Мы стараемся заинтересовать и удивить детей на уроках, чтобы им захотелось побольше узнать. А им и стараться не приходиться – они и так удивляют. Может, для того, чтобы нам захотелось подумать. Много раз я беседовала о церковных праздниках со школьниками разного возраста. Надеюсь, что эти беседы были им интересны.
Рождество Богородицы – интересный разговор с детьми.
Время важных вопросов
– Послушайте! Вы святой человек?
– Если честно, пока нет.
– Но ради всего святого, что есть у вас, скажите: как бороться с тьмой в своей душе?
Это не цитата из русской классики, не Патерик и не богословский диспут. Это отрывок из моего разговора с учеником 4 класса школы № 5 города Энгельса (Покровска) Саратовской области. Обычной очень школы.
Каждый раз, общаясь с учениками, изучающими в 4-м классе предметы, посвященные духовной культуре (их много, и они довольно часто меняют свое название), я поражаюсь Промыслу Божию. 10–11 лет – идеальный, на мой взгляд, возраст для подобного рода бесед. Уже не малыши и еще не стеснительные подростки. Самое время задавать вопросы о свете и тьме в своей душе. И так грустно думать, что не все вопросы находят людей, желающих дать на них ответ.
Рождество Пресвятой Богородицы открывает не только церковный, но и учебный год. И в школе, и в храме, и дома – это повод для интересной беседы. Церковные праздники – прекрасный повод поговорить с детьми не только об истории. Этот удивительно светлый и радостный праздник предлагает нам подумать о важных понятиях. Таких, как…
Чудо
Рождение Матери Божией от престарелых родителей – очевидное чудо. Но ведь сначала нужно договориться о понятиях с учениками, подчас или даже зачастую из нецерковных семей. И потому перед нашей встречей они пишут ответ на вопрос: «Что такое чудо?»
Ответы детей я храню и временами перечитываю.
Дарья: «Некоторые думают, что чудо – очень редкая штука. Я считаю, что это не так, надо просто присмотреться».
Дмитрий: «Чудо – это радость, которую приносит нам Бог».
Артём: «Чудо – это красота: воздух, деревья, цветы, радуга, всё, что нас окружает».
Забавное – «глаза, потому что они у нас разные».
Критичное – «то, что не может сделать человек».
И ошеломляюще мудрое для девочки 10 лет – «это когда тебя любят».
Вначале мне казалось, что про чудесное рождение ребенка нужно будет объяснять. Но каждый третий написал «рождение ребенка» самостоятельно. Причем обычное рождение, в обычной семье.
Дальше беседу строить уже несложно – говорим о родителях и роде. О том, что каждый из них уже сейчас приносит в свою семью что-то ценное и доброе. И, конечно, о том, за что и почему мы чтим родителей – Богородицы и своих.
Память
Чудо мало пережить, его важно запомнить. Вторая тема беседы об этом празднике – память. Размышляем вместе с детьми на тему «Что помогает нам сохранить память о важных событиях?» Чтобы нагляднее был разговор, вспоминаем о знаменательном событии, которое произошло на Рождество Богородицы в 1380-м году.
Памятные даты, памятники, поминовение. Все находит подтверждение в благодарной памяти об этой битве. Здесь мы и с храмами в честь Рождества Богородицы знакомимся, и с памятниками героям, и о Димитриевской субботе говорим.
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Монастырщина
А еще говорим о помянниках. Дети слушают и рассматривают книжечки с именами с интересом, а взрослые – учителя, библиотекари – с удивлением: «Это, оказывается, помянник у моей бабушки был! Она его каждый день читала». А говорить о них, конечно, нужно. Чтобы ценили память о мамах и бабушках, чтобы не выбрасывали после их смерти эти драгоценные сокровищницы памяти. За ненадобностью.
Благодарность
Но память бывает и злой, и тогда какой в ней прок? Мы должны в себе воспитывать добрую, благодарную память. Предлагаю ученикам заполнить небольшие открытки со словом «Спасибо» и подарить их кому захочется.
Мы должны в себе воспитывать добрую, благодарную память
Наступает тишина – дети пишут добрые слова родителям, бабушкам, учителям, друзьям. Они проникаются торжественностью момента. И столько добрых благодарных слов находят дети, что нам, взрослым, впору поучиться.
фрагмент беседы
На вопрос: «А за что каждый из нас может поблагодарить Бога?» дети дают очень осмысленные ответы. Где-то быстрее, где-то медленнее. Вот мальчик поднимает руку и говорит: «А у нас в субботу сгорела крыша…». Делаю глубокий вдох и готовлюсь услышать привычное: «Где был ваш Бог? Почему Он это допустил?» И слышу продолжение: «Я думаю, что нужно поблагодарить Бога, что все остались живы».