Евангелие от Андрея и вера третьего тысячелетия

Андрей Рублев Апостол Андрей 1408 год фрагмент.

Евангелие от Андрея и вера третьего тысячелетия

Апостол Андрей в Евангелии

Представим на минуту мозаику, одну из тех старинных мозаик, которые покрывали купола или стены старинных византийских храмов. Предположим, что каждая из плиток этой мозаики – строка из Евангелия, вглядимся в эти строки и увидим за ними изображение Христа в окружении 12 апостолов. Есть апостолы, фигуры которых выписаны или выложены евангельскими стихами с наибольшей щедростью и полнотой; таковы Петр и Иоанн, если же взять весь Новый Завет, то и Павел. Однако от большинства из них осталось лишь имя, все остальное – житие, мученичество, прославление – сложилось в какой-то цельный образ лишь позднее, в Священном Предании, которое складывается в истории Церкви. Рядом с этими апостолами как бы «первого ряда» и остальными, оставшимися в тени, Андрей стоит где-то посередине. Образ его составлен лишь из нескольких евангельских стихов или мозаичных стекол, освещенных изнутри и извне светом Солнца Правды (Мал. 4,2), как Писание и наша гимнография называют Спасителя. Вот по немногим отражениям этого света можно попытаться восстановить всю фигуру апостола или скажем, услышать ту весть, которая нам через него посылается. Ибо все, что мы узнаем затем об Андрее из его жития – его апостольских странствиях к берегам Черного Моря, «в страны Вифинийския» и Пропондитския», как сказано у св.Димитрия Ростовского, благословлении будущему Киеву, а затем и мученическоой смерти в Патрасе – служит словно продолжением и раскрытием той вести. Вчитываясь в эти отрывки, попробуем выложить их как камешки, по которым можно сложить недостающие звенья нашей мозаики.

Начнем с Первой главы Евангелия от Иоанна.

«Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он перый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию (что значит: «Христос»); и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень» (Петр)» (Ин.1,40-42).

«Мы нашли Мессию«

На первых порах Андрей был учеником Иоанна Крестителя. От него будущий апостол должен был впервые услышать слова, которые в устах Христа станут Радостной Вестью: «Приблизилось Царство Небесное«. Но что означало это Царство в устах Иоанна? Каким воспринималось оно «слухом сердца» его современников? Когда проповедовал Иоанн, казалось, Царство, оставаясь невидимым, стояло грозным и огненным перед слушателямию Его Ангелы готовы были миловать и спасать, но и нести весть о суде и гневе Божием, который вот-вот прольется. «Порождения ехиднины! – восклицал Иоанн, обращаясь к пришедшим к нему креститься фарисеям и саддукеям, – кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф.3,7). Лишь покаяние, к возвещаемое устами Предтечи, отверзало двери того Царства Ягве, о котором говорили пророки до Иоанна. Близость и неминуемость Царства Божия была основой их проповеди. И вместе с тем Ягве уже здесь и сейчас царствует над всеми народами. «Престол Его на небесах» (Пс.10,4), Он – «великий Царь над всею землею» (46,3), «Он облечен величием…, потому вселенная тверда и не подвигнется» (Пс.92,1). Народ, избранный Им в удел, Он сделал «Царством священников и народом святым» (Исх.19,6), и с этим народом Он заключил Свой Завет. Но а тех, кто неверен этой данной от Бога святости – а кто может сказать о себе, что верен ей до конца? – Он сожжет как солому. Но все это – Закон и Пророки, наказания, посылаемые за неверность и посещения, даруемые в награду – лишь отблески славы Его, доступные человеческому восприятию. Ибо Господь остается по ту сторону всякого Своего повеления или проявления, Он, по слову Соломона, «благоволит обитать во мгле» (3 Цар.8,12). Но из мглы, состоящей из плотности света, которую мы не способны воспринять, Своей Господь ищет приблизиться к Своему народу, стать его Пастырем и Царем, народ же устами пророков молит о встрече с Ним. «О если бы Ты расторг небеса и сошел! Горы расстаяли бы от лица Твоего» – восклицает Исайя (64,1). Знак «близящегося» Царства – новый завет, заключаемый с домом Израилевым – «вложу закон во внутренность их и на сердцах их напишу их» (Иер.31.33), но также и суд – «Он будет судить вселенную по правду, и народы по истине Своей» – (Пс. 95), как и огонь: «Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его» (96, 3).

Носителем такого огня и был величайший из пророков, «рожденных женами«, Иоанн Креститель. Его проповедь – о наступающем мессианском Царстве и о суде, время которого, по слову апостола Петра, должно начаться с «дома Божия» (1 Пт.4,17). Однако мы так и не знаем, узнал, признал ли или не признал Иоанн Того, Которого проповедовал? Возможно – но это лишь мое предположение – что, подобно великому своему предшественнику Илии на горе Хорив, Иоанн ожидал пришествия Царства в землетрясении, буре, пламени, но никак не в «веянии тихого ветра» (3 Цар.19,12), повеявшим из Назарета или Капернаума. Иисус же явился не как Судия, но как Целитель душ и телес, изгонявший нечистых духов, Царство Его «приблизилось» в заповедях блаженства, в свете, светящем в сердце и делах милосердия, открывающих перед людьми лик их Небесного Отца.

«Приблизилось Царство…», и если его приближение не до конца разгадал Иоанн Креститель, его сумел услышать Андрей. Он – первый по времени свидетель величайшего по своему значению преломления или, если прибегнуть к евхаристическому термину, «преложения» взыскующей пророческой веры в веру апостольскую, веру, которая говорит об исполнении всех обетований в явлении Иисуса из Назарета. В том «гласе хлада тонка«, в котором Сын Божий явил себя миру, он узнает мессианское Царство и самого Помазанника, ожидаемого столько веков. И вот первым, еще до Петра, Андрей дает определение апостольской веры. «Мы нашли Мессию, что значит Христос«. Эта формула примет свою богословскую завершенность у Петра: «Ты, Христос, Сын Бога Живого«. Исповедание Петра более дерзновенно и отточенно, исповедание Андрея – соборно, он говорит «мы». В этом общем исповедании Андрея-Петра звучит голос «приблизившегося» Царства, Закона и Пророков, исполнившихся в Мессии.

Однако Иисус, принимая именование Себя Христом, знает, что это именование станет полным исповеданием лишь после Креста. «Тогда (Иисус) запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос» (Мф.16,20). Ему надлежит исполнить другую часть пророчества – стать страждущим Отроком Божиим, Агнцем, ведомым на заклание, «много пострадать«. Всего этого Андрей, Петр и другие ученики в то время еще не могли принять. Исповедуя апостольскую веру в пришедшего Мессию, они остается пока лишь учениками. Апостолами в полном смысле их сделает сам Иисус, явив делом и жертвой – не проповедью только – Свое предназначение.

«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающего сети в море, ибо они были рыболовы.

И говорит им: идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф.4,18-19).

«Ловец человеков«

Слова Иисуса осуществляются немедленно: Андрей спешит делать то, к чему он призван. «Ловец» (буквально рыболов), он «улавливает» Петра, затем Филиппа, Филипп же в свою очередь становится «ловцом» Нафанаила. «Апостольские сети» и сегодня остаются символом миссии, даром благовествования. Но в чем же секрет этой «ловли людей»? Откуда у апостолов власть над человеческими душами, следующими, подобно косякам рыб, за Словом, которое было им проповедано?

Еще раз присмотримся к призванию Андрея. Оно начинается с посещения Господа. Иоанн Креститель, «увидев идущего Иисуса, сказал: «вот Агнец Божий«. Услышав от него слова сии, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот». (Ин. 1, 35-39). Размышляя об этой встрече бл.Августин говорит: «Один из этих двоих был Андрей. Андрей был брат Петра, и из Евангелия мы знаем, что Господь призвал Петра и Андрея оставить их лодки, сказав: «Я сделаю вас ловцами человеков». Христос показал им, где живет, и они пошли и остались с Ним. Сколь блаженный день должны были они провести! Кто может сказать нам, что услышали они от Господа? Построим же и мы в сердце нашем тот дом, куда Господь мог бы придти и учить нас, и остаться, чтобы беседовать с нами» (Омелия 9).

«Побыв с Иисусом, Андрей, и научившись всему, чему учил его Иисус, – это говорит св.Иоанн Златоуст, – не сокрыл в себе это сокровище, но поспешил к своему брату, дабы сообщить ему о полученном богатстве» -. Вслушайся хорошенько в то, что он сказал «Мы нашли Мессию, что значит Христос» (Ин.1, 41)… Слова Андрея были словами того, кто с нетерпением ожидал прихода Мессии, Его сошествия с небес, и того, кто был весь пронизан радостью, когда увидел Его приход, так что поспешил сообщить об этом другим». (Омелия 19 на Евангелие от Иоанна) ( PG 59, 120-121).

Даже по тем немногим упоминаниям об Андрее, которые можно найти в патристике, можно проследить внутреннюю структуру его апостольства: ожидание Господа и Царства Его вместе с Предтечей – встреча с Ним лицом к Лицу – радость открытия, твердость исповедания, затем проповедь этой услышанной и усвоенной сердцем вести тем, кто в ней нуждается, тем, кто ищет услышать ее. «Вера от слышания, а слышание от Слова Божия» – говорит Павел (Рим.10, 17). Вслед за Христом Апостол «отверзает слух к уразумению Писаний» (см. Лк.24, 45), однако Писания эти записаны не только «чернилами и тростью» на пергаменте или бумаге, они зхаписаны голосом Христовым «на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор.3,3). Дар апостольства в том, чтобы «услышать Писания» и прочитать их в «сокровенном сердце человека» (1 Пт.3,4), дать ему уразуметь самого себя до конца, до последней доступной глубины в Слове Божием, ибо только во Христе мы можем до конца познать и увидеть самого себя. Апостол никого не мог бы поймать в сети Христовы, если бы Христос неузнанным, подобно семени из притчи о сеятеле, не был бы «заброшен» во всякого человека, приходящего в мир.

Как происходит эта апостольская «ловля» мы видим по истории Нафанаила. Филипп, который был из «Вифсаиды, одного города с Андреем и Петром«, приводит ко Христу Нафанаила, знающего заранее, что из Назарета ничего доброго придти не может. Но Христос говорит ему слова, которые словно пронизывают каким-то неожиданным знанием. «Прежде чем позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя» (Ин.1,48). И Нафанаил не только что-то вспоминает, но прежде всего узнает себя под взглядом Бога Живого в только ему и Богу ведомом прошлом «под смоковницей«. Так происходит чудо встречи, отверзающей в человеке «потоки воды живой«; узнавая Господа, человек заново узнает и самого себя. «И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, – говорит апостол Павел, – и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: «истинно с вами Бог» (1 Кор. 14,25).

«Ловец человеков», подводит человека к самой глубокой тайне его сердца, таинству узнавания Бога Живого, но сам и этой тайны не касается, и в этой встрече иной души с Богом не участвует. Он должен отойти в сторону, как отстраняется Андрей, который лишь «приводит» кого-то, кому-то «говорит«, представляет, знакомит, указывает путь, а во время земной жизни Иисуса лишь находится рядом с Ним. Так, увидев однажды большую толпу, собравшуюся послушать Его, и видя, что люди проголодались, Иисус говорит Филиппу-апостолу: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его, ибо Сам знал, что хотел сделать…

Один из учеников Его Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?» (Ин. 6, 8).

Умножение хлебов, встреча с эллинами

Еще два важнейших евангельских отрывка связаны с участием и посредничеством Андрея, и оба они касается самой сути его апостольского служения. Речь идет об умножении хлебов и первом появлении язычников в евангельском контексте, тех греков, которые пришли на праздник в Иерусалим и захотели увидеть Иисуса. В обоих этих случаях роль Андрея предельна скромна, почти неприметна; в одном из них он говорит старшему из апостолов о пище, которая нашлась у одного из мальчиков, в другом он вместе с Филиппом сообщает Иисусу о пришедших эллинах. Однако если читать Библию, как читали ее некогда отцы, то и за этми двумя отрывками можно услышать то обращенное к нам иносказание, коим отмечена каждая строка Писания. Умножение хлебов не несет ли в себе пророческое видение хлеба, «сшедшего с небес«, как называет Себя Христос, не служит ли прообразом Евхаристии? Иисус насыщает пятью хлебцами и двумя рыбками огромную толпу народа; после Своего Воскресения, Он будет насыщать Телом Своим одно поколение христиан за другим. «Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый, Христе Боже наш», говорится с священнической молитве православной литургии. В исполнении этого пророчества и состоит как раз одно из апостольских призваний: совершать таинство умножения хлебов, когда Христа по плоти уже нет рядом с нами, «творить в воспоминание Христа» в евхаристическом хлебе, который становится Его Телом и Его Церковью, устраняясь при этом самому. Быть словом Иисуса, жестом Иисуса, вестью Иисуса, чудом, творимым Его руками, наконец самим сакраментальным, тàинственным Его присутствием, не заслоняя ни на краешек это присутствие собой.

Евхаристическое умножение хлебов, наряду с возвещением Слова, есть цель и внутренний смысл апостольства, обращенного прежде всего к «умножению» самого Иисуса, Его имени, Его жизни, Его дела спасения. Это «умножение» началось уже при жизни Спасителя, когда весть об исполнившихся пророчествах, о Мессии, пришедшем на землю, о Слове Божием, заговорившим с людьми устами Иисуса стала быстро растекаться по земле. Греки, пришедшие на праздник в Иерусалим накануне Пасхи, «подошли к Филиппу…. И просили его, говоря: «Господин! Нам хочется видеть Иисуса». Филипп идет и говорит о том Андрею и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.

Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12, 22-23).

Иисус знает, что Его земной путь уже подходит к концу. Посланный Отцом Небесным только к «погибшим овцам дома Израилева» (Мф.15,24), Мессия, о Котором говорили Закон и пророки, Он идет на Распятие, чтобы «прославиться» затем как Господь всех народов. Встреча с чужеземцами предваряет Его прославление, которое станет делом Духа Святого и апостолов. Им предстоит стать свидетелями новой веры, работниками и носителями пасхальной вести. Эта весть должна предназначена всем народам. Исповедание Андрея-Петра заговорит устами их далеких и неведомых потомков. Имя Христово будет услышано до краев земли.

«По всей земле прошел голос их и до пределов вселенной слова их» (Рим.10, 18) – как, вслед за Псалмопевцем (18, 5), скажет и апостол Павел.

Удел Андрея

Отсюда начинается разделение вселенной на пределы, которые затем станут апостольскими уделами.

«Пределы земли, – читаем в «Истории Русской Церкви» А.В. Карташова, – это только максимальное задание, цель, направление. От Иерусалима как бы мысленно проведены радиусы, и заключенные между ними секторы круга составили уделы апостольства, превышающие по своим вселенским размерам силы и срок жизни человека. Апостолы, уходя на проповедь в предназначенном каждому направлении… были посланы Духом Святым именно… в данные страны; они принципиально и духовно (а в лице своих продолжателей и преемников и конкретно) становились апостолами именно этих стран и обитающих в них народов, их небесными покровителями в истории навсегда» (Очерки по истории Русской Церкви, М., 1993, т.1, стр. 50-51).

Разумеется, после «Истории Русской Церкви» Е.Е. Голубинского посещение апостолом Андреем Приднепровья и благословение им имеющего родиться через пять веков Киева, более не рассматривается в качестве события, которое может быть как-то научно удостоверено, однако духовная реальность этого предания остается действенной и живой по сей день. При этом, смысл самого предания может меняться со временем, повинуясь тому, что, словами Апокалипсиса, «Дух говорит Церквам«. Не столько прямое апостольское происхождение христианства на Руси, коим так гордились наши предки, важно для нас сегодня, сколько восприятие Русской Церкви как удела Иерусалима, исторического и небесного. В сущности, те пределы, куда Духом Святым были посланы апостолы, пусть даже физически они не могли дойти до них, становились новыми провинциями Царства Божия, «приблизившегося» в покаяниии, о котором возвещал Креститель, в мессианской вере, обретенной Андреем, в исповедании Петра, ставшего скалой Церкви, в видениях Иоанна, приоткрывшего тайны Царства Христова. Едва ли мы решимся сказать, что наш или иной из апостольских уделов сумел сохранить до конца верность этого Царству, но от нашей неверности близость его становится не более дальней, но лишь по-человечески более трудной. Ибо, как говорит Иисус, «от дней Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.12,11).

Это «восхищение» Царства Божия, которое в качестве внутреннего задания, дается как отдельному христианину, так и всей Церкви, несет в себе как историческую, так и эсхатологическую память. Царство Божие пришло во Христе, распятом при Понтии Пилате, пославшем «ловцов человеков» пронести его по всей земле, и оно еще должно придти в «Царстве будущего века», в «Сыне Человеческом, грядущем на облаках небесных» (см.Мф.24,30). Однако оба эти Царства не разделены между собой так, как разделены наши Церкви; земной удел Спасителя; не отделен от небесного и не противостоит ему, это две реальности одного и того же Царства, которое «восхищается» апостольскими усилиями, коим надлежит проложить путь этому Царству в истории, связать обе его реальности, прошлую и грядущую, в одну, котороая станет неописуемым настоящим, жизнью в Боге. Апостолам (и следовательно, их преемникам) дано пространство, «пределы земли«, куда они были посланы, но им дается также и все историческое время, весь путь от одного Царства к другому, который им предстоит пройти. И не только пройти, но и пронести по нему весь свой земной удел, дабы включить его в то грядущее Царство Христово, которому не будет конца.

Так что если Русская Церковь остается «мистическим уделом» Андрея-апостола, то и весь исторический путь этой Церкви от легендарного благословения 1-го века до вхождения в Царство века грядущего может считаться временем его апостольства, начавшегося еще в Галилее, затем после Пятидесятницы в Иерусалиме историческом и возвращающегося к Иерусалиму небесному. И в этом Новом Иерусалиме, наконец встретятся и соединятся все апостольские уделы со всеми Церквами их. Так в Иерусалиме после Вознесения сошлись сместе ученики Христовы; «взошли в горницу, – как говорят Деяния, – где и пребывали Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова«.

И та горница раздвинулась «даже до края земли«(Деян.1,8).

Третье тысячелетие

Где она сегодня, эта апостольская горница? И где станет с ней завтра? Иногда мы так любовно, почти страстно вглядываемся в наше прошлое, в наше предание и драгоценное наследие давно минувших веков, чтобы отвести глаза от будущего. Но оно не дает нам забыть о себе. Оно приходит, как некогда Иоанн Креститель и говорит о суде, о покаянии, о гневе Божием, о близящемся Царстве. Суд может явить себя в гонении, каким была в ХХ веке попытка открытого физического и идеологического уничтожения Русской Церкви или в том духовном, нравственном, культурном удушении христианства, которое как будто исподволь, но неуклонно надвигается на нас. То, что называется сегодня «глобализацией», если взять ее самый глубинный, почти интимный аспект, это создание новой человеческой породы, породы, не «имеющей уши слышать«, как говорит Евангелие, теряющей слух к Слова Божию, слепнущей к различению Его путей на земле, к сиянию лица Его.

Благодаря средствам обмена информацией, земля до самых краев лежит у нас на ладони, как говорит английская пословица, мир становится нашей устрицей (the world is your oyster), которую мы можем раскусывать где угодно. Однако та же информация, т.е. отражение человека в слове и образе, его разветвленная на миллионы потоков весть о самом себе, может раскусывать, поглощать или распластывать нас, делать нас своим экраном, объектом, энергоносителем. Мы, я думаю, присутствуем лишь при первых родовых схватках, возвещающих о рождении мира, который оказывается как бы в полном владении человека. И в нем, сем «прекрасном новом мире», на наших глазах словно разряжается, улетучивается куда-то сам воздух, которым дышит христианство. Те слова, которые были полны смысла для нас эти двадцать веков, и по которым мы продолжаем понимать и опознавать друг друга: суд, покаяние, прощение, милость, надежда, спасение, молитва, страх Божий, предстояние перед Господом, как-то незаметно ссыхаются, теряют свое душевное наполнение, и потихоньку переходят в разряд почтенных, забытых, забавных, почти никому не нужных музейных экспонатов. Что станет со всеми апостольскими уделами и нашими историческими Церквами в этом разреженном воздухе нового тысячелетия? В отличие от многих моих собратьев, я с трудом верю, что будущей истории нам больше нечего предложить, кроме скорого кроваво-огненного конца. И если сейчас мы живем во времена кризиса христианства, во времена надвигающейся и во многом уже совершившейся апостасии, пик которой еще далеко не достигнут, то за ним «имеющим уши» может послышаться новое возвращение Благой Вести, которая будет звучать только на языке давно ушедшего, но рождающегося на наших глазах мира, будет понятна ему, будет восприниматься так, как она воспринималась два тысячелетия назад: как радостная весть о спасении во Христе-Мессии Царства. Благая Весть непременно найдет себя и в этом, как будто столь далеком от христианства существовании, сумеет обрести в нем почву под ногами, пройти по земле его «до крайних пределов», не в пространственном смысле, ибо для слова пространства больше нет, но в антропологическом – сумеет дойти до новых «крайних пределов» человека.

Каким должна стать Церковь Христова, чтобы пройти этот путь, который ей предстоит? Что останется в ней, а что может измениться? Что из ее наследия отмечено нестираемой апостольской печатью? Задавая эти вопросы, вновь мысленно обращаюсь к Первозванному Андрею.

Евангелие от Андрея

Образ Андрея в четырех канонических Евангелиях выписан немногими, казалось бы случайными штрихами. Но в Священном Писании случайного не бывает. Штрихи, эти точные и тонкие, столь тонкие, что они кажутся почти теряющимися, если вглядеться в них внимательней, создают своего рода икону апостола, как бы изображение на фреске еще только строящегося храма.

То немногое, что сказано об апостоле Андрее, помогает нам не только восстановить его образ, но и как бы прочитать заново Благую Весть только по тем немногим знакам, которые отмечают его присутствие. Всюду Андрей появляется лишь как посредник, как вестник. Он приводит брата Симона, которому надлежит стать князем апостолов, говорит Иисусу об эллинах, которые хотят Его видеть, доносит до Него слова о рыбах и хлебе, которые накормят пятитысячную толпу, и все это происходит накануне распятия и прославления Иисуса. За этими жестами и знаками угадывается «иносказание» : «ловец человеков» делает их учениками Спасителя, хлеб земной становится хлебом небесным, посредничество между Иисусом и новыми и новыми «эллинами» становится вселенской миссией – «идите, научите все народы» : «Слово стало плотию» и «Христос Воскрес!». При этом самого апостола мы почти видим за этой вестью, они – как образ на витраже, через который проникает нездешний свет. Подобно первому своему учителю Иоанну Предтече, он мог бы сказать о себе:

«Тебе расти, а мне умаляться».

Иоанн возвещал о суде и о Царстве, но и суд и Царство приближаются потаенно, они скрыты в нашей земной текущей истории. Суд или кризис может коснуться всего, даже и того, что считаем для себя священным, неотделимым от буквы и духа нашей веры. И все же думая о судьбе ее в третьем тысячелетии, я люблю вспоминать слова Тейаря де Шардена: за каждым кризисом Христос возвращается обновленным, но и Тем же, Кем был всегда. И после каждого кризиса, во всякую эпоху до скончания веков, будут приходить люди с ликующей вестью, в которой слово, служение, апостольство Андрея будет неожиданно обновляться, как обновляется икона:

«Мы нашли Мессию, что значит Христос».



Зелинский Владимир, свящ. / Vladimir Zelinsky Библеистика
http://www.kiev-orthodox.org/site/scripturistic/805/

Дата публикации: 09.12.2004

Комментарии (155)

Всего: 155 комментариев
#31 | Людмила »» | 17.01.2012 17:54 | ответ на: #30 ( Андрей Рыбак ) »»
  
2
Вы так боитесь своего милостивого Бога,что не отвечаете на вопросы.Все правильно,шаг вправо,шаг влево-кара.
  
#32 | Андрей Рыбак »» | 17.01.2012 18:06 | ответ на: #31 ( Людмила ) »»
  
-4
Да отвечать уже утомился.
Хотите узнать ответы на все свои вопросы. Вот здесь я их поместил.

http://www.bogslovo.ru
#33 | Александр »» | 10.06.2012 17:30
  
2
Иисус христос - это добро. Он нужен всему живому!!! Дело не в богах, а в наших сердцах - сердца должны быть чистыми как в детстве, наша цель сохранить и приумножить добрыми делами МИР ГОСПОДА.
#34 | Мари »» | 17.06.2012 16:22
  
6
Ну что сказать? Почему-то никто не задумывается о правде. Что бы, кто бы не написал бы, вот нам сказали, что так надо верить, так и будем думать.
Почему-то никто не задумывается, а где в Библии написано о великой русской цивилизации?
Многие народы есть и евреи и египтяне, и римляне, персы, а тех, кто был самым великим и сильным народом, их "не было", они де были "дикими, свирепыми племенами".
В Библии написано "великое пророчество о мировом господстве каких-то стран" : 1- Вавилон, их победили Мидо-персия, их победили Греция, потом "великий" Рим, потом Европа раздробленная, а руссы выходит никогда и нигде "не были"? Они де "траву жевали" на задворках Европы.
По всей Земле и в земле везде раскопки, свидетельствующие о великом искусстве руссов.
А вот где же захоронения рыцарей в "святой земле", они же по "ис-тории" там сотни лет за "святую землю воевали"??
Где же стрелы татаро-монголов в земле русской?
Если погибли руссы в войне 1941-45 годах, дак их кости и оружие по всем спасенным руссами землям лежат.
Пора руссам своим умом думать и не быть наивными дурочками, думая о своих "друзьях", которые уже почти все отняли у них.
  
#35 | Троицкий Рувим »» | 17.06.2012 17:33 | ответ на: #34 ( Мари ) »»
  
-3
Вся "правда" сынов человеческих В Очах Вседержителя подобна нечистой рубашке жены - блудницы. Слово Же Божие Истиной По Существу Именуется. И Только Истина Божия Вечная И Неизменная Даёт Свет Очам Человеческого Разума И Просвещение Сердцам Всех Тех, Кто От Истины. Люди же "живущие" на Земле От Начала В Истине не Устояли, а ныне, так и вовсе изолгались вконец. http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/user_746_3/topic_2668/
#36 | Андрей »» | 22.06.2012 09:52
  
8
Девчёнкам респект. Правильно мыслят. Слава Руси !!! Нас становится всё больше. Вера русичей - истина.
  
#37 | Троицкий Рувим »» | 22.06.2012 10:24 | ответ на: #36 ( Андрей ) »»
  
-11
Если Вы Имеете В Виду Православных Русичей, То Истина На Вашей Стороне. Но, к сожалению, до Сих Пор не все русичи были Православны. Во тьме же язычества всё - ложь сатанинская, безумие и погибель.
Государь
Боже, Царя Храни!!!
#38 | Леонид »» | 08.10.2012 23:53 | ответ на: #37 ( Троицкий Рувим ) »»
  
15
Русичи и до хитрого пагубного христианства (что, кстати имеет очень мало общего с учением Иисуса и, кроме того далеко не еденственного мессии) всегда были правоСЛАВными--СЛАВянами!!!!!
  
#39 | Троицкий Рувим »» | 09.10.2012 00:06 | ответ на: #38 ( Леонид ) »»
  
-7
Все люди Земли, начиная от Адама и Евы, были обманутыми несчастными созданиями,
Адам И Ева
до Тех Пор, Пока Сам Создатель не Пришёл для того, чтобы Уврачевать повредившихся в уме созданий Своих,
Христос Анести ек Некрон!!!
Христос Анести ек Некрон!!!
Подарив Им Жизнь Вечную. злохитрой же и пагубной всегда была только ложь сатанинская. А все другие "мессии", кроме Христа Воскресшего - воры суть и разбойники. Но не послушали их Овцы Господни.
Отче Святый! Избави Нас от лукавого. Воля Твоя Святая Да Будет Благословенна От Всех Разумных Созданий Твоих. Аминь!!!!!!!
#40 | Леонид »» | 09.10.2012 22:43 | ответ на: #39 ( Троицкий Рувим ) »»
  
13
Вы хоть сами поняли, о чём написали?...
  
#41 | Троицкий Рувим »» | 10.10.2012 02:03 | ответ на: #40 ( Леонид ) »»
  
-12
Отвечая на Ваши недоумения, лишь Надеялся, что вы сможете понять Смысл Человеческой Речи.......
Но есть род "людей", которых не в состоянии понять Даже Сам Господь Бог. Вы, видимо, - один из них.
#42 | Леонид »» | 16.10.2012 23:10 | ответ на: #41 ( Троицкий Рувим ) »»
  
11
Вы не Бог. Научитесь за себя расписываться.
#43 | Денис Гоновичев »» | 16.11.2012 19:30 | ответ на: #1 ( Сергий ) »»
  
13
в одном посте унизили неверующих, язычников(ведь под этом подразумеваем исконную веру(не религию, не богопоклонство а почитание) славян) и превознесли жидов кои наших дедов изничтожали а теперь детей наших.. хотя эти нелюди и своих же во время второй мировой убивали.. рукой гитлера славян изничтожали а своих людей которых посчитали не достойными оставили на растерзания тому же гитлеру..
#44 | стас »» | 28.05.2013 19:46 | ответ на: #8 ( Андрей Рыбак ) »»
  
14
Это ложь.Славянские волхвы могли проделывать то же самое и даже больше.Именно они с помощью звездочтения вычислили время , место его рождения и поднесли дары.Они же и готовили его к той миссии,которая была нужна еврейскому народу.В евангелии сам Иисус говорит,что он послан только к погибшим овцам дома Израиля.Слепая вера-отсутствие знаний.А это приводит к фанатизму,который и находится за пределами любой логики и здравого смысла.
  
#45 | Андрей Рыбак »» | 28.05.2013 20:10 | ответ на: #44 ( стас ) »»
  
-6
Без Любви все ничто. Что толку кто что может проделывать. Нет благодати, ты от лукавого все это делаешь.
#46 | стас »» | 28.05.2013 20:44 | ответ на: #45 ( Андрей Рыбак ) »»
  
2
Потрудитесь корректней выражать свои мысли!
  
#47 | Андрей Рыбак »» | 28.05.2013 21:19 | ответ на: #46 ( стас ) »»
  
-8
Куда уж корректнее.
#48 | стас »» | 29.05.2013 16:26 | ответ на: #47 ( Андрей Рыбак ) »»
  
11
На мой взгляд я предельно ясно сказал кем обучался Иисус и для чего.А у вас стандартные поповские фразы.Читайте внимательно.Именно любовь и явилась побудительным мотивом для подготовки Иисуса к подобной миссии.Из ветхого завета известны законы и поведение еврейского народа.И что бы им избавится от человеконенависнической идеологии и "вируса" богоизбранности(не избавились до сих пор) к ним и был послан человек из их среды.Ведь следы его пребывания остались в Индии,Тибете.В то время эти земли были в составе Российской Державы.Иисусу волхвы передали мудрость и науку жизни,которая содержится в Ведических писаниях.Т. е.истинное учение Иисуса -Ведические знания.А для получения этих знаний необходимо пройти этическо-нравственный экзамен.Разве без любви такое возможно? У славян с незапамятных времен есть основная заповедь:"Свято чтить своих богов и предков, жить по совести в ладу с природой.Не делай другому того ,чего себе не желаешь."На ваш взгляд каким чувством продиктована эта заповедь?И прежде чем ответить пожалуйста вникайте в то ,что вы читаете и отвечайте по существу.А то создается впечатление,что вы и Библию не читали.
  
#49 | Андрей Рыбак »» | 29.05.2013 20:49 | ответ на: #48 ( стас ) »»
  
-2
Кто для Вас Христос?
#50 | стас »» | 30.05.2013 22:19 | ответ на: #49 ( Андрей Рыбак ) »»
  
11
Неверная постановка вопроса.Лично для меня,как и для любого здравомыслящего человека важна правда.Даже в неоднократно исправленной Библии остались осколки правды.Для вас важно самомнение или то что было в действительности?Извините,но вы запали на форму,а не на содержание.Похоже вы не вникаете в мои слова.Такое ощущение,что я общаюсь с "программой" или фанатиком.Хоть и кратко ,но по моему я сказал кем был Христос и для кого и для чего была его миссия.Читайте Евангелия.Они хоть и исправленные,но кое что в них осталось.То что я говорю в данное время не является большим секретом.Правда просачивается.Правда о Христе известна определенному кругу "нелюдей",которые тайно контролируют недродобывающую промышленность и мировые финансовые потоки.Это потомки тех к кому и приходил Христос,но как они с ним поступили всем известно.Плевать они хотели на все.Они как жили,так и до сих пор живут по своим изуверским законам.Это же описано в Ветхом завете!Миссия Христа ,это часть общего исторического процесса.Вырвав фигуру Иисуса из общего контекста вы вольно или невольно искажаете реальную картину .А это уже неправда,а кривда.Выходит,что вы лжец.Соприкасаются ли понятия о чести ,совести ,правды с упомянутой вами любовью и благодатью.Ответьте пожалуйста.И еще раз прошу вникайте в то ,что читаете и отвечайте по существу.Судя по вашим комментариям вы неспособны воспринимать и анализировать информацию.Я вам про "фому", а вы мне про "ерему".
  
#51 | Андрей Рыбак »» | 30.05.2013 22:22 | ответ на: #50 ( стас ) »»
  
-10
К чему блудишь словами. Сказать то можешь хоть правдиво, кто для тебя Христос, чтобы я мог понять о чем ты здесь пишешь?
#52 | стас »» | 31.05.2013 18:45 | ответ на: #51 ( Андрей Рыбак ) »»
  
10
Блудят проститутки выгадывая корысть,а я пишу по существу.Если вы заметили,то для передачи мысли я пользуюсь русским языком и словами русского происхождения.КУДА УЖ ПОНЯТНЕЕ?Вы иностранец?У вас что, неполное среднее?Если так ,то настоятельно рекомендую посетить курсы русского языка.Вы требуете от меня ответа,а сами не ответили ни на один мой вопрос.ЭТО НЕПОРЯДОЧНО!
  
#53 | Троицкий Рувим »» | 31.05.2013 19:52 | ответ на: #51 ( Андрей Рыбак ) »»
  
-13
Андрей! Неужели тебе до сих пор не стало ясным, как Божий День, что разговор Ты, Брате И Друже, вёл до сих пор с осатанелым неоязычником, в котором Истины нет. Ибо если он утверждает, что Христос, де мол, где - то там у кого - то "учился", то таковой явно не Верит В Божественное Достоинство Иисуса Христа - Божеством Своим Собезначального Отцу И Святому Духу И Вочеловечившегося От Пренепорочной Девы Марии.
Дух же Святой Ныне Говорит всем: Кто скажет, что Христос "не" Бог, того умом и сердцем завладеет дьявол. Сей сосуд погублЕн.
Со всеми же сынками погибели и Говорить не о Чем....
Они Всё Увидят сами в своё время. Только тогда поздняк уже им всем будет метаться...
  
#54 | Андрей Рыбак »» | 31.05.2013 21:31 | ответ на: #52 ( стас ) »»
  
-4
Поймите язык православного богословия и тогда начнете видеть суть вещей. Пока же одно мыслеблудие замечается.
  
#55 | Андрей Рыбак »» | 31.05.2013 21:32 | ответ на: #53 ( Троицкий Рувим ) »»
  
-8
Вот я поэтому и просил рассказать кто для него Христос. Судя по всему он даже и не знает кто Он.
  
#56 | Троицкий Рувим »» | 31.05.2013 21:37 | ответ на: #55 ( Андрей Рыбак ) »»
  
-9
Помолимся и за таковых: Да Просветит и их Преблагий Господь Светом Истины Своей Вечной. Аминь!!!
  
#57 | Андрей Рыбак »» | 31.05.2013 21:42 | ответ на: #56 ( Троицкий Рувим ) »»
  
-10
Помилуй Господи блуждающих в потьмах.
#58 | Aнна »» | 31.05.2013 23:12 | ответ на: #49 ( Андрей Рыбак ) »»
  
3
Матфея 24: 36 О том дне и часе не знает никто: ни небесные ангелы, ни Сын, а знает только Отец.
Как Вы это обьясняете?
  
#59 | Андрей Рыбак »» | 31.05.2013 23:14 | ответ на: #58 ( Aнна ) »»
  
-5
> Матфея 24: 36 О том дне и часе не знает никто: ни небесные ангелы, ни Сын, а знает только Отец. Как Вы это обьясняете?

Объяснение простое.

Не лезь вперед Батьки в пекло
#60 | Aнна »» | 01.06.2013 02:57 | ответ на: #59 ( Андрей Рыбак ) »»
  
13
Очень остроумный ответ, чисто по "христиански."А потому что у Вас нет ответа, а когда нет ответа, начинают грубить или кричать.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites