Доклад одного из ведущих представителей современной православной патристики, французского философа и богослова Ж.-К. Ларше, прочитанный им 16 ноября 2012 года в рамках открытого семинара кафедры богословия Московской духовной академии, приуроченного к 1350-летию со дня кончины преподобного Максима Исповедника.
Напрасно ведущая добивалась от гостя разрешения в студии противоречия между благим Промыслом и объективно существующем злом в мире. ))
Для этого в христианской философии должно разработать особое понятие, которое в язычестве названо «фатумом», и которое тщательно исследовано неоплатониками. И, как бы это явление не называлось, этот «фатум», объективно существует в нашей жизни, как бы мы, живущие в этом мире, не прятали голову в песок в столь деликатном вопросе.
Св.Максима отвечает на этот вопрос, ну и на этом пожалуй все. Или я ошибаюсь?
В настоящее время я, в меру свою, пытаюсь понять и сравнить учение о Помысле Прокла (неоплатоника) и св. Максима. Захватывает сильно сильно, однако!
Пока я понял так:
По Проклу
Есть и Фатум, но есть и Промысл (Проведение). Прокл отмечает, что если Проведение это сам Бог, то Фатум, всего лишь Божественное. Фатум не входит в противоречие с Промыслом, но Промысл, объемлет миры ему (Фатуму) подчиненные. А люди, по причине сложной человеческой природы, как часть космоса, "подчинены" последнему, но сохраняют при этом способность к теургии - к свободе в Промысле.
Интересно, что и для христианских мыслителей и для платоников, было характерно схожее понимание зла: Ничто само по себе не является злом. Но зло имеет место, когда нечто существует не в соответствии со своей природой и своим назначением, когда нарушается иерархия, и высшее оказывается в неестественном для него подчинении низшему. Такова душа человека, не способного управлять своими телесными желаниями и запросами, но полностью подчинившего себя их власти.
Но, конечно, у нас остается разный взгляд, о причинах зла.
У св.Максима о «фатуме» и «промысле» – еще интереснее. Но сложно для моего понимания – страсти не отпускают меня и мешают пониманию (или я не отпускаю страсти)). Увы - в любом случае.
Еще раз убедился в правомочности рассматривать не две, но три категории: Время; Вечность и Предвечность.
(Отрывок)
«Хорошо известно, что одним из центральных аспектов космологии, антропологии, сотериологии, а также эсхатологического учения преподобного Максима Исповедника является его учение о природных логосах тварного. Эти многообразные логосы всего сущего имеют свой источник в Логосе-Сыне Божием и основываются на предвечном и в то же время свободном Божественном замысле о создании мира. Посредством таких предвечных логосов как Божественных волений о каждой тварной природе, об ее устроении, характере и законах ее существования, о ее месте и ее предназначении в общем строе целостного мироздания и получает от Всевиновного Логоса начало своего бытия все созидаемое. При этом, вновь устремляясь к Нему, все тварные природы живут и действуют по определенным богоустановленным природным законам и движутся к своей эсхатологической цели как к предопределенной Творцом самореализации в соответствии с предвечным Божественным планом.
В связи с этим сразу же подчеркну, что природные логосы, как предвечно существующие в Божественном Логосе – в Сыне Божием – и как являющиеся Божественными волениями, всегда остаются неизменными, непреложными: ведь всё имеющее начало своего бытия в Боге – в том числе и «от века» сущие в Нем природные замыслы-воления-логосы – не подвержено изменению. Потому-то и любое – даже малое – изменение такого природного логоса как зиждительного и конституирующего принципа всякой тварной сущности неизбежно привело бы ее к разрушению.
Итак, в природных логосах оказывается предустановлен, предопределен не только бытийный «строй» и жизненные природные законы всякой сущности. В Божественном замысле о тварном также оказывается непреодолимо заложен, предуказан и тот «логос суда», тот эсхатологический итог бытия всех вещей в этом мире, который окажется осуществлен в реальности будущих «Нового Неба» и «Новой Земли», когда Господь Своими Божественными силами «будет… все во всем» (1 Кор. 15: 28). Именно поэтому-то к соединению с Богом, к возвращению природных логосов тварного к их Источнику – Всевиновному Логосу – богоустановленно и потому неизбежно и должно прийти все творение без всякого изъятия…»
«Преподобный Максим Исповедник является необыкновенно глубоким мыслителем.
Но эта его глубина труднодоступна из-за его языка (повествования). Я бы сказал, что в этом смысле, св. Максима можно уподобить античному философу Гераклиту – он настолько же глубок, и настолько же непонятен…»
О жизни, творчестве и богословии великого угодника Божьего преподобного Максима Исповедника.