|
Геронда Харалампий Дионисиатский. |
Вопрос к старцу Харалампию, ученику старца Иосифа Исихаста, и игумену монастыря Дионисиат на Афоне.
Уважаемый Геронда, как разобраться, какой помысел от Бога, а какой от врага?
- Без непрестанной молитвы будешь биться в помыслах, как рыба на горячем песке! Поэтому стяжание такой молитвы есть основная цель монашеской жизни. Но вообще не принимать никаких помыслов - это великая тайна, которую мало кто уразумевает.
- А что такое помыслы, отче?
- Помыслы - это бесы, демоническая энергия. Их логикой победить невозможно, поэтому никогда не вступай с ними в собеседование и не поддавайся их внушению, которым они увлекают душу в самые бездны ада. Возражая им, ты лишь на время заставишь их умолкнуть, а затем они нападут на тебя с новой силой, пока не увлекут на грех, сначала мысленный, а потом и телесный.
От того, кто носит в себе дурные помыслы, ангелы отбегают, как от ведра с помоями.
- А если противоречить им цитатами из Евангелия?
Старец слегка улыбнулся:
- Это не наша мера, а мера великих подвижников. Никогда не вступай в беседы с помыслами, как я сказал! Всякий помысел, приносящий в душу сомнения, - от лукавого. В Божественной благодати нет никаких сомнений - в чем ей сомневаться? Она видит все, как есть. Старайся стяжать благодать - и тогда освободишься от рабства помыслов. Царство Небесное силою берется... (Мф. 11:12)
- А как же стяжать благодать, отец Харалампий?
- Основа основ молитвенной жизни - целомудрие, что означает целый здоровый ум, отринувший всякую связь с земными вожделениями. Только такой ум способен к духовной практике и стяжанию благодати. Духовная практика - это счастье! Поэтому практикующий всегда счастлив. Если нет духовной практики - откуда возьмется счастье? Без молитвенного делания нет и духовного рассуждения. "Чистый ум право смотрит на вещи", - говорит преподобный Максим Исповедник.
Отрывок из книги "Птицы небесные или через молитву к священном безмолвию" монаха Симеона Афонского.