Святки

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова обыкновенно называются святками, т. е. святыми днями.

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова обыкновенно называются святками, т. е. святыми днями, потому что эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления, празднование которых, вероятно, было короче, когда праздники Рождества Христова и Богоявления были соединены в один день.

По разделении их празднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря/7 января до 6/19 января, и составляющие как бы один день праздника. Эти дни называются и св. вечерами, потому что христиане по древнему обычаю свои дневные занятия прекращают вечером, может быть в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.

Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Некоторое указание на священие этих дней можно находить в 13 беседах св. Ефрема Сириянина, произнесенных им в 13 дней – от 25 декабря/7 января до 6/19 января; в словах св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского.

Св. Амвросий говорит: «Господь рождением Своим на земле принес свет и людям и дням».

Св. Григорий Нисский в слове на день Р. X. размышляет: «ныне мрак начинает умаляться и свет увеличиваясь более и более, сокращает пределы ночи. Гибельная ночь греха, возросшая до последней крайности и беззакониями всякого рода доведенная до крайней степени нечестия, ныне перестает умаляться и редеть».

Из этих слов можно заключить, что дни после праздника Рождества Христова особенно знаменательны для христианина: при явлении Солнца правды они должны вести нас к свету, освящению и достижению полноты благодатного озарения во Иисусе Христе.
Древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается церковным уставом преподобного Саввы Освященного, умершего в 530 году, изложенными по древнему чиноположению, по которому в дни святок «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях», и возбранено совершать священнодействие брака.

Подтверждается также кодексом Юстиниана, изданным в 535 году. По сказанию Кедрина Юстиниан 12 дней святок проводил с особенным благоговением к Богу и разделял щедрую милостыню бедным, как бы в знамение увеличения света духовного, именем которого называются добрые дела (Матф. V, 16).

Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.

Между тем святость этих дней и вечеров, которые по имени и цели их надлежит нам наиболее святить Богослужением общественным и частным, во многих местах, к сожалению, особенно нарушается соблазнительными и суеверными гаданиями и иными обычаями языческих празднеств, отправлявшихся некогда около 25 декабря/7 января и нового года.

В правилах шестого Вселенского Собора говорится:

«прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, кои производят гадания о счастии, судьбе, родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают. Ибо кое общение свету ко тьме, говорит Апостол, или кое сложение Церкви Божией со идолы; или кая часть верному с неверным; коеже согласие Христовы с велиаром (2 Коринф. VI, 14 – 16).
Так называемые календы (т. е. языческие празднования первого дня каждого месяца), Вота (языческое празднование Пану), Врумалия (празднование языческому божеству – Вакху), и народное сборище в первый день марта, желаем совсем исторгнуть из жития верных. Также и всенародные пляски, великий вред и пагубу причинить могущия, равно и в честь богов, ложно так Еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя пляски и обряды, по старинному и чуждому христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок. Посему тех, кои отныне, зная это, дерзнут делать что либо из вышесказанного, клириков – повелеваем извергать из священнаго чина, а мирян – отлучать от общения церковнаго»
(61 и 62 правила).

Это соборное постановление сделано согласно с Писанием, в котором говорится: да не будет утварь мужеска на жене, ни да облачится муж в ризу женску, яко мерзость есть Господеви Богу твоему всяк творяй сия (Второзак. XXII, 5).

Источники:

1. Репринтное воспроизведение издания: «ДНИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРВОСЛАВНОЙ КАФОЛИЧЕСКОЙ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ» протоиерея Г.С. Дебольского, том I, С.-Петербург, 1901. Издательство «Отчий дом», Москва, 1996.

http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/rogdestvo/svyatki.htm


Зимушка-Зима


С добрым светлым Рождеством!


Зимние пейзажи художника Владимира Маркова


Кострома


Красивейший остров Валаам

Комментарии (6)

Всего: 6 комментариев
#1 | Ирина »» | 10.01.2016 03:51
  
3
Кабы не было зимы
#2 | Ольга »» | 10.01.2016 03:51
  
0
Художник Александра Гурьева- Сажаева "Синяя птица"

В сказку зимнюю поверь!
#3 | Анна. »» | 12.01.2016 00:17
  
1
«Всеукраїнська різдвяна виставка». Репортаж з київському будинку художника

#4 | Анна. »» | 12.01.2016 22:52
  
0
Маленький праздник для большой семьи. Мастер-класс по изготовлению рождественской звезды

Опубликовано: 11 янв. 2016 г.
#5 | Анна. »» | 14.01.2016 03:59
  
0
Детский Рождественский праздник. Успенская церковь, г. Ивангород 2016

#6 | Анна. »» | 15.01.2016 01:13
  
0
«Путешествие в Рождество»

Если человек ночью слишком долго будет праздновать Старый Новый год, то наутро ему будет нелегко выйти на работу. Но, тем не менее, я праздную этот день, поэтому всех читателей «Русской народной линии» поздравляю со Старым русским Новым годом, который мы празднуем с чистой христианской совестью, от всего сердца. Мы вспоминаем, что этот праздник отмечался на Руси со времен Императора Петра Первого, его встречал Царь-мученик Николай Второй, поэтому Старый Новый год можно смело наименовать Царским Новым годом.

В этот день есть с чем поздравить и что пожелать. Это наш русский Новый год, который ныне празднуют всего четыре Поместных Православных Церкви – Иерусалимская, Грузинская, Сербская и Русская. Для нас Старый Новый год должен являться предметом особой любви, верности Царской России, русским традициям и самим себе.

Каждый русский человек по службе и по дружбе, по долгу и по сердцу должен как-то отметить этот день – помолиться, устроить застолье, поздравить людей. Мы в этот день совершаем новогодний молебен на мемориальной квартире святого праведного Иоанна Кронштадтского, молимся дорогому батюшке, тем более, что у него есть несколько замечательных проповедей, записанных на празднование Нового года.

У нас на приходе соблюдается своя культура празднования Старого Нового года. Сам факт осознания необходимости празднования этого дня является положительным сигналом и результатом нашего возросшего национального самосознания. Светский Новый год является праздником святого Вонифатия. У нас же старый Новый год – это праздник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, святителя Василия Великого. Современный Новый год воспринимается как нечто западное, где правит Санта-Клаус и прочие западные традиции. В этот день у нас есть возможность выразить верность своим традициям.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/14/prazdnovanie_starogo_novogo_goda_yavlyaetsya_nashej_duhovnoj_pobedoj/
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites