Об уме и душе.

Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, молите Бога о нас.

Об уме и душе.

Поскольку человек создан по образу Божию, его главным качеством является душа и ум. По этой причине мы, как бы это ни было утомительно уделим еще немного внимания этим вопросам, чтобы тем самым пролить дополнительный свет на предмет нашего исследования.

Богоносные отцы разъясняют и говорят, что в Боге есть нечто непознаваемое (это Его сущность), но и нечто познаваемое, а именно Его нетварные энергии, то есть благодать, премудрость, сила, величие. Великий Павел избранный сосуд Божий, назвал все это невидимым, но постигаемым в творениях.: "Ибо невидимое Его и Божество от создания мира через рассматривания творений видимы" [Рим 1,20]

Из красоты и величия чудес природы мы можем почерпнуть различные мысли о Боге и вывести некое особое имя Божие. Мы называем Его Творцом, поскольку Он создатель всех творений. Сильным, поскольку в Его власти создать их и управлять ими. Праведным, поскольку Он - неподкупный Судья.

Всеблагой Бог, создав человека наделил его этими Божественными энергиями, то есть иначи говоря Божественными качествами: "Ибо, когда Бог создал человека, то наделил его своими чувствами и нравами; когда же назначил ум священным владыкой надо всми посредством внутренних чувств, то дал ему закон, дабы он, управляя по этому закону, царствовал властью целомудренной, справедливой, благодетельной и мужественной" [4 Мак 2, 21-23]

Этот текст согласуется с тем о чем мы упомянули выше, говоря об уме, как об оке и питателе души. От его трезвения и внимания зависит все ее внутреннее состояние. И это потому, что ум есть владыка добродетелей и самодержец страстей. [4 Мак 1,30]

По словам Симеона Нового Богослова, человек, будучи создан по образу и подобию Божию, таким образом и сам удостоился чести сочетать в одной душе и ум и разум, то есть целокупное чувство, хотя оно и подразделяется на пять из естественных нужд тела. Сама душа невидима, но действования ее проявляются посредством чувств. С помощью зрения видит не само чувство, а действующая через него душа. Точно также она и слышит и обоняет и испытывает вкус, и различает предметы посредством осязания. В духовных вопросах нет необходимости подразделять это целокупное чувство на пять чувств, словно на пять дверей. В этом нет нужды, поскольку и глазам, ни ушам здесь нечего видеть или слышать. В духовной жизни душа и ум соединяются, и проявляют единое чувство.

Душа, ум и слово едины. И это единое чувствует, рассуждает, как и подобает разумному началу, выдумывает что-либо, обладает памятью, размышляет, желает, хочет, не хочет, любит, ненавидит и тому подобное. По мнению преподобного Симеона, разум и бессмертная душа составляют единое целое внутри которого находятся и действуют все чувства. Тогда то и становится ясным, что существует некое единое чувство, то есть душа. Когда же Бог Святой открывается душе, тогда благодать Божию можно созерцать и ощущать посредством всех чувств.

Результатом веры христиан является душевное здравие. Признак душевного здравия - исправление пяти чувств. Когда же душа освятится во всех пяти чувствах, тогда человек начинает ходить по естеству. Это мнение преподобного Симеона в точности соответствует тому, о чем пишет святитель Григорий Палама в своем слове в защите священно безмолствующих. В этом сочинении святой Григорий передает опыт всех древнейших отцов. Итак он пишет, ссылаясь на преподобного Макария Великого: "Сердце правит всем составом человека, и если благодать овладеет пажитями сердца, она царит над всеми помыслами и телесными членами; ведь все помыслы души - в сердце, так что сердце - сокровищница разумной способности души и главное телесное орудие рассуждения." (Свт. Григорий Палама Триады. с 43)

Святитель Василий Великий в своей беседе "На слова Внемли себе" [Втор 15,9] весьма образно представляет нам, как ум входит в глубину души и анализирует все ее действия и проявления, побуждая нас проявить великую заинтересованность и заботу о том, чтобы преумножить ее красоту добродетелью: "Итак внемли себе то есть внемли не тому, что твое и что около тебя, но одному себе, ибо иное - мы сами; иное - принадлежащее нам, а иное - что около нас. Душа и ум - это мы, поколику сотворены по образу Создавшего; тело и преобретаемые посредством его ощущения - это наше; около же нас - имущества, искусства и прочие удобства жизни.Поэтому что означает слово сие? Не плоти внемли, не за плотскими благами гонись всеми мерами, то есть за здравием, красотою, наслаждением удовольствиями и долголетием; уважай не деньги, не славу, не владычество; не то почитай великим, что служит для временной жизни, и в попечении о сем не будь нерадив о преимущественной своей жизни. Но внемли себе, то есть душе своей. Ее украшай, о ней заботься, чтобы своею внимательностью предотвратить всякую нечистоту, сообщаемую ей пороком, очистить ее от всякого греховного срама, украсить ее и просветлить ее всякою красотою добродетели. Испытай себя самого, кто ты; познай свою природу, познай, что тело твое смертно, а душа бессмертна; что жизнь наша двояка: одна свойственная плоти, скоропреходяща, а другая сродная душе, не допускает предела. Поэтому внемли себе, не останавливайся на смертном, как на вечном, и не призерай вечного, как преходящего" (Свт Васиий Великий Беседы 3)

старец Маркелл ученик Иосифа Исихаста.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU