Преставление свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894).

свт. Феофан Затворник

Преставление свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894).

Вторник, 6 января (ст.ст.) 19 января 2016 (нов. ст.)

В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января (или 8) января 1815 года в семье священнослужителя. Получил образование в Ливенском духовном училище, в 1829 году отправлен в Орловскую Духовную Семинарию, а затем в Киевскую Духовную Академию. Там он и был пострижен в монахи 15 февраля 1841 года. Спустя полтора месяца был поставлен во диакона, а 7 апреля во пресвитера.

В конце следующего года направлен на должность инспектора Новгородской Семинарии, в 1845 году стал помощником инспектора Санкт-Петербургской Духовной Академии, но в следующем году подал прошение об отставке.

В 1847 году назначен членом русской духовной миссии в Иерусалиме, где пребывал до начала Крымской войны. Вернувшись на родину, преподавал в Санкт-Петербургской Академии. 15 сентября 1855 года стал ректором Олонецкой Семинарии, но меньше чем через год стал настоятелем посольской церкви в Константинополе.

13 июня 1857 года становится ректором Санкт-Петербургской Академии, а еще через три года поставлен во епископы. Был правящим архиереем Тамбова и Владимира, но в 1866 году подал прошение об уходе на покой в Вышенскую пустынь, где ушел в затвор через шесть лет. Там он вел обширную переписку, отвечая всем ищущим от него совета и утешения, до своей смерти в 1894 году.

Тропарь святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, / писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси / и всем верным путь ко спасению указал еси, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 4

Богоявлению тезоименитый, / святителю Феофане, / ученьми Твоими многи люди просветил еси, / со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, // моли непрестанно о всех нас.

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
  
#1 | Андрей Бузик »» | 20.01.2016 07:47
  
3
БОГОМ ЯВЛЕННЫЙ – ФЕОФАН. ВОСХОЖДЕНИЕ К БОГУ
В жизни нет ничего случайного. В этом может убедиться каждый, кто рассмотрит внимательно свою жизнь. Не было ничего случайного и в жизни Святителя Феофана Затворника, память которого мы празднуем вместе с великим Двунадесятым праздником Богоявления.
Имя Феофан, которое было дано Георгию Говорову при пострижении в монахи, означало — Богом явленный. И не случайно упокоился великий святой близкого к нашему времени — 19 января 1894 года. В праздник Богоявления.

Труды Святителя Феофана превосходят наши представления о человеческом разуме. Мы можем оценить их только, как Богом данные. В своей центральной по значимости книге «Путь ко спасению», в конце Феофан Затворник раскрывает важнейшие основы восхождения человека к Богу.

Восхождение ума к Богу, или тяготение к Нему, — говорит он, — образуется по мере укрепления внутренних дел – очищения сердца. Восхождение зарождается в этих делах как семя, и зреет на них, как на почве. Храня поэтому внутреннее делание, для того чтобы возбудить скорее тяготение к Богу, нужно еще:

1. Привыкать умом хождению пред Богом. Пусть человек старается непрестанно видеть Бога, как бы рядом. И восходить до чувства, что сам он есть видимый Богом. Навык в этом есть дверь к Богу. Раскрытие неба уму.

2. Все творить во славу Божию и ни в чем — ни внешне, ни внутренне — не иметь в виду ничего, кроме этой славы. Слава Божия должна быть мерой начинаний и налагать на них печать свою.

3. Все делать по сознанию на то воли Божией. Ходить в этой воле и ей во всем повиноваться. И всей душой покоряться. Действие по воле Божией охватывает все бывающее от человека. А покорность воле Божией охватывает все бывающее с человеком.
Что ни делаешь, старайся увидеть, что Бог хочет от тебя этого дела. Что ни встретится с тобой, прими это, как от руки Господней. Люди, вещи, случаи, радость, горе — все принимай с радостью. Всему покоряйся охотно. С миром, наслаждением, несмотря на противность.

Этими духовными делами все больше и большее ум будет прозревать к Богу. И утверждаться в богозрении. Навыкнет человек стоять умом в зрении Бога с Его бесконечными совершенствами.
В келье Феофана

Это зрение дается большею частью во время молитвенного Богу предстояния. И зреет посредством того же молитвенного предстояния Богу. Оно есть начало восхождения к живому богообщению.

Одновременно с богозрением является и совершенствуется благоговейное Богу поклонение духом. Когда дух человека, в болезненном взывании к Богу, падает пред Ним в самоуничижении, как тварь. Не с болезненным, однако же, чувством, что он попираемый и отвергаемый. А с сознанием того, что он — приемлемый, милуемый и ущедряемый.

Вследствие этого будут появляться неудержимые влечения внутрь себя и к Богу восхищение.

Стремление к Богу — цель. Но сначала оно — лишь в намерении, искомое. Должно сделать стремление действительным, живым. Как естественное тяготение, сладостное, охотное, неудержимое.

Только такого рода тяготение и показывает, что мы — в своем чине. Что Бог восприемлет нас. Что мы идем к Нему.

Когда железо тянется к магниту, это значит, что прикасается к нему сила магнитная. То же и в духовном отношении. Тогда только и видно, что Бог касается нас, когда есть это живое стремление. Когда дух, минуя все, устремляется к Богу, восхищается.

Сначала не бывает этого — человек ревнующий весь обращен на себя. Хоть и для Бога. Но это воззрение на Бога есть только мысленное.

Еще Господь не дает вкусить Себя. Да и человек неспособен, потому что нечист. Он служит Богу, так сказать, безвкусно.
Потом, по мере очищения и исправления сердца, начинает ощущать сладость в богоугодной жизни. С любовию и охотою ходить в ней. Она становится его услаждающей стихией.

Душа начинает отрываться от всего, как от холода, и тяготеет к Богу, согревающему ее. Полагаются начала такого тяготения в духе, ревнующем Божественною благодатию. Теми же благодатными влияниями и руководством и зреет тяготение к Богу. Происходит оно среди указанного порядка, которым питается даже без ведома самого действия.
Знамение такого рождения: охотное, тихое, ненапряженное пребывание пред Богом, сопровождаемое чувством благоговения, страха, радости и т.п. Прежде внутрь себя втеснял себя дух. А теперь сам устанавливается и стоит неисходно.

Человеческому духу радостно быть внутри одному с Богом. В удалении от других и без внимания ко всему внешнему.

Он обретает внутри себя Царство Божие, которое есть мир и радость о Духе Святом (Рим. 14.17).

Такое погружение внутрь, или погружение в Бога, называется умным безмолвием или восхищением к Богу. Бывает оно преходящим, но должно сделать его постоянным. Потому что в этом — цель.
Бог в нас, когда дух наш в Боге истинно. Ибо это не мысленное общение, а живое, безмолвное, отчужденное от всего погружение в Бога.

Как луч солнца уносит каплю росы, так и Господь восхищает дух, прикасаясь к нему. Взял меня дух, — говорит пророк (Иез. 3.12).

Многие из святых бывали постоянно в восхищении к Богу. А на иных дух нападал временно, но часто. Так и начинается, и зреет, и совершенствуется такое тяготение, или вступление в Бога — Божественной благодатью в том, кто ищет Бога искренно, добросовестно, усердно.

Существенное условие для этого очищение сердца для принятия влекущего Бога: чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5.8). Поэтому все ранее указанные в книге подвиги, упражнения и дела есть необходимое, неминуемое к тому приготовление.

Только все они должны быть проходимы должным образом. И именно с направлением к этому. Главное здесь — хранение сердца: хранилище ревнующего духа – внутри. Условие действительности подвигов, упражнений и дел, когда они идут изнутри. Успехи борения только изнутри. Лучший способ образования тяготения к Богу — внутренний.

Следовательно, внутреннее делание есть центральный источник духовной, истинно христианской жизни.

Поэтому у святых отцов внутреннее делание одно и поставляется единственным путем к совершенству. Трезвитесь и бодрствуйте, бдите и молитесь, — говорит Господь (1Пет. 5.8; Мк. 14.38).

Трезвение, или хранение сердца, — главный подвиг. У святых отцов сюда и направлено все: все — в сердце. Ибо что в нем, то и на деле.

Решительный же шаг в восхождении к Богу, самое преддверие богообщения — совершенное предание Ему себя. После которого Он уже есть действующий, а не человек.

В чем вся сила, или чего мы ищем? Богообщения! Того, чтобы Бог вселился в нас и начал ходить в нас, облекся как бы в наш дух, правил и его разумом, и волей, и чувством. Чтобы и все что хотим, и все что делаем — в нас — было Его делом.

Чтобы Он был действующий все во всем, а мы сделались бы орудиями Его. Или делаемыми от Него. И в помышлениях, и желаниях, и чувствах, и словах, и делах. Этого ищет Господь, Владыка всяческих. Ибо Он один все в тварях делает через них же. Того же должен искать и понявший себя дух.

Условие к такому боговселению в нас и воцарению, или принятию вседействия, есть отречение от своей свободы.

Свободная тварь, по своему сознанию и определению, действует сама от себя. Но этому не должно быть так.
В Царстве Божием не должен быть кто-то действующий сам, но чтобы во всем действовал Бог. А этого не будет, пока свобода сама стоит. Она отрицает и отвергает силу Божию. И тогда только прекратится это упрямство против силы Божией, когда падет пред Ним наша свобода, или самостоятельная и самоличная деятельность. Когда в человеке произносится решительное прошение:

- Ты, Господи, твори во мне, что хочешь, а я и слеп, и слаб. В этот-то момент вступает сила Божия в дух человека и начинает вседействие свое. Итак, условие боговселения в нас есть решительное предание Ему себя.

http://elohov.ru/bogom-yavlennyj-feofan-vosxozhdenie-k-bogu/
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU