17-е апреля Прп. Иосифа песнописца (883). Иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса», Афон




17-е апреля 2013г.
(04.04.2013 г. по ст.с.)

среда 5-й седмицы Великого поста.
Глас 4-й.


Прп. Иосифа песнописца (883).
Прп. Георгия, иже в Малеи (IX).
Прп. Иосифа многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV).
Прп. Зосимы Воробозомского (ок. 1550).
Прп. Зосимы, обретшего Марию Египетскую (ок. 560).
Мцц. Фервуфы девы, сестры и рабыни ее (341-343).
Cщмч. Никиты Албанского.
Прп. Феоны, митр. Солунского.
Свт. Исидора, еп. Сервильского (636) ( Кельт. и Брит. ).
Прмчч. Вениамина и Никифора (1928). Сщмч. Николая, еп. Вельского, прмц. Марии (1932). Сщмч. Иоанна пресвитера (1933). Мч. Иоанна (1943).
Иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса».



Литургия Преждеосвященных Даров.
На 6-м часе: Ис. XLI, 4–14. На веч.: Быт. XVII, 1–9. Притч. XV, 20 – XVI, 9.
На вечерне к стихирам на «Господи, воззвах» добавляются 24 стихиры Великого канона.

Трапеза

На трапезе разрешается масло и вино. Мясо, молоко, яйца и рыбу не едим.


Богослужебные указания

Среда 5-й седмицы. Прпп. Ио́сифа песнопи́сца и Гео́ргия, иже в Мале́и.

Иконы Божией Матери, именуемой «Изба́вительница». Сщмч. Ники́ты Славяни́на, Афо́нского.

Прп. Ио́сифа Многоболе́зненного, Печерского, в Дальних пещерах.

Литургия Преждеосвященных Даров.

На великом повечерии во вторник вечером — канон Богородицы и служба апп. Иродио́на, Ага́ва, Асинкри́та, Ру́фа, Фле́гонта, Е́рма и иже с ними (с 8 апреля).

Полунощница, утреня и часы с изобразительными. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта; особенности его см. 7 марта.

На утрене — кафизмы 20-я, 1-я и 2-я. На 1-м часе — кафизма 3-я; на 3-м часе — кафизма 4-я; на 6-м часе — кафизма 5-я; на 9-м часе — кафизма 6-я.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 7 марта.

Примечание. «В сре́ду пя́тыя седми́цы ве́чера. Звон в кра́сныя: та́кожде и в четверто́к ко у́трени и вече́рни» (см. Типикон, гл. 49, «В сре́ду пя́тыя седми́цы ве́чера»).

На вечерне — кафизма 7-я.


На «Господи, воззвах» стихиры Триоди (начиная от стиха: «Паду́т во мре́жу свою́ гре́шницы: / еди́н есмь аз, до́ндеже прейду́») — самогласен дня, глас 8-й: «Мои́ми помышле́нии...» (дважды), мученичен, глас тот же: «А́ще ка́я доброде́тель...» (единожды), три подобна, глас тот же (по единожды), и, начиная со стиха: «Поги́бе бе́гство от мене́, / и несть взыска́яй ду́шу мою́», стихиры Великого канона — 24 (по числу букв греческого алфавита), глас 4-й (по единожды; стихи см. в Триоди). «Слава» — «О, неизрече́ннаго Твоего́ благоутро́бия...», «И ныне» — «О, неизрече́ннаго снисхожде́ния!..».

Вход с кадилом. Чтение паримий Триоди (по обычаю). «Да исправится молитва моя...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

Примечание. «На трапе́зе разреша́ем на еле́й, и вина́ причаща́емся труда́ ра́ди бде́ннаго, хотя́щаго бы́ти. Внима́ющие же спасти́ся, воздержа́нию прилежа́т; мно́жайшии же посту́ нелицеме́рну» (Типикон, гл. 49, «В сре́ду пя́тыя седми́цы ве́чера», «зри»).


Даты в богослужебных указаниях приводятся по старому стилю.

Богослужебные указания: http://calendar.rop.ru




Москва (55°45'N, 37°38'E) UTC +4

Дата: 17 Апреля 2013

Начало сумерек: 05:40
Восход Солнца: 06:19
Высшая точка: 13:29
Заход Солнца: 20:40
Окончание сумерек: 21:21
Долгота дня: 14:21
Восход Луны:10:50
Заход Луны: 02:29


Источник: http://redday.ru/sun/
© Redday.ru




ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ
День памяти: Апрель 4


Преподобный Иосиф Песнописец родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. Родители его, Плотин и Агафия, спасаясь от варварского нашествия, переселились в Пелопоннес. В возрасте 15 лет святой Иосиф ушел в Фессалоники и поступил в монастырь. Он отличался благочестием, трудолюбием, кротостью и пользовался любовью всей братии обители. Впоследствии преподобный был посвящен в сан пресвитера.

Преподобный Григорий Декаполит (память 20 ноября) посетил монастырь и заметил молодого инока. Он взял его с собой в Константинополь и поселился с ним вместе при церкви святых мучеников Сергия и Вакха. Это было в царствование императора Льва Армянина (813 - 820) - время жестоких иконоборческих гонений. Преподобные Григорий и Иосиф безбоязненно отстаивали почитание святых икон. Они проповедовали на площадях города, посещали дома православных, утверждая их против еретиков. Положение Константинопольской Церкви было крайне тяжелое: не только император, но и Патриарх были иконоборцами.
В то время римские епископы были в единстве со Вселенской Церковью, и Папа Лев III, неподвластный византийскому императору, мог бы оказать большую помощь православным. Православные иноки избрали посланником к Папе преподобного Иосифа как наиболее стойкого и красноречивого. Преподобный Григорий благословил его ехать в Рим и известить о положении Константинопольской Церкви и опасности, грозящей Православию.

Во время путешествия преподобный Иосиф был схвачен разбойниками-арабами, подкупленными иконоборцами, и отправлен на остров Крит. Там они передали его иконоборцам. Преподобный Иосиф был заключен в темницу. Мужественно перенося все лишения, он поддерживал и других узников. По молитвам преподобного один православный епископ, начавший было колебаться, настолько укрепился духом, что мужественно принял мученическую кончину.
Шесть лет провел преподобный Иосиф в темнице. В Рождественскую ночь 820 года он удостоился видения святителя Николая Мирликийского, который известил его о смерти гонителя-иконоборца Льва Армянина и о прекращении гонений на святые иконы. Святитель дал преподобному свиток и сказал: "Прими этот свиток и съешь его". В свитке было написано: "Ускори, Щедрый, и потщися яко Милостив на помощь нашу, яко можеши, хотяй". Преподобный прочитал свиток, съел его и сказал: Коль сладка гортани моему словеса сия (Пс. 118, 103). Святитель Николай велел ему пропеть эти слова. После этого оковы сами спали с преподобного, двери темницы отворились, и он свободно вышел из нее и был восхищен на воздух и поставлен близ Константинополя на большой дороге, ведущей в город. В Константинополе преподобный Иосиф уже не застал в живых преподобного Григория Декаполита, а встретился лишь с его учеником блаженным Иоанном (память 18 апреля), тоже вскоре скончавшимся. Преподобный Иосиф построил церковь во имя святителя Николая и перенес туда мощи преподобных Григория и Иоанна. При церкви был основан монастырь.

Преподобный Иосиф получил также от одного добродетельного мужа часть мощей апостола Варфоломея. Он построил церковь во имя святого апостола и хотел торжественно почтить его память, но сокрушался, что не было хвалебных песнопений, прославлявших память святого апостола, сам же он не дерзал их составить. Сорок дней со слезами молился преподобный Иосиф, готовясь к празднику памяти апостола. В навечерие праздника в алтаре ему явился апостол Варфоломей, возложил ему на грудь святое Евангелие и благословил писать церковные песнопения со словами: "Да благословит тебя десница Всесильного Бога, и да изольются на язык твой воды Небесной Премудрости, сердце твое да будет храмом Духа Святаго и песнопения твои да усладят вселенную". После этого чудесного явления преподобный Иосиф написал канон апостолу Варфоломею и с тех пор стал слагать церковные песнопения в честь Божией Матери, святых угодников и в их сонме - в честь святителя Николая, освободившего его из темницы.
Во время возобновления иконоборческой ереси при императоре Феофиле (829 - 842) преподобный Иосиф вторично пострадал от еретиков. 11 лет он был в изгнании в Херсоне. В 842 году при святой царице Феодоре (память 11 февраля), восстановившей православное почитание святых икон, преподобный Иосиф был поставлен сосудохранителем в Софийском соборе в Константинополе. Но за смелое обличение брата царицы Варды в незаконном сожительстве он снова был отправлен в изгнание и возвращен лишь после смерти Варды, в 867 году.

Патриарх Фотий (857 - 867, 877 - 886) восстановил его в прежней должности и назначил духовником всего константинопольского клира.

Достигнув глубокой старости, преподобный Иосиф заболел. Перед самой Пасхой, в Великую Пятницу, Господь известил его в сновидении о приближении кончины. Преподобный сделал опись церковного имущества Софийского собора, которое по должности было на его попечении, и отослал ее патриарху Фотию. Несколько дней он горячо молился, готовясь к смерти. В своих молитвах преподобный просил Церкви мира, а своей душе - -милосердия Божия. Причастившись Святых Христовых Таин, преподобный Иосиф благословил всех, бывших при нем, и с радостью преставился к Богу (+ 883). Лики Ангелов и святых, которых преподобный Иосиф прославил своими песнопениями, с торжеством проводили душу его в Горний мир.

О духе и силе песнопений преподобного его жизнеописатель, диакон Константинопольской Церкви Иоанн, так писал около 890 года: "Когда он стал писать стихи, те" и слух поражал чудной приятностью звука, и поражал сердце силой мыслей... Чудное отдохновение находят здесь те, которые стремятся к жизни совершенной... Писатели, оставив другие стихотворения, из одной этой сокровищницы - из писаний святого Иосифа - стали черпать сокровища для своих песней, или лучше сказать, ежедневно их черпают. Наконец, все народы переводят их на свой язык, чтобы просвещать песнями тьму ночи и, прогоняя сон, продолжать бдения до восхода солнечных лучей... Если кто прочтет жизнь святого, празднуемого в какой-либо день Церковью, тот сам увидит достоинство песней святого Иосифа и узнает жизнь прославляемого. Подлинно, тогда как жизнь и дела почти каждого святого украшены хвалами, не достоин ли бессмертной славы тот, кто так достойно и прекрасно умел прославить их! Пусть славят иные святые кротость его, другие - мудрость, третьи - дела его, и все вместе да славят благодать Святаго Духа, которая так щедро и безмерно обогатила его своими дарами".



Кондак, глас 4:

Покаяния источник неисчерпаемый, утешения податель некончаемаго, и умиления пучина еси Иосифе: слезы нам подаждь покаяния божественнаго, имиже утешение зде плачущееся обрящем от Бога, твоея помощи просящее, святе.






ГЕОРГИЙ ПЕЛОПОНЕССКИЙ, МАЛЕИН, ПРП.
День памяти: 4 апреля



Преподобный Георгий жил в IX веке. Он был иноком и подвизался в обители на горе Малое в Пелопоннесе, где и скончался. В службе преподобный Георгий ублажается как земной Ангел и чудотворец.





ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФ МНОГОБОЛЕЗНЕННЫЙ
Дни памяти: Апрель 4, Август 28


Преподобный Иосиф жил в XIV веке. Из жития о нём известно, что в течение долгих лет он страдал различными заболеваниями (в связи с чем его называют «многоболезненным»). Дал обет Богу, что в случае выздоровления до конца своей жизни будет служить братии Киево-Печерского монастыря. После исцеления был постижен в монашество в этом монастыре, где, как сказано в его кратком жизнеописании в Патерике, до смерти усердно подвизался и угождал Богу постом, молитвой, и братии служил своим послушанием.

В современной православной литературе судьба преподобного Иосифа приводится в качестве примера христианского отношения к болезням. Доктор медицинских наук, руководитель Общества православных врачей Санкт-Петербурга, протоиерей Сергий Филимонов отмечал:

А вспомним монахов Киево-Печерской Лавры — многоболезненных Иосифа и Пимена. Только незадолго до кончины Бог послал им здоровье. Но они пребывали в болезни не просто так: через свою физическую немощь они спасались, искупая какие-то грехи, о каких ведал Господь, и сами получили от Бога благодать исцелять других людей.

Мощи преподобного находятся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. В старообрядческом литературном памятнике XVIII века «Житие Андрея Денисова» содержится информация о нетленности мощей преподобного Иосифа: упоминаются «нетленныя святыя молебныя руки, преподобных отец печерьских Иосифа многоболезненнаго, и Илии Муромца». При этом даётся понять, что пальцы этих рук сложены в признаваемом старообрядцами истинным двуперстном крестном знамении по аналогии с мощами святого Никиты Новгородского, которые, по данным автора «Жития Андрея Денисова», «безсмертно и по ныне возвещает предсказанное святое таиньство, преестественныя святыя Троицы, и воплощения Христова нетленною своею благословляющею десницею».

Митрополит Макарий (Булгаков) в своей «Истории русской церкви», напротив, приводит пример мощей преподобного Иосифа в качестве доказательства правоты сторонников троеперстного сложения: «Правые руки преподобных Илии муромца и Иосифа многоболезненного имеют три первые перста соединенными, хотя неравно, но вместе, а два последние — безымянный и мизинец пригнутыми к ладони».


Тропарь преподобного Иосифа многоболезненного
глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и инее из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы,/ Иосифе, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иосифа многоболезненного
глас 8

Многолетне страдая в болезнех,/ молитвою и обещанием восприятия иночества/ приял еси здравие от Бога,/ и, неленостно подвизався в Печерстей обители,/ наследил еси неболезненную и вечную жизнь,/ и исцелявши недуги чтущих тя,/ преподобне Иосифе, отче наш.






ЗОСИМА ПАЛЕСТИНСКИЙ, ОТШЕЛЬНИК
День памяти: 4 апреля


ЖИТИЯ СВЯТЫХ
по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Память преподобного Зосимы


Память 4 апреля (по ст.ст.)


Преподобный отец наш Зосима с детства почувствовал желание служить Богу. Будучи еще в юном возрасте, он ушел в монастырь и принял иноческое пострижение в Тире1 в стране Палестинской. Доблестно пожив в иноческом житии, он стал опытным иноком и удостоился многих откровений от Бога. Проводя время в молитве, он со слезами постоянно занимался ручным трудом. И пришло ему однажды на мысль, найдется ли среди пустынножителей муж, который бы подвигами своими был выше его. Тогда явился ему некто неизвестный и сказал:

- Зосима, достиг ты, как человек, высокой степени подвижничества, но никто из людей не может быть совершенным, а чтобы ты узнал, как много существует различных способов спасения, выйди из места, где ты подвизаешься теперь, и иди в монастырь, который находится близ Иордана.

Зосима сделал так, как повелено было ему, и отправился в указанный монастырь2. В этом монастыре существовал обычай, по которому в Великий пост все иноки уходили из монастыря в пустыню на молитву, оставляя в монастыре одного только привратника, а затем в Великий Четверг снова сходились в монастырь для святого Причащения. Когда наступило время, ушел в пустыню вместе с другими иноками и Зосима. Здесь он увидел святую Марию3 и погнался за нею, но она сказала ему:

- Зосима! если ты желаешь видеть меня, то дай мне одежду твою.
Зосима исполнил просьбу Марии, и она, одев на себя одежду, рассказала ему по порядку о себе все, что она делала от юности своей, - как она сперва проводила жизнь в блудодеянии и как затем пришла в пустыню. После этого она просила Зосиму в следующем году прийти на Иордан со Святыми Дарами. Когда прошел год, Зосима пришел с Телом и Кровью Христовою. Тут он увидел, как преподобная пришла к нему чрез Иордан, как посуху и причастил ее. На третий год он снова пришел в пустыню и нашел преподобную Марию уже мертвою4. От старости он не имел сил похоронить ее и, увидев льва, сказал ему:

- Зверь! похорони преподобную Марию, ибо я стар и не могу копать.

Тотчас же лев вырыл яму, и Зосима похоронил честное тело преподобной Марии. Возвратившись в монастырь, он рассказал игумену Иоанну и всей братии о преподобной Марии и о том, как прославил ее Господь. После сего честной отец наш Зосима подвизался еще в молитве, слезах и различных подвигах и скончался в глубокой старости5. Иноки монастыря с честью похоронили его.

В тот же день память преподобного Георгия Безмолвника.

________________________________________________________________________

1 Тир - город, расположенный близ северо-восточных берегов Мертвого моря на юго-западном склоне Галаадской горной цепи в левобережной Палестине, известной в древности под именем Переи или Заиорданской страны.

2 Это был Иорданский монастырь св. Иоанна Предтечи, разоренный до 1651 года и пришедший в ветхость еще в 723 году.

3 Здесь разумеется преподобная Мария Египетская. Память его празднуется Церковью 1 апреля

4 Преподобная скончалась в Великую Пятницу 9 апреля 521 года.

5 Преподобный Зосима скончался в 523 году почти 100 лет от роду.





ПРЕПОДОБНЫЙ ЗОСИМА ВОРБОЗОМСКИЙ
Дни памяти: Апрель 4, Ноябрь 7


Преподобный Зосима Ворбозомский был основателем монастыря в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на острове Ворбозомского озера, находившегося в 23 верстах к югу от Белозерска. Основан монастырь был еще в XV веке, так как известно, что в 1501 году настоятелем монастыря был игумен Иона, ученик преподобного Зосимы. Монастырь входил в число тех многочисленных пустыней (небольших монастырей), которые, образуя собой так называемое иноческое "Заволжье", располагались вокруг Кирилло-Белозерского монастыря. Скончался преподобный Зосима в первой половине XVI века. Известно, что преподобный написал поучение и послание своей духовной дочери Анастасии.






МУЧЕНИЦА ФЕРВУФА С ЕЕ СЕСТРОЙ И РАБЫНЕЙ
День памяти: Апрель 4



Святая мученица Фервуфа с ее сестрой и рабыней приняли мученическую смерть за Христа между 341 и 343 годами. Святая Фервуфа и ее сестра, имя которой осталось неизвестным, были родными сестрами епископа Селевкийского Симеона, пострадавшего за Христа при персидском царе Сапоре около 341 - 344 годов. Обе сестры и их служанка были взяты царицей во дворец для услужения. Святая Фервуфа отличалась необыкновенной красотой, и царица предложила ей вступить в брак и тем достичь высокого положения. Святая отказалась, так как дала обет девства для всецелого служения Богу. Вскоре царица заболела. Волхвы, которые пришли лечить царицу, увидели святую Фервуфу и были поражены ее необычайной красотой. Один из них обратился к ней с предложением, чтобы она стала его женой. Святая ответила ему, что она - христианка и дала обет остаться Христовой невестой.

Озлобленный волхв донес царю, что причиной болезни царицы является отрава, данная ей служанками. По повелению царя святая Фервуфа, ее сестра и рабыня были преданы суду.

На суде святые мученицы бесстрашно объявили, что они христианки и не совершали злодеяния, в котором их обвиняют, но готовы принять смерть за Христа.

Главный судья, волхв Мавптис, пленился красотой святой девы Фервуфы и тайно прислал к ней в темницу своего слугу с предложением освободить ее и ее сподвижниц, если только девушка согласится стать его женой. Такое же предложение сделали святой деве и двое других судей, тайно один от другого.

Все эти предложения святая Фервуфа решительно отвергла, сказав, что она - невеста Христова и на земной брак никогда не согласится.

После этого мученицы как христианки и волшебницы были признаны виновными в отравлении царицы и приговорены к мучительной казни. Каждую из них привязали к двум столбам и перепилили на две части. Тела святых мучениц были брошены в ров, откуда их тайно взяли христиане и предали погребению.





СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКИТА СЛАВЯНИН, АЛБАНСКИЙ

Память 4 апреля (по ст.ст.)



Никита Славянин (+1808) родом из Албании, подвизался на Афоне в русском Пантелеимоновом монастыре, где принял постриг и был рукоположен в сан иеромонаха. Он стремился к уединению и перешел в скит святой Анны.

Святой горел желанием послужить Господу Иисусу Христу подвигом исповедничества. Чтобы обличить противников христианства, святой Никита пришел в город Серрес. Некоторое время он пробыл в местной обители, где готовился к предстоявшему подвигу. Затем святой Никита бесстрашно пришел к местному начальнику-магометанину и просил, чтобы мусульмане доказали правильность своей веры. На словесном состязании с учеными муллами святой обличил их заблуждения и привел их к молчанию. Его стали угрозами понуждать к принятию магометанства, но святой с твердостью исповедал веру во Христа. Тогда его предали жестоким истязаниям: голову стягивали винтами, забивали иглы под ногти, повешенного вниз головой палили огнем. Святой все переносил с великим терпением и не переставал славить Христа. Наконец, святой Никита был приговорен к удавлению. Священномученик Никита был повешен 4 апреля 1808 года в вечер Великой субботы. Христиане выкупили его тело и предали погребению.

О подвиге мученика 19 февраля 1809 года написали в Руссик (Русский монастырь великомученика Пантелеимона на Афоне) иеромонах Серресского монастыря Констанций и местный врач Николай.



Использованные материалы

http://www.jmp.ru/svyat/apr04.htm

Шестаков, Андрей, "Святые Элладской Церкви":

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...567




ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОН, МИТРОПОЛИТ СОЛУНСКИЙ

Память 4 апреля (по ст.ст.)




Феона Солунский (XVI в.) подвизался в XVI веке на Афоне сначала в обители Пантократор, а потом в Шерском скиту Честнаго Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Здесь его руководителем был преподобный Иаков Иверский.

После мученической кончины наставника святой Феона был настоятелем в монастыре святой великомученицы Анастасии в пределах селения Галатисты.

Он был хиротонисан во епископа и возведен в Солуни на митрополичью кафедру. Последние годы жизни он провел в уединенных подвигах близ монастыря святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, в котором ныне хранятся его святые мощи вместе с главой и десницей великомученицы Анастасии и главами трех пострадавших от турок преподобномучеников - Иакова, Иакова и Арсения.



Использованные материалы

http://www.jmp.ru/svyat/apr04.htm






СВЯТИТЕЛЬ ИСИДОР, ЕПИСКОП СЕВИЛЬСКИЙ

Память 4 апреля (по ст.ст.)




Исидор родился в Картахене. Отец Исидора, Севериан был, видимо, римлянином, но служил при дворе визиготских королей. У Исидора было два брата, Леандр и Фульгенций, и сестра Флорентина.

Леандр, бывший намного старше Исидора, занимался его воспитанием и делал это довольно сурово. По преданию, Исидор в конце концов убежал из дому, подальше от упреков и зубрежки, казавшейся неподъемной. Оказавшись на свободе, мальчик присел посмотреть на то, как равномерно падающие капли выбивают в камне лунку. И вдруг ему пришло в голову, что человек должен походить на эти капли, так же сосредоточенно бить в одну цель. Исидор вернулся домой, полный решимости продолжать учение. Леандр, однако, принял меры, чтобы мальчик впредь физически не мог убежать.

Брат его был епископом Севильи, и, вероятно, Исидор помогал ему управлять епархией. После смерти брата Исидор стал его преемником и возглавлял кафедру 37 лет, завершив обращение визиготов из арианства. Переведённые на их язык богослужебные тексты составили основу для Мозарабского обряда.

Он прославился как один из самых ученых людей своей эпохи - на соборах его даже сажали выше архиепископа Толедо, исключительно в силу его личных заслуг. По настоянию Исидора в каждой епархии Испании организовали школу при епископском соборе, причем круг предметов включал в себя греческий, свободные искусства, медицину, право, изучение Аристотеля.


Епископ составил знаменитую в Средние века энциклопедию “Этимологии” (“Истоки”), словарь синонимов, трактаты по астрономии, географии, сборник биографий великих людей, историю готов. До самой смерти в возрасте почти 80 лет он не оставлял аскетических подвигов, а в последние полгода жизни стал раздавать милостыню так щедро, что день и ночь в доме толпились бедняки со всей страны.
Римско-католической церковью он был канонизирован при папе Римском Клименте VIII в 1598 и объявлен учителем церкви при папе Иннокентии XIII в 1722. С начала 2000-х гг. среди католиков распространилось почитание св. Исидора как покровителя пользователей сети Интернет.

Нет подробной информации о почитании еп. Исидора в Православной Церкви, его имя включено в некоторые православные святцы, содержащие имена западных святых (до отпадения Рима).

Святого Исидора изображают как пожилого епископа с принцем у его ног. Его также иной раз изображают с пером и книгой, зачастую с его Этимологией, с пчёлами, подчёркивая его ораторский дар, с братьями и сестрой.

Труды

ИСТОРИЯ ГОТОВ (HISTORIA GOTHORUM)

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Isidor_S/frametext.htm

ИСТОРИЯ ВАНДАЛОВ (HISTORIA VANDALORUM)

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Isidor_S/vand.phtml?id=582

ИСТОРИЯ СВЕВОВ (HISTORIA SVEVORUM)

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Isidor_S/svev.phtml?id=583

О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ (DE NATURA RERUM)

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Isidor_S/framepred2.htm



Использованные материалы

http://www.catholic.org/saints/saint.php?saint_id=58

http://www.krotov.info/yakov/6_bios/20/636_isidor_sevil.htm

http://www.allmercifulsavior.com/icons/Icons-Isidore.htm (образ)

http://www.pravoslavie.ru/put/050121103739





ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ "ГЕРОНДИСА", СТАРИЦА

Память 4 апреля (по ст.ст.)



Афонский монастырь

Икона Божией Матери, именуемая Геронтисса (Старица - Настоятельница), прославилась в Афонском монастыре Пантократор (Вседержитель). Эта икона считается на Афоне особо почитаемой. День Памяти иконы Божией Матери Геронтисса – 4 апреля (по стар.стилю) или 17 апреля (по нов. стилю). По названию Афонского монастыря, где изначально она находится, эту икону еще называют Пантократорской.
Известна икона Божией Матери Геронтиссы в алтаре соборного храма Успенской Почаевской Лавры. По благословению архиепископа Волынского и Житомирского Модеста священнослужители перед началом богослужения испрашивали перед иконою Матери Божией благословение на начало службы.
Матерь Божия на этой иконе стоит развернувшись влево, руки Ее простерты в молитве. На иконе изображен также елейный сосуд — в память прославившего икону чуда двукратного умножения елея в пустых монастырских сосудах по молитве игумена пред этим образом. Икона издавна пребывает в монастыре Пантократор на Святой Горе Афон. Ныне она находиться в соборном храме. В настоящее время икона эта находится не в алтаре, как прежде, а при северо-восточной колонне, поддерживающей купол. Икона обновлена и обложена серебряной ризой.



История

Согласно преданию, первое чудо от этой иконы произошло во время строительства будущего монастыря, которое проводилось примерно в пятистах метрах от современных построек. Однажды ночью и икона, и все инструменты строителей пропали, а утром были найдены на месте современного расположения обители. Так повторялось несколько раз, пока наконец не стало ясно, что Сама Пресвятая Владычица избирает именно то место для устройства обители.
Свое наименование икона получила после следующего чуда. В Пантократорском монастыре умирал игумен, человек, достигший зрелого возраста и отличавшийся благочестием и святостию своей жизни. Узнав по откровению о времени своей кончины и желая прежде отшествия в загробный мир причаститься Христовых Таин, он просил очередного священника поспешить с совершением литургии. Священник, однако, не обратил внимания на просьбу игумена. Тогда он услышал глас от иконы Богоматери Геронтисса, находившейся в алтаре. Богородица повелевала ему немедленно исполнить желание и волю своего игумена.



Чудеса Богородицы

Еще одно поразительное чудо произошло в XVII веке. В монастыре случился тогда столь сильный голод, что братия начала постепенно расходиться. Игумен убеждал всех просить о помощи Божию Матерь и сам усердно молился. Однажды утром братья заметили, что из кладовой, где находились в то время лишь пустые сосуды, льется елей. Войдя внутрь, они были поражены: из одного кувшина, сохраняющегося, как говорят, до сих пор, масло непрерывно лилось через край. Иноки возблагодарили Пресвятую Заступницу за скорую помощь, а в память этого события на иконе был изображен кувшин с переливающимся через край елеем.
В другой раз во время нападения на обитель сарацин-пиратов, с иконы сорвали серебряный оклад, а один из них хотел было расколоть икону на части, чтобы раскурить свою трубку. Но Господь не допустил совершиться этому святотатству и безумец в тот же момент лишился зрения. Тогда икону бросили в колодезь близ монастыря, где она и находилась в продолжение 80-ти лет. Перед смертью дерзкий сарацин, наказанный слепотой, раскаялся в своем безумии и, надеясь через это раскаяние получить облегчение в судьбе своей, заповедал своим домочадцам, чтобы после смерти его они непременно отправились на святую Афонскую гору и открыли там икону Богородицы. Исполняя его завещание, родственники прибыли на Афон и указали инокам место, куда была брошена святая икона. Тогда святыня была обретена невредимой, с честью вынута из колодезя и отнесена в соборный храм обители.
В 1950 году в монастыре начался пожар. Дул сильный ветер, он быстро раздувал огонь и, казалось, что пожар уже не остановить. Братия вынесла икону и стала петь молитвы. Когда они приблизились к бушующему пламени, оно вдруг метнулось назад и полностью погасло.
Исцеление пожилых людей
Совершалось от образа и много других чудес. Так, по молитвам перед этой иконой Богоматерь многократно являла Свое особое попечение об умирающих старцах, излечивала от различных болезней, в том числе и от рака. Ее списки стали появляться во многих храмах Греции, и было замечено, что она исцеляет от бесплодия, помогает при родах, оказывает явную помощь в работе и учебе. От этого и почитание иконы широко распространилось - в первую очередь в Греческих Церквах, а в послесоветский период - и в Русской Церкви. Например, афонский список этого образа появился в Екатеринбурском Ново-Тихвинском монастыре.
Подборка материала И.Климт
Примечание: Ищем доброделателей, желающих помочь в приобретении для редкой иконы Божией Матери «Геронтисса» серебряного оклада. Спаси, Господи!



Геронтисса

На северо-восточном склоне Святой Афонской Горы, на отвесной скале у самого моря находится монастырь Пантократор, основанный в 1361 году греческим императором Алексеем Стратопедархом и братом его Иоанном Примикирием. Старинные массивные стены со множеством иноческих келий, высокие средневековые башни – еще издали обитель поражает своим величием и живописностью!
В этом монастыре хранятся чтимые святыни: частицы животворящего древа Креста Господня, части мощей апостола Андрея Первозванного, святителей Иоанна Милостивого, Иоанна Златоуста и Афанасия Константинопольского, преподобного Иоанникия Великого, священномученика Харалампия, имеется и редкая ценность – Евангелие святого Иоанна Кущника. Но, пожалуй, едва ли не более всего почитается в монастыре чудотворная икона Божией Матери «Геронтисса», что значит «Старица» или «Настоятельница».
Согласно древнему преданию, первое чудо от этой иконы произошло во время строительства будущего монастыря, которое проводилось примерно в пятистах метрах от современных построек. Однажды ночью и икона, и все инструменты строителей пропали, а утром были найдены на месте современного расположения обители. Так повторялось несколько раз, пока наконец не стало ясно, что Сама Пресвятая Владычица избирает именно то место для устройства Своей обители.
В другое время в монастыре был близок к кончине ее старец-игумен. Получив откровение о своем скором отшествии, он желал перед смертью причаститься Святых Христовых Тайн и смиренно просил служащего священника поспешить с совершением Божественной литургии. Однако тот не внял просьбе старца. Тогда от находившейся в алтаре чудотворной иконы послышался грозный глас, повелевший священнику немедленно исполнить желание игумена. Он причастил умиравшего и тот сразу же мирно отошел ко Господу. Именно после этого чуда икона, как покровительствующая старчеству, и получила название «Геронтисса».
Еще одно поразительное чудо произошло в XVII веке. В монастыре случился тогда столь сильный голод, что братия начала постепенно расходиться. Игумен убеждал всех просить о помощи Божию Матерь и сам усердно молился. И Пресвятая Владычица не посрамила его упования! Однажды утром братья заметили, что из кладовой, где находились в то время лишь пустые сосуды, льется елей. Войдя внутрь, они были поражены: из одного кувшина, сохраняющегося, как говорят, до сих пор, масло непрерывно лилось через край. Иноки возблагодарили Пресвятую Заступницу за скорую помощь, а в память этого события на иконе был изображен кувшин с переливающимся через край елеем. Позднее, во время нападения сарацин, случилось следующее: один из них хотел было расколоть икону на части, чтобы кощунственно раскурить свою трубку, но в то же мгновение лишился зрения. Тогда варвары бросили образ в колодец, где он пребывал более 80 лет. Перед смертью ослепший за дерзость сарацин раскаялся и заповедал своим домочадцам вновь посетить Святой Афон и указать инокам место, где находится икона. Святыня была обретена и с честью поставлена в соборном храме обители.
Совершалось от образа и много других чудес. Так, по молитвам перед этой иконой Богоматерь многократно являла Свое особое попечение об умирающих старцах, излечивала от различных болезней, в том числе и от рака. Ее списки стали появляться во многих храмах Греции, и было замечено, что она исцеляет от бесплодия, помогает при родах, оказывает явную помощь в работе и учебе. От этого и почитание иконы в Греции сейчас широко распространено.

Комментарии участника: Лилия Никул (1)

Всего: 1 комментарийвсе комментарии ( 2 )
#1 | Лидия Новикова | 17.04.2013 13:08
  
3
Пресвятая Богородица спаси нас!!!!


Иконы Афона: «Геронтисса» («Герондисса», «Старица»)


Празднование 4 (17) апреля и 2 (15) декабря

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы Геронтисса1 находится в монастыре Пантократор на Святой Горе Афон.

В точности о происхождении иконы мы не знаем. Но предположительно чудотворный образ является даром Пантократору первостроителя этой обители византийского императора Алексея I Комнина. Некоторые учёные полагают, что «Геронтисса» – список с чтимой мозаичной иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» из константинопольского монастыря Пантократор.

Согласно древнему монастырскому преданию, первое чудо от «Геронтиссы» на Святой Горе Афон произошло во время строительства будущего монастыря, которое проводилось примерно в пятистах метрах от современных построек. Однажды ночью и икона, и все инструменты строителей пропали, а утром были найдены на месте современного расположения монастыря. Так повторялось несколько раз, пока наконец не стало ясно, что Сама Пресвятая Владычица избирает именно то место для устройства Своей обители.

Название иконы, которое переводится с греческого как «Старица» или «Настоятельница», и указывает на духовное главенство над монастырём Пантократор Самой Божией Матери.

История появления этого наименования связана с чудом.

Благочестивый игумен Пантократора заболел и, получив откровение о своём отшествии к Богу, попросил отслужить литургию и причастить его пречистых и животворящих Христовых Таин. Священник медлил и не торопился выполнить просьбу больного, пока не услышал исходящий от иконы Богоматери (которая тогда находилась в алтаре) голос, призывавший его незамедлительно исполнить волю игумена. Испуганный иеромонах поспешил выполнить повеление Богородицы: приступил к богослужению и причастил умирающего, после чего тот мирно отошёл ко Господу. С тех пор икону Пресвятой Богородицы стали называть «Геронтисса» (в связи с тем, что она покровительствует старцам (по-гречески старец – герондас)).

Во времена турецкого владычества на Балканах монастырь подвергся нападению сарацин. Мусульманин, попытавшийся расколоть образ на щепы, чтобы кощунственно раскурить от них трубку, был поражён слепотой. Товарищи несчастного бросили икону в колодец неподалёку от обители. Там Геронтисса пролежала 80 лет, пока не была обретена афонскими монахами. Местонахождение святыни им было указано родственниками ослепшего святотатца, который раскаялся перед смертью и заповедал домочадцам отправиться на Афон и помочь монахам найти чудотворный образ. Исполняя его завещание, родственники прибыли на Святую Гору и указали инокам место, куда была брошена святая икона. Святыня была с честью вынута из колодца и торжественным крестным ходом отнесена в соборный храм обители.

Ещё одно поразительное чудо произошло в XVII веке. Однажды в монастыре случился столь сильный голод, что братия начала постепенно расходиться. Игумен убеждал всех просить о помощи Божию Матерь и сам усердно молился. И Пресвятая Богородица не посрамила его упования! Однажды утром братья заметили, что из кладовой, где находились в то время лишь пустые сосуды, льётся елей. Войдя внутрь, они были поражены: из одного кувшина масло непрерывно лилось через край. Иноки возблагодарили Пресвятую Заступницу за скорую помощь, а в память этого события на иконе был изображён кувшин с переливающимся через край елеем.

На чудотворной иконе «Геронтисса» Пресвятая Богородица представлена в молении, в рост. Её облик не оставляет никого равнодушным, порождая у паломников чувство радости, надежды, утешения и душевного мира.

Первоначально Геронтисса находилась в алтаре собора, но после чуда, связанного с кончиной благочестивого игумена, её поместили в храм у северо-восточного столпа, поддерживающего купол собора. Это было сделано для того, чтобы ей могли поклониться и приходящие в монастырь паломники.

«Геронтисса» обновлена и обложена серебряной ризой. По преданию образ был покрыт ризой по велению Самой Богородицы. Сделано это было на пожертвование богатой константинопольской знатной дамы.

Ещё одно чудо Богородица совершила во время страшного пожара 2 декабря 1948 года. Над монастырём появилась туча, пролившая дождь, потушивший огонь.

Множество чудес и исцелений совершалось и продолжает происходить по молитвам перед чудотворной иконой Богоматери «Геронтисса». Пресвятая Богородица многократно являла Своё особое попечение об умирающих старцах, излечивала от различных болезней, в том числе и от рака.

Списки «Геронтиссы» есть во многих храмах Греции, и было замечено, что она исцеляет от бесплодия, помогает при родах, оказывает явную помощь в учёбе.

В России прославился чудотворный список с Геронтиссы, находившийся в Почаевской Успенской лавре. Он был заказан на Афоне Модестом (Стрельбицким), архиеп. Волынским и Житомирским (1889-1902). По прибытии этой иконы в Житомир она была торжественно перенесена в Почаев. 30 мая 1891 г. после литургии в праздник Вознесения Господня икону поместили в алтаре Успенского собора по правую сторону от престола. Начиная богослужение, монахи лавры имели обыкновение испрашивать перед этой иконой благословение Божией Матери.

Другой список с чудотворной иконы находится в Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге. Написан он на Афоне, в самом монастыре Пантократор, а ризой украшен в Греции.

Празднование 4 (17) апреля и 2 (15) декабря

Тропарь, глас 4:

Яко пресветлая звезда,/ просиял Божественными чудесы/ святый образ Твой, Избавительнице,/ лучами благодати и милосердия Твоего/ озарив в нощи скорбей сущих./ Подаждь убо и нам, Всеблагая Дево,/ избавление от бед,/ исцеление недугов душевных и телесных,/ спасение и велию милость.

Кондак, глас 8:

Ко иконе Твоей, Пресвятая Госпоже,/ бедствовавшии с верою притекше,/ заступлением Твоим избавишася от злых,/ но яко Матерь Христа Бога,/ и нас свободи от лютых обстояний,/ временных и вечных, да зовем Ти:/ радуйся, Избавительнице наша от всех бед.

При подготовке материала была использована информация с сайтов:

http://users.sch.gr/aiasgr/Theotokos_Maria/Istorikes_eikones/Panagia_h_Gerontissa.htm

http://www.inagiounikolaoutouneou.gr/apps/gr/spag/gerontissaorous.html

http://www.sestry.ru/church/content/life/monastir/cathedral/events/8/html_id-full

http://www.servitoros.gr/dirfi/view.php/24/377/

1 Правильнее было бы называть этот образ «Герондисса», но мы ориентируемся на сложившуюся в России традицию написания.

http://www.agionoros.ru/docs/597.html
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites