Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
...................................
Курган разрыт. В тяжелом саркофаге
Он спит, как страж. Железный меч в руке.
Поют над ним узорной вязью саги,
Беззвучные, на звучном языке.
Но лик сокрыт - опущено забрало.
Но плащ истлел на ржавленой броне.
Был воин, вождь. Но имяСмерть украла
И унеслась на черном скакуне.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Иван Тургенев.
Злободневность темы лишний раз доказывает, что талант, а тем более гений всегда современен. Но какую истерику об угрозе русского фашизма, экстремизма и шовинизма закатили бы нынешние "поборники общечеловеческих ценностей", если бы вышеприведённые слова великого Тургенева принадлежали современному писателю. А так им приходиться лишь молчать, поскрипывая зубами. Молчание и истерика, вот главное оружие врагов России.
Писатель А.Н.Толстой: «Народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. …Эта литература была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядом, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.»
Литература вышла от нас.Вернётся ли.Современники не чувствуют плоть слова,нет вкуса родной речи,чужая она,наполовину заимствованная, неизвестно даже, у кого.Стиховаренья и песни суть "слушали-постановили",и нет конца сложениям,как дурной ссон.Лермонтов не указ,Ю.Кузнецов не указ,сам себе лежи ссер.Один разогрев самолюбия, топчемся вокруг себя, а время убежало вперёд.. К всем-"можно не писать-не писать"."Поэзия-вся,езда в незнаемое"Б.Пастернак.Даже откликнуться на вызов современности нужен талант,не говоря про то,чтобы "открыть новое".Нового ничего нет,сколько тысяч лет, потому массы работают с формой, не всегда умело,хотя главное- содержание, объясняющее как жить.Высочайшая поэзия,слышал, Псалмы Давида, так м.б. их хватит человеку для жизни.
Сванидзе: "Если в России развернется жесткий сценарий с резким закручиванием гаек, не исключаю начала массовых репрессий". По отношению к таким, как Свинидзе, Позорнер и подобным не исключаю такой сценарий. Но как-то не сочувствую. О чём сокрушаюсь. Надо же так ожесточится.
Сейчас на П.П. Гаряева оказывается сильнейшее воздействие политизированных "светил" академической науки. Для начала лишили финансирования. Посильную помощь этим светилам оказывают и некоторые читатели этой страницы, что видно по их комментариям.
«И тогдая я сунул руку ему в пасть»: как охотник из Архангельска медведя заборол
Блогер из Архангельска записал невероятную таежную историю, случившуюся с его старым знакомым.
Сначала по Онеге поползли слухи, что на одном из дальних озёр медведь напал на охотника. Потом — что охотник выжил, но госпитализирован в крайне тяжелом состоянии. А когда, наконец, обнародовали имя, я вздрогнул…
Мы знакомы с Евгением Шараповым лет тридцать. Он никому и никогда не рассказывал эту историю. Очень спокойный и рассудительный человек. Классный художник. В его картинах то, что он любит больше всего на свете, – тайга. Впечатление, что он со своим ружьем не вылезает из нее.
Когда меня недавно занесло в Онегу, я позвонил ему и попросил о встрече.
«… И тогда я сунул руку медведю в пасть»
РЕДИСЛОВИЕ. «Я БЫЛ НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНО РАССЛАБЛЕН»
– Почему он напал на тебя?
- Рыбаки рассказывали: он три дня подряд ревел в дальнем конце озера, обозначая своё присутствие. Я потом уже подумал, может, подранок? Если так, то ничего удивительного в его поведении нет. Медведь зло помнит. Даже если в него попала одна дробина, он обязательно отомстит первому, кто окажется на его пути.
Но главная причина того, что произошло, – моя расслабленность. Когда много лет бродишь по лесам, стирается чувство опасности. Кажется, что ты уже всё знаешь, всё видел и тебя ничем не удивить. А на самом деле, всё немного иначе.
Евгений Шарапов: «Всё как обычно. Собрал рюкзак выше головы…» Фото: из личного архива.
– Предчувствий в то утро не было?
- Да нет. Всё как обычно. Собрал рюкзак выше головы. У меня в него всё вмещается: от палатки до фотоаппарата. Друзья-охотники при встрече смеются: «Сначала рюкзак, а потом его хозяин по тропинке идут».
А знаешь, почему выше головы? Зверь, чаще всего, нападает сзади и метит в шею, а высокий рюкзак её прикрывает. Многие ходят с низкими – это неправильно. Должна быть защита. В том числе, когда ты остановился на отдых. За спиной обязательно должно быть дерево, а перед глазами пространство, которое контролируешь. Конечно, если собаки нет. Собака – это дополнительное зрение. Процентов на пятьдесят.
Что ещё? Ружьё взял – одностволку, патроны.
– Разве иметь в лесу двухстволку не надёжнее?
- Для гусиной охоты – да, лучше два ствола. Но я предпочитаю один. Один – это честно. У птицы тоже должен быть шанс. Промахнулся – значит, так тому и быть, ей повезло. И, я никогда не расстраиваюсь по поводу промаха. Не то, что по молодости, когда матерился и ружьё на землю швырял.
Кучум. «Собака – это дополнительное зрение. Процентов на пятьдесят.»
ПЕРВАЯ АТАКА. ЕДИНСТВЕНЫЙ КАДР
– Вы приехали на место, пешком добрались до озера…
- Да, до озера проскочили с Кучумом, собакой моей, десятку, даже не вспотели. А к полудню небо заволокло, запахло дождиком. Сентябрь. Повернули на болота, так немного короче и хотелось до дождя успеть к избе. Пару раз вылетали рябчики. Кучум посмотрел на них, но с тропы не свернул – не та дичь. Дождь все-таки заморосил, а кобель почему-то исчез. Ну, думаю, мало ли, может, почуял кого.
В общем, я не придал этому значения, шел себе спокойно, даже про ружьё забыл. Мало ли, кто тут бродит? Но скоро впереди лаем завёлся Кучум. «Зло работает, похоже, зверь». Прошла ещё пара минут, и в просвете меж деревьями, у озера, показался пёс. Подбежал ко мне, будто сказать хотел: «Хозяин, смотри, какое там чудище!». Увидев, я остолбенел – медведь.
Он не обращал на меня никакого внимания, что-то рыл себе в болоте. Тут-то я и совершил ошибку. Снял рюкзак, достал фотоаппарат, положил ружье на рюкзак и двинулся к медведю.
Тот самый кадр, который едва не стоил жизни. Фото: Евгений ШАРАПОВ.
– Азарт фотографа?
– Он самый. Только поднял камеру, как понял, что зверь несётся на меня на всех парах. Я успел нажать спуск, бросить камеру на землю и рвануть к ружью.
Выстрел в воздух его остановил – он пропал из поля зрения. Я поднял с земли камеру, вытер ее и стал укладывать в рюкзак, но тут собака кинулась от меня. Обернулся. На тебе! Мой медведь уже рядом и делает второй заход. Я заорал, обложил его матом, потрясая над головой незаряженным ружьём. И он снова исчез, а я удивился, насколько быстро он передвигается по лесу!
Собака заметно волновалась, и, было похоже, что медведь близко.
Я достал из пулевого отдела патронташа два патрона. Первый зарядил, второй взял в зубы, чтобы не тратить время на перезарядку. Двинулись дальше.
Идём. Озеро уже позади. Слева бугор, справа болото, а впереди ручьевина. И тут собаку снова понесло куда-то в сторону. Обернулся, а зверь движется на меня со стороны бугра. Метров пять до него. Выстрелил навскидку, медведя качнуло, полетела шерсть, а я понял: в стволе была не пуля, а дробь.
Эжектор, спасибо, сработал исправно. Быстро загнал другой патрон в ствол – ещё один выстрел в упор, и тут же получаю удар когтями. Спасли только широкие ремни рюкзака. Если не они, разворотило бы всю грудь.
А зубы медведя уже у самого горла. В голове: «Пусть лучше рука, чем жизнь», – сунул руку ему в пасть. Ясно слышу, как затрещали сломанные кости. Бью правой, свободной, в глаз, и сразу же в нос. Левой давлю ему в глотку, не позволяя освободиться от руки. Кричу прямо в его оскаленную морду: «Ах ты …, мне всего полтинник, у меня внук маленький растёт, а ты, сука, убить меня хочешь?!» Уклоняюсь от удара по голове и всё время смотрю ему в глаза, давлю на психику.
А там – удивление. В самом начале атаки было яростное – «убью», а теперь удивление – «почему он не падает?»
«… И тогда я сунул руку медведю в пасть»
– Женя, я помню, в молодости, ты мог легко залепить в голову неадеквату, пристающему к людям. Хотя драться совершенно не любил.
– И сейчас не люблю. Но навыки остались. Бью, попадаю пальцем в ухо. Как он заревел! Именно заревел от боли и свалился на бок. Я по инерции падаю на него, вместе с рюкзаком, который так и не успел снять. Он оттолкнул меня всеми четырьмя лапами, после чего оба вскочили и остановились.
Стоит медведь на задних лапах – в метре от него я. Дышим. И тут он наносит очередной. Я не успел уйти. Удар пришелся по голове вскользь и по касательной, чуть ниже правого глаза. Кровь хлынула по лицу.
«… И тогда я сунул руку медведю в пасть»
– С такими травмами: рука прокушена, голова пробита, рана на лице – можно просто истечь кровью.
– Я не знаю, чем это объяснить… Представь: развороченная рука, видны сломанные кости, сухожилия и вены, а кровь не идёт, её просто нет. Мясо своё вижу, а крови нет! Первая, появилась, когда он зацепил лицо.
Он стал осторожен, внимательно смотрит за моей правой. Понял, что угроза исходит от неё, и не обращает внимания на другую, искалеченную. Опять попадаю ему в ухо. Машинально, вдогон, пошла левая рука. Зверь делает вид, что хочет схватить именно её, но меняет направление атаки и смыкает челюсти на правой. Я снова слышу знакомый хруст ломающихся костей и понимаю: «Кирдык тебе, брат. Теперь убьет». Без обеих рук, ну какой ты воин?
- Другие мысли были?
– Нет. Никаких. Время расширяется, и ты реагируешь так, будто тебе кто-то подсказывает: «Сделай это. Правильно. А теперь это». А в голове чистота, никаких посторонних мыслей, эмоций, и ощущение, что видишь перед собой замедленное кино. Только ты не внутри его, а зритель в кинозале.
«Кучум! Возьми его! Возьми!», – кричу изо всех сил собаке, которая всё это время вертится под ногами. И он понял, схватил медведя сзади. Зверь взревел от боли и бросив меня кинулся за псом. Но успел сделать только несколько прыжков. Лапа его вдруг подломилась, и он рухнул на землю. Пуля от второго выстрела всё-таки сделала своё дело, а жизнь, похоже, подарила мне шанс.
Он лежал на листьях, не в силах подняться, глядел в мои глаза, не отрываясь. Я же, валясь от усталости, снял наконец с себя рюкзак. Поставил его так, чтобы медведь мог видеть хоть что-то перед собой и не отвлекался на меня. Кое-как, с трудом, разбитыми руками закинул на плечо ружьё, отозвал беснующуюся собаку, и спиной, отступая назад, не отрывая взгляда от глаз медведя, медленно ушел.
«… И тогда я сунул руку медведю в пасть»
Я добрался до избушки в которой жили рыбаки. Два километра в полном тумане, на автопилоте, с одной мыслью: «надо дойти». Мужики перевязали как могли, влили два стакана водки, как средство от шока, и на каракате (самодельный вездеход – Авт.) вывезли меня из леса.
«… И тогда я сунул руку медведю в пасть»
ПОСЛЕСЛОВИЕ. «ЖАЛЕЮ О ТОМ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ…»
– Ты продолжаешь ходить в тайгу. Изменилось отношение к ней, ее обитателям?
- Знаешь, потом уже, когда меня подлечили, подлатали, вышел я на небольшое озерцо с пятак, за ним сосна, а под ней медведица с медвежонком. Как закричу: «Э-э-эй! Я пришел!» – победитель медведей, хозяин тайги такой. Медведица встала на задние лапы, посмотрела на меня, медвежонку дала под зад и ушла. А я стою: «Что же ты делаешь-то, – думаю, – неужели тебе ещё мало?»
Я жалею о том, что случилось. Всё должно было быть по-другому. Если повторить, я прошел бы мимо, обошел его стороной. Медведя нужно понять. В лесу мы гости. А приходим в чужой дом и ведём себя в нём, словно хозяева. Хотя, на самом деле, настоящий хозяин там он. Медведь.
«… И тогда я сунул руку медведю в пасть»
Евгений Шарапов родился в 1959 году в Онеге Архангельской области. После школы выучился на сварщика, много лет работал по специальности. Отслужил в армии. Еще в молодости стал писать картины, которые и сегодня выставляет на выставках, дарит друзьям. Дружит с фотоаппаратом и видеокамерой. С детства занимается охотой, рыбалкой, отсюда и многие сюжеты его работ. Предпочитает охотиться с собакой на боровую дичь. Не любит карабины: «Лучше одностволка, потому что птица должна иметь шанс».
Пророческие слова великого поэта. Впрочем, это пророчество касается не только нынешнего времени. И даже не только пушкинского. И до того Катенька завезла из Германии немецких "академиков" Миллера и Шлёцера, которые, не зная русского языка, стали на свой лад сочинять русскую историю. Попутно, по указке свыше, объезжать русские монастыри ( в том числе и далёкие сибирские), собирая и сжигая древние рукописи. Одному из них великий Ломоносов прямо на заседании набил морду, за что отсидел год в Петропавловке, ожидая смертного приговора. Умер этот человек богатырского здоровья, сын помора, тоже слишком рано, всего в 55 лет, а его рукописи также бесследно пропали.