13-е декабря Апостола Андрея Первозванного (62). Иконы Божией Матери, именуемой «Григориатская».



13-е декабря 2012г.
(30.11.2012 г. по ст.с.)

четверг 28-ой седмицы по Пятидесятнице.
Глас 2-й.


Апостола Андрея Первозванного (62).
Свт. Фрументия, архиеп. Абиссинского ( Индийского, Ефиопского ) (ок. 380).
Свт. Тудвала, еп. в Уэльсе и Британии (VI) ( Кельт. и Брит. ).
Свт. еп. Александра Мифимнийского ( Греч. ).
Сщмч. Иоанна пресвитера (1937).
Иконы Божией Матери, именуемой «Григориатская».



Утр. – Мф., 9 зач., IV, 18–23. Лит. – Тит., 300 зач. (от полу́), I, 5 – II, 1. Лк., 100 зач., XX, 9–18. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9–16. Ин., 4 зач., I, 35–51.






Трапеза

На трапезе разрешается рыба, масло и вино. Мясо, молоко и яйца не едим.




Богослужебные указания


Четверг. Апостола Андрея Первозва́нного.

Совершается полиелейная служба ап. Андрея Первозванного.

Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала).







АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ
Дни памяти: Июнь 20, Июнь 30, Июнь 30 (12 ап.), Ноябрь 30



Избранные святые: Димитрий Скепсийский, Иоанн Кронштадтский, Иоанн Креститель
Святой апостол Андрей Первозванный первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему своего родного брата святого апостола Петра (Ин. I, 35 - 42). С юности будущий апостол, который был родом из Вифсаиды, всей душой обратился к Богу. Он не вступил в брак и вместе со своим братом занимался рыболовством. Когда над Израилем прогремел глас святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, святой Андрей стал его ближайшим учеником. Святой Иоанн Креститель сам направил двух своих учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, ко Христу, указав, что Он есть Агнец Божий.
После Сошествия Святого Духа на апостолов, святой Андрей отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей". Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим, для проповеди, и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь. Имя святого апостола Андрея связывает мать - Церковь Константинопольскую с ее дочерью - Русской Церковью.
На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола, Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство. Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры.
Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в городе Патры. Недужные исцелялись, слепые прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершённые апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры. Немного оставалось язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Но даже чудеса апостола не вразумляли Эгеата. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их ко кресту. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: "Господи, Иисусе Христе, приими дух мой". Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу (+ 62). Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его.
Несколько столетий спустя, при императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла - апостола Тимофея.


Тропарь Андрею Первозванному

Яко апостолов первозванный /
и верховнаго сущий брат /
Владыце всех, Андрее, молися, /
мир вселенней даровати /
и душам нашим велию милость






СВЯТИТЕЛЬ ФРУМЕНТИЙ ИНДИЙСКИЙ (ЭФИОПСКИЙ), АРХИЕПИСКОП
День памяти: 30 ноября



ЖИТИЯ СВЯТЫХ
по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Память святого Фрументия, архиепископа индийского


Память 30 ноября (по ст.ст.)

В конце царствования Константина Великого один любознательный Тирский купец - христианин, по имени Меропий, отправился путешествовать в Индию1, и другие страны по берегам Чермного моря. У Меропия были два племянника: Фрументий и Едессий, которых он взял с собою, желая познакомить и сих юношей с неизвестными им странами, иной природой, нравами и обычаями других народов.

Когда они плыли по морю, то неблагоприятным ветром и сильным волнением корабль их прибило к Ефиопии, населенной дикими варварами, которые и захватили в плен путешественников. Одних они убили, других потопили в море. Сам Меропий был убит, а его племянники Фрументий и Едессий оставлены были в живых и отправлены в город Авксум, в дар царю Ефиопскому. Царю понравились оба юноши и он пожелал оставить их при дворе своем. По приказанию царскому, для обучения юношей, были приставлены особые надзиратели и учители, с тем, чтобы, после обучения, юношам можно было дать должности при дворе.

Будучи с детских лет просвещены Христовой верой, Фрументий и Едессий быстро возвысились по уму и образованию пред всеми, окружавшими царя и вскоре сделались лицами сильными и влиятельными при дворе его.

Еще большей чести они удостоились, по смерти царя, когда на престол Ефиопии вступил его малолетний сын Айзан. В воспитатели Айзана был избран Фрументий. Тогда Фрументий вместе с братом Едессием, имея большее влияние на всю страну, могли свободно исповедывать свою веру. В то время завязали торговые сношения с Ефиопией некоторые римские и греческие купцы, по большей части - христиане. Едессий и Фрументий знакомились с приезжавшими по торговым делам купцами и устраивали с ними богослужебные собрания, для которых они построили небольшую церковь. Вместе с тем и Ефиопляне, мало-помалу знакомились от Фрументия и Вдессия с христианскою верою и усвояли понемногу истины христианской веры и нравственности.

Между тем Айзан вырос. Тогда Едессий и Фрументий стали просить царя отпустить их на родину. Айзан, после некоторого колебания, позволил им оставить Ефиопию. Получив позволение, Фрументий и Едессий с первым же кораблем отплыли в Грецию. Едессий, прибыв в Грецию, отправился к себе на родину, в Тир, разыскивая своих родителей, чтобы с ними уже более не разлучаться до конца дней. Но не с тем же намерением оставлял Эфиопию Фрументий. Он успел привязаться к этой стране, которая, по устроению Божию, стала его второю родиною. Он желал пламенно, чтобы страна эта сделалась родственною ему и по вере. Поэтому Фрументий предпочел радостям родственного свидания высшую духовную радость, уневестив Христу новую церковь Абиссинскую.

Вдохновляемый такими святыми мыслями, Фрументий направился вместо Тира в Александрию, где тогда был епископом святой Афанасий Великий, ревностный поборник Церкви Христовой. Придя к святому Афанасию, Фрументий подробно рассказал ему всё, что пришлось испытать ему с Едессием в Абиссинской стране, начиная с чудесного промышления о них в плену у варваров, жестоко истребивших Меропия и остальных с ними христиан. Он объяснил великому святителю, что эти варвары после уже не чуждались христиан и даже вникали в их жизнь и учение, и теперь легко могли бы быть просвещены светом Христовой истины. Для сего почва уже подготовлена и страна сия жаждет, чтобы явился сеятель. Поэтому Фрументий горячо просил святителя теперь же послать в Ефиопию епископа и клир.

Выслушав это повествование Фрументия, святой Афанасий уразумел в судьбе сих братьев дивное промышление Божие, ради обращения ко Христу Ефиоплян. При этом его озарила мысль, что лучше всего поставить епископом в Ефиопию самого Фрументия, успевшего близко изучить нравы, обычаи и язык жителей той страны и заслужившего там почтение и любовь.

Тогда блаженный Афанасий сказал Фрументию:

- Кто же среди нас лучше тебя может разогнать мглу язычества и принести туда зарю божественного благовестия.

После этого, Фрументий был рукоположен святым Афанасием во епископа и с Апостольскою ревностью отправился вновь в Ефиопию просвещать язычников. Прежде всего он стал убеждать самого царя Айзана принять святое крещение. Молодой царь, привыкший пользоваться советами Фрументия и в глубине души склонный принять веру своего учителя, с сердечной верой внимал проповеди его о Воскресшем и крестился во Имя Христово. За ним крестились и многие из приближенных царя. Господь удостоил сего равноапостольного угодника Своего дара чудотворений; святой Фрументий силою Имени Христова исцелял бесноватых и одержимых различными недугами. А тех, которые своими мудрованиями отрицали Христово учение и не хотели верить благовестию святого Фрументия, он предавал власти сатаны, "чтобы дух был спасен" по Апостолу2; иных же из упорствующих поражал сухотою всего тела, а на других наводил ослепление очей. При таких внезапных грозных знамениях, происходивших по слову угодника Божия, даже упорные из язычников, преклонялись пред ним и, исповедуя Христа Сына Божия, получали от Фрументия исцеление и были крещены.

Народ удивлялся силе благовестия проповедника, и сам царь невольно воскликнул:

- Столько лет ты с нами жил и мы не видали от тебя никакого чуда! Откуда же теперь дана такая благодать и притом в короткое время!?

Блаженный же Фрументий отвечал на это царю и всем окружавшим и близко знавшим его:

- Не мой это дар, честные други Христовы, но дар священства от Самого Господа Христа. Уже давно я видел ваше доброе намерение и расположение к принятию Христа. Поэтому, оставив свое отечество и пренебрегая родством, я, повинуясь гласу Господню, отправился в Александрию и поведал о вашей жажде духовной самому Великому Афанасию, священноначальнику церкви Александрийской. Он удостоил меня святого рукоположения и, просветив Апостольскою благодатью, с молитвою и благословением послал к вам. Сей-то священный дар Божий, чрез меня, совершает среди вас, принявших с верою слово благовестия, те знамения, кои вы видите.

Положив, таким образом, начало Церкви Христовой в Ефиопии, святой Фрументий стал ревностно заботиться о внешнем и внутреннем ее благоустройстве. Он созидал по всей стране храмы для новообращенных и повсюду устроял богослужение.

Вместе с тем он озаботился переводом Священного Писания на язык ефиопский. После этого проповедь Евангелия распространялась в Ефиопии еще успешнее.

И так немалые годы пожил богоугодно святой Фрументий, утверждая верующих своим примером и словом в соблюдении заповедей Божиих, после чего мирно отошел ко Господу, около 360 года, оставив церковь Ефиопскую прочно устроенною3. От честных мощей святителя неоскудеваемо подавались различные исцеления всем с верою и мольбою прибегавшим к нему, во славу истинного Христа Бога нашего. Аминь.

________________________________________________________________________

1 Под Индией здесь разумеются вообще страны, лежащие по берегам Чермного моря и Индийского океана. Под этим общим названием разумелись: Ефиопская, Арабская и Браминская Индия. Поэтому в Прологе святой Фрументий назван архиепископом Индийским, будучи просветителем Индии, собственно Ефиопской, расположенной на юг от Египта. Точнее это теперь Нубия и Абиссиния.

2 Т.е. церковному отлучению (1Кор.5:5).

3 Нынешняя Абиссиния, составляя часть древней Ефиопии, является таким образом преемницей веры Христианской, принесенной туда святым Фрументием. Абиссинская церковь находилась в тесной связи с церковью Александрийскою, патриарху которой подчинен был Абиссинский епископ. Поэтому, во время арианских смут и споров, она, верная преданиям святого Афанасия Великого, оставалась православною, несмотря на то, что, приверженный к арианскому учению, император Констанций употреблял различные средства для распространения арианства среди Абиссинцев, Но, вследствие той же связи с церковию Александрийскою, Абиссинская церковь, в V веке, вместе с нею, уклонилась в монофизитскую ересь, во всем остальном вероучении и богослужении оставаясь верною православному учению.



СВЯТОЙ ТУДВАЛ, ЕПИСКОП УЭЛЬСКИЙ И БРИТАНСКИЙ

Память 30 ноября (по ст.ст.)



Святой Тудваль (Tudwal), или Туаль (Tual), илиТугдуаль (Tugdualus), или Тудгуаль Tudgualus), имя которого обычно произносится как Тудваль (TOO-dwahl) – один из семи Святых покровителей Бретани. Валлийский монах, Тудуаль был одним из сыновей короля Хоэля I Мора (Hoel I Mawr, т.е. Великого). Прежде чем стать монахом в Йиныс Тудуаль (Восточный остров Святого Тудуаля), что у полуострова Ллейн (Lleyn) на севере Уэльса, он

отправился в Ирландию из отчего дома в Британии, Позже он эмигрировал в Леон, что в Бретани, поселился в Лан Пабю (Lan Pabu) вместе приблизительно с семьюдесятью двумя последователями. Там он основал большой монастырь под покровительством короля Дероха (Deroch of Domnonee). Оттуда Тудуаль путешествовал по Бретани, проповедовая Евангельское слово местному населению.

Он основал монастырь Валь Трехор в Трегье (Val Trechor at Treguier) и получил предвидение, чтобы идти в Париж и получить земельные владения, подаренные Королем франков Хильдебертом. Монарх настаивал, чтобы Тудуаль стал Епископом Трегье, где его почитают по сей день, особенно в окрестностях Леона. Именно в Трегье он отшёл ко Господу в 564 году. Его раку по сей день можно видеть в городском Соборе. Три места на полуострове Ллейн (залив Кардиган) в Карнарворншире (Carnarvonshire) увековечивают его память. Святой Леван (Levan), основатель Киллевена (Killeven), что в Ирландии, написал житие Святого Тудваля после его путешествий в Бретани.

В Йиныс Тудуаль имеется разрушенная часовня, которая упоминается в налоговых рескриптах 1291 года. Его мощи почивают в Трегье, Лавале (Laval) и Шартре. Некоторые календари ставят его праздник на 2 декабря.

Святого Тудуаля изображают как епископа, держащего в дракона на своём ораре.


Тропарь Cвятому Тудуалю, глас 1

Оставив твоих соотечественников из Уэльса / Ты, о Отче Тудуаль, служил Богу в Бретани / И своими неистовой проповедью и благочестием Ты завовевали души для Спасителя/ Вот почему мы поспешаем к тебе, о сияющий Владыка/ Чтобы ты умолил Господа спасти души наши.

Источники: (Attwater 2, Benedictine Monks of St. Augustine Abbey, Ramsgate.

(1947).

The Book of Saints. NY: Macmillan. Coulson, Farmer, D. H. (1997). The Oxford__






СВЯТОЙ ЕПИСКОП АЛЕКСАНДР МИФИМНИЙСКИЙ

Память 30 ноября (по ст.ст.)



Согласно преданию, святой Александр, епископ Мифимнский, чудотворец, участвовал в Первом Вселенском Соборе. Среди подвижников благочестия он был "образцом мудрости, столпом монашества". Гробница с его мощами находится в Лафионе, в руинах старинного монастыря.



ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ГРИГОРИАТСКАЯ"

Память 30 ноября (по ст.ст.)

Празднование 30 ноября. Чтимый образ из Григория преподобного монастыря (Григориат) на Афоне. Икона была принесена в дар обители невесткой молдавского господаря Стефана Великого Марией Асениной, родственницей Палеологов, что засвидетельствовано надписью по-гречески на серебряной пластине в низу иконы: + Ϫέησις τῆς εὐσεβεστάτης κυρᾶς Μαρίας ᾿Ασανήνας Παλαιολοϒίνας κυρᾶς τῆς Μολδοβλαχίας (Моление благочестивейшей госпожи Марии Асенины Палеологины, госпожи Молдовлахийской). Этот акт дарения нашел отражение и в одном из наименований иконы, бытующем в монастыре,- «Палеологиня», сменившем первоначальное «Одигитрия-Пантанасса (Всецарица)», в т. ч. и с целью отличить этот образ от др. икон Божией Матери с таким названием (Θεοφύλακτος (Μαρινάκης), ἀρχιμ. σ. 92). Еще одно название иконы - «Не сгоревшая в огне» - было дано ей в воспоминание 2 пожаров (1500 (?) и 1761), случившихся в монастыре, из которых она вышла невредимой. Особенно разрушительным был пожар 30 ноября 1761 года, уничтоживший монастырь практически до основания, именно в этот день в воспоминание о чудесном спасении Григориатской иконы ей совершается торжественная служба. На Афоне подобное чудо спасения иконы из огня не единственный из известных случаев. 2 иконы Божией Матери, прославившиеся таким же образом, находятся в Хиландарском монастыре: не сгоревшая в пожаре в 1722 года и «Акафистная», уцелевшая во время пожара в 1837 года.
Благодаря записям русского путешественника по святым местам В. Г. Григоровича-Барского, посетившего монастырь дважды, в 1725 и в 1744 годах, икона стала известна в России, где за ней закрепилось название по месту происхождения - «Григориатская». В описании иконы, сделанном Григоровичем-Барским, зафиксировано ее состояние до пожара 1761 года: «Тамо (в кафоликоне Григориатского монастыря), на столпе десном от предних обретох икону древнюю Пресвятыя Богородицы, невелику, яко на аршин, с венцом и руками златопозлащенными и с сребным кандилом, пред него, неугасимо горящим, и с подписанием сицевым греческим… си есть: Молитва благочестивейшей Марии Палеологины, господины Молдавоволосской».
В настоящее время Григориатская икона находится также в кафоликоне, у левого клироса, при северо-восточной колонне. Икона не переносится в другое место храма в воспоминание о том, что именно здесь она осталась невредимой в огне.
Иконография образа (0,40×0,32 м) относится к многочисленным изображениям Богородицы Одигитрии типа Врефократусы - с Младенцем на левой руке. Датировка иконы затруднена. Очевидно, она была пожертвована Марией Асениной Палеологиной около 1500 года - в период, когда монастырь воссоздавался из руин.

Комментарии (13)

Всего: 13 комментариев
#1 | Георгий О. »» | 12.12.2012 17:14
  
9
Андрея Рыбака и всех во крещении Андреев с именинами! Здравия духовного и телесного.
Спаси Бог.
#2 | Лидия Новикова »» | 12.12.2012 17:41 | ответ на: #1 ( Георгий О. ) »»
  
10
C престольным праздником, дорогой форум!

Всем Андреям - МНОГАЯ ЛЕТА!

Георгий,также присоединяюсь у вашему поздравлению, желаю Андрею Рыбаку здравия и спасения,во всём благого поспешения, Любви Божьей,Покрова Божьей Матери и заступничества всех святых!!!


Тропарь апостола Андрея Первозванного

глас 4
Яко апостолов первозванный/ и верховнаго сущий брат,/ Владыце всех, Андрее, молися,/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак апостола Андрея Первозванного

глас 2
Мужества тезоименитаго богоглагольника/ и Церкве возследователя верховнаго,/ Петрова сродника восхвалим,/ зане якоже древле сему/ и ныне нам воззва:// приидите, обретохом Желаемаго.
#3 | Андрей Рыбак »» | 12.12.2012 17:46 | ответ на: #1 ( Георгий О. ) »»
  
5
Спаси Бог за поздравления
#4 | Георгий О. »» | 12.12.2012 17:48 | ответ на: #3 ( Андрей Рыбак ) »»
  
4
Ты в Григориатском был? Если нет - Тебе туда! И в огне не горит... Во как!
Спаси Бог.
#5 | Лидия Новикова »» | 12.12.2012 17:50
  
7
Святый Апостоле Андрее, моли Бога о нас, грешных!
#6 | Андрей Рыбак »» | 12.12.2012 17:59 | ответ на: #2 ( Лидия Новикова ) »»
  
3
Спаси Бог за поздравления.
#7 | Андрей Рыбак »» | 12.12.2012 18:01 | ответ на: #4 ( Георгий О. ) »»
  
2
Был и молился на службе, но истории иконы не знал. Здорово получилось.
#8 | Светочка »» | 13.12.2012 02:22
  
5
Дорогого Андрея Рыбака с большим удовольствием поздравляю с именинами! Поздравляю с днём Ангела так же всех мужчин, носящих прекрасное имя Андрей. Желаю духовного и телесного здравия, многолетия, радости о Боге! Дорогому Андрею Рыбаку шлю благодарственный поклон за создание этого форума, за то, что он нас своими трудами всех тут собрал.
#9 | Анна Гор. »» | 13.12.2012 03:56
  
5
С Днем памяти Святого апостола Андрея Первозванного!
Андрея Рыбака и всех Андреев с именинами!
Желаем здравия духовного и телесного, помощи и Любви Божьей, Покрова Божьей Матери и заступничества всех святых вам и вашим родным.
Молитвами святого апостола Андрея, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!
  
#10 | Татьяна М. »» | 13.12.2012 04:42
  
4
Уважаемый Андрей Рыбак, примите сердечные поздравления с днем Вашего Ангела. Да пошлет Вам Господь, молитвами Вашего покровителя, здоровье телесное, крепость духовную и помощь в Вашем добром деле, благодаря которому мы все тут общаемся с близкими по духу людьми и узнаем много нового, полезного и спасительного для души. Желаю Вам милости Божией, Покрова Божией Матери и помощи Вашего небесного заступника!
  
#11 | Андрей Рыбак »» | 13.12.2012 06:01 | ответ на: #10 ( Татьяна М. ) »»
  
1
Спаси Бог, Татьяна
  
#12 | Андрей Рыбак »» | 13.12.2012 06:02 | ответ на: #9 ( Анна Гор. ) »»
  
1
Спаси Бог, Анна
  
#13 | Андрей Рыбак »» | 13.12.2012 06:02 | ответ на: #8 ( Светочка ) »»
  
1
Спаси Бог, Светлана
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU