Православие и ересь непримиримы

Фреска Четвертого Вселенского Собора
Православие и ересь непримиримы
На страницах нашей газеты уже неоднократно размещались материалы по проблеме т. н. «Всеправославного собора», анализировались проекты документов по темам его повестки. В прошлом номере был рассмотрен составленный в 1968 году Комиссией при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного предсобора документ «Процедура признания статуса церковной автономии». Сегодняшняя публикация посвящена вопросу «Связь с другими христианскими конфессиями» и проекту 1968 года «Взаимоотношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Напечатанный в книге о митрополите Никодиме (Ротове) (Сорокин В. Митрополит Никодим и Всеправославное единство. К 30-летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). СПб., 2008. С. 199–213), он имеет объемную вступительную часть и занимает 14 страниц. Разберем наиболее значимые, на наш взгляд, моменты.



Документ начинается следующими словами: «Православная Церковь одобряет начавшееся сближение с Армянской Церковью, Коптской Церковью, Сирийской Церковью Индии, Сирийской Церковью Антиохии, Эфиопской Церковью и Сиро-Халдейской Церковью Ирана. Она надеется на преодоление, прекращение разделения христианской любовью и исповеданием единой, нераздельной веры, засвидетельствованной Священным Писанием и Священным Апостольским Преданием и хранимой в Церкви» (здесь и далее выделения свящ. М.Н., – примеч. ред.).

C первых же строк проекта налицо не просто какая-то двусмысленность, свойственная такого рода текстам, но – открытая и даже никак не аргументированная ложь. Православная Церковь не может «начинать сближение» и тем более «одобрять» что-либо в рамках сотрудничества с еретиками. Перечисленные выше «церкви» – это инославные сообщества, не принявшие постановлений Четвертого Вселенского (Халкидонского) Собора 451 года. Наименование «нехалкидонские» они получили в качестве указания на центральное место именно этого Собора в их оценке. В доктрине данных псевдоцерквей постулируется наличие только одной, единственной Божественной сущности Иисуса Христа, а Его человеческая природа отвергается. Отцы Четвертого Вселенского определили такое учение как ересь монофизитства и отлучили ее приверженцев от Церкви.

Итак, Православная Церковь не может «одобрять» ересь и «сближаться» с еретиками. Она – возглавляемое Христом двуединое целое: Церковь торжествующая и Церковь воинствующая; объемлющая в себе всех живых и усопших православных христиан всех времен и народов. Наша Церковь именуется Святой, Соборной и Апостольской, т. е. ее учение утверждено на Слове Божием, на канонах Святых Апостолов и Святых Отцов Вселенских Соборов.

Апостолы прямо запрещали православным христианам иметь общение с еретиками. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит. 3, 10), – наставлял богомудрый Павел. Так же учат и Святые Отцы. Святитель Киприан Карфагенский пишет: «Кроме того, пусть братья наши решительно уклоняются и избегают бесед с теми, чье слово, как рак, распространяется (см.: 2 Тим. 2, 17). Апостол ведь говорит: „Худые сообщества развращают добрые нравы“ (1 Кор. 15, 33), и еще: „Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден“ (Тит. 3, 10–11). Хотя я знаю, что братья наши в Риме, охраняемые вашей предусмотрительностью, и сами достаточно осторожные и бдительные, не поймаются на удочку еретиков и не поддадутся обману – так крепко запомнили они наставления и заповеди Божии и так велик у них страх Божий. Но все же избыток тревоги или любви заставляет меня писать это: не завязывайте с такими людьми никаких сношений, не ешьте вместе с ними, не разговаривайте с ними; отделимся от них так, как они бежали из Церкви: написано ведь: „Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь“ (Мф. 18, 17). Блаженный Апостол не только советует, но приказывает удаляться от таких: „Завещаем же вам, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего безчинно, а не по преданию, которое принято от нас“ (2 Сол. 3, 6). Союза между верой и неверием не может быть».

Утопичны и надежды на «преодоление, прекращение разделения христианской любовью и исповеданием единой, нераздельной веры». Разделений Церкви никогда не было, но в разные времена от нее отпадали неправомыслящие; пораженные смертельной духовной болезнью – ересью – члены, отделяясь от здорового Тела. «В Церкви никогда не было разделения, – свидетельствует преподобный Иустин Челийский, – было только отпадение от Церкви»; от нее «в разное время откалывались и отсекались еретики и раскольники, которые впоследствии перестали быть членами Церкви и частями ее Богочеловеческого Тела».

Далее в проекте говорится о способах «сближения» с членами «нехалкидонских» псевдоцерквей: «Основной метод сближения Православная Церковь видит в уничтожении вековой изоляции, в совместной работе, изучении и молитве, в создании единства понимания богословских, литургических, нравственно-практических и канонических вопросов. Осознавая наличие расхождений, вызванных веками разделения, Православная Церковь предлагает Восточным нехалкидонским церквам широкий обмен богословскими работами, профессорами и студентами, стремится усилить всякого рода общение в соответствующих комиссиях, консультациях и конференциях, предпринимая инициативу в создании смешанных групп изучения».

Ничего, кроме вреда (причем огромного!) от таковых действий не предвидится. «Несродно чувство покаяния тому, кто вполне доволен собою, а кругом себя видит только соблазн и недостатки всех родов, – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). – Признающему себя разумным паче всех несродны алкание и жажда безпредельной Божественной Истины, вполне насыщающей питомца своего и возбуждающей таким насыщением еще большую алчбу и жажду благодатной правды. Несродно отвергнуть свое богохульство тому, кто признает это богохульство святою Истиною; несродно ему узнать святую Истину, потому что самый орган зрения, душевное око, ум его, ослеплен ложью».

А «основной шаг» в предлагаемой практике этого «сближения» нельзя назвать иначе, как вопиющим беззаконием: «Один из основных шагов, который она [Церковь] считает полезным сделать, – это разрешить духовенству и мирянам Православной Церкви молиться вместе с членами Восточных нехалкидонских церквей».

10-е и 45-е правила Святых Апостолов категорически запрещают молитву с еретиками, грозя епископам и священнослужителям извержением из сана, а мирянам – отлучением от Церкви. Поэтому непонятно, к чему авторы проекта буквально в следующем предложении объявляют «своим принципом верность Вселенскому Православию в его вероучении, нравоучении и каноническом устройстве», – верность, которую они предумышлено не хранят.

Вызывает недоумение и другое утверждение документа: «Православная Церковь признает апостольское преемство иерархии в Восточных нехалкидонских церквах». Но это тоже неправда! Церковь Христова не признает апостольского преемства у еретиков. Святитель Василий Великий пишет: «Ибо, хотя начало отступления произошло через раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство». Таким образом, в отношении еретиков-монофизитов проект неоспоримо расходится с учением Православной Церкви.

Посмотрим теперь, что сказано в нем о католицизме. Итак, подпункт «в», «Православие и Римско-Католическая Церковь»: «Православные автокефальные Церкви видят в Римско-Католической Церкви западную ветвь Древней Церкви, от которой произошли различные Церкви западной традиции, так что они связывают с нею в известной мере Старокатолическую, Англиканскую Церкви и Церкви протестантской реформации».

В Никео-Цареградском Символе Веры, принятом всеми Православными Поместными Церквами, сказано: «Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Эта Церковь – Православная. Она и древняя, и вечно молодая, и только она – Единая Святая, Соборная и Апостольская. Римская лжецерковь, бывшая некогда тоже Поместной Церковью, ветвью Единой Православной Церкви, по причине принятия ею неправых догматов отпала, соделавшись как бы мертвою. Вот как Православная Церковь смотрит на римскую лжецерковь и на произошедшие от нее «церкви западной традиции», т. е., по сути, ереси и секты. Преподобный Амвросий Оптинский наставлял: «Православная Восточная Церковь от времен апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповрежденными от нововведений как учение евангельское и апостольское, так и предание Святых Отцов и постановления Вселенских Соборов . Римская же церковь давно уклонилась в ересь и нововведение . Римская церковь , так как не хранит свято соборных и апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви».
Колонна у храма Гроба Господня, на которую сошел Благодатный Огонь в 1579 году, когда представители армянской монофизитской «церкви» не пустили православных в храм
Далее авторы документа делают еще одно лукавое заявление: «Христианские взаимоотношения последнего времени (т. е. экуменические контакты), побуждаемые и вдохновляемые Божественным призывом „Да вси едино будут“ (Ин. 17, 21), в том числе православные совещания на острове Родосе, Второй ватиканский собор Римской Церкви, встречи и практическая деятельность представителей Православия, католичества и протестантства, требуют сближения между восточными и западными христианами для восстановления единства».

Если вдуматься в это предложение, то получается, что экуменические контакты продвигаются не людьми, не масонами, а идет какой-то самостоятельный стихийный процесс, якобы вдохновленный словами Спасителя. Но ведь это неправда! Отнюдь не Христос и Его Слово стали основанием первых экуменических конференций, их зачинщики – сатана и его служители. В 1946 году в масонском журнале «Le Tеmple» было опубликовано следующее признание «вольных каменщиков»: «Проблема, выдвинутая проектом объединения церквей , немало обязана нашему ордену . При возникновении первых экуменических конгрессов вмешательство наших англо-саксонских скандинавских братьев было определяющим, и их деятельность была неустанно направлена на организацию так называемого христианского единства». Нет сомнений и в том, что предстоящий в 2016 году лжесобор, имеющий целью проведение реформации во всех Поместных Православных Церквях и склонение их под власть «восточного папы» – Константинопольского Патриарха Варфоломея, – также инициатива антихристианского общества.

«Область практического приложения любви христианской чрезвычайно обширна, – продолжают авторы проекта. – В наше время, исполненное тревоги за судьбы мира, главнейший пункт практической совместной христианской деятельности составляет служение примирению человечества».

И отсюда, от этого «служения примирению», перекидывается мостик к следующей теме соборного каталога – «Вклад Православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы». Удивительно! Всего лишь в одном предложении открывается вся суть вопроса. Т. е., иными словами, главным побуждением к продолжению экуменических контактов «православных» модернистов с еретиками является «борьба за мир во всем мире». А «диалог любви» – важнейшее к этому средство.

В заключение проекта авторы, верные до конца избранному стилю изложения, «со смирением и послушанием Богу» предают «это дело в руки Божии». Но смирение и послушание прежде всего выражаются в стремлении к исполнению воли Божией, Его заповедей, в следовании Его учению, т. е. учению Вселенских Соборов и Святых Отцов. Попирающие и нарушающие Божественные постановления не могут иметь послушания и проистекающего из него смирения. Соответственно и авторы проекта отнюдь не отличались смирением, поскольку дерзнули свое ложное мнение поставить выше учения Святых Апостолов и Отцов. Оптинский старец Амвросий наставлял: «Как пишет древний Святой Отец преподобный Иоанн Лествичник, гордость побеждается смирением, а добродетель смирения принадлежит не всем людям разных вероисповеданий, а только правоверующим. Правое же и истинное вероисповедание одно, как свидетельствует святой апостол Павел: „Един Бог и едина вера“».

Что же в итоге? Данный проект со всей ясностью еще раз подтверждает, что предстоящий «Всеправославный собор» – как по своему происхождению, так по целям и задачам – не православен, лишен благодати, и организаторами его движет отнюдь не Святый Дух. Это собрание представителей Поместных Православных Церквей, предназначенное для проведения в жизнь Церкви Христовой обновленческих реформ. Но Православие с ересью примирить невозможно, ибо что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? (2 Кор. 6, 14–15).



Священник Михаил НОВИКОВ Православный крест

Комментарии гостей (16)

Всего: 16 комментариеввсе комментарии ( 28 )
#3 | Степан Дьячков »» | 05.04.2015 04:39
  
-3
У каждого человека есть Богом данная свобода владения информацией, доступа к ней. ЛЮБОЙ информацией. Ересь-не то, что противоречит позиции церковников, а то, что приносит вред людям. То есть нужно доказывать ереси не с упором на позицию РПЦ(или другую ветвь христианства), а с упором на их вредоносность для человеческого благополучия.

Для этого нужно сравнение, понимание, и, главное-опыт, который покажет временем, что ересь, а что нет. Запрещать бесполезно, доступ к информации не может быть закрыт, т.к. все тайное(скрытое), станет явным. Закрывая доступ ко лжи, автоматически закрывается и доступ к правде. Это как если человеку завязать глаза-он не будет видеть вообще ничего.
#4 | Olesya »» | 05.04.2015 05:56 | ответ на: #2 ( Кирилл Д. ) »»
  
-3
Я православная христианка.Много лет в храме,имею(слава Богу) послушание,и никогда не лезла в церковные доктрины и как не прискорбно--не читала библию--довольствовалась тем малым,что получала в церкви.А недавно Господь привел меня в харизматичную секту(иначе это назвать нельзя) я думаю для того чтобы укрепить в вере православной..К чему привело мое знакомство с харизматами---я стала читать библию..И не просто читать--мне хотелось толкований Святого Письма--и Слава Богу интернет дает такую возможность.Я слушала проповеди и православных святых и современных отцов нашей церкви и протестантских пасторов..Я нисколько не удивлена происходящему безразличию--ведь вера от слышания..Слышание от слова---а слова мы не знаем и к сожалению православие столько религии имеет в своей церкви что способствует не укреплению в вере а к абсолютному равнодушию и исполнению ритуалов..Люди бояться без платка зайти в храм(это хорошо как бы) но не бояться не соблюсти Закон Божий в главном-возлюбить ближнего.. Если православие не перестанет насаждать религию--что есть дикий опиум--то сожрет само себя изнутри..Равнодушия станет больше,веры еще меньше,секты расплодятся и возьмут мозг человеческий под неустанный контроль..
#5 | фтин »» | 05.04.2015 05:56 | ответ на: #2 ( Кирилл Д. ) »»
  
2
((( Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас грешных!
#7 | фотин »» | 05.04.2015 06:21 | ответ на: #4 ( Olesya ) »»
  
0
Платок покрывает и прибирает, либо вы носите платок, либо делаете прическу и прихорашиваетесь, чтобы людей не напугать. Что для Бога важнее. Вы просто не понимаете смысла того, что называете "ритуалами". А те, кто по силам пытается исполнять- именно, что любит и уважает
#11 | Маруся »» | 05.04.2015 07:59 | ответ на: #8 ( Кирилл Д. ) »»
  
1
Вне Церкви нет благодати. Это так. Только под Церковью мы понимаем каждый свое. Секты большие и маленькие, церкви разные вокруг, где же Христос? А ведь Он уже ответил просто и ясно: "Царство Божие внутрь вас есть" Вот там Его и надо искать, не ошибетесь, и война этому не помеха и расстояния и один там Великий Господин и Отец. Настоящий. Родной.
#12 | Olesya »» | 05.04.2015 09:00 | ответ на: #9 ( Александра З. ) »»
  
0
Вот текст из Библии, который затрагивает эту тему:

Будьте подражателями мне, как я Христу. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? (1Коринфянам 11:1-15)
#13 | Olesya »» | 05.04.2015 09:00 | ответ на: #11 ( Маруся ) »»
  
0
Церковь — это всеохватывающее и бессмертное единство человека с Богом, другими людьми и Ангелами, это высшая цель и высший смысл существования вселенной, соединение твари со всей полнотой Божией (Еф. 3:19). Во Христе «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9), и все мы призваны в Его Тело, чтобы исполнится этой полнотой Божества (Кол. 2, 10). Церковь, состоя из двух начал, невидимого и видимого, Божественного и человеческого, управляется Духом Святым: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).
#14 | Olesya »» | 05.04.2015 09:00 | ответ на: #10 ( Кирилл Д. ) »»
  
1
Дорогой мой брат Кирилл, я прошу прощения что возмутила ваши помыслы и услышала жесткие обвинения в мой адрес..Господь нам судья..Я очень дорожу своим послушанием..Очень..Потому что служить Богу--это прежде всего послужить с любовью своим ближним..Потому что Бог--есть любовь и причем любовь совершенная..Разве мы знаем высшее проявление любви к ближнему и к людям кроме Божьей?? Ведь он отдал своего сына на смерть за наши грехи!!!! Мне очень жаль что никто не ответил мне и о ношении платка в Святом Писании--я там прочитала об этом..А ведь обряды в церкви без полного понимания происходящего никакого отношения к укреплению веры православной не имеют..И это и таинства церкви--о которых мы знаем только ,что это таинства--а ведь они имеют глубочайший смысл и по-настоящему укрепляют в вере в Бога..И учения святых отцов православной церкви без их истолкования людьми учеными в православии тоже мертвы..А ведь такого института веры как в православии нет ни в единой конфессии..Я думаю что прежде всего проповедовать слово надо перед молодежью--ведь так мало молодых в православном храме..Зато их столько в харизматичных церквях и они там поют и славят Господа имея жуткие заблуждения о спасении своих ближних--ибо харизматы не заботятся о собственном спасении а о спасении ближнего..
#17 | фотин »» | 05.04.2015 13:47 | ответ на: #15 ( Александра З. ) »»
  
-2
Да нет у Кирила никакой озлобленности, просто когда человек переживает по какому то поводу, имеет рассудительность и ответственность, можно ошибочно углядеть в этом злость
#18 | фотин »» | 05.04.2015 13:47 | ответ на: #9 ( Александра З. ) »»
  
-3
Платок, в смысле покров, про прическу немного в шутку, написала, поэтому наверно и стало вам так смешно, что огромную статью написали, а мне смешно, что платок это статус, всегда в Церковь в платке ходили и стар и млад, да и в миру ранее женщины голову прикрывали, это потом мода появилась
#19 | фотин »» | 05.04.2015 14:32 | ответ на: #15 ( Александра З. ) »»
  
-2
"мне смешна мысль фотин о предназначении платка."
прошу прощения-уточню свою мысль: предназначение платка, как внешний(но важный для Бога и людей) символ покрова, смирения и целомудренности, как вы правильно потом уточнили, именно это я и подразумевала
#21 | Денис »» | 05.04.2015 16:26 | ответ на: #9 ( Александра З. ) »»
  
0
Почему в каких-то случаях христианки надевают головной убор?




1 Кор. 11:3—10: «Каждому мужчине глава — Христос, женщине глава — мужчина, а Христу глава — Бог. ...Всякая женщина, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, позорит свою голову... Мужчина не должен покрывать свою голову, так как он образ и слава Бога, а женщина — слава мужчины. Не мужчина от женщины, но женщина от мужчины; и к тому же не мужчина сотворен ради женщины, но женщина — ради мужчины. Поэтому у женщины должен быть на голове знак власти — для ангелов». (Надевая в определенных случаях головной убор, христианка показывает, что уважает установленный Богом принцип главенства. Христос уважает теократическое главенство. Мужчина и женщина тоже обязаны это делать. Первого человека, Адама, не рожала женщина, его сотворил Бог. Создавая Еву, Бог использовал в качестве основы ребро Адама; Бог сказал, что она будет помощником для Адама. Итак, мужчине, которого Бог создал первым, была отведена роль главы. Мужчине не нужно покрывать голову, когда он «молится или пророчествует», поскольку, если говорить о главенстве, он — образ Бога и не имеет над собой главы на земле в делах, касающихся его семьи. Однако, если женщина «молится или пророчествует» с непокрытой головой, это выявляет ее неуважение к положению мужчины, которое дал ему Бог, и позорит мужчину.

Когда женщине необходимо надевать головной убор?




Как показано в 1 Коринфянам 11:5[ и всякая женщина, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, позорит свою голову, потому что это то же самое, как если бы она была с обритой головой]

, это необходимо, когда она «молится или пророчествует». Это не означает, что она должна надевать головной убор во время личных молитв или когда она беседует с другими о библейских пророчествах. Однако, если в каких-то случаях ей приходится заниматься делами, связанными с поклонением, которыми в обычных обстоятельствах занимался бы ее муж или другой мужчина, она должна надевать головной убор в знак уважения к главенству мужчины. Если она в присутствии мужа молится вслух за себя и за других или проводит изучение Библии — то есть обучает,— тогда ей нужно надевать головной убор, даже если муж не разделяет ее веры. Но ей не нужно надевать головной убор, когда она молится или изучает Библию со своими некрещеными детьми в отсутствие мужа, поскольку Бог дал женщине право учить своих детей. Если, в исключительных случаях, она проводит заранее запланированное изучение Библии в присутствии мужчины, который является крещеным членом собрания
#22 | Олег »» | 05.04.2015 16:48 | ответ на: #21 ( Денис ) »»
  
6
Головной убор женщина православная должна носить НЕ СНИМАЯ даже на ночь.
#23 | Олег »» | 05.04.2015 17:14 | ответ на: #20 ( Александра З. ) »»
  
2
Простите душенька, но Вас понесло. Впереди Страстная седмица, будьте осторожнее в словах, лучше перемолчите. 150 Богородиц ежедневно Вам в помощь. Храни Вас Господь.
#25 | Денис »» | 05.04.2015 17:38 | ответ на: #22 ( Олег ) »»
  
0
И кто это сказал?
#27 | Степан Дьячков »» | 05.04.2015 19:39 | ответ на: #26 ( Александра З. ) »»
  
-6
Ой! Александра! Благодать-выдувается, без платочка, я плакаль...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU