К Имени Бога

Тетраграмматон +

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мiрови свет разума
Из тропаря на Рождество Иисуса Христа

Я поведал им Имя Твое и поведаю.
Ин. 17:26

Аннотация:

В данной статье предпринята попытка проанализировать Имя Господа Бога, с которым Он открылся Моисею, в контексте некоторых ключевых событий книги Бытия.

В этой связи предложен вариант анализа преемственности Ветхого Завета и Нового Благовестия.

Предпринята попытка представить целостный символьный образ собственных (внутренних, еще не проявленных во вне) взаимообусловленных отношений Лиц Пресвятой Троицы – исключительно в Именах Отца и Сына и Святого Духа. К умному/ментальному, в разумных словах зафиксированному символьному образу, представленному в "Точном изложении православной веры" Иоанна Дамаскина, добавлено следующее:

– вскрыта внутренняя умная причина необходимости внутри-Троичного цикла, ранее зафиксированного на модели Звездицы – чувственно-осязаемом символьном образе Пресвятой Троицы, см. /7/;

– впервые произведено четкое различение собственных атрибутивных свойств каждого Лица Пресвятой Троицы, без пересечения и смешения с собственными свойствами других Лиц (отмеченное различение осуществлено на основе единого ключевого подхода к свойствам всех Лиц);

– в частности, впервые четно зафиксированы внутри-Троичные собственные свойства Святого Духа (как возможный их вариант);

– зафиксировано различие свойств Лица Отца, с одной стороны, как Источника, имеющего место и основание внутри образа Пресвятой Троицы (в котором мы уже познаем Троицу), и, с другой – как Источника, как исключительно предельного Источника, "не заимствующего свое собственное бытие даже и от Себя самого"* (в образе которого мы только узнаем Пресвятую Троицу);

– в этой связи предлагаемый умный, выраженный в словах, символьный образ Пресвятой Троицы растянулся на три, отчасти последовательных, подобраза: в центре – сама, понимаемая в разуме, Пресвятая Троица; впереди – подобраз Ее узнавания, с непознаваемыми Троичными свойствами (здесь совпадают между собой, каждые в своей специфике, предельные аскетические и логические опыты); следом за центральным подобразом – Логосное Начало, в структуру Которого входит не только Сын, но и Святой Дух**;

– все три подобраза, отмеченные только что, пронизаны одним единым, генетически действующим, ключом: Личным Активным Деятелем – Становящим, начало понимания Которого положено в откровении Моисею.

Как завершение попытки представить целостный символьный образ собственных взаимообусловленных отношений Лиц Пресвятой Троицы предложена краткая лингвистическая форма собственных отношений Лиц Пресвятой Троицы: "Образующий-(Пребывающий-Преобразующий)", – как непосредственная логическая форма, структурно, лингвистически и понятийно подобная Имени Господа Бога, открытому Моисею.

Предложенный символьный образ Пресвятой Троицы имеет хорошие возможности для творческого исследования Целостного Мiра (всего Мiроздания – проявленного и непроявленного см. /9/), как Творческого Проекта Господа Бога, и Соборного Человека, как активного участника данного Проекта.

Весь текст одним файлом
К Имени Бога

Комментарии участника: Костюченко Сергей (17)

Всего: 17 комментариеввсе комментарии ( 51 )
     
-3
Данная статья непроста для восприятия и понимания, в силу, как минимум, двух причин:
– как оказывается, начиная с уровня, находящегося несколько выше, чем уровень катехизиса (а именно находясь на нем Церковь осталась с одним крылом), понимание самого простого очень сложно, иногда – предельно сложно, до выноса мозга – в прямом смысле данного выражения;
– эта статья – лишь момент живого исследовательского процесса, который в целом еще весьма далек от завершения; а, как известно, последующее, в том числе, и упрощает предыдущее. Это – впереди.


Следующая за этой статья будет посвящена рассмотрению Догмата о Пресвятой Троице на довольно расширенном, надеюсь, сравнительном анализе трех символьных моделей: первая основана на содержании, изложенном в "Точном Изложении православной веры" Иоанна Дамаскина (Символе Веры), вторая – на модели Звездицы, предложенной Ильей Тырдановым, третья – предельно сжато представлена в предлагаемой здесь статье. Думается, – в анонсированной статье будет немало наглядной пищи для размышлений многим.

Ну, и теперь – совершенно несомненно: ключ к творческому пониманию Целостного Творения лежит через узнавание и понимание Пресвятой Троицы, в той мере, как нам это теперь доступно, потому что и живем и думаем мы, возносим Хвалу Ему именно – здесь-и-сейчас…
В частности, предлагаемый символьный образ дает возможность:
1. наглядно (в символах) увидеть, как Пресвятая Троица в Своих Руках содержит первых Серафима, Херувима и Престола; 2. в едином ключе, обретаемом в Логосном Слове, наглядно (в символах) увидеть принципиальные моменты всех 6-ти Дней-Эонов Творения.

Ну, а здесь: я буду благодарен всякому конструктивному слову, слову, именно – своему, от самого комментирующего.
Личная просьба: если такого слова не найдется, лучше промолчать.
  
#3 | Костюченко Сергей | 07.01.2016 13:25 | ответ на: #2 ( Валентин ) »»
  
-3
Дело в том, что мне все это известно. Мне еще известно и то, чтО стоит за тем, что Вы сказали... )))
  
#19 | Костюченко Сергей | 07.01.2016 23:42 | ответ на: #7 ( Валентин ) »»
  
-4
А ветхозаветные "имена" не что иное, как имена идолов. Именно такой подход и нужен Костюченко Сергею, чтобы докопаться до истины.

Достоинство читающего состоит еще и в том, чтобы попытаться понять аутентичную мысль читаемого и различить свою реакцию на текст и смысл самого текста.
     
-5
Наше любимое Православие удивительно высоко в своей простоте и ему нет равных в интеллектуальной глубине.
У Иоанна Дамаскина есть произведение "Источник знания", состоящее их 3-х частей: "Философские главы", "О ста ересях вкратце" и "Точное изложение православной веры".
Первая часть полностью принадлежит времени, когда ее автор жил (читать сейчас ее практически невозможно) и изложенный догмат о Пресвятой Троице требует корректировки.
Возрождение Православия начнется и будет ознаменовано живым воссозданием целостности учения о Пресвятой Троице, как нам это теперь доступно.
Собственно, оно уже началось. Никаких внешних преград уже нет, все преграды - у нас внутри.
Необходимо, чтобы Пресвятая Троица поселилась у нас внутри. Самым кратким живым исповеданием Ее является, как известно, Иисусова молитва.

Благословен еси, Господи: научи нас оправданием Твоим.
Благословен еси, Владыка: вразуми нас оправданием Твоим.
Благословен еси, Святый: просвети нас оправданиями Твоими.
Милость Твоя - на нас. Имя Твое призываем.
Тебе подобает похвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу.
Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа!
  
#22 | Костюченко Сергей | 08.01.2016 20:35 | ответ на: #21 ( Примиритель ) »»
  
-6
Маска, я тебя знаю.
С того момента, когда был мой "нуль", прошло много времени, и я научился терпеливо ждать, сохраняя верность Тому, Кому нельзя изменять.
А твое "от сюда", в данном случае, и есть твое, ибо отсюда оно.
Господь усмотрит.
  
#25 | Костюченко Сергей | 09.01.2016 14:32 | ответ на: #23 ( Олег Н. ) »»
  
-1
Олег! Это - ты все правильно говоришь и цитируешь.
"Слова/дела, пережитые, как свои" - это совершенно правильное освоение для себя нового/другого, самим собой ранее неиспытанного. Так осваивают реальность дети, в совместно-раздельной деятельности со взрослыми. Так предстоит воскреснуть, быть просвещенным - огласисться нашему Народу, который крещен, но непросвящен...
Но после этого "пережития" наступает период своего личного делания, чтобы "иметь похвалу в самом себе, а не в другом"..., но и это - лишь начало возрастания в полный возраст Христов.
Я не хочу здесь начинать предметное обсуждение того, что ты только процитировал. Дело в том, что я помню, начиная с того момента, когда это происходило перед моими глазами, все переходные формы к тем завершенным формулировкам, некоторые из которых ты и приводишь. Я помню все эмоциональные сопровождения данного пути и их контексты, как они могли быть мне видны. Но дело даже не в этом, в конце концов.
Прочти, п-та, мой первый коммент в данной теме: над статьей о Догмате о Пресвятой Троице в трех символьных системах я уже работаю. И я попросил бы немного потерпеть: как только Бог даст, а я смогу сделать, то сразу представлю ее на обозрение. Только после этого можно уже будет попробовать предметно и аргументированно что-то сказать или возразить и проч. Ты вот уже знаешь "механику" Звездицы и, вероятно, что/кого она, как символ, представляет: значит - уже есть основа и предлог для предметного разговора о предлагаемом в анонсированной статье.
  
#26 | Костюченко Сергей | 09.01.2016 14:48 | ответ на: #24 ( Леонид ) »»
  
-7
Леонид, Вы говорите о том, что болит у Вас.
Вместо коммента скажу следующее.
Когда-то (где-то в 12-м году) были написаны вот эти слова, опубликованные 07.01.2013
:

Истина открывается не сразу и постепенно человеку и человечеству. Проходят десятилетия и столетия, прежде чем хоть какая-то ее грань усвоится человеческим умом, и он будет в состоянии более или менее адекватно выразить то, что усвоилось, в словах и понятиях. Одну из ведущих ролей в этих мелькающих столетиях играет исторически обусловленный и становящийся контекст, как пористая губка всасывающий в себя интегральный итог многих и многих составляющих, которым несть числа. И отдельный человек "виноват лишь только в том", что родился в нем: одни пашут, вторые сеют и ухаживают… другие – просто жнут. Но всё и вся, однако, имеет один Источник, мы – только искренние вестники, "сделали не больше того, что должны были сделать" (Лк. 17:10, пер. С. Аверинцева). Изложили не более того, что было открыто и на что обратили внимание накатывающиеся столетия. – Пройдет время, и человеческому уму усвоятся другие определения, выводы и мнения или – нечто большее, из ныне доступных границ и принадлежащего Истине.

С другой стороны, еще больше чем подсолнух сам человек тянется к Солнцу Правды и Истины, исследуя, по возможности, все видимое и, отчасти, невидимое, в себе и в окружающем Мiре, обретая Его, зачастую, в местах совершенно неожиданных, для себя и окружающих...

...
PS Некоторая часть приведенного текста вызывала особое удовольствие Ильи Тырданова, так, что он и цитировал потом ее (вероятно, память моя меня не подводит - не, не подводит: как сейчас вижу эту цитату в его ЖЖ)...
  
#28 | Костюченко Сергей | 09.01.2016 16:43 | ответ на: #27 ( Алексей К ) »»
  
-1
Вы, видимо, считаете, что в вашем языке - ваша индивидуальность. Отказаться от него - её потерять!

Как на духу - никогда так не считал и даже не предполагал, что по поводу меня подобное можно помыслить.
А свою "гугнивость" я осознал еще со студенческих лет.
Моя же сложность языка, скорее, от того... ну, скажем, когда на фортепиано нужен звук между двумя рядом стоящими клавишами, а такой средней клавиши просто нет: вот и приходится опосредованно пытаться изобразить звук отсутствующей клавиши.
Кстати сказать, я в первом посте все сложности восприятия читающими отнес исключительно на свой счет.
  
#31 | Костюченко Сергей | 09.01.2016 19:09 | ответ на: #30 ( Леонид ) »»
  
-4
Не буду даже и отвечать Вам, ибо - не на что.
===
"Еще многое имею вам сказать,
но теперь вам не под силу [не можете вместить]."
Ин.16:12

"Размышляя о том, как тайна Троицы раскрывалась в истории, Григорий выдвигает идею
постепенного развития церковной догматики, которое происходит благодаря тому, что он называл
"прибавлениями" — т.е. благодаря постепенному уточнению и обогащению богословского языка. ... Новый
Завет — лишь один из этапов "восхождения" христианского богословия — "восхождения от славы в славу",
которое, как он убежден, продолжается в его времена и будет продолжаться до скончания века...
" (Игумен
Иларион (Алфеев), "Учение св. Григория Богослова о Святой Троице".
  
#32 | Костюченко Сергей | 09.01.2016 19:12 | ответ на: #29 ( Валентин ) »»
  
-1
Потрудитесь прочесть мою статью.
А по задаваемому Вами вопросу - куча литературы: потрудитесь потрудиться.
  
#34 | Костюченко Сергей | 09.01.2016 22:23 | ответ на: #33 ( Леонид ) »»
  
-5
Вы читали мой первый пост здесь?
Предметного Вы ничего не говорите, а потому таковых я просил воздержаться от говорения.
А все эти общие слова, ей! - я знаю наперед.
     
-1
Какой интересный Евангельский момент, связанный с переводом!

Лк.21 (притча о званных на Брачный пир)

11 Но царь, войдя посмотреть на возлежащих, увидел там человека, одетого не в праздничное одеяние,
12 и говорит ему: "Любезный, как ты вошел сюда, не имея праздничного одеяния?" А тот молчал.

Давным-давно у меня было какое-то внутреннее вопрошание по поводу последнего "молчал": с каким внутренним контекстом это "молчал"?
И тут в греческом подстрочнике обнаружил:

молчал: заграждать рот или уста, зажимать рот, заставлять молчать; страд.молчать.

Т.е. молчащий или сам себя заставлял молчать, или что-то/кто-то иное/иной заставляло/заставлял его молчать.
Как вариант: что-то из него вырывалось, что не могло иметь место в присутствии "человека царя".

И еще интересный момент в этой притче: фраза "брачный пир" на греческом - это повторение дважды одного и того же слова.
     
0
Из переписки:

Прислали ссылку: Элохим Тетраграмматон. Исповедь Бога. Многоцветие Мироздания.

Ответил:

Спасибо!
Но я все это знаю. Единственное, что увиделось: соответствие Тетраграмматон - Тетраморфы (структура Логоса).
А так это - изотерически-протестантские "вариации на тему" уже известного. В том числе и про семицветие и всякие следствия из него.
В понимании надо двигаться дальше. Но исключительно в контексте слов Силуана Афонского (как пример):

"Вне Христа никакой духовный (мистический) опыт не дает человеку познать Божественное Бытие, как Единую непостижимую абсолютную Объективность в Трех непостижимых абсолютных Субъектах…"
  
#46 | Костюченко Сергей | 04.02.2016 10:00 | ответ на: #23 ( Олег Н. ) »»
  
0
Это слова Ильи, но пережиты мной как свои

Олег, здесь и по ссылкам - часть обещанного.
  
#48 | Костюченко Сергей | 12.02.2016 11:50 | ответ на: #47 ( Олег Н. ) »»
  
1
Спасибо тебе, Олежек, за отношение с любовью. Только когда к кому-нибудь или чему-нибудь относишься с любовью, тогда только могут открыться двери понимания кого-то или чего-то. Именно так обстоят дела и в любом исследовательском процессе. Если в отношениях нет контекста доверия, там присутствует самость, чьи плоды известны.

Извиняться никак не надо. Я все прекрасно понимаю.

В свое время я достаточно плотно исследовал педагогику, закономерности становления человеческого сознания и его психики. Да и всякому любящему родителю понятно, что ребенок поначалу осваивает мир через чувства, тонкие и вполне осязаемые. Когда этот возрастной этап пройден, начинается образовываться слово. Как слово уже свободно льется из его уст и его сознания, можно говорить о начале осознания смыслов и значений… Отчасти, все завершается мудростью полноты молчания, в котором больше содержания и глубины, чем во всех действиях и словах вместе взятых.

Я очень хорошо понимаю, что воскресение Народа Божьего начнется, начинается с чувственного, с воссоздания правильного чувственного. Но теперь оно должно быть сопряжено и с воссозданием, воскресением правильного словесного, что ознаменуется правильным осознанным пониманием.

Всем родителям, у кого есть взрослые или юношеского возраста дети, известны противности переходного возраста, переходного периода, который надо совместно пережить с любовью. Если ее не будет, может возникнуть практически не поправимое в дальнейшем, - это трагедия.

Это ты совершенно правильно говоришь: мы созданы по образу и подобию. Но кто-то ведь говорит и совершено обратное…

В первом классе учатся считать на палочках: только так наглядно и надо начинать, и получается правильный счет выделенных объектов. Но любовь, это когда нет самости, а есть взаимопроникающее отношение. Палочки на это не способны (хотя можно исхитриться и их изогнуть, но все равно они останутся палочками). Тут нужны не арифметические действия с выделенным числом, а интегральное и дифференциальное счисления. И никто их не противопоставляет: просто каждому возрасту своя пища.

Иоанн Дамаскин был высокообразованным человеком своего времени. Он свободно оперировал знаниями, которые ему были доступны (вот кто внятно скажет, что такое акциденция? а он свободно в ней плавал). – И только это позволило написать ему "Точное изложение православной веры", как одной из частей его "Источника знания".

Я не знаю, как Господь управит. Но я совершенно точно знаю, что – управит.

Прошу прощения за видимую разрозненность и обрывочность моего ответа тебе.
  
#50 | Костюченко Сергей | 14.02.2016 15:27 | ответ на: #49 ( Николай М. ) »»
  
0
Как мне представляется, стремящиеся к трезвомыслию, если "вообще ничего не поняли", или пытаются все же разобраться, или задают уточняющие и разъясняющие вопросы, или просто молчат, а не выносят общим штампом и выводом свою оценку: что на сердце у кого, тот то и выносит.
  
#51 | Костюченко Сергей | 14.02.2016 15:59 | ответ на: #49 ( Николай М. ) »»
  
0
Да, вдогонку: как-нибудь, на ночь откройте "Философские главы" Иоанна Дамаскина из его "Источник знания".
Доброй ночи!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites