29-е сентября Вмц. Евфимии всехвальной (304). Прп. Кукши Одесского, исп. (1964). Иконы Божией Матери, именуемой Призри на смирение (1420).



29-е сентября 2012г.
(16.09.2012 г. по ст.с.)

суббота 17-ой седмицы по Пятидесятнице.
Глас 7-й.


Попразднство Воздвижения Креста.
Вмц. Евфимии всехвальной (304).
Свт. Киприана, митр. Киевского и всея России чудотворца (1406).
Мц. Севастианы (86-96).
Мц. Мелитины (138-161).
Мчч. Виктора и Сосфена (ок. 304).
Прп. Дорофея, пустынника Египетского (IV).
Мц. Людмилы, кн. Чешской (927).
Мчч. братьев Иосифа и Исаака (808) ( Груз. ).
Иконы Божией Матери, именуемой Призри на смирение (1420).
Прп. Прокопия, игумена, Сазавского, Богемского.
Свт. Ниниана, еп. Уисорнского (432) ( Кельт. и Брит. ).
Прп. Эдиты Уилтонской, Англия (984) ( Кельт. и Брит. ).
Прп. Киприана, Сербского ( Серб. ).
Прп. Кукши Одесского, исп. (1964).
Новосщмч. прот. Григория Раевского.
Сщмч. Григория пресвитера (1937). Сщмч. Сергия пресвитера (1942). Перенесение мощей прав. Алексия Московского (2001).




Субботы по Воздвижении: 1 Кор., 125 зач. (от полу́), I, 26–29. Ин., 30 зач., VIII, 21–30. Ряд. (под зачало): 1 Кор., 156 зач., XIV, 20–25. Мф., 104 зач., XXV, 1–13. Вмц.: 2 Кор., 181 зач., VI, 1–10. Лк., 33 зач., VII, 36–50.

Трапеза

Поста нет.

Богослужебные указания

Суббота по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Вмц. Евфи́мии всехва́льной.

Свт. Московского Киприа́на, всея России чудотворца.

Служба вмц. Евфимии шестеричная, совершается вместе со службой попразднства Воздвижения.




СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ, МУЧЕНИКИ ВИКТОР И СОСФЕН

Дни памяти: Июль 11, Сентябрь 16

Святая великомученица Евфимия всехвальная была дочерью христиан - сенатора Филофрона и Феодосии. Она пострадала за Христа в г. Халкидоне, расположенном на берегу Босфора, напротив Константинополя, около 304 года.

Халкидонский правитель Приск разослал приказание всем жителям Халкидона и его окрестностей явиться на языческий праздник поклониться и принести жертву идолу Арея, угрожая великими муками тому, кто не исполнит приказания. Во время этого нечестивого празднества 49 христиан скрывались в одном доме, где тайно совершали Божественную службу Истинному Богу. Среди молящихся находилась и юная девица Евфимия. Вскоре о местопребывании христиан стало известно, и они были приведены к Приску для ответа. В течение 19 дней мучеников подвергали различным пыткам и истязаниям, но никто из них не поколебался в вере и не согласился принести жертву идолу. Разгневанный правитель, не зная, каким еще способом принудить христиан к отречению, послал их на суд к императору Диоклитиану, но отделил от них самую юную - девицу Евфимию, надеясь, что она, оставшись одна, не выдержит испытаний.
Святая Евфимия, разлученная со своими братьями по вере, усердно молилась Господу Иисусу Христу, чтобы Он Сам укрепил ее в предстоящем подвиге. Сначала Приск уговаривал святую отречься, обещая земные блага, потом дал приказание мучить ее. Мученица была привязана к колесу с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела. Святая громко молилась. И вот, колесо само собой остановилось и не двигалось при всех усилиях палачей. Сошедший с неба Ангел Господень снял Евфимию с колеса и исцелил от ран, святая же с веселием благодарила Господа.

Не вразумившись чудом, мучитель повелел воинам Виктору и Сосфену бросить святую в раскаленную печь. Но те, увидев в пламени двух грозных Ангелов, отказались исполнить приказание правителя и сами уверовали в Бога, Которому поклонялась Евфимия. Дерзновенно возгласив, что и они христиане, Виктор и Сосфен смело пошли на страдания. Они были отданы на съедение зверям. Во время казни они взывали к милосердию Божию, чтобы Господь и их принял в Царство Небесное. Услышав призывавший их небесный Глас, они отошли в жизнь вечную. Звери же даже не дотронулись до их тел.
Святая Евфимия, брошенная другими воинами в печь, осталась цела. С Божией помощью она выходила невредимой после многих других пыток и истязаний. Приписывая это волшебству, правитель велел выкопать новый ров, наполнил его ножами, а сверху прикрыл землей и травой, чтобы мученица не знала о приготовленной ей казни; но и тут святая Евфимия осталась невредимой, легко прошедши надо рвом. Наконец, ее осудили на съедение зверям в цирке. Перед казнью святая стала просить, чтобы Господь сподобил ее умереть. Ни один зверь, выпущенный на арену, не бросился на святую. Лишь одна медведица нанесла ей небольшую рану на ноге, из которой истекла кровь, и святая великомученица Евфимия тотчас скончалась. В это время произошло землетрясение, стражники и зрители от страха бежали, так что родители святой смогли взять ее тело и с честью похоронить недалеко от Халкидона.

Впоследствии на могиле великомученицы Евфимии был возведен величественный храм. В этом храме происходили заседания IV Вселенского Собора в 451 году, во время которых святая великомученица чудесным образом подтвердила православное исповедание, положив предел ереси монофизитов, о чем подробно сказано в день воспоминания этого чуда II июля.
По взятии Халкидона персами в 617 году мощи святой великомученицы Евфимии перенесены были в Константинополь (около 620 г.). В период иконоборческой ереси рака с мощами святой Евфимии оказалась брошенной в море. Благочестивые корабельщики извлекли их. Впоследствии они попали на остров Лемнос, а в 796 году были возвращены в Константинополь.



СВЯТИТЕЛЬ КИПРИАН, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Дни памяти: Май 27 (перенесение мощей), Сентябрь 16

Святой Киприан, митрополит Киевский и всея России чудотворец, был родом из Сербии, из города Тернова, и отличался святою жизнью1, великим любомудрием и начитанностью в священных книгах2. Он всех назидал своим богодухновенных мучением и своими душеспасительными наставлениями. Ревностно подвизался он в деле непрестанного учительства3; наставлял своих пасомых, чтобы они пребывали в страхе Божием и всячески воздерживались от смехотворства и празднословия, особенно же прилежали молитве и истинному покаянию. Любил он тихую, безмолвную жизнь и потому часто удалялся в свое митрополичье село Голенищево4. Это особенно безмятежное место было расположено между двумя реками, Сетунью и Раменисью, и окружено обильным лесом. Здесь он построил храм во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Живя в сем месте, святитель Киприан поставлял епископов и священников и усердно занимался перепискою и переводом многих священных книг с греческого языка на славянский5. Написал он и житие великого чудотворца, святителя Петра, митрополита всея России6. Упражнялся святой Киприан много и в молитве, и в чтении божественных писаний7. Всегда имел он в мыслях память смертную, страшный суд Христов, мучение грешников и блаженство праведников. Преуспевая в таких богоугодных подвигах, митрополит Киприан достиг глубокой старости и занемог в том же своем селе Голенищеве. За четыре дня до своей кончины он написал прощальную грамоту, в коей прощал и благословлял всех верующих, и сам просил у них прощения, показав в сем истинное христианское любомудрие и смирение. Сделал он так потому, что знал, какую силу имеет смирение: оно разрешает грехи и всё направляет к добру. Пред своею кончиною святитель заповедал окружавшим его епископам и приближенным, чтобы они прочитали эту грамоту над его гробом, при его погребении8. И в таковом смирении, с благодарною молитвою на устах почил он о Господе в лето 6914-е от сотворения мира, месяца сентября в 16 день9.
________________________________________________________________________

1 Святитель Киприан сначала совершал иноческие подвиги на Афоне, где, как свидетельствует послание Терновского патриарха Евфимия к иноку Киприану на Афон, своими трудами приобрел известность.

2 Своею образованностью, любознательностью и начитанностью в священных книгах он был известен еще на Афоне, откуда обращался к вышеупомянутому патриарху Евфимию с просьбою написать ему о неких "церковных вещах", именно на вопросы: о поклонах во дни Пятидесятницы и в 12 дней между Рождеством Христовым и Богоявлением и о причащении Св. Таин в отсутствие священника в пустынях. Его образованность, равно как и святая жизнь, обратили на себя особенное внимание Константинопольского патриарха Филофея, который приблизил его к себе и сделал лицом доверенным, а потом рукоположил в митрополита первоначально Киева и Литвы; по смерти же святителя Алексия, Киприан стал митрополитом всея России, вступив в управление русскою церковью в 1390 году, после двух лет церковно-иерархических смут.

3 Памятниками его учительства остались, между прочим, различные его послания, проникнутые духом истинного христианского любомудрия и ревностной пастырской заботливости о духовных нуждах вверенной ему паствы. Из таких посланий особенно заслуживают внимания: послания к игумену Афанасию и к Псковскому духовенству.

4 Голенищево – подмосковное село, расположенное на живописном, высоком месте за Воробьевыми горами, в Московском уезде; существует и поныне. В другое время святитель удалялся на так называемое "святое озеро" во Владимирскую волость, где также построен был им храм во имя Преображения Господня.

5 Так, св. Киприаном переведены были с греческого – Требник, Служебник, которые при сем в некоторых отдельных частях отчасти приспособлены к потребностям русской церковной практики; каноны и молитвы, а также Кормчая, которая в XVI в. хранилась еще в Московском Успенском соборе. Св. Киприану приписываются и некоторые мелкие статьи литургического характера, частью переводные, частью самостоятельные. Святитель собирал также канонические статьи русских святителей и князей, рассылал списки литургии и других священнодействий, предлагал объяснения священнодействиям, обличал произволы в их совершении и т.д. Вообще в истории Русской церкви митрополит Киприан занимает важное место, особенно как деятель на поприще исправления церковно-богослужебных книг и церковных обрядов. Древнее известие о св. Киприане говорит, что он "многие святые книги с греческого языка на русский переложил (перевел) и довольно писаний к нашей пользе оставил".

6 Составленное св. Киприаном житие св. митр. Петра дышит живым благочестием и есть плод благодарности за избавление от бед и тяжкого недуга, о чем засвидетельствовал сам Киприан. – Киприану принадлежит еще несколько исторических сочинений, дошедших до настоящего времени, из коих некоторые вошли в так называемую "Степенную книгу"; сохранилось известие, что св. Киприан написал многие жития русских святых.

7 По отзывам летописи, он был "всякого любомудрия и разума" исполнен и "вельми книжен и духовен зело и книги своею рукою писаше и в молитвах часто упражняшесь и в почитании Божественных Писаний".

8 Прощальная, или духовная, грамота св. Киприана была прочтена, согласно его воле, при его погребении, равно как после была читаема и пи погребении преемников его. Она исполнена любомудрия христианского, проникнута духом глубокого благочестия и с трогательным красноречием говорит о тленности, суете и ничтожестве всего земного и о памяти смертной.

9 В 1406 г. от Р. Хр. – Мощи его были обретены в 1472 году и почивают в Московском Успенском соборе по спудом (память обретения и перенесения мощей его празднуется 27 мая). – Во время управления св. Киприана русскою церковью достойно особенного внимания чудесное избавление Москвы и всей России, защитою Богоматери, от страшного нашествия азиатского завоевателя Тамерлана, совпавшее с перенесением из Владимира в Москву чудотворной Владимирской иконы Богоматери, совершенным по распоряжению и желанию святителя Киприана.




МУЧЕНИЦА СЕВАСТИАНА ГЕРАКЛЕЙСКАЯ

День памяти: Сентябрь 16


Святая мученица Севастиана была ученицей святого апостола Павла. В гонение на христиан императора Домициана (81 - 96) она как христианка была судима правителем Георгием в г. Маркианополе Мизийской области. Святая Севастиана твердо исповедала свою веру во Христа и за это подверглась жестоким истязаниям. Ее вначале били, а потом бросили в раскаленную печь, откуда она вышла невредимой. Святую отправили в город Гераклею, где суд над ней произошел вторично. Правитель Помпиан приказал повесить святую на дереве и строгать ее тело черепицами. Мученица осталась непоколебима в своей вере. Тогда правитель отдал ее на съедение зверям. Господь и там хранил святую мученицу, и звери не тронули ее. Тогда по приказу правителя святая Севастиана была обезглавлена. Тело ее, брошенное в море, было отнесено Ангелами на остров Родос (во Фракии, на Мраморном море).





МУЧЕНИЦА МЕЛИТИНА МАРКИАНОПОЛЬСКАЯ

День памяти: Сентябрь 16

Святая Мелитина происходила из города Маркианополя Фракийского; жила в царствование Антонина1, при игемоне Антиохе. Она совершила много чудес: так, молитвою своею она низвергла идолов, сокрушила изображения Аполлона и Геркулеса и многих привела к истинной вере. Затем она обратила ко Христу жену игемона. За это ей отсекли голову. Честное тело ее сначала лежало не погребенным. Один македонянин, именем Акакий, проходя чрез то место в свое отечество, испросил позволение взять ее святые мощи, положил их в ковчежец и хотел везти их в свое отечество. Среди плавания по морю он заболел и скончался. Когда корабль достиг мыса острова Лемноса2, там положено было тело св. мученицы. Близ ее гробницы погребено было тело и Акакия.

________________________________________________________________________

1 Римский император Антонин Пий царствовал с 138 по 161 г.

2 Лемнос – один из самых больших островов Эгейского моря, причислявшийся к Фракийской территории, в 87 милях от Афона.





ДОРОФЕЙ ЕГИПЕТСКИЙ, ПРЕСВИТЕР, ПУСТЫННИК

День памяти: 16 сентября

Преподобный Дорофей происходил из Фиваиды и имел пребывание в пустыне близ Александрии, на месте, называвшемся "Келлиями отшельническими"1. Палладий, епископ Еленопольский2, бывший в юности своей самовидцем его постнических трудов, повествует о нем следующее.

Шестьдесят лет пребывал старец в одной пещере, проводя весьма суровое житие; он каждый день во время полуденного зноя, бродя около моря, собирал камни и созидал из них келлии, отдавая их тем, кто не мог сооружать их. Я же, говорит Палладий, однажды сказал ему:

– Для чего ты, отче, в такой старости мучишь свое тело в лютом зное?

А он отвечал мне:

– Для того, чтобы не оно меня мучило, но я бы замучил его.

Ел он каждый день в меру, лишь сухой хлеб и немного пустынной зелени, один раз в день, также в меру вкушал и воды. Бог свидетель, что никто не видел его ни ложившимся на рогоже, ни спящим; в продолжение ночи он сидя плел корзины из финиковых ветвей и, продавая их, на то покупал себе пищу. И подумал я, не при мне ли только живет он столь сурово, и, желая узнать о всей его жизни, вопрошал многих учеников его, всегда ли так строго его житие. И поведали мне, что он из детства ведет такую жизнь, и по своему обычаю никогда не спал, разве лишь, делая что-нибудь или вкушая пищу, смежал иногда очи, так что много раз и хлеб выпадал из его уст во время еды. Когда же мы однажды принуждали его хотя немного поспать на рогоже, он, как бы пожалев нас, сказал нам:

– Если вы когда-нибудь уговорите уснуть ангела, то уговорите и меня.

В некоторый же день он послал меня – повествует Палладий – около девятого часа к своему колодезю, чтобы я принес к его трапезе небольшой сосуд воды. И вот прилучилось, что когда я приступил к колодезю и нагнулся, то увидел в нем аспида3, – и из страха совсем не почерпнул воды, но, побежав, возвратился к нему, возвестив о виденном и говоря:

– Погибли мы, отче, ибо я видел аспида в колодезе.

Преподобный же, немного улыбнувшись и покачав головою, сказал мне:

– Если бы диавол захотел во все колодези и во все источники водные ввергнуть ехидн, аспидов и других ядовитых гадов, то ты никогда бы не пил воды и умер бы от жажды.

Сказав сие, он встал и сам пошел к колодезю и, почерпнув воды, знаменовал ее крестным знамением, и вкусил от нее, говоря:

– Где крест, там совсем не вредит бесовская сила4.

________________________________________________________________________

1 Фиваида – область знаменитого в древности города Фивы; этим же именем назвался вообще весь Верхний (южный) Египет по имени главного города Фивы. Келлиями отшельническими называлась одна из пустынь египетских, на западной стороне реки Нила.

2 Палладий Еленопольский (368-430 гг.), ученик прп. Дорофея, уроженец Галатии, в 388 году прибыл в Александрию, откуда потом удалился в близлежащую пустыню, где подвизался и прп. Дорофей, и потом переселился в Вифлеем. В 399 году избран в епископа Еленопольского в Вифинии в Малой Азии. После того император Аркадий сослал его, как сторонника св. Иоанна Златоуста в Верхний Египет, откуда в 408 г. он перемещен в Антиною, а в 412 г. составил собрание жизнеописаний святых и сказаний о них, которое в честь его назвал "Лавсаиком".

3 Аспид или василиск – одна из самых ядовитых змей, яд которой смертоносен; обычна в песчаных пустынях Аравии, Египта, Сахары.

4 Лавсаик, гл. 2. – Прп. Дорофей преставился в конце IV века в царствование Феодосия Великого (379-395 гг.).




МУЧЕНИЦА ЛЮДМИЛА, КНЯГИНЯ ЧЕШСКАЯ

День памяти: Сентябрь 16


Святая мученица Людмила, княгиня чешская, была выдана замуж за чешского князя Боривоя. Супруги приняли святое Крещение от святителя Мефодия, архиепископа Моравского, просветителя славян. Став христианами, они проявили заботу о просвещении светом истинной веры своих подданных, строили церкви и приглашали священников для совершения в них Богослужений. Князь Боривой умер рано, 36-ти лет. Святая Людмила, оставшись вдовой, вела строгую, благочестивую жизнь и продолжала заботиться о Церкви в правление ее сына Вратислава, которое продолжалось 33 года. Вратислав был женат на Драгомире, от нее имел сына Вячеслава. После смерти Вратислава на престол вступил 18-летний Вячеслав. Пользуясь неопытностью и молодостью своего сына, Драгомира начала насаждать в стране языческие обычаи и нравы. Святая Людмила воспротивилась этому. Драгомира возненавидела свою свекровь и пыталась погубить ее. Когда святая Людмила удалилась в г. Течин, то Драгомира подослала к ней двух бояр для убийства. В то время, когда святая Людмила молилась, убийцы вошли в дом и исполнили повеление Драгомиры. Мощи святой мученицы Людмилы были погребены в Течине у городской стены. От ее гроба стали совершаться многочисленные исцеления. Князь Вячеслав перенес тело святой Людмилы в Прагу и положил его в церкви святого Георгия.





КУКША ОДЕССКИЙ, ПРП., ИСПОВЕДНИК

День памяти: 16 сентября


Кукша Новый (Величко) (1875 - 1964), схиигумен, преподобный, Одесский чудотворец.
Память 16 сентября в день обретения мощей (Укр.), 11 декабря в день кончины (Укр.), в Соборе новомучеников и исповедников Российских

В миру Величко Косьма Кириллович, родился 12 января 1875 года в селе Арбузинка Херсонского района Николаевской губернии у благочестивых родителей Кирилла и Харитины, и наречен был во святом крещении Косьмою. Мать Косьмы Харитина в своей юности желала быть монахиней, но родители благословили ее на замужество. Харитина молилась Богу, чтобы хоть один из ее чад сподобился подвизаться в иноческом чине. Косьма с малых лет возлюбил молитву и уединение. Еще с юности у преподобного было сострадание к людям, особенно к больным, страждущим. За это враг спасения человеческого всю жизнь ополчался на него. Известно следующее событие отроческих его лет. У Косьмы был двоюродный брат, одержимый нечистым духом. Косьма поехал с ним к одному старцу, изгонявшему бесов. Старец исцелил юношу, а Косьме сказал: «За то только, что ты привез его ко мне, враг будет мстить тебе — ты будешь гоним всю жизнь».


В Святой Земле и на Афоне

В 1895 году Косьма отправился с паломниками во Святую Землю. Прожив в Иерусалиме полгода осмотрев в Палестине все святые места, Косьма на об ратном пути посетил Святую гору Афон. Здесь oн особенно воспылал желанием подвизаться в монашестве. Однако прежде нужно было вернуться домой и получить благословение родителей. Мать с радостью и благодарением Богу воспринялa решение сына, отца же пришлось долго уговаривать слезно умолять, прежде чем он отпустил сына. Напутствуя в дорогу, мать благословила Косьму Казанской иконой Божией Матери с которой преподобный не расставался всю свою жизнь, и которая положена была ему во гроб после кончины.

В 1896 году Косьма прибыл на Афон и поступил послушником в русский Свято-Пантелеимоновский монастырь. Ревностно исполнял возложенное на него настоятелем монастыря послушание просфорника.

В 1897 году мать Косьмы Харитина направлялась в паломничество во Святую Землю. Когда корабль с путешественниками сделал остановку у берегов Афона Харитина письменно просила настоятеля монастыря благословить посетить Святую Землю и Косьме. Благословение было получено — так родительница еще раз увидела сына. В Иерусалиме с Комсьмою произошло два события, которые предзнаменовали служение преподобного: когда путешествующие были у Силоамской купели Косьму толкнули и он упал в воду, а когда паломники были в храме Воскресения Христова на него опрокинулась средняя лампада горевшая при Гробе Господнем и вылился весь елей [1].

Через год Косьма был направлен на полтора года нести в порядке очередности послушание у Гроба Господня. Вернувшись на Афон, Косьма был назначен на послушание гостинника в странноприимную для паломников, где подвизался 11 лет. Прилежно исполняя это послушание столь долгое время, Косьма стяжал благодушное терпение и истинное смирение. Вскоре послушник Косьма был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904 года — в монашество, и наречен Ксенофонтом.

В 1912-1913 годах на Афонской горе возникла на самое короткое время имяславническая смута. Отец Ксенофонт никакого отношения к этому учению не имел, но греческие власти, боясь распространения смуты, потребовали выезда с Афона многих русских монахов, в том числе и его.


В Киево-Печерской Лавре

В 1913 году монах Ксенофонт стал насельником Киево-Печерской Свято-Успенской Лавры.
Во время Первой Мировой войны вместе с другими монахами он был направлен на нелегкое послушание брата милосердия в санитарный поезд, ходивший по линии Киев - Львов. В это время проявились в нем редкие душевные качества и добродетели: терпение, сострадание и любовь в служении тяжелобольным и раненым.

По возвращении в Лавру отец Ксенофонт нес послушание в Дальних Пещерах: заправлял и зажигал лампады над святыми мощами, переоблачал святые мощи, следил за чистотой и порядком. Очень хотел принять схиму, но ему отказывали из-за молодости.

В 56 лет он неожиданно тяжело заболел, как думали, безнадежно. Решено было немедленно постричь умирающего в схиму, что было совершено 8 апреля 1931 года с наречением Кукшей, по имени священномученика Кукши, чьи мощи покоятся в Ближних Пещерах. После пострига отец Кукша стал поправляться и вскоре совсем выздоровел. 3 апреля 1934 года отец Кукша был рукоположен в сан иеродиакона, а 3 мая того же года — иеромонаха.

После закрытия Киево-Печерской Лавры служил до 1938 года в Киеве в церкви на Воскресенской Слободке.

В 1938 году был арестован и приговорен к 5 годам лагерей в городе Вильма Молотовской области, на изнурительных лесоповалочных работах, а после отбытия этого срока — к 3 годам ссылки в Соликамской области, в деревне близ города Кунгура. Взяв благословение у епископа в Соликамске, он часто совершал богослужение в соседнем селе.

По окончании срока ссылки в 1947 году возвратился насельником в Киево-Печерскую Лавру, где нес послушание свечника в Ближних Пещерах. С этих лет все больше людей стремятся у него исповедаться и получить душеспасительные советы и назидание. Это не осталось без внимания властей, и в 1951 [2] году отца Кукшу из Киева переводят в Почаевскую Свято-Успенскую Лавру.


Духовничество в южных обителях

В Почаеве люди стремились к старцу как и прежде - сотнями стояли к нему в очереди на исповедь. О всенародной любви к старцу можно судить и по следующему событию. Отец Кукша, по афонскому обычаю, всю жизнь обувался только в сапоги. От долгих и многих подвигов у него на ногах были глубокие венозные раны. Однажды, когда он стоял у чудотворной иконы Божией Матери, у него на ноге лопнула вена, и сапог наполнился кровью. Его увели в келию, уложили в постель. Пришел знаменитый своими исцелениями игумен Иосиф (в схиме Амфилохий), осмотрел ногу и сказал: «Собирайся, отец, домой», — т.е. умирать — и ушел. Через неделю игумен опять пришел к отцу Кукше, осмотрел почти зажившую рану на ноге и в изумлении воскликнул: «Вымолили чада духовные!»

В конце апреля 1957 года, после двухмесячного пребывания в затворе, которое священноначалие определило ему «для совершенствования аскетической жизни и несения высшего схимнического подвига», старца на Страстной седмице Великого поста переводят в Крещатицкий Иоанно-Богословский монастырь Черновицкой епархии. Приход старца Кукши в эту обитель был для нее благотворным — ожила духовная жизнь братии, в обитель потянулись богомольцы, их дарами монастырь смог воздвигнуть новые постройки. Сам преподобный, несмотря на старческую слабость, чувствовал здесь себя хорошо, часто повторял: «Здесь я дома, здесь я на Афоне!»


Но к концу жизни старец снова претерпел много скорбей и преследований от богоборческой власти. В 1960 году, на новом витке антицерковной компании в СССР, был закрыт Черновицкий женский монастырь, его монахини переведены в Крещатицкий, а монахи из Крещатицкого - в Почаевскую Лавру. При этом отца Кукшу перевели в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь.
В Успенской обители отцу Кукше определено было послушание исповедывать людей и помогать вынимать частицы из просфор во время совершения проскомидии.

Несмотря на запрет властей посещать святого старца, люди и здесь не лишились его духовного окормления. Отца Кукшу очень любил патриарх Московский и Всея Руси Алексий I, который приезжал в Одесский монастырь каждый год летом. Патриарх всегда приглашал благодатного старца «на чашку чая», любил беседовать с ним, спрашивал, как было в Иерусалиме и на Афоне прежние времена.

Блаженный подвижник предвидел свою кончину. Духовная дочь старца схимонахиня А. вспоминает:

"Батюшка иногда говорил: “90 лет — Кукши нет. Хоронить-то как будут, быстро-быстро, возьмут лопаточки и закопают”. И действительно, его слова исполнились в точности. Он упокоился в 2 часа ночи, а в 2 часа пополудни этого же дня над могильным холмиком возвышался уже крест. Скончался, когда ему было около 90 лет".
Прослужив в монастырях 70 лет, преподобный Кукша скончался 24 декабря 1964 года.

Власти, боясь большого стечения народа, препятствовали тому, чтобы батюшку погребли в монастыре, а требовали совершить погребение на его родине. Но наместник монастыря, вразумленный Богом, мудро ответил: "У монаха родина - монастырь". Власти дали срок на погребение 2 часа.



Мощи и почитание

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир у мощей преподобного Кукши Одесского, 19.10.2009 г.
Почитание преподобного Кукши началось сразу после его кончины. Народ шел на его могилу на братском монастырском кладбище, просил святого угодника и по его молитвам получал облегчение в скорбях и болезнях.
В 1994 году были обретены его святые мощи и схиигумен Кукша был причислен к лику святых в чине преподобных Украинской Православной Церковью. На монастырском кладбище на месте захоронения святого лежит мраморная плита с надписью "Здесь был похоронен преподобный Кукша Одесский", в то время как святые мощи его находятся в Успенском храме Одесского монастыря.

19 октября 2009 г. митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) совершил освящение нижнего храма в честь преподобного Кукши Одесского в новопостроенном соборе в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», расположенном на территории Свято-Успенского Одесского мужского монастыря.




преподобный отец Кукша моли Бога о нас

Молитвы

Тропарь, глас 4

От юности мир суемудренный и лукавый оставил еси, Божественною свыше просветився благодатию, преподобне, многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси, темже источаеши чудес благодать всем с верою приходящим к раце мощей твоих, Кукшо, преблаженне отче наш.

Кондак, глас 8

Подвижника благочестия искусна, новаго исповедника веры отеческия преподобнаго Кукшу верно вси ублажим, яко пастыря истиннаго, старца благостнаго, иноков наставника, утешителя малодушных, целителя недужных, и по кончине показующаго светлость жития своего. И днесь в память его притекше, радостно возопием: яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти: радуйся, утверждение людем православным.

Молитва

О преподобне и богоносне отче наш Кукшо, обители Успения Божией Матери похвало, богоспасаемаго града Одессы неувядаемый цвете, кроткий пастырю Христов и великий за нас молитвенниче. Усердно к тебе прибегаем и с сокрушенным сердцем просим: не отыми покров твой от обители нашей, в нейже подвигом добрым подвизался еси. Буди помощник благий всем благочестно живущим и добре труждающимся в ней. О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, преподобне отче Кукшо, призри милостивно на предстоящия люди, умиленно молящиеся и просящие от тебе помощи и заступления. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих, имя твое молитвенно призывающих и на поклонение мощем твоим святым приходящих, и вся во благих прошения их милостивно исполни, осеняя их святоотеческим твоим благословением. Избави, святый отче, от всякаго навета вражия Церковь нашу святую, град сей, обитель и землю нашу, и не остави заступлением твоим нас немощных, грехами и скорбями многими обремененных. Озари, преблаженне, ум наш светом лица Божия, укрепи благодатию Господней жизнь нашу, да в законе Христове утвердившеся, неленостно по пути заповедей святых потечем. Осени твоим благословением нас, и всех в скорбех сущих, болезньми душевными и телесными одержимых, исцеление, утешение и избавление даруя. Над всеми же сими испроси нам свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, отступившим от православныя веры и погибельными ересьми и расколами ослепленным вразумление, во тьме неверия блуждающим светом истиннаго богопознания просвещение, раздоров и нестроений утоление. Умоли Господа Бога и Пресвятую Богородицу даровати нам тихое н безгрешное житие. Поминай нас недостойных у престола Вседержителя, и испроси мирную христианскую кончину, и сподоби нас помощию твоею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим велия щедроты и неизреченныя милости Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице поклоняемаго Бога, и твое отеческое заступление во веки веков. Аминь.


Акафист

http://kazan.eparhia.ru/bogoslugenie/akafisti/prepodobnim/kykhaodesiy/

См. также
Страница базы данных Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века:
http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHox...XAq

Использованные материалы
Софроний (Макрицкий), иеродиакон, Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин), изд. 6-е, М.: 2006, 116.
Сауткина, Вера, "Житие преподобного Кукши Одесского":
http://rushill07.narod.ru/saints/kuksha/1.html
Страница сайта Вашингтонского Иоанно-Предтеченского собора РПЦЗ:
http://www.stjohndc.org/Russian/saints/r_0908_kuksha.htm

[1] Так-как существует обычай погружаться в воду Силоамской купели особенно бесплодным женщинам, первой из которых Госоподь даровал чадородие, люди смеялись, говоря, что теперь у Косьмы будет много детей, что и сбылось - в духовном смысле. В случае с лампадой, люди быстро окружили Косьму и, собирая руками стекающий по его одежде елей, благоговейно помазывались им, что также указало на то обилие благодати которая будет изливаться от преподобного к людям.

[2] По другим данным - в 1953.



Призри на смирение


ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ "ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ"

День памяти: Сентябрь 16

Икона Божией Матери, именуемая "Призри на смирение", явилась в 1420 году в Псковской земле, на озере Каменном. 16 сентября того же года она была перенесена в Псков и поставлена в соборном храме.В Псковской летописи встречается упоминание об этом образе:

“В лето 6934 (1426), тоя же осени, бысть знамение от иконы святыя Богородицы, на Камене озере, у Василя у двора: шла кровь из правого ока, и на место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли от иконы в убрус, как в Псков провадили икону Пречистыя, месяца сентября в 16, на память святыя великомученицы Евфимии”.

Икона была перевезена в Псков и хранилась в соборном Троицком храме. В память этого перенесения, празднование в честь иконы было установлено 16/29 сентября.

Древний образ “Призри на смирение” не дошел до наших дней. В XIX веке уже не встречается упоминаний о древней иконе, находившейся в Троицком соборе, и, возможно, погибшей во время одного из стихийных бедствий.

Списков иконы “Призри на смирение” известно немного. Один из них конца XVII в. находится и поныне в Киевском Флоровском Вознесенском женском монастыре. Второй — икона Божией Матери “Призри на смирение” — украшает в настоящее время главный храм в Киевском Свято-Введенском мужском монастыре. В память этого перенесения чудотворной иконы было установлено празднование.

Образ сей иконы в Сретенском храме являлся келейной иконой старца Архимандрита Иоанна (Крестьянкина). После его преставления эта икона из кельи старца была перенесена в Сретенский храм.

Летом 1993 года на стекле иконы изнутри появилась небольшая муть. Все думали, что-то произошло с самой иконой, решили отдать ее в реставрацию. И вот когда сняли раму со стеклом ( их-то зачем нести в реставрацию) то увидели на стекле... отпечаток точно такой же иконы.

Киевские ученые, проведя исследование, пришли к выводу, что изображение является нерукотворным, при этом не смогли дать научного объяснения случившемуся чуду.

Приказом Священного Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года святой образ Божьей Матери «Призри на смирение» был признан чудотворным.

Ризы таких икон по давней традиции украшали ценным металлом и драгоценными камнями. Поэтому в 1996 году святой лик Богородицы был оправлен в драгоценную ризу, которая, по мнению специалистов, имеет высокую художественную ценность.

История, о которой я поведу речь, из области чудесных. Как хорошо, что посылаются нам такие истории, и как хорошо, что у нас есть возможность о них поведать.

Славный своей историей Псков и «матерь городов русских» Киев друг от друга неблизко. Но так уж случилось: оказались они связаны прочными духовными нитями, для которых, как известно, расстояние не помеха. На озере Каменном под Псковом в 1420 году была явлена икона со странным, на первый взгляд, названием «Призри на смирение». Чуть позже ее перенесли в Псков, и с тех пор день перенесения иконы — 16 сентября (ст.ст.) — празднуется как день ее памяти. Божья Матерь изображена на иконе сидящей. На голове корона. В правой руке скипетр. Левой Она поддерживает Богомладенца. А Сам Богомладенец не сидит, как очень часто изображается на иконах, а стоит на коленях Матери. При этом правой рукой прикасается к Ее ланите, а левой держит шар — символ власти над миром. Долго находилась эта чудная икона в соборном храме Пскова и еще бы находилась, да только подоспел черный 1917 год... Куда девалась потом икона, сказать трудно. Только лет двести назад был сделан с нее список небольшой — 110 на 70 см, и попал этот список в Киевский Введенский храм. Как только богоборческие годы пришли, одна монахиня по имени Феодора стала хранить эту икону у себя, как благословил ее духовный отец Борис Квасницкий. Самого-то его в 1931 году расстреляли. И вот в Киеве вновь открывается Введенский храм. И вот «Призри на смирение» возвращается обратно. Начинается новая жизнь древней иконы. И, как оказалось, жизнь удивительная, необычная. Вот что рассказывает настоятель храма игумен Дамиан:

— Летом 1993 года на стекле иконы изнутри появилась небольшая муть. Все думали, что-то произошло с самой иконой, решили отдать ее в реставрацию. И вот когда сняли раму со стеклом (их-то зачем нести в реставрацию), то увидели на стекле... отпечаток точно такой же иконы.

А вот что рассказал заместитель старосты прихода Максим Парамонов:

— Как сейчас помню, было 1 августа 1993 года, воскресенье. Я и два моих товарища, Юрий и Алексей, осторожно вынимали икону из киота, из-под стекла, под которым она находилась. Смотрю: на стекле какой-то отпечаток. Я испугался: вдруг повредили икону. А потом присмотрелся: Матерь Божия чудесным образом отобразилась на стекле...

Что же это за чудо такое? Чудо и чудо. Прихожане Введенского храма с великой благодарностью приняли это событие.

— Конечно, чудо. Великая Божья милость к нам, к нашему храму, прихожанам. Мы что, мы обычной христианской жизнью живем, но икону «Призри на смирение» у нас очень любят. Скольким она помогла, скольких исцелила, не знаю, но идут к ней постоянно, припадают с надеждой. Разве можно зафиксировать все чудеса, не каждый станет рассказывать, афишировать. Получив исцеление, многие благодарят Божью Матерь, дарят что-нибудь к иконе или просто с благодарностью молятся. О чуде или исцелении узнают самые близкие. Приходит, например, человек, заказывает благодарственный молебен перед иконой «Призри на смирение». Мы спрашиваем: «По какой причине?» — «Поблагодарить хочу Божью Матерь за милость, которую на оказала». — «А какую милость?» — «Да я об этом говорить не буду...» Не станешь ведь пытать человека: расскажи да расскажи. Стекло, на котором отобразилась Божья Матерь, теперь выносится на поклонение верующим. Одержимые нечистым духом люди с трудом приближаются к этому стеклу. Кажется, внешне люди нормальные, а, подходя к стеклу, они начинают кричать, бросаться в сторону, без помощи постороннего приложиться к стеклу не могут. Так что, та благодатная сила, которой обладают икона и стекло, реальна и действительна.

Это слова отца Дамиана.

— А что скажут ученые, как они объяснят необычное явление в Введенском храме?

— Надо сказать, что киевские ученые очень заинтересовались чудом. Вот что сказал один из них, заведующий кафедрой Киевского политехнического института, доктор технических наук Антон Сильвестров:

— Подобные события поднимают дух нашего народа, который долгое время был оторван от своих религиозных традиций. Положительные результаты исследований могут способствовать восстановлению этих традиций. Если исследования подтвердят нерукотворность изображения, а значит, подлинность чуда, то люди пойдут сюда большими толпами на поклонение и получат реальную возможность восстановить свои отношения с Богом.

И началась кропотливая исследовательская работа. Конечно, ученые в большинстве своем скептики. И здесь первое, что им хотелось выяснить, нет ли на стекле следов кисти или напылений. Заведующий лабораторией лазерных методов исследования Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз Юрий Попов и другие ученые с благословения отца Дамиана приступили к исследованию иконы и ее отпечатка на стекле. Используется ультрафиолетовое излучение, берутся соскобы красок, сравниваются под микроскопом, анализируются на современных микроспектрометрических приборах. Всякая фальсификация была исключена. И вот икону вернули на прежнее место, установили новое стекло. Верующие вновь выстроились к ней на поклонение, а ученые тем временем занялись подведением итогов исследования. Вывод один: изображение на стекле нерукотворное. А вот каким образом оно произошло?.. И опять ученые стараются все добросовестно разложить по полочкам. Юрий Попов придерживается такого мнения:


— Я провел химический анализ красочных слоев иконы, частицы краски брались как с самой иконы, так и со стекла. Совпадение морфологических признаков на стекле и на иконе свидетельствует о том, что данные участки находились в близком контакте и от этого произошло прилипание. Когда стекло снималось, то частицы остались на стекле.

Пусть так. Но кто явился источником этого явления? В результате какого «спускового крючка» оно произошло?

Вот что говорит художник-реставратор Сергей Кулаков:

— Мне кажется, надо разделить исследование этого феномена на две части. Наше исследование — это механическая часть. В результате каких-то физических процессов возникло изображение. Вне всяких сомнений, все исследования проведены на высочайшем уровне. Другой вопрос — кто явился источником этого дела? Икона находится в храме, она называется «Призри на смирение». Богоматерь наблюдает за своими смиренными чадами. Для прихожан это большая святыня, и мне кажется, все понимают, что есть вещи, которые невыразимы на языке рациональной науки.

Многие ученые отмечали и другое. Если бы имела место, говоря языком специалистов, диффузия вещества краски, если бы изображение с иконы просто механическим образом перенеслось на стекло, оно бы распределилось по стеклу равномерным слоем. А мы видим четкое изображение иконы. Божья Матерь, корона, скипетр... Давайте прислушаемся к словам кандидата биологических наук Тамилы Решетниковой:

— Я убеждена, что чудотворность икон — это реальность. Они, действительно, как бы оживают иногда, от них исходит энергия, как от святых мощей. Эта энергия и могла спровоцировать подобную диффузию. Когда я впервые увидела исследуемое изображение, у меня дыхание остановилось... Я немного занималась вопросами Туринской Плащаницы. Могу сказать: это аналог Туринской Плащаницы.
Икона «Призри на смирение» явила чудо, перед которым неверующему человеку можно и растеряться. Но растерянность не так страшна, она естественна, когда человек сталкивается с непонятным, таинственным, чудесным. Более страшна поспешность отмахнуться от чуда: да полноте, мы взрослые люди... Наша непомерная гордыня не позволяет нам опуститься даже до растерянности. И мы торопимся объяснить необъяснимое, постичь непостижимое. Хорошо, что этого апломба не было у киевских ученых. Они взвесили все «за» и «против», они досконально изучили непонятное им явление. И, может быть, не случайно здесь оказалась икона «Призри на смирение»? Божья Матерь призывает к смирению нас — горделивых, всезнающих, образованных. «Не торопитесь, — говорит Она нам, — возгордиться живостью своего ума и широким диапазоном ваших знаний. Есть то, что нельзя постичь. А только — принять сердцем. Смиренным сердцем, обязательно смиренным. Призри на смирение»...

Нерукотворный образ Божьей Матери на стекле по-прежнему в Введенском храме. Сколько радости и утешения посылает он православным людям. А сама икона оказалась под новым стеклом. До срока... прошло не так много времени, и отец Дамиан вновь приглашает в храм ученых. На новом стекле, (а оно теперь на приличном расстоянии от самой иконы), вновь появилось... изображение Божьей Матери. Пречистая Дева укрепляет тех, кому недостаточно убедительным показалось первое чудо. Вот оно вам — второе, только уверуйте, только не прячьте сердце ваше под жестким панцирем всезнайства и цинизма, ничего не стоят они рядом с чудом.

Вот еще один нерукотворный образ появился в Введенском храме города Киева. Церковная история знает несколько нерукотворных образов. Первый из них – Нерукотворный Спас — Эдесский образ Иисуса Христа. Когда ученые начинали свои исследования, один из них сказал замечательные слова:

— Совершая этим экспериментом грех неверия, мне бы очень хотелось, чтобы его результатами усилилась вера.

Да, народу в Введенском храме прибавилось. Приходят, вглядываются, удивляются, прикладываются, молятся и просят.

— Вот ведь какие удивительные события посылает вашему храму Божья Матерь, отец Дамиан...

— Когда праведный Иаков был взят на небо и ходил по Царству Небесному, он созерцал, где живут святители, мученики, кто какие наследовал блаженства. Когда он все осмотрел, то спросил Ангела: «Скажи, а где же Божья Матерь?» Ангел ответил ему: «Ее здесь нет. Она среди многострадального народа». Может быть, этим чудом Божья Матерь напомнила, что Она всегда с нами, среди нас.

Как не согласиться со словами батюшки. И добавить-то к ним нечего.



– В Киеве на Днепре женщина с дочкой катались в лодке. Мама отвлеклась и не заметила, как ребёнок упал в воду. Когда она спохватилась, девочки уже не было видно. Женщина взмолилась Божией Матери, и в водах реки, как на стекле, отобразилась икона «Призри на смирение». Богородица подняла малышку со дна, и та была спасена.

Однажды после молитвы перед иконой глухонемая девочка заговорила. Удивлённая бабушка стала расспрашивать её, как это произошло. – «Тётя на меня подула», – сказала внучка, указывая на чудесный образ Богоматери.

Был случай исцеления молодой женщины, заболевшей гепатитом во время беременности. Врачи говорили, что болезнь губительно скажется на здоровье младенца, и требовали сделать аборт. Но женщина побоялась взять на себя грех, совершить убийство собственного ребёнка. Три дня она молилась перед образом Богородицы, прося о помощи. Повторные анализы показали отсутствие в крови вируса гепатита. Родившаяся девочка была совершенно здорова.

Но самое главное – икона несёт душевное врачевание, многим людям она помогла вернуться в храм, к посещению служб, к Исповеди и Причастию.



Использованные материалы:

(Всеукраинский журнал «Мгарскій колоколъ» № 68, сентябрь 2008)

Комментарии (3)

Всего: 3 комментария
#1 | Лидия Новикова »» | 28.09.2012 12:43
  
2

Молитва

О, Пресвятая Госпоже, Дево Богородице,
высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице!

Призри с высоты небесной милостивным Твоим оком на нас, недостойных рабов Твоих,
со умилением и слезами молящихся пред Пречистым образом Твоим;
не лиши нас Твоего заступления и покрова Державнаго
в странствии сем земном, многоскорбном и многомятежном.

Спаси нас в погибели и скорби сущих,
воздвигни из глубины греховныя,
просвети ум наш, омраченный страстьми
и уврачуй язвы душ и телес наших!

О, Всещедрая Мати Человеколюбиваго Владыки!

Удиви на нас пребогатыя милости Твоя,
укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых,
умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним,
даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное,
да очистившеся от скверны греховныя,
сподобимся мирныя христианския кончины
и добраго ответа на Страшнем и нелицеприятном Суде Господа нашего Иисуса Христа,
Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом,
подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.


Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Призри на смирение»

Тропарь, глас 4

Необоримая стена образ Твой и источник чудес,
якоже древле от Него заступление Твое граду Пскову даровала еси
тако и ныне нас от всех бед и скорбей милостивно избави
и спаси душа наша яко любвеобильная Мати.

Кондак, глас 3

Пренепорочная Дево,
отображение Лика Твоего чтущия благодарныя дары приемлеши,
живым и мертвым помогаеши,
град и страну нашу спасаеши,
и пред Сына Твоего молитвы приносиши,
и спасаеши всех нас.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице
и чтим святыя иконы Твоея чудесное отображение.
#2 | Екатерина. »» | 28.09.2012 19:29
  
3
Георгий О. Спасибо!
#3 | Екатерина. »» | 28.09.2012 19:30 | ответ на: #1 ( Лидия Новикова ) »»
  
2
Лидия, спасибо!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU