Русское деревянное зодчество.


Эту статью написал В.В. Носов, один из руководителей реставрационно-плотницкого объединения, где я прошёл курсы. Похоже, Владимир Васильевич, сам того не подозревая, касается темы волновой генетики.

ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬ И ЕСТЕСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИОННОГО ДЕРЕВЯННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
(вводная лекция)


Почти целиком деревянный мир прошлого

Дерево - дар природы, дар божий. Все народы прошли периоды глубокого соприкосновения с ним. Деревьям поклонялись, их обожествляли. Вся Вселенная в космогонии древних представлялась в виде гигантского Мирового Древа, охватывавшего все её сферы, уровни, миры. Много тысячелетий дерево было и Храмом, и Кровом.
Постепенно люди научились использовать дерево и для удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей, освоили его функциональные и конструктивные качества как материала. Но особо плотное и длительное общение с деревом произошло у нас, русских, и живущих с нами бок о бок народов. Недаром с незапамятных времён и почти до наших дней (по крайней мере, до первой половины 20-го века) почти все население России проживало в деревнях, поселениях, название которых говорит само за себя. Ну и конечно всё в этих деревнях было деревянным. Целиком деревянные, от фундамента и до конька, были и русские дома, и русские бани, и многочисленные хозяйственные сооружения: дворы, хлева, сенники, сараи, амбары, риги, овины, изгороди; весь хозяйственный инвентарь: лопаты, грабли и вилы, сохи и бороны; весь транспорт – телеги и сани, лодки и лодьи; многочисленная утварь – мебель, посуда, ткацкие станы. Можно сказать, что всю свою жизнь от рождения и до смерти человек проводил в постоянном соприкосновении с деревом. Появившегося на свет человека укладывали в деревянную люльку, а когда он уходил из земной жизни, на могиле его ставили бревенчатую домовину и голбец (позднее крест).
И с возникновением городов картина не поменялась. Наоборот, размах строительства из дерева ещё больше восхищает. Это был целый мир сооружений из дерева. Многочисленные деревянные усадьбы, с рубленными в несколько этажей домами и другими строениями, обнесенные частоколами, изгородями и заплотами, плотно выстраивались в разветвленные улицы, которые мостились бревенчатыми мостовыми. Здесь же по деревянным водопроводам подавалась вода. Некоторые дворы достигали гигантских размеров, а на каждой улице стояли деревянные церкви «дивной красоты». Их иконостасы составлялись из изображений, написанных на досках. А многочисленные берестяные грамоты свидетельствуют об интенсивной переписке на берёзовой коре. Все это окружалось деревянными крепостными стенами и башнями, иногда в несколько рядов, за которыми опять возникали деревянные посады и слободы. Такие городские образования часто выгорали, иногда дотла, но очень быстро отстраивались вновь, за один-два сезона. Такова была мощь культурного пласта деревянного русского строительства.
Всё это было возможно благодаря древней народной русской традиции плотницкого искусства, искусства обрабатывать дерево плотницким топором, рубить с его помощью деревянные срубы. Недаром на Руси в старину не говорили «строить дома, строить города», а говорили «рубить дома, рубить города». И этим особым плотницким топором рубили и целые крепости с длиною стен в 16 км (земляной город в Москве), и дворцовые комплексы в 270 помещений (дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском), и церкви богатейшей архитектуры, достигавшие высоты 50 метров и более, некоторые из которых ещё сохранились на Русском Севере. Всё это позволило академику Д.С. Лихачеву заявить о древнерусском деревянном зодчестве как о величайшем вкладе русской культуры в копилку мировых цивилизаций.


Бревенчатый сруб

А в основе всего этого лежала простая и ясная срубная конструкция из горизонтально уложенных брёвен, схваченных в замок (в обло или в лапу) своими концами и припазованных друг к другу по длине при помощи канавки – или, попросту, сруб. Каждый русский мужик владел плотницким топором и сам рубил себе все необходимые срубные постройки: русскую баню, амбар, хлева и клети. А чтобы срубить большой деревянный дом собиралась сельская община и всем миром рубила его за сезон. Но постепенно, еще в древности, появились люди, особенно славившиеся умением связывать, сплачивать бревна в единые срубы – плотники. Именно они и рубили шедевры деревянного древнерусского зодчества. И было их так много, что жили они целыми слободами, а в Новгороде уже с 11-го века существовал Плотницкий конец.
Изначально в качестве строительного материала использовали исключительно только круглый лес, т.е. простое бревно. Получали его путем валки деревьев хвойных пород с последующим освобождением от сучков и коры. Далее, в зависимости от назначения постройки, брали брёвна нужной толщины (от 10-15 см до 80-100 см) и длины (от 2-3 м до 12-15 м), при этом в плане срубы могли быть как простые четырехстенки, так и сложнейшие срубы «о 20-ти стенах» или срубы со множеством внутренних стен – перерубов. Количество венцов определялось высотой сооружений и могло быть очень большим. Так Успенский собор 14 в. в Великом Устюге имел 99 венцов только от земли до шатра. Поначалу в древности крыши служили и потолками - и сооружались, как и стены, из круглых брёвен, с помощью одного топора.
Это был наиболее архаичный вид деревянных сооружений, где использовался только нерасчленённый материал – бревно. Он наиболее глубоко и ярко отражал дух деревянной архитектуры, дух, заложенный в строительном материале. Круглое нерасчлененное бревно придавало сооружению и естественный природный масштаб, и столь же естественную природную ритмизованную форму, и давало наглядное представление о толщине стен. При этом способ укладки брёвен прекрасно выявлял на фасадах внутреннюю пространственно-планировочную структуру сооружения, а простая и понятная, «осязаемая» технология припазовки брёвен по длине и вязки в углах создавала реальное ощущение плотности и жёсткости срубной конструкции. Это фундаментальное архаическое качество деревянной архитектуры.


Окантованные брёвна

Довольно рано, в отдельных случаях стали делать специальную обработку бревна – снимать с него часть круглой поверхности и получать плоский кант. Протесав бревно с двух противоположных сторон, получали двухкантный брус или лафет. Выделывались канты и с трёх, и четырёх сторон. Такие окантованные брёвна-брусья находили специальное применение в особых частях деревянных сооружений, где они постепенно заменили применявшиеся ранее круглые бревна, прежде всего - в обрамлении дверных и оконных проёмов. Связанные между собой в углах, эти брусья назывались косящатыми колодами или попросту - косяками. Для их изготовления отбирался наилучший материал, который запасали загодя и, чтобы медленно усыхала древесная плоть, специально выдерживали втемнях, томили укутанным в одеяла…
Особенность архаического подхода в том, что небольшой проём обрамляется массивными колодами. Такое обрамление, осознанное как важнейший обережный элемент на границе двух миров, обоснованно введённое в конструкцию, стало мощнейшим символическим и эстетическим образом в деревянной архитектуре. Насыщенные массой, кажущиеся колоссальной глубины и толщины, ощущаемые в масштабном контрасте с реальным размером проема, колоды обрамлений порождают особое эмоциональное состояние.
Другое не менее важное и ответственное место использования окантованного бревна – рубленное подпечье. На севере, где русские печи были особенно велики, а дома ставились на высокие подклеты, это было необходимо. Печь, входящая в сакральный комплекс русской избы, неизменно получала внушительный, масштабно соответствующий своему значению постамент.
Наконец, самое широкое применение окантованные брёвна нашли в крыльцах и гульбищах-галереях, опоясывающих церкви, где они играли роль несущих столбов в каркасной конструкции.


Колотые брёвна

Столь же давно научились разваливать, раскалывать прямослойные брёвна по длине надвое и получавшиеся плахи использовать в перекрывающих конструкциях – полах, потолках и кровлях. Это решило некоторые задачи по утеплению жилых помещений и облегчению конструкций. Следующий этап – выделывание тёса, т.е. широких толстых досок и использование их в качестве кровельного материала. Тес получали раскалыванием бревна на две половины с последующей протеской топором на два канта – отсюда его название. Всё это привело к появлению в деревянной архитектуре первых плоских поверхностей. В дальнейшем и стены для удобства пользования также стали протесываться изнутри (в лас). Несмотря на появление этих функциональных уплощенных поверхностей, архаический характер деревянной архитектуры не претерпел кардинальных изменений. Во-первых, из-за плах, равных по ширине бревнам, не изменилась масштабность деталей. Во-вторых, плахи сопрягались также как и брёвна - по кривым линиям - и имели комель и вершину. В-третьих, потолки из плах клались на выступающие круглые матицы, а протёска стен велась со скруглением в углах (в круглый угол), при этом не все бревна протесывались. Кроме того, обрабатывались эти плахи и брёвна топором или скобелем неровно и фактурно, так что каждая из них в отдельности, как и все вместе, - были далеки от идеальной плоскости. Рационалистические нововведения не перебороли природного начала архаичной архитектуры, но привели к обогащению форм за счёт большего разнообразия поверхностей, их фактурной обработки и выявления текстуры древесины.

. . .

Мы проследили путь получения и использования всё более разнообразного по форме традиционного материала. Пожалуй, именно здесь проходит грань, водораздел, за которым начинается движение вниз. Все последующее расчленение материала, начавшееся продольной распиловкой бревна, использование нового нетрадиционного инструмента, тем более подмена ручной работы на станочную - привели к противоестественному качественному перерождению эстетических свойств материала и, как следствие, всего образного строя нынешней деревянной «архитектуры». Следствием этих тенденций в деревообработке, направленных, прежде всего, на упрощение строительных работ, стали рационализация и стандартизация форм элементов и способов их сопряжений. Так на первый план вышли - брус прямоугольного сечения и обрезная доска, неширокая и нетолстая, вплоть до вагонки. Их легко перемещать и прикладывать друг к другу почти без подгонки. Как результат - утомительное доминирование мелкомасштабных элементов, назойливость прямых линий и прямых углов в сопряжениях, монотонность лишенных толщины и массы плоскостей стен и потолков и т.д.
Всю красоту, всю художественную выразительность традиционной архитектуры, её масштаб, определяющий тон - задавали элементы крупных размеров и естественной формы. Чем архаичнее, тем крупнее. Это были мощные и не всегда ровные брёвна, массивные брусы и лафеты, широкие колотые плахи и тесины, которые обрабатывались вручную, с несколько грубоватой, но полной силы выразительностью. Все эти элементы компоновались и сопрягались по естественным линиям, заданным природной формой материала. Каждый раз одна деталь подгонялась к другой с учётом кривизны их поверхностей. Такое претворение материала в архитектуру требует гораздо большего труда при исполнении строительных работ, но приводит к гораздо более энергичным взаимодействиям формы и массы, а, следовательно, и сильному воздействию на человека. Это общее качество всех архитектур архаических цивилизаций: таковы сложенные из гигантских каменных глыб мегалитические сооружения Европы эпохи неолита – дольмены и кромлехи, или циклопические стены из плотно пригнанных камней неправильной формы городов древнейшего, Микенского, периода Греческой цивилизации и древнейшей американской цивилизации Инков и т.д. Наиболее жизнеспособным оно оказалось в лоне русского деревянного зодчества, питая его своими живительными соками вплоть до начала двадцатого столетия, так, что мы сейчас ещё можем стать прямыми восприемниками этой удивительной архитектуры.


В.В. Носов

Комментарии (18)

Всего: 18 комментариев
#1 | Дмитрий »» | 12.11.2014 14:47
  
3
Бог в помощь!
#2 | Ирина »» | 12.11.2014 15:15
  
4
Фильм "Музей под открытым небом" знакомит с памятниками деревянного зодчества русского Севера, рассказывает о работе реставраторов.
#3 | Ольга »» | 12.11.2014 15:15
  
3
Прелесть
  
#4 | Сергей И. »» | 12.11.2014 15:55
  
4
Тоже народные промыслы. И музей деревянного зодчества имеется.
  
#5 | Сергей И. »» | 12.11.2014 15:57
  
3
Из традиционного материала
Сработаем терем, каких нынче мало,
А, может быть, и вообще не осталось ...
Ну разве на севере самая малость.
  
#6 | Сергей И. »» | 12.11.2014 16:00
  
3
Только на Севере ставят такие кресты,
Что до космической могут достать высоты.
Север - се Вера, поэтому всё, что на нём,
Под благодатным, сияюей Веры огнём.
  
#7 | Сергей И. »» | 12.11.2014 16:13
  
2
Сорок четыре просмотра и шесть комментариев,
Чуть ли не сразу, как только добавил статью.
Вот как влияет на души наследие ариев.
Все к топору! Не хотите? Ну, значит, адью.
  
#8 | Сергей И. »» | 12.11.2014 17:42
  
4

Уместно и кстати привести здесь это видео. Автор вышеприведённой статьи В.В. Носов рассказывает в конце фильма о срубленной по-старинке бане.
#9 | Anne »» | 12.11.2014 22:25
  
5
И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: "Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье". Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме пришел в Синоп.

Прп. Нестор Летописец "Повесть временных лет"


Традиционный быт в русском доме


Плетение из лозы - древний вид творчества.


В гостях у сказки.


Русская Изба



Кружева Сергиево-Посадские.
  
#10 | Сергей И. »» | 13.11.2014 04:28 | ответ на: #2 ( Ирина ) »»
  
2
Такая забота о русской культуре и истории была в советское время. Но выделяются ли государственные средства на этот музей сейчас?
  
#11 | Сергей И. »» | 13.11.2014 05:03
  
4
Вероятно, многие обратили внимание, что торцы изб, теремов, бань, показанных на фото и видео, потрескавшиеся. Процесс нежелательный, но неизбежный. Неизбежный? Дерево, в которое не поступают живительные соки земли, начинает усыхать. Усыхают в первую очередь внешние слои и, естественно, уменьшаются в объёме. Но сердцевина остаётся ещё сырой, поэтому хрупкая сухая древесирна трескается. Казалось бы, ничего здесь не поделаешь, естественный процесс. Но есть способ предотвратить этот процесс. Один мой знакомый физик специализируется по свч технологиям. Даже в голодные девяностые годы он починял свч-печи, чем и зарабатывал на хлеб. Он не имеет научных степеней, но имеет изобретение, до которого не додумались и доктора наук. Дело в том, что в свч-печи из дерева, помещённого туда, влага уходит в первую очередь из сердцевины, куда проникают электромагнитные волны, а потом уже из внешних слоёв. Таким образом древесина в виде брёвен, брусьев, досок и любом ином виде высыхает равномерно, без трещин. Такой материал долговечнее в несколько раз. Поскольку в трещины из внешней среды поступает влага, микроорганизмы, химические соединения и т. п., что ведёт к разрушению. То есть, выражаясь геологическим языком, происходит хемогенное, органогенное, биогенное, физическое выветривание. Чего не случится с деревом, прошедшим усушку о свч-печи. Но чтобы создать свч-печь такого объёма, чтобы туда можно было загружать даже брёвна, нужно минимум шесть японских магнитронов, которые должны синхронно взаимодействовать, помогая друг другу, а не мешая. На практике этого ещё не удалось сделать никому. Кроме упомянутого физика, который для начала окончил инструментальный техникум, а потом уже физфак МГУ. Один доктор наук, сотрудник физфака МГУ, признался, что теоретически он обосновал возможнось создания такой печи, но практически сконструировать и запустить её не смог. А наш рядовой физик смог. Он уже имел опытные образцы и собрал одну большую свч-печь в Костроме, но тут грянула перестройка и всё прекратилось. Однако идея осталась. Воплотить её в жизнь можно, но всё дело во времени и средствах. Дом из брёвен, прошедших такую свч-обработку, простоит не 120-150 лет, а эдак 500. Изделия из ценных пород древесины, над которыми трясутся исполнители, после такой обработки усыхают идеально, не теряя форм. Так что не всё потеряно. Первична мысль, а её реализация зависит от времени.
#12 | Ирина »» | 13.11.2014 12:23 | ответ на: #11 ( Сергей И. ) »»
  
2
Помогай всем Господь сохранить и приумножить творение ума и рук человеческих.
#13 | Степан »» | 13.11.2014 15:56
  
1
Во славу Божию!
#14 | Anne »» | 13.11.2014 16:33
  
2
Кижи — всемирно известный ансамбль русского деревянного зодчества
#15 | Anne »» | 13.11.2014 16:54 | ответ на: #8 ( Сергей И. ) »»
  
2
Священники и чиновники просят сохранить храмы Русского Севера

- Это наследие принадлежит всем нам. Север – это жемчужина деревянного зодчества, но состояние храмов остается плачевным в большинстве случаев, что показывает и состояние всего общества, – рассказал митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил на сайте ИА ТАСС.

Интересно, что сотни деревянных храмов возведено в Архангельской, Ленинградской и Волгоградской областях. На сегодняшний день их реестр создается только православными добровольцами в рамках проекта «Общее дело». Их силами за 7 лет обследовано 270 храмов и часовен, 6 памятников культуры восстановлены полностью.

Священники, искусствоведы, архитекторы и депутаты призывают Министерство культуры взять под особый контроль разрушающиеся памятники деревянного зодчества Русского Севера – храмы и часовни.

Минкультуры предложено включить в федеральную целевую программу раздел «Культура Русского Севера» с подразделом «Деревянные храмы». Кроме этого, Минкультуры предложено значительно упростить методики реставрации деревянных памятников церковной архитектуры в случае выявления угрозы их утраты.

http://protoinfo.ru/svyashhenniki-i-chinovniki-prosyat-sohranit-hramyi-russkogo-severa/
  
#16 | Сергей И. »» | 14.11.2014 04:12 | ответ на: #15 ( Anne ) »»
  
1
Даже чиновники беспокоятся о состоянии храмов Русского Севера? Что-то небывалое. Или рассчитывают, что в случае выделения средств на реставрацию и им что-то перепадёт? Что тут предложить? Для того, чтобы срубить бревенчатый дом по всем правилам плотницкого искусства, достаточно одного опытного плотника. Остальные 4-5 человек будут по мере сил и умения помогать: обрубать сучки, корить брёвна, поднимать и опускать их по указанию своего "генерала", делать простейшие плотницкие работы, которые им можно доверить. Конечно, это займёт больше времени, чем уйдёт его на ту же работу у бригады профессионалов, но срубить дом и с таким составом можно. Также и в случае с храмами Русского Севера. Кликнуть клич добровольцам, или, как сейчас модно говорить, волонтёрам. Как идущие на войну добровольцы не требуют платы, так и в этом случае на такую работу пойдут люди неравнодушные к своей истории, вере, культуре и бескорыстные. Поставить во главе таких артелей профессионалов и дело, хоть и со скрипом, пойдёт. Для плотников профессионалов хотя бы можно раскошелиться на зарплату. Глядишь, и меценаты найдутся.
#17 | Anne »» | 15.11.2014 16:21
  
2
Икона Богородицы «Три Радости», или «Трех Радостей» (так звучит название по-славянски), является одной из чудотворных икон Русской Православной Церкви.

При вхождении в новый дом

Молитва ко Господу Иисусу Христу на вхождение в новый дом


Боже Спасителю наш, изволивый под сень Закхееву внити и спасение тому и всему дому того бывый. Сам и ныне зде жити восхотевшия, и нами недостойными мольбы Тебе и моления приносящия, от всякаго вреда соблюди невредимы, благословляя тех зде жилище, и ненаветен тех живот сохраняяй. Аминь.

При входе в новый дом взывают молитвенно Иосифу праведному, обручнику Пресвятой Богородицы. Как известно, со входом Иосифа в дом Пентефриев явилась всякая благодать в доме, довольство во всем.

Следует иметь в виду, что на основание дома, при входе в дом положен особый молебен, каковой заказывается священнику. А на новоселье служится водосвятный молебен.
Поэтому молебен Иосифу праведному только присоединяется.

На новоселье и при входе в новый дом, на основание дома имеет место молебен Ангелу Хранителю дома.

http://www.wco.ru/biblio/books/molitvy1/H04-T.htm
#18 | Виктор Фёдорович »» | 27.09.2015 19:58
  
0
Во для этого я и в ГУГЛЕ изложил свою научную статью
"Колоссы Русской архитектуры", Приложение к "Колоссам Русской архитектуры", "Древние Русские меры, или меры Белых Богов" и т. д.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites