Конституции РФ и Соборных документов Русской Православной Церкви)
В электронной версии «Российской газеты» от 29 января 2013 г., http://www.rg.ru/printable/2013/01/29/elektr-pasport-site-dok.html опубликован антиконституционный законопроект «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ», разработанный ФМС России. По замыслу разработчиков, этот «документ» должен быть выполнен «в виде идентификационной карты с электронным носителем информации». Далее в законопроекте говорится: «Электронная карта представляет собой материальный носитель информации с персональными данными владельца, включая биометрические персональные данные, зафиксированные на ней в визуальной (графической) и электронной форме и позволяющей идентифицировать личность ее владельца».
Прежде всего необходимо отметить, что электронная карта – это не традиционный документ, удостоверяющий личность гражданина, по которому человек опознает человека, а микропроцессорное устройство, служащее для идентификации и биометрической аутентификации личности держателя карты машинным способом. С помощью этого электронного устройства бездушная компьютерная система опознает человека по его идентификационному коду и биометрическим данным, как некий неодушевленный предмет или вещь. Фактически карта является устройством, не просто идентифицирующим человека, но низводящим личность до уровня товара. Уже одно это обстоятельство говорит об унижении и попрании богоподобного достоинства личности. В традиционном понимании идентификации подвергались трупы, преступники, орудия преступления и психически больные люди.
Биометрические и другие персональные данные держателя карты записываются в микрочип под личным идентификационным кодом человека. При этом гражданин будет отделен от персональной информации о нем, записанной в чипе! Фактически он не сможет знать, какая информация на самом деле содержится в электронном устройстве, которое он постоянно носит с собой, что может быть скрыто в машинно-считываемой записи (особенно, если она может многократно перезаписываться, в том числе, и дистанционно). Он не может быть уверен, что это только достоверная, санкционированная им и не опасная для него информация и, что он может повлиять на ее содержание. Соответствуют ли в точности визуальные (графические) сведения, нанесенные на поверхность карты, сведениям, записанным в чип в электронной (машинно-считываемой) форме? Человек, не владеющий специальным оборудованием и знаниями, не сможет проконтролировать информацию о себе!
Сбор биометрических параметров человека для помещения их в электронные идентифицирующие и аутентифицирующие устройства и базы данных для последующей автоматической идентификации и аутентификации напрямую попирает достоинство личности, а также другие конституционные нормы – право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни и другие (ст.ст. 21, 22, 23, 24, 28, 29, 51, 55 Конституции РФ). Эти права и свободы не подлежат ограничению даже в условиях чрезвычайного положения (п. 3 ст. 56 Конституции РФ). Таким образом, внедрение электронных биометрических устройств вместо традиционных документов является действием, направленным на ликвидацию конституционных прав и свобод граждан, которые являются базовой составляющей основ конституционного строя РФ.
Грубейшим образом нарушается и один из основополагающих принципов международного права – презумпция невиновности. Вместо него вводится принцип презумпции виновности – все свободные граждане объявляются потенциальными преступниками. При этом уничтожаются и элементарные нормы человеческой морали. Этике человеческих взаимоотношений всегда было свойственно ведать: что можно знать о человеке и что не должно. Не только угроза человеческому достоинству кроется в использовании биометрии для идентификации и аутентификации людей. По заключению специалистов, любой биокод всегда несет в себе гораздо большую информацию, чем это нужно для обычной проверки личности. Возможные злоупотребления здесь очевидны – от дискриминации при приеме на работу до прямого шантажа.
Русская Православная Церковь твердо настаивает на исключительной добровольности участия граждан в новых формах идентификации личности и признает право человека отказаться от использования символов и технологий, противоречащих его религиозным и иным убеждениям.
Еще в 2004 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви обратился к Президенту РФ с Посланием, где говорилось: «Учитывая опасения многих верующих граждан, Собор призывает государственную власть принять во внимание их озабоченность при разработке новых образцов основного документа гражданина России, который, как мы считаем, не должен содержать отметку о личном коде, а также какие-либо данные, неизвестные или непонятные владельцу документа. Необходимо приложить все усилия, чтобы развитие законодательства и административной практики в сфере идентификации граждан не ущемляло их вероисповедной и мировоззренческой свободы».
В документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», принятом Архиерейским Собором 2013 года четко заявлено: «Документы, выдаваемые государством, не должны содержать информацию, суть и назначение которой непонятны или скрываются от владельца документа, а также символов, носящих кощунственный или нравственно сомнительный характер либо оскорбляющих чувства верующих... Особенно важным Собор считает соблюдение принципа добровольности при принятии любых идентификаторов, предполагающего возможность выбора традиционных методов удостоверения личности. Собор призывает власти государств канонического пространства нашей Церкви придерживаться данного принципа. При этом необходимо проявлять уважение к конституционным правам граждан и не дискриминировать тех, кто отказывается от принятия электронных средств идентификации».
На протяжении многих лет православные граждане России требуют разработать и законодательно утвердить паспорт, не оскорбляющий их религиозных чувств и не являющийся средством автоматической идентификации.
Паспорт – это традиционный документ, присущий человеческой цивилизации. Подобные документы установлены в целом ряде стран. Очень многие граждане России желают сохранить традиционную форму документа, поскольку вместо общепринятого национального документа, вводится электронное микропроцессорное устройство, идентифицирующее и аутентифицирующее человека машинным способом, словно некий товар. Применение электронных карт полностью разрушает основы правового, социального и духовного статуса личности.
В опубликованном на сайте Минэкономразвития РФ законопроекте говорится о том, что новое идентификационное устройство будет удостоверять личность гражданина Российской Федерации в информационных системах. При этом человек становится не просто подконтрольным элементом (узлом) информационно-управляющей системы, а жестко управляемым ее придатком. Это уже не субъект права, а «биообъект», который обязан выполнять действующие в системе законы и установки, которые могут противоречить его мировоззрению. Электронная карта – это идеальный инструмент для тотального контроля над личностью и жесткого управления ею, превращающее человека в объект манипуляций и лишающее его богоданной свободы. В заключении депутата Государственной Думы ФС РФ, специалиста в области электроники, кандидата технических наук С.М.Сокола говорится:«Массовое внедрение унифицированных средств идентификации граждан приведет к тотальному контролю и управлению каждым человеком и обществом в целом».
Кроме того, даже самая совершенная компьютерная система не может гарантировать абсолютной защищенности хранимой в ней информации от случайных ошибок, сбоев, вирусов, несанкционированного доступа, злонамеренного использования, искажения или удаления (не говоря уже об энергетических авариях или умышленных отключениях электроэнергии).
Наконец, создание единой системы электронных карт («электронных паспортов») и единой распределенной базы данных несет большую угрозу национальной безопасности и независимости России, что может привести к полной потере государственного суверенитета.
В Молдове по просьбам верующих и ходатайству митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира уже разработан и законодательно утвержден бланк традиционного документа, удостоверяющего личность, который позволяет совершать все юридически значимые действия на территории республики.
В связи с вышеизложенным, я категорически отказываюсь получать и использовать «электронный паспорт» в своей повседневной жизни. Согласно своим гражданским и религиозным убеждениям, я категорически протестую против построения в нашей стране системы тотальной слежки и жесткого управления каждым гражданином и обществом в целом. Требую разработать и законодательно утвердить бланк традиционного бумажного паспорта гражданина России согласно представленным ниже предложениям:
Бланк традиционного бумажного паспорта гражданина России
1) не должен содержать графы «личный код» и записей об иных цифровых идентификаторах человека, микрочипов, магнитных полос, штрих-кодов и других средств автоматической идентификации личности;
2) не должен содержать сведений о биометрических данных человека;
3) не должен содержать информации, недоступной или непонятной для прочтения владельцу паспорта;
4) не должен содержать символики, носящей кощунственный или нравственно сомнительный характер либо оскорбляющей чувства верующих;
5) должен иметь графу «национальность», которая будет заполняться по желанию гражданина.
Уповая на поддержку и защиту Русской Православной Церкви, направляю копии обращения Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Председателю Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, протоиерею Всеволоду Чаплину.
ПРАВОСЛАВНЫЕ ГРУЗИИ ПРОДОЛЖАЮТ БОРЬБУ ЗА АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Православные верующие Грузии собрали более 50 тысяч (!) подписей под письмом на имя премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили и министра юстиции Теи Цулукиани. Они вновь требуют предоставить альтернативу электронным удостоверениям личности. Правительству предоставят также документальные видеоматериалы о порядке выдачи удостоверений личности в Англии, Франции и Италии.
В упомянутых странах по-прежнему в ходу неэлектронные, бесчиповые удостоверения личности старого образца, между тем в Грузии граждан убеждают, что электронные документы - выбор цивилизованной Европы.
Кроме того, Конституционный совет Франции 12 марта 2012 года приостановил введение электронных удостоверений «до тех пор, пока не будут выработаны гарантии неприкосновенности личной жизни владельцев подобных документов и конфиденциальности данных».
Основываясь на этих фактах, верующие Грузии призывают правительство допустить использование альтернативных удостоверений личности, поскольку пока в Грузии не будет альтернативных удостоверений личности, права десятков тысяч человек будут нарушаться.
«Сегодня в Грузии, множество людей, из-за неимения удостоверений личности, испытывают административное давление правительства. Требование синода, в связи с допуском альтернативных удостоверений, должно было быть абсолютно достаточным для нового правительства, что по сей день не учтено. К сожалению, курс прошлого правительства в адрес фундаментальных, моральных требований церкви и верующих, пока не менялся», — сказано в письме.
В апреле православные верующие Грузии уже выходили на акцию протеста против биометрических электронных удостоверений личности. Участники акции в Тбилиси перед зданием Минюста требовали, чтобы власти разрешили пользоваться альтернативным документом, удостоверяющим личность.
«Это нарушение прав человека, когда вынуждают граждан брать электронные ID-удостоверения личности», — заявляли участники акции, среди которых особенно много священнослужителей.
С начала 2012 года в Грузии действует закон о выдаче электронных удостоверений личности. За 8 месяцев выдано около 250 тысяч ID-card. И тем не менее в обществе царит недовольство. Не то чтобы сторонников выдачи электронных паспортов не было вовсе, но возмущения противников звучат громче, чем похвалы сторонников. «Государство хочет контролировать каждый наш шаг, каждый вдох и выдох», — говорят возмущенные граждане Грузии.
Настоятель церкви Святого Георгия в Болниси Василий Ахвледиани в своем выступлении на одном из местных телеканалов он заявил, что граждане, получающие ID, фактически подписываются под тем, что объединяются в общую виртуальную электронную систему и становятся ее рабами. Это позволит властям полностью контролировать жизнь людей. Каждый их шаг, каждый вдох и выдох будут фиксироваться.
Также и другие священники заговорили о дьявольской сущности электронного документа:
5 июня 2012 года состоялось собрание священного Синода, где церковные лица обсуждали плюсы и минусы нового электронного документа, его опасности и преимущества перед старым удостоверением личности. Было высказано мнение, что все это выглядит принуждением, особенно на фоне того, что правительства развитых стран Европы, таких как Великобритания, Франция и Германия, отказались от принудительного внедрения в жизнь своих граждан электронных паспортов. Предлагалось понаблюдать за странами, внедрившими ID-карты, и оценить, как система работает на деле. Синод выступил с желанием, чтобы был пересмотрен план, согласно которому каждый, кто получает паспорт, автоматически получал и ID-карту. Без альтернативного документа выдача ID-карт выглядит навязанной и принудительной, считают в Грузинской Церкви.