19-е мая Прав. Иова Многострадального Прп. Иова, игумена и чудотворца Почаевского.



19-е мая 2013г.
(06.05.2013 г. по ст.с.)

Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.
Глас 2-й.


Прав. Иова Многострадального (ок. 2000-1500 гг. до Р.Х.).
Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных
Праведных Иосифа Аримафейского и Никодима.
Блгв. Тамары, царицы Грузинской (XIII).
Прп. Иова, игумена и чудотворца Почаевского.
Мчч. Варвара воина, Вакха, Каллимаха и Дионисия (ок. 362).
Мч. Варвара, бывшего разбойника.
Перенес. мощей прп. Пахомия Нерехтского.
свт. Эдберта, еп. Ландисфарнского (698) ( Кельт. и Брит. ).
Прп. Серафима с горы Домву ( Греч. ).
Перенес. мощей прп. Саввы Сербского ( Греч. ).
Прп. Михея Радонежского, ученика прп. Сергия Радонежского (1385).
Мч. Вукашина (1943).



Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пасхе).
Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц).
Утр. - Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9-20.

Лит. – Деян., 16 зач., VI, 1–7. Мк., 69 зач., XV, 43 – XVI, 8.
С этого дня во все воскресные дни до отдания Пасхи на утрене канон праздника предваряется пением пасхального канона с Богородичнами (без припевов на 9-й песни).

Трапеза

Поста нет.


Богослужебные указания

Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Глас 2-й.

Прав. И́ова Многострада́льного. Прп. Михе́я Ра́донежского. Свт. Са́ввы, первого архиеп. Сербского. Прп. И́ова Поча́евского (службу зри 28 августа).

Мч. Ва́рвара, бывшего разбойника. Правв. Марфы и Марии, сестер прав. Лазаря1. Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц)2.


Примечание. В храме святых жен-мироносиц служба (малая и великая вечерня, утреня и Литургия) во всем подобна службе вмч. Георгия, только на вечерне читаются паримии с Недели всех святых, на утрене по полиелее — величание: «Велича́ем вас, святы́я мироно́сицы, и чтим святу́ю па́мять ва́шу, вы бо мо́лите о нас Христа́ Бо́га на́шего». Псалом избранный: «Блажен муж, боя́йся Господа...», и прочее (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3-я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 3-е «зри»).

Служба совершается по Триоди.





Москва (55°45'N, 37°38'E) UTC +4

Дата: 19 мая 2013

Начало сумерек: 04:20
Восход Солнца: 05:11
Высшая точка: 13:27
Заход Солнца: 21:43
Окончание сумерек: 22:34
Долгота дня: 16:32
Восход Луны: 14:18
Заход Луны: 02:34


Источник: http://redday.ru/sun/
© Redday.ru




СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОВ МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ
День памяти: Май 6


Святой праведный Иов жил за 2000 - 1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц. Жизнь и страдания его описаны в Библии (Книга Иова). Есть мнение, что Иов приходился племянником Аврааму; был сыном брата Авраама - Нахора. Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: "Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем". За свою справедливость и честность святой Иов был в великом почете у сограждан и имел большое влияние а общественные дела.
Однажды, когда перед Престолом Божиим предстали Святые Ангелы, явился между ними и сатана. Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока. Сатана дерзко отвечал, что недаром богобоязнен Иов - Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать а него несчастья, то он перестанет благословлять Бога. Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся". После этого Иов внезапно лишился всех своих Богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов обратился Богу и сказал: "Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!" И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова.

Когда Ангелы Божий вновь предстали перед Господом и среди их сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Тогда Господь возвестил: "Я попускаю тебе сделать с ним, то хочешь, только душу его сбереги". После этого сатана поразил раведного Иова лютой болезнью - проказой, которая покрыла его с ног до головы. Страдалец принужден был выселиться из общества людей, сел вне города на куче пепла и глиняным черепом скоблил свои гнойные раны. Все друзья и знакомые оставили его. Жена его принуждена была добывать себе пропитание, трудясь и скитаясь из дома в дом. Она не только не поддерживала своего мужа в терпений, но думала, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи, плакала, роптала на Бога, укоряла и мужа и наконец посоветовала праведному Иову похулить Бога и умереть. Праведный Иов тяжко скорбел, но и в этих страданиях остался верен Богу. Он отвечал жене: "Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, злого не будем принимать?" И не согрешил праведный ни в чем перед Богом.
Услышав о несчастиях Иова, три его друга пришли издалека нему разделить его скорбь. Они считали, что Иов наказан Богом а грехи, и убеждали неповинного ни в чем праведника покаяться. Праведник отвечал, что он страдает не за грехи, но что эти испытания посланы ему от Господа по непостижимой для человека Божественной воле. Друзья, однако, не верили и продолжали считать, что Господь поступает с Иовом по закону человеческого возмездия, наказывая его за совершенные грехи. В тяжкой душевной скорби праведный Иов обратился с молитвой к Богу, прося Его Самого засвидетельствовать перед ними его невиновность. Тогда Бог явил Себя в бурном вихре и укорил Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны мироздания и судеб Божиих. Праведник всем сердцем раскаялся в этих мыслях и сказал: "я ничтожен, отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле". Тогда Господь повелел друзьям Нова обратиться к нему и просить его принести за них жертву, "ибо, - сказал Господь, - только лицо Иова я приму, чтобы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов". Иов принес жертву Богу и помолился за друзей, и Господь принял его ходатайство, а также возвратил праведному Иову здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Вместо умерших детей у Иова родилось семь сыновей и три дочери, прекраснее которых не было на земле. После перенесенных страданий Иов прожил еще 140 лет (всего же он прожил 248 лет) и видел потомство свое до четвертого рода.
Святой Иов прообразует Господа Иисуса Христа, сошедшего на землю, пострадавшего ради спасения людей, а потом прославившегося славным Своим Воскресением.

"Я знаю, - говорил праведный Иов, пораженный проказой, - знаю, что Искупитель мой жив и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого увидят Его. Чаянием сего истаивает сердце мое в груди моей!" (Иов 19, 25 - 27).

"Знайте, что есть суд, на котором оправдается только имеющий истинную премудрость - страх Господень и истинный разум - удаление от зла".

Святой Иоанн Златоуст говорит: "Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати".


Тропарь, глас 1:

Богатство видев добродетелей иовлих, украсти кознствоваше праведных враг, и разтерзав столп телесе, сокровище не украде духа, обрете бо вооружену непорочнаго душу. Мене же и обнажив плени: предварив убо мя прежде конца, избави мя льстиваго, Спасе, и спаси мя.

Кондак, глас 8:

Яко истинен и праведен, богочестив и непорочен, освящен же явлься всеславне, Божий угодниче истинный, просветил еси мир в терпении твоем, терпеливейший и доблейший: темже вси богомудре, память твою воспеваем.






ПРЕПОДОБНЫЙ ИОВ, ИГУМЕН ПОЧАЕВСКИЙ
Дни памяти: Май 6, Август 28 (Обретение мощей), Октябрь 28


В помянниках Почаевской Лавры в прошлом веке хранилась запись рода преподобного Иова, "от року Божия 1641", сделанная, очевидно, им самим. Из этой записи мы узнаем, что отца его звали Иоанном, а мать Агафией, и что были они, вероятно, дворянского рода, ибо только родовитые люди в те времена сохраняли при имени то, что ныне называется фамилией: Железо. По словам о. А. Хойнацкого, преподобный происходил из тех русских галичан, "для которых Православие и русская народность составляли драгоценнейшее достояние, и которые, сами будучи лучшими борцами за отеческие обычаи, умели внушать те же чувства и стремления своим детям и преемникам".

Родился преподобный в 1551 году в "Покутье", в краю, лежащем между Карпатскими горами и Днестром, близ города Коломыи, и при крещении был наречен Иоанном. С ранних лет, как и многие русские святые, Иоанн стал обнаруживать стремление к уединенной и молитвенной жизни. Ему не исполнилось и десяти лет, как он оставил свой дом, и, "уклонившись от очей любимых родителей", тайно удалился в ближайший Угорницкий монастырь, где и попросил игумена "дозволить ему служить братии".

Уже тогда "прозорливый настоятель увидел в нем избранника Божия и в нем имеющую быть Божию силу", пишет первый жизнеописатель преподобного, ученик его и преемник на игуменском служении Дострей. Его жизнеописание, изданное в 1791 году, никак не претендует на то, чтобы быть научным исследованием в современном смысле, оно написано в стиле уже готового жития, но это практически единственный источник, откуда мы можем почерпнуть сведения о преподобном. Юный послушник, стараясь "угодить каждому из наименьших монастырских работников", вскоре заслужил к себе всеобщее расположение и любовь. Игумен, "видя его добрые нравы, кротость и глубокое смирение", принял его в число иноков и вскоре, как говорит его биограф, постриг его (на 12-ом году жизни) в монашество, дав ему имя Иов.
Угорницкий настоятель не ошибся в Иове, сразу признав в нем "доброго воина" Церкви, ибо тот как бы уже родился иноком, "живя как ангел Божий посреди братии". В 30 лет (вероятно, в 1581 году) Иов был рукоположен во священника (хотя долгое время но смирению своему отказывался от этого сана), а вскоре после этого был пострижен в схиму, "ради невместимой в сердце своем благодати Божией, которой всегда усердно горел", как пишет о том Досифей. При новом пострижении к преподобному вернулось его прежнее имя - Иоанн - в память святого Иоанна Предтечи. Однако в истории Русской Церкви, в месяцеслове и в народном почитании за ним сохранилось имя Иов, ибо, как говорит его житие, "не именем токмо, но и самой вещью, многоболезному оному в Ветхом Завете Иову блаженнейший отец наш Иов уподобился".

Слава о подвигах и добродетелях Угорницкого подвижника распространилась по Галиции и Волыни. Дошла она и до Константина Константиновича Острожского, собиравшего в то время силы для укрепления Церкви Православной. По усиленной его просьбе Иов из Угорняцкой обители был переведен в Дубенскую Крестовоздвиженскую (в г. Дубно на Волыни), в которой Острожский был ктитором, "для показания, - как писал князь, - образа иноческих подвигов братии сего монастыря". Вскоре после этого перевода Дубенские иноки сделали Иова игуменом, и в этом сане подвизался он около двадцати лет.

При содействии и покровительстве князя, Дубенский игумен тотчас вступил в борьбу по защите теснимого Православия - прежде всего словом устным и письменным. Особое значение придавал он просвещению, распространению книг среди православного народа. С этой целью он завел в своем монастыре искусных переводчиков и писцов, и даже сам, по свидетельству его жизнеописателя, "писанием таковых книг упражняшеся". Ибо книги и проповеди были в то время серьезной опорой православных против латино-польских притязаний. Издание славянской Острожской Библии, этого величайшего памятника просвещения XVI века, не обошлось, разумеется, без совета и благословения преподобного. Недаром набожный князь Константин Константинович любил уединяться для молитвы в Дубенском монастыре, проводя здесь иной раз по целой неделе и открывая душу святому игумену. С его помощью Иов собрал вокруг себя многочисленное братство, которое под его руководством занималось переводом и изучением святоотеческих писаний.
Сам будучи примером благочестия, преподобный Иов поднял и нравственно-духовный уровень вверенного ему монастыря. "Сего ради, пишет Досифей, - все окрестные страны начали, собираясь, служати ему честию и похвалами". Он же, строгий прежде всего к самому себе, с ранних лет стяжавший дух кротости и смирения, стал тяготиться мирской славой, ибо от единого только "тайнозрителя Бога желал быть славим". Тогда он решает отправиться на гору Почаевскую, после двадцати лет игуменства, чтобы, оградив себя от мирских похвал, сделаться здесь простым иноком. В то время князь Острожский, соревнуясь с католичеством, хотел преобразовать все монастыри на своих землях в общежительные по уставу святого Василия Великого, что устраняло возможность отшельнической жизни, к которой с детства стремилась душа Иова. Потому-то и ушел он на гору "от древле светлостию чудес многих сияющую", что хотел спасаться здесь в безмолвии и пустынножительстве. Однако Промысел Божий судил иначе.

Почаевский монастырь только что получил богатые пожертвования от Анны Гойской. Число иноков в нем умножилось. "Фундушевая запись" делала его монастырем общежительным, однако этот порядок жизни его, видно, только созидался. Мы не знаем имен первых насельников Почаева, знаем только, что как только Иов успел обосноваться на горе, братия, что в то время была очень немногочисленной, почувствовав в нем великую духовную силу, единодушно и со слезами снова поставила его игуменом и начальником устрояемого ею общежития. И вот что примечательно: ни письменные свидетельства, ни предания устные не сохранили никаких сведений о настоятелях, предшествовавших преподобному Иову. До него почаевские пустынники, по примеру пустынножителей Афона, могли и не иметь особых настоятелей, подчиняясь лишь каким-либо духовным старцам, чьи имена не сохранились. Иов был первым настоящим организатором возникающей Почаевской обители, ибо, по словам Досифея, "сицевого стража зело подвижна и искусна изводи имети Пресвятая Дева Богородица Мария и своей небеси подобящейся обители". Преподобный ввел в своей обители древний Студийский устав, устроив в ней жизнь по примеру Киево-Печерской Лавры.
В те первые "послеуниатские" годы нужно было иметь необыкновенное благоразумие, твердость воли, глубокую убежденность и укорененность в Православии не только для того, чтобы управлять строящейся обителью, но даже и просто для того, чтобы сохранить свою веру. Однако преподобный Иов после двадцатилетнего управления Дубенским Крестовоздвиженским монастырем имел уже достаточный навык к этому. И вот великий аскет, любитель безмолвия и пустынножительства, ревностно принимается за это Богом посланное ему дело, не гнушаясь и тяготами, связанными с материальным устроением обители. И все эти тяготы и попечения, столь чуждые его внутреннему духовному строю и присущему ему созерцательному подвижничеству, безропотно несет он до конца своей жизни, не брезгая даже судами и бумажной волокитой. Ибо такие задачи возлагались на него Промыслом, и в дальнейшем мы видим преподобного в роли хладнокровного и упорного защитника интересов Православия и обители.

Защищать же их пришлось в скором времени уже от внука и наследника Анны Гойской, Андрея Фирлея. Фирлей, носивший титул каштеляна Бельзского, впоследствии воеводы Сандомирского, был лютеранином и еще при жизни Гойской не мог спокойно смотреть на Почаевский монастырь, которому та даровала часть своих имений и доходов. Не убоявшись того ''страшного суда пред престолом Божиим", на который так решительно "позывала" составительница "фундушевой записи" всякого нарушителя ее воли, Фирлей после ее кончины (произошедшей в 1617 году) стал всячески "портить" и нарушать фундуш, постепенно отбирая у монастыря все завещанное ему имущество. Мало того, владея землею вокруг монастыря, Фирлей даже запретил возить через нее воду из почаевских колодцев. По преданию, в ответ на это Иов, помолившись Пресвятой Деве Марии, велел начать рыть колодец тут же на скале. Можно представить себе сколь изнурителен был этот труд для иноков, не имевших никакой техники, но Господь увенчал успехом их усилия: на глубине 46 метров показалась вода. Этим колодцем монастырь пользуется и сейчас.

Фирлей, однако, на этом не остановился. В 1623 году он натравил на обитель орду своих буйных слуг, которые, разграбив монастырское имущество, похитили и Чудотворную икону. "Ибо, думал он, - говорит "Преславная гора Почаевская", - если возьму Чудотворную икону, иноки не возмогут оставаться на этом месте". После этого грабежа Иову пришлось судиться с Фирлеем целых четверть века, неоднократно бывать в Кременецком и Луцком судах, подавать разные иски и жалобы и, в конце концов, несмотря на неравную борьбу с богатым вельможей, добиться частичного успеха - вернуть то, что оставалось от похищенного. Перед самой своей смертью (1647) Фирлей должен был покончить тяжбу актом примирения с иноками, "не в унии состоящими".
Да и для него самого эта "война" с Богородицей и Преподобным окончилась явным поражением и вразумлением. Однажды созвав гостей и устроив угощение. Фирлей, "от радости дьявольской не ведая, что более делать", да и приняв, видно, немалую дозу горячительного, нарядил свою жену в церковные облачения, дал ей в руки святую чашу, а для куражу принес еще и чудотворную икону Почаевской Божией Матери. Но Матерь Божия не допустила такого поругания Своей иконы, и едва началось это разнузданное действо, как на Фирлееву жену "напал бес лют, которым она удручена была еще чрез долгое время". Это "стрясение бесом" произвело впечатление даже на самого Фирлея, и он в конце концов безропотно возвратил Икону обители. Только тогда жена его была оставлена бесом и исцелилась.

Подобную борьбу, наряду с судебными процессами по защите имущества, завещанного монастырю разными благотворителями, Иову приходилось вести и с другими важными лицами, враждебно настроенными к обители. И не только ее интересы защищал преподобный, но и интересы соседних с ней монастырей и храмов, которых он был "дозорцею", т.е. блюстителем. Все это требовало от него постоянного напряжения и многих сил, но тем не менее он никому не препоручал вести судебные тяжбы, но всегда самолично нес их бремя. Как испытанный борец, он до конца жизни своей стоял на страже горы Почаевской, надеясь лишь на помощь Божию.
Много трудов положил преподобный и на устроение и процветание вверенной ему Богом обители. Он участвовал во всех монастырских трудах, во все вникал, имел над всем неусыпный надзор, подавая братии пример трудолюбия и подвига. Своими руками сажал он деревья, копал и чистил монастырские пруды (они сохранились и до сих пор), и никто не видел его сидящим без дела. Труды его были велики, и, по словам его жизнеописателя, только "самому Богу, тайная сердец человеческих проникающему, удобно их сочислити".

Около 1626 года Почаевская обитель сильно пострадала от пожара, и преподобный Иов, не найдя достаточно материальной поддержки на месте, посылает 1 мая 1626 года письмо русскому царю Михаилу Федоровичу, где, описывая ущерб, причиненный монастырю пожаром, в котором погибла "краса церковная, одежда священническая, Евангелие, кресты и прочее благолепие церковное", жалуется царю на растущее число противников отеческой веры и просит его помощи".

Но в распоряжении монастыря было оружие более действенное, чем жалобы и суды. Еще до прибытия Иова па гору Почаевскую, обитель располагала прекрасной по тому времени типографией, оставленной Анной Гойской. Теперь уже не переписыванием только мог он распространять необходимые для утверждения Православия книги, но и печатанием и размножением их. В то время, когда, по свидетельству историков, все древнейшие типографии юго-западного края России в первой половине XVII века постепенно прекращали свое существование, на Волыни была одна только "славяно-русская типография Почаевская". Среди книг, изданных этой типографией во времена Иова, можно указать на "Слово Максима Грека на латинян" и, помимо этого, печатались здесь проскомидийные листы для рассылки по православным храмам, письма и послания православных патриархов, молитвы на разные случаи и т.п.
"Упражнялся" в составлении книг, как мы сказали, и сам преподобный. Он делал выписки из творений святых Отцов и составлял поучения и беседы. Один из таких сборников, точнее часть его (из предполагаемых 900 листов сохранилось лишь 123), дошел и до нас. В 1884 году этот труд был опубликован под названием "Пчела Почаевская". Книга носит апологетический характер и направлена большей частью против протестантских сект, распространившихся в то время в юго-западной Руси, основном против социнианства32. Рукопись Иова включает в себя изложение всего учения Православной Церкви о Пресвятой Троице и Божестве Иисуса Христа и заканчивается учением об иконах, храмах, о монашестве, борьбе со страстями и т.п. По мнению проф. Петрова, редактировавшего книгу для первого издания, "она может идти в сравнение лишь с наиболее капитальными трудами того времени в этой области, а именно: "Показанием истины" Зиновия Оттенского, посланиями старца Артемия и "Книгой о вере" 1602 и 1619 п..., и в некоторых отношениях даже выше их, ибо целиком самостоятельна. Преподобный Иов целиком стоит на почве Священного Писания, церковного Предания и святоотеческнх творений и не столько доказывает истины Церкви, сколько раскрывает и уясняет их". Эта книга, как и другие поучения Иова, написана на чистом церковнославянском языке, тогда как другие православные писатели того времени писали на распространенном славяно-польском языке-, разбавленном малороссийскими выражениями. Будем помнить, что писание было для Иова не отвлеченным делом, но актом глубоко церковным, дополняемым, вероятно, и устными поучениями.

Авторитет Почаевского игумена был в то время очень высок в православном мире Речи Посполитой. В 1628 году он приглашается в Киев на Православный Собор, созванный для разбора неотложных дел. Одним из главных дел было рассмотрение просьбы известного церковного писателя и епископа Мелетия Смотрицкого, бывшего рьяным защитником Православия, затем перешедшего в унию, а ныне опять пожелавшего вернуться в Церковь своих отцов, которую он некогда отстаивал (однако тотчас после собора ушедшего из нее вновь). Участники Собора заявили, что они "твердо стоят в Православной восточной вере, не мыслят об отступлении в унию и под клятвою обещаются не уступать и увещевают к тому весь православный народ". Под этим решением стоит и подпись преподобного: "Иоанн Железо, игумен Почаевский".
Мы узнаем в нем соединение черт характера, свойственное многим православным святым, однако достигаемое лишь непрестанной внутренней работой и жизнью по Евангелию. Твердость характера соединялась в Иове со смирением, братолюбием и совершенным беззлобием. Так, застав однажды человека, воровавшего монастырскую пшеницу, преподобный сам помог ему взвалить па плечи набитый краденым зерном мешок и только напомнил ему о заповедях Божиих и о "Суде нелицемерном", где каждый должен будет дать ответ за содеянное. И вор, раскаявшись, пал в ноги святому. Был же он человеком известным в округе, больше всего на свете боявшимся огласки. Но Почаевский игумен сохранил его тайну; житие, которое повествует об этом эпизоде, так и не раскрывает имени того человека.

Был преподобный миролюбив и немногословен до крайности, так что, по словам Досифея, только и можно было слышать от него: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя..."

Внутренняя жизнь православных святых чаще всего остается тайной, открытой лишь Господу, "испытующему все глубины сердца" (Притч. 20, 27). О ней доходят до нас лишь косвенные свидетельства: рассказы учеников, поучения, родившиеся из опыта молитвы. В случае преподобного Иова таким свидетельством стала знаменитая его пещера, куда ползком и по сей день может залезть с трудом не всякий человек и где невозможно ни удобно сесть, ни лечь, ни вытянуть ноги. Каждый, кто побывал в ней, помнит ее скользкие стены и ощущение полной замкнутости и тесноты, невольно наводящее на мысль о гробнице... На целые дни и даже недели оставлял святой игумен свою братию, дабы проводить их в беспрерывной молитве, по словам его жизнеописателя, "слезами токмо от чистого сердца изливаемыми питаемый". Тот же Досифей, описывая его духовные подвиги, добавляет: "Если бы каменная пещера, в которой обитал он, имела уста, то она поведала бы нам все тайные подвиги сего многострадального Иова, по слову Евангельскому: "аще люди умолкнут, камени возопиют" (Лк. 19, 40). Говорят, от многодневных стояний на молитве ноги у Иова отекали так, что покрывались язвами, следы от которых до сих пор остались на нетленных мощах его. Так молился он, по слову того же ученика, "о благостоянии мира во зле лежащего", и однажды видан Досифей, как необычайный свет озарил пещеру преподобного во время молитвы, и в течение двух часов свет этот, исходивший из глубины пещеры, освещал противоположную сторону церкви. "Я же, - говорит свидетель, - увидев сие, падши на землю. чрезвычайно напугался, странным таковым видением побежден".

Несмотря на свои подвижнические и молитвенные труды, Господь благословил долгим веком Своего угодника: он прожил ровно сто лет. Преподобный родился в начале царствования Ивана Грозного, если брать за точку отсчета Русскую историю, а скончался в начале царствования Алексея Михайловича. За неделю до кончины, 21 октября 1651 года преподобный Иов получил откровение о точном дне своей смерти. 28 октября он сам отслужил Божественную литургию и, окончив ее и дав последнее целование братии, без всякой болезни мирно отошел ко Господу "в тот самый час, который предсказал".

Семь лет и девять месяцев пролежало в земле тело преподобного Нова после его погребения. Но преданию, в это время люди иногда видели необычный свет над его могилой. И вот однажды почивший игумен явился в "сонном видении" тогдашнему киевскому митрополиту Дионисию Балабану со следующими словами: "известную твоему преосвященству, я ко тобою Бог хощет открыта кости мои". Митрополит был человек не склонный к суевериям и достаточно просвещенный, и хотя он и узнал старца, но не спешил тотчас верить и следовать снам. Видение повторилось еще раз и еще, и на третий раз преподобный уже пригрозил владыке наказанием, и тогда тот уразумел, что сны эти были "от Божия произволения".
В тот же день митрополит отправился в Почаевскую обитель и, учинив дознание о жизни почившего игумена, повелел немедленно открыть гроб, в котором лежали мощи его. Мощи были найдены "без всякого истления, как бы того же часа погребенные, и исполненные недоразуменного благоухания". Тогда митрополит повелел взять нетленные мощи Почаевского игумена и со всею честью при большом скоплении народа перенес их в недавно воздвигнутую церковь Пресвятой Троицы. Было это 28 августа 1659 года, день, в который, наряду с 28 октября - днем блаженной кончины и 6 мая - днем памяти праведного Иова Многострадального, отмечается память преподобного Иова Почаевского в Русской Православной Церкви.

Тропарь преподобного Иова игумена Почаевского, глас 4

Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав,/ Крестителеву воздержанию уподобляяся,/ Божественныя же ревности обою приобщаяся,/ тех имена достойно прияти сподобился еси/ и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен;/ темже монахов множества ко Христу привел еси,/ и вся люди в Православии утвердил еси,/ Иове преподобне отче наш,/ моли спастися душам нашим.





ПРЕПОДОБНЫЙ МИХЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ
День памяти: Май 6

Преподобный Михей Радонежский был одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, жил с ним в одной келлии и под его руководством достиг духовного совершенства. За кротость души и чистоту сердца преподобный Михей при жизни удостоился быть свидетелем явления Божией Матери своему великому наставнику. Однажды преподобный Сергий, совершив молитвенное правило, сел немного отдохнуть, но вдруг сказал ученику: "Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение". Едва произнес он эти слова, как был услышан голос: "Пречистая грядет". Внезапно засиял свет ярче солнечного, преподобный Михей пал ниц на землю и от страха он лежал как бы мертвый. Когда преподобный Сергий поднял своего ученика, тот спросил: "Скажи мне, отче, что это за чудное видение? От ужаса душа моя едва не разлучилась от тела". Тогда преподобный Сергий рассказал своему ученику о явлении Пресвятой Богородицы. Святой Михей преставился к Богу в 1385 году. Празднование памяти преподобного Михея совершается 6 мая, мощи его почивают под спудом в Троице-Сергиевой Лавре. 10 декабря 1734 года над местом погребения преподобного Михея освящена церковь в честь явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Петром и Иоанном Богословом преподобному Сергию Радонежскому.


Тропарь преподобного Михея Радонежского, ученика преподобного Сергия Радонежского
глас 4

Иго Господне на рамо взем,/ последовал еси Христови со учителем своим преподобным Сергием,/ с нимже и сподобился еси видети Пресвятую Богородицу./ И слышал еси пресладкий глас Ея,/ яко обещася неотступна быти места сего,/ но, о преподобне Михее,/ молися о чтущих святую память твою.

Кондак преподобного Михея Радонежского, ученика преподобного Сергия Радонежского
глас 8

Приидите, монашествующих собори и постников лицы,/ сошедшеся, похвалим блаженнаго Михея,/ спостника преподобнаго Сергия,/ с нимже предстоит Святей Троице/ и молится спастися душам нашим.

Молитва преподобному Михею Радонежскому

О преблаженне и Богомудре отче Михее! Ты истиннаго Пастыря Христа заповеди исполняя, всяко веселие, еже в мире, возненавидел еси и житие твое в слезах препровождал еси, телесныя страсти до конца умерщвляя и во всем последуя житию учителя твоего преподобнаго Сергия, с нимже и сподобился еси видети Небесную Царицу, Пресвятую Богородицу, посещающую вас и благодатне обещавающую, яко неотступна будет от места сего. О таковей, данней тебе благодати, ведуще мы, яко и ныне купно с Богоносным аввою твоим во обителях света обитаеши и Господу предстоиши, смиренно молим тя, к честней раце твоей припадающе: не престани вкупе с ним моляся о нас ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Его Матери, о еже сохранити страну нашу в мире и благопребывании, победу на враги даровати, всем же нам во благочестии и чистоте и взаимной любви тихое и безмолвное житие устроити, от глада, губительства, огня, меча, междоусобныя брани и от всякия беды и нужды нас избавити, да, спасени душею же и телом, единодушно славим в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.




ВУКАШИН ИЗ КЛЕПЦА, МЧ.
День памяти: 6 мая


Жестокие страдания выпали на долю православных сербов в период Второй мировой войны. Ещё в 1918 году, казалось, забрезжило солнце на небосклоне вновь образовавшегося Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, впоследствии переименованного в Югославию. Благодаря поражению в Первой мировой войне германцев и их союзников, стало возможным воссоединение сербского народа. На равных правах в новой стране сосуществовали православие, католичество и мусульманство, причем, большинство населения были православными. Однако, не всех устраивало такое положение дел. Западу был необходим полный контроль над вновь созданным государством, для этого надо было бить по главному – религии, то есть всё население обратить в католичество. А несогласных.… Ну, что делали в таких случаях с несогласными, мы знаем из истории крестовых походов. И не спонтанно, а закономерно в 20-х годах зарождается хорватское движение усташей. С самого начала эта организация создавалась для проведения политики геноцида и в последствие всё больше принимала фашистские черты.
Зимой 1940 года у Муссолини возникает план раскола Югославии. В результате в ночь с 26 на 27 марта произошёл переворот, при котором было свергнуто югославское правительство, а 6 апреля 1941 года Гитлер принимает решение (время выбрано как нельзя лучше) о нападении на страну. Сразу после этого в Загребе провозглашается «Независимое Государство Хорватии». Фактически новое правительство возглавил лидер усташей Анте Павелич, а по сути, руководить Независимой Хорватией стала фашистская Италия.

Это историческое отступление было необходимо, чтобы понять в какой обстановке находились православные сербы, полное истребление которых планировалось Павеличем и его окружением. Вожди усташей ставили задачу вполне определенно: треть сербов истребить, другую треть окатоличить, третью – изгнать. На дверях загребских магазинов, ресторанов, на трамваях и автобусах висели таблички с надписью: «Сербам, евреям, бродягам и собакам вход запрещен».

Сперва одурманенные свободой и независимостью, хорваты поддержали новый режим, но в последствие начали разочаровываться в нём, поскольку он был не чем иным, как хорватским вариантом немецкого и итальянского фашизма. Недовольных становилось все больше. Оккупация Югославии вызвала широкое народное сопротивление. Возникли национально-освободительные движения: «четники» - православные сербы-монархисты и коммунисты. Те и другие были непримиримы друг к другу, но у них был один общий враг – фашизм. Партизанские движения пытались подрывать деятельность усташей, злодеяния которых были столь чудовищны, что даже гитлеровцы ужасались. Было зверски истреблено не менее 800 000 православных сербов. В первую очередь досталось духовным лицам, которые не оставили свою паству и сложили головы за истинную веру.

24 апреля 1941 года отряд усташей напал на несколько православных деревень, арестовал более двухсот заложников. Несчастные под дулами автоматов вырыли себе могилы, а потом были сожжены. И в тот же самый день католический архиепископ Степинач лицемерно обратился с пастырским словом к своим прихожанам: «Кто может обвинить нас в том, что мы, как пастыри, разделяем радость и энтузиазм народа, выражая глубокую признательность божественному величию. Мы знаем людей, держащих в своих руках судьбу хорватского народа, и убеждены, что церковь в обновленном хорватском государстве будет свободно провозглашать принципы правды и вечной справедливости». А через несколько дней после этого «замечательного» обращения в Остаце были схвачены ещё несколько сотен сербов, которых так же заставили выкопать себе могилы, после чего изрубили топорами. В этот день усташ Иван Шайфор, учитель из Велюна, с карательным отрядом начал свое кровавое дело. Среди жертв были протоиерей Бранко Добросавлевич и священник Димитрий Скорупан. Сначала они были брошены в жандармскую тюрьму, где подвергались страшным пыткам. Вместе с протоиереем был схвачен и его сын Небойша. Утром 7 мая 1941 года все они были отведены в лес Кестеновац, где и были мученически умерщвлены. При этом усташи требовали от отца Бранко, чтобы тот совершил отпевание убитых, в том числе своего сына, которого изрубили на его глазах. Потом священника подвергли жестоким пыткам: вырвали волосы, вырезали глаза и живьем сняли с него кожу.

Эти страшные истории, от которых стынет кровь, можно пересказывать бесконечно. Насколько же дьявол овладел сердцами людей, что они в ярости теряли своё обличье и жестоко убивали тех, с кем когда-то жили мирно в одной стране.

Кого не уничтожили сразу, отправляли в концентрационные лагеря. В этих лагерях смерти заключались сербы, евреи, цыгане, хорватские антифашисты и коммунисты. Больше всего тогда досталось сербам. Боснийских мусульман пока не трогали. Опасно было в то время выступать против приверженцев ислама. Зато миролюбивые православные люди были как нельзя кстати. А обратив всех «иноверных христиан» в католичество, не составит большого труда подчинить и мусульманскую часть страны. Возможно, именно так рассуждало итальянское правительство. Иначе трудно объяснить, почему католическая Церковь не осудила эти злодеяния, а, напротив, сегодня оправдывает старые преступления католиков против православных и благосклонно принимает новые акции Запада против тех, кто не желает признавать его диктат

В таких концлагерях как Ясеновац хорваты по указанию Павелича замучили около сотни тысяч православных. Среди тех несчастных был и Вукашин - сербский крестьянин из села Клепац, лежащего на восточном берегу реки Неретвы в Герцоговине. Кто он такой, и почему его имя чтут? Почему, в то время, как история не сохранила день рождения старца, Церковь помнит день его смерти?
Возмужав, крестьянин Вукашин Мандран покинул родное село и уехал на заработки в Сараево. Но странник был вынужден вернуться домой после политического переворота. Семью Вука постигла та же участь, что и множество других православных семей: большинство из них было уничтожено усташами и немецкими фашистами, а уцелевших угнали в концлагеря. Сам Вукашин оказался в небезызвестном Ясеноваце.

Он был зверски убит в 1943 году. Сохранилось и имя его убийцы – Жила Фриганович. Тогда этот палач со своими дружками-усташами устроил настоящую бойню, поспорив, кто больше умертвит заключённых. Когда им было перебито уже более тысячи человек, он вдруг почувствовал на себе чей-то пронзительный взгляд и, оглянувшись, заметил старика, молча наблюдавшего за зверским действом. Это был Вукашин. Настолько не вязалось спокойствие старика с тем, что творилось вокруг, что в первое мгновение Жила застыл в недоумении. Что-то непостижимое и величественное было в глазах этого пленного. Разозлившись за своё смущение, усташ бросился к старику и подвёл его к яме-могиле, в которую сбрасывали изуродованные тела. Жила спросил свою жертву, кто он и откуда. Кругом слышались стоны и страшные крики убиваемых заключенных. Старик же отвечал на вопросы спокойно и невозмутимо, что еще больше потрясло и разозлило убийцу. Жила приказал ему крикнуть: «Да здравствует Павелич!» Вукашин молчал. Его внутренний покой приводил в бешенство усташа. Тот с ожесточением отрезал мученику уши и нос, надеясь вернуть себе прежнее воодушевление. Но чем дольше старик оставался спокойным, тем мучительней было убийце. Блаженный старец смотрел на своего палача с жалостью, что еще больше бесило последнего. Жила снова потребовал у Вукашина восхвалить Павелича и, снова получив молчаливый отказ, пригрозил вырезать его сердце. Старик был весь в крови, но глаза его оставались такими же светлыми и спокойными. Он грустно взглянул на своего мучителя и отчётливо произнёс: «Дитя, делай своё дело». Совершенно обезумев от этих слов, Жила бросился на святого мученика, выколол ему глаза, вырезал сердце, и, исполосовав ему горло, ногами спихнул в яму.


Убийца впоследствии сам постоянно вспоминал тот случай, поскольку совершённые им зверства не давали покоя его душе ни на минуту:

«И тогда во мне будто что-то оборвалось, я не мог больше убивать…. С тех пор нет мне покоя. Я стал пить все больше и больше, но забвение наступает лишь па краткие минуты. И в опьянении я слышу этот голос: «Дитя, делай свое дело!». И тогда я, обезумев, натыкаясь на стены домов, бегу по улицам, с криком ломаю и бью все вокруг себя, бросаюсь на кого попало. Ночью сон не приходит, лишь только наступает забытье, я снова вижу ясный взгляд старика и слышу это невыносимое: «Дитя, делай свое дело!». Я превратился в комок ужаса и боли, я бессилен совладать с этим кошмаром. День и ночь преследует меня светлый безмятежный лик Вукашина из Клепца».

Святой мученик Вукашин, день памяти которого отмечается 6 мая (19 мая) – вечный укор всем мучителям и символ страданий, которые пришлось вынести православным сербам в той братоубийственной войне.


Тропарь, глас 8.

«Новый Сербский страстотерпче, Вукашине Герцеговацкий,

Христа ради пострадавый в Ясеновац лагере.

Когда мучитель твой ножом тебя терзал,

Кротко отвечал еси ему: «Делай, чадо, дело свое!».

Ради жизни вечной муку претерпевый,

Моли, мучениче, Христа Бога, Спаса нашего

Спасти нас и род наш православный».



Использовались источники: «Слава и боль Сербии. О сербских новомучениках», сайты srpska.ru, win.ru, pravoslavie.ru

Примечание от PRAVICON.COM: Описание со старой версии сайта.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites