В. Воробьев. Православная инфраструктура. Опыт и перспективы


Введение

Вспоминая первые шаги в православии, ловлю себя на мысли, что это было в какой-то другой моей жизни, по крайней мере, в очень и очень далекой. На самом деле прошло лишь 20 лет. Но посмотрите, как преобразилась за это время Русская Православная Церковь! Перемены разительные, просто фантастические: сотни восстановленных или отстроенных с нуля монастырей, десятки тысячи открывшихся храмов, миллионы обратившихся к вере соотечественников /1/! Ну разве реально было даже помыслить об этом в начале 90-х годов?

Помню, когда начал интересоваться православной литературой и подходить к церковным лавкам Данилового монастыря, Казанской церкви в Коломенском, других храмов Москвы, кроме Библии, Нового Завета, Молитвослова ничего тогда не видел. Лишь один раз попался Церковный вестник или другой издававшийся МП РПЦ журнал. И больше ничего не было, несмотря на большой интерес к вере и нашей истории. В конце 90-х стали издавать все больше книг, сборников, журналов и газет – мы читали их взахлеб, делились друг с другом впечатлениями. Но представить себе нынешние печатные и интернет-издания не могли.
Монастыри и храмы, слава Богу, стоят, литературы и всего, что касается веры и знаний, у нас хватает в избытке, однако нет самого главного, давно ожидаемого – воцерковления всей нации /2/. Оказалось, что нет прямой связи между количеством открываемых храмов и ВУЗов православного профиля, доступной всем литературы, интернет-ресурсов, видеофильмов, и желанием стать православными христианами, хотя крещены у нас более 70% сограждан.

Такое «открытие» сильно удивило не только прихожан храмов, но и многих священников, некоторых иерархов. Об этом открыто заговорил Патриарх, начиная с первых своих поездок по стране. Запомнилось выступление Святейшего перед клириками тульской епархии /3/: там впервые была поставлена задача по работе в массах. Как образно писали тогда СМИ, «дан приказ священникам идти в народ». И многие пошли – в школы, лицеи, колледжи, ВУЗы, различные организации и учреждения, и даже в управленческие и властные структуры на местах, в регионах и Москве. Но, несмотря на активную миссионерскую, информационную, социальную и общественную деятельность Церкви, заметного увеличения прихожан так и не произошло. Не произойдет его и в перспективе, потому что власть настойчиво заявляет о своей приверженности светскому характеру государства и отделению от него Церкви.

Таким образом, несмотря на свободу Церкви, ее активную деятельности в рамках Устава и сегодняшний уровень влияние на граждан, общество и государство, она не может привести к кардинальным переменам в России. Подавляющее число граждан, не менее 70%, никак не интересуется внутрецерковной жизнью и не руководствуется в своей жизнедеятельности христианскими заповедями, традициями и ценностями. Поэтому, вполне естественны все моральные, нравственные и духовные болячки нашего общества, начиная от алкоголизма и наркомании, преступности и проституции, и заканчивая тотальной коррупцией и сдачей национальных интересов, природных и других богатств, финансовых ресурсов нашим и иностранным олигархам, транснациональным корпорациям и богатейшим странам мира /4/.

Понятно, что у многих клириков и мирян, находящихся под очень сильным впечатлением от растущего день ото дня негатива и упорного нежелания действующей власти переводить Россию в православное состояние, заметно поубавилось и рвения, и оптимизма. Тем более что практически никто не представляет, как усилить влияние Церкви на наше общество.

Так получилось, что над данной проблемой мне пришлось задуматься лет 5 назад, когда стало понятно, что действующая власть не является сторонницей кардинальных перемен, сопоставимых по своим масштабам с Крещением Руси в 988 году. Тогда Великий Князь, являющийся тезкой нашему Президенту, понял, что развитие Руси без истинной религии просто невозможно в каких-то человеческих рамках. Дикость и жестокость были такие, что дальше ехать было некуда, разве что вновь обрасти шерстью и превратиться в животных. Не понятно, на что надеются нынешние правители, но если они думают, что Россия упала на самое дно, то глубоко ошибаются – трагически события на Украине показывают это.

В такой ситуации возникает закономерный для мирян и клириков (всей Церкви) вопрос: как православным христианам, понимающим пагубность продолжающейся линии государства на языческое развитие и будущее, попытаться, наперекор обстоятельствам, повести людей за собой в христианскую альтернативу? Что для этого нужно предпринять, как можно все это организовать без противостояния с властью, строго в рамках законов и Конституции?

О православной инфраструктуре

Выход, оказывается, есть, и был изложен сторонниками православного пути развития лет 5 назад в статьях /5-7/, посвященных созданию в России христианской инфраструктуры. В них мы утверждали, что создание такой инфраструктуры – это залог динамичного и мирного развития нашей страны; та ниша, которая позволит увлечь в христианскую перспективу, если не всю нацию, то подавляющее большинство крещенных в детстве и зрелом возрасте людей. И иного пути воцерковления нации, на наш взгляд, сейчас просто не существует.

Что понимается под православной инфраструктурой? Какая-то отдельная территория или гетто, к которому сводят идею недалекие люди? Нет, под православной инфраструктурой понимаются даже не православные поселения в различных уголках необъятной Родины, в которых, кстати, нет никакого порока, если их окормляет Русская Православная Церковь. А целый комплекс всевозможных структур, созданных и управляемых мирянами в общих или коллективных интересах: детские ясли и сады, гимназии и кадетские корпуса, лицеи и колледжи, ВУЗы и НИИ; детские, родительские и молодежные организации, творческие и трудовые коллективы, благотворительные и социальные фонды, юридические и правовые службы. Информационно-аналитические, издательские и полиграфические центры, теле- и радиокомпании, СМИ (печатные и в интернете); производственные, сельскохозяйственные, перерабатывающие и торговые компании; внедренческие, инновационные предприятия /8/. Финансовые и кредитные (товарищества и союзы), банковские структуры; общественно-политические объединения и союзы, движения и партии. Можно еще долго перечислять направления в предпринимательстве, бизнесе (хотя это слово не любят), которые верующие способны создавать и развивать не хуже других, но суть, думаю, понятна и так: создается реальная альтернатива всему имеющемуся сейчас и никак не связанному с христианством. Но только там, где это не противоречит заповедям, принципам и традициям христианства. Когда это будет создаваться не одиночками и не в отдельных селах и городах (что имеется, и, кстати, очень неплохо себя зарекомендовало), а в масштабах всей страны – это будут уже не показательные примеры, а серьезная система, которую мы и назвали инфраструктурой.

Что даст такая инфраструктура

Теперь о том, что даст реализация идеи. Во-первых, – массовые рабочие места для тех, кто хочет работать в православных творческих, трудовых и предпринимательских коллективах, а не где попало. Для многих верующих переход к своим братьям и сестрам станет большим событием, потому что иногда очень трудно устоять в одиночку от соблазнов в заведомо греховной среде. И у верующей молодежи появится возможность вообще не попадать в языческие коллективы, а поступать на работу в разнообразные православные структуры после окончания православных школ, гимназий и лицеев, кадетских корпусов, колледжей и ВУЗов. Во-вторых, это даст христианскую альтернативу для огромного числа крещенных, но не воцерковленных людей – они смогут влиться в ряды крепко верующих и живущих по христианским заповедям людей, изменить свою жизнь и деятельность раз и навсегда. Как известно из опыта, очень нелегко стать христианином в среде неверующих, беспринципных и развращенных людей, далеких от веры, часто даже нападающих на Православие, Церковь, все истинное и Святое. Трудно начать ходить в храм, если нет верующих родственников и друзей по жизни или работе. Другое дело – верующая семья или друзья: они плохому не научат, и в храм обязательно приведут, и вере научат, а не только выбранной профессии.

В-третьих, через 10-20 лет активного создания православных структур по городам и весям России, мы будем иметь совсем другую страну, потому что уже не будет того тотального языческого преобладания во всех сферах и областях, которое есть. Всякий гражданин, на своем личном опыте, собственными глазами, увидит существенную разницу «двух систем». Той, что упорно насаждается властью, не желающей «поступиться принципами» и своей «светскостью, отделенностью от Церкви» /9/, и другой, которая будет создаваться мирянами, молящимися Богу и получающими Его помощь, и окормляться священниками Русской Православной Церкви. Любому благоразумному верующему наперед ясен результат сего «соревнования», но не имея возможности убедить слабо верующую власть в превосходстве нашей «модели будущего», придется это превосходство доказывать на деле, практической деятельностью. Хотя не исключено со временем, что явные преимущества православного способа хозяйствования вынудят власть отказаться от навязанной в 1917 году языческой модели жизнедеятельности в угоду врагу человеческого рода (не к ночи будет помянут).

Вот так, братья и сестры, поставив себе задачу возвращения православной основы нашего существования на земле, не смотря на безразличие власти к нашей альтернативе, мы сами, своими руками и головами, в достаточно сжатые сроки можем/должны преобразить свою Родину до неузнаваемости в самом лучшем смысле этого слова. Распространение нашего вероисповедания на творческую и трудовую, интеллектуальную и предпринимательскую, хозяйственную и финансовую деятельность, наряду с семейной жизнью, даст нам то, чего не смогут дать агитационная, просветительская и миссионерская работа вместе взятые.

Для оппонентов и критиков

Вот, коротко, идея, принципы и механизмы ее реализации. Как видим, никакого «гетто» и никакой «резервации» нет – все реализуется в условиях реальной жизни по действующим законам и в равных стартовых условиях с неверующими людьми. Как нет и «втягивания» клириков и Московской Патриархии в бизнес и политику, прочих выдумок противников идеи православной инфраструктуры, создаваемой исключительно интеллектом, силами и трудом мирян Русской Православной Церкви. Единственное, что требуется от клириков – окормление православных структур, молитва за здравие трудящихся в них, успех дела. Нет здесь, при грамотной постановке дела, никакого протестантского духа: вера наша никак не пострадает в догматическом и практическом аспекте. Наоборот, будет только укрепление веры. Потому что, помимо церковных богослужений, приходских послушаний, домашней молитвы, семейного православного уклада, мы получаем еще и православную творческую и профессиональную самореализацию, качественно отличающуюся от нашего творчества и труда в не верующих, не православных, языческих, а иногда богоборческих коллективах.

К чему должен стремиться христианин? К воцерковлению, спасению, приобщению к вере своей «второй половины», детей (семьи); жизни, поступкам и делам по заповедям. Так учат во всех церквах /10/. Почему при этом никто не говорит о важности христианской организации домашнего хозяйства, труда и творчества; бизнеса, предпринимательства, промышленного и сельскохозяйственного производства? Разве на это мы тратим не большую часть времени нашего существования на земле? Или, может быть, не здесь раскрываются человеческие и творческие, общественные и интеллектуальные, деловые качества и способности, причем, наиболее ярко и полно? Не пора ли, не дожидаясь милости от власти, «оправославить» эту наиважнейшую часть нашей жизнедеятельности? В нашем праве создавать и наниматься на работу в языческую или православную организацию, предприятие, бизнес. Так давайте не будем плодить исключительно языческие структуры, давайте создавать православные. Тем более, что опросы граждан России говорят о доверии к православным руководителям /11/!

И последнее. Очень часто в разговорах о Церкви, ее будущем умышленно, или по глупости, под ней понимаются не люди, верующие в Господа нашего Иисуса Христа, а сооружения, здания и та религиозная организация, которая зарегистрирована Министерством Юстиции Российской федерации по действующему законодательству. Нет сомнения, что сооружения и здания административного или служебного характера, храмы, церкви и монастыри, как и грамотная структурная организация земной Церкви – полезны и нужны. С этим ни один здравомыслящий человек спорить не станет. Но, если мы говорим о Церкви Христовой, возглавляемой Господом нашим, Иисусом Христом, и состоящей из земной, воинствующей части, в которой «числятся» все клирики и все миряне, и Небесной, торжествующей части, в которой праведники, мученики, святые /12/, то она «не вписывается» в рамки Московской Патриархии (при всем уважении и наилучшем отношении к ней). И, в этом смысле, когда мы заявляем о том, что Церковь должна распространить влияние на творческую, трудовую и деловую сферы, то говорим о верующих людях, а не о «юридическом лице» (Московской Патриархии). Причем, подразумеваем здесь исключительно мирян, а не клириков РПЦ.

Согласно «Основам социальной доктрины Церкви» /13/ мирянам не только разрешается, но и рекомендуется активная жизненная позиция и деятельность в миру, к которой относится как предпринимательская, хозяйственная, экономическая, финансовая, так и общественные и политические инициативы. Клирикам, конечно, все это не разрешается рассматриваемой доктриной, но мы их и не предполагаем «втягивать» в реализацию предлагаемого проекта, о чем приходится акцентировать внимание уже ни первый год. Благословения, поддержки и молитвы клириков за успех, как конкретных начинаний мирян на местах, так и нашего общего дела в целом (создания православной инфраструктуры) будет вполне достаточно.

Заключение

Можно и далее призывать нацию в храмы Божии, уповать на миссионерство, катехизацию и социальную деятельность приходов, продолжать требовать от клириков походов в народ и прочих подвигов. Только есть ли на это время, осталось ли? Мы видим, что творится на Земном шаре, как против нас ополчается практически весь так называемый «христианский мир» (США, Западная и Восточная Европа) /14/. Мы знаем пророчества святых о судьбах мира и России. Выбор у нас небольшой: или продолжать безвольно следовать по сегодняшнему пути развития России за подавляющей массой невоцерковленного населения, или, все же, не смотря ни на что, попытаться изменить ситуацию – создать христианскую альтернативу всему, с чем мы сталкиваемся, практически ежедневно, везде и всюду – на каждом шагу.

Мы агитировали и агитируем за перемены. На наш взгляд, это намного продуктивней, чем годами и пятилетками ругать телевидение и прессу, культуру и образование, торговлю и бизнес, социальную и пенсионную сферу, общественные инициативы и политику, власть и практически колониальную государственность /15/. Создание православной инфраструктуры – это путь реальных перемен: эволюционных, не конфронтационных ни с властью, ни с кем бы то ни было; созидательных и альтернативных по христианской сути тому, что имеем. И слава Богу, что, судя по последней информации, это начинают понимать в Патриархии /16/.
_________________________________________________________

1. Статистика РПЦ

2. Жизнь в Церкви. Всего десять процентов

3. Выступление святейшего Патриарха Кирилла в Туле

4. Какие места занимает Россия в мировых рейтингах

5. Политическое и деловое объединение христиан

6. О создании христианской партии

7. Доводы в пользу христианской партии

8. Объявления и обсуждения группы «Православная инфраструктура» портала Экклезия

9. Владимир Путин предложил не забывать о светском характере государства

10. Кто такой православный христианин

11. Треть россиян хотят работать у верующего начальника

12. Иерей Олег Давыденков. Катихизис. Часть 2. Толкование на символ веры. Глава Х. О девятом члене Символа веры

13. Основы социальной концепции РПЦ

14. НАТО создает силы быстрого реагирования против России

15. Российская экономическая модель является колониальной системой

16. Церковь может стать локомотивом развития


Владимир Воробьев,
г. Таганрог Ростовской обл.

____________________________

Предложенная вашему вниманию статья - это возможное руководство к действию в сложное время неопределенности нашего общего (государственного) будущего. Статья не идеальна, не претендует на истину. Приглашаю не только к ее обсуждению и дискуссии, но и к совместной доработке этого материала, распространению в православном интернете нашими коллективными усилиями с целью реализации в жизнь. Тема очень актуальна для мирян, особенно для молодежи - мы имеем всего 10% воцерковленных среди крещеных, поэтому надо как-то решать проблему воцерковления нации! Напрямую в храмы народ не спешит идти, поэтому надо изыскивать новые пути "вовлечения" людей в нашу веру и Церковь, с чем у нас большие проблемы.

Буду рад комментариям и конструктивной критике. В случае заинтересованности, серьезных предложений и дополнений к тексту, готов включить всех помощников-единомышленников в авторский коллектив. Не исключаю возможность издания доработанной статьи отдельной печатной брошюрой...

Прошу, по возможности, распространять ссылку не только на эту страницу, но и на удобный для чтения вариант статьи.

Заранее всех благодарю за внимание и возможную помощь!

Автор

Комментарии (6)

Всего: 6 комментариев
  
#1 | Троицкий Рувим »» | 17.10.2014 16:15
  
2
Благословенному Брату Владимиру Во Веки Радоваться О Воскресшем Царе И Боге Нашем!

Прекрасны сии замыслы Боголюбивой Вашей Души.
Да Благословит Преблагий Господь всякое Доброе Дело Во Славу Божию Начинаемое.

Только при прочтении записанной Вами фразы:
поэтому надо изыскивать новые пути вовлечения людей в нашу веру и Церковь
, вспомнились почему - то Слова из Писаний:
Никто не может Прийти Ко Мне, если не Привлечёт его Отец Пославший Меня.
Кто ведёт в плен, тому самому надлежит быть отведённому в плен...


Мир Вам, Истина, Любовь И Благодать Во Отце И Сыне И Духе Святом!
  
#2 | Владимир Воробьев »» | 17.10.2014 16:20 | ответ на: #1 ( Троицкий Рувим ) »»
  
1
Спасибо... Сейчас подкорректирую... Торопился...

Взял слово вовлечение в кавычки...
#3 | Николай »» | 18.10.2014 10:35 | ответ на: #1 ( Троицкий Рувим ) »»
  
0
Всё перестанет разрушаться в
этом
Мире зла и насилия, если только
один
Народ (а Я говорю о вас)
перешагнёт
свой страх и НЕВЕРИЕ и
продемонстрирует
всему человечеству, что Миром
должна
править ПЕРВОЛЮБОВЬ
открытых сердец,
ведь ПЕРВОЛЮБОВЬ ЕСМЬ
ТВОРЕЦ!
#4 | р.Б. Алексей »» | 18.11.2014 17:55
  
1
Мне думается, что если бы те 10 % воцерковленных православных христиан одели платки и перестали брить бороды, очень скоро к ним бы присоединились многие другие. Во-первых это привлекло бы к ним самим благодать Божию, помогло бы держать православный уклад. Ведь бритые мужчины и женщины, которые снимают покров с головы по выходу из храма, все же выходит "стесняются" Господа и значит их вера неполна и они не могут подать добрый пример, поскольку сами лицемерят.
Во-вторых, внешний добрый пример - всегда ведет к подражанию, очень скоро мода на православный внешний вид была бы подхвачена молодежью, для которой внешнее особенно важно. А если этого образа вокруг нет - кому же подражать?
Третье - это очень легко сделать изнутри церкви, не прибегая к каким-то искусственным методам. Ведь нет ничего проще чем батюшкам сказать прихожанам о том, что наш внешний вид должен соответствовать святым образам, которые окружают нас в храме. Трудно представить, чтобы Богородиц снимала платок, выходя из храма, или чтобы брился Спаситель.
Несколько сотен тысяч православных на улицах России станут живой проповедью и примером веры. Для них Господу нетрудно выстроить и остальную православную инфраструктуру. Но пока что даже эти пресловутые 10 % в миру в подавляющем большинстве выглядят как язычники. Как же можно звать кого-то в Церковь, если сами мы, покидая храм, становимся неотличимыми от тех, кого мы хотим туда привести?
  
#5 | Владимир Воробьев »» | 21.01.2015 11:34 | ответ на: #4 ( р.Б. Алексей ) »»
  
0
Мне кажется, что не надо все утрировать и обобщать... Ситуация внутри сообщества мирян не простая, но она и не безнадежная... И потом, кто осмелится утверждать, что среди мирян нет праведников и молитвенников? Что нет тех, кто ведет правильную с точки зрения нашей веры жизнь и деятельность? Что нет тех, кто ежедневно творит добро и этим спасается? Святые отцы говорят так: следите за собой и осуждайте себя, а за другими будут следить сами эти другие, да еще Господь Бог...

Хотелось бы, чтобы комментарии были ближе к теме - мы здесь не обсуждаем духовные проблемы мирян...

Последний, отредактированный и выправленный вариант статьи:

http://issuu.com/vladimirvorobyov/docs/____________________________________11d7fe20502e21
#6 | Вера »» | 21.01.2015 12:19 | ответ на: #4 ( р.Б. Алексей ) »»
  
0
Во славу Божию хожу в платке, не снимая. И всем советую. Это покров от самой Божьей Матери. Божьей помощи!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU