждая из них сама по себе сознательна, по интеллигибельной природе самого духа, но проявления их в человеке различны по степени сознаваемости их для Я. Ум сознателен, потому что функция его протекает в духе; воля менее сознательна, она подсознательна, так как функция ее протекает в душе, в значительной степени утратившей свою интеллигибельную природу. Сила из всех трех духовных функций наименее сознательна, почти бессознательна, так как протекает в материальном теле, ставшем к тому же из духовного тела душевным и плотским. Разница в степени сознательности отдельных сил духа не в них самих, но в той среде, в которой каждая из них действует. Будучи самой эксотерической по своей функции, сила оказывается в то же время самой интимной и скрытой в животном теле, так как функция ее, тесно связанная с телом, протекает бессознательно для нашего Я. Это звучит парадоксально, но это — факт. Интимность и латентность силы и является причиною того, что сила, как духовная способность, мало известна и наименее изучена, в то время как способность ума-духа, как наиболее сознательная, более доступна и понятна….

ДУХ И ТЕЛО

Об отношении духа к телу говорится в книге афонского братства: «Душа человеческая» :
«Дух является самостоятельной причиной своеобразных деятельностей в мире, тело же является постоянным условием его деятельности; оно — не носитель духа и не форма его существования, она именно только данное условие его деятельности. Поскольку это условие дано, как постояное и необходимое, дух находится конечно в зависимости от него. Но как деятельная причина, дух может действовать и на самые условия своей жизни, необходимо приспособляет это условие к цели развития своей жизни в мире»…

Комментарии участника: Борис Дубов (5)

Всего: 5 комментариеввсе комментарии ( 20 )
#2 | Борис Дубов | 17.03.2016 14:00
  
1
Интеллиги́бельность (от лат. intelligibilis — понятный, чёткий, постижимый умом) — философский термин, обозначающий познание, а более точно, постижение, доступное исключительно уму или интеллектуальной интуиции. Понятие интеллигибельность в некоторых системах идеалистической философии обозначает сверхприродные, сверхчувственные предметы, сущности.
#3 | Борис Дубов | 17.03.2016 14:40
  
0
Все три способности духа: ум, воля и сила самобытны, не выводимы друг из друга и не сводимы друг к другу. Они связаны друг с другом не только по своему интеллигибельному родству, не только по своему пребыванию в голове и сердце, но и по своему участию в каждом действии, в медитативном созерцании и деятельности, в теории и практике. Исходя из сердца для своей деятельности в теле, имея каждая свою функцию и свое поле деятельности, связанные каждая с определенным центром в теле, духовные силы должны возвращаться в сердце, как в центр человеческого существа. Синергия духовных сил в сердце составляет всю сущность и весь секрет древнецерковной умной аскезы. Отсутствие синергии в духе во внешней и внутренней деятельности, смешение духовных сил с душевными и поглощение одних сил другими есть признак дезинтеграции духа и всей тримерии, различных проявлений ...
В современной психологии не прекращаются попытки к упрощению души и духа сведением одних сил к другим, например, сведение воли к ощущениям и представлениям, сведение интеллекта к воле, и наоборот: воли —к чувству и т.д. Современной психологии не хватает идеи триадичности духа и души.

Интеллект стал синонимом духа, единственным представителем духа. Это упрощение, это обеднение духа, этот монизм в духе не замедлил сказаться на всем характере современной культуры и есть отрыв от христианской почвы, отрыв от древнецерковных традиций.
В интеллектуализме теоретическом и практическом нет подлинной духовности, и интеллектуализм на душевно-психическом плане в виде рационализма, как продукта автономного головного ума, ума, оторвавшегося от сердца и остального духа, стал настоящим проклятием человеческой культуры, как на Западе, так и на Востоке. Подлинная духовность — в тотальном триадизированном духе.
Позов А. Основы древнецерковной антропологии
#5 | Борис Дубов | 17.03.2016 14:59 | ответ на: #4 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
православный грек, доктор, из России в конце жизни (около 90 лет), обобщая свои опыт как духовный так и профессиональный написал труд, таким языком каким ему было удобно.
#7 | Борис Дубов | 17.03.2016 16:03
  
0
сайт Русского Экономического Общества Катасонова, раздел библиотека.
#14 | Борис Дубов | 17.03.2016 23:30
  
0
духовный ум человека связан с сердцем, а душевный ум (разум) связан с мозгом. в повседневности человек живет разумом в рассоединении со своим духовным умом, исихазм практика соединения разума с умом и восприятия Духа Святаго в сердце человеческом.
современная повседневность вся направлена на рассоединение ума и разума, духовного ума и душевного ума, вот в таком разобранном состоянии и живет современный человек, как лебедь рак и щука в известной басне не могут доставить груз в назначенное место так и современный человек не являясь в своей сути единым не может достигнуть своей цели жизни, не сиюминутных целей а цели своего бытия.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites