21-е января Попразднство Богоявления. Прп. Георгия Хозевита (VII) Прп Емилиана исп. (IX). Прп. Домники Константинопольской (ок. 474).



21-е января 2013г.
(08.01.2013 г. по ст.с.)

понедельник 34-ой седмицы по Пятидесятнице.
Глас 8-й.


Попразднство Богоявления.
Прп. Георгия Хозевита (VII)
Прп Емилиана исп. (IX).
Прп. Домники Константинопольской (ок. 474).
Прп. Григория, чудотворца Печерского, в Ближних пещерах (1093).
Прп. Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV).
Сщмч. Исидора пресвитера и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском от латин пострадавших (1472).
Прп. Паисия Угличского (1504).
Сщмч. Картерия, пресвитера Кесарии Каппадокийской (304).
Мчч. Феофила диакона и Елладия (IV).
Мчч. Иулиана, Келсия, Антония, Анастасия, мцц. Василиссы и Мариониллы, 7-ми отроков и 20-ти воинов (313).
Прп. Илии, пустынника Египетского (IV).
Свят. Кира и Аттика, патр. Константинопольских.
Прп. Агафона Египетского
Мч. Або Тбилисского (ок. 790) ( Груз. ).
Мч. Гудулы Брюссельской (659) ( Кельт. и Брит. ).
Свт. Григория, еп. Мизийского ( Болг. ).
Св.Альберта, епископа Кашельского ( Кельт. и Брит. ).
Св.Атхельма, епископа Кентерберийского ( Кельт. и Брит. ).
Св.Квотвультдея, епископа Карфагенского ( Кельт. и Брит. ).
Св.Пеги, отшельницы Мерсийской ( Кельт. и Брит. ).
Св.Северина, монаха из Норикума ( Кельт. и Брит. ).
Св.Северина, святителя Кёльнского ( Кельт. и Брит. ).
Св.Феликса, епископа Нантского ( Кельт. и Брит. ).
Св.Эргнада, епископа Ольстерского ( Кельт. и Брит. ).
Св.Эрхарда, епископа Ратисбонского ( Кельт. и Брит. ).
Сщмч. Виктора пресвитера (1937). Сщмч. Димитрия пресвитера (1938). Сщмч. Владимира пресвитера (1938). Прмч. Пафнутия (1938). Мч. Михаила (1938). Сщмч. Василия пресвитера (1939). Мч. Иоанна (1940). Св. Михаила исп., пресвитера (1941).



Евр., 319 зач., VIII, 7–13. Мк., 33 зач., VIII, 11–21.
В седмичные дни: служба только по Минее; на литургии по входе: «Приидите, поклони́мся... Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крести́выйся...»; в конце вечерни, утрени и литургии отпуст: «Иже во Иордане…».

Трапеза

Поста нет.


Богослужебные указания

Понедельник. Попразднство Богоявления. Прп. Георгия Хозеви́та. Прп. Домни́ки.

Сщмч. Иси́дора пресвитера и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском пострадавших. Прп. Григория, чудотворца Печерского, в Ближних пещерах.

Прп. Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах.

Служба прп. Георгия Хозевита и прп. Домники не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления.





Москва (55°45'N, 37°38'E) UTC +4


Дата: 18 Января 2013

Начало сумерек: 08:59
Восход Солнца: 09:42
Высшая точка: 13:41
Заход Солнца: 17:41
Окончание сумерек: 18:23
Долгота дня: 07:59
Восход Луны: 13:05
Заход Луны: 04:50



© Redday.ru
Источник: http://redday.ru/sun/?d=13&m=1&y=2013&city=225
© Redday.ru





ПРЕПОДОБНЫЙ ГЕОРГИЙ ХОЗЕВИТ
День памяти: Январь 8




ЖИТИЯ СВЯТЫХ
по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Память преподобного Георгия Хозевита


Память 8 января (по ст.ст.)


Преподобный Георгий Хозевит1 родился на острове Кипр2 в семье, отличавшейся благочестием. Старший брат его Ираклид еще при жизни родителей, ушел в святой град Иерусалим. Поклонившись здесь местам освященным стонами и кровью Господа Иисуса, он удалился затем в Иорданскую долину3 и поселился в Лавре, называемой Коломановой4, приняв иночество. Святой же Георгий один оставался у родителей, воспитываясь в благочестии и страхе Божьем.
Когда умерли родители Георгия, осиротелый отрок со всем имением оставшимся от родителей его, принят был на попечение одним своим родственником. Последний так полюбил его, что хотел выдать за него замуж свою единородную дочь. Но Святой, тяготясь мирскою суетою, и не желал сожительства с женою, скрылся у другого родственника своего, который был игуменом монастыря. О местонахождении Георгия стало известно покинутому им родственнику, желавшему иметь кроткого юношу своим духовным сыном; он пришел к игумену, у которого скрывался Георгий, и стал требовать, чтобы тот возвратил ему отрока. Узнав об этом, Георгий тайно покинул тот монастырь и, сев на отплывавшей корабль, отправился с Кипра в святой град Иерусалим. Поклонившись святым местам, он спустился в Иорданскую долину и пришел к брату своему в Лавру Коломана. Тот же, видя его еще молодым и безбородым, по заповедям святых отец не захотел держать его в Лавре, пока он не обрастет бородою, но привел в обитель Пресвятой Владычицы нашей, называемую Хузива5, и передал тамошнему игумену. Здесь Святой Георгий облечен был в иноческий образ и вступил на путь подвижничества. Трудясь во славу Божью и для спасения своей души, он особенно упражнялся в смирении и послушании. Бог прославил Своего угодника и наградил его даром чудотворения. И вся братия немало удивлялась, видя такое совершенство и такое дерзновение к Богу в юном отроке и к тому же новоначальном. Святой же, опасаясь обольщений пустой славы мира сего, тайно вышел из обители и снова прибыл к своему брату в Лавру.
Поселившись здесь, он занял вместе с братом так называемую Старую Церковь, и здесь они пребывали в молитве, богомыслии и трудах пустыннических. Братья не приготовляли себе горячей пищи, за исключением тех случаев, когда к ним приходил кто-либо.
Однажды авва Ираклид сказал своему брату:
- Возьми топор, и пойдем рубить дрова!
И когда тот взялся за топор, то старший брат приказал ему срубить бесплодную пальму, которая росла около их кельи. Поклонившись брату, Георгий стал просить:
- Нет отче, не будем рубить ее, может быть она даст нам ваии.
Но тот с угрозою сказал:
- Сруби ее; вот уже несколько лет она не приносит плодов, - зачем же она занимает место?
Тогда Георгий, снова со смирением поклонившись, произнес:
- Я ручаюсь, что скоро она принесет плоды.
После таких слов Ираклид уступил, и с тех пор пальма стала приносить многочисленные и прекрасные плоды.
В то время в Иерихоне жил один землевладелец, любимый святыми братьями-подвижниками. У него скончался малолетний единородный сын. Положив мертвого в корзинку и прикрыв его начатками своих плодов, отец поспешно принес его в Лавру. Войдя в келью к Ираклиду и Георгию, он поставил пред старшим братом корзинку, прося его благословить плоды его земледелия, а сам немедленно вышел. Вынув плоды из корзинки и нашедши в ней мертвого младенца, Ираклид сказал меньшому брату:
- Призови этого человека, ибо он хочет искусить нас грешных.
Но Георгий возразил ему:
- Не печалься и не гневайся, отче, но с верою призовем благоутробного и милостивого Бога, и если Он услышит нас грешных и воскресит младенца, то отец возьмет его от нас живым в награду за свою веру; а если Бог не восхочет сотворить сего, то скажем отцу, что мы, будучи грешниками, не достигли такого дерзновения к Богу, чтобы помочь его беде.
Старец послушался брата, и оба они стали на молитву со слезами и с сокрушением сердечным. И всемилостивый Господь, творящий волю боящихся его, услышал их и воскресил младенца. Тогда, призвав его отца, братья отдали ему младенца живым, повелев ему, чтобы он никому не рассказывал о сем чуде.
Так святые Ираклид и Георгий мирно и богоугодно жили вместе, со всяким смирением и скромностью, и никто не слышал спора и разноречия между ними, не видел и тени презрения их друг к другу, или к кому-нибудь иному.
По прошествий некоторого времени, Ираклид скончался, достигнув семидесятилетнего возраста от рождения. Авва Георгий, оставшись в кельи один, рыдал и скорбел о кончине брата своего, в то же время доблестно подражая его жизни и трудам. И кто может поведать об его пустыннических подвигах неустанной молитве и Богомыслии? Кто может рассказать о его воздержании и посте? За свою подвижническую жизнь старец был удостоен диаконского сана, и по должности диакона часто прислуживал священным отцам за Богослужением. Между тем, в Лавре скончался игумен, и произошло великое разделение и несогласие по поводу избрания нового настоятеля. Тогда Святой Георгий, не терпя смуты, со скорбью удалился из Коломана и снова поселился в Хузевитской обители, в отдельной кельи, которую дал ему игумен монастыря.
Подвизаясь на прежнем месте своей отшельнической жизни, преподобный Георгий не приобретал ни вина, ни елея, ни хлеба, ни одежды, но, обходя кучи мусора, собирал тряпки и, сшивая их делал себе одежду; из этих же тряпок была устроена и постель его. Обитавших в обители иноков он просил сберегать ему за неделю остатки от стола отцов и пришельцев, будут ли то овощи, или плоды, или даже кости. Потом он толок все это в каменной ступе, делал шарики и сушил на солнце; эти шарики он и употреблял в пищу, вместе с водою, - через два или три дня. Кроме того, старец просил, чтобы братия не пекли без него хлебов, ибо он веровал, что занимающимся этим делом в тех святых местах будет великая награда на небе, так как в Палестине было в обычае издерживать излишек хлеба на странников, приходивших поклониться тамошним великим святыням. В хлебнице, предпочтительно пред другими работами, преподобный Георгий топил печь. Занятие это особенно тягостно в тех местах в летнее время, когда от сильного зноя тают даже свечи на церковных подсвечниках. Но преподобный Георгий, несмотря ни на какой зной, неустанно работал в хлебнице по дважды и по трижды в день, растопляя печь и приготовляя хлебы. Другие из братий не могли переносить такой работы и постоянно чередовались. Поэтому неустанным трудам Георгия все удивлялись и называли его железным.
Так, подвизался сей земной ангел и небесный человек назидая своими подвигами и других.
Когда же случилось нашествие Персов на святую землю6, он на время оставил Хузевитскую Лавру и скрылся в Коломане; по миновании же опасности, старец снова возвратился в Хузиву. Здесь он снова предался подвижническим трудам и в то же время поучал всех, приходящих послушать его Богомудрых речей. Никого он не оставлял без поучительных бесед, но всех наставлял в слове Божьем и в благочестии.
Благочестиво пожив и угодив Богу, преподобный Георгий был отозвать в небесные обители, достигнув глубокой старости. О блаженной кончине старца ученик его, преподобный Антоний, рассказывает следующее.
"После многих трудов заболел Святой отец наш Георгий недугом, от коего и скончался. В вечер же, и который он скончался, по устроению Божий, случилось множество пришельцев, и я был весьма занят послушанием. И некоторые из братии, сидевшие у старца, часто приходили, говоря мне:
- Спрашивает тебя старец, говоря: "где Антоний? Призовите мне его, ибо я уже умираю".
Я уже колебался надвое, желая и исполнить послушание, и пойти к старцу. И старец, узнав это духом, объявил мне чрез посланных:
- Не скорби и не смущайся, чадо, но исполни послушание твое, а я подожду до тех пор пока ты придешь.
И пока пришельцы встали из-за трапезы, и пришли другие, время протянулось почти до полуночи, и старец был еще жив. Исполнив свое послушание и отпустив пришельцев, я пришел к нему. Когда он меня увидел то обнял и облобызал и благословив обернулся к востоку и сказал:
- Изыди, душе моя, ныне о Господе, изыди.
И сказав это трижды, он предал дух Господу; так он преставился, мирно и тихо, явно о предав дух в руки Божьи, как пишется: "А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их" (Сол. 3:1), и паки: "Дорога в очах Господних смерть святых Его".7 Я же, узнав, что он предал дух Господу, припал к груди его, и плакал и рыдал о лишении преподобного отца. И опрятав тело его с псалмами и пениями и песнями духовными, мы положили его в гробнице преподобных отцов; и ныне он находится с ликами святых сомолитствуя за нас и за весь мир". Аминь.
Кондак, глас 4:
Явился еси светило пресветлое Георгие, озаряя божественными зарями верно зовущыя ти: моли о нас Владыку Христа, явльшагося во струях и просвещшаго земнородныя.
________________________________________________________________________
1 Хозевитами назывались иноки Хозевитской или Хузивской обители.
2 Остров Кипр находится в северо-восточном углу Средиземного моря, недалеко от Сирийского побережья.
3 Иорданская долина находится по течению реки Иордана; представляя собою места мало населенные, она с древних времен была излюбленным местом отшельников. Так сюда удалился св. пророк Иоанн Предтеча и выступил здесь с проповедью о покаянии. Во времена христианские на этой долине находилось не мало всевозможных монастырей.
4 Лавра Коломанова находилась близ Мертвого моря и Иордана.
5 Хузивский монастырь находился в пустыне Хузив или Хозева, между Иерусалимом и Иерихоном вправо от большой дороги, чрез которую обыкновенно проходят паломники из святого града к Иордану, и недалеко от спуска в низменную долину Иорданскую. Монастырь этот был расположен в дикой местности. Церкви и кельи монахов, вися над оврагом на высоте 50 сажен, были, как бы прилеплены к каменистым утесам. Монастырь Хузива возник в V веке. Имя первого его основателя неизвестно. Впоследствии монастырь именовался Лаврою и в VI, VII и VIII веках, когда он особенно славился строгостью жизни своих подвижников, достиг особенного процветания. В XII веке монастырь этот еще существовал, но о дальнейшей судьбе его ничего неизвестно. В самое недавнее время сия обитель была возобновлена.
6 Нашествие персов было сделано в 614 г., под (царствовал с 680 по 628 г.).
7 Псалом 115, ст. 6.






ПРЕПОДОБНАЯ ДОМНИКА
День памяти: Январь 8



Преподобная Домника прибыла из Карфагена в Царьград при святом царе Феодосии Великом. Здесь она приняла Крещение от Патриарха Нектария и поступила в монастырь. Строгими и продолжительными подвигами взошла она на высоту духовного совершенства. Святая исцеляла больных, являла силу над стихиями, предсказывала будущее. Своими чудесами преподобная обращала жителей столицы к заботам о вечной жизни, о душе. Украшенная добродетелями, святая отошла из жизни непорочной девой в глубокой старости (+ 474).





СВЯТИТЕЛЬ ЕМИЛИАН, ЕПИСКОП КИЗИЧЕСКИЙ
Дни памяти: Январь 8, Август 8



Святитель Емилиан, епископ Кизический, жил в царствование императора-иконоборца Льва Армянина (813-820). Вместе с другими епископами он был вызван во дворец к императору, настойчиво потребовавшему от епископов отказаться от почитания святых икон. Святитель Емилиан первый твердо отвечал императору, что вопрос об иконопочитании может обсуждаться и решаться лишь в Церкви духовными лицами, а не в царском дворце. В 815 году он был сослан в заточение за Православную веру, где и скончался как исповедник.



Преподобный Григорий чудотворец печерский моли Бога о нас

ПРЕПОДОБНЫЙ ГРИГОРИЙ, ЧУДОТВОРЕЦ ПЕЧЕРСКИЙ, В БЛИЖНИХ ПЕЩЕРАХ
Дни памяти: Январь 8, Сентябрь 28 (Печер.(Б))



Преподобный Григорий был пострижен в иночество в Киево-Печерском монастыре при преподобном Феодосии (+ 1074; память 3 мая). Много времени святой уделял чтению книг, которые были единственным его достоянием. Преподобный умел вразумлять похитителей. Несколько раз к нему в келлию и в сад пробирались грабители, но святой кротко вразумлял их; воры раскаивались, исправлялись и начинали с тех пор вести честную жизнь. Однажды, когда преподобный шел к Днепру за водой, отроки отправлявшегося в поход князя Ростислава, увидев старца, начали смеяться над ним и грубо ругать его. Святой ответил им: "Дети, вам надлежало бы сокрушаться и просить у всех молитв, ибо над вами уже решен суд Божий. Вы все вместе с вашим князем найдете смерть в воде". По приказу разгневанного князя Ростислава преподобный был связан по рукам и ногам и с камнем на шее утоплен в Днепре. Однако предсказание его сбылось. Ростислав не вернулся из похода. В том же 1093 году двадцатилетний князь на глазах у своего брата, Владимира Мономаха, утонул, спасаясь бегством от половцев.

Некоторые источники отождествляют святого Григория с преподобным Григорием, творцом канонов равноапостольному князю Владимиру, преподобному Феодосию и святым мученикам Борису и Глебу. Но преподобный Григорий, творец канонов, жил позже и преставился около 1120 года. Преподобный Григорий чудотворец скончался в 1093 году году и погребен в Ближних пещерах. Память ему также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.





ЖИТИЯ СВЯТЫХ
по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Память преподобного Григория Печерского


Память 8 января (по ст.ст.)


Как Неокесария гордится святым Григорием Чудотворцем1, так и святая великая Лавра Печерская величается соименным этому святому преподобным. Когда Бог показал Свое величие во святых Своих, Антонии и Феодосии2, прославившихся разными чудесами, в то же самое время Он избрал на дело чудотворений и преподобного Григория, которого и призвал в Свою святую Лавру. Итак, сей блаженный в то время, когда преподобный Антонии проводил уединенную жизнь в пещере, пришел к преподобному Феодосию, заведовавшему монастырем, и, приняв от него иноческий образ, был утвержден в нестяжательности, чистоте, смирении, послушании и прочих добродетелях, преимущественно же упражнялся в молитве. Совершив в недолгое время много подвигов, он сподобился дара чудотворений и, прежде всего, получил от Бога власть над бесами, которые, еще издали завидя святого, восклицали:
- О, Григорий! ты выгонишь нас своею молитвою.
Григорий же, действительно, имел обычай после всякого богослужения читать заклинательные молитвы. Побежденный враг, будучи отовсюду изгоняем, стал, однако, злоумышлять против святого, желая положить преграду его подвигам в добродетели. Не имея силы сделать этого сам, он допустил злых людей обокрасть святого, который, впрочем, не имел никакого имущества, кроме книг содержавших в себе молитвы и песнопения. Итак, однажды ночью, к кельи Григория пришли воры и, спрятавшись, ожидали того времени, когда старец уйдет к утрене в церковь, чтобы взять все его имущество. Блаженный же узнал об их приходе, потому что он целые ночи не спал, молясь посреди Богу. Он стал молиться и за них такими словами:
- Боже! ниспошли сон рабам Твоим, которые понапрасну истомились, угождая врагу.
Бог услышал молитву старца, и воры проспали пять дней и пять ночей, блаженный, в присутствии многих братий, не разбудил их, обратившись к ним с такими словами:
- До каких пор вы будете сторожить напрасно, желал обокрасть меня? Ступайте скорее по домам!
Они же, проснувшись, не могли двинуться с места, потому что лишились сил, не евши ничего столь продолжительное время. Тогда блаженный предложил им поесть и, покормив, отпустил их. Узнав об этом, правитель города приказал наказать этих людей, но Григорий, опечаленный тем, что из-за него они были отданы на мучение, пошел к правителю, подарил ему несколько своих книг и освободил воров. Другие же книги он продал, и полученные деньги роздал убогим, говоря:
- Как бы еще кто-нибудь не подвергся беде, соблазнившись желанием обокрасть меня! Итак пусть исполнено будет повеление Господа, сказавшего: "Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает" (Лк. 12:33).
Воры же те, по причине совершившегося над ними чуда вернулись на свои прежние дела, но раскаялись и, явившись в тот же Печерский монастырь, стали работать на братию. Но враг не оставил своих злых умыслов. Так как у преподобного Григория был свой небольшой сад, где он сеял овощи и сажал плодовые деревья, то враг однажды подучил других воров влезть в этот сад и набрать в свои мешки овощей. Но когда они взвалили на себя мешки и хотели уйти, то не могли этого сделать и целых два дня и две ночи стояли на одном, под гнетом тяжести мешков. Тогда они начали вопить:
- Святой отец Григории! отпусти нас; мы покаемся во грехе своем и больше не станем этого делать.
Услышав их крики, явились иноки и схватили их но с того места свести их не могли. Тогда они спросили воров:
- Когда вы пришли сюда?
Воры отвечали:
- Уже два дня и две ночи мы стоим здесь.
Черноризцы сказали им:
- Но мы сколько раз проходили здесь и однако не замечали вас.
Воры же в ответ заявили:
- И мы, если бы видели, как вы ходите мимо нас стали бы со слезами просить у вас ходатайства пред старцем; только уже когда окончательно изнемогли, мы стали кричать. Умолите за нас святого чудотворца, чтобы он отпустил нас.
Григорий пришел в это время и сказал им:
- Так как вы целую жизнь провели в праздности, воруя чужое достояние, а сами не хотели трудиться, то отныне вы будете стоять остальные дни вашей жизни на этом самом месте.
Они же со слезами умоляли старца отпустить их и обещались больше не воровать.
Старец сжалился над ними и сказал:
- Отпущу вас, если вы обещаете трудиться и трудом рук своих питать других.
Когда воры поклялись в том, что не ослушаются его, то Григорий сказал им:
- Благословен Бог, подкрепляющий вас! с этих пор вы будете работать на святую братию и от ваших трудов доставлять им то, в чем они нуждаются.
После этих слов он отпустил их. Воры же, в заглаждение зла, которое они совершили в том небольшом саду, стали усердно работать на огородах Печерского монастыря и скончали за этою работою дни свои.
Хитрый искуситель, однако, в третий раз попытался повредить святому такою хитрою уловкою. Однажды к Григорию и явились трое просителей, которые приняли вид нуждающихся в помощи, желая испытать преподобного. Двое из них указывая на третьего, говорили такую ложь:
- Отче! этот друг наш осужден на смерть. Мы просим тебя дать ему что-нибудь, для того, чтобы он мог внести за себя выкуп и избавиться от смерти.
Блаженный же, провидя, что эта выдумка окажется истиною, от горя прослезился и сказал:
- Горе этому человеку, потому что пришел день его погибели!
Они же сказали:
- Если ты, отче, что-нибудь дашь, то он не умрет.
Это говорили они, желая у него что-нибудь выманить, и поделить между собою. Чудотворец же, будучи прозорлив сказал:
- Если я и дам, то он все равно умрет! Впрочем, скажите мне: какою смертью он должен умереть?
- Его повесят на дереве, - ответили обманщики.
- Правду вы сказали, - заметил на это прозорливец - завтра это и случится.
С этими словами он сошел в пещеру, куда он скрывался от любопытных взоров и мирской суеты и где он обыкновенно совершал свои молитвы. Вынесши оттуда оставшиеся у него книги, он отдал их пришедшим и сказал:
- Возьмите это, а если вам будет не нужно, воротите мне.
Они же, взяв книги, ушли и стали смеяться, говоря:
- Продадим это и разделим то, что получим.
Увидев плодовые деревья, принадлежавшие святому, они сказали:
- В эту ночь мы еще придем сюда и сорвем эти плоды.
Когда наступила ночь, три вора пришли снова; в это время Григорий молился в своей пещере, и они загородили снаружи дверь в пещеру, где молился старец. Один из них, о котором было сказано, как об осужденном на повешение, влез на дерево и стал рвать яблоки. В это время сук, за который он держался, отломился, и он упал, а сторожившие его двое других воров в страхи убежали. Упавший же повис в это время на другом суку и при том так, что скоро задохся, так как его некому было освободить.
Григорий, будучи заперт, не мог быть с братией в церкви за утреней; потому братия, выйдя из церкви, пошли посмотреть, почему Святой, против своего обыкновения, не пришел к утрене. Тут они увидели висевшего на дереве мертвого человека, и пришли в ужас. Тотчас они нашли и Григория запертого в пещере, который, выйдя из пещеры, повелел снять висевшего. Потом, увидев его соучастников, которые пришли, вместе с другими, и смотрели на мертвеца, он сказал им:
- Смотрите, как ваша гнусная ложь стала правдой, ибо "Бог поругаем не бывает" (Гал. 6:7). Если бы вы меня не заперли, то я пришел бы и помог ему, но так как враг научил вас хранить "суетных и ложных", то поэтому вы и "оставили Милосердаго своего".3
Дерзкие насмешники, видя, что слова блаженного сбылись, пали к его ногам, умоляя о прощении. Григорий присудил их к работе на Печерский монастырь, чтобы они с этого времени ели хлеб свой, трудясь в поте лица, и имели возможность питать трудами рук своих и других людей. Так они и скончали жизнь свою, работая с детьми своими в Печерском монастыре на рабов Пресвятой Богородицы и учеников преподобных отцов наших Антония и Феодосия.
Но уже время сказать о страдальческой кончине преподобного.
Однажды в монастырский сосуд попало нечистое животное, и преподобный, для очищения его от осквернения, сошел к, Днепру почерпнуть воды. В это время туда же приехал князь Ростислав Всеволодович4, чтобы помолиться в монастырь и принять благословение на брань против Половцев5, куда он отправлялся вместе с братом своим Владимиром Мономахом6. Слуги Ростислава, подущаемые древним врагом, стали смеяться над старцем и досаждать ему неприличными речами. Старец же, провидя своим пророческим духом, что им угрожает смерть, сказал:
- О дети! вам нужно бы с умилением в душе просить у всех молитв о себе, а вы делаете зло, которое противно Богу. Плачьте же о своей погибели и кайтесь в грехах своих, чтобы вам иметь некоторую отраду в страшный день последнего суда. Ибо о вас уже в суде Божьем решено, что вы утонете вместе с вашим князем.
Князь же Ростислав, услышав эти слова преподобного, не поверил им и, полагая, что он только грозится, а не пророчествует, с гневом сказал ему:
- Мне ли ты предвещаешь смерть от воды, когда я хорошо умею плавать? Нет, - ты сам умрешь такою смертью!
И тотчас же, забыв страх Божий, он повелел связать старцу руки и ноги, надеть ему на шею камень и бросить в воду.
Так был утоплен Святой старец!
Братия два дня искали его, но не могли найти. Когда же потом на третий день, они пришли в его келью, желая взять кое-какие вещи, оставшиеся после святого, то неожиданно нашли его в кельи мертвым со связанными руками и ногами и с камнем на шее. Одежды его были еще мокры, лицо - светло, а все тело - как бы живое. Подивились братия, кем и как мог быть принесен сюда старец, потому что келья была заперта, но потом, воздав хвалу Богу, с почестями вынесли те чудотворные мощи святого и положили их в пещере, где они и доселе пребывают нетленными.
Ростислав же, не считая совершенное им грехом распаленный яростно, не захотел даже войти в монастырь, вопреки своему обещанию, чтобы получить благословение, - и Божье благословение удалилось от него. Только Владимир Мономах побывал в монастыре для испрошения себе молитв и благословения. Когда же русские князья были у Триполя7 и перешли реку Стугну8, то направили полки свои на Половцев. Полки их не устояли и побежали; бежал и князь Владимир и переправился снова благополучно чрез реку Стугну, по молитвам и благословению Печерских святых, а Ростислав со всем своим войском потонул в реке, и так исполнилось пророчество святого: "какою мерою мерил злой убийца, будут мерить и ему"9. Незлобивый же Григорий чудотворец обрел источник жизни и, вкушая из потока вечной сладости при водах, "которые превыше небес" (Пс. 148:4), хвалит имя Господа, Которому подобает слава и честь и присно и в безконечные веки. Аминь.
________________________________________________________________________
1 Св. Григорий Чудотворец был епископом Неокесарии во второй половине IV-го века. Память его совершается 17-го ноября.
2 Преподобный Антоний быль основателем Киево-Печерской Лавры; преподобный же Феодосий первым игуменом ее, установившим в ней общежительное иноческое житие и обстроившим ее церквами и другими зданиями. Память преп. Антония - 10-го июля, а преп. Феодосия - 3-го мая и 14-го августа.
3 Ирмосы на Вел. субботу, песнь 6-я, ср. (Ион. 2:9).
4 Ростислав Всеволодович, сын Всеволода Ярославича и внук Ярослава Мудрого, княжил в Переяславе - городе, находившемся на юге от Киева, на реках Альте и Трубеже. В настоящее время Переяслав - уездный город Полтавской губернии.
5 Половцы - кочевой народ монгольского происхождения, обитавший со второй половины IХ века в южнорусских степях и до татарского нашествия производивший постоянные опустошительные нападения на Русь. Нападения свои они производили быстро и внезапно. Русские князья для борьбы с половцами, устраивали пограничные укрепления и предпринимали походы вглубь половецкой земли. Один из таких походов, о котором здесь упоминается, был предпринят великим князем Киевским Святополком Изяславичем (с 1093 по 1113 г.) в первый год его великого княжения.
6 Владимир Мономах был одним из замечательнейших русских князей в домонгольский период. Когда умер отец его, Всеволод, он, несмотря на любовь к нему киевлян, не занял великокняжеского киевского престола, а призвал двоюродного брата своего Святополка Изяславича, которому и уступил великое княжение, как
старшему в роду. В это время он княжил в Чернигове, и, сверх того, владел Смоленским княжеством. По смерти Святополка, он занял киевский великокняжеский престол, где княжил до своей смерти (1113 -1125 гг.).
7 В настоящее время местечко Киевской губернии.
8 Стугна - правый приток Днепра, протекающий чрез Васильковский уезд, Киевской губернии. В прежнее время приток этот был довольно значительной рекой.
9 (Мф.7:2) - там это место читается так: "ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить".



ПРЕПОДОБНЫЙ ГРИГОРИЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ, ЗАТВОРНИК
День памяти: 8 января

Григорий, преподобный Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (память 8 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), затворник, чудотворец.
Краткое описание подвижничества Григория помещалось на доске, которой до XVIII в. была закрыта ниша, где покоились мощи преподобного (скопированные в XVII в. с досок «Краткие жизнеописания преподобных отец Дальних пещер» опубл. архиеп. Модестом (Стрельбицким). Григорий сподобился дара чудотворения за подвиги поста и молитвы. Преподобный питался невареными овощами и травами, ночи проводил в молитве. Больные, вкушая его еду с верой в молитву святого, получали исцеление.
Поясное изображение Григория как средовека в монашеских одеждах и куколе, в небольшом повороте вправо, в левой руке - раскрытая книга (указательным пальцем правой отмечен текст: «Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши...»), представлено на иконе 40-х гг. XIX в. работы иеромонаха Иринарха с учениками у раки преподобного в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Оплечное фронтальное изображение Григория в виде старца в куколе, с небольшой седой бородой (видна прижатая к груди левая рука) помещено в 3-м ряду на иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в Дальних пещерах» 1890 г., написанной в мастерской Киево-Печерской лавры (помещена при выходе из Феодосиевых пещер лавры).
Общецерковное почитание Григория установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. Преподобный Григорий упоминается во 2-м тропаре 5-й песни Канона преподобным отцам Дальних пещер, имеется отдельный кондак преподобному. Обследование мощей Григория показало, что на момент смерти ему было 40-50 лет.

Статья из т. 12 «Православной энциклопедии». Москва, 2006 г.
Ещё по теме:
1. 31-е июля Мч. Емилиана (363). Прп. Памвы пустынника Египетского (IV). Прп. Иоанна Многострадального, Печерского, в Ближних пещерах (1160).
2. 21-е августа Свт. Емилиана исповедника Перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566) Прп. Григория Синаита (XIV). Толгской иконы Божией Матери (1314)
3. 19-е июня Прп. Виссариона, чудотворца Египетского (IV-V). Свт. Ионы, еп. Великопермского (1470). Прп. Паисия Угличского (1504). Прп. Ионы Климецкого (1534). Пименовской иконы Божией Матери (принесена в Москву в 1387 г.).

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites