Афонские старцы: Духовные и богословские аспекты вакцинации COVID

Афонские старцы: Духовные и богословские аспекты вакцинации COVID

Афонские старцы: Духовные и богословские аспекты вакцинации COVID

«Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые»(Мф.7:18).

Непросто вырастить доброе дерево, нелегко вырастить доброго человека, и очень сложно сделать человеческое сообщество добрым, простым и глубоко нравственным, в котором живут настоящие люди, красивые и душой, и телом. Еще сложнее воспитать ум целеустремленным, внимательным и сосредоточенным в Боге. И самая сложная задача - целиком и полностью отдать сердце Богу, чтобы возлюбить Его всем сердцем и всем разумением своим и ближнего, как самого себя. На этом пути очень много препятствий, как внутренних, так и внешних. Внутренние препятствия - это телесные страсти, умственные греховные помышления и сердечные эгоистические привязанности. Внешние препятствия - это болезни, недуги, семейные проблемы, жизненные неустройства, войны, катастрофы, эпидемии.

Всякий человек - это часть мироздания, которые, как часть и целое, испытывают взаимное влияние друг на друга. Бог - это основа мироздания. Чем ближе человек к Богу, тем чище и благотворнее влияние такого человека на мир, окружающий его. И чем дальше человек от Бога, тем ближе он к катастрофам и бедствиям, потрясающим все его существование. Мир изменчив и преходящ и потому не может быть истиной, которая неизменна и вечна. Поэтому истина - это нескончаемое благо, а мир есть место скорби и печали, ибо не может быть истиной. Прислушаемся со вниманием и надеждой к словам Христа: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь, Я победил мир»(Ин.16:33).

Те недобрые люди, которые, преследуя свои собственные корыстные цели, произвели нынешние, вызывающие недоумение препараты, даже без учета их содержимого, не могли сделать их добрыми, будучи сами недобры. А те несчастные добровольные жертвы, предоставившие свои тела для подобных недобрых экспериментов, как могут ожидать от них добрых плодов или последствий? Всякое добро - это благодать Божия, которая стяжается молитвенными трудами, а всякое недобро - это грех, который сродни этому миру, и мы, христиане, «знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле»(1Ин.5:19). Этот грех тяжелее свинца тянет душу на дно ада. В греховном теле рождаются греховные мысли. Греховные мысли - это сети сатаны, опутывающие руки и ноги человека и его душу, чтобы он не выплыл из бездонной адской пучины. В мире Божием правит любовь, а сатана, и его приспешники повелевают страхом. Однако нас укрепляет святое Евангелие: «Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь»(1Пет.3:14).
Поэтому не держись ни за что в мире, поскольку дух твой не от мира сего, тонущего и гибнущего, словно дырявая лодка. Внутри тебя находится спасительная опора - Христос, спасающий верных Своих во всяких бедствиях. Ухватись крепче за Его святые стопы, и Он изведет тебя на свет безгрешного и благодатного Своего бытия. Отвергай сразу соблазнительные и греховные мысли, внушающие тебе страх, потому что мыслительный процесс не является спасительным процессом. Покаянное молитвенное делание - это и есть спасительный процесс, приносящий Божественную благодать, которая делает сердца верных единодушными и стойкими во Христе. Ум всегда бежит впереди и не дает духу познать истину. Поставить его позади духа и заменить греховные мысли покаянной молитвой, вразумляющей всякого человека Божия - вот твоя прямая задача и исполнение в ней всех Евангельских заповедей.

Сказано: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога, и вы не свои?»(1Кор.6:19). В этом самом теле мы поклоняемся Творцу, молимся Ему и призываем Его с любовью, обращаясь к Нему «Отче наш». В этом самом теле мы постимся и совершаем поклоны, следуя заповедям Христовым, делаем добрые дела и возводим сердца наши к Богу во время священной Литургии: «Горе имеем сердца». В этом самом теле мы подвизаемся в молитве Иисусовой и обретаем Божественноую благодать, утвердя в Боге ум, сердце и душу. С какими многими трудами и великими борениями происходит очищение нашей души и нашего тела, которое является помощником и инструментом спасения для нашего духа. Если в теле возникает сбой и начинается нарушение его правильных функций, если эти нарушения переходят в сердце и мозг, то тело не может правильно выполнять своих функций и создает для души множество дополнительных препятствий и искушений. Тогда невозможно ни правильно, от всего сердца, молиться Богу, ни достойно, в непорочности тела и мыслей, служить Господу, ни в благоговении созерцать Его невечерний тихий свет, поскольку ни сердце, ни мозг, ни все внутреннее телесное устроение, не смогут уже во всей полноте и цельности участвовать в спасении духа человеческого.

Поскольку в спасении участвуют вместе и тело, и душа, и, особенно, сердце, они должны быть безгрешны и чисты: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»(Мф.5:8). Ради стяжания безгрешности нам дано внимание, с помощью которого необходимо следить за плотью и обуздывать ее, и за умом, чтобы удерживать его в молитве. Поэтому сказано нам: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть немощна»(Мф.26:41). Если наша плоть и без того немощна, то насколько немощней она станет, если ее добровольно отдать на чуждые и недобрые эксперименты? Каковы же должны быть наши действия в таком случае? Мы имеем на это апостольский ответ: «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас»(2Кор.6:17). Господь желает, возлюбленные, чтобы мы были чисты и от плотской нечистоты, и от душевной, чтобы отделились от нечестивых, не от домашних, но от тех, которые другие, разумей, о ком мы говорим. Отделились, во-первых, умом, отдав его Богу, а во-вторых, если возможно кому, то и телом, ради соединения с Господом. И чтобы мы вовсе не прикасались к нечистым и кощунственным экспериментам над родом человеческим. Какова же награда за это? «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь»(Иер.3:19). См. Толкования Иоанна Златоуста.

«Бог сотворил человека непричастным злу», как пишет прп. Иоанн Дамаскин, «прямым, нравственно добрым, беспечальным, свободным от забот, весьма украшенным всякою добродетелью, цветущим всякими благами, как бы некоторый второй мир: малый в великом, - другого Ангела, смешанного(т.е. из двух природ), почитателя, зрителя видимого творения, посвященного в таинства того творения, которое воспринимается умом, среднего между величием и ничтожностью, в одно и то же время - духа и плоть: духа - по благодати, плоть - по причине гордости». Испытывая крайнее благоговение пред домостроительством Божиим, мы видим и постигаем себя, как «живое существо, здесь, то есть в настоящей жизни, руководствуемое (известным образом) и переходящее в другое место, то есть в век будущий; и - высшая степень таинства! - вследствие своего тяготения к Богу делающееся богом; однако делающееся богом в смысле участия в Божественном свете, а не потому, что оно переходит в Божественную сущность». Прп. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение Православной веры».

Желая пребыть с Господом Иисусом Христом и остаться в Нем и с Ним живым существом, мы не желаем подвергать себя никаким экспериментам, сожалея о тех, кто производит эти не принимаемые нами ложные препараты, как производные от зла и уродующие человека, и глубоко сострадаем тем, кто добровольно вовлек себя, «страха ради», в подобные испытания над человеческой природой, как несовместимые со спасением и с духовной жизнью. Наше слово не к тем, кто рекламирует медицинский яд, не к тем, кто производит его, не к тем, кто вводит все эти ядовитые смеси людям, обманывая их ложными посулами и обещаниями, ибо они узнаны и явили себя такими, как они есть: «Итак, по плодам их узнаете их»(Мф.7:20). Наша мольба и наше слово к милостивому и милосердному Богу о несчастных и отверженных, брошенных и государством, и иерархами, об униженных и оскорбленных, которые есть соль земли и истинные зерна несокрушимой адовыми вратами святой Небесной Церкви Божией: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых ты дал Мне, потому что они Твои»(Ин.17:9). Возлюбленные, не будем держаться тленных вещей этого мира, ради которых люди угрызают друг друга, но тех невидимых и незримых для земного ока благ Господних, которые обещаны Христом верующим во имя Его: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино»(Ин.17:21). Благость Божия да пребудет со всеми нами. Аминь.

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 01.08.2021 11:10
  
2
Афонские старцы: К тем, кто боится COVID-19

Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU