Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы



Успение Пресвятой Богородицы - последний двунадесятый праздник в годичном круге великих праздников. Празднуется 15 августа.
После Вознесения на небо Господа Иисуса Христа Пресвятая Дева, оставаясь, согласно повелению Своего Сына, на попечении святого апостола Иоанна Богослова (Ин. 19, 25-27), постоянно пребывала в подвигах поста и молитвы в живейшем желании созерцать Сына Своего одесную Бога. Высокий жребий Преблагословенной Девы в деле благодатного смотрения Божия о спасении мира соделал всю Ее жизнь дивной и поучительной: "Чудно рождение Твое, - восклицает Церковь, - чуден образ воспитания, чудна, дивна и неизъяснима для смертных вся в Тебе, Богоневесто!" (из канона утрени празднику Введения Божией Матери во храм).

Ко времени успения Своего Пресвятая Дева Мария жила в Иерусалиме. Здесь за три дня до кончины Ее явился Ей Архангел Гавриил и возвестил, что Она приблизилась к Своему отшествию от земной жизни, к блаженному успению.
Преставление Божией Матери было ознаменовано особыми чудесами, которые воспевает Церковь в своих песнопениях на этот день. В день Ее кончины апостолы Христовы по мановению Божию были восхищены на облаках из разных стран земли и собраны в Иерусалиме. Им надлежало видеть, что успение Богоматери было не обыкновенной смертью, а таинственным преставлением, как чудесны были Ее рождение и многие обстоятельства жизни. Надлежало очевидцам Слова и слугам увидеть успение по плоти и Матери Его, поскольку оно было окончательным таинством над Нею, чтобы они не только узрели восхождение Спасителя от земли, но и были свидетелями Божественного преставления Родившей Его. Потому, собранные отовсюду Божественной силой, они прибыли в Сион и провожали Идущую на небо Высшую херувим (стихира на литии празднику Успения).

При успении Богоматери присутствовали брат Господень Иаков, как ближайший родственник, Иоанн Богослов, "Петр, почетнейший главá, начальник богословов", и другие апостолы, за исключением апостола Фомы. Сам Господь с ангелами и святыми является в необычайном свете в сретение души Своей Матери. Пресвятая Дева прославила Его за то, что Он исполнил обещание явиться при Ее успении, и предала Свою блаженную душу в руки Господа.
Смерть чистой и пренепорочной Приснодевы Богородицы была переходом к жизни вечной. Она преставилась от жизни временной к Божественной и непрекращающейся для созерцания в радости Сына Своего и Господа, седящего с воспринятой от Нее и прославленной плотию одесную Бога Отца.

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое!

Согласно воле Пресвятой Девы, тело Ее было погребено в Гефсимании.
На третий день, когда и апостол Фома пришел в Гефсиманию и открыли гроб, то пречистого тела Богородицы уже не было в гробнице. Удивлены и опечалены были апостолы, не найдя святого тела Пречистой, - в гробе лежала только плащаница в качестве неложного свидетельства о преставлении Ее.

Церковь всегда веровала, что Богоматерь была воскрешена Сыном Своим и Богом и с телом взята на небо: "Честнóе тело Пресвятыя Девы тления во гробе не уви΄де; обаче Она с телом прéиде от земли к небеси". "Богоприемное тело, аще и во гробе вселяется, но во гробе пребыти не навы΄че, востает же силою Божественною". Ибо не подобало селению Жизни, говорится в синаксаре празднику, удерживаться смертью и родившей Создателя твари в нерастленном теле быть оставленной на тление в земле со всеми сотворенными.
После успения Богоматери, когда апостолы во время своей трапезы беседовали о необретении тела Богоматери во гробе, они увидели Пресвятую Деву на небесах, "живу, со множеством ангелов стоящую и неизреченною славою осияваемою". И Она сказала им: "Радуйтесь!" Они невольно вместо "Господи Иисусе Христе, помогай нам" воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам".
У гроба почивших свойственно нам задумываться о жизни, прожитой усопшими, о том, какова она была, как и что человек выполнил в жизни как личность, каковы особенные черты его характера и деятельности. Пресвятая Дева, по словам святого Андрея Критского, - "Царица естества", "Царица всего рода человеческого, Которая выше всего, кроме Единого Бога". Она - честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим. "Будучи высшей небес и славнейшей Херувимов, превосходя честью всё творение", Она стала "за превосходную чистоту селением для Вечного Божества", послужила великой тайне Боговоплощения, стала Матерью Жизни, "Источником началожизненного и спасительного для всех Воплощения".

Совершенной святости и непорочности Богоматерь достигла с помощью благодати Божией личным духовным подвигом. К этой святости Пресвятая Дева была предуготована еще до Своего рождения подвигом всей ветхозаветной Церкви в лице предыдущих поколений ветхозаветных праведников, Ее предков - праотцов и отцов, воспоминаемых Церковью пред Рождеством Христовым.
Одно соприкосновение с Пресвятой Девой, духовное общение с Ней, даже просто лицезрение Ее умиляли современников Ее земной жизни. Праведная Елисавета, по Евангелию, исполняется духовной радости. То же, по преданию, переживает святой Игнатий Богоносец, посетивший Богоматерь в доме святого Иоанна Богослова. Святой Дионисий, муж знатный и образованный, в письме к апостолу Павлу пишет, что, когда апостол Иоанн ввел его в жилище Пресвятой Девы, его озарил извне и изнутри дивный Божественный свет такой силы, что сердце и дух его изнемогли и он готов был почтить Ее поклонением, которое прилично Самому Богу.
В Лице Пресвятой Девы христианство имеет дивную красоту девства, совершенства и смиренной премудрости. В Русской Православной Церкви издавна существуют храмы, посвященные Премудрости Божией с греческим именованием Софийских; престольными праздниками в этих храмах являются или день праздника Рождества Богородицы (в Киеве) или Успения Ее (в Новгороде, Москве и Вологде), "понеже Та (то есть Богоматерь) есть Церковь одушевленная Премудрости и Слову Божию, София именуемая".

В церковном сознании утверждена мысль о Богоматери как об идеале обоженного человека. Имя Пресвятой Девы воспевается во всех богослужениях церковных. Праздники Богородичные сравнены с праздниками Господними в богослужебных песнопениях. Последние изображают Ее чертами вышечеловеческими: приснотекущий Источник, напаяющий жаждущих; огненный Столп, показующий всем путь спасения; Неопалимая Купина, всех скорбящих Радость; Матерь рода человеческого; Одигитрия - Путеводительница ко спасению.
Богоматерь проходит вместе с Сыном Своим путь к Голгофе, начинающийся от Вифлеемских яслей и бегства в Египет, и, стоя у Креста Его, приемлет в душу Свою Его Крестные муки. В Ее лице страждет и распинается Матерь рода человеческого. Поэтому и именуется Она в церковных песнопениях Агницей наряду с Агнцем - Христом.

И в день праздника Ее успения преукрашенная Божественною славою священная и славная память Пресвятой Девы Богородицы собирает всех верных к духовному веселию и прославлению Ее Божественного успения, ибо "преставляется от жизни Матерь Жизни, Свеща неприступнаго Света, Спасение верных и Надежда душ наших". Та, чрез Которую мы обожены, проставляется славно в руки Своего Сына и Владыки. Она предала в руки Сына Свою непорочную душу. Поэтому Ее святым успением мир оживотворился и светло празднует со бесплотными и апостолами.
Чтобы раскрыть сущность этого священного события, песнотворцы церковные сопоставляют празднуемое событие успения с рождением Ею Сына Божия, так как оба эти события выходили из границ природы и первое обусловливало второе: став Матерью Жизни, Пресвятая Богородица не умерла в земном смысле, а прешла к действительной жизни от жизни земной, неполной.
Велика слава Богоматери на небе по преставлении: "Рая΄ Божественнейшаго сладостнейшая и всего мира видимаго и невидимаго прекраснейшая, Она по справедливости стала не только вблизи, но и одесную Бога, ибо где воссел Христос на небесах, там же ныне и Сия Пречистая Дева, - Она есть и Хранилище и Обладательница богатства Божества" (святой Григорий Палама).
Живя в этом мире, Пречистая Дева Мария была с Богом в небесных обителях, а по отшествии Она не удалилась от общения с нами, не оставила сущих в мире: "Ты жила с людьми, Тебя имела малая часть земли, а с тех пор, как Ты преставилась, весь мир имеет Тебя Умилостивлением" (Андрей Критский).


Духовное значение священной личности Богоматери для нас, земнородных, отмечено особенным молитвенным обращением к Ней: "Пресвятая Богородице, спаси нас". Дерзновение такого обращения мы получаем от исторического опыта. Вся христианская история, начиная с брака в Кане Галилейской, запечатлена явлением Ее силы, доказательством Ее могущества и милосердия как Матери Господа нашего и Матери рода христианского: "Радуйся, - взывает Церковь, - с Тобою Господь и Тобою - с нами".
Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с древнейших времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он праздновался повсеместно. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа 595 года, праздник Успения Богоматери с этого времени стал общецерковным праздником.
Первоначально праздник совершался в одних местах в январе, в других - в августе. Так, в Римской Церкви в VII в. 18 января праздновали кончину Девы Марии, а 14 августа - взятие на Небо. Не отрицая телесной смерти Богоматери, к чему склоняется ныне Римско-Католическая Церковь, - древняя Римская Церковь верила, что за Ее смертью последовало воскрешение Ее. Празднование Успения в день 15 августа в большинстве Церквей Востока и Запада установилось в VIII-IX вв. Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. С IV-V вв. празднование Успения способствовало обличению еретических заблуждений, посягавших на достоинство Богоматери, в частности заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы и Ее телесную кончину.

К достойнейшему празднованию Успения Пресвятой Богородицы верующие подготовляются двухнедельным постом, который называется
Успенским, или постом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1 до 15 августа. Этот пост в подражание Божией Матери, всю жизнь, и особенно пред Своим Успением, проводившей в посте и молитве, по строгости занимает первое место после Великого поста; запрещается вкушение рыбы; разрешается вареная пища, кроме суббот и воскресений, без масла. Пост пред Успением в августе месяце был уже в V веке, а на Константинопольском Соборе 1166 года было постановлено поститься две недели пред праздником Успения Богородицы и только в праздник Преображения разрешено вкушение рыбы.

Если сам праздник Успения придется в среду или пятницу, разрешение бывает только на рыбу; если в понедельник и другие дни, то мирянам разрешаются мясо, сыр, яйца, монахам - рыба.
В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается отдельная Служба погребения Богоматери. Особенно торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании. Эта Служба погребения Божией Матери в одном из последних греческих изданий (Иерусалим, 1885) носит название "Священное последование на преставление Пресвятыя Владычицы нашея и Приснодевы Марии". Она представляет произведение греческих песнопевцев, великого ритора Еммануила в частности. Служба совершается по подобию утрени Великой субботы и основная часть ее - Похвалы΄, или Непорóчны, - представляет искусное подражание великосубботним Похвалам. В XVI веке Служба погребения Богоматери была распространена на Руси.

В синодальный период Служба погребения Богоматери совершалась в немногих местах: в Большом Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в Богоявленском монастыре в Костроме и в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры. В Киево-Печерской Лавре она не составляла отдельной службы, а совершалась на всенощном бдении праздника пред полиелеем.
В Гефсиманском скиту при митрополите Московском Филарете Иерусалимское последование совершалось накануне 17 августа. В Троице-Сергиевой Лавре, согласно ее рукописному Уставу 1645 года, чин Погребения Божией Матери в древности совершался на бдении праздника после 6-й песни канона утрени. В Иерусалиме, в Гефсимании, эта Служба совершается патриархом Иерусалимским 14 августа, в канун праздника Успения. В настоящее время Иерусалимское последование на преставление Пресвятой Богородицы, или Похвалы, получило снова распространение у нас во многих местах в кафедральных и приходских храмах. Служба совершается обычно на второй или третий день праздника Успения.


Успение Богородицы. Слово на православные праздники.



http://www.ynical.org/2010-08-12-03-49-48/90-28-.html

Комментарии участника: Анна. (2)

Всего: 2 комментариявсе комментарии ( 7 )
#5 | Анна Гор. | 28.08.2012 13:30
  
3
Спаси Бог, Лидия.
С Праздником Успения в честь Пресвятой Богородицы всех православных христиан.
Благословения и покрова Божией Матери.
#6 | Анна Гор. | 28.08.2012 13:50
  
6
В этот день празднуется также Пюхтицкая икона Божией Матери.
Эта икона пребывала с о.Иоанном Кронштадтским до самой его кончины.
Пюхтицкая икона Божией Матери «У источника»

История иконы такова.
В 1894 году сестры монастыря подарили горячо любимому пастырю в день Ангела образ, на котором запечатлено явление Пресвятой Богородицы на Пюхтицкой горе, там, где забил святой источник.

Внизу на иконе подпись: «Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву, труд живописиц Успенскаго женскаго монастыря на Святой горе Эстляндской губернии. 1894 г. 19 октября».

Много лет молился батюшка перед ней и завещал благочестивой петербургской чете, которая передала впоследствии образ монахине Вирсавии, насельнице закрытого к тому времени Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря.
Пресвятая Богородица явилась монахине во сне и открыла свою волю о возвращении ее образа в Пюхтицкую обитель. Случилось это на Пасху 1946 года, а в день празднования иконе Боголюбской (18 июня/1 июля) Образ Божией Матери «У источника» вернулся в Пюхтицы. Его торжественно встретили у древнего дуба. Приняла святыню в свои руки тогдашняя настоятельница игумения Алексия II (в схиме Сергия).

Смотришь на эту икону, перед которой молился великий праведник, и оживают в памяти слова дорогого батюшки:
Святой Иоанн, Кронштадтский Чудотворец
«На 15-е, в канун Успения Богоматери, 1898 года я имел счастье в первый раз увидеть во сне явственно лицом к лицу Царицу Небесную и слышать ее сладчайший, блаженный, ободрительный голос:

«Милейшие вы, чада Отца Небесного», тогда как я сознавал свое окаянство, взирал на пречистый лик Ее с трепетом и мыслию: не отринет ли меня от себя с гневом Царица Небесная! О лик пресвятый и преблагий, о очи голубые и голубиные, добрые, смиренные, спокойные, величественные, небесные, божественные! Не забуду я вас, дивные очи! Минуту продолжалось это явление, потом Она ушла от меня неторопливо, перешагнула за небольшой овраг и скрылась! Я видел сзади шествие небесной посетительницы. Сначала я видел Ее как бы на иконе, ясно, а потом Она, отделившись от нее, сошла и подвиглась в путь. Как звезда пресветлая, Владычица, вся Она в сиянии Света-Бога, как угль раскаленный в великом огне. Вся пресветла и огненна! Как легко помыслить, что Он, Бог, есть Свет и Святость, так и Она есть вечный Свет и вечная Святость. Аминь. Вечером я писал проповедь на праздник Успения, а лег поздно, в два часа ночи. За всенощной я читал с великим умилением акафист и канон Успению Богоматери в Успенской церкви».

Пюхтицкая обитель, созданная о. Иоанном Кронштадтским на месте явления Божией Матери, за всю свою историю не закрывалась ни на один день.
Не прекращались в обители богослужения и в военное время, несмотря на то, что рядом проходил фронт и вокруг стояли войска.
Старожилы рассказывали, что во время Второй мировой войны не раз видели бомбы над монастырем, но неведомая сила относила их в сторону и они падали за оградой, не разрываясь. Сестры помнят, как в 1946 году в обитель пришел человек в военной форме. Оказалось, это был летчик, которому в 1944 году был дан приказ бомбить Пюхтицкий собор. Несколько раз подлетал он к месту, указанному на карте, но ничего не было видно. «Помню, подлетаю, — рассказывал он, — а все как в тумане... Было это при ясной погоде. Я развернулся, сделал круг — вновь ничего не видно. Стал бомбить по расчетам. Вдруг вижу: в облаках стоит Женщина в голубом и говорит: «Не разоряй Мой Дом!» Когда летчик вошел в собор, увидев Пюхтицкий образ Божией Матери, пал на колени. «Это Она явилась мне тогда...» — сказал он.
Так Божия Матерь хранила Свою обитель.
В 1954 году поступила в Пюхтицкий монастырь Анна Тимофеевна Николаевская (1895-1963), вдова новгородского протоиерея о. Василия Николаевского, хранившего в годы войны святые мощи Новгородских угодников. История ее прихода в обитель замечательна.
Однажды во сне матушка Анна увидела не известный ей дивный образ Божией Матери. Пресвятая Владычица стояла во весь рост, в нежно-голубом мафории, милостиво протягивая Свои пречистые руци... «Что же это за чудесная икона такая?» — подумала матушка и неожиданно услышала голос: «Тебе помогу сию икону найти. Ищи ю на горе».

Много храмов и монастырей обошла она, но все поиски были безуспешны. Тогда матушка Анна отправилась в Пюхтицы, где до этого ни разу не была, и, к великой радости, в Успенском монастырском соборе в Пюхтицкой иконе явления Божией Матери обрела ту, которую искала. Приняв это за указание Божие, матушка Анна осталась в Пюхтицкой обители.

Благодатному явлению образа Пречистой Владычицы матушке Анне, будущей монахине Евфросинии, посвящен 11-й кондак Пюхтицкого акафиста: «Пение хвалебное выну возносит Ти лик иночистий, восхваляя новое чудесное явление иконы Твоея вдове священника, монахине Евфросинии, в сонном видении образ Твой узревшей, дотоле ей неведомый. Слышав же Божественный глас, глаголющий: «Тебе помогу сию икону найти. Ищи ю на горе», — долго искаша ю и обретше во обители Пюхтицкой, радостно признав виденный во сне Твой светозарный лик, Пречистая, благодарно возопи: Аллилуиа».

3 сентября 1954 года матушка Анна была пострижена в мантию и наречена Евфросинией. Пюхтицкую икону Пресвятой Богородицы «У источника» она очень любила, и ее стараниями были изготовлены небольшие образки явления Божией Матери, которые раздавались паломникам.
В июле 1997 года из Москвы приехала в обитель группа преподавателей и воспитателей из интерната для сирот. Одна из них — Валентина Попова — перед отъездом тяжело заболела гриппом. Лежала с высокой температурой и очень сожалела, что не может поехать в Пюхтицы. Ей явилась женщина в голубом, взяла за руки и подняла с постели. Валентина чудом успела добраться до поезда, с которым отъезжала их паломническая группа, а приехав в монастырь, узнала Ту, Которая ей явилась, в Пюхтицкой иконе Божией Матери.
Заканчивался первый день пребывания этой группы в обители. После вечерних молитв паломницы не легли спать, а продолжали наслаждаться красотой пюхтицкой ночи и из окна монастырской гостиницы сподобились видеть, как Царица Небесная со свечой в руке обходила Трапезный храм.
8 июня 1999 года из Таллина приехала с группой паломников р.Б. Елена. Когда во время экскурсии ей подарили акафист Пюхтицкой иконе Божией Матери, она со слезами сказала: «40 лет назад я перенесла операцию на сердце. Мне было тогда 14 лет. После операции я видела женщину в голубом. Когда я приехала в Пюхтицы, поняла, Кто мне явился тогда...»

Все явления Пюхтицкого образа Божией Матери невозможно описать.
Со всех концов света приезжают в монастырь те, кого Пресвятая Владычица позвала в Пюхтицы. Многих Пречистая Дева спасла от беды, исцелила от неизлечимой болезни.
Бесценная святыня — светозарный образ Божией Матери, милосердным Промыслом Божиим возвращенный в обитель, радует души православных и лучами своей милости озаряет всех, кто приходит на Пюхтицкую гору.
Инокиня Иоанна.
источник:http://www.baltwillinfo.com
http://iconbm.ru/index.php?option=com_joomgallery&func=viewcategory&catid=68&Itemid=3
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites