Зачем нужен духовник?

К счастью, мы живем в православной стране

Вопрос о духовнике - один из самых часто задаваемых в Церкви. Только формулируется он очень различно.
Кто-то считает, что наше время настолько бедственно, что нет священников, достаточно опытных для того, чтобы служить кому бы то ни было духовными наставниками. Иные, напротив, полагают, что без духовника и спастись-то невозможно. Третьих интересует вопрос сугубо практический: как найти духовника?
На наш взгляд, тема духовничества - важнейшая в современной церковной жизни, требующая обсуждения в различных ее аспектах. Но начинать разговор на эту тему, кажется, лучше с самого первого вопроса: а зачем вообще нужен духовник? Ответив на него, проще будет отвечать и на прочие вопросы.

Александр Леонидович Дворкин, богослов, ведущий специалист по сектоведению, профессор Московского Православного
Свято-Тихоновского гуманитарного университета:

- Духовник - это священник, у которого мы регулярно исповедуемся, который хорошо знает наши духовные проблемы и наши жизненные обстоятельства. Соответственно, для нашей исповедной практики и для серьезной христиан ской жизни лучше, конечно, ходить к священнику, который уже знает наши проблемы и может посоветовать, как их решить.
Но вместе с тем конечно, наличие духовника не является условием спасения. Бывает, что у человека нет постоянного духовника по каким-то причинам, но тем не менее это никак не обозначает, что без духовника этот человек спастись не сможет или вовсе пропадет.
Просто наличие духовника - это большая помощь человеку, стремящемуся вести серьезную духовную жизнь, а без духовника все это может быть намного сложнее.
Но у меня, в общем-то, на всех этапах моей жизни были замечательные духовники, которые мне оказывали необходимую духовную помощь, особенно учитывая то дело, которым я занимаюсь. Такое особое благословение Божие, что у меня действительно были всегда хорошие духовники, поэтому трудно себе представить, как бы я справлялся без них. Хотя были ситуации, когда, скажем, я жил в Германии, а мой духовник - в Америке, поэтому получалось так: я исповедовался у священника в храме, в который ходил, но по всем важным вопросам - они не так часто, но раз в пару месяцев возникали - я просто звонил своему духовнику и советовался с ним.
А помощь духовника - это молитва, которая защищает, советы по важным вопросам, которые он мне дает.

Священник Алексий Тимаков, клирик московского храма во имя святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново,
постоянный автор журнала «Альфа и Омега»:

- Мы окунаемся в духовную жизнь, как слепые котята, и, безусловно, нам нужен руководитель, человек, имеющий опыт в поиске Бога.
Самое важное качество духовника - это его способность и возможность молиться, предстательствовать за другого, за тебя просить пред Богом.
Любой священник, исповедующий человека, предваряет чин покаяния молитвой. Тем самым утверждается Божие присутствие на исповеди, и его активное в ней участие, и бессилие человека в столь серьезном духовном делании.
Вне зависимости от своих моральных или интеллектуальных качеств, батюшка иногда такое скажет, что вопрошающий удивляется: «Как же много этим открыто!». По своему внутреннему уровню священник сам сказать такого не мог, но молитва делает возможным передачу от Бога того, что необходимо услышать конкретному человеку.
Духовник, священник, если можно так сказать, по долгу своей службы обязан молиться, вычитывать правила - худо ли, бедно ли это у него получается, но он все равно это делает, готовится к литургии, поминает тех, кто просил за них молиться, вынимает за них частицу на проскомидии, и это - самое главное, что он может отдать человеку.
Да, конечно, и священник грешит, и «дрова рубит», и ошибается, но все равно он имеет дерзновение пред Богом за людей, и если человек встает не на ту стезю, то Господь по молитвам духовника все дело может выправить и исправить то, на что у самого человека сил не будет.

Можно ли обойтись без духовника? - А как можно слепому обойтись без поводыря? Если у человека нет духовника,- значит, ему самому приходится трактовать Священное Писание. Наверное, с помощью какой-то литературы это и возможно делать, но живое слово, живой пример - совершенно другое. И совсем не обязательно духовный опыт приобретается на исповеди: это может быть и в простой беседе.

Вспомним, например, Паисия Святогорца, который просто разговаривал со своими близкими, а слова шли от души к душе и накрепко запоминались.
Духовный опыт впитывается порой даже и не через слова, а по образу, по духу. Воспитывать можно по-разному: «делай, как я сказал!» или: «делай, как я!». Настоящий духовник воспитывает примером.
Конечно, духовником далеко не всякий священник может быть. Тому свидетельство младо старчество, которое весьма процветает сейчас у нас: едва успев принять сан, священник уже обрастает «духовными чадами».
Духовника бывает непросто обрести, но пробовал ли человек по этому поводу молиться? Пускай пробует, пускай ищет: подойдет к одному на исповедь, к другому, поговорит. И тогда возникает духовная связь, и человек чувствует, что родился заново.
Недаром наставника называют духовным отцом. Но чаще всего человек находит своего пастыря в том храме, куда привел его Господь в первый раз.
Если же говорить о той помощи, которую мы получаем от духовника,- это прежде всего его молитвы, как говорил выше, и, конечно, добрые советы.

Священник Сергий Масленников, клирик Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры:

- Без духовника очень трудно искать путь спасения. Без него практически невозможна жизнь в Церкви - это вам скажет любой человек, живущий церковной жизнью, от простого прихожанина до Владыки. Потому и приезжают к старцам-духовникам, советуются, спрашивают. И беспрекословно исполняют то, что он им скажет, даже если это бывает трудно.
Духовник учит отсечению своей воли. Поэтому окормление у духовного отца - это в первую очередь жизнь в послушании. Исполнения советов духовника боится враг.
Конечно, и без духовника можно идти по пути спасения и спастись, но тогда путь из пункта «А» в пункт «Б» не будет прямолинеен.
Хорошо, если сложилось так, что живешь недалеко от Лавры или какого-то монастыря: там есть духовники и можешь выбрать пастыря по своему сердцу. А в отдаленном небольшом городе не каждому дано найти Духовника с большой буквы, и живущим там людям не приходится говорить о «высокой» духовной жизни. Но тогда Господь и спрашивает с человека меньше.

Бог исправляет отсутствие пастырской помощи либо дарованием человеку собственного духовного опыта, либо скорбями.
Но в моей жизни не было такого момента, когда бы я был без духовника. Да, они менялись, но были всегда, поэтому лично мне трудно сказать, как складывалась бы моя жизнь без духовника.

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/Duchovnik/4.html

Издано по благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
#1 | Лидия Новикова »» | 05.11.2012 23:10
  
2
Духовник.ру

Людей в церкви нельзя разделять по сословному принципу, как будто священник отделен от мирянина настолько, что жизнь священника кажется принципиально иной. Это заблуждение. Когда сам человек переоценивает священника, он возлагает на него какие-то особые упования и требует от него чего-то невыполнимого, потому что думает, что каждый священник свят уже только потому, что он священник. А это не так, потому что священник такой же человек и несет на себе те же немощи и искушения, что и любой христианин. Просто священнику дана возможность немного пройти вперед, проделать некий путь впереди тебя, и он может показать, как идти дальше, как брат помогает младшему брату. Мне бы хотелось, чтобы мои отношения с духовными чадами складывались не как у превознесенного на необыкновенную высоту священника и умаленных перед ним прихожан: что там священник не скажи – нужно безоговорочно выполнять, – а именно отношения братства...

Священник Алексий Уминский



Источник: http://www.duhovnik.ru/
#2 | Анна Гор. »» | 06.11.2012 00:04
  
3
Прозорливые старцы

Профессор Алексей Осипов - О духовном наставнике

— В последнее время среди верующих часто слышатся рекомендации поездок к старцам, как вы относитесь к этому?

— Вопрос в высшей степени серьезный. Мы в Евангелии читаем: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15, 14), и это строгое предупреждение. Поэтому у святых Отцов мы находим слова, поразительные для наших современников: «Прежде, нежели ты пожелаешь чьего-то руководства, прежде всего испытай, искуси и узнай его как следует, чтобы тебе не нарваться вместо пастыря на волка и вместо пристани не попасть в пучину»1
Прежде чем кому-то поверить, сам испытай и узнай человека. Искуси человека не в смысле лукавства какого-то, а в смысле опытной проверки в многократном общении, вопросах и ответах. Только тогда с полной благонадежностью можешь принимать его советы.
Беда, когда говорят: «Вот там – святой», и все ринулись к нему. Когда я спрашиваю: «А вы сами с ним знакомы, вы встречались с ним когда-нибудь?», отвечают: «Нет». — «Так почему же вы туда бежите?» — «А все говорят».
Идут не познакомиться с ним, не с тем, чтоб по завету Отцов испытать и узнать. Идут заранее готовые каждое его слово воспринимать как слово Самого Бога, то есть принимают его за оракула.
У древних греков и римлян так и было: когда говорил оракул, воспринимали его как божество. И здесь так же, только новоявленный «святой» скажет что-то невнятное, такие пойдут толкования, что подчас диву даешься, насколько искусны в своей мысли внимающие ему люди.
Сделаем вывод. Если мы хотим следовать не кому-нибудь, а единственно надежному источнику нашей жизни – Священному Преданию Церкви, которое говорит через святых Отцов, то нужно прежде, нежели придать полное, безукоризненное значение чьим-либо советам, тщательно познакомиться с человеком. И опыт покажет. Если же это сделать трудно, например, не чаще одного раз в год попадешь к иным популярным священникам, тогда Отцы говорят: принимай то, что тебе сказано как совет, а не как послушание, да еще и спроси у другого духовника, что он об этом думает. Беда нашего времени в том, что принимают слово любого священника как истину в последней инстанции.
И потом, есть некоторые признаки, по которым мы можем судить, старец перед нами или нет.
Например, нужно послушать его проповедь. Однажды мне тоже расхваливали одного человека, и мне довелось быть на трех его проповедях. Они были длиной сорок пять— пятьдесят минут: полный хаос, невозможно понять, о чем он говорит, все бессвязно перемешано. Сравните у святых Отцов — какая ясность мысли, какая четкость разумения! То есть перед нами человек психически неполноценный; преблагочестивейший, искреннейший, но у него в голове все перемешано. Это один из признаков – стоит внимательно послушать проповеди вашего духовника.
И вот второй признак, на примере из первых рук. Молодая, вполне светская женщина перенесла скорби и ищет, где бы найти духовного руководителя. Ее послали к одному «старцу». Он ее выслушал и тут же определил судьбу: «Вот тут у нас за занавеской стоят монахини, ты пойдешь с ними, бросай все мирское, иди в монастырь». Она в ужасе сбежала. Светская женщина, в вере ничего не понимает, какое тут монашество? А мнимый старец ее – сразу в монастырь!
То есть, когда вы видите, что духовник приказывает, берет на себя миссию прозорливца, решает все ваши жизненные вопросы сразу, моментально – переезжать, бросать работу, разводиться, идти в монастырь, значит, бежать нужно без оглядки от такого «старца».
Конечно, были великие святые прозорливцы, но напомню, что великие святые, например, святой Нил Сорский, никогда от себя сразу не отвечали, если не находили ответа у святых Отцов. Говорили: «Приди потом, через день-два». Святитель Игнатий (Брянчанинов) ссылается на Оптинских старцев – Леонида, Макария, которые никогда сразу не советовали, всегда были очень-очень осторожны. Человек, имеющий правильное духовное устроение, самое большее вам скажет: «Святые Отцы о вашем положении говорят вот так». Или: «Мне видится так, но подумайте, пожалуйста, сами, поговорите об этом еще с кем-нибудь».
Если же от духовника следуют приказы бежать в монастырь, жениться, разводиться, то нужно бежать от него без оглядки, потому что это лже-старец.
Святые Отцы писали, что трудно найти непрелестного наставника, писали в те времена, которые мы называем цветущими временами христианства. Сегодня мы, ничего не понимая в духовной жизни, столько наделали «старцев», что если бы древние христиане взглянули, они бы ахнули.
Итак, в выборе духовника необходима осторожность, трезвость. Святитель Игнатий (Брянчанинов) прямо сказал: «Духоносных наставников в настоящее время нет!» То есть тех, что видят душу человека. И далее святитель делает вывод: «Наше время – это время жизни по совету, а не по послушанию». Уже нет того, что сказали тебе, и ты слепо исполняй.

1. Преп. Иоанн Лествичник (VI в.): «Когда мы... желаем... вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели» (Лествица. Сл.4, гл.6).

http://www.duhovnik.ru/main/heronda?id=186
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites