22-е октября Ап. Иакова Алфеева (I). Прпп. Андроника и жены его Афанасии (V). Прав. Авраама праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р.Х.). Корсунской иконы Божией Матери.



22-е октября 2012г.
(09.10.2012 г. по ст.с.)

понедельник 21-ой седмицы по Пятидесятнице.
Глас 3-й.


Ап. Иакова Алфеева (I).
Прпп. Андроника и жены его Афанасии (V).
Прав. Авраама праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р.Х.).
Мчч. Еввентия (Иувентина) и Максима воинов (361-363).
Св. Поплии исповедницы, диакониссы Антиохийской (ок. 361-363).
Прп. Петра Галатийского (IX).
Корсунской иконы Божией Матери.
Прп. Стефана Нового ( Серб. ).
Свт. Димитрия, патр. Александрийского.
Сщмч. Дионисия, еп. Парижского (ок. 258) ( Кельт. и Брит. ).
Иконы Божией Матери, именуемой «Торопецкая».

Сщмчч. Константина и Петра пресвитеров (1918). Сщмч. Константина пресвитера (1937).

Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – Флп., 248 зач., IV, 10–23. Лк., 33 зач., VII, 36–50. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9–16. Лк., 51 зач., X, 16–21.


Трапеза

Поста нет.


Богослужебные указания

Понедельник. Ап. Иа́кова Алфе́ева.

Прпп. Андрони́ка и жены его Афана́сии.

Прав. Стефа́на Се́рбского.

Совершается полиелейная служба ап. Иакова Алфеева.





СВЯТОЙ ИАКОВ АЛФЕЕВ, АПОСТОЛ ИЗ 12-ТИ
Дни памяти: Июнь 30 (12 ап.), Октябрь 9


Святой апостол Иаков был сыном Алфея и братом апостола и Евангелиста Матфея, прежде бывшего мытарем. Когда Господь наш Иисус Христос, пребывая на земле во плоти, избрал в достоинство апостольское простых и благочестивых людей, чтобы послать их на проповедь Евангелия во вселенную, тогда избрал Он и сего Иакова и, как достойного, причел его к апостольскому лику (Мф.10:3; Мрк.3:18; Лк.6:15). И стал Иаков одним из числа двенадцати апостолов, самовидцем и слугою Христовым, проповедником Его таин и Его последователем1. Приняв с другими апостолами Духа Святого, сошедшего на них в огненных языках2, он отправился к язычникам проповедовать Христа и наставлять заблудших на путь спасения. Разжегшись огнем ревности Божественной, он попалял терния безбожия, сокрушал идолов, храмы их разорял, врачевал различные недуги, отгонял от людей духов лукавых и многое множество людей привел к Христу, чрез что приобрел себе и новое имя: семя Божественное. Ибо он насеял в сердцах человеческих Божие слово, насадил веру и возрастил благочестие: ради сего он и был наименован Божественным семенем.
Обходя многие страны, он сеял семя небесное, собирал жатву спасения человеческого и окончил земное течение свое Христовыми стопами: будучи подражателем Христовых страданий, он предал дух Богу пригвожденным на кресте3.

И было собрано сие Божественное семя, святой Иаков, с плодами, принесенными сторицею, в небесную житницу; там насыщаясь сам видением лица Божия, он и для нас ходатайствует своими молитвами о том же насыщении.

Кондак, глас 2:

Твердо мудрости догматы в душы благочестивых вложившаго, похвалами да ублажим, яко боговещателя вси Иакова: престолу бо славы Владычню предстоя, и со всеми ангелы радуется, моля непрестанно о всех нас.



_______________________________________________________________________

1 Вместе с прочими апостолами Иаков Алфеев был послан Господом на проповедь. Мф.10:3.

2 По вознесении Господнем Иаков Алфеев пребывал вместе с другими апостолами в Иерусалиме в Сионской горнице (Деян.1:13), также как и некоторое время после сошествия Св. Духа (6:2).

3 Ап. Иаков Алфеев совершал апостольское служение сначала в Иудее, потом сопутствовал ап. Андрею Первозванному в Едессу (Едесса – нынешняя Орфа – древний знаменитый город Месопотамии на р. Евфрате), проповедовал учение Христово в Газе (один из самых древнейших городов Филистимских на границе с царством Иудейским, во времена апостольские принадлежавший Сирии) и Елевферополе (город Южной Палестины на дороге между Иерусалимом и Газою) и сопредельных им местах, откуда отправился в Египет и здесь в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиною) запечатлел апостольские труды свои мученическою смертью на кресте.


ИАКОВ АЛФЕЕВ

[греч. ᾿Ιάκωβος τοῦ ῾Αλφαίου], ап. от 12 (пам. 9 окт. и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая). В традиции, отождествляющей его с Иаковом, братом Господним, называется Иаковом Младшим (Minor).

Апостолы Иаков Алфеев, Филипп и Лука. Фрагмент алтарной преграды. 2-я пол. Х в. (Византийский музей, Афины)
В НЗ упоминается во всех списках 12 апостолов, причем всегда на 9-м месте (Мф 10. 3; Мк 3. 18; Лк 6. 15; Деян 1. 13). Свт. Кирилл Александрийский называет родиной И. А. Капернаум (PG. 69. Col. 1156-1157). Судя по тому, что в Мк 2. 14 Матфей мытарь называется Левием Алфеевым, можно предположить, что он был братом И. А., а поскольку о призвании И. А. в Евангелиях ничего не сообщается, то вполне вероятно, что к Иисусу Христу его привел Матфей. Деян 1. 13 сообщают об участии И. А. вместе с другими апостолами в праздновании Пятидесятницы (ср.: Acta Thomae. 1).

Уже с самого раннего времени в церковной письменности делаются попытки отождествить И. А. с др. апостолами, носящими имя Иаков. Так, свт. Иоанн Златоуст (Ioan. Chrysost. In Matth. 32, 3 // PG. 57. Col. 380) считал Иакова Зеведеева и И. А. одним лицом. Иногда И. А. отождествляли c Фаддеем и Левием (Hesych. Alex. Lexicon (Latte)); может быть, именно поэтому Феодорит Кирский называл И. А. мытарем (Theodoret. Interpr. in Ps. 67, 7 // PG. 80. Col. 1380). Однако наиболее частым, а для западной традиции (за исключением блж. Иеронима (PL. 23. Col. 180)) общепринятым стало отождествление И. А. с Иаковом, братом Господним, к-рый хотя и не упоминался в списках апостолов НЗ, но играл важную роль в апостольской общине. На Востоке, вопреки Р. Плотино (Plotino, Cardinali. 1965. P. 403), это мнение разделяли немногие: вероятно, впервые оно встречается в «Очерках» Климента Александрийского (῾Υποτυπώσεις - Euseb. Hist. eccl. II 1. 4), который говорит лишь о 2 Иаковах: Праведном и другом, усеченном мечом. Большинство греч. церковных писателей, упоминавших И. А., умалчивали о его тождестве с др. одноименными апостолами. Предположение Плотино и о первоначальном тождестве И. А. и Иакова, брата Господня (Plotino, Cardinali. 1965. P. 401), и об их разделении только с III в. (ср.: Canones et Decreta Sacrosanti Oecumenici Concilii Tridentini. R., 1834. Sessio XIV: De extrema unctione, can. 1, 3. P. 80) выглядит совершенно безосновательным.

Сведения о дальнейшей судьбе И. А. в церковной письменности крайне скудны. Греч. анонимное Мученичество И. А. (BHG, N 762z) остается неизданным, но, судя по его размеру - в рукописях (2 листа),- оно содержит самые краткие сведения об апостоле. Никита Давид Пафлагон в своем энкомии И. А. (BHG, N 763; опубликовано в PG. 105. Col. 1516-1517) сообщает о его проповеди и столкновениях с язычниками в палестинских городах Элевтерополе, Газе и Тире и смерти на кресте в егип. Острацине.
И. А., из-за смешения с другими Иаковами и Левием Фаддеем, в апостольских списках агиографов (Van Esbroeck. 1994; Виноградов. 2005) либо не встречается вовсе, либо занимает место даже ниже евангельского девятого: с десятого до четырнадцатого (исключение - восьмое в греч. списке Псевдо-Симеона Логофета). Также имя И. А. упоминается и в других апокрифических произведениях, перечисляющих апостолов (напр., Const. Ap. 8, 23; Виноградов. 2005). Ввиду скудости прочего агиографического материала сведения об И. А., содержащиеся в апостольских списках, крайне важны. Они сводятся в основном к следующему: он происходит из колена Манассии (сир. список Le уточняет - из Иордании). Согласно спискам т. н. «2-го сирийского типа» и «византийского типа» (Виноградов. 2005), И. А. принимает смерть в Мармарике (Псевдо-Симеон Логофет уточняет: побит камнями иудеями). Полностью отличные от этой традиции сведения сообщают 2 списка т. н. «1-го сирийского типа»: Lp, Le и, отчасти, армянский - из Cod. Matenadaran 993. Согласно им, И. А. проповедовал в Вост. Сирии: Пальмире (Тадморе), Каллинике (Ракке), Киркесии, Маскане и был убит и погребен в Батнане (греч. Батны, ныне Суруч, Турция), где построил храм и основал апостольскую кафедру. По мнению М. ван Эсбрука (Van Esbroeck. 1983), это предание порождено желанием доказать независимость Церкви Саруга. Арм. список BHO, N 87, равно как и визант. списки, начиная с самых ранних (Turner. 1914), отождествляет И. А. с Иаковом, братом Господним, а BHO, N 91 называет девственником. В греческих списках из кодексов Vat. gr. 1974 и Vat. Pian. gr. 47 братом И. А. называется Иуда. Смешанный Дорофеево-Ипполитов список соединяет сведения о смерти и погребении И. А. в Кесарии и Мармарике. Списки из кодексов Vat. gr. 1967 и 2156 дают не подтверждаемые другими источниками сведения об И. А.: его отца звали Андроном, а мать - Евтихией; он происходил из Иераполя, был камнерезом и умер с перебитыми голенями. В списке из Комментариев на Евангелие от Луки (в катенах) свт. Кирилла Александрийского имя И. А. переводится как «сила хождения жизни», а в двух лат.- как «усиливающий учение» или «обходящий учение» (Capelle. 1926).
В Зап. Церкви память И. А. (отождествляемого с Иаковом, ап. от 70, сщмч.) совместно с ап. Филиппом отмечалась 1 мая (день освящения базилики в честь 12 апостолов на пл. Венеции в Риме). В 1956 г. римский папа Пий XII перенес день памяти И. А. на 11 мая.

Глава И. А. хранится в соборе ап. Марка в Венеции, частица мощей - в базилике свт. Николая Чудотворца в Бари. В ц. Ризоположения на Донской ул. в Москве хранилась икона, в к-рую была вставлена лобовая кость И. А. Икона поступила в храм в 1857 г. от нежинского грека К. А. Буба по благословению свт. Филарета, митр. Московского.


Ист.: SynCP. Col. 121, 206, 781; Capelle B. La liste des apôtres dans un sermon de Maximin // RBen. 1926. Vol. 38. P. 5-15; Leloir L. Écrits apocryphes sur les apôtres. Turnhout, 1986. (CCSA; Vol. 3); Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 312; Van Esbroeck M. Neuf listes d'apôtres orientales // Augustinianum. 1994. T. 34. P. 109-199.





ПРЕПОДОБНЫЕ АНДРОНИК И ЖЕНА ЕГО АФАНАСИЯ
День памяти: Октябрь 9


Преподобные Андроник и жена его Афанасия жили в Антиохии в V веке. Святой Андроник был ремесленником. Свой заработок он делил на три части, одну часть отдавал в церковь, другую - бедным, а третью оставлял для своей семьи. Когда Господь взял у Андроника и Афанасии сына и дочь, благочестивые супруги решили полностью посвятить себя служению Богу, помогая бедным и больным. Вскоре святые супруги отправились в Александрию, и Андроник поступил в скит, а Афанасия - в женский Тавеннисиотский монастырь.

Через 12 лет подвижнической жизни преподобный Андроник пошел в Иерусалим на поклонение святым местам. Ему встретился попутчик - инок Афанасий. Это была Афанасия, которая, предугадывая опасности путешествия, переоделась мужчиной. Они не узнали друг друга, ибо долгие подвиги изменили их облик. Вернувшись из Иерусалима, оба инока поселились в одной келлии и много лет подвизались в безмолвии. После кончины преподобной Афанасии осталась записка, раскрывавшая ее тайну. Вскоре преставился и преподобный Андроник.




Тропарь Андронику Антиохийскому

Пустынный житель и в телеси Ангел /
и чудотворец показался еси, Богоносне отче наш Андрониче, /
постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, /
исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе. /
Слава Давшему тебе крепость, /
слава Венчавшему тя, /
слава Действующему тобою всем исцеления.




ПРАВЕДНЫЙ АВРААМ И ПЛЕМЯННИК ЕГО ЛОТ
День памяти: Октябрь 9

Авраам жил в стране Халдейской, недалеко от Вавилона. Он был потомком Сима и, со всем своим семейством, сохранил истинную веру в Бога. Он был богат, имел много скота, серебра и золота, и много слуг; но не имел детей и скорбел об этом.
Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества. А чтобы оградить его и его потомство от родного ему языческого народа (потому что среди родных людей - язычников скорее можно было научиться идолопоклонству), Бог явился Аврааму и сказал: "Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое. И благословятся в тебе все племена земные", то есть в этом народе - в его потомстве, со временем родится обещанный первым людям Спаситель мира, Который благословит все народы земли.
Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Он повиновался Господу, взял жену свою Сарру, племянника Лота и все имение, которое они приобрели, всех слуг своих, и переселился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанскою и была весьма плодородна. Там жили тогда хананеяне. Это был один из самых нечестивых народов. Хананеяне были потомками Ханаана, сына Хамова. Здесь Господь снова явился Аврааму и сказал: "Всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству". Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву.

После этого земля Ханаанская стала называться обетованною, то есть обещанною, так как Бог обещал дать ее Аврааму и его потомству. А теперь она называется Палестиною. Находится эта земля на восточном берегу Средиземного моря, и по средине ее протекает река Иордан.

Когда стада Авраама и Лота так размножились, что им становилось вместе тесно и между их пастухами стали происходить непрестанные споры, тогда они решили дружелюбно разойтись.
Авраам сказал Лоту: "Да не будет раздора между нами, так как мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня; если ты - направо, то я - налево".

Лот выбрал себе долину иорданскую и поселился в Содоме. А Авраам остался жить в земле Ханаанской и поселился близ Хеврона, у дубравы Мамры. Там около дуба Мамрийского, он раскинул свой шатер и устроил жертвенник Господу. Этот дуб Мамрийский и до сих пор еще растет в Палестине, около города Хеврона.


Спустя немного времени после того, как Лот поселился в Содоме, соседний царь Еламский напал на Содом, разгромил город и взял в плен людей и имущество. В числе пленников был и Лот.

Авраам, узнав об этом, тотчас же собрал своих слуг (318 человек), пригласил на помощь соседей, догнал неприятеля, напал на него и отбил всю добычу.

Когда Авраам возвращался, его встречали с торжеством. Мелхиседек, который был священником Бога Всевышнего и царем Салимским, принес Аврааму в дар хлеб и вино и благословил его.

О Мелхиседеке - его происхождении и смерти ничего неизвестно. Имя Мелхиседек значит царь правды: слово салим значит мир. Мелхиседек прообразовал собою Иисуса Христа: как Мелхиседек был вместе священником и царем, так и Иисус Христос есть Первосвященник и Царь. Как о Мелхиседеке не указано ни начала, ни конца жизни его - он как бы во веки жив, - так и Христос есть вечный Бог, Царь и Первосвященник; и мы называем Иисуса Христа - Первосвященником во век по чину Мелхиседекову. И как Господь наш Иисус Христос дал нам под видом хлеба и вина тело и кровь Свою, т. е. св. причастие, так и Мелхиседек, прообразовавши Спасителя, принес Аврааму хлеб и вино, и как старший благословил Авраама.

Авраам с благоговением принял от Мелхиседека благословение и подарил ему десятую часть своей добычи.


ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. "Бытие": главы 12, 14, 15, 16, 17.


Явление Бога Аврааму в виде трех странников


Однажды, в знойный день, Авраам сидел под тенью дуба, у входа своего шатра, и видит: стоят против него три странника. Авраам любил принимать странников. Он сразу же встал и побежал на встречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищею.


Странники зашли к нему. По обычаю того времени, Авраам омыл им ноги, подал хлеб, тут же приготовленный его женой Саррой, подал масла, молока и лучшего жаренного теленка и стал угощать их. И они ели.

И сказали они ему: "где Сарра; жена твоя?"

Он ответил: "Здесь, в шатре".

И сказал один из них: "через год Я опять буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын".

Сарра, стоявшая сзади у входа в шатер, слышала эти слова. Она засмеялась про себя и подумала: мне ли иметь такое утешение, когда я уже состарилась?

Но странник сказал: "зачем Сарра засмеялась? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок Я буду у тебя и у Сарры родится сын".

Сарра же испугалась и сказала: "я не смеялась".

Но он сказал ей: "нет, ты засмеялась".

Авраам тогда понял, что перед ним не простые странники, а что с ним говорит Сам Бог.

Аврааму в это время было 99 лет, а Сарре 89.



ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. "Бытие": гл. 18, 1-16.



Гибель Содома и Гоморры

Уходя от Авраама, Бог открыл ему, что Он истребит соседние города Содом и Гоморру, так как они самые нечестивые города на земле. В Содоме же жил племянник Авраама, праведный Лот.
Авраам стал умолять Господа, чтобы Он помиловал эти города, если там найдутся пятьдесят праведников.

Господь сказал: "Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то ради них помилую весь город".

Авраам снова спросил: "может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти?"

Господь сказал: "не истреблю, если найду там сорок пять праведников".

Авраам же продолжал говорить с Господом и умолять Его, все уменьшая число праведников, пока не дошел до десяти; он сказал: "Да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять праведников?"

Бог сказал: "Не истреблю и ради десяти". Но в этих несчастных городах жители были так злы и развращены, что там не нашлось и десяти праведных людей. Эти нечестивцы хотели даже надругаться над двумя Ангелами, пришедшими, чтобы спасти праведного Лота. Они уже готовы были выломать дверь, но Ангелы поразили их слепотою, и вывели Лота с его семейством - с женой и двумя дочерьми - за город. Они велели им бежать и не оглядываться назад, чтобы не погибнуть.


И тогда пролил Господь на Содом и Гоморру дождь из серы и огня и истребил эти города и всех людей в них. И опустошил все место это так, что в долине той, где они были, образовалось соляное озеро, известное теперь под именем Мертвого моря, в котором не может жить ничто живое.

Жена же Лотова, когда убегала из города, оглянулась назад, на Содом, и тотчас превратилась в соляной столп.

Тем, что жена Лота оглянулась на Содом, она показала, что жалеет об оставленной греховной жизни - оглянулась, задержалась, - и сразу превратилась в соляной столп. Это строгий урок нам: когда Господь спасает нас от греха, нужно убегать от него, не оглядываться на него, т. е. не задерживаться и не жалеть о нем.



ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. "Бытие": гл. 18, 16-33; 19, 20.


Принесение Исаака в жертву


Через год после явления Аврааму Бога в виде трех странников исполнилось предсказание Господа: у Авраама и Сарры родился сын, которого они назвали Исааком. Аврааму тогда было сто лет, а Сарре девяносто. Они очень любили своего единственного сына.

Когда Исаак вырос, Бог пожелал возвысить веру Авраама и научить через него всех людей любви к Богу и послушанию воли Божией.

Бог явился Аврааму и сказал: "возьми сына твоего единственного Исаака, которого ты любишь, иди в землю Мориа, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу".

Авраам повиновался. Ему было очень жалко своего единственного сына, которого он любил больше, чем самого себя. Но Бога он любил больше всего и верил Ему совершенно, и знал, что Бог никогда и ничего плохого не пожелает. Он встал рано утром, оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух слуг; взял дрова и огонь для всесожжения и отправился в путь.

На третий день пути они пришли к горе, которую указал Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору.

Когда они шли вдвоем на гору, Исаак спросил Авраама: "Отец мой! у нас есть огонь и дрова, а где же агнец (ягненок) для жертвоприношения?"

Авраам ответил: "Господь усмотрит Себе агнца". И шли далее оба вместе и пришли на верх горы, на место, указанное Господом. Там Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник поверх дров. Он уже поднял нож, чтобы заколоть своего сына. Но ангел Господень позвал его с неба и сказал: "Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел единственного твоего сына для Меня".

И увидел Авраам невдалеке барана, запутавшегося кустарнике, и принес его в жертву вместо Исаака.

Принесение Исаака в жертву

За такую веру, любовь и послушание Бог благословил Авраама и обещал, что у него будет потомства так много, как звезд на небе и как песку на берегу моря, и что в его потомстве получат благословение все народы земли, то есть из его рода произойдет Спаситель мира.

Принесение Исаака в жертву было прообразом или предсказанием людям о Спасителе, Который, будучи Сыном Божиим, отдан будет Своим Отцом на крестную смерть, в жертву за грехи всех людей.

Исаак, являясь прообразом Спасителя за две тысячи лет до Рождества Христова, пред-изобразил, по воле Божией, Иисуса Христа. Он так же, как Иисус Христос, безропотно шел на место жертвы. Как Иисус Христос нес на Себе крест, так и Исаак на себе нес дрова для жертвоприношения.


Исаак - прообраз Спасителя

Гора, на которой Авраам приносил в жертву Исаака, получила название горы Мориа. Впоследствии на этой горе был построен царем Соломоном, по указанию Божию, Иерусалимский храм.



ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. "Бытие": гл. 21, 22.




ПОПЛИЯ АНТИОХИЙСКАЯ, ДИАКОНИСА, ИСПОВЕДНИЦА
День памяти: 9 октября

Святая Поплия была в царствование Юлиана диакониссой Антиохийской церкви, славилась своею добродетельною жизнью. В молодости своей она недолгое время пребывала в браке и имела сына Иоанна, который впоследствии был благочестивым пресвитером. По смерти мужа она собрала у себя лик девственниц1, с которыми славословила Господа. Однажды она с этими девственницами пела утреню; между прочим, они громогласно воспели псалом: «Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них...» (Пс.134:15-18). Случайно в то время мимо проходил прибывший в Антиохию император, и, услышав сие пение, приказал замолчать. Но Поплия начала петь еще громче. Тогда разгневанный император велел привести к себе начальницу хора и приказал каждому из сопровождавших его воинов бить ее по лицу. Святая в это время бестрепетно обличала Юлиана в безбожии и говорила, что считает истину Божию выше всего. Наконец она была отпущена в свой дом, где по прежнему продолжала воспевать Бога вместе с своими девственницами. Вскоре после сего она с миром предала дух свой Господу2.

________________________________________________________________________

1 В древней Церкви, еще до появления женских иноческих обителей и в первое время их существования был особый класс дев, посвящавших себя всецело служению Богу и дававших обет девства. Такие лица назывались девственницами, и они пользовались в Церкви большим уважением и считались ее украшением.

Они собирались для подвигов безмолвия, Богомыслия и молитвы в частных домах под руководством опытных в духовной жизни стариц – наставниц. Весьма часто Церковь поручала их руководству и надзору наиболее уважаемых из диаконисс.

2 † в начале 2-й половины IV века.



ПЕТР ГАЛАТИЙСКИЙ, КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ, ПРП.
День памяти: 9 октября

Святой Петр, в мире Леонтий, жил в царствование императора Феофила1, и происходил из Галатии2, от родителей Феофила и Евдокии. Он отличался прекрасною и величественною наружностью и большою телесною силою, за что и выбран был в царские комиты3 и удостоен от императора различных воинских почестей. Но недолго пробыл Леонтий на службе. Оставив все, он устремился к иноческому житию и принял пострижение, с именем Петра, в одном монастыре, называвшемся Дафнеон4. Затем он отправился в Ольвию5, обошел различные святые места6, был в Лаодикии и Атталии7, мужественно перенося трудности путешествия и опасности со стороны магометан, и потом опять возвратился в Ольвию. Конец жизни он провел, уже в царствование Василия Македонянина8, в обители св. Фоки9, в коей после многих иноческих подвигов, с миром предал дух свой.

________________________________________________________________________

1 Феофил – Византийский император от 829 до 832 г., известный иконоборец.

2 Галатия – небольшая гористая провинция Малой Азии, лежащая между Фригией, Вифинией, Понтом и Каппадокией.

3 Комитами назывались первоначально спутники высшей чиновной особы в провинции, а позднее спутники императоров, составлявшие их приближеннейшую свиту. Со времен Константина Великого это наименование стало титулом всех придворных и государственных чинов, хотя бы они и не принадлежали к императорской свите.

4 Монастырь сей находился около Антиохии Сирийской и получил свое наименование от предместья города Дафны, где был расположен.

5 Ольвия – ныни Астак – город в северо-западной области Вифинии.

6 Здесь разумеются, главным образом, места Палестины, освященные жизнью, учением, страданиями и крестною смертью Спасителя.

7 Под Лаодикией здесь, вероятно, разумеется главный, некогда цветущий город Фригии, при р. Ликусе. Атталия – ныне Адалия – прибрежный город Памфилии.

8 Василий Македонянин – Византийский император с 867 по 886 г.

9 Монастырь св. священномученика Фоки находился в Константинополе.



ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ: КОРСУНСКАЯ
День празднования: 9 октября

В Ефесе хранилась икона Божией Матери, по преданию написанная святым евангелистом Лукой. В 988 году, 9 октября, список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а оттуда - в Москву, в Кремлевский Успенский собор, где обреталась за престолом.
Другое сказание о подобном (или том же самом ) образе Божией Матери гласит, что он был принесен из Греции в Россию в 1162 году преподобной Предиславой, в монашестве Евфросинией, дочерью Полоцкого князя Георгия. Святая княжна Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель. Когда обитель возросла, Евфросиния соорудила новую церковь в честь Пресвятой Богородицы и пожелала украсить ее древнейшим образом Богоматери, происхождение которого рассказы путешественников и предание возводили к евангелисту Луке. Она решилась приобрести икону через посредство родственного полоцким князьям царствовавшего тогда греческого дома Комнинов. Со своим слугой Михаилом она отправила богатые дары греческому императору Мануилу и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать эту икону. Святой образ был отправлен на Русь из Ефеса. Украсив образ золотом, серебром и драгоценными каменьями, она в 1173 году поставила его в храме Богоматери. Здесь икона находилась более 60 лет, источая исцеления всем с верою притекавшим к молитвенному предстательству Божией Матери. По одной версии эта Ефесская икона Божией Матери получила название Корсунской не в честь города Корсунь, а ввиду того что в те времена слово «корсунский» было синонимом прилагательного «красивый». По другой, икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив название Корсунской.
Ефесская-Корсунская икона в Торопце

В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава, Александра, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского, увезла Корсунскую икону из Полоцка в город Торопец Псковской епархии. Специально для иконы был выстроен каменный Корсунско-Богородицкий собор.

Икона несколько раз спасала город от набегов литовцев и от эпидемий. В 1812 году, когда к Торопцу приближались французы, горожане вынесли образ на окраину города. Вскоре пришла весть о том, что войска Наполеона неожиданно изменили маршрут и обошли город стороной. Корсунская икона пробыла в Псковской губернии вплоть до начала XX века, помещаясь в иконостасе Воскресенского собора, в резном киоте.

Корсунская
После революции 1917 года, торопецкие церкви подвергли уничтожению: одни взрывали, другие переоборудовали под склады. Духовенство Корсунского собора успело передать Ефесскую икону в новообразованный музей, который тоже разместили в церкви. Однако работники музея опасались за судьбу святыни и обратились в Русский музей Ленинграда с просьбой забрать ее, что и было исполнено в 1936 году.

Специалисты принялись реставрировать икону сразу после того, как она к ним поступила, и «увлеклись», счистив то что они считали копотью, и что на самом деле являлось темной кожей Богоматери и Богомладенца, как они писались на древних византийских иконах.

После падения советского строя в музей стали неоднократно обращаться представители Церкви из Полоцка и из Торопца, надеясь вернуть святыню. Но музей отказался возвращать икону, говоря что она является "национальным достоянием и не может быть отчуждена". Вместо этого верующим предлагали сделать с нее список. Святыня и поныне остается в фонде Санкт-Петербургского Русского музея.
Есть несколько чудотворных списков с Корсунской иконы: в Нижегородском Благовещенском соборе, писанная в 995 году, в приходских церквах города Корсуня Симбирской епархии и села Глинкова Владимирской епархии, близ Сергиевой Лавры. (Бухарев, И., прот., Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, Москва: Изд-во "Аксиос", 2002, "Октябрь")





ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ "ТОРОПЕЦКАЯ"

Память 9 октября (по ст.ст.)


Название происходит от города Торопец в Тверской области, где расположен Свято-Тихоновский женский монастырь. По преданию, это именно та Корсунская, которую в конце XII века в Россию перенесла полоцкая княжна Предислава, в иночестве Евфросиния, получив её в подарок от греческого императора.

В 1239 году князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава в городе Торопце. Княжна взяла с собой из Полоцка икону Богородицы и поставила её в Торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ находился под именем Корсунского много веков. Летописи сохранили описание помощи Божией Матери защитникам города через Её Корсунскую икону в 1611 году во время нашествия польского войска под предводительством Льва Сапеги. Чудотворный образ не раз спасал город и во время войны с Наполеоном, и от эпидемий 1831, 1853 и 1898 годов. После революции древний образ был изъят в Государственный Русский музей.

Празднование Торопецкому образу установлено в тот же день, что и Корсунской иконе Пресвятой Богородицы – 22 октября (9 октября по старому стилю).

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Лилия Никул »» | 21.10.2018 14:42
  
0
Молитва
О, Всемилостивая Госпоже, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, Небесе и земли Царице, града нашего всемощная Заступнице. С верою и любовию припадаем и поклоняемся Тебе пред Святою и пречистою Твоею чудотворною иконою, Ею же дивные и преславные чудеса содеваеши. О, Всемилостивая наша Заступнице и непостыдное наше упование, благодарим Тя о всех благодеяниих от Тебе, бывших на нас от древних времен и до ныне.

И ныне мы грешнии, воспоминающе, дивное знамение Твоего заступления града нашего Изборска, явленное, во дни ратнаго на сей град нашествия, смиренно молим Тя: яко же древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси и люди изборския от бед спасла еси и многие знамения и чудеса являла еси, так и ныне, Преблагословенная Владычице призри на нас немощных и грешных раб Своих. Сподоби Твоего Матернего заступления и благопопечения, о еже избавитися нам от всякого зла.

Но, о, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадаем пред Честною иконою Твоею и умиленною душею и сокрушенным сердцем со слезами молим Тя: отврати от нас, Всемилостивая наша Помощнице и Заступнице, праведный гнев Божий на ны движимый и избави, нас, от глада, града, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобные брани. Храм и град сей добре сохрани и верою живущих зде в мире соблюди. Буди нам Заступнице и Ходатаице пред Престолом Всевышнего, идеже предртоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Пресвятая Мати Дево! Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Царице и Владычице! Под Твой Покров притекаем. Молитвами Твоими ниспосли Отечеству нашему мир, людем здравие и земли плодоносие, воздуху благорастворение. Избави нас от падений греховных, от навета злых человек, скорбей, бед и внезапный смерти. Вразуми нас, о Всемилостивая Заступнице, како безгрешно прейти путь земного сего жития. Ты бо веси немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру зриши и упование видиши.

Даруй же нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховной жизни и оставление прегрешений. Укрепи в нас Православную веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух кротости и смирения, дух любви и терпения, в добрых делах преуспеяние.

В Страшный же день суда Божия, Твоим молитвенным ходатайством и заступлением о, Пречистая Владычице, сподоби нас стать одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и в бесконечные веки. Аминь.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites